Научная статья на тему 'ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЗА ЯНВАРЬ-СЕНТЯБРЬ 2022 Г.'

ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЗА ЯНВАРЬ-СЕНТЯБРЬ 2022 Г. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
278
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / ДОХОДЫ / НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ / НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ / РАСХОДЫ / НАЛОГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белёв Сергей Геннадьевич, Тищенко Татьяна Владимировна

Федеральный бюджет по итогам первых девяти месяцев 2022 г. исполнен с профицитом в 54,7 млрд руб. Динамика доходов замедляется, причем рост рентных доходов на 1,4 п.п. ВВП относительно аналогичного периода предыдущего года уже не компенсирует падения ненефтегазовых поступлений на 2,0 п.п. ВВП. Вероятно, доходы федерального бюджета по итогам года составят порядка 19% ВВП. Исполнение бюджета по расходам за первые три квартала 2022 г. идет с опережением темпов прошлого года и достигло 18,8% ВВП, что на 1,2 п.п. ВВП больше, чем годом ранее. Рост расходов вызван в основном увеличением финансирования закрытых статей. По нашим оценкам, объем бюджетных расходов за весь 2022 г. может превысить 20% ВВП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEDERAL BUDGET EXECUTION OVER 9 MONTHS OF 2022

The federal budget for 9 months of 2022 was executed with a surplus of Rb 54.7 bn. The dynamics of revenues is slowing down, with the growth of rental revenues by 1.4 p.p. against the same period of the previous year and does not compensate for the fall of non-oil and gas revenues by 2.0 p.p. of GDP. Apparently, the federal budget revenues will make about 19% of GDP at year-end. The Budget execution on expenditures for the three quarters of 2022 is ahead of the last year and reached 18.8% of GDP, which is by 1.2 p.p. of GDP higher than a year ago. The increase in expenditures is mainly due to an increase in funding for closed budget items. According to our estimates, the volume of budget expenditures for the entire year of 2022 may exceed 20% of GDP.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЗА ЯНВАРЬ-СЕНТЯБРЬ 2022 Г.»

ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЗА ЯНВАРЬ-СЕНТЯБРЬ 2022 г.

С. Г. БЕЛЁВ Т. В. ТИЩЕНКО

Федеральный бюджет по итогам первых девяти месяцев 2022 г. исполнен с профицитом в 54,7 млрд руб. Динамика доходов замедляется, причем рост рентных доходов на 1,4 п.п. ВВП относительно аналогичного периода предыдущего года уже не компенсирует падения ненефтегазовых поступлений на 2,0 п.п. ВВП. Вероятно, доходы федерального бюджета по итогам года составят порядка 19% ВВП. Исполнение бюджета по расходам за первые три квартала 2022 г. идет с опережением темпов прошлого года и достигло 18,8% ВВП, что на 1,2 п.п. ВВП больше, чем годом ранее. Рост расходов вызван в основном увеличением финансирования закрытых статей. По нашим оценкам, объем бюджетных расходов за весь 2022 г. может превысить 20% ВВП.

Ключевые слова: федеральный бюджет, доходы, нефтегазовые доходы, ненефтегазовые доходы, расходы, налоги. JEL Н11, ИБО, Н62, Н63.

Основные параметры федерального бюджета

Доходы федерального бюджета за январь-сентябрь 2022 г. составили 19,7 трлн руб., или 18,8% ВВП, что на 0,6 п.п. ВВП ниже аналогичного показателя предыдущего года. Объем нефтегазовых доходов за этот период, при средней цене на нефть ига15 80,6 долл./барр., составил 8,5 трлн руб., или 8,1% ВВП, что на 1,4 п.п. ВВП выше показателя января-сентября

2021 г. (при средней цене на нефть 72,5 долл./ барр.). Объем дополнительных нефтегазовых доходов за три первых квартала 2022 г. оценивается в 4,4 трлн руб., или в 51,3% от общего объема таких доходов, против 1,8 трлн руб. (28,8%) за аналогичный период предыдущего года. (См. табл. 1.)

Основными факторами снижения ненефтегазовых доходов по итогам трех кварталов

2022 г. по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. стали сокращение поступлений по «импортному» НДС и ввозным пошлинам, а также по прочим доходам. По итогам рассматриваемого периода федеральный бюджет исполнен с профицитом в 54,7 млрд руб., что на

1570,3 млрд руб. меньше положительного бюджетного сальдо, зафиксированного годом ранее. Сокращение ненефтегазовых доходов увеличило ненефтегазовый дефицит с 4,9 до 8,0% ВВП, или на 3,9 трлн руб.

