УДК 343.8+343.21
Н. В. Ольховик
НЕПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ САНКЦИИ В РОССИИ: ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
В статье определяются тенденции, проблемы и перспективы развития уголовного и уголовно-исполнительного законодательства России о наказаниях и иных мерах уголовно-правового характера без изоляции осужденного от общества. Обосновывается необходимость индивидуализации исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового характера применительно к отдельным уязвимым группам осужденных; создание действующего механизма обеспечения исполнения осужденными требований порядка и условий исполнения наказаний без изоляции от общества, а также режима испытания при условном осуждении, условно-досрочном освобождении и отсрочке отбывания наказания. Вопросы контроля за поведением осужденных без изоляции от общества, розыск осужденных, скрывшихся от контроля уголовно-исполнительных инспекций, посещение осужденных по месту жительства и месту работы, доставление осужденных-нарушителей в инспекцию, в суд следует включить в предмет взаимодействия ФСИН и МВД России. Органы службы занятости должны участвовать в организации исполнения наказаний, связанных с трудом. Штатная численность сотрудников уголовно-исполнительных инспекций должна определяться не только по количеству осужденных, состоящих на учете, но и учитывая время, затрачиваемое сотрудниками на выполнение основных функций, размеры территории, обслуживаемой инспекцией, и годовой эффективный фонд времени работы одного инспектора. Должны быть созданы организационно-правовые механизмы привлечения общественных наблюдательных комиссий к деятельности уголовно-исполнительных инспекций.
Ключевые слова: непенитенциарные санкции; наказания без изоляции от общества; порядок и условия отбывания наказания; участие общественности.
N. V. Olkhovik
NON-PENAL SANCTIONIS IN RUSSIA: TRENDS, PROBLEMS, PROSPECTS
The article defines the tendencies, problems and prospects of development of criminal and criminal-executive legislation of Russia on penalties and other measures of criminal law without isolation of the convict from society. The author proves necessity of individual-ization ofpunishments' execution and other measures of criminal law in relation to certain vulnerable groups of convicts; creation of a working mechanism to enforce the requirements and conditions of execution of punishments without isolation from society by the convicts, as well as period of probation of the suspended sentence, parole and postpone punishment. Issues of control over the behavior of convicts without isolation from society, search of convicted, absconded from the control of criminal-executive inspections, attendance convicts at the place of residence and place of work, delivering convicted violators to the inspection, the court should be included in the subject of cooperation of the Federal
© Ольховик Н. В., 2018 © Olkhovik N. V., 2018
Penal Service of Russian Federation and the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. Employment agencies must be involved in the organization of the penal-related work. The staff of the penal inspections should be determined not only by the number of convicted persons who are registered but also, by time spent by employees to perform basic functions, the size of the territory served by the inspection, and effective annual fund operating time of one inspector. It is necessary to create organizational and legal arrangements for the involvement ofpublic monitoring commissions to penal inspections.
Keywords: non-penal sanctions; alternatives to imprisonment; procedure and conditions of serving the sentence; public participation.
1. Тенденции развития уголовного и уголовно-исполнительного законодательства России о наказаниях и иных мерах уголовно-правового характера без изоляции осужденного от общества
1.1. За последние пятнадцать лет в России в уголовном законодательстве России наметилась устойчивая тенденция на расширение применения альтернатив лишению свободы, которая выражается в:
- появлении новых наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества (обязательные работы — в 2005 г.; ограничение свободы — в 2010 г., принудительные работы — в 2017 г.);
- появлении новых мер, предусмотренных уголовным законом (иные меры уголовно-правового характера);
- закреплении альтернативных санкций в подавляющем большинстве норм Особенной части УК РФ.
1.2. В то же время эта тенденция, как представляется, сопровождается не либерализацией уголовного законодательства России, а стремлением провести строгую дифференциацию и индивидуализацию уголовной ответственности в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного и других обстоятельств, подлежащих учету судом. Это нашло свое выражение в:
- дифференциации размеров уголовного наказания в виде штрафа от
слишком маленьких до весьма значительных;
- повышении срока уголовного наказания в виде обязательных работ;
- расширении оснований для назначения уголовного наказания в виде исправительных работ подсудимым, как работающим, так и не работающим к моменту осуждения;
- установлении новых ограничений применения условного осуждения;
- усилении содержания условного осуждения за счет закрепления обязательности возложения обязанностей на всех осужденных;
- дифференциации реализации отсрочки отбывания наказания;
- ужесточении условий применения условно-досрочного освобождения, замены наказания более мягким видом лицам, представляющим повышенную общественную опасность (например, совершившим преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних).
