Научная статья на тему 'Мусульмане в Германии: проблемы интеграции'

Мусульмане в Германии: проблемы интеграции Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1743
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / TERRORISM / ИСЛАМИЗМ / ISLAMISM / ИСЛАМ / ISLAM / МУСУЛЬМАНЕ / MUSLIMS / ЭКСТРЕМИЗМ / EXTREMISM / ГЕРМАНИЯ / GERMANY / ИММИГРАЦИЯ / IMMIGRATION / ДЕМОГРАФИЯ / DEMOGRAPHY / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / EUROPEAN UNION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лапин Александр Андреевич

В данной статье рассматриваются политические и социально-экономические факторы, сопровождающие интеграцию мусульман в германское общество. Кроме того исследуются негативные явления, подрывающие внутриполитическую стабильность в Германии, такие как: организованная преступность, этноцентризм и радикальный религиозный экстремизм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мусульмане в Германии: проблемы интеграции»

А.А.Лапин

УДК 23.00.02

МУСУЛЬМАНЕ В ГЕРМАНИИ: ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ

В данной статье рассматриваются политические и социально-экономические факторы, сопровождающие интеграцию мусульман в германское общество. Кроме того исследуются негативные явления, подрывающие внутриполитическую стабильность в Германии, такие как: организованная преступность, этноцентризм и радикальный религиозный экстремизм.

Ключевые слова: терроризм, исламизм, ислам, мусульмане, экстремизм, Германия, иммиграция, демография, Европейский Союз.

А.А. Lapin

MUSLIMS INTO GERMAN SOCIETY: INTEGRATION PROBLEMS

This article deals with the political, social and economic factors that accompany the integration of Muslims into German society. It also describes the negative phenomena that undermine political stability in Germany, such as organized crime, radical ethnocentrism and religious extremism.

Key words: terrorism, Islamism, Islam, Muslims, extremism, Germany, immigration, demography, European Union.

П осле трагических событий 11 сентября 2001 года германские СМИ стали активно освещать рост исламского экстремизма и связанную с ним проблему интеграции иммигрантов-мусульман.

Ислам - единственная из мировых религий, имеющая тенденцию к экспансии в Европе. К началу XXI в. на территории Европы осело более 22 млн иммигрантов-мусульман. Ислам, ставший по числу верующих второй религией после христианства, играет всё более заметную роль во внутренней и внешней политике европейских стран. Самые многочисленные мусульманские общины образовались во Франции, Германии и Великобритании [Терентий 2003: 7].

Согласно официальным статистическим данным, в Германии проживает от 3,2 до 3,5 млн мусульман при общем населении 82,6 млн чел. [World Population Prospects 2007: электронный ресурс]. В стране действуют около 2,5 тыс. молельных домов и мечетей, крупнейшие из которых расположены в Берлине, а также во Франкфурте-на-Майне и Мангейме. Мечети и имамы находятся на прямом содержании отдельных исламских государств и организаций, либо финансируются ими неофициально [Aktuelle Zahlen

über den Islam in Europa: электронный ресурс].

Основу мусульманского населения составляют турки (более 2,5 млн), 950 тыс. из которых уже получили германское гражданство [Migrationsbericht des Bundesamtes für Migration und Flüchtlinge im Auftrag der Bundesregierung: электронный ресурс]. Крупные общины также образовали выходцы из Ливана, Марокко, Туниса, Ирана и Афганистана. Мусульманское население в Германии - молодое, так как более 0,7 млн человек находится в школьном возрасте. При этом примерно половина поступающих в школу детей не говорит должным образом по-немецки.

До недавнего времени германские власти, по их признанию, не имели представления о степени реального влияния исламских

союзов на проживающих в стране мусульман. Долгое время в Германии существовал неписаный закон, что мусульмане ведут себя мирно и могут не бояться экстрадиции в страны происхождения. Провозглашался принцип открытого «мультикультурного общества», приветствовалось параллельное сосуществование представителей разных культур. Немцы также закрывали глаза на происходящее в мусульманских кварталах в силу своего исторического прошлого.

Экономика Германии, как и других западноевропейских стран, в 1940-е - 1950-е гг. испытывала значительную нехватку рабочих рук в контексте реорганизации рынка труда и существенного сокращения мужского населения в результате Второй мировой войны. В этой связи руководство ФРГ ввело контрактную систему набора рабочих-иммигрантов, в основном из Турции, чтобы обеспечить экономический рост и процветание страны. Однако из-за конъюнктурных противоречий многие временные работники становились, по сути, постоянными жителями. Они постепенно перебрались из общежитий в городские рабочие кварталы, геттоизируя их, так как, по мере притока га-старбайтеров, коренное немецкое население эти районы покидало. В этнокультурных анклавах создавалась новая инфраструктура, ориентированная на потребителя-мусульманина. Компактное проживание способствовало самоизоляции новых этнических меньшинств. Так, например, в турецких кварталах крупных немецких городов часто встречается турецкая национальная символика, ярко выражен турецкий быт.

