а также позволяет оптимизировать расходы на распределение. ти, так и за счет доступности товаров и услуг. В целом, развитие
Государство через поддержку удалённой торговли, прежде все- удалённой торговли будет способствовать развитию рынка почто-
го формированием нормативно-правовой базы, сможет поднять вых и логистических услуг, платежной системы, а также инвестиций
социальный статус населения страны, как за счет роста занятос- в экономику России.
Литература
1. Авдейчикова Е.В. Формирование современных каналов распределения в практике российских компаний. «Flexibility and adaptability of global supply chains» Tagungsband des 7. Deutsch -Russischen Logistik Worksshop / D. Ivanov, B. Sokolov, J. Kaeschel. — Sankt Petersburg, 2012. — Р. 154-161.
2. ГОСТ Р 51304-2009 «Услуги торговли. Общие требования». — М.: Стандартинформ, 2010. — 8 с.
3. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» от 07.09.2007 г. № 612.
4. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», от 07.02.1992, № 2300-1.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая, третья, четвертая):по состоянию на 20.02.2008 г. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. — 528 с.
6. Кобелев О.А. Электронная коммерция: Учебное пособие / Под ред. С.В.Пирогова. — М.: Изд.-торг. корпорация «Дашков и К», 2012.. — 684 с.
7. Немагазинная торговля // Современная торговля. — 2011. — № 3. — С. 4-6.
8. Особенности и тенденции развития внемагазинной торговли России: текущее состояние, потенциал развития, регулирование. [Электронный ресурс]http://www.tpprf.ru/common/upload/kom27_analitic_VMT_06.2011.pdf (дата обращения 20.09.2012).
9. Скворцова Н.А. Анализ развития электронной коммерции // Поволжский торгово-экономический журнал. — 2011. — № 6(22). — С. 6-11.
10. Зимин В.А. Перспективы и стратегия развития российской торговли // Конъюнктура товарных рынков. Маркетинг&логистика. — 2010. — № 4. — С. 36-40.
РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА СТАНДАРТИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА
Д.А. Виноградов,
аспирант кафедры экономической социологии факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета
petroval4@yandex.ru
asterion@asterion.ru
В статье рассматриваются процессы стандартизации в области корпоративной социальной ответственности российского бизнеса. Проводится сравнение и выявляется взаимосвязь особенностей постепенного появления различных корпоративных стандартов устойчивого развития на Западе и в России.
Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность (КСО), устойчивое экономическое развитие, управление предприятием, экономическая социология
УДК 316 ББК 60.5
Процесс становления корпоративной социальной ответственности связан с комплексной работой различных групп общества. Бизнес не способен одномоментно выстроить социальный вектор по собственной инициативе, по просьбе своих потребителей или же по одному только требованию со стороны чиновников. Тем не менее, западный опыт показывает, что основную роль в этом процессе должны все же играть представители власти (существование соответствующих государственных органов, регулирующих деятельность бизнеса на основе соответствующих документов). По крайней мере, история западной системы КСО показала эффективность регулирующих действий руководства европейских государств и сегодня все крупнейшие международные корпорации располагают значимым вектором социальной политики в рамках своей корпоративной стратегии развития. И даже если представить, что завтра государственные структуры внезапно прекратят контроль и проявление инициативы в области влияния на бизнес, направленные на стимулирование развития его социальной ответственности, то предприниматели все равно не оставят выстроенные с таким большим трудом стратегии в области КСО. Связано это с тем, что сам формат управления современным предприятием, организации современного бизнеса является социально ориентированным. Безусловно, это не основная его характеристика и получение прибыли, как раньше, так и сейчас — главная цель любого бизнеса. В то же время, социальная составляющая все же является неотъемлемой для управления любой современной компанией. И объяснить это можно отнюдь не тем, что бизнес сегодня настолько «добр» и аль-
труистичен, а именно тем, что на данный момент большинство западных предпринимателей различного уровня хорошо понимают весьма чёткую и ярко проявляющуюся связь социального образа компании, бренда и его экономической успешности.
