Научная статья на тему 'ISO 26000: на пути к устойчивому развитию и высокому качеству жизни'

ISO 26000: на пути к устойчивому развитию и высокому качеству жизни Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1201
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Михайлова Н. В., Федорова Л. А.

Современный мир живет в условиях острых социальных проблем и в этой связи особенно значима социальная ответственность бизнеса -предприятий и организаций, поскольку они обладают основными финансовыми и материальными ресурсами, позволяющими вести работу для решения стоящих перед миром социальных проблем. Понимание лидерами бизнеса своего ключевого значения и ведущей роли в такой работе привело к рождению в конце XX века «корпоративной социальной ответственности» (КСО), которое стало важнейшей частью понимания возможностей устойчивого развития не только бизнеса, но и человечества в целом. Следующим важным шагом на пути понимания и выполнения бизнесом социальных обязательств, предписываемых законом, стало утверждение в 2010 г. международного стандарт ISO 26000:2010, который содержит четкие и легко проверяемые требования ко всем составляющим социальной ответственности. Рассмотрению содержания, структуры и основных концепций этого стандарта посвящена данная статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ISO 26000: на пути к устойчивому развитию и высокому качеству жизни»

МЕТОДОЛОГИЯ

и ч ва

SEE

SEE

ЕЕ

Е

БИЗНЕС И ОБЩЕСТВО

180 26000: на пути к устойчивому развитию и высокому качеству жизни

В душе царей для правды есть приют. Кто не слыхал торжественного слова?

Века векам его передают.

Ф.И. Тютчев

Н.В. МИХАЙЛОВА,

главный научный сотрудник АНО «Центр Квалитет», к.т.н., доцент

Л.А. ФЁДОРОВА,

директор АНО «Центр Квалитет»

Современный мир живет в условиях острых социальных проблем и в этой связи особенно значима социальная ответственность бизнеса - предприятий и организаций, поскольку они обладают основными финансовыми и материальными ресурсами, позволяющими вести работу для решения стоящих перед миром социальных проблем. Осознание лидерами бизнеса своего ключевого значения и ведущей роли в такой работе привело к рождению в конце XX века «корпоративной социальной ответственности»

(КСО), которая стала важнейшей частью понимания возможностей устойчивого развития не только бизнеса, но и человечества в целом.

Следующим важным шагом на пути понимания и выполнения бизнесом социальных обязательств, предписываемых законом, стало утверждение в 2010 г. международного стандарта 1БО 26000:2010, который содержит четкие и легко проверяемые требования ко всем составляющим социальной ответственности. Рассмотрению содержания, структуры и основных концепций этого стандарта посвящена данная статья.

История вопроса

В 1997 г. разработан международный стандарт БД 8000 «Социальная ответственность 8000 (Боо1а! Дооои^аЬНйу 8000)», в котором требования социальной ответственности направлены на регламентацию следующих вопросов:

1. Труд ребенка.

2. Принудительный труд.

3. Здоровье и безопасность.

4. Свобода объединения и право на переговоры о заключении коллективного договора.

5. Дискриминация.

6. Дисциплинарные меры.

7. Рабочее время.

8. Оплата труда.

9. Системы управления.

БД 8000 может применяться к организациям с любой численностью работающих во всех отраслях, где угодно в мире. Он обеспечивает определение этических критериев в производстве товаров и/или услуг, являясь, по сути, гарантом обеспечения порядочности в бизнесе [1, 2, 3].

При разработке стандарта учтены многие международные документы, в том числе Конвенции Международной организации труда и связанные с ними международные документы по правам человека, Всеобщая декларация прав человека, Конвенция ООН по правам ребенка и др. В стандарт включено также требование о том, что компании должны подчиняться местным или национальным законам.

Завоевавший авторитет стандарт БД 8000 создал предпосылки для разработки международного стандарта 1БО 26000 «Руководство по социальной ответственности».

