Научная статья на тему 'Исполнение правовой миссии полицейской организацией государств Союза Бенилюкс в условиях террористической угрозы и связанных с ней ограничений прав и свобод граждан'

Исполнение правовой миссии полицейской организацией государств Союза Бенилюкс в условиях террористической угрозы и связанных с ней ограничений прав и свобод граждан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
188
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кислухин Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исполнение правовой миссии полицейской организацией государств Союза Бенилюкс в условиях террористической угрозы и связанных с ней ограничений прав и свобод граждан»

В.А. Кислухин

Кислухин Владимир Александрович — кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин

Волго-Вятский институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Исполнение правовой миссии полицейской организацией государств Союза Бенилюкс

в условиях террористической угрозы и связанных с ней ограничений прав и свобод граждан

В феврале 2018 года народы государств Бельгии, Нидерландов, Люксембурга отметят знаменательную дату — подписание Договора об Экономическом союзе, позволившем трем европейским конституционным монархиям в течение сравнительно короткого исторического периода в условиях непростой экономической ситуации преодолеть политические и социальные разногласия, добиться стабильного финансового роста, снизить уровень преступности, получить международное признание в качестве надежных защитников прав и свобод граждан, гарантов безопасности и правопорядка на территории Союза Бенилюкс1.

Высокий уровень экономического развития, рост внутреннего валового продукта, стабильная политическая ситуация способствовали расширению круга прав и свобод граждан, снижению количества ограничительных мер2.

Правительства и парламенты Бельгии, Нидерландов, Люксембурга использовали правовые системы своих стран в роли естественных полигонов для отработки вводимых ими новаций, позволивших на законодательном уровне легализовать проституцию, употребление легких наркотиков, эвтаназию, другие деяния, считающиеся преступными в большинстве мировых держав.

Либеральная политика, проводимая властями в отношении мигрантов, способствовала возникновению крупных анклавов, главным образом с мусульманским населением, плотно заселившим пригороды европейских мегаполисов.

Правительство каждого из государств Бенилюкса, исключительно толерантно относящееся ко всем переселенцам вне зависимости от их национальности и вероисповедания, помогало искателям лучшей жизни интегрироваться на новой родине, обеспечивало жильем и работой, не задумываясь о той угрозе, которую пришельцы в будущем могли представлять для коренных жителей.

Еще в начале XXI столетия органы власти путем действовавшего в тот период миграционного законодательства в целом справлялись с проблемами беженцев, обеспечивали стабильность и правопорядок в демократическом обществе на высоком профессиональном уровне.

Однако с началом второго десятилетия XXI века власти оказались уже не состоянии осуществлять эффективное регулирование интеграционных процессов из-за неконтролируемого потока беженцев, хлынувшего из стран Ближнего Востока и Северной Африки на территорию Западной Европы.

Многотысячные толпы переселенцев, разрушая сложившуюся годами систему приема мигрантов, наводнили населенные пункты, дороги, леса стран Западной Европы, дестабилизируя обстановку безопасности и правопорядка, создавая у коренного населения атмосферу беспокойства и страха перед угрозой террора и насилия.

Рассчитывая на терпимое отношение местных властей к пропаганде «чистого» ислама, используя наивные надежды правозащитных организаций на скорое приобщение мигрантов к европейским ценностям, джихадисты-фанатики развернули свою преступную деятельность по вербовке мусульманской молодежи в ряды запрещенной в демократических странах (в том числе в России) террористической организации «Исламское государство» и отправкой будущих «святых мучеников» на Ближний Восток для участия в военных действиях против правительственных войск в Сирии, Ираке, Афганистане.

Проповедники-джихадисты убеждали своих религиозных «братьев» в том, что только нормы ислама способны решить все проблемы «хороших» мусульман в «безнравственном и несправедливом» европейском обществе.

