А.А. Лапин
Исламский экстремизм в Германии
К началу XXI в. на территории Евросоюза осело более 20 млн. иммигрантов-мусульман. Ислам, ставший по числу верующих второй религией после христианства, играет все более заметную роль во внутренней и внешней политике европейских стран.
В Германии проживают от 3,2 млн. до 3,5 млн. мусульман (при общем населении 82,6 млн. человек)1. В стране действуют около 2,5 тыс. молельных домов и мечетей, крупнейшие из которых расположены в Берлине, а также во Франкфурте-на-Майне и Мангейме2. Мечети и имамы находятся на прямом содержании отдельных исламских государств и организаций либо финансируются ими неофициально. Основу мусульманского населения составляют турки, их насчитывается более 2,5 млн., 600 тыс. из них уже получили германское гражданство3.
1 World population prospects. The 2006 revision : Highlights / United Nations. -N.Y., 2007. - Mode of access: http://www.un.org/esa/ population/publications/
wpp2006fwpp2006_tables.xls
2 Aktuelle Zahlen uber den Islam in Europa. Stand 2005/ Zentralinstitut Islam. Archiv Deutschland Stiftung e.V. - Mode of access: http://www.islamarchiv.de/index2.html
3 Migrationsbericht, 2005 des Bundesamtes fur Migration und Fluchtlinge im Auftrag der Bundesregierung. - Mode of access: http://www.bmi.bund.de/Internet/Content/Common/
Anlagen/Broschueren/2006/Migrationsbericht___2005,templateId=raw, property=publicationFile.
pdf/Migrationsbericht_2005.pdf
До недавнего времени германские власти, по их признанию, не имели представления о степени реального влияния исламских союзов на проживающих в стране мусульман. Долгое время в Германии считалось, что мусульмане ведут себя мирно и потому могут не бояться экстрадиции в страны происхождения. Провозглашался принцип открытого «мультикультурного общества», приветствовалось параллельное существование представителей разных культур. Тот факт, что власти закрывали глаза на происходящее в мусульманских кварталах, в значительной степени объяснялся историческим прошлым Германии.
Однако в последние годы, по мнению ряда экспертов, наметилась тенденция радикализации мусульманского населения. Джихадисты-мусульмане, которые чаще всего являются детьми или внуками приехавших в Европу на заработки турок и арабов, ненавидят Запад и полны решимости наложить исламистские табу на западные свободы путем яростных протестов и других форм воздействия, включая, если понадобится, и насилие.
В этом контексте демократическому правовому государству, которым является Федеративная Республика Германия, чрезвычайно сложно бороться с таким вызовом современности, как «исламистский экстремизм». Согласно исследованиям американских социологов В.Л. Юбанка и Л. Вайнберга, террористические группировки в 3,5 раза чаще появляются в демократических государствах, чем в авторитарных4.
Необходимо отметить, что проблема интеграции мусульманских иммигрантов в Европе в целом и в Германии в частности долгие годы не обсуждалась. Однако после террористической атаки на Нью-Йорк 11 сентября 2001 г. и особенно после терактов в Мадриде и Лондоне, организованных потомками выходцев из мусульманских стран, проживающих в Европе, в германских общественнополитических и научных кругах началась открытая, носящая зачастую исламофобский характер дискуссия по широкому кругу вопросов, связанных с присутствием мусульман в стране.
Несмотря на то что Германия не участвует непосредственно в иракской кампании, в глазах многих моджахедов она относится к лагерю так называемых «крестоносцев», т.е. к сторонникам США и
4 Ulfkotte U. Der Krieg in unseren Stadten. - Frankfurt a. M.: Eichborn AG, 2003. - S. 213.
Израиля. Об этом, по мнению радикальных исламистов, свидетельствует, в частности, присутствие германского миротворческого контингента в Афганистане, а также ограниченная помощь германских военных инструкторов по обучению иракского офицерского корпуса.
По данным Федерального ведомства по охране Конституции ФРГ, на территории Германии в настоящее время действуют 28 радикальных исламистских группировок, их общая численностью составляет более 32 тыс. человек5. Активная деятельность правоохранительных органов страны в последние годы привела к серьезному сокращению оперативных возможностей различных исламистских террористических группировок, в особенности «Аль-Каиды», но столкнувшись с серьезными трудностями в осуществлении своей деятельности, они занялись децентрализацией сетевых структур. Это обстоятельство серьезно затрудняет работу Федерального ведомства по охране Конституции и Министерства внутренних дел Германии. Но опасность исходит не только от организаций, относящихся непосредственно к международным террористическим сетям, но и от тех, что функционируют на региональном уровне. Большинство из них преследуют цель насильственным путем изменить конституционный строй как в странах происхождения, так и в самой Германии и установить жесткие порядки в соответствии с законами шариата. Данные группировки относятся к принципу насилия «тактически» и прибегают к нему в зависимости от ситуации.