Доходы

По структуре нефтегазовых доходов отмечается увеличение за январь-сентябрь 2022 г. доли НДПИ до 90,1% в общем объеме рентных поступлений против 79,5% годом ранее. Анализ квартальной динамики нефтегазовых доходов за 2021 и 2022 гг. выявил отсутствие за исследуемый период существенного влияния западных санкций на НДПИ. Объем нефтегазовых доходов от вывозных пошлин в большей мере зависит от экспорта газа, доля которого в общем объеме нефтегазовых экспортных пошлин по итогам трех первых кварталов 2022 г. возросла до 68,3% против 46,8% за аналогичный период 2021 г. (См. рисунок.) Учитывая этот фактор и сокращение среднемесячного объема доходов по вывозным пошлинам в исследуемый период, можно ожидать их дальнейшего сокращения из-за введенных санкций.

Белёв Сергей Геннадьевич, заведующий лабораторией бюджетной политики Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара; старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. экон. наук (Москва), е-таИ: belev@iep.ru; Тищенко Татьяна Владимировна, старший научный сотрудник Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара; старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. экон. наук (Москва), е-таУ: tishenko@iep.ru

На динамику ненефтегазовых доходов наибольшее влияние оказало падение импорта. В результате все поступления, связанные с импортом (НДС и акцизы с ввозимых товаров, ввозные пошлины), сократились. Минфин России пересмотрел свои оценки этих поступлений по итогам 2022 г. в сторону снижения. При этом министерство ожидает некоторого роста поступлений по остальным ненефтегазовым доходам, который должен перекрыть падение поступлений от импорта. (См. табл. 2.)

Однако результаты первых трех кварталов 2022 г. показывают, что поступления ненефтегазовых доходов суммарно упали. Росстат указывает на сокращение физических объемов производства и розничного оборота непродовольственных товаров. В частности, розничный оборот в апреле-августе 2022 г. в текущих ценах не изменился относительно аналогичного периода 2021 г. В таких условиях возникают сомнения в том, что поступления ненефтегазовых доходов выйдут на плановые значения, указанные в пояснительной запис-

Таблица 1

Основные параметры исполнения федерального бюджета за январь-сентябрь 2021 и 2022 гг.

Январь-сентябрь 2021 г.

Январь-сентябрь 2022 г.

Изменение

млрд руб.

ВВП

кассовое исполнение, в%

млрд руб.

% ВВП

кассовое исполнение, в%

млрд п.п. руб. ВВП

Доходы 17 923,9 19,4 70,9 19 739,6 18,8 78,9 1815,7 -0,6

в том числе:

Нефтегазовые 6184,6 6,7 68,3 8506,6 8,1 89,1 2322,0 1,4

из них:

НДПИ 4918,6 5,3 69,2 7662, 4 7,3 98,8 2743,8 2,0

Вывозные пошлины 1266,0 1,4 63,3 844,2 0,8 50,8 -421,8 -0,6

Ненефтегазовые 11 739,3 12,7 72,3 11 233,0 10,7 72,6 -506,3 -2,0

из них:

Налог на прибыль организаций 1076,8 1,2 69,4 1252,7 1,2 86,5 175,9 0,0

НДС на товары, реализуемые в РФ 4030,4 4,4 73,6 4681,6 4,5 88,8 651,2 0,1

НДС на товары, ввозимые в РФ 2686,6 2,9 72,0 2221,0 2,1 60,5 -465,6 -0,8

Акцизы на товары, реализуемые в РФ без возмещаемых акцизов на нефтепереработку 765,5 0,8 75,6 856,6 0,8 82,2 91,1 0,0

Ввозные таможенные пошлины 631,6 0,7 72,2 440,6 0,4 53,1 -191,0 -0,3

Прочие доходы 2548,4 2,7 77,0 1780,5 1,7 61,6 -767,9 -1,0

Расходы 16 298,9 17,6 65,8 19 684,9 18,8 83,1 3386,0 1,2

в том числе:

Процентные 780,5 0,8 72,0 1017,7 1,0 72,5 237,2 0,2

Непроцентные 15 518,4 16,8 65,6 18 667,2 17,8 83,7 3148,8 1,0

Профицит (+) / Дефицит (-) 1625,0 1,8 54,7 0,0 -1570,3 -1,8

Ненефтегазовый профицит (+)/ дефицит (-) -4559,6 -4,9 - -8451,9 -8,0 - -3892,3 -3,1

Справочно: ВВП (в текущих ценах), млрд руб. 92232 105000*

* - Оценка авторов. Источник: Минфин России, Росстат, расчеты авторов.