Россия идёт своим путём. Вопросы становления КСО в сфере российского бизнеса затрагиваются в работах Ю. Благова, С. Ивченко, М. Либоракина, Т. Сиваева, А. Кузнецова, Н. Захарова, С. Туркина, Л. Верёвкина, О. Алексеевой, И. Долгоруковой [подробнее см.: 1; 2; 3; 4; 5; 6; 8]. Совокупное описание этих вопросов в трудах российских ученых можно обобщить выводом о том, что по-прежнему интерес чиновников к проблемам развития КСО в России незначителен. Поэтому крупные российские корпорации, обладающие соответствующими возможностями, стремятся самостоятельно формировать свою социальную политику, руководствуясь собственным пониманием ее сущности и значимости в современных далеко не простых условиях социально-экономического развития [7]. И именно «разнообразность» этого понимания становится одной из ключевых проблем и особенностей формирования стратегической формулы устойчивого экономического развития России.
Для систематизации, оценки и дальнейшего комплексного развития сферы КСО в России необходимо существование критериев, норм и стандартов. Стандартизация социальной ответственности в западной бизнес-культуре осуществлялась вместе с самим возникновением и институционализацией сферы корпоративной социальной ответственности в силу того, что локомотивом этого процесса было именно государство. Представителям власти необ-
ходимо оценивать уровни социальной ответственности бизнеса по различным критериям и разрабатываемые стандарты позволяют унифицировать подходы к этой оценке. Основной для разработки стандартов в области КСО стали уже существующие стандарты из иных сфер (в том числе экономической деятельности). Сегодня эти сферы представляют различные направления устойчивого развития: экология, трудовые отношения, экономическая стабильность, качество продукции и многие другие.
Актуальный сегодня и популярный в Европе Международный стандарт социальной ответственности SA 8000 построен преимущественно на принципах соблюдения трудового законодательства, справедливых и комфортных условиях работы персонала компаний. Основу стандарта составляют конвенции Международной Организации Труда (МОТ), что уже предопределяет его направленность на регулирование внутренних социально-трудовых отношений. Среди других документов, создавших «фундамент» для этого стандарта, следует назвать такие масштабные международные соглашения, как:
• Общая декларация прав человека (the Universal Declaration of Human Rights),
• Конвенция ООН по правам детей (UN Convention on the Rights of the Child),
• Конвенция ООН по ликвидации всех форм дискриминации женщин,
• Конвенции и рекомендации Международной организации по труду (International Labour Office (ILO) Convention) и других служб по защите прав человека.
Разделы стандарта разработаны с учетом и других, смежных стандартов [10]:
• Система менеджмента качества в соответствии с международным стандартом (МС) ISO 9001 — Социальная ответственность перед потребителем;
• Система экологического менеджмента в соответствии с МС ISO 14001 — Социальная ответственность перед обществом;
• Система менеджмента профессиональной безопасности и здоровья в соответствии с МС OHSAS 18001 — Социальная ответственность перед персоналом;
• Система менеджмента в соответствии с Моделью совершенства Европейского фонда управления качеством — Социальная ответственность перед потребителем, персоналом, обществом и акционерами.
Основные аспекты, рассматриваемые в стандарте SA 8000:
• Детский труд;
• Принудительный труд;
• Здоровье и техника безопасности;
• Свобода профессиональных объединений и право на переговоры между нанимателем и профсоюзами о заключении коллективного договора;
• Дискриминация;
• Дисциплинарные взыскания;
• Рабочее время;
• Компенсации;
• Система управления [10]
Первая версия стандарта была разработана и введена еще в 1997 году [12]. Но это был уже не первый документ, посвященный вопросам социальной ответственности бизнеса. Так, еще в 1961 году в Риме была принята Европейская Социальная Хартия (European Social Charter), которая в свою очередь базировалась на принципах европейской конвенции о защите прав человека, разработанной в 1950 году Советом Европы (Council of Europe). В 1996 году Хартия была переработана и послужила основным ресурсом формирования стандарта SA 8000.
Российский истеблишмент своевременно обратил внимание на «ограниченность» международного стандарта SA 8000. Вот что пишет по этому поводу Е. Тавер — директор Центра экспертных программ Всероссийской организации качества: «Стандарт SA 8000:2001 "Социальная отчетность” (Social Accountability), подготовленная на основе деклараций Международной организации труда (МОТ), определяет только требования к соблюдению бизнес-организациями права работников на труд, в том числе на охрану труда, и к менеджменту в этой области. Он не затрагивает вопросы охраны окружающей среды и экономии природных ресурсов, помощи местному сообществу и этические нормы деловой практики» [9].