По оценкам германских правоохранительных органов, в гетто царят патриархальные, клановые нравы, характерные для турецкой глубинки, так как по своему социальному составу «гастарбайтеры» и их семьи изначально принадлежали к наименее образованным слоям турецкого населения, были выходцами из малоразвитых сельских областей, где религиозные традиции были особенно сильны [Лапин 2004: 175-176].

За последние 30 лет иностранная ра-

бочая сила позволила немецкой экономике преодолеть конъюнктурные трудности и обеспечить стабильный рост. Но, по признанию ряда германских политиков, не следует в этом отношении идеализировать «турецкий вклад».

Это связано с тем, что в ходе развития экономических отношений и процесса глобализации мировой экономики, к началу 1980 гг. понизилась роль собственно промышленности в пользу сферы услуг, ориентированной на межперсональную кооперацию. Крупные германские концерны начали переводить свои производственные мощности в страны с низкими налогами и дешёвой рабочей силой. В результате в стране галопирующими темпами стала развиваться безработица. Особенно пострадали турки, так как значительная их часть была занята в сталелитейной промышленности.

На сегодняшний день в силу недостаточного образования, слабой профессиональной подготовки, ограниченного доступа к рынку труда иностранцы вдвое чаще коренных немцев пополняют армию безработных и в шесть раз реже попадают в верхний слой среднего класса. Согласно данным германского ведомства по трудоустройству, 40 % молодых иммигрантов не имеют постоянного рабочего места, а среди турок и марокканцев безработица в четыре раза выше, чем среди коренных немцев.

Актуальные социальные проблемы вынуждают всё большее количество молодых выходцев из Турции и арабского мира пополнять ряды этнических преступных группировок или искать ответы на вопросы современности в радикальной форме ислама.

Так, в 2001 г. в Германии было заведено 787 уголовных дел по преступлениям, совершённым организованными преступными группировками, в результате чего было арестовано 15237 чел., 47,9 % которых были немцами, а 52,1 % - представителями этнических меньшинств, в основном турками, албанцами и ливанцами [Lagebild. Organisierte Kriminalität: 16].

Наиболее проблематичным представляется третье поколение мусульманского населения. Молодые турки и арабы начинают вести себя вызывающе в быту, энергично выдвигая требования о соблюдении традиций ношения мусульманской одежды и обряда жертвоприношения. Согласно социологическому исследованию, проведённому германской газетой «Зюддойче Цай-тунг», например, молодые мусульмане всё чаще говорят об «этих немцах», как будто они подразумевают врагов, а 37,5 % из них в возрасте 15 - 21 лет готовы применять грубую физическую силу против неверных

[Süddeutsche Zeitung 2004: электронный ресурс].

Уже сейчас в некоторых учебных заведениях крупных германских городов число иностранцев превышает 80 %. Первой школой, посещаемой исключительно детьми иммигрантов, стала берлинская школа им. Эберхарда Клайна. Последние пятеро немецких учеников покинули её в конце 2004 г. В целом тенденция «исхода немцев» существенно усложняет процесс интеграции иммигрантов и усиливает ксенофобию среди коренного населения.

По данным германских правоохранительных органов, многие учителя жалуются на то, что девочки из мусульманских семей по желанию родителей не посещают занятия физкультуры и биологии, а также отказываются ездить в культурно-познавательные походы. В прежние времена подобные экскурсии были составной частью педагогического процесса. Даже в государственных начальных школах дети иммигрантов придерживаются жёсткого поста в священный для всех мусульман месяц Рамадан.

Ислам всё чаще выступает как средство социальной идентификации, давая возможность ощутить себя значимым членом общества. Культивируется гордость за свою национальную и религиозную принадлежность. Чувство социальной неустроенности компенсируется агрессивностью. Молодые джихадисты-мусульмане ненавидят Запад и полны решимости наложить исламистские

табу на западные свободы путем яростных протестов и других форм воздействия, включая, если понадобится, и насилие.

Также отчётливо прослеживается тенденция единения иммигрантов из разных стран в противовес коренному населению. Как отмечают видные учёные, малочисленные народы, которые живут среди более многочисленных, вырабатывают чувство взаимной поддержки или спайки, когда близость общих стереотипов поведения позволяет лучше оценить человека и делает его более надежным в сотрудничестве. Так образуются национальные группы во многих областях деятельности. В Германии турки часто объединяются с выходцами из арабского мира и даже курдами, если речь идёт о строительстве новой мечети или об отстаивании общих прав мусульман в христианской стране.

Поскольку свобода вероисповедания гарантирована Основным законом Германии, мусульмане формально могут свободно отправлять свои культы, носить традиционную одежду и т.п. В стране действует несколько крупных мусульманских организаций.