Большинство экстремистских исламистских группировок, участвующих в глобальном джихаде на территории Германии, -это небольшие, формально независимые друг от друга, локально действующие террористические сетевые структуры, так называемые «неприсоединившиеся моджахеды» (поп-аН^ед-Ми)'аЬедт). Они изредка проводят встречи в основном для определения потенциальных целей планируемых терактов с учетом своих технических возможностей. По данным Федерального ведомства по охране Конституции, серьезная угроза для безопасности Германии исходит именно от подобных «неприсоединившихся структур». Они
5 Verfassungsschutzbericht, 2005 / Bundesministerium des Innern. - Berlin., 2006. -Mai. - S. 195.
активно занимаются сбором финансовых средств и отправкой добровольцев в Ирак, Афганистан и Чечню.
Большинство «моджахедов», действующих в известных региональных исламистских организациях, прошло подготовку в специальных тренировочных лагерях в Афганистане и Пакистане. Таким образом, будучи формально независимыми, эти боевики являются связующими звеньями между международными структурами и региональными группировками и способствуют тем самым постоянному притоку новых потенциальных террористов в эти лагеря.
В последнее время, однако, в Европе появляется все большее число террористических групп нового поколения, члены которых, являясь потомками выходцев из мусульманских стран, не обладают собственным опытом, а также не имеют прямых связей с сетями международных террористических организаций. Об этом, в частности, свидетельствуют теракты в лондонском метрополитене, совершенные молодыми мусульманами - гражданами Великобритании.
К наиболее известным террористическим группировкам исламистского толка на территории Германии относятся: «Ансар аль ислам», «Хизб ат-тахрир аль-ислами», ХАМАС, «Хизбаллах» и Чеченское сепаратистское движение.
Группировка «Ансар аль ислам» («Приверженцы ислама») не имеет четкой организационной структуры. Наряду с открытой и скрытной агитационной деятельностью данная организация занимается набором добровольцев и сбором пожертвований для подрывной деятельности в Ираке. Кроме того, «Ансар аль ислам» активно использует Интернет для пропаганды и распространения видео- и аудиообращений своих духовных лидеров.
«Хизб ат-тахрир аль-ислами» (Исламская освободительная армия) была основана в 1953 г. журналистом Таки ад-Дин ан-Набхани, бывшим членом радикальной исламистской организации «Братья-мусульмане». Основные цели движения: уничтожение государства Израиль; освобождение исламского мира от влияния Запада; введение законов шариата как структурной основы «исламского порядка». «Хизб ат-тахрир аль-ислами», насчитывающая в Германии на сегодняшний день более 300 активистов, до официального запрета в 2003 г. концентрировалась на пропаганде анти-
семитского, антиизраильского и антизападного характера в среде студентов-мусульман6.
Палестинское «Исламское движение сопротивления»
(ХАМАС), ставящее своей целью создание исламистского государства на всей территории Палестины, также насчитывает примерно 300 сторонников, не включенных в четко оформленные организационные структуры7. Правоохранительные органы Германии неоднократно пресекали попытки переводов денежных средств в Палестину на нужды боевых подразделений ХАМАС.
На территории Германии существует филиал ливанской радикальной исламистской организации «Хизбаллах» (в нем насчитывается около 900 членов), находящейся под мощным идеологическим и финансовым покровительством Ирана8. В целом деятельность этого филиала не отличается существенной активностью, а ее сторонники собираются лишь по случаю священных для шиитов праздников.
Чеченское сепаратистское движение, стремящееся при помощи террора создать независимую от России Чеченскую республику Ичкерия, имеет своих сторонников и в Германии. В здешнем филиале этой организации состоят 500 человек, в основном это чеченские иммигранты, а также турки чеченского происхождения9. На протяжении последних нескольких лет деятельностью этого филиала, занимающегося активной антироссийской пропагандой, а также сбором средств на «сопротивление оккупационным войскам», руководит шейх Хаким Садулаев.