Международный стандарт 1БО 26000 был подготовлен с участием экспертов, представляющих различные заинтересованные стороны из более чем 90 стран, 40 международных или региональных организаций с широким охватом, вовлеченных в различные аспекты социальной ответственности. Эти эксперты представляли шесть различных групп заинтересованных сторон:

1)потребители;

2) государства;

3) промышленность;

4) трудящиеся;

5) неправительственные организации (НПО);

6) организации, оказывающие услуги, поддержку или ведущие исследования в области социальной ответственности, и др.

Кроме того, были обеспечены особые условия для достижения баланса между развивающимися и развитыми странами, а также гендерного баланса в проектных группах. Хотя были предприняты усилия для того, чтобы обеспечить широкое и представительное участие всех групп заинтересованных сторон, достижение полного и справедливого баланса заинтересованных сторон было ограничено различными факторами, включая доступность ресурсов и необходимость в навыках английского языка.

Международный стандарт 1БО 26000 представляет собой руководство по принципам, лежащим в основе социальной ответственности, основным темам и проблемам, касающимся социальной ответственности, и способам интеграции социально ответственного поведения в стратегии, системы, практики и процессы организации. Этот стандарт подчеркивает важность результатов и улучшения результативности в области социальной ответственности.

Стандарт предназначен для того, чтобы быть полезным для организаций частного, государственного и общественного секторов, как больших, так и малых, функционирующих как в развитых, так и развивающихся странах. Хотя не все части настоящего стандарта будут одинаково полезны для всех типов организаций, все основные темы применимы для каждой организации. Определение путем самостоятельного анализа и диалога с заинтересованными сторонами того, что для организации применимо и на что ей важно реагировать, является ответственностью отдельной организации.

Государственные организации, как и любые другие организации, могут по

БИЗНЕС И ОБЩЕСТВО МЕТОДОЛОГИЯ

□ С

а

Содержание стандарта 1Б0 26000

Введение

1 Область применения

2 Термины, определения и сокращенные термины

2.1 Термины и определения

3 Понимание социальной ответственности

3.1 Социальная ответственность организаций: исторический контекст

3.2 Последние тенденции в социальной ответственности

3.3 Характеристики социальной ответственности

3.4 Государство и социальная ответственность

4 Принципы социальной ответственности

4.1 Общие положения

4.2 Подотчетность

4.3 Прозрачность

4.4 Этичное поведение

4.5 Уважение интересов заинтересованных сторон

4.6 Соблюдение верховенства закона

4.7 Соблюдение международных норм поведения

4.8 Соблюдение прав человека

5 Признание социальной ответственности и взаимодействие с заинтересованными сторонами

5.1 Общие положения

5.2 Признание социальной ответственности

5.3 Выявление заинтересованных сторон и взаимодействие с ними

6 Руководство по основным аспектам социальной ответственности

6.1 Общие положения

6.2 Организационное управление

6.3 Права человека

6.4 Трудовые практики

6.5 Окружающая среда

6.6 Добросовестные деловые практики

6.7 Проблемы, связанные с потребителями

6.8 Участие в жизни сообществ и их развитие

7 Руководство по интеграции практик социальной ответственности повсеместно в организации

7.1 Общие положения

7.2 Отношение характеристик организации к социальной ответственности

7.3 Понимание социальной ответственности организации

7.4 Практики для интеграции социальной ответственности повсеместно в организации

7.5 Обмен информацией о социальной ответственности

7.6 Повышение доверия [к организации] в отношении социальной ответственности

7.7 Анализ и совершенствование деятельности и практики организации, относящихся к социальной ответственности

7.8 Добровольные инициативы для социальной ответственности

Приложение А (Информативное) Примеры добровольных инициатив и инструментов для социальной ответственности

Приложение В (Информативное) Сокращенные

термины

Библиография

желанию применять этот стандарт. Однако он не предназначен для того, чтобы заменить, изменить или каким-либо образом поменять обязательства государства. Стандарт 1БО 26000 предназначен для добровольного применения.

«Организации во всем мире и их заинтересованные стороны все больше осознают потребность в социально ответственном поведении и его преимущества. Целью социальной ответственности является содействие устойчивому развитию.