Обратив внимание на узость этого международного стандарта, и имея в виду необходимость разработки национального стандарта КСО (в силу российской специфики взаимоотношений бизнес-власть-общество), российские чиновники приступили к созданию
его собственной версии. Этому, как и на Западе, только с меньшим временным интервалом, предшествовало подписание Социальной Хартии Российского Бизнеса в 2004 году. Хартия была создана в рамках XIV съезда Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей). Документ определял общие этические принципы социальной деятельности российского бизнеса, соответствующие Глобальному договору [9].
Бизнес, так или иначе, использовал критерии Хартии и принял во внимание опыт иностранных корпораций по развитию политики социальной ответственности. Тем не менее, необходимость в появлении российского стандарта, по сути руководства, в области устойчивого развития становилась все более очевидной. «Существующие документы или слишком сложны в применении, или не охватывают все действия, предусмотренные КСО. Так, руководства по отчетности в области устойчивого развития — Global Reporting Initiative Sustainability Reporting Guidelines (GRI) и АА1001 — предполагают составление многостраничных отчетов, что под силу только очень крупным компаниям. В стандарте ТПП (Торгово-промышленной палаты) РФ “Социальная отчетность предприятий и организаций, зарегистрированных в РФ” рассматриваются социальные проблемы, которые наиболее актуальны для России — полная уплата налогов, справедливая оплата труда работников, помощь беспризорным детям, финансирование социальной сферы. Таким образом, и этот документ не в полной мере охватывает все аспекты КСО, причем речь идет не об ответственности, а об отчетности, что далеко не одно и то же», — справедливо утверждает Е.Тавер [9].
Первым шагом на пути стандартизации устойчивого развития в России со стороны государства стало создание Технического комитета по стандартизации ТК №471 «Социальная ответственность» [13]. Он был создан 22 ноября 2005 г. в рамках Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). В его составе 25 организаций и 5 групп различных стейкхолдеров.
Основные задачи созданного комитета (из отчёта комитета за 2006-2007 год):
«1. Быть национальным “зеркальным” комитетом ИСО/ТУС/ РГСО.
2. Разработка национального стандарта на основе ИСО 26000.
3. Разработка национальных стандартов в области социальной ответственности, в том числе на терминологию, отчетность, социальное партнёрство и др.» [13]
В декабре 2005 года Торгово-промышленная палата РФ выпускает стандарт социальной отчетности, позволяющий коммерческим компаниям определиться с методикой подготовки отчетов в социальной области. Из положения о стандарте Торгово-промышленной палаты Российской Федерации «Социальная отчетность предприятий и организаций, зарегистрированных в Российской Федерации»: «Содержащиеся в Стандарте ТПП РФ положения рекомендуется использовать при подготовке предприятиями и организациями всех форм собственности и любого правового статуса социальных отчетов — документов, в которых содержится аналитический материал и фактические данные о выполнении предпринимательскими структурами своих социальных функций в условиях рыночной экономики. В социальном отчете не должны указываться сведения, составляющие коммерческую тайну компании.
Данный Стандарт предполагает наличие в социальном отчете компании вступительной части (общие положения) и 7 тематических разделов. Во вступительной части излагается информация, касающаяся истории компании, основных направлений и результатов деятельности, принципов ведения бизнеса.
Важнейшим элементом подготовки тематических разделов социального отчета является организация постоянного диалога со всеми заинтересованными сторонами — государством, акционерами и деловыми партнерами компании, ее сотрудниками и потребителями продукции (услуг), местными сообществами, предпринимательскими союзами и объединениями, иными институтами гражданского общества» [14]. Таким образом, очевидно, что созданный стандарт охватывал лишь ограниченный круг интересов стейкхолдеров. В то же время, наличие первого национального стандарта в области КСО придало существенную динамику дальнейшей стандартизации социальной ответственности бизнеса в рамках реализации концепции устойчивого развития России.
