Научная статья на тему 'ИСЛАМСКИЕ ИНВЕСТИЦИИ КАК ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ИСЛАМСКИЕ ИНВЕСТИЦИИ КАК ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМСКИЕ ИНВЕСТИЦИИ / РАЗВИТИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ / ФИНАНСЫ / МУ-ФАВАДА / МУШАРАКА / МУРАБАХА / ЦЕННЫЕ БУМАГИ / ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шамбилов Динислам Айнединович

В статье рассматривается такое направление развития инвестиционных проектов на территории Российской Федерации, как привлечение исламских инвестиций. Проанализированы особенности исламской экономической системы, выделены исламские банковские продукты в их соотношении с традиционными отечественными, а также сформулированы отдельные перспективные виды возможного установления партнерства. Как показал анализ, привлечение исламских инвесторов требует учета ряда особенностей, связанных с культурой, вероисповеданием, а также принятием условий инвестиционной деятельности на основе закрепленных в исламском законодательстве правил. В качестве главного источника финансирования инвестиционных проектов может выступить мушарака, соотносимая в традиционном понимании с товариществом. В таком случае возможно развитие комплексных отношений на принципах равности вкладчиков и долгосрочного сотрудничества по одной из систем временного участия. Таким образом, исламские инвестиции на территории Российской Федерации как источник финансирования инвестиционных проектов имеют довольно высокий потенциал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISLAMIC INVESTMENTS AS A SOURCE OF FINANCING INVESTMENT PROJECTS AND PROSPECTS FOR THEIR DEVELOPMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article considers such a direction of development of investment projects on the territory of the Russian Federation as attraction of Islamic investments. The features of the Islamic economic system are analyzed, Islamic banking products are identified in their relationship with traditional domestic ones, and certain promising types of possible partnerships are formulated. As the theoretical analysis showed, attracting Islamic investors requires taking into account a number of features related to culture, religion, as well as the adoption of conditions for investment activities based on the rules enshrined in Islamic law. The main source of financing for investment projects can be musharaka, which in the traditional sense is correlated with a partnership. In this case, it is possible to develop complex relations on the principles of equality of depositors and long-term cooperation under one of the systems of temporary participation. Thus, Islamic investments in the territory of the Russian Federation as a source of financing for investment projects have a rather high potential.

Текст научной работы на тему «ИСЛАМСКИЕ ИНВЕСТИЦИИ КАК ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_8_2_146 УДК 330.322.1

ИСЛАМСКИЕ ИНВЕСТИЦИИ КАК ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Шамбилов Динислам Айнединович,

аспирант, Северо-Кавказский институт - филиал, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, e-mail: dshambilov-18@edu.ranepa.ru

В статье рассматривается такое направление развития инвестиционных проектов на территории Российской Федерации, как привлечение исламских инвестиций. Проанализированы особенности исламской экономической системы, выделены исламские банковские продукты в их соотношении с традиционными отечественными, а также сформулированы отдельные перспективные виды возможного установления партнерства. Как показал анализ, привлечение исламских инвесторов требует учета ряда особенностей, связанных с культурой, вероисповеданием, а также принятием условий инвестиционной деятельности на основе закрепленных в исламском законодательстве правил. В качестве главного источника финансирования инвестиционных проектов может выступить мушарака, соотносимая в традиционном понимании с товариществом. В таком случае возможно развитие комплексных отношений на принципах равности вкладчиков и долгосрочного сотрудничества по одной из систем временного участия. Таким образом, исламские инвестиции на территории Российской Федерации как источник финансирования инвестиционных проектов имеют довольно высокий потенциал.

Ключевые слова: исламские инвестиции; развитие инвестиционных проектов; финансы; му-фавада; мушарака; мурабаха; ценные бумаги; партнерство.

UDC 330.322.1

ISLAMIC INVESTMENTS AS A SOURCE OF FINANCING INVESTMENT PROJECTS AND PROSPECTS FOR THEIR DEVELOPMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION

Shambilov Dinislam Ainedinovich,

postgraduate student, North Caucasian Institute - branch, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, e-mail: dshambilov-18@edu.ranepa.ru

The article considers such a direction of development of investment projects on the territory of the Russian Federation as attraction of Islamic investments. The features of the Islamic economic system are analyzed, Islamic banking products are identified in their relationship with traditional domestic ones, and certain promising types of possible partnerships are formulated. As the theoretical analysis showed, attracting Islamic investors requires taking into account a number of features related to culture, religion, as well as the adoption of conditions for investment activities based on the rules enshrined in Islamic law. The main source of financing for investment projects can be musharaka, which in the traditional sense is correlated with a partnership. In this case, it is possible to develop complex relations on the principles of equality of depositors and long-term cooperation under one of the systems of temporary participation. Thus, Islamic investments in the territory of the Russian Federation as a source of financing for investment projects have a rather high potential.

Keywords: Islamic investments; development of investment projects; finance; mufawada; musharakah; murabaha; securities; partnership.