Самой крупной считается «Турецко-исламский союз во имя религии» - ДИТИБ (Türkisch-islamische Union der Anstalt für Religion e.V.), объединяющий, по собственным данным, до 72% проживающих в Германии выходцев из Турции. ДИТИБ действует с 1984 г., ориентируется на практикуемый в Турции вариант государственного ислама и частично финансируется турецким правительством. Многие функционеры, а также имамы, официально присланные Анкарой, плохо говорят по-немецки и недостаточно ориентируются в жизни здешней турецкой общины. Союз провозглашает цель воспитания национального, культурного и религиозного самосознания среди исповедующих ислам турецких иммигрантов, защиты их гражданских прав, а также содействия религиозному просвещению.

Вторым заметным объединением является «Исламский совет Германии» (Rat

der Muslime), под эгидой которого действуют около 600 мечетей и 32 организации, насчитывающие в совокупности примерно 200 тыс. членов. В своей повседневной работе Совет поддерживает тесные контакты с рядом партий и неправительственных организаций стран мусульманского мира, прежде всего Турции, Марокко, Афганистана и Пакистана.

Третье влиятельное исламское объединение - «Центральный совет мусульман Германии» (Zentralrat der Muslime), выступающее сейчас в качестве головного органа девятнадцати мусульманских объединений Германии общей численностью до 10 тыс. членов, группирующихся вокруг примерно 500 мечетей.

Еще в феврале 2000 г. «Турецко-исламский союз во имя религии» совместно с «Исламским советом Германии» приняли «Исламскую хартию» с требованием к германским властям ввести изучение ислама на немецком языке в рамках школьной программы наравне с постулатами христианства, начать подготовку преподавания ислама и имамов в университетах Германии, добиться проявления уважения к традициям ношения мусульманской одежды.

Необходимо отметить в свете роста численности, а вместе с этим и политического веса новых этнических меньшинств мусульманского вероисповедания, что проблема интеграции иммигрантов в Европе в целом и в Германии в частности долгие годы не обсуждалась. В последнее время, однако, после того, как с территории Евросоюза потомками выходцев из мусульманских стран были организованы кровавые теракты в Нью-Йорке, Лондоне и Мадриде, в германских общественно-политических и научных кругах началась открытая, носящая местами исламофобский характер, дискуссия по вышеупомянутой проблематике.

Несмотря на то, что Германия не участвовала непосредственно в иракской кампании, в глазах многих моджахедов она относится к лагерю так называемых «крестоносцев», т.е. к сторонникам США и Из-

раиля. Об этом, по мнению радикальных исламистов, свидетельствует присутствие германского миротворческого контингента в Афганистане, а также ограниченная помощь германских военных инструкторов при обучении иракского офицерского корпуса.

По данным Федерального ведомства по охране Конституции, на территории Германии действуют 28 радикальных исламистских группировок с общей численностью более 32 тыс. чел [Verfassungsschutzbericht 2013: 195].

Повышенная активность правоохранительных органов привела к серьёзному сокращению оперативных возможностей всевозможных исламистских террористических группировок, в особенности Аль-Каиды, но впоследствии была зафиксирована стремительная децентрализация сетевых структур. Это обстоятельство серьёзно затрудняет работу Федерального ведомства по охране Конституции и Министерства внутренних дел Германии. Кроме того, от организаций, не относящихся непосредственно к международным террористическим сетям, а функционирующих на региональном уровне, исходит не меньшая опасность. Большинство из них преследуют цель насильственным путём изменить конституционный строй как в странах происхождения, так и в самой Германии, и установить жёсткие порядки в соответствии с законами шариата. Данные группировки относятся к принципу насилия «тактически» и прибегают к нему в зависимости от ситуации.

Большинство экстремистских исламистских группировок, участвующих в глобальном «Джихаде» на территории Германии, - это небольшие, формально независимые друг от друга, локально действующие террористические сетевые структуры - так называемые «неприсоединившиеся моджахеды» (non-aligned-Mujahedin). Они изредка проводят встречи, в основном для обсуждения потенциальных целей (в основном «мягких целей») для терактов - с учётом своих технических возможностей. По данным Федерального ведомства по охране Консти-

туции, серьёзная угроза для безопасности Германии исходит именно от подобных «неприсоединившихся структур». Они активно занимаются сбором финансовых средств и отправкой добровольцев в Сирию, Ливию, Ирак и Афганистан.

В последнее время, однако, в Европе появляется всё большее число террористических групп нового поколения, члены которых, являясь потомками выходцев из мусульманских стран, не обладают собственным опытом, а также не имеют прямых связей с сетями международных террористических организаций. Об этом, в частности, свидетельствуют теракты в лондонском метрополитене, совершённые молодыми мусульманами, гражданами Великобритании.

К наиболее известным террористическим группировкам исламистского толка на территории Германии относятся: Ансар аль Ислам, Хизб ут-Тахрир аль-Ислами, ХАМАС, Хизбаллах и Чеченское сепаратистское движение.

Ансар аль Ислам (Приверженцы ислама) не имеет чёткой организационной структуры. Наряду с отрытой и скрытной агитационной деятельностью данная организация выполняет логистические задания, к которым относится набор добровольцев и сбор пожертвований для подрывной деятельности в Ираке. Кроме того, Ансар аль Ислам активно использует Интернет для пропаганды и распространения видео- и аудио-обращений своих духовных лидеров.