Они же организовали дежурство на улицах городов так называемых «исламских патрулей», применявших незаконные методы наказания к «провинившимся» мусульманам, создали шариатские суды,

1 См.: Кислухин В.А. История полиции государств Союза Бенилюкс: от Нового времени до Новейшего... // Право и практика. Научные труды Института МГЮА имени О.Е. Кутафина в г. Кирове. 2014. № 1 (13). С. 60—62.

2 Benelux. URL: http://www.en.wikipedia.org>wiki/Benelux (date of access: 28.08. 2017).

допускавшие принудительное вступление в брак, оправдывавшие совершение таких псевдоисламских обрядов, как «убийство чести», ношение паранджи и никаба, воспитывали в юном поколении мусульман ненависть к их сверстникам из числа местных жителей.

Попытки властей заставить проповедников радикального ислама соблюдать европейские нормы права и уважать традиционные демократические ценности, принятые в приютивших их государствах, наталкивались на неспровоцированную агрессию и необоснованные обвинения в отношении представителей власти в дискриминации мусульман по религиозному признаку, в нарушении их прав.

С целью нормализации создавшейся обстановки правительства государств Союза Бенилюкс выдвинули на переднюю линию борьбы с незаконной миграцией, терроризмом, радикализацией исламского населения силы правопорядка и в первую очередь полицию1.

В каждой из стран-участниц Бенилюкса перечень полномочий полиции, ее этико-правовой характер определен действующим законодательством, состоящим из комплекса правовых и морально-этических норм, устанавливающих юридический статус этого органа исполнительной власти2.

Важное место среди нормативных установлений в полицейском законодательстве занимает правовая миссия.

«Кто знает имена, — сказано у Платона, — тот знает и вещи»3.

В различных толковых словарях термин «миссия» (от лат. т1зв1о — посылка, отправление) обычно определяется как ответственное задание, полномочие, предназначение к чему-либо высокому, важному, волею судьбы назначенная деятельность4.

Словосочетание «исполнение миссии» в сравнении с обыденным звучанием «выполнение миссии» воспринимается индивидуумом более возвышенно и связывается у него с обретением сознания важности исполняемого дела.

Как сказано в священном писании иудеев — Торе, пророк Иаков «на пути исполнения своей миссии», уже не рассчитывая на склоне лет на собственные силы, обратился к Богу с мольбой об исполнении до конца предназначенной ему миссии борьбы со злом и несправедливостью, и, получив от Бога новые силы, «исполнил свою миссию до конца»5.

В научной литературе миссия чаще всего означает жизненную историческую роль кого-либо, например, выдающегося ученого, государственного деятеля, отдельной общественной группы или целого народа, но чаще всего миссия выражает смысл создания и направления деятельности какой-либо организации6.

Данное понятие широко употребляется в зарубежных странах для объективной оценки деятельности такой организации и института исполнительной власти, как полиция.

В каждом демократическом государстве подразделения полиции стремятся донести до обслуживаемого ими населения через различные каналы связи информацию о своей правовой миссии, включающей цель создания, структуру, подчиненность, выполняемые задачи, защищаемые ценности, основные принципы, следуя которым, полиция исполняет свою миссию.

Так, в США Управление полиции города Нью-Йорка, согласно размещенной на его сайте информации, видит свою миссию в повышении качества жизни населения этого города, укреплении партнерских отношений с общественными формированиями, поддержании законности и правопорядка, сохранении мирной жизни, снижении уровня страха у жителей города и создании атмосферы безопасности7.

Во Франции полиция страны определяет свою миссию как деятельность, направленную на обеспечение безопасности граждан и учреждений, защиту их имущества от противоправных посягательств, регулирование миграционных потоков, борьбу с наркотрафиком, терроризмом, другими формами организованной преступности8.

Миссия полиции Новой Зеландии заключается в установлении партнерских отношений как с отдельными гражданами, так и со всем населением страны в целом с целью укрепления системы обще-

1 See: Poelman M, Breejen D. Afslaan naar het kalifaat / Blauw. Jaargang 13. 20 mei 2017. 3. Biz. 22—24.

2 См.: Кислухин В.А. Кодексы профессиональной этики и их значение для полиции государств Союза Бенилюкс и России // Юридическая наука и практика: Вестник НА МВД России. 2015. № (1) 29. С. 104-108.