Динамика нефтегазовых доходов федерального бюджета по НДПИ и вывозным пошлинам в январе-сентябре 2021 и 2022 гг., млрд руб.

Таблица 2

Оценка ненефтегазовых доходов федерального бюджета в 2022 г., млрд руб.

ФЗ-ЗЭО* Законопроект № 201614-8** Корректировка прогноза

Ненефтегазовые доходы - всего 15 479,3 16 027,0 547,7

НДС внутренний 5308,2 6264,5 956,3

Акцизы внутренние 986,8 1099,3 112,5

Налог на прибыль 1447,4 1564,2 116,8

НДФЛ 186,9 140,8 -46,1

НДС ввозной 3673,2 3159,3 -513,9

Акцизы ввозные 144,5 100,8 -43,7

Ввозные пошлины 829,2 609,8 -219,4

Прочие доходы 2903,0 3088,3 185,3

* - Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» от 06.12.2021 г. № ЗЭО-ФЗ.

** - Законопроект N° 201614-8 «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» (внесен в ГД РФ 28 сентября 2022 г.).

Источник: пояснительные записки к Ф3-390 и к законопроекту № 20164-8, расчеты авторов.

ке к законопроекту «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов».

Расходы

По итогам января-сентября 2022 г. расходы федерального бюджета выросли по отношению к первым трем кварталам предыдущего года на 3,4 трлн руб., или на 1,2 п.п. ВВП. По открытым статьям по итогам исследуемого

периода расходы достигли 15,8% ВВП, или 16,6 трлн руб. Рост по таким статьям по сравнению с январем-сентябрем 2021 г. составил 2,5 трлн руб., или 0,5 п.п. ВВП. (См. табл. 3.)

Значимых изменений в структуре бюджетных расходов за рассматриваемый период по открытым статьям отмечено не было. Доля бюджетных ассигнований по наиболее крупным статьям расходов за три первых квартала текущего года (в процентах к общему объему

расходов) и за аналогичный период предыдущего составила: социальная политика - соответственно 34,6 и 35,6%, национальная экономика 15,6 и 16,3%.

Объем закрытых расходов в январе-сентябре 2022 г. оценивается в размере 3,1 трлн руб. против 2,3 трлн руб. годом ранее, что от общего объема расходов составляет 15,7 и 14,1% соответственно. По итогам года объем закрытых расходов может возрасти до 4-4,5 трлн руб.

Темпы кассового исполнения расходов федерального бюджета за первые девять месяцев текущего года составили 73,2% от запланированных объемов. С заметным опережением финансировались расходы на социальную политику (85,9%) и жилищно-коммунальное хозяйство (85,4%); наибольшее отставание наблюдалось по разделу «Общегосударственные вопросы» (59,6%).

Сбалансированность федерального бюджета

В течение трех первых кварталов 2022 г. Минфин России не только не осуществлял заимствований на внешних рынках, но и серьезно ограничил объем ценных бумаг, размещаемых на внутреннем рынке, - до 125,3 млрд руб. при планируемых годовых объемах привлечения средств на внешнем и внутреннем рынках в 299,6 и 3259,7 млрд руб. соответственно.

С начала осени текущего года Минфин возобновил практику размещения государственных облигаций. В частности, размещение 14 сентября 2022 г. на 10 млрд руб. состоялось при средневзвешенной доходности в 8,94% годовых; размещение 21 сентября было «признано несостоявшимся в связи с отсутствием заявок по приемлемым уровням цен»1; запланированное на 28 сентября размещение было отменено «в связи с возросшей волатильно-

Таблица 3

Расходы федерального бюджета по открытым статьям в январе-сентябре 2021 г. и 2022 г.