1.3. Нельзя не отметить и развитие восстановительной (компенсационной) функции наказаний и иных мер уголовно-правового характера, которая выражается в закреплении обязанности условно осужденных и осужденных к реальному лишению свободы возместить причиненный преступлением вред в качестве обстоятельства, которое учитывается при освобождении от наказания (ст. 79 УК РФ), а уклонение — является основанием для продления
испытательного срока или отмены условного осуждения.
1.4. Укрепление межведомственного взаимодействия при исполнении наказаний и иных мер уголовно-правового характера нашло выражение в принятии ряда совместных приказов по взаимодействию между Федеральной службой исполнения наказаний и Министерством внутренних дел Российской Федерации (приказ МВД России и ФСИН России от 04.10.2012 № 190/912 «Об утверждении Регламента взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений», Следственным комитетом Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (приказ Минюста России, МВД России, СК России, ФСБ России, ФСКН России от 11.02.2016 № 26/67/13/105/56 «Об утверждении Порядка осуществления контроля за нахождением подозреваемых или обвиняемых в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений»), подразделениями по вопросам миграции территориальных органов внутренних дел (ранее — Федеральной миграционной службой) (приказ Минюста России, ФМС России от 07.10.2008 № 225/240 «Об утверждении Регламента взаимодействия Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной миграционной службы, их территориальных органов по контролю за исполнением вынесенных Министерством юстиции Российской Федерации решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без
гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы»).
2. Правовые проблемы применения наказаний и иных мер уголовно-правового характера без изоляции осужденных от общества
Несовершенство уголовно-правовой и уголовно-исполнительной регламентации наказаний и иных мер уголовно-правового характера без изоляции от общества обусловлено недостаточной разработкой социально-криминологических основ уголовно-правовых санкций и влечет отрицательные последствия, подрывающие их систему [1, с. 96].
Представляется, что весьма солидный перечень отрицательных последствий, обозначенный В. А. Уткиным, следует дополнить еще двумя группами:
- отсутствием индивидуализации исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового характера применительно к отдельным уязвимым группам осужденных (несовершеннолетние, женщины, лица без определенного места жительства, иностранцы и т. д.). Так, с 1 января 2015 г. иностранные граждане, осужденные к исправительным работам, могут быть трудоустроены только при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента. Если к этому добавить, что значительное число иностранных граждан, осуждаемых судами к наказаниям и мерам уголовно-правового характера, не связанными с лишением свободы, находятся в Российской Федерации незаконно, не имея на руках никаких разрешительных документов, то вряд ли назначенное им наказание может быть исполнено;
- отсутствием действующего механизма обеспечения исполнения осужденными требований порядка и условий исполнения наказаний без изоляции от общества (непенитенциарного режима), а также режима испытания при условном осуждении и отсрочке отбывания наказания.
Во-первых, это выражается в отсутствии общих уголовно-правовых средств обеспечения порядка исполнения уголовного наказания в виде запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенного в качестве основного наказания, так как действующее уголовное законодательство не предусматривает возможности замены этого наказания более строгим в случае злостного уклонения осужденного от исполнения требований приговора суда.
Во-вторых, низкой эффективностью некоторых специальных уголовно-исполнительных средств, обеспечивающих установленный для осужденных непенитенциарный режим (угрозы не засчитать время неисполнения осужденным требований приговора суда в срок назначенного ему лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью либо не засчитать в срок исправительных работ время, в течение которого удержания из заработной платы осужденного не производились, либо возложить на осужденного к исправительным работам, нарушившего порядок и условия отбывания наказания, обязанность являться для регистрации до двух раз в месяц) и режим испытания (угрозы вынесения предупреждения за неисполнение обязанностей, предусмотренных ст. 188 УИК РФ ).
В-третьих, отсутствием в механизме обеспечения непенитенциарного режима средств, которые опосредованно оказывают воздействие на обеспечение воспитательно-предупредительного процесса, поскольку они стимулируют поведение осужденных в ожидаемом со стороны государства направлении (возможность сокращения размеров штрафа либо условно-досрочного освобождения от отбывания от других наказаний без изоляции от общества).
В-четвертых, существующими проблемами организационно-обеспечительных средств, приводящих в движение весь комплекс правовых средств, которые являются структурными элементами непенитенциарного режима или режима испытания (контроль за осужденными без изоляции от общества, проведение воспитательной работы с осужденными к исправительным работам, ограничению свободы и лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, оказание помощи некоторым уязвимым группам осужденных).