3 См.: Платон. Собрание сочинений: в 4 т. / общ. ред. А.Ф. Лосева и др.; авт. вступ. статьи А.Ф. Лосев; примеч. А.А. Тахо-Годи; пер. с древнегреч. М., 1990. Т. 1. С. 675.

4 См.: Кислухин В.А. Правовая миссия полицейской организации государств Союза Бенилюкс: исторические аспекты и современное состояние // Право и практика. 2016. № 1 (15). С. 93—96.

5 Книга Бытия (гл. 25, 27). URL: https://www.ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0_%D0% 91 %D1 %8B%D1%82%D0%B8%D1%8F) (дата обращения: 28.08. 2017).

6 См.: Кислухин В.А. Правовая миссия полицейской организации государств Союза Бенилюкс в деятельности по обеспечению национальной и союзной безопасности // Актуальные проблемы теории и истории права и государства на современном этапе: сборник научных трудов XII Международной научно-практической конференции / отв. ред. А.С. Евстегнеев. Кострома, 2016. С. 23—29.

7 New York City Police Department. URL: http://www1.nyc.gov/site/nypd/about/about-nypd/mission.page (date of access: 28.08. 2017).

8 Police nationale (France). URL: https://fr.wikipedia.org/wiki/Police_nationale_(France) (date of access: 28.08. 2017).

ственной безопасности, поддержания правопорядка, снижения уровня преступности. «Наша миссия, — гласит запись на сайте новозеландской полиции, — состоит в том, чтобы Новая Зеландия была самой безопасной страной в мире»1.

В тех случаях, когда миссия в процессе развития общественных отношений связывает свое содержание с юридической категорией «право», данное понятие приобретает новое, более узкое, конкретное содержание, определяющее появление новой категории, получающей название «правовая миссия».

По меткому замечанию профессора А.М. Васильева, «особенность юридических категорий по сравнению с понятиями других общественных наук заключается как раз в том, что определения или существенные признаки некоторых из них получают свое закрепление в законе»2.

Получив нормативное закрепление в источниках национального или международного права, «правовая миссия» начинает выполнять в механизме правового регулирования самостоятельную роль как юридическая категория со всеми присущими ей признаками и структурой в виде систематизированной формы выражения человеческой мысли, вобравшей в себя знания о различных явлениях правовой действительности из многих сфер государственной и общественной жизни. Правовая миссия определяется здесь как результат глубокого научного обобщения в области правоустановления и правореализации.

Она получает от органов власти и управления закрепленные в нормативных правовых актах гарантии ее реализации, обеспечиваемые принудительной силой государства.

При этом правовая миссия не утрачивает своей специфики и находится в тесных регулируемых нормами права внутрисистемных отношениях с другими юридическими категориями (юридической ответственностью, правовым ограничением, правовым стимулом и т. д.).

Так, например, такие объективные признаки, присущие правовому стимулу, как положительная правовая мотивация, повышение позитивной ответственности, полностью соответствуют сущностной характеристике правовой миссии как категории права.

Правотворческими органами обе категории — «миссия» (в ряде случаев употребляется во множественном числе — «миссии») и «правовая миссия» — используются в процессе их нормативного закрепления в источниках национального и международного права как номинальные определения, представляющие по своему юридическому содержанию полную тождественность.

В России исследование правовой миссии как юридической категории пока не получило необходимого развития, несмотря на весомый научный и практический потенциал, заложенный в этой категории. В настоящее время в отечественной правовой литературе встречаются лишь отдельные работы, обозначающие пока только контуры имеющейся проблемы3.

Но, как справедливо отметил профессор В.М. Баранов, «политика новаторской реорганизации правовой науки и практики никогда не была простой, ибо слишком разнонаправлены интересы власти, ученых, практикующих юристов»4.