Результативность организации в отношении общества, в котором она функционирует, и ее влияния на окружающую среду стало крайне важной частью оценки ее общей результативности и ее способности продолжать функционировать эффективно. Это частично отражает растущее осознание необходимости поддержания здоровых экосистем, социальной справедливости и хорошего корпоративного управления. В долгосрочной перспективе все действия организации зависят от благополучия мировых экосистем. Организации все больше подвергаются критике различных заинтересованных сторон, в том числе клиентов или потребителей, трудящихся и их профсоюзов, членов организаций, сообществ, неправительственных организаций, студентов, финансистов, доно-

ров, инвесторов, компаний и других заинтересованных сторон» [4].

Каждой организации рекомендуется повысить уровень своей социальной ответственности, применяя данный стандарт, в том числе принимая во внимание ожидания заинтересованных сторон, соблюдая законодательство, а также согласуясь с международными нормами поведения.

1БО 26000 подготовлен РГ «Социальная ответственность», образованной при Техническом совете 1БО.

Основные концепции стандарта

Воздействие, интересы и ожидания

Реализация социальной ответственности осуществляется путем адекватного подхода к принятию решений и их выполнению. Причем решения направлены на удовлетворение ожиданий общества и интересов заинтересованных сторон (рис. 1).

Развивая свою социальную ответственность, организации следует учитывать три взаимосвязи:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ между организацией и обществом. Организации следует понимать, как ее решения и деятельность влияют на общество. Организации также следует понимать ожидания относительно ответственного по-

ведения, предъявляемые обществом и касающиеся этого влияния. Это следует делать, рассматривая основные темы и проблемы социальной ответственности;

^ между организацией и ее заинтересованными сторонами. Организа-

Рис. 1. Взаимосвязь между организацией, ее заинтересованными сторонами и обществом

и \ □в

МЕТОДОЛОГИЯ ваз бизнес и общество □а в

Краткое описание разделов стандарта 180 26000

Оглавление Название раздела Краткое содержания раздела

Раздел 1 Область применения Определяет содержание и область применения стандарта и указывает на некоторые ограничения и исключения

Раздел 2 Термины и определения Указывает и приводит определения ключевых терминов, применяемых в стандарте. Эти термины имеют основополагающее значение для понимания социальной ответственности и применения стандарта

Раздел 3 Понимание социальной ответственности Описывает ключевые факторы и условия, которые повлияли на развитие социальной ответственности и которые продолжают воздействовать на ее характер и практику. В нем также представлена сама концепция социальной ответственности, что она означает и как она применима к организациям. Раздел содержит руководство для малых и средних организаций по использованию стандарта

Раздел 4 Принципы социальной ответственности Вводит и разъясняет общие принципы социальной ответственности

Раздел 5 Признание социальной ответственности, идентификация заинтересованных сторон и взаимодействие с ними Описывает две практики социальной ответственности: признание организацией своей социальной ответственности, а также идентификацию организацией своих заинтересованных сторон и взаимодействие с ними. Он дает рекомендации по взаимосвязи между организацией, ее заинтересованными сторонами и обществом, с учетом основных тем и проблем социальной ответственности и сферы влияния организации

Раздел 6 Руководство по основным темам социальной ответственности Дает разъяснения по основным темам и связанным с ними проблемам, относящимся к социальной ответственности. Для каждой основной темы представлена информация по области применения, ее отношению к социальной ответственности, относящимся к ней принципам и факторам, а также связанным с ней действиям и ожиданиям

Раздел 7 Руководство по интеграции практики социальной ответственности повсеместно в организации Представляет собой руководство по введению социальной ответственности в практику организации. Сюда относятся рекомендации по: ^ пониманию социальной ответственности организации; ^ интеграции социальной ответственности повсеместно в организации; ^ обмену информацией относительно социальной ответственности; ^ повышению доверия к организации в отношении социальной ответственности; ^ анализу прогресса и повышению результативности; ^ оценке добровольных инициатив в области социальной ответственности

Приложение А Приложение по добровольным инициативам и инструментам, относящимся к социальной ответственности Представляет неполный перечень добровольных инициатив и инструментов, относящихся к социальной ответственности, касающихся аспектов одной или нескольких основных тем или интеграции социальной ответственности повсеместно в организации