«В стандарте ТПП РФ “Социальная отчетность предприятий и организаций, зарегистрированных в РФ” рассматриваются социальные проблемы, которые наиболее актуальны для России — полная уплата налогов, справедливая оплата труда работников, по-
Правительство
Национальный орган по стандартизации
Технические комитеты
Рис.1. Схема взаимодействия государственных органов и стейкхолдеров в процессе
разработки стандартов. [13]
мощь беспризорным детям, финансирование социальной сферы. Таким образом и этот документ не в полной мере охватывает все аспекты КСО, причем речь идет не об ответственности, а об отчетности, что далеко не одно и то же», — комментирует результаты деятельности по стандартизации представитель ВОК [9].
Технический Комитет №471 принял участие в разработке масштабного стандарта социальной ответственности в виде руководства по организации менеджмента организации. Речь идёт о стандарте ISO 26000, который создается Международной организацией по стандартизации, ИСО (International Organization for Standardization, ISO). Членами организации являются представители более чем 90 государств. ТК №471 фактически стал представительством ИСО в России, с одной стороны, и одновременно представительством российских интересов в ИСО. Так как стандарт ISO 26000, в отличие от SA 8000, по плану должен был включать многие направления социальной ответственности — представители комитета стали поэтапно формулировать принципы каждой главы стандарта. Это длительная и комплексная работа. Тем не менее, острая необходимость в наличии какого-либо официального документа, формулирующего единое представление об организации социального вектора российского бизнеса, стала возникать, опережая появление стандарта, создаваемого Международной организацией по стандартизации (ISO) и ТК №471. И эта еще одна особенность российской практики стандартизации в сфере КСО.
Процесс стандартизации требует взаимодействия разных стейкхолдеров и создание конкретного стандарта невозможно выполнить силами только представителей отдельных (пусть и значимых) предприятий или чиновников. Схему совместной работы над стандартами наглядно иллюстрирует следующий рис.1:
К процессу разработки российских стандартов в области социальной ответственности подключилась организация, уже имеющая опыт контроля деятельности бизнеса в области качества — Всероссийская организация качества (ВОК). Так, Центр экспертных программ ВОК приступил к разработке первого российского документа, определяющего взгляд на социальную ответственность в России. В 2007 году работа была завершена и на территории Российской Федерации был официально введён в действие стандарт ВОК-КСО-2007 «Социальная ответственность организации. Требования». Важно отметить, что данный российский стандарт стал первым стандартом в мире, включающим в себя различные аспекты социальной деятельности предприятия за исключением двух аспектов: добросовестной практики ведения бизнеса и его финансовой прозрачности.
«Стандарт устанавливает на основе принципов КСО требования к деятельности бизнес-организаций в области права на труд и охраны труда, качества продукции и услуг, социальных гарантий для персонала, охраны окружающей среды, экономного ресурсосбережения, участия в социальных мероприятиях и поддержки инициатив местного сообщества.
Требования, относящиеся к добросовестной практике ведения бизнеса и финансовой отчетности, не включены в стандарт ВОК-КСО-2007, поскольку они регулируются национальным законодательством и контролируются соответствующими надзорными органами. Стандарт пригоден для применения любой организацией, которая имеет намерение системно структурировать и скоординировать свои усилия в социальной деятельности, обеспечить управление с применением всех современных инструментов менеджмента, прежде всего, на основе сформулированной политики, выбранных целей и разработанной на этой основе программы действий. Таким образом, стандарт открывает новую область корпоративного менеджмента, которая может быть интегрирована с другими областями (качество, экология, охрана труда и др.). Опыт показывает, что наиболее восприимчивы к менеджменту социальной деятельности специалисты, имеющие навыки работы в системах менеджмента по ИСО 9000 и ИСО 14000, особенно при их интеграции.
Первый опыт подтвердил возможности практического использования стандарта ВОК-КСО-2007 предприятиями, региональными администрациями и профсоюзами при планировании и организации мероприятий в социальной сфере. Он может стать эффективным управленческим инструментом в руках органов власти и основой для их взаимодействия с бизнесом, профсоюзами и другими заинтересованными общественными институтами, позволяя обществу и государству активно влиять на социальное поведение компаний, продвигать идеи КСО в бизнес-сообщество», — гласит комментарий разработчиков указанного стандарта [9].