На современном этапе развитие экономики Российской Федерации требует привлечения дополнительных источников формирования капитала. В частности, укрепление позиций многих отечественных отраслей в рамках национальной экономики становится попросту невозможным без данных ресурсов. Их аккумулирование предполагает привлечение наиболее перспективных инвесторов, готовых к долгосрочному сотрудничеству с Российской Федерацией (а именно с отечественными предприятиями в области реализации инвестиционных проектов). Кроме того, актуальность поиска новых партнеров связана также с текущей геополитической и внешнеэкономической ситуацией - когда западные партнеры, компании, а также частные инвесторы массово покидают отечественный рынок, прекращают любую рекламную и инвестиционную активность, Российская Федерация должна осуществлять процедуры по нивелированию последствий такого влияния. В сложившихся условиях особую перспективу занимают исследования, направленные на проведение комплексного анализа возможных зарубежных источников финансирования отечественной экономики. В частности, особую значимость в современных реалиях принимают исламские инвестиции, поскольку они выступают эффективным инструментом замещения западных капитальных вложений, отмечаются высокой привлекательностью, а также характеризуются достаточно обширным потенциалом в области отдельных направлений реализации инвестиционных проектов (например, развитие принципов социально-устойчивого финансирования). В то же время специфические особенности исламской системы требуют особого детального анализа с целью изучения возможности формирования (установления) партнерских отношений между инвестором и отечественным предприятием в ходе инвестиционной деятельности.

Целью статьи является комплексный теоретический анализ исламских инвестиций как источника финансирования инвестиционных проектов и перспектив их развития в реалиях Российской Федерации.

В качестве основных методов исследования выступают сравнительный анализ и синтез экономических источников информации. Кроме того, особое место в структуре иссле-

дования отводится ряду эмпирических методов - сравнения, обобщения, абстрагирования, наблюдения, дедукции, индукции и др.

Современные условия функционирования отечественных предприятий подчеркивают особую значимость процессов, связанных с поиском источников финансирования деятельности, а также проведения инвестиционных процессов. Пандемия COVID-19 довольно значительно сказалась на мировой экономике, изменив настроения инвесторов, что привело к переориентации на иные виды активов и направлений инвестирования, характерной для части групп и компаний. Особую актуальность приобрели более устойчивые и долгосрочные финансовые инструменты, а инвесторы заинтересовались принципами устойчивого развития. Ситуация в отечественной экономике усложняется влиянием действующих и вновь вводимых западных санкций, касающихся всех сфер национальной экономики, из-за которых национальная валюта ослабевает; ряд предприятий испытывают дополнительные издержки, а также не могут осуществлять собственное нормальное функционирование из-за введения дополнительных ограничительных мер. В таких условиях вопросы поиска новых инвестиционных партнеров и каналов привлечения инвестиций приобретают все большую значимость. Восстановление нормальных значений функционирования предприятий приведет к усилению и развитию национальной экономики. Кроме того, привлеченные инвестиционные средства могут выступать в качестве дополнительного финансового стабилизатора состояния экономики; формировать ориентацию на расширение национальных инициатив, поддерживать отечественных производителей и т. д. Однако в текущих условиях данные процессы протекают достаточно заторможено и ограниченно. Именно поэтому необходимо устанавливать партнерство на других фронтах.

В качестве перспективного направления многие авторы в течение последних нескольких лет выделяют именно исламские инвестиции (в частности, денежные средства исламских инвесторов), связанные с сотрудничеством с Дальним и Ближним Востоком.

В работе М. Ал Ахмеда подчеркивается, что исламский банкинг имеет ряд отличительных особенностей, связанных с пятью

принципами, тесно соотносимыми с исламскими моральными ценностными установками, а именно «исламским вероубеждением и законом» [2, с. 17]. О. И. Редькин и его соавторы рассматривали возможность адаптации системы исламского банкинга в отечественных условиях и выделили особую значимость принципов устойчивого развития для исламских инвесторов [13]. О. М. Кроч-кова конкретизировала данные принципы в специфическом понимании исламских инвесторов и смогла интерпретировать их на доступном для соотечественников уровне [7]. Общей идеей вышеперечисленных и других работ становится необходимость оценки и предварительной подготовки отечественных предприятий к обращению в исламскую экономическую систему с целью привлечения инвестиций. Это требует учета множества факторов и особенностей, главным образом связанных с вероисповеданием и мировоззрением исламских инвесторов и в некоторой степени препятствующих течению процессов согласования финансовых систем и достижения единого сотрудничества.

В течение ряда последних лет исламский банкинг претерпевает ряд изменений, в первую очередь выраженных в «мягкой» глобализации исламской финансовой системы, имеющей смешанный с традициями характер. Это подчеркивает возможность компенсации рисков и проблем, основанных на интеграции отечественной и исламской экономической системы в отношении партнерства в финансировании инвестиционных проектов.