Хизб ут-Тахрир аль-Ислами (Исламская освободительная армия) была основана в 1953 г. журналистом Таки уд-Дин Ан-Набани, бывшим членом радикальной исламистской организации «Братья мусульмане». Основные цели движения: уничтожение государства Израиль, освобождение исламского мира от влияния Запада, введение законов шариата как структурной основы «исламского порядка». Хизб ут-Тахрир аль-Ислами, насчитывающая в Германии на сегодняшний день более 300 активистов, до официального запрета в 2003 г. концентрировалась на пропаганде анти-

семитского, антиизраильского и антизападного характера в среде студентов-мусульман [Verfassungsschutzbericht 2013: 209].

Палестинское «Исламское движение

сопротивления» (ХАМАС), цель которого заключается в создании исламистского государства на всей территории Палестины, также насчитывает примерно 300 сторонников, не включённых в строгие организационные структуры. Правоохранительные органы неоднократно пресекали попытки переводов денежных средств в Палестину на нужды боевых подразделений ХАМАС [Verfassungsschutzbericht 2013: 211].

В Германии существует филиал ливанской радикальной исламистской организации «Хизбаллах» (около 900 членов), находящейся под мощным идеологическим и финансовым покровительством Ирана. В целом «Хизбаллах» отличается несущественной активностью на территории Германии, а её сторонники собираются лишь по случаю священных для шиитов праздников [Verfassungsschutzbericht 2013: 208].

Чеченское сепаратистское движение, стремящееся при помощи террора создать независимую от России Чеченскую республику Ичкерия, также имеет своих сторонников на территории Германии (500 членов - в основном чеченские иммигранты, а также турки чеченского происхождения). Шейх Хаким Садулаев на протяжении последних лет руководит деятельностью организации, включающую: пропаганду, дефамацию России, а также сбор средств на так называемое сопротивление «оккупационным российским войскам» [Verfassungsschutzbericht 2013: 227].

Наряду с приведенными выше малочисленными группировками «неприсоединившихся моджахедов», в Германии действуют вполне легальные мусульманские организации, не преследующие цели военного «глобального джихада», а видящие себя в качестве выразителей интересов большой части проживающих в стране мусульман. С одной стороны, они стремятся изменить

политические условия в странах происхождения, с другой стороны, поступательно отстаивают линию по созданию законным путём исламского общества в самой Германии. Именно эти легально действующие исламистские движения представляют наибольшую опасность для внутренней стабильности германского общества.

Основные усилия этих организаций направлены на просвещение и образование детей и подростков турецкого и арабского происхождения в духе исламских консервативных традиций. При помощи исламских центров и медресе создаётся исламистская среда, сводящая на нет усилия германских властей по интеграции иностранцев и служащая основой для радикализации проживающих в Германии мусульман.

Самой крупной организацией, «отстаивающей права мусульман», является «Исламское сообщество Милли Гёрюш -ИСМГ» (Islamische Gesellschaft Milli Görüs), основанное в 1976 г. в Кёльне и насчитывающее более 26,5 тыс. активистов. ИСМГ представляет собой филиал запрещенной в Турции «Партии добродетели», стремящейся отменить светские устои турецкого государства, объявить ислам государственной религией и восстановить Османскую империю. Родоначальником ИСМГ был Неджмеддин Эрбакан, бывший премьер-министр Турции, известный своими экстремистскими взглядами [Verfassungsschutzbericht 2013: 195].

ИСМГ обладает разветвленной структурой по всей Европе (в Германии работает 15 региональных отделов). Согласно данным самой организации, она курирует 323 мечети по всей стране [Das islamische Portal. Islamische Gesellschaft Milli Görüs: электронный ресурс]. По торжественным случаям осуществляются официальные визиты высокопоставленных партийных функционеров в Германию. Так, например, на важном массовом мероприятии в 2005 г. присутствовало более 10 тыс. участников.

Идеологическими рупорами ИСМГ выступают телевизионные каналы «ТВ 5», «Канал 7» и «Турецкое телевидение в Гер-

мании», а также ежедневная газета «Милли Газете» и журнал «Акит».

Что касается официальной позиции в отношении внутриполитической обстановки в Германии и межкультурного диалога, то ИСМГ формально выступает «против дискриминации, создания параллельного общества, нетерпимости и насилия». По выражению партийных функционеров, организация старается взрастить образованную, культурную, глубоко религиозную молодёжь, выступающую за национальные и духовные ценности. Основным учебным заведением, курируемым ИСМГ, является «Европейский институт гуманитарных наук» (Institut Europeen des Sciences Humaines). По мнению экспертов Федерального ведомства по охране Конституции, учебная программа направлена на «арабизацию» и «реислами-зацию» молодых людей, желающих жить и работать в Европе.

Для реализации своих политических целей Милли Гёрюш активно наращивает свои финансовые активы, развивая различные сферы предпринимательской деятельности: торговлю мебелью и автомобилями, хлебопекарни, сети супермаркетов, адвокатские канторы, туристические фирмы, типографии, издания, скотобойни, консалтинговые и инвестиционные агентства и т.д.