Приложение В Сокращенные термины Содержит сокращенные термины, применяемые в настоящем стандарте

Библиография Включает ссылки на авторитетные международные инструменты и стандарты ИСО, на которые даны ссылки в тексте стандарта как на источники информации

Индекс Приводятся ссылки на темы, концепции и термины, используемые в стандарте

ции следует знать о своих различных заинтересованных сторонах. Решения и деятельность организации могут оказывать потенциальное и реальное воздействие на этих частных лиц и организации. Это потенциальное и реальное воздействие является основой «интереса»,

/ I Участие в [жизни] и / I сообществ и их Д Права человека * ч

1 / Проблемы.

| I связанные с

I \ потребителями

I

\

\

1

6.6 V 6.5

Добросовестные I Оружающая , /

\ хделовые практики Д среда

Рис. 2. Семь основных тем социальной ответственности

который заставляет рассматривать организации или частных лиц как заинтересованные стороны;

^ между заинтересованными сторонами и обществом. Организации следует понимать взаимосвязь между интересами заинтересованных сторон, на которые оказывает влияние организация, с одной стороны, и ожиданиями общества - с другой. Хотя заинтересованные стороны являются частью общества, они могут иметь интересы, которые не соответствуют ожиданиям общества. Заинтересованные стороны имеют уникальные по отношению к организации интересы, которые могут отличаться от ожиданий общества относительно социально ответственного поведения по каждому из вопросов. Например, интерес поставщика в том, чтобы получить оплату, и интерес сообщества в соблюдении договорных условий могут быть различными сторонами одной проблемы. При признании своей социальной ответственности организации необходимо учитывать все три взаимосвязи. Организация, ее заинтересованные стороны и сообщество, вероятно, будут иметь различные взгляды из-за того, что их цели различны. Следует призна-

вать, что частные лица и организации могут иметь многие и разнообразные интересы, на которые могут повлиять решения и деятельность организации.

Руководство по основным темам (аспектам) социальной ответственности

Для того чтобы определить область охвата своей социальной ответственности, выявить проблемы и установить свои приоритеты, организации следует рассмотреть семь основных тем социальной ответственности (рис. 2):

^ Организационное управление;

^ Права человека;

^ Трудовые практики;

^ Окружающая среда;

^ Добросовестные деловые практики; ^ Проблемы, связанные с потребителями;

^ Участие в жизни сообществ и их развитие.

Экономические аспекты, как и аспекты, относящиеся к здоровью и безопасности и цепочке создания добавленной стоимости, охватываются в рамках семи основных тем в соответствии с содержанием. Также учитываются различия в том, каким образом в каждой из семи ключевых тем затрагиваются мужчины и женщины.

БИЗНЕС И ОБЩЕСТВО МЕТОДОЛОГИЯ

□ С

а

Основные темы и проблемы социальной ответственности (раздел 6 стандарта ІБО 26000)

6.2 Организационное управление

В контексте ІБО 26000 задача организационного управления (в центре схемы на рис. 2) - повсеместное соблюдение изложенных выше семи принципов социальной ответственности.

6.3 Права человека

Проблема 1: Должная предусмотрительность

Проблема 2: Ситуации, связанные с риском для прав человека

Проблема 3: Избежание соучастия

Проблема 4: Удовлетворение жалоб

Проблема 5: Дискриминация и уязвимые группы

Проблема 6: Гражданские и политические права

Проблема 7: Экономические, социальные и культурные права

Проблема 8: Основные права в сфере труда

6.4 Трудовые практики

Проблема 1: Наем и трудовые отношения

Проблема 2: Условия труда и социальная защита

Проблема 3: Социальный диалог

Проблема 4: Охрана труда и безопасность на рабочем месте

Проблема 5: Развитие человеческого потенциала и обучение на

рабочем месте

6.5 Окружающая среда

Проблема 1: Предотвращение загрязнения

Проблема 2: Устойчивое ресурсопользование

Проблема 3: Смягчение изменения климата и адаптация к нему

Проблема 4: Защита и восстановление естественной природной среды

6.6 Добросовестные деловые практики

Проблема 1: Противодействие коррупции Проблема 2: Ответственное вовлечение в политику Проблема 3: Честная конкуренция