Понятие исламской экономической системы на современном этапе не имеет четкой формулировки и трактуется авторами по-разному. Однако единым во всех случаях становится ориентация на связь хозяйствования, мусульманских учений, а также получения равной выгоды всех участников традиционного понимания рыночных взаимоотношений [5]. На стыке интеграции данных факторов в исламской системе возникли особые инструменты финансирования, а именно хавала и муфавада. Если первый выступает в качестве аналога векселя, то последний в отечественной практике не имеет схожих представлений. Муфавада является особым финансовым инструментом, держатели которого имеют равный вклад (равные

доли) и участие в деятельности хозяйствующего субъекта или иного инвестиционного направления. Опираясь на предписания, отраженные в законах Шариата (и являющиеся нормами мусульманского права), исламские инвесторы в первую очередь ориентируются на формирование долгосрочных отношений, нацеленных на установление баланса всех участников в условиях ограниченности возможных ресурсов (в том числе и финансовых). Уместным здесь становится сравнение привычного понимания капитализма, лишенного ряда недостатков, выраженных в отсутствии ориентации на благоприятность и равенство. Исламская же модель подчеркивает значимость равных отношений и формирует их в качестве главных ценностей экономической системы (что также напрямую соотносится с принципами устойчивого развития) [8].

Исламская банковская система, выступающая в качестве одного из самых значительнейших звеньев экономики, также обладает характерными особенностями, которые не соотносятся с капиталистическим восприятием. В частности, в ней отсутствуют привычные ссудные проценты, возможные проявления перепродажи с целью получения максимальной выгоды для одной стороны (спекуляция), а также возможности финансирования отдельных направлений деятельности предприятий, попадающих под строгий запрет. Конкретизируя последнее, стоит отметить невозможность инвестирования средств в азартные игры, производство алкоголя, табачной продукции, переработки свинины (животных, умерших естественной смертью) и ряд других. В совокупности изложенные принципы в традиционном понимании ориентированы не только на уменьшение последствий расслоения общества, но и на укрепление социально-этических аспектов жизнедеятельности человека, в том числе в условиях экономики. Однако для некоторых предприятий и частных лиц все вышеперечисленные и другие особенности выступают в качестве риска, отталкивающего от возможности установления партнерства [14].

В частности, можно выделить следующие риски, связанные со специфическими особенностями исламской экономической системы, деятельности банков и предоставляемых продуктов (рис. 1):

Риски несоотвествия практики сотрудничества прпншшам Шариата;

Недостаточная развитость инструментов преодоления рисков;

Несогласованность процессов веденняотчетности, бухгалтерского учета, а также осуществления фтпгансового котроля;

Несоотвествие законодательства.

Рисунок 1 - Риски, связанные с установлением сотрудничества с исламскими инвесторами [10]

Помимо прочего, исламские инвестиционные банковские продукты и процедуры также требуют учета со стороны отечественного предприятия ряда факторов, связанных с заключением соглашений между сторонами. Так, любые вклады должны иметь равнозначное значение, а распределение прибыли определяться заранее и отражаться в заклю -ченном договоре. Инвестиции предпочтительно должны иметь денежный эквивалент, однако в иных случаях могут выражаться в качестве соотносимого по стоимости другого вида актива (условно, приобретение равно-

ценного оборудования). Однако и в таком случае могут возникнуть споры, связанные с изменением стоимости актива и неравноценностью вкладов, что для исламских инвесторов становится попросту недопустимым. При установлении сотрудничества главным принципом становится равное партнерство всех участников с равной степенью ответственности за все принимаемые решения [4].

Исламские инвестиционные продукты (рис. 2.) представляются наиболее перспективными, по мнению автора, на основе му-шарака, выступающей в качестве самого

Рисунок 2 - Соотношение отечественных и аналогичных исламских инвестиционных продуктов [3; 4].

адаптивного инструмента установления сотрудничества между предприятием и инвесторами. Это объясняется особой значимостью инструмента в управлении контрактами, общим финансированием, а также распределением ответственности вкладчиков.

Здесь целесообразно отметить ряд особенностей, которые отечественное предприятие должно учитывать в хозяйственной деятельности при привлечении исламских инвесторов:

1. Партнеры имеют равное положение в направлении инвестирования денежных средств, несут равные долевые убытки и прибыли, а также формируют совместную деятельность на основе установленных договоров, соответствующих нормам Шариата.

2. Равность сохраняется и в отношении вносимых финансовых активов; причем итоговая сумма вложений согласуется между всеми сторонами соглашения и определяется заранее.

3. Любое нарушение условий договора, не -соблюдение норм Шариата, а также не учет интересов партнеров (самодеятельность, недобросовестность, а также халатность) приводят к расторжению контракта и признанию его недействительности (убытки в таком случае подлежат компенсации со стороны виновного лица).

4. Установленные партнеры могут принимать соответствующие решения в области проблем партнерства от лица друг друга, что подчеркивает их