Государственная служба и кадры. 2021. № 4. С. 148—150. State service and personnel. 2021;(4):148—150. Научная статья
УДК 343.848.5 NIION: 2012-0061-04/21-033
https://doi.org/10.24411/2312-0444-2021-4-148-150 MOSURED: 77/27-008-2021-04-233
К проблеме соблюдения законности в деятельности уголовно-исполнительных инспекций при осуществлении контроля
за условно осужденными
Ватан Вагифович Асадов
Псковский филиал Академии ФСИН России, Псковская область, Псков, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье анализируется проблема соблюдения законности в деятельности уголовно-исполнительных инспекций при осуществлении контроля за условно осужденными. Рассмотрены ключевые факты нарушения законности в деятельности уголовно-исполнительных инспекций при контроле за условно осужденными.
Ключевые слова: уголовно-исполнительные инспекции, условно осужденные, законность, надзор, повторные преступления, предупредительно-профилактические меры.
Для цитирования: Асадов В.В. К проблеме соблюдения законности в деятельности уголовно-исполнительных инспекций при осуществлении контроля за условно осужденными // Государственная служба и кадры. 2021. № 4. С. 148—150. https://doi.org/10.24411/2312-0444-2021-4-148-150.
Original article
On the problem of compliance with the Rule of Law in the Activities of penal enforcement inspections when monitoring probation prisoners
Vatan V. Asadov
Pskov Branch of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, Pskov Region,
Pskov, Russia, [email protected]
Abstract. The article analyzes the problem of compliance with the rule of law in the activities of criminal enforcement inspections when monitoring probation prisoners. The key facts of violation of the rule of law in the activities of the UII during the control of probation prisoners are considered.
Keywords: penal enforcement inspections, probation prisoners, legality, supervision, repeated crimes, preventive and preventive measures.
For citation: Asadov V.V. On the problem of compliance with the Rule of Law in the Activities of penal enforcement inspections when monitoring probation prisoners // State service and personnel. 2021;(12):148—150. (In Russ.). https:// doi.org/10.24411/2312-0444-2021-4-148-150.
В настоящее время в деятельности уголовно-исполнительной системы (УИС) особое внимание уделяется обеспечению законности, в том числе при исполнении наказаний и мер уголовно-правового характера, не связанных с изоляцией осужденного от общества [2]. Особую роль в обеспечении соблюдения законности играют органы прокуратуры.
Прокурорский надзор — это самостоятельный вид государственной деятельности, осуществляемой от имени Российской Федерации и состоя-
© Асадов В.В., М., 2021.
щей в проверке точности исполнения законов, действующих на ее территории. Предметом надзора за исполнением законов является законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы (ст. 32 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-1) [1].
По целям и задачам, которые ставит прокурор для осуществления своих полномочий, его требования разделяют [3, с. 102] на: устанавливающие факт нарушения закона; выявляющие лиц, его совершивших, и обосновывающие его виновность; направленные на устранение выявленного право-
№ 4/2021
Уголовно-правовые науки
нарушения и наказание виновных; направленные на предупреждение нарушений закона.
Как показал опрос сотрудников уголовно-исполнительных инспекций (УИИ), уровень обеспечения законности при исполнении наказаний и мер уголовно-правового характера, не связанных с изоляцией осужденного от общества, остается недостаточно высоким.
Так, по мнению примерно трети опрошенных сотрудников УИИ (33,4% опрошенных), в практической деятельности нарушения законности зачастую становятся известными, когда совершаются преступления. Более половины сотрудников УИИ (51,7%) полагают, что показатели нарушения законности были бы выше, если бы их не укрывали и не искажали отчетные сведения.
Анализ официальных данных ФСИН России показывает, что ежегодно высоким остается количество актов прокурорского реагирования, поступивших на нарушения законности в деятельности УИИ.
Так, в 2020 г. в адрес территориальных органов ФСИН России, а также непосредственно в УИИ и их филиалы, исправительные центры (ИЦ) и изолированные участки, функционирующие как исправительные центры (УФИЦ), поступило 4484 акта прокурорского реагирования.
В представлениях и протестах прокуроров зафиксированы 9962 случая нарушений законности при исполнении наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества. Больше всего таких фактов — 3042 (30,5%) выявлено в отношении условно осужденных.
В настоящее время условно осужденные остаются самой многочисленной категорией осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера, не связанным с изоляцией осужденного от общества: в 2020 г. на учете УИИ состояло 240 118 (или 51,8% от общего числа осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера, не связанным с изоляцией осужденного от общества) [7].
Важно подчеркнуть, что наибольшее количество повторных преступлений совершается условно осужденными: ежегодно около 15% условно осужденных снимаются с учета УИИ в связи с отменой условного осуждения и исполнением наказания, назначенного приговором суда, а также по причине осуждения за совершение повторного преступления. Именно это позволяет говорить об упущениях в предупредительно-профилактической работе с условно осужденными.
В ходе проведения служебных проверок по фактам совершения повторных преступлений установлено, что причинами, способствующими совершению осужденными, состоящими на уче-
те УИИ, повторных преступлений, как правило, выступают: отсутствие постоянного места работы и, как следствие, отсутствие стабильного дохода; алкогольная или наркотическая зависимость; социальная среда.
По мнению сотрудников УИИ, рост актов прокурорского реагирования на нарушения в деятельности УИИ и среднего показателя соотношения представлений прокуратуры с количеством УИИ по России вызван:
■ ненадлежащим исполнением требований ст. 21 УИК РФ о ведомственном контроле за работой УИИ, ИЦ (УФИЦ), что свидетельствует о недостаточной эффективности деятельности отделов (отделений, групп) по контролю за исполнением наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, территориальных органов ФСИН России;
■ недостаточным контролем за поведением осужденных, совершающих повторные преступления;
■ несвоевременным принятием к осужденным, злостно нарушающим порядок и условия отбывания наказаний, предупредительно-профилактических мер.