Проблема 4: Пропаганда социальной ответственности в рамках сферы влияния

Проблема 5: Уважение прав собственности

6.7 Проблемы, связанные с потребителями

Проблема 1: Честные практики маркетинга, информирования и заключения договоров

Проблема 2: Защита здоровья и безопасности потребителей Проблема 3: Устойчивое потребление

Проблема 4: Обслуживание и поддержка пользователей и разрешение споров

Проблема 5: Защита данных и обеспечение конфиденциальности потребителей

Проблема 6: Доступ к услугам первой необходимости Проблема 7: Образование и повышение осведомленности

6.8 Участие в жизни сообществ и их развитие

Проблема 1: Участие в жизни сообществ

Проблема 2: Образование и культура

Проблема 3: Создание занятости и развитие навыков

Проблема 4: Развитие технологий

Проблема 5: Создание благосостояния и дохода

Проблема 6: Здоровье

Проблема 7: Социальные инвестиции

Каждая из основных тем содержит спектр проблем, связанных с социальной ответственностью. Они описаны в данном разделе наряду с относящимися к ним действиями и ожиданиями. Социальная ответственность динамична и отражает эволюцию озабоченности социальными и экологическими проблемами, поэтому в будущем могут возникнуть и другие проблемы.

Действия относительно этих основных тем и проблем должны основываться на принципах и практиках социальной ответственности. Относительно каждой основной темы организации следует определить и контролировать все проблемы, которые оказывают важное или существенное влияние на ее решения и деятельность. При оценке применимости проблемы следует учитывать краткосрочные и долгосрочные цели. Тем не менее не существует заранее определенного порядка, в котором организации следует рассматривать основные темы и решать проблемы; этот порядок будет зависеть от самой организации и ее стратегии.

Организации следует рассматривать основные темы как целое, то есть ей следует рассматривать все основные темы и проблемы, и их взаимосвязи, а не просто концентрироваться на реше-

нии одной проблемы. Следует обеспечить, чтобы отдельные улучшения, направленные на решение отдельной проблемы, не отражались негативно на решении других проблем или не оказывали негативное воздействие на жизненный цикл продукции или услуг, на ее заинтересованные стороны или на цепочку создания добавленной стоимости.

Предпринимая действия в ответ на эти основные темы и проблемы и интегрируя социальную ответственность в рамках своих решений и деятельности, организация может получить важные преимущества.

Несмотря на то что все основные темы взаимосвязаны и дополняют друг друга, природа организационного управления в некоторой степени отличается от остальных основных тем.

Эффективное организационное управление дает организации возможность предпринимать действия относительно других основных тем и проблем и внедрять семь принципов социальной ответственности.

1. Подотчетность: организация

должна быть подотчетной за ее воздействие на общество и окружающую среду.

2. Прозрачность: организации следует быть прозрачной в ее решениях и деятельности, которые оказывают воз-

действие на общество и окружающую среду.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Этичное поведение: организации следует постоянно вести себя этично.

Поведение организации должно основываться на этических нормах честности, равенства и добросовестности.

Эти этические нормы подразумевают заботу о людях, животных и окружающей среде, а также обязательство реагировать на интересы заинтересованных сторон.

4. Уважение интересов заинтересованных сторон: организации следует уважать и учитывать интересы ее заинтересованных сторон, а также реагировать на них.

5. Соблюдение верховенства закона: организации следует принять то, что соблюдение верховенства закона обязательно.

Верховенство закона подразумевает равенство перед законом

и, в частности, идею, что ни одно частное лицо или организация не стоит над законом и что правительство также подчиняется закону.

6. Соблюдение международных норм поведения: организации обязаны соблюдать международные нормы поведения, при этом следуя принципу соблюдения верховенства закона.