Январь-сентябрь 2021 г. Январь-сентябрь 2022 г. Изменение

млрд руб. %ВВП кассовое исполнение, в% млрд руб. %ВВП кассовое исполнение, в% млрд руб. п.п. ВВП

Расходы по открытым статьям - всего 14094,0 15,3 71,1 16614,6 15,8 73,2 2520,6 0,5

в том числе:

Общегосударственные вопросы 843,1 0,9 61,7 956,6 0,9 59,6 113,5 0,0

Национальная оборона,

безопасность и правоохранительная 1878,7 2,1 67,2 2277,2 2,2 66,0 398,5 0,1

деятельность

Национальная экономика 2298,3 2,5 65,4 2590,8 2,5 60,4 292,5 0,0

Жилищно-коммунальное хозяйство 354,7 0,4 79,3 542,1 0,5 85,4 187,4 0,1

Образование 716,3 0,8 63,8 962,0 0,9 74,4 245,7 0,1

Здравоохранен ие 950,2 1,0 70,7 1118,8 1,1 74,8 168,6 0,0

Социальная политика 4989,0 5,4 79,8 5735,4 5,5 85,9 746,4 0,1

Обслуживание государственного долга 780,5 0,8 67,5 1052,7 1,0 75,0 272,2 0,2

Межбюджетные трансферты 779,5 0,8 71,1 862,1 0,8 79,6 82,6 0,0

Прочие расходы 503,7 0,6 65,6 516,9 0,5 68,2 13,2 -0,1

Источник: Федеральное казначейство, расчеты авторов.

1 URL: https://minfin.gov.ru/ru/document?id_4=300422-

o_rezultatakh_razmeshcheniya_ofz_vypuska__26237rmfs_na_auktsione_21_sentyabrya_2022_goda

стью на финансовых рынках»2. Также были отменены размещения, запланированные на 5 и 12 октября, а размещение 19 октября состоялось со средневзвешенной доходностью в 10% годовых. Таким образом, привлечение заимствований на внутреннем рынке осуществляется при довольно высоких доходностях и при относительно низком спросе.

Объем государственного внутреннего долга за январь-сентябрь 2022 г. сократился на 0,2 трлн руб. - до 16,2 трлн руб. Уменьшился и объем внешнего долга (на 3,1 млрд долл. за счет курсовой разницы), составив 56,6 млрд долл. Источником погашения долговых обязательств центрального правительства стали в

основном остатки средств на счетах по учету средств федерального бюджета, в первую очередь средств ФНБ.

Дальнейшее активное использование накопленной ликвидности в качестве основного источника финансирования бюджетного дефицита будет создавать риски исчерпания суверенных резервов уже в ближайшей перспективе, что способно лишить федеральный бюджет необходимой гибкости в случае конъюнктурных экономических шоков. Очевидно, что риски для бюджетной устойчивости начинают возрастать, и требования к более жесткой бюджетной политике могут реализоваться уже в 2023 г. при донастройке бюджетного правила. ■

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Federal Budget Execution over 9 months of 2022

Sergey G. Belev — Head of Budget Policy Department of the Gaidar Institute for Economic Policy; Senior Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Candidate of Economic Sciences (Moscow, Russia). E-mail: belev@iep.ru

Tatyana V. Tischenko — Senior Researcher of the Gaidar Institute for Economic Policy; Senior Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Candidate of Economic Sciences (Moscow, Russia). E-mail: tishenko@iep.ru

The federal budget for 9 months of 2022 was executed with a surplus of Rb 54.7 bn. The dynamics of revenues is slowing down, with the growth of rental revenues by 1.4 p.p. against the same period of the previous year and does not compensate for the fall of non-oil and gas revenues by 2.0 p.p. of GDP. Apparently, the federal budget revenues will make about 19% of GDP at year-end. The Budget execution on expenditures for the three quarters of 2022 is ahead of the last year and reached 18.8% of GDP, which is by 1.2 p.p. of GDP higher than a year ago. The increase in expenditures is mainly due to an increase in funding for closed budget items. According to our estimates, the volume of budget expenditures for the entire year of 2022 may exceed 20% of GDP.

Key words: federal budget, revenue, oil and gas revenues, non-oil and gas revenues, expenditure, taxes. JEL-codes: H11, H50, H62, H63.

2 URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/public_debt/internal/operations/ofz/auction?id_38=300443-informatsionnoe_soobshchenie_o_neprovedenii_28_sentyabrya_2022_goda_auktsionov_po_razmeshcheniyu_ofz

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.