В то же время в отраслях публичного права большинства зарубежных стран, а также в ряде международных правовых актов, устанавливающих правовой статус межгосударственных объединений, юридическая категория «правовая миссия» широко используется в качестве необходимого и надежного инструмента в системе правового регулирования, базового ориентира, указывающего на магистральный путь развития государственных и негосударственных организаций.

Так, в странах Бенилюкса союзные, национальные органы власти и управления, общественные объединения, инициативные граждане осуществляют перманентный контроль за деятельностью полицейской организации государств Союза Бенилюкс и проводят постоянный мониторинг исполнения ее правовой миссии.

Полицейская организация государств Союза Бенилюкс — составная часть правоохранительной системы Королевства Бельгия, Королевства Нидерландов, Великого Герцогства Люксембург, предназначенная для обеспечения социальной безопасности, защиты жизни, здоровья, прав и свобод народов Бенилюкса, обладающая на уровне Союза централизованным органом управления для координации совместных действий полиции в борьбе с внутригосударственной и транснациональной преступностью.

Объединив в 2006 году свои силы под руководством Стратегического консультативного совета при Генеральном секретариате Союза Бенилюкс, полицейские формирования трех стран приступили к исполнению общей миссии под девизом: «Улучшая взаимодействие между странами Бенилюкса, — добиться процветания и благополучия граждан Бельгии, Нидерландов, Люксембурга»5.

1 New Zealand Police. URL: http://www.police.govt.nz/about-us/nz-police (date of access: 28.08. 2017).

2 См.: Васильев А.М. Правовые категории. Методологические аспекты разработки системы категорий теории права. М., 1976. С. 92.

3 См.: Амельчаков И.Ф., Ильичев И.Е. Полиция современной России: функции и миссия // Проблемы правоохранительной деятельности. 2013. Вып. 2. С. 3—5.

4 См.: Баранов В.М. Юридическая инноватика // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2013. № 21. С. 7—13.

5 См.: Кислухин В.А. Полиция стран Бенилюкса: положительный опыт требует изучения // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2012. № 18. С. 79—82.

Сегодня в условиях резко усложнившейся криминогенной ситуации для полицейских формирований трех суверенных государств исполняемая ими миссия представляется не просто декларацией или лозунгом, а является реальным стимулом в деятельности по решению насущных проблем Бенилюкса, спровоцированных неконтролируемой миграцией, угрозой террора, незаконным оборотом оружия и наркотиков, киберпреступностью, другими противоправными деяниями.

В каждом из государств Союза Бенилюкс правовая миссия обрела нормативное закрепление в основополагающих правовых актах, определяющих роль, место, сферу и направления деятельности формирований национальной полиции.

Так, в Законе Королевства Бельгия от 5 августа 1992 года «О полицейской функции» в главе IV «Миссии полиции» законодатель прямо указывает на миссию органов правопорядка, включающую в качестве приоритетных направлений полицейской деятельности «борьбу с правонарушениями, защиту граждан и их имущества от преступных посягательств, обеспечение безопасности и достижение высокого качества жизни общества»1.

В Королевстве Нидерландов положения Закона от 12 июля 2012 года «О создании новой полиции» обязывают главный правоохранительный орган страны обеспечить эффективное применение закона и оказание помощи всем тем, кто в ней нуждается. «Сотрудник полиции, — говорится в этом правовом акте, — наделенный соответствующими полномочиями, при осуществлении своей миссии в стране имеет законное право использовать насилие с целью ограничения свободы лиц, действия которых представляют опасность для окружающих, если эта цель оправдана и не может быть достигнута иным способом»2.

Таким образом, законодатель в форме правовой миссии нормативно определил смысл существования голландской полиции, указав в качестве главного ее предназначения служение интересам народа страны и защиту граждан от противоправных посягательств.

Правовая миссия участвует в регулировании различных направлений правотворческой и правоприменительной деятельности полиции.