и \ □а

МЕТОДОЛОГИЯ ваз бизнес и общество вв в

ТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ (ТЕМЫ 6.2-6.8)

ОБЩИЙ

ОБЗОР

ПРИНЦИПЫ И ФАКТОРЫ

ОПИСАНИЕ

ПРОБЛЕМЫ

РАССМАТРИВАЕМЫЕ

ПРОБЛЕМЫ

СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ И ОЖИДАНИЯ

Рис. 3. Алгоритм изложения основных тем социальной ответственности и указанных выше проблем

7. Соблюдение прав человека: организации следует соблюдать права человека и признавать их важность и всеобщность (см. также основополагающую тему по правам человека в 6.3).

Рассматриваемый стандарт представляет собой востребованный всей планетой наукоемкий документ с высокой гуманитарной, нравственной и духовной компонентами.

Этот документ требует подготовленного читателя. Именно поэтому разработчики стандарта посчитали необходимым обратить внимание специалистов на его особенность: «Признавая, что различные организации находятся на разных стадиях осознания и интеграции социальной ответственности, настоящий международный стандарт предназначен для добровольного применения как теми, кто начинает руководствоваться концепцией социальной ответственности, так и теми, кто имеет больше опыта в ее внедрении. Для начинающих может быть полезно прочитать и применять этот международный стандарт от начала до конца в качестве общего руководства, в то время как более опытный пользователь может использовать его для того, чтобы улучшить существующие практики и продолжить интеграцию социальной ответственности в организацию. Хотя данный международный стандарт предназначен для того, чтобы его читали и применяли как единое целое, для пользователей, которые ищут специальную информацию по социальной ответственности, может быть полезной схема в таблице 1. Во врезке 1 содержится краткая информация, предназначенная для помощи пользователям этого международного стандарта»[4].

При беглом просмотре структура стандарта и стиль изложения могут показаться сложными и трудными для восприятия. В целях облегчения процесса «общения» со стандартом приведем алгоритм изложения основных тем социальной ответственности и каждой из указанных выше проблем (рис. 3).

Врезки

В стандарте 1БО 26000 приводятся врезки. «Врезки, дающие дополнительные рекомендации по конкретным вопросам, помещены в тех местах текста, где они могут помочь пользователям; другие врезки дают примеры, поддерживающие непосредственный основной текст. То, что текст находится во врезке, не предполагает, что он менее важен, чем текст, включенный в основной текст документа» [4].

Врезка 1 - Краткая информация, предназначенная для помощи пользователям этого Международного стандарта.

Врезка 2 - Равенство полов и социальной ответственности.

Врезка 3 - ИСО 26000 и малые и средние организации (МСО).

Врезка 4 - Понимание соучастия.

Врезка 5 - Преимущества социальной ответственности организации.

Врезка 6 - Международный билль о правах человека и ключевые инструменты по правам человека.

Врезка 7 - Детский труд.

Врезка 8 - Международная организация труда.

Врезка 9 - Совместные комитеты руководства и работников по охране труда и обеспечению безопасности.

Врезка 10 - Примеры действий по адаптации к изменениям климата.

Врезка 11 - Руководящие указания ООН по защите потребителя.

Врезка 12 - Разрешение споров.

Врезка 13 - Цели развития тысячелетия.

Врезка 14 - Участие в развитии сообщества через основную деятельность организации.

Врезка 15 - Отчетность относительно социальной ответственности.

Врезка 16 - Сертифицируемые инициативы и инициативы, связанные с коммерческими или экономическими интересами.

Врезка 17 - Непризнание инициатив со стороны ИСО.

Для подтверждения утверждения

разработчиков о не меньшей важности текста во врезке, а также гуманитарной и нравственной позиции стандарта, приведем врезку 13:

«Врезка 13 - Цели развития тысячелетия

Цели развития тысячелетия - это восемь целей, которые должны быть достигнуты к 2015 году и которые отвечают на главные вызовы развития мира. Цели развития тысячелетия основаны на действиях и целях, содержащихся в Декларации тысячелетия.

Восемь целей развития тысячелетия:

1. Ликвидация нищеты и голода.

2. Обеспечение всеобщего начального образования.

3. Поощрение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин.

4. Сокращение детской смертности.

5. Улучшение охраны материнства.

6. Борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями.

7. Обеспечение устойчивого развития окружающей среды.

8. Формирование глобального партнерства в целях развития.