Наряду с перечисленными выше малочисленными группировками «неприсоединившихся моджахедов» в Германии действуют вполне легальные мусульманские организации, не преследующие цели военного «глобального джихада», а видящие себя в качестве выразителей интересов большой части проживающих в стране мусульман. С одной стороны, они стремятся изменить политические условия в странах происхождения, с другой - поступательно
6 Verfassungsschutzbericht, 2005 / Bundesministerium des Innern. - Berlin., 2006. -Mai. - S. 209.
7 Ibid. - S. 211.
8 Ibid. - S. 208.
9 Ibid. - S. 227.
отстаивают линию по созданию законным путем исламского общества в самой Германии. Именно эти легально действующие исламистские движения представляют наибольшую опасность для внутренней стабильности Германского государства.
Основные усилия этих организаций направлены на просвещение и образование детей и подростков турецкого и арабского происхождения в духе исламских консервативных традиций. При помощи исламских центров и медресе создается исламистская среда, сводящая на нет усилия германских властей по интеграции иностранцев и служащая основой для радикализации проживающих в Германии мусульман.
Самой крупной организацией, «отстаивающей права мусульман», является исламское сообщество «Милли Гёрюш» (ИСМГ) (МашІ8сЬе СезеІксЬаЙ МіШ Сотэ), основанное в 1976 г. в Кёльне и насчитывающее более 26,5 тыс. активистов10. ИСМГ представляет собой филиал запрещенной в Турции Партии добродетели, стремящейся отменить светские устои турецкого государства, объявить ислам государственной религией и восстановить Османскую империю. Родоначальником ИСМГ был Неджмеддин Эрба-кан, бывший премьер-министр Турции, известный своими экстремистскими взглядами.
ИСМГ обладает разветвленной структурой, охватывающей всю Европу (в Германии действуют 15 ее региональных отделов). Согласно данным самой организации, она курирует 323 мечети по всей стране11. По торжественным случаям осуществляются официальные визиты в Германию высокопоставленных функционеров Партии добродетели. Так, например, на важном массовом мероприятии в 2005 г. присутствовало более 10 тыс. участников. Идеологическими рупорами ИСМГ выступают телевизионные каналы «ТВ 5», «Канал-7» и «Турецкое телевидение в Германии», а также ежедневная газета «Милли газете» и журнал «Акит».
Что касается официальной позиции в отношении внутриполитической обстановки в Германии и межкультурного диалога, то
10 Verfassungsschutzbericht, 2005 / Bundesministerium des Innern. - Berlin., 2006. -Mai. - S. 195.
11 Das islamische Portal / Islamische Gesellschaft «Milli GorUs». - Mode of access: http://www.igmg.de/index.php?module=Content Express&func=display&ceid=191&bid=18&btitle= &meid=247
ИСМГ формально выступает «против дискриминации, создания параллельного общества, нетерпимости и насилия». По выражению партийных функционеров, организация старается взрастить образованную, культурную, глубоко религиозную молодежь, выступающую за национальные и духовные ценности. Основным учебным заведением, курируемым ИСМГ, является Европейский институт гуманитарных наук (Institut Europeen des Sciences Humai-nes). По мнению экспертов Федерального ведомства по охране Конституции, учебная программа этого института направлена на «арабизацию» и «реисламизацию» молодых людей, желающих жить и работать в Европе.
Для реализации своих политических целей «Милли Гёрюш» активно наращивает свои финансовые активы, развивая различные сферы предпринимательской деятельности, такие как торговля мебелью и автомобилями, хлебопекарни, скотобойни, сети супермаркетов, адвокатские канторы, туристические агентства, типографии, печатные издания, консалтинговые фирмы и инвестиционные агентства и т.д.
Руководство «Милли Гёрюш» в лице ее лидера Мехмета Саб-ри Эрбакана преследует цель мирным путем изменить политический строй в Германии. Организация официально призывает своих сторонников принимать германское гражданство (по данным опросов, до 65% живущих в стране мусульман планируют получить германское гражданство). «Милли Гёрюш», однако, не способствует интеграции проживающих в стране турок, а стремится увеличить удельный вес мусульман в германском обществе с последующим созданием своей партии исламистского толка12.