Руководство «Милли Гёрюш» в лице её лидера Мехмета Сабри Эрбакана преследует цель мирным путем изменить политический строй в Германии. Организация официально призывает своих сторонников принимать германское гражданство (по данным опросов, до 65% живущих в стране мусульман планирует получить германское гражданство). «Милли Гёрюш», однако, не способствует интеграции проживающих в стране турок, а стремится увеличить удельный вес мусульман в германском обществе с последующим созданием своей партии исламистского толка [Ulfkotte 2003: 59].

Сам М.С.Эрбакан в своей речи от 15 апреля 2001 г. заявил следующее: «Европейцы думают, что мусульмане прибыли в Европу лишь для того, чтобы деньги зара-

ботать. Но у Аллаха совершенно иные намерения». По мнению Эрбакана, пока лишь 7 % населения Европы исповедуют ислам, но в силу сокращения коренного населения и параллельного увеличения численности мусульман, скоро роль последних заметно увеличится. «Мы должны принимать гражданство того или иного европейского государства, создавать свои партии и защищать свои интересы. Мусульмане должны стать в Европе тем, чем в США уже давно являются евреи, - важнейшей контрольной политической и экономической инстанцией» [Ulfkotte 2003: 60].

Другой радикальной исламистской организацией, ставящей перед собой цель изменить конституционный строй в Германии, является запрещённая группировка «Братья мусульмане» (БМ), насчитывающая около 1.300 активных членов [Verfassungsschutzbericht 2013: 213].

Данное объединение было создано в 1928 г. в Египте Хасаном Аль-Банна и распространило свою деятельность на все исламские страны, а также на государства, где проживают иммигранты-мусульмане. Конечной целью организации, являющейся фактически «идеологической материнской организацией» для многих радикальных суннитских группировок, как, например, ХАМАС, представляется установление исламского порядка на основе шариата во всех странах мира. При этом используется стратегия усиленного влияния в религиозной, общественной и политической сферах.

Для распространения своей идеологии используется множество исламистских центров. Крупнейшей такой организацией на территории Германии является «Исламское сообщество в Германии» (Islamische Gemeinschaft in Deutschland), основанное в 1960 г. Самые крупные филиалы этой организации расположены в Мюнхене, Нюрнберге, Штутгарте, Франкфурте-на-Майне, Кёльне и Мюнстере [Verfassungsschutzbericht 2013: 214].

Председателем «Исламского сообщества в Германии» является Ибрагим Эль-

Заят, которого в германских СМИ нередко называют «проповедником ненависти» (Haßprediger). В одном интервью он, в частности, заявил: «Я считаю весьма вероятным, что в 2020 г. Федеральным канцлером станет родившийся в Германии мусульманин, что в конституционном суде будут сидеть мусульмане. Это наша страна и мы обязаны ее изменить в положительном ключе» [Ulfkotte 2003: 35].

Это не единичный случай. По мнению радикальных исламистов, европеец - атеист, сионист, социалист, коммунист, империалист и материалист - вечно пьяный и неверный в супружеской жизни.

Ряд германских социологов отмечает тревожную тенденцию. Большое количество новых мечетей, возводимых в Европе, носят название «Фатих», что означает «завоеватель» - в память о Султане Мехмеде, который в 1453 г. завоевал Константинополь. Также распространено название «Аясофия», чтобы напомнить о переименовании византийского христианского Собора Святой Софии, построенного еще императором Константином впоследствии в мечеть [Ulfkotte 2003: 104].

Самыми известными своими «евро-фобскими» и человеконенавистническими высказываниями «проповедниками ненависти» считаются кёльнский мулла Мухаммад Селим и Метин Каплан.

Мухаммад Селим публично заявил, что «сегодня 100 взрослых немцев имеют около 65 детей и 42 внуков. Это означает, что каждый третий немец в следующем поколении умрет бездетным. Хочу ясно выразиться - у немцев нет будущего. Они отворачиваются даже от своей веры» [Ulfkotte 2003: 114].

Что касается Метина Каплана, то германской юстиции, после долгих судебных разбирательств, всё-таки удалось выслать этого так называемого политического беженца в страну происхождения из-за его экстремистской деятельности. Он долгое время возглавлял запрещённую группировку «Союз исламских объединений и общин»,

цель которой заключалась в создании исламистского Халифата на территории Турции.

В 2001/2002 гг. были проведены обыски и аресты членов этой организации. 12.10.2004 Метин Каплан был экстрадиро-ван в Турцию, где его приговорили к пожизненному заключению за измену Родине. Ему приписывают подготовку теракта на мавзолей Ататюрка в 1998 г., в котором по случаю национального праздника собралось всё руководство страны.