Цели развития тысячелетия разбиты на 18 поддающихся количественному определению целей, которые измеряются 48 индикаторами» [4].

В подтверждение актуальности и своевременности стандарта 1БО 26000, приведем несколько строк из нашей статьи [5]: «Чтобы достойно с минимальными потерями для людей преодолеть кризис, «не захоронить» выстраданную нашими соотечественниками мечту о достойном качестве жизни и одновременно создать устойчивые предпосылки для дальнейшего развития отечественных организаций необходимо адекватно расставить акценты в деятельности организации с учетом наших тяжелых «хронических болезней». В этом наш единственный шанс.

Для России в сложившейся ситуации нужно сформулировать следующие равновеликие приоритеты:

^ Системы менеджмента в соответствии с международными стандартами.

^ Сокращение непроизводительных затрат (потерь), ресурсосбережение.

^ Социальная ответственность (в том числе: нравственность, мораль, этика).

^ Здоровье работающего персонала.

^ Экология.

^ Образование (просвещение)».

В библиографии 1БО 26000 первые позиции адресуют читателя к стандартам 1БО серии 9000, то есть к систе-

5

QG

БИЗНЕС И ОБЩЕСТВО МЕТОДОЛОГИЯ

НЕ G

мам менеджмента, в которые должен быть интегрирован стандарт 1БО 26000. Именно такой подход позволяет гарантировать устойчивое развитие организаций. Кроме того, в стандарте рассматриваются наболевшие проблемы и даются адекватные и корректные рекомендации по решению этих проблем. Если вдумчиво и внимательно изучить содержание стандарта, то станет абсолютно понятно, как при условии его интеграции в современную систему менеджмента «по умолчанию» устраняются практически все изложенные выше, болезненные для организаций и страны в целом, аспекты, о которых говорится в статье [5].

Но это возможно при неформальном и заинтересованном подходе, принятом на государственном уровне, стратегически продуманном и подкрепленном корректным оперативным планированием интеграции стандарта в условиях государственных структур и внутри организаций. При этом для обеспечения эффективного и результативного процесса целесообразно опираться на нашу российскую ментальность [2, 3, 5-12].

По нашему мнению, начать можно со следующих действий:

1. Организовать команду инициативных и преданных Отечеству людей для продвижения и популяризации стандарта.

2. Начать интенсивное обучение специалистов по продуманным и исчерпывающим программам.

3. Включить в программы подготовки менеджеров и экспертов по СМК, а также в программы МВА раздел по МС !БО 26000 с последующим отражением этого вопроса в программах всех вузов.

В дополнение к изложенному

Данный стандарт ориентирует на работу в команде. Причем предусматривается, что в состав команды, решающей вопросы социальной ответственности, войдут специалисты из различных структур и организаций.

Однако одним из наших серьезных недостатков является неумение работать в команде (мы не умеем слушать, взвешивать различные мнения, прислушиваться к оппонентам, учитывать интересы разных сторон, принимать взвешенные решения, минимизировать риски ошибочных решений и действий, мы не можем противостоять начальству и открытому невежеству властных структур).

Поэтому всем, включая руководителей, надо учиться цивилизованным принципам работы в команде. Именно поэтому необходимо предусмотреть изучение принципов работы в команде [13]. Нужно предусмотреть семинары различной глубины проработки материала в зависимости от стартовой подготовки специалистов и организаций. И, наконец, расстаться с принципом «нас всех учили понемногу...» ■

Литература

1. Михайлова Н.В. Стандарт БА 8000 «Социальная ответственность». Некоторые комментарии к стандарту // Стандарты и качество. 1999. № 5. С. 31-34.

2. Михайлова Н.В., Федорова Л.А. Основной фактор улучшения качества жизни // Стандарты и качество. 2004. № 10.

3. Михайлова Н.В., Федорова Л.А.. Социальная ответственность // Труды ВЭО. Т. 14, 2004.

4. 1БО 26000. Руководство по социальной ответственности,

5. Михайлова Н.В, Фёдорова Л.А. Позиционирование организации в условиях кризиса. Полемические заметки // Стандарты и качество. 2010. № 4. С. 68 - 73.