Так, в соответствии с Законом Великого Герцогства Люксембург от 31 мая 1999 года «О создании корпуса Государственной полиции Люксембурга и Главной инспекции полиции» основной миссией полиции является обеспечение внутренней безопасности и законности, забота о поддержании общественного порядка и урегулирование конфликтов3.

Правовая миссия — емкая юридическая категория, которая включает в свое содержание определение причин и условий возникновения и развития полицейской организации, определяет ее правовой статус, обеспечивает применение мер юридической ответственности в отношении правонарушителей.

Правовая миссия воздействует на сознание субъектов, вызывает у них позитивные импульсы, мотивирует на совершение активных созидательных действий, стимулирует на достижение социально полезного результата, предупреждает о нежелательности негативного поведения или устраняет его вредное воздействие.

В странах Бенилюкса каждое полицейское формирование информацию о своем предназначении представляет для всеобщего ознакомления во всемирной сети «Интернет». При этом любое подразделение сообщает об исполняемой им миссии исходя из широкого и узкого ее понимания. Широкий подход к пониманию миссии основывается на осознании смысла существования и предназначении полицейского органа, установлении целей, стратегии и тактики действий, определении принципов, системы моральных ценностей и убеждений членов коллектива полицейских служащих.

При узком подходе к пониманию правовой миссии она представляет короткий текст, состоящий из одного-двух предложений, содержащих девиз, брендовый слоган, декларацию, лозунг, в которых заключаются смысл и сущность деятельности подразделения полиции, направленной на формирование положительного имиджа полиции в общественном сознании.

Например, правовой миссией Федеральной полицейской школы Королевства Бельгия в широком ее понимании является подготовка сотрудников для прохождения службы в подразделениях федеральной и местной полиции, а также оказание помощи в административной, технической и кадровой сферах провинциальным полицейским учебным заведениям.

Правовая миссия Федеральной школы полиции в узком ее понимании выражается в виде лозунга: «Ваше образование — наша миссия!»4.

1 5 augustus 1992/ Wet op het politieambt (en tekstbijwerking tot 07-08-2014)) // Binnenlandse zaken. 1992.05.08.; 2014.07.08.).

2 Wet van 12 juli 2012 tot vaststelling van een nieuwe Politiewet (Politiewet 2012) // Staatsblad van het Koninkrijk der Neder-landen. 2012. 12 juli.

3 Loi du 31 mai 1999 portant création d'un corps de police grand-ducale et d'une inspection generale de la police. «Mémorial». Journal Officiel de Grand-Duche de Luxembourg. 5 juillet 1999. A-№ 87. Recueil de Legislation.Police Grand Duchy of Luxembourg.

4 См.: Кислухин В.А. Проблемы безопасности в субъектах Бельгийской федерации и роль полиции в их решении // Юридическая наука и практика: Вестник НА МВД России. 2014. № (3) 27. С. 105—109.

При формировании какой-либо новой полицейской структуры в процессе составления текста ее правовой миссии основным ориентиром служат внутренняя и внешняя политика государства, интересы его народа. Именно в правовой миссии органы государства стараются отразить свои общественно значимые потребности, обозначить жизненно важные интересы населения страны.

Но, как писал великий немецкий философ и гуманист Иммануил Кант, «нигде в мире, да и нигде вне его, невозможно мыслить ничего иного, что могло бы считаться добрым без ограничения, кроме одной только доброй воли»1.

К сожалению, как в XVIII веке, так и в XXI столетии одной только доброй волей или правовой миссией государству невозможно руководствоваться при регулировании сложных общественных отношений.

События последнего времени, связанные с разрушением мирового правопорядка, эскалацией вооруженных конфликтов, гибелью граждан России, Франции, Бельгии, США, Испании, других стран в результате террористических атак, совершаемых религиозными экстремистами, обязывают правительства демократически развитых государств мобилизовать все свои силы и средства на борьбу с этим всемирным злом.

Создавая нормативную базу, разрабатывая программы и планы проведения антитеррористических мероприятий, правительства государств Союза Бенилюкс в содержание этих юридических документов вводят правовые ограничения.