Стандарт состоит из 7 разделов, представляющих различные сферы реализации политики социальной ответственности:
A. Социальные права персонала.
Б. Социальные гарантии персонала.
B. Качество продукции, услуг и работ.
Г Охрана окружающей среды.
Д. Экономное расходование ресурсов.
Е. Поддержка местного сообщества.
Ж. Менеджмент социальной деятельности.
Разделы, регламентирующие социальные права сотрудников и менеджмент социальной деятельности, соответствуют международному стандарту SA 8000.
Появление стандарта не только создало основу для оценки деятельности компаний в вопросах устойчивого развития, но и в целом раскрыло новые возможности реализации социальной ответственности российским бизнесом. У компаний появился важный ресурс для самостоятельной оценки своей деятельности, анализа соответствия компании международному уровню, появилась возможность обратить внимание на слабые стороны своей социальной деятельности и даже организовать социальную стратегию компании с нуля. Посредством внутренних проверок организация могла бы, например, определить состояние внутреннего социального климата и соотнести его с нормами существующего стандарта. Впоследствии — довести уровень менеджмента, с социальной точки зрения, до необходимого по соответствующим пунктам стандарта. После чего, пройти добровольную сертификацию, которая раскрывает дополнительные репутационные, экономические и партнёрские возможности сформировавшейся бизнес-структуры.
В вопросах сертификации Всероссийская организация качества также добилась к сегодняшнему дню определенных существенных результатов.
Во-первых, появление стандарта ВОК-КСО-2007 дало возможность малому и среднему бизнесу войти в сферу сертификации по
категории социальной ответственности. Ранее это могли позволить себе только крупные корпорации, которые проходили сертификацию по стандартам Global Reporting Initiative Sustainability Reporting Guidelines (GRI), АА1001 и российскому стандарту Торгово-промышленной палаты РФ «Социальная отчётность предприятий и организаций, зарегистрированных в РФ». Прохождение сертификации и отчетность по этим стандартам предполагает подготовку объемных многостраничных документов, а самое главное — специально подготовленных кадров. Организация, не имеющая в своем штате специалистов по социальной отчетности по соответствующим стандартам, просто не сможет организовать свою сертификационную работу. В то же время, стандарт ВОК КСО-2007 не требует обладания специальными знаниями. Представители бизнеса могли самостоятельно изучить нюансы сертификации по стандарту и проверить своё соответствие. Так, российский малый и средний бизнес получил возможность официального признания своей политики социальной ответственности.
Во-вторых, для развития сертификационной тенденции специалистами Центра экспертных программ ВОК в 2006 году была разработана «Система добровольной сертификации деятельности организаций в области социальной ответственности “СОЦСЕРТ”«. Представители бизнеса самостоятельно составляют отчеты в соответствии с образцом и могут дополнить его другими документами из области социальной деятельности на своё усмотрение. Так как две части стандарта ВОК КСО-2007 фактически совпадают с параметрами стандарта SA 8000, у компаний есть возможность одновременно получить и сертификацию по этому стандарту. Нужно признать, что такое упрощение процессов сертификации, вывело распространение знаний и отчетности КСО в России на новый уровень. В то же время, по данным ВОК в период с 2010 по 2012 год только 15 российских компаний прошли добровольную сертификацию.
В 2008 году стандарт ВОК КСО был переиздан и просуществовал в неизменном виде до 2011 года. Версия ВОК КСО-2008 («CSR/КСО — 2008») была введена в действие также Украинской ассоциацией качества, Международной ассоциацией менеджеров и аудиторов Казахстана и Сербской организацией качества. Показательно, что стандарт не включал модуль, являющийся одним из основополагающих для современного представления о КСО компании — «Удовлетворение интересов потребителей». Возможно, это было связано с определенными лоббистскими действиями
представителей монополий, возможно, с другими причинами. В итоге этот раздел был все же создан, и в 2011 г. при прочих дополнениях была выпущена последняя редакция российского стандарта социальной ответственности бизнеса, который теперь получил техническое название «1С CSR-08260008000». Сертификация по стандарту проводится в международной системе «ИНТЕРСОЦ-СЕРТ», разработанной на основе системы «СОЦСЕРТ».