Сам М.С. Эрбакан в своей речи от 15 апреля 2001 г. заявил следующее: «Европейцы думают, что мусульмане прибыли в Европу лишь для того, чтобы деньги заработать. Но у Аллаха совершенно иные намерения». По мнению Эрбакана, пока лишь 7% населения Европы исповедуют ислам, но в силу сокращения коренного населения и параллельного увеличения численности мусульман скоро роль последних заметно увеличится. «Мы должны принимать гражданство того или иного европейского государства, создавать свои партии и защищать свои интересы. Мусульмане должны стать в Ев-
12 Ulfkotte U. Der Krieg in unseren Stadten. - Frankfurt a. M. : Eichborn AG, 2003. - S. 59.
183
ропе тем, чем в США уже давно являются евреи, - важнейшей контрольной политической и экономической инстанцией»13.
Другой радикальной исламистской организацией, ставящей перед собой цель изменить конституционный строй в Германии, является запрещенная группировка «Братья-мусульмане» (БМ), насчитывающая около 1300 активных членов14.
Данное объединение было создано в 1928 г. в Египте Хасаном Аль-Банна и распространило свою деятельность на все исламские страны, а также на государства, где проживают иммигранты-мусульмане. Конечной целью организации, являющейся фактически «идеологической материнской организацией» для многих радикальных суннитских группировок, таких, например, как ХАМАС, является установление исламского порядка на основе шариата во всех странах мира. При этом используется стратегия усиленного влияния в религиозной, общественной и политической сферах.
Для распространения радикальной исламистской идеологии используется множество центров. Крупнейшей организацией на территории Германии является Исламское сообщество в Германии (Islamische Gemeinschaft in Deutschland), основанное в 1960 г. Самые крупные филиалы сообщества расположены в Мюнхене, Нюрнберге, Штутгарте, Франкфурте-на-Майне, Кёльне и Мюнстере15.
Председателем Исламского сообщества в Германии является Ибрагим Эль-Заят, которого в германских СМИ нередко называют «проповедником ненависти» (Hafiprediger). В одном из интервью он, в частности, заявил: «Я считаю весьма вероятным, что в 2020 г. федеральным канцлером станет родившийся в Германии мусульманин, а в Конституционном суде будут сидеть мусульмане. Это наша страна, и мы обязаны ее изменить в положительном ключе»16.
Ряд германских социологов отмечают тревожную тенденцию. Большое количество новых мечетей, возводимых в Европе, носят название «Фатих», что означает «завоеватель» - в память о Султане Мехмеде, который в 1453 г. завоевал Константинополь.
13 Ulfkotte U. Der Krieg in unseren Stadten. - Frankfurt a. M. : Eichborn AG, 2003. - S. 60.
14 Verfassungsschutzbericht, 2005 / Bundesministerium des Innern. - Berlin, 2006. -Mai. - S. 213.
15 Ibid. - S. 214.
16 Ulfkotte U. Der Krieg in unseren Stadten. - Frankfurt a. M.: Eichborn AG, 2003. - S. 35.
Также распространено название «Аясофия», чтобы напомнить о переименовании византийского христианского собора святой Софии, построенного еще императором Константином, впоследствии переустроенном в мечеть17.
По мнению радикальных исламистов, европеец - это «атеист, сионист, социалист, коммунист, империалист и материалист, вечно пьяный и неверный в супружеской жизни».
Самыми известными «проповедниками ненависти» по отношению к европейцам считаются кёльнский мулла Мухаммад Селим и Метин Каплан. Мухаммад Селим публично заявил: «Сегодня 100 взрослых немцев имеют около 65 детей и 42 внуков. Это означает, что каждый третий немец в следующем поколении умрет бездетным. Хочу ясно выразиться - у немцев нет будущего. Они отворачиваются даже от своей веры»18.
Что касается Метина Каплана, то германская юстиция впервые за послевоенную историю экстрадировала этого так называемого политического беженца в страну происхождения из-за его экстремистской деятельности. Он долгое время возглавлял запрещенную группировку Союз исламских объединений и общин, цель которой заключалась в создании исламистского халифата на территории Турции. В 2001-2002 гг. были проведены обыски и аресты членов этой организации. В октябре 2004 г. Метин Каплан был экстрадирован в Турцию, где его приговорили к пожизненному заключению за измену родине. Ему приписывают подготовку теракта в мавзолее Ататюрка в 1998 г., в котором по случаю национального праздника собралось все руководство страны.