В толковых словарях понятие «ограничение» обычно определяется как прямое или косвенное стеснение, правило, норма или закон, ограничивающие или сокращающие какие-либо действия или возможности, направленные на установление допустимых пределов осуществления прав и свобод, определяющие условия их реализации2.

В нашем понимании, правовое ограничение — юридическая категория, определяющая условия реализации прав и свобод, устанавливающая границы допустимых действий, указанных в нормах международного и внутригосударственного права, направленных на превенцию и пресечение противоправных деяний, создающих условия для удовлетворения законных интересов личности, общества, государства.

Правовые ограничения означают негативную реакцию со стороны государства и общества в отношении отдельных лиц, их групп, организаций, других субъектов общественных отношений, чья противоправная деятельность вызывает отрицательную оценку. Сущность правового ограничения заключается в установлении границ применения норм права, создании затруднений для субъектов правоотношений, устанавливаемых на определенный период или постоянно.

Правовые ограничения вводятся органами власти и управления в связи с возникновением неблагоприятных условий для реализации прав и свобод, сопровождаются вынужденным сокращением объема правомочий, уменьшением количества вариантов действий, возникновением новых обязанностей, появлением ранее не применявшихся запретов и наказаний3.

Они направлены на защиту прав граждан при условии соблюдения принципа законности и установления правовых гарантий, обеспечиваемых государством.

Шарль Монтескье отмечал: «Разреши человеку делать все, что он хочет, и ты погубишь его»4.

Поэтому каждое государство Бенилюкса в лице своих контролирующих органов, а также многочисленные неправительственные правозащитные организации внимательно наблюдают за тем, чтобы вводимые властями правовые ограничения были четко сформулированы и конкретизированы на основе конституционных установлений и не выходили за пределы предоставленных властям полномочий.

Среди правовых ограничений, установленных в последнее время законодательством стран Бенилюкса, необходимо назвать такие их виды, как приостановление действия некоторых прав и свобод, вмешательство в реализацию прав субъектов, возложение обязанностей на основе действующих правовых предписаний, запреты на совершение определенных действий.

Правовые ограничения требуют всеобщего подчинения, сопровождаются угрозой применения мер юридической ответственности.

Реализация положений законодательства, устанавливающего правовые ограничения, осуществляется в значительной мере через полицейскую организацию государств Союза Бенилюкс.

В этой ситуации правовая миссия становится юридическим инструментом в руках органов власти в процедуре введения правовых ограничений.

В результате полицейской организации государств Союза Бенилюкс в условиях противостояния террористической угрозе приходится искать необходимый компромисс, добиваться устойчивого баланса между деятельностью по защите прав и свобод граждан от противоправных посягательств и результатами введения органами государства правовых ограничений.

1 See: Kant, Immanuel. Grounding forthe Metaphysics of Morals. Third edition. Trans. James W. Ellington. Indianapolis: Hackett Publishing Company, 1993. P. 7.

2 См., например: Словарь Ушакова. URL.:// https://how-to-all.com/значение:ограничение (дата обращения: 28.08. 2017).

3 См.: Малько А.В. Правовые ограничения: от отраслевого понимания к теоретическому // Правоведение. 1993. № 5. С. 14—26.

4 См.: Монтескье Ш. О духе законов. М., 1956. С. 242.

После совершения серии террористических актов в Брюсселе, других городах Бельгии в период с марта 2016 года по август 2017 года, пресечения полицией террористических атак в нидерландских городах Роттердаме, Хилверсуме в 2017 году власти государств Союза Бенилюкс приняли дополнительные меры, ограничивающие возможности потенциальных террористов заниматься своей преступной деятельностью, ужесточили административную и уголовную ответственность за участие в террористических организациях, развернули широкую профилактическую работу.