6. Ильин И.А. О чувстве ответственности. Собрание сочинений: В 10-ти т. Т.3. М.: Русская книга, 1994.

7. Ильин И.А. О совести // Собрание сочинений: в 10-ти т. Т.3. М.: Русская книга, 1994.

8. Методика оценки качества жизни. М.: Министерство науки и технологий РФ. ВНИ-ИТЭ, 2000.

9. Качество и духовная культура. М.: Министерство науки и технологий РФ. ВНИИТЭ, 2002.

10. Ильин И.А. О справедливости // Собрание сочинений: в 10-ти т. Т.3. М.: Русская книга, 1994.

11. Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 19481954 гг. В 2-х т. М.: Рарогъ, 1992.

12. Гоголь Н.В. Нужно любить Россию // Духовная проза. М.: «Русская книга»,1992.

13. Кови Стивен Р. Семь навыков высокоэффективных людей. Возврат к этике характера. М.: Вече,1998. 253 с.

НОВОСТИ

НОВОСТИ

НОВОСТИ

НОВОСТИ

НОВОСТИ

Правовые последствия вступления России в ВТО для бизнеса

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Юридическая фирма «Муранов, Черняков и партнеры» запускает проект по разъяснению обязательств России перед ВТО в сфере услуг и товаров и на первом этапе представляет юридический анализ таких обязательств России по 16 секторам услуг. Партнером проекта выступает международное коммуникационное агентство Grayling.

Россия приняла на себя обязательства по 116 видам услуг из 155, предусмотренных классификатором услуг ВТО. Уже сейчас на сайте www.Russia-WTO.ru доступны юридические обзоры по 16 видам услуг, в том числе:

^ банковские услуги и услуги на рынке ценных бумаг;

^ страхование;

^ телекоммуникации;

^ бухгалтерский учет и аудит, налоговое консультирование;

^ консультационные услуги в сфере управления, услуги по исследованию рынка;

^ услуги информационных агентств и др.

Как следует из проведенного анализа, обязательства, которые Россия берет на себя при вступлении в ВТО в отношении различных сфер услуг, крайне неоднородны. Россия открывает широкий доступ иностранцам в ряд отраслей, например, в телекоммуникации, в то время как в страхование и другие секторы приход иностранных игроков, напротив, ограничивается. В русскоязычной версии обязательств России также есть ряд серьезных юридико-технических неточностей, в частности, в отношении услуг банков, что может создавать для бизнеса потенциальные риски.

В обзорах также показывается, как позиция России в ходе переговорного процесса изменялась в сторону все больших уступок иностранным лицам по отдельным секторам услуг. Кроме того, обязательства Россия сравниваются с аналогичными обязательствами стран БРИКС, которые в большинстве случаев сохранили более серьезные ограничения в отношении допуска иностранных лиц на свои рынки услуг.

Далее планируется выпустить обзоры еще по более чем 40 секторам услуг, включая услуги, связанные с различными видами перевозок, туризмом, образованием, здравоохранением, консалтингом и др.

Что касается международной торговли товарами, то в скором времени на сайте будет представлена методика чтения таблиц с обязательствами России перед ВТО в этой сфере, и бизнесмены смогут самостоятельно определить изменения в российской тарифной политике по интересующим их товарным позициям.

Вторая часть проекта, осуществляемая в сотрудничестве с коммуникационным агентством Grayling, сфокусирована на анализе восприятия деловым сообществом последствий вступления в ВТО для ведения бизнеса в России и потенциальных рисков, в том числе юридических, возникающих в этой связи. В его основу будут положены результаты аудита мнений представителей топ-менеджмента российских и зарубежных компаний, работающих в России. Исследование будет доступно на сайте www.Russia-WTO.ru в июне 2012 г.

По мнению управляющего партнера «Муранов, Черняков и партнеры», доцента МГИМО (У) МИД РФ Александра Муранова, присоединение России к ВТО, несомненно, изменит правила игры для всех представителей бизнеса, как для российских компаний, так и для международных инвесторов. ■ www.Russia-WTO.ru

NEWS

NEWS

NEWS

NEWS

NEWS

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.