а \ □а
МЕТОДОЛОГИЯ ваз бизнес и общество аа а
Социальная ответственность:
Тема социальной ответственности бизнеса приобретает все большую популярность во всем цивилизованном обществе.
28 октября 2010 г. был опубликован международный стандарт 1БО 26000:2010 -документ, представляющий собой подробное руководство по основным принципам,темам и проблемам, касающимся социальной ответственности, а также способам интеграции социально ответственного поведения в стратегии, системы, практики и процессы организации. Работа над столь масштабным и значимым проектом началась еще в 2005 г., участие в ней приняли эксперты из 90 стран, а также из свыше четырех десятков международных и региональных организаций, специализирующихся в данной сфере. Между тем, практика корпоративной социальной ответственности до сих пор является предметом многочисленных споров. Действительно ли введение подобных стандартов способствует сокращению рисков и увеличению прибыльности компаний? В чем преимущества перехода на международные стандарты? О политике своих организаций в сфере корпоративной социальной ответственности рассказали представители самарских компаний, уже воплотивших данную практику в жизнь.
Евгений ВАКУЛИЧ,
вице-президент НП «Поволжский клуб качества»:
«Социальная ответственность бизнеса велика и имеет давнюю историю и традиции. Обладая огромными финансовыми и материальными ресурсами, бизнес в состоянии содействовать решению крупномасштабных социальных проблем и коренным образом влиять на качество жизни людей не только в отдельном городе или регионе, но и в стране или группе стран. Понимание лидерами бизнеса этой своей роли привело к рождению в конце 20-го века понятия корпоративной социальной ответственности (КСО), которая предполагает деятельность бизнеса, способствующую решению социальных проблем, влияющих на качество жизни.
Понятие КСО включает в себя, во-первых, выполнение бизнесом социальных обязательств, предписываемых законом, и готовность неукоснительно нести соответствующие обязатель-
ные расходы. Во-вторых, КСО - это готовность добровольно нести необязательные расходы на социальные нужды сверх пределов, установленных налоговым, трудовым, экологическим и иным законодательством, исходя не из требований закона, а по моральным, этическим соображениям.
КСО предполагает:
^ производство в достаточных количествах продукции и услуг, качество которых соответствует всем обязательным нормам (при соблюдении всех законодательных требований к ведению бизнеса);
^ соблюдение права работников на безопасный труд при определенных социальных гарантиях, в том числе, создание новых рабочих мест;
^ содействие повышению квалификации и навыков персонала;
^ защиту окружающей среды и экономию невосполнимых ресурсов;
^ защиту культурного наследия;
^ поддержку усилий власти в развитии территории, где размещена организация, помощь местным учреждениям социальной сферы;
^ помощь малоимущим семьям, инвалидам, сиротам и одиноким престарелым людям;
^ соблюдение общепринятых законодательных и этических норм ведения бизнеса.
Сегодня во многих странах, в том числе в России, законодательно установлены обязательное медицинское страхование, пенсионное обеспечение, требования промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды; действуют корпоративные и личные фонды, выделяющие средства на решение социальных проблем. Ответственное социальное поведение и благотворительность бизнеса поощряются налоговыми льготами и зачетами, закрепленными на законодательном уровне. Многие руководители понимают свою
28
век| КАЧЕСТВА № 3 • 2011
г
□г
БИЗНЕС И ОБЩЕСТВО МЕТОДОЛОГИЯ
□ С
а
социальную ответственность, крупные российские компании осуществляют разнообразные социальные программы. Однако дальнейшее расширение масштабов и упорядоченности работ по КСО сдерживается рядом факторов. Во-первых, руководители большинства компаний пока не осознают ее важности и значения. Во-вторых, руководство федеральных и региональных органов власти не использует принципы КСО во взаимодействии с бизнесом и профсоюзами, а их персонал если и слышал о КСО, то не представляет, что и как надо делать, чтобы перейти от деклараций и соглашений к системной повседневной работе по их внедрению. Кроме того, и в бизнес-организациях, и в органах власти, и в профсоюзах отсутствует системный и скоординированный менеджмент социальной деятельности».
Александр ВЫРЫПАЕВ,
генеральный директор
ЗАО «Самарская оптическая кабельная компания»:
«Социальная ответственность является одной из основных составляющих деятельности ЗАО «СОКК». Социальную ответственность ЗАО «СОКК» рассматривает как свой добровольный вклад в социальную сферу, вне рамок определенного законами минимума. Мы считаем важной социальной задачей обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности каждого работника, достижение благосостояния персонала и процветания ЗАО «СОКК».
Политика в области социальной ответственности нашей компании взаимодействует и поддерживает политику в области качества, корпоративную культуру, экологическую политику, политику систему управления охраной труда с целью: соблюдения трудовых и социальных прав персонала; обеспечения социального мира, безопасности и благополучия персонала и местного населения; предоставления полного соцпакета в соответствии с ТК РФ; создания лояльной системы материального и
ЗАО «СОКК» в 2009 г. сертифицировало систему социальной ответственности на соответствие требованиям 5Л 8000 «Социальная ответственность» и ВОК-КСО-2007 «Социальная ответственность организации. Требования». В рамках реализации программ по социальной ответственности компания оказывает помощь семьям сотрудников: выделяются дополнительные денежные средства по поводу бракосочетания, рождения детей, юбилейных дат; решаются вопросы санаторно-курортного лечения сотрудников и их детей в детских оздоровительных лагерях, оказывается благотворительная помощь детям коррекционного центра (школа-интернат) «Преодоление», а также спонсорская поддержка детских спортивных турниров в г. Самара и т.д.
Руководство ЗАО «СОКК» считает, что корпоративная социальная ответственность - это приверженность бизнеса концепции устойчивого экономического развития в работе с сотрудниками, их семьями, местным населением, обществом в целом с целью улучшения качества их жизни.
нематериального стимулирования; предоставления возможностей профессионального и карьерного роста внутри компании; создания системы активного обучения и повышения квалификации персонала; защиты жизни и здоровья потребителей продукции; снижения вредных воздействий на окружающую среду и экономного расходования невосполнимых ресурсов; оказания спонсорской помощи слабозащищенным слоям населения; производства волоконно-оптического кабеля высокого качества с соблюдением гуманитарных и этических норм».
Елена КАМЕНСКАЯ,
директор по качеству
ЗАО «Самарская оптическая кабельная компания»:
«В последние годы все большее значение начинают приобретать требования общества и государства к социальной стороне деятельности
организаций. Это в равной степени относится к организациям всех типов, размеров и форм собственности вне зависимости от их географического размещения, сферы деятельности, культурных и национальных традиций.
Как известно, самым весомым свидетельством выполнения каких-либо требований в интересующей общество области деятельности принято рассматривать соблюдение стандартов, действующих в этой области, особенно, если оно подтверждено через сертификацию.
В области социальной ответственности широко применяется стандарт БД 8000, разработанный на основе рекомендаций Международной организации по труду, и связанные с ними международные документы по правам человека.
Стандарт БД 8000 создал предпосылки для разработки МС ИСО 26000. Стандарт предназначен для добровольного применения. Я думаю, что любые организации могут по желанию использовать этот стандарт, когда осознают потребность в социально ответственном поведении и его преимущества. Стандарт МС ИСО 26000 представляет собой руководство по основным темам и проблемам, касающимся социальной ответственности и интеграции их в процессы организации. Стандарт МС ИСО 26000 полезен для организаций, так как подчеркивает важность результатов и улучшения результативности в области социальной ответственности». ■
№ 3 • 2011 ВеК| КАЧЕСТВА
29