Так, парламент Бельгии дополнил Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Судебный кодекс, Закон «О террористических преступлениях», Закон «Об оценке угрозы», Закон «О разведке и безопасности», другие правовые акты целым рядом поправок и изменений, препятствующих распространению радикального ислама, усложняющих процесс получения бельгийского гражданства лицами, обоснованно подозреваемыми в антиобщественных проявлениях. В результате ужесточения законодательства у властей появилась дополнительная возможность лишения гражданства лиц, осужденных за террористическую и иную преступную деятельность. В соответствии с новыми положениями законодательства служащие полиции получили право во время проведения следственных действий производить повсеместное скрытое наблюдение за лицами, подозреваемыми в терроризме, за исключением мест постоянного проживания этих лиц.

Внесение изменений в процессуальное законодательство позволило проводить обыски в жилищах террористов и их пособников не только в период с 5 часов утра до 21 часа вечера, как это было установлено прежними нормами, а в любое время суток. Срок содержания под стражей лиц, подозреваемых в совершении преступления, после внесения изменений в УПК Бельгии увеличился с 24 до 72 часов. Также власти ввели правовые ограничения, касающиеся закупки веществ, которые могут служить в качестве компонентов для изготовления самодельных взрывных устройств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Например, согласно циркуляру Министерства внутренних дел Бельгии с целью предотвращения террористических актов и обеспечения безопасности руководители торговых и промышленных предприятий, аптечные провизоры теперь обязаны сообщать полицейским службам о закупках в их предприятиях, аптеках крупных партий химических удобрений, серной кислоты, ацетона, которые могут использоваться террористами для изготовления взрывчатых веществ, а также об оплате таких товаров наличными деньгами.

Также бельгийским властями в качестве ограничительной меры был введен запрет на свободную покупку гражданами в торговой сети огнестрельного оружия1.

В Королевстве Нидерландов правительство и парламент страны разработали и приняли ряд нормативных актов, способствующих повышению эффективности совместной деятельности полиции, разведки, органов государственной безопасности, в то же время ограничивающих возможности совершения деяний террористической направленности.

Так, в соответствии со статьей 38 Закона «О службах разведки и безопасности» сотрудники спецслужб и полиции обязаны полученные ими оперативные данные о подготовке и проведении террористических актов, а также сведения о лицах, закупающих химическое, биологическое, ядерное и радиационное оружие, направлять в созданный для этих целей Национальный информационный центр для проведения совместных мероприятий по устранению опасности. В этот же Центр должна направляться вся информация о выявленных финансовых и юридических схемах поддержки террористических организаций с целью использования полученных данных для «замораживания» активов моджахедов, конфискации их финансовых средств, разрушения структур созданных ими преступных сообществ2.

В результате принятых мер были усилены оперативные позиции полиции и спецслужб в мусульманской среде, увеличено количество видеокамер, с помощью которых органы правопорядка могут вести круглосуточное наблюдение за местами скопления больших людских масс в местах отдыха, на рынках, метро, транспортных узлах.

Налажен контроль за общественным порядком на улицах крупных населенных пунктов за счет увеличения количества пеших патрулей, а также путем использования квадрокоптеров, с помощью которых полиция теперь способна вести наблюдение за ситуацией с воздуха.

В Великом Герцогстве Люксембург органы власти, несмотря на небольшие размеры этого государства, также приняли ряд дополнительных мер по поддержанию системы безопасности и правопорядка на необходимом уровне. Так, с целью воспрепятствования использованию мобильной связи для подготовки террористических атак в стране на законодательном уровне была запрещена продажа анонимных телефонных карт. Кроме того, полиция и спецслужбы получили дополнительные полномочия по ведению электронного контроля за общением абонентов в сети «Интернет» и прослушиванию телефонных переговоров террористов,

1 See: Vervaeke L. België slaat door in strijd tegen terrorisme /de Volkskrant. URL: https://www.volkskrant.nl/buitenland/-belgie-slaat-door-in-strijd-tegen-terrorisme~a4408433/ (date of access: 28.08.2017).

2 See: Janssen J. Karina Sahla: "Een gedegen aanpak van radicalisering kan niet zonder de families" //het Tijdschrift voor de Politie. Jg. 79/nr.2/17. Blz. 36—38.