В свете роста исламского радикализма среди коренных немцев усиливаются антиисламские настроения, участились случаи драк в ночных клубах и на дискотеках. Всё больше германских специалистов склонны полагать, что мусульманское меньшинство готовится к нападению на правовое государство, создавая в тишине инфраструктуру разнообразных организаций, охватывающую все стороны общества. Встречающиеся на бытовом уровне проявления неприязни в отношении мусульман носят, как правило, не религиозный, а скорее национальный характер.

На обиходном уровне мусульмане идентифицируются одновременно как представители другой цивилизации и чуждой религии. Происходит слияние национальности (например, турки или арабы), религии (ислам) и политики (экстремизм, фундаментализм, терроризм), что часто приводит к ксенофобии. Большинство религий, напротив, не сливаются с терроризмом или даже с этническим или национальным отличием. Некоторые социологи полагают, что «атака направлена сейчас не против ислама как веры, а против мусульман как людей. Поэтому более точным термином будет не «исла-мофобия», а «антимусульманство» [Майлз, Браун 2004: 207].

Реакцию официальных германских властей на деятельность радикальных исламистов можно расценить как адекватную и весьма жёсткую. Так, в июле 2002 г. Федеральный административный суд Германии запретил ношение в школах головного плат-

ка учительницам, исповедующим ислам.

Бывший Федеральный президент Германии Х.Кёлер потребовал от иммигрантов соблюдения основного закона ФРГ: «Соблюдение конституции - гарантия культурного и религиозного мира. Этому нас научила история межэтнических конфликтов. В силу различия культур невозможно сосуществование без общей основы. Поэтому терпимость нельзя путать с безразличием. Мы просто долгое время неверно трактовали понятие терпимости. Христианская душа Европы сегодня, однако, перешла в оборону. Мы долго терпели параллельное существование разных культур. Пора понять, что тот, кто хочет жить в Германии, должен владеть немецким языком» [Spiegel Online 2004: электронный ресурс].

Бывший канцлер ФРГ Г.Шмидт навлёк на себя критику общественного мнения, заявив в 2004 г., что «мультикультурное общество плохо сочетается с демократической формой правления, а возможно лишь в патерналистских и авторитарных государствах типа Сингапура. К тому же многие иностранцы вообще не желают интегрироваться. Я полагаю, мы совершили большую ошибку, пригласив в начале 1960-х гг. га-старбайтеров из стран с чуждыми нам культурами. Необходимо ликвидировать все этнические гетто в крупных городах. Власти, однако, часто действуют по принципу: там и так уже много турок, а жильё дешёвое, так что пусть турки там и селятся. Ни один народ в мире не выдержит такого притока иностранцев, как у нас. 500 тыс. ежегодно - это слишком!» [Spiegel Online 2004: электронный ресурс].

В 2010-2011 годах лидеры крупнейших европейских держав были вынуждены публично признать несостоятельность политики мультикультурализма в регулировании этноконфессиональных отношений. Канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила: «Наш подход состоял в мультикультурализ-ме, в том, что мы будем жить рядом и ценить друг друга. Этот подход провалился, совер-

шенно провалился». Вскоре Дэвид Кэмерон, премьер-министр Великобритании, в речи на 47-й Мюнхенской конференции по безопасности призвал раз и навсегда отказаться от доктрины мультикультурности, которая поощряет «жизнь в разобщенных, отделенных друг от друга этнических общинах», отрицающих основные ценности страны проживания. С ним согласился (уже бывший) президент Франции Николя Саркози: «Мы были слишком озабочены идентичностью того, кто приезжает в страну, и обращали недостаточно внимания на идентичность страны, которая принимает приезжего».

В германских высших политических кругах всё чаще говорят о так называемой «немецкой руководящей культуре» (Deutsche Leitkultur). Под этим подразумевается, что иммигрант любого происхождения, живущий в Германии, обязан разделять некий минимум гражданских ценностей, в первую очередь уважение к Основному закону Германии. Концепция «немецкой руководящей культуры» является противовесом провозглашаемой левыми интеллектуалами безграничной «мультикультурности» [Терентий 2003: 7].

Новыми политическими вызовами, создаваемыми мусульманами, пользуются национал-популистские силы вроде НДПГ (Национал-демократическая партия Германии). Их воинственная ксенофобская и антиисламская риторика создает атмосферу настоящей истерии. Крайне правые политики утверждают, что мусульманин, как представитель иной цивилизации, якобы обладает совершенно иным складом ума, а то и вовсе участвует в столкновении цивилизаций, т.е. является внутренним врагом.

Так, в конце 2014 года в Германии возникло общественное движение ПЕ-ГИДА «Патриотические европейцы против исламизации Запада» (PEGIDA -Patriotische Europäer gegen die Islamisierung des Abendlandes). В середине октября группа людей решила собраться в центре Дрездена (Саксония), чтобы выразить протест против радикального ислама и наплыва его

представителей в Германию. Координация шла через социальные сети, но результат вышел не слишком впечатляющим - что-то порядка трех с половиной сотен человек. Однако группа решила собираться каждый понедельник, и спустя месяц активистов было уже десять тысяч, потом двадцать, а на последней акции - суммарно - порядка ста тысяч по всей стране. Требования у ПЕ-ГИДА умеренные: сократить приток беженцев, но не тех, кто действительно спасается от войн; защитить страну от агрессивного ислама, но не ислама вообще - к обычным мусульманам у ПЕГИДА претензий нет, что всячески подчеркивается. Кстати сказать, социологи фиксируют, что почти две трети граждан Германии недовольны миграционной политикой властей, а каждый пятый немец готов участвовать в акции ПЕГИДА, если она пройдет в его населенном пункте. Учитывая, что в Бундестаге сейчас вообще не представлены силы с антимигрантской риторикой, электоральный потенциал движения налицо.