В быту иммигранты-мусульмане начинают вести себя вызывающе, энергично выдвигая требования о соблюдении традиций ношения мусульманской одежды и обряда жертвоприношения. Радикальные исламистские настроения особенно успешно распространяются среди иммигрантской молодежи. Согласно социологическому исследованию, проведенному германской газетой «Зюд-дойче цайтунг», молодые турки и арабы все чаще говорят об «этих немцах», как будто они подразумевают врагов, а 37,5% молодых
17 Ulfkotte U. Der Krieg in unseren Stadten. - Frankfurt a. M.: Eichborn AG, 2003. -
S. 104.
18 Ibid. - S. 173.
иммигрантов-мусульман в возрасте 15-21 года готовы применять грубую физическую силу против неверных19.
Рост исламского радикализма усиливает антиисламские настроения среди коренных немцев. Все больше германских специалистов склонны полагать, что мусульманское меньшинство готовится к нападению на правовое государство, создавая в тишине инфраструктуру разнообразных организаций, охватывающую все стороны общества.
На обиходном уровне мусульман чаще всего идентифицируют одновременно как представителей другой цивилизации и чуждой религии. Происходит слияние национальности (например, турки или арабы), религии (ислам) и политики (экстремизм, фундаментализм, терроризм), что часто приводит к ксенофобии. Некоторые социологи полагают, что «атака направлена сейчас не против ислама как веры, а против мусульман как людей. Поэтому следует говорить не об «исламофобии», а об «антимусульманстве»20.
Реакцию официальных германских властей на деятельность радикальных исламистов можно расценить как адекватную и весьма жесткую. Так, федеральный президент Германии Х. Кёлер потребовал от иммигрантов соблюдения Основного закона ФРГ. «Соблюдение Конституции - это гарантия культурного и религиозного мира, - заявил он. - Этому нас научила история межэтнических конфликтов. В силу различия культур невозможно сосуществование без общей основы. Поэтому терпимость нельзя путать с безразличием. Мы просто долгое время неверно трактовали понятие терпимости. Христианская душа Европы сегодня, однако, перешла в оборону. Мы долго терпели параллельное существование разных культур. Пора понять, что тот, кто хочет жить в Германии, должен владеть немецким языком»21.
Бывший канцлер ФРГ Г. Шмидт навлек на себя критику общественного мнения, когда в 2004 г. заявил: «Мультикультурное общество плохо сочетается с демократической формой правления,
19 Organisierte Verweigerung // Suddeutsche Zeitung. - 2004. - 12.11. - Mode of access: http://www.sueddeutsche.de/ausland/schwerpunkt/987/42945/6/
20 Майлз Р., Браун М. Расизм. - М., 2004. - C. 207.
21 Kohler mahnt Auslander // Spiegel Online. - 2004. - 01.12. - Mode of access: http://www.spiegel.de/politik/deutschland/0,1518,330542,00. html
оно возможно лишь в патерналистских и авторитарных государствах типа Сингапура. К тому же многие иностранцы вообще не желают интегрироваться. Я полагаю, мы совершили большую ошибку, пригласив в начале 1960-х годов гастарбайтеров из стран с чуждыми нам культурами. Необходимо ликвидировать все этнические гетто в крупных городах. Власти, однако, часто действуют по принципу: там и так уже много турок, а жилье дешевое, так что пусть турки там и селятся. Ни один народ в мире не выдержит такого притока иностранцев, как у нас, - 500 тыс. ежегодно, это уж слишком!»22
Министр внутренних дел Баварии Г.Бекштайн полагает, что «нужно было строить фабрики за рубежом, а не завозить миллионы иммигрантов из мусульманских стран», а глава МВД Баден-Вюртемберга В.Штехеле пригрозил выслать всех мусульман, проживающих в ФРГ и заявляющих, что Коран несовместим с германской Конституцией23.
Германское общество все больше поляризуется в вопросе интеграции иммигрантов и толерантного отношения к радикальным мусульманам-джихадистам. От усиления подобных настроений не в последнюю очередь выигрывают партии и движения крайне правой направленности. Демографические и миграционные процессы в условиях глобализации открывают перспективу дальнейшей «ис-ламизации» Германии и всей Европы, и данный факт должен учитываться в любом серьезном политическом прогнозе и планировании.
22 Emporung uber Schmidts Multikulti-Schelte// Spiegel Online. - 2004. - 25.11. - Mode of access: http'.//www.spiegel.de/politik/deutschland/0,1518,329533,00.html
23 Muslim-Schelte bringt CDU-Minister in Bedrangnis // Spiegel Online. - 2006. -06.02. - Mode of access: http://www.spiegel.de/politik/deutschland/0,1518,399377,00.html