Прокуратуре Великого Герцогства был облегчен доступ к информации о наличии банковских счетов у лиц, занимающихся отмыванием денег и финансированием терроризма с последующим «замораживанием» и конфискацией активов таких лиц1.

В результате введения правовых ограничений в течение последних двух лет полицейской организации государств Союза в целом удалось переломить сложившуюся ситуацию в сторону ее дальнейшей нормализации2.

За прошедший год в странах Бенилюкса более трехсот человек, причастных к совершению террористических актов, а также уличенных в финансирования терроризма, были привлечены к уголовной ответственности.

Боевикам-джихадистам из числа граждан Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, воевавших на стороне армии «Исламского государства» и делавших попытки вернуться домой, законодательно запрещен въезд в места их прежнего проживания.

Однако действия властей, расширяющие полномочия правоохранительных органов и ограничивающие права и свободы граждан, вызывают протест со стороны таких авторитетных международных неправительственных организаций, как «Human Rights Watch», «International League for Human Rights», «Amnesty International», различных национальных правозащитных движений, выступающих с критикой вводимых ограничений, считающих непропорциональным вмешательство государств в личную жизнь, грубым попранием фундаментальных прав и свобод человека.

«Мы рискуем построить общество, в котором свобода становится исключением, а страх правилом», — комментирует введенные ограничения директор программы Amnesty International по Европе и Центральной Азии Международной неправительственной организации «Amnesty International» Джон Дальхьюзен3.

Отвечая на обвинения со стороны правозащитников в нарушении прав человека, органы власти введение ограничений объясняют вынужденной мерой, направленной, в первую очередь, на обеспечение безопасности всего населения стран Бенилюкса, необходимостью мониторинга за действиями экстремистов и других радикально настроенных лиц.

Правительства Бельгии, Нидерландов, Люксембурга декларируют то, что они открыты для критики, но при этом стараются всегда встать на защиту полиции и оградить ее от необоснованных нападок и обвинений в нарушении прав граждан, если действия полицейских служащих, ограничивающих права граждан, не противоречат действующему законодательству.

Таким образом, полицейской организации государств Союза Бенилюкс, деятельность которой осуществляется под постоянным контролем соответствующих национальных и союзных органов, неослабного внимания со стороны населения Союза, правозащитных организаций, других институтов гражданского общества, удается ответственно исполнять возложенную на нее правовую миссию по обеспечению законности и правопорядка, защите жителей стран Бенилюкса от противоправных посягательств и добиваться эффективной реализации законодательных установлений по введению необходимых в сложившихся условиях правовых ограничений.

Добросовестное исполнение полицейской организацией государств Союза Бенилюкс правовой миссии, являющейся одним из оснований введения правовых ограничений, в сочетании с разумным использованием запретов и наказаний позволило с учетом ранее допущенных ошибок добиться значительных успехов в борьбе с терроризмом, нелегальной миграцией, торговлей людьми, другими проявлениями транснациональной преступности.

1 Les efforts du Luxembourg pour mieux évaluer la menace. URL: http://www.wort.lu/fr/politique/lutte-contre-le-terrorisme-les-efforts-du-luxembourg-pour-mieux-evaluer-la-menace-54e4b0bf0c88b46a8ce53c55 (date of access: 29.08. 2017).

2 European in 2016: Perceptie en verwachting en, de strijd tegen terrorisme en radicalisering. Speciale Eurobarometer van het Europees Parlement. URL: http://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/STUD/2016/570423/EPRS_STU(2016)570 423_NL.pdf (http://www.wort.lu/fr/politique/lutte-contre-le-terrorisme-les-efforts-du-luxembourg-pour-mieux-evaluer-la-menace-54e4 b0bf0c88b46a8ce53c55 (date of access: 29.08. 2017).

3 See: Dalhuisen J. Warning: Europe is entering a permanent state of emergency. URL: www.theguardian.com/commentis-free/2017/jan/17/europe-state-of-emergency-threat-terroris (date of access: 29.08. 2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.