Популярность германских национал-популистов стремительно растёт в свете участившихся исламистских террористических актов в Европе. Так, 7 января 2015 года в ходе вооружённого нападения на офис редакции сатирического еженедельника «Шарли Эбдо» в Париже были убиты 12 человек, включая двух полицейских. Атаку совершили радикальные исламисты, желая тем самым отомстить редакции за карикатуры на пророка Мухаммеда. Нападение вызвало волну протестов. Вслед за событиями в Париже исламские фанатики совершили теракты в Бельгии и Дании. В Копенгагене террорист открыл стрельбу в одной из синагог города. В результате нападения выстрелом в голову убит один человек, двое полицейских получили ранения. Кроме того, накануне стрельба произошла в одном из кафе Копенгагена во время мероприятия под названием «Искусство, богохульство и свобода слова». В дискуссии, в частности, принимал участие известный шведский карикатурист Ларс Вилкс, а также посол Франции в Да-

нии. Оба они не пострадали. В результате стрельбы погиб один человек, также пострадали трое полицейских.

Крайне настороженным является отношение к исламу со стороны германских традиционных конфессий - римско-католической и евангелической. Причем, если протестанты, хотя бы на словах, выступают за «критический диалог» с этим вероучением «на принципах взаимного уважения», то католики открыто подчеркивают, что часть постулатов ислама якобы имеет «устойчивую связь с насилием», а вести религиозные обсуждения с мусульманами в Германии бесполезно, поскольку здешние имамы и различные апологеты ислама имеют, дескать, «слабую теологическую подготовку» и непонятно, кого представляют. Так, осенью 2006 г. 73-летний евангелический священник из Эрфурта, сжег себя заживо на День реформации, выразив тем самым протест против «исламизации» Германии и бездействия христианских церквей.

Германское общество всё больше поляризуется в вопросе интеграции иммигрантов и толерантного отношения к параллельным обществам радикальных мусульман-джихадистов. Демографические и миграционные процессы в условиях глобализации открывают перспективу дальнейшей «исламизации» Германии и всей Европы. В этой связи уместно заключение видного германского политолога Х.Афхельдта: «У Европы, принимающей столько иммигрантов, сколько она способна интегрировать в свои социальные структуры, намного больше шансов выстроить процветающее и гармоничное будущее, чем у открытого общества, в котором в результате непрекращающегося притока иностранцев все этнические группы начнут испытывать страх друг пред другом и накапливать ненависть и агрессивность» [Afheldt 1993: 7].

Для успешного использования потенциала иностранцев, прибывающих в Германию, по мнению экспертов, германскому правительству, наряду с миграционной, следует активно вести интеграционную по-

литику. С этой целью в Германии был принят новый «Закон об иммиграции», который критики окрестили «Законом об интеграции», так как основной акцент делается на политике в отношении уже въехавших на территорию Германии иностранцев. В соответствии с данным законом усиливается политический и полицейский контроль над потенциальными кандидатами на германское гражданство.

Новые меры, в частности, состоят в обучении немецкому языку на языковых курсах (на базовых курсах для начинающих - за счет федерального центра, а для желающих совершенствовать свои языковые знания -за счет земель), а также и вводных курсах по обществоведению, культуре и истории Германии. Федеральный центр берет на себя 2/3 затрат, связанных с организацией и проведением интеграционных курсов. Если раньше на посещение подобных языковых курсов могли претендовать только переселенцы и беженцы, находившиеся в Германии в соответствии с Женевской конвенцией о статусе беженцев, то теперь все иностранцы, легально проживающие в стране в течение длительного времени (свыше одного года), имеют возможность принять участие в подобных языковых курсах. В то же время, иностранные граждане, не владеющие немецким языком, обязаны посещать их в обязательном порядке [Терентий 2004: 3].

На федеральное правительство и земли ложатся значительные дополнительные расходы по проведению интеграционных мероприятий. Это, однако, намного меньше

того, что пришлось бы потратить в случае роста недовольства в обществе. Речь в данном случае идет не о программе, рассчитанной на год - два, а о долгосрочном проекте. Если программа окажется успешной, то она позволит привлечь в Германию дополнительные трудовые, людские ресурсы и при этом не нарушит сложившуюся стабильную внутриполитическую ситуацию в стране.