В результате проведения проверок выявлены следующие факты нарушения законности в деятельности УИИ при контроле за условно осужденными.
1. Непринятие своевременных мер в отношении условно осужденных, нарушающих порядок отбывания наказания и не исполняющих возложенные судом обязанности.
Так, в отношении условно осужденных, допустивших неисполнение возложенных обязанностей, нарушения общественного порядка, повлекшие за собой применение административного наказания, не направлялись материалы в суд для решения вопроса о продлении испытательного срока, возложении дополнительных обязанностей либо отмены условного осуждения и исполнении реального лишения свободы. В этом случае профилактическая работа сводится к составлению и приобщению к делу формальных, однотипных справок, которые отличаются друг от друга только датой оформления.
Кроме того, выявляются факты ненадлежащего контроля за поведением условно осужденных, они часто выражаются в том, что с условно осужденным, имеющим криминальную направленность, профилактическая работа сотрудниками УИИ и участковым уполномоченным полиции не проводится или проводится формально, что в последующем приводит к совершению нового преступления.
Отмечается также отсутствие контроля со стороны УИИ за исполнением возложенной на осуж-
№ 4/2021
денного судом обязанности пройти курс лечения от наркомании и алкоголизма; кроме того, в делах осужденных отсутствуют сведения о прохождении курса лечения, имеются факты неинформирования учреждения здравоохранения о возложении обязанности пройти курс лечения от наркомании условно осужденными.
2. Ненадлежащее взаимодействие УИИ с органами внутренних дел при осуществлении контроля за условно осужденными [5], в том числе связанное с проблемами планирования [4].
3. Нарушения закона при организации и проведении первоначальных розыскных мероприятий в отношении условно осужденных, уклоняющихся от контроля со стороны УИИ. В частности, в представлениях указываются факты затягивания времени при принятии решения о начале первоначальных розыскных мероприятий, нарушениях сроков и низкой эффективности их проведения, ненадлежащего взаимодействия с подразделениями розыска территориальных органов уголовно-исполнительной системы и полиции.
Таким образом, УИИ особое внимание должны уделять работе с условно осужденными, входящими в группу риска [6]. Реализация предупредительно-профилактических мер в отношении условно осужденных позволит снизить количество фактов нарушения законности в деятельности УИИ.
Список источников
1. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (действ. ред.) // URL: http://www.consultant.ru (Дата обращения: 17.10.2021)
2. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы на период до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.04.2021 № 1138-р // URL: http://www.consultant.ru (Дата обращения: 17.10.2021)
3. Сабуров P.C. Особенности требований прокурора в актах прокурорского реагирования // Закон и право. 2011. № 7. С. 101—104.
4. Смирнова И.Н. Проблемы организации совместного планирования уголовно-исполнительных инспекций с органами внутренних дел // Закон и право. 2016. № 2. С. 122—124.
5. Смирнова И.Н., Минаева И.С. Организационные аспекты предупреждения повторных пре-
ступлений осужденных без лишения свободы в рамках совместной работы уголовно-исполнительных инспекций и органов внутренних дел // Ев-раз. юрид. журнал. 2021. № 9 (160). С. 274—275.
6. Смирнова И.Н., Семенова Н.В. Состояние организации деятельности уголовно-исполнительных инспекций по профилактике преступлений осужденных без лишения свободы, включенных в группу риска // Вестник Рос. ун-та кооперации. 2017. № 4 (30). С. 129—131.
7. Характеристика лиц, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях // Федеральная служба исполнения наказаний: Сайт // URL: https://fsin.gov.ru (Дата обращения: 17.10.2021)
References
1. On the Prosecutor's Office of the Russian Federation: Federal Law № 2202-1 of 17.01.1992 (current edition) // URL: http://www.consultant.ru (Accessed: 17.10.2021)
2. On the Concept of the development of the penal enforcement system for the period up to 2030: Decree of the Government of the Russian Federation dated 04/29/2021 № 1138-r // URL: http:// www.consultant.ru (Accessed: 17.10.2021)
3. Saburov R.S. Features of the prosecutor's requirements in the acts of the prosecutor's response // Law and legislation. 2011. № 7. Pp. 101—104.
4. Smirnova I.N. Problems of organization of joint planning of penal enforcement inspections with internal affairs bodies // Law and legislation. 2016. № 2. Pp. 122—124.
5. Smirnova I.N., Minaeva I.S. Organizational aspects of the prevention of repeated crimes of convicted persons without deprivation of liberty within the framework of joint work of penal enforcement inspections and internal affairs bodies // Eurasian Legal Journal. 2021. № 9(160). Pp. 274—275.
6. Smirnova I.N., Semenova N.V. The state of the organization of the activities of criminal enforcement inspections for the prevention of crimes of convicted persons without deprivation of liberty included in the risk group // Bulletin of the Russian University of Cooperation. 2017. № 4(30). Pp. 129—131.
7. Characteristics of persons registered in the criminal enforcement inspections // Federal Penitentiary Service: website. Access mode: URL: https://fsin.gov.ru (Accessed: 17.10.2021).
Информация об авторе
Асадов В. В. — кандидат юридических наук
Information about the author
Asadov V.V. — candidate of law
Статья поступила в редакцию 08.11.2021; одобрена после рецензирования 25.1 1.2021; принята к публикации 30.11.2021.
The article was submitted 08.11.2021; approved after reviewing 25.11.2021; accepted for publication 30.11.2021.
№ 4/2021