Наряду с этим, членами Международной организации по стандартизации (^О), включая представителей Технического комитета №471 по Социальной ответственности, в 2010 была завершена работа по созданию международного стандарта социальной ответственности ^О 26000. Стандарт является международным и первым мировым стандартом в области социальной ответственности, охватывающим все направления социальной деятельности компании. Следует также отметить, что ИСО 26000-2010 — это в первую очередь руководство, а не сертификационный стандарт.
«В этом документе заложены основы для комплексного регулирования хозяйственной деятельности предприятий: рассмотрены вопросы организации трудовых отношений, обеспечения социальной поддержки и развития работников, принципы деловой практики взаимодействия с контрагентами, отношения с потребителями, принципы вовлечения бизнеса в решение задач развития общества. По сути, этим стандартом предлагается “кодекс ответственного поведения” бизнеса в современном постиндустриальном обществе. Мы надеемся, что практическая реализация стандарта ИСО 26000 будет содействовать устойчивому и сбалансированному развитию экономики нашей страны», — комментирует заместитель руководителя Росстандарта А.В. Зажигалкина [11].
На данный момент Технический комитет №471 подготовил к выпуску Национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 26000, включающий специфику российской практики КСО бизнеса. В ближайшее время документ будет утвержден.
Таковы особенности российской практики стандартизации в сфере социальной ответственности бизнеса. Этот процесс далек от завершения. Но все, что уже было сделано в предшествующее десятилетие, — существенный шаг вперед по сравнению с временами, когда не только было сложно говорить о введении каких-либо стандартов КСО, но и вообще были весьма смутные представления о сущности и специфике социальной ответственности бизнеса в России.
Литература
1. Благов Ю. Е. Корпоративная социальная ответственность: эволюция концепции. — СПб: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2010.
2. Ивченко С.В., Либоракина М.И., Сиваева Т.С. Город и бизнес: формирование социальной ответственности российских компаний. — М.: Фонд «Институт экономики города», 2003.
3. Кузнецов А.Л. Захаров Н.Л. Управление социальным развитием организации. — М.: Инфра-М, 2006.
4. Туркин С. Социальные инвестиции в бизнесе. Пособие для менеджеров. — М.: Русский университет, 2003.
5. Алексеева О. Корпоративная социальная ответственность в России. Взросление в неблагоприятном окружении // SEAL. — 2004. — №1. — С. 4-7.
6. Веревкин Л. П. Социальная ответственность бизнеса //Мониторинг общественного мнения — 2010 — №1(95) — С. 37-48.
7. Виноградов Д. А., Петров А. В. Социальная ответственность российского бизнеса в период современного глобального экономического кризиса: проблемы и тенденции // Общество. Среда. Развитие. — 2012, № 3. — С. 64-67.
8. Долгорукова И. В. Современные подходы к разработке стандартов корпоративной социальной политики предприятия //Социальная политика и социология. — 2012 — № 2 — С. 93-104.
9. Тавер Е. И. Стандарты и социальная ответственность бизнеса // Акционерное общество: вопросы корпоративного управления. — 2010 — № 5 — С. 28-32.
10. Кабаков Ю. Б. Социальная ответственность бизнеса: практические вопросы внедрения международного стандарта SA 8000 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.mc.misis.ru/doklad2006/kabakov.pdf (дата обращения 14.01.2013).
11. Международный стандарт ИСО 26000-2010 «Руководство по социальной ответственности» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ria-stk.ru/news/detail.php?ID=59666&SECTION_ID=306 (дата обращения 21.04.2013)
12. Стандарт SA 8000:2001: Социальная ответственность [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.csrjournal.com/1725-standart-sa-80002001-socialnaja-otvetstvennost.html (дата обращения 26.02.2013).
13. Папаев С. Т. Отчёт о деятельности. Национальный технический комитет 471 «Социальная ответственность» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://tk.gost.ru/wps/portal/tk471?WCM_GLOBAL_CONTEXT=/tk/tk471/main/activity (дата обращения 29.11.2012).
14. Постановление Правления ТПП РФ от 22 декабря 2005 г. № 135-11 (Приложение) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// bryansk.cci.ru/content/document_r_15EDB9B5-0B5D-4A35-9F1E-50995EBD17EC.html (дата обращения 25.14.2012).