Социальная интеграция требует мобилизации усилий со стороны как граждан Германии, так и живущих на ее территории иностранцев. На пути к достижению такой формы интеграции немцами сделано уже немало, однако до сих пор чувствуется непринятие данных мер определенными кругами общества, в особенности в новых восточных землях.

Германия могла бы эффективно использовать потенциал живущих в стране иностранных граждан. По мнению экспертов, молодые иностранцы в силу своей би-лингвистической компетенции представляют большой интерес для ориентированной на экспорт немецкой экономики. К тому же развитие их потенциала на рынке труда в сравнении с молодыми немцами проходит значительно динамичней. При условии контроля над притоком иностранцев и при продуманной интеграции Федеративная Республика Германия могла бы обернуть миграционные процессы себе на выгоду, что, в конечном счете, позволило бы избежать роста влияния в обществе ультраправых организаций.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Aktuelle Zahlen über den Islam in Europa. Stand 2005. Zentralinstitut Islam Archiv Deutschland Stiftung e.V.// http://www.islamarchiv.de/index2.html

Current Immigration Debates in Europe: A Publication of the European Migration Dialogue. Germany. Norbert Cyrus and Dita Vogel for DGB Bildungswerk, with the support of the European Commission Directorate-General Justice. Freedom and Security. September 2005 - 39 P.

Europol 2005. Annual report. Corporate communications. The Hague. Netherlands - 45 P. First periodical report on crime and crime control in Germany. Federal Ministry of the Interior. Federal Ministry of Justice - 48 P.

Lagebild. Organisierte Kriminalität 2001. Bundesrepublik Deutschland. Bundeskriminalamt Wiesbaden. 1 Auflage. Mai 2002 - 73 S.

Migrationsbericht 2005 des Bundesamtes für Migration und Flüchtlinge im Auftrag der Bundesregierung// http://www.bmi.bund.de/Internet/Content/ Common/Anlagen/

Broschueren/2006/Migrationsbericht__2005,templateId=raw,property=publicationFile.pdf/

Migrationsbericht_2005 .pdf

Verfassungsschutzbericht 2006. Bundesministerium des Innern. Berlin. Mai 2007. Druckhaus Locher. Köln - 335 S.

World Population Prospects: The 2006 Revision. Highlights. New York: United Nations. Population Division of the Department of Economic and Social Affairs of the United Nations Secretariat, 2007// http://www.un.org/esa/population/publications/wpp2006/wpp2006_tables.xls

Литература

Андреев, А.Л. Социальные противоречия российского общества// http://www. perspektivy.info/rus/nashe/socialnye_protivorechiya_rossiiyskogo_obschestva.htm

Голубчиков, Ю.Н., Мнацаканян Р.А. Исламизация России - тревожные сценарии будущего. - М.: Вече, 2005. - 400 с.

Лапин, А.А. Турецкий фактор во внутренней и внешней политике Германии // Философия мировой политики. Материалы научной конференции (30 ноября 2004 г.). - М.: Дипломатическая академия МИД России, 2005. - С. 174-182.

Майлз, Р., Браун М. Расизм. - М.: РОССПЭН, 2004. - 214 с.

Муртазин, М.Ф., Нуруллаев А.А. Ислам и мусульмане в России. - М.: КДТ, 1999. -

224 с.

Терентий, Л.М. Геополитическое положение России и его влияние на угрозы безопасности в пограничном пространстве. М.: ПА ФСБ РФ, 2003.

Терентий, Л.М. Глобализация как многомерное явление и её влияние на пограничную безопасность России. Материалы международной научно-практической конференции на тему: «Глобализация: плюсы и минусы для стран СНГ, региональных и муниципальных образований». Голицыно: ГВИ ПС ФСБ РФ, 2004.

Терентий, Л.М. Цивилизационный и геополитический вызовы безопасности России в начале 21 века. Материалы круглого стола на тему: «Угрозы и вызовы цивилизационной безопасности России». Голицыно: ГВИ ПС ФСБ РФ, 2003.

Afheldt, H. Sozialstaat und Zuwanderung. Aus Politik und Zeitgeschichte. - Das Parlament, 12.02.1993. - S. 7

Pfahl-Traughbe, A. Rechtsextremismus in der Bundesrepublik. - München. C.H. Beck Verlag, 1999. - 124 S.

Ulfkotte, U. Der Krieg in unseren Städten. - Frankfurt am Main. Eichborn AG, 2003. - 257

S.

Электронные и печатные СМИ

Spiegel Online. Empörung über Schmidts Multikulti-Schelte. 25.11.2004// http://www. spiegel.de/politik/deutschland/0,1518,329533,00.html

Spiegel Online. Köhler mahnt Ausländer. 01.12.2004// http://www.spiegel.de/politik/ deutschland/0,1518,330542,00.html

Spiegel Online. Union plant Zuwanderungsstopp. 19.06.2005// http://service.spiegel.de/ politik/deutschland/0,1518,361171,00. html

Spiegel Online. Jeder vierte Deutsche ist ausländerfeindlich eingestellt. 13.07.2005// http:// www.spiegel.de/politik/deutschland/0,1518,365083,00.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.