В-пятых, отсутствием средств обеспечения привлечения осужденных к соблюдению установленного для них порядка и условий исполнения наказания (специальных средств обеспечения явки осужденного в уголовно-исполнительную инспекцию для постановки на учет).
3. Перспективы развития законодательства и правоприменительной практики применения непенитенциарных санкций связаны с необходимостью решения тех правовых проблем, которые уже обозначались в научной литературе и должны выражаться в исключении из Уголовного кодекса заведомо «мерто-ворожденных» наказаний (арест, принудительные работы); в приведении в соответствие легальной и фактической репрессивности штрафа, обязательных и исправительных работ (штраф в крупном размере должен находиться перед лишением свободы в лестнице наказаний); в пересмотре содержания и основания назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, в исключении возможности его назначения в качестве дополнительного наказания на срок до 20 лет, как затрагивающего права не только осужденного, но и его близких; в уточнении содержания ограничения свободы, так чтобы оно не
конкурировало с условным осуждением и административным надзором.
В уголовно-исполнительном законодательстве следует:
- индивидуализировать исполнение наказаний и иных мер уголовно-правового характера применительно к отдельным уязвимым группам осужденных (несовершеннолетние, женщины, лица без определенного места жительства, иностранцы и т. д.);
- создать действующий механизм обеспечения исполнения осужденными требований порядка и условий исполнения наказаний без изоляции от общества (непенитенциарного режима), а также режима испытания при условном осуждении, условно-досрочном освобождении и отсрочке отбывания наказания;
исполнительных инспекциях, а также технический персонал;
- предусмотреть формы развития дополнительного профессионального образования сотрудников уголовно-исполнительных инспекций посредством взаимодействия ведомственных и гражданских вузов;
- вопросы контроля за поведением осужденных без изоляции от общества вообще и контроля за осужденными к ограничению свободы в особенности, вопросы розыска осужденных, скрывшихся от контроля уголовно-исполнительных инспекций, посещение осужденных по месту жительства и месту работы, доставление осужденных-нарушителей в инспекцию, в суд, включить в предмет взаимодействия ФСИН и МВД России;
- на федеральном уровне дополнить существующий регламент механизмами взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций и органов миграционной службы по вопросам паспортизации осужденных, контроля за осужденными-иностранцами;
- включить органы службы занятости в число субъектов, участвующих в организации исполнения наказаний в виде обязательных и исправительных работ, в части определения организаций, в которых эти наказания могут отбываться;
- предусмотреть организационно-правовые механизмы привлечения общественных объединений к деятельности уголовно-исполнительных инспекций.
Литература
Уткин, В. А. Система непенитенциарных санкций и ее социально-криминологические основы // Альтернативы юридической ответственности как способы преодоления правовых конфликтов : сборник трудов регион. научн.-практ. конф., 13-14 апреля 2006 г. / НФИ КемГУ. — Новокузнецк, 2007. — С. 95-99.
при определении оптимальной численности инспекторов и старших инспекторов уголовно-исполнительных инспекций следует учитывать не только количество осужденных, состоящих на учете, но и время, затрачиваемое сотрудниками на выполнение основных функций, размеры территории, обслуживаемой инспекцией, и годовой эффективный фонд времени работы одного инспектора. Такой подход позволяет оптимизировать численность сотрудников — непосредственных исполнителей, исключая руководителей и работников, осуществляющих счетно-бухгалтерские, делопроизводственные, снабженческо-бытовые и административно-хозяйственные функции в уголовно-
References
1. Utkin V.A. Sistema nepenitenciarnyh sankcij i ee social'no-kriminologicheskie osnovy [The system of non-penal sanctions and its social and criminological foundations] // Al'ternativy juridicheskoj otvetstvennosti kak sposoby preodolenija pravovyh kon-fliktov [Alternatives to legal liability as a means of overcoming the legal conflict]: proceedings of the region. scienc.-pract. conf., on April 13-14, 2006 / NFI KemSU. Novokuznetsk, 2007. P. 95-99.
Сведения об авторе
Ольховик Николай Владимирович: Национальный исследовательский Томский государственный университет (г. Томск, Российская Федерация), доцент кафедры уголовного права юридического института, кандидат юридических наук, доцент. E-mail: lawtsu@rambler.ru.
Information about the author
Olkhovik Nikolay Vladimirovich: National Research Tomsk State University (Tomsk, Russia), assistant professor of the criminal law department of the law institute, candidate of law, assistant professor. E-mail: lawtsu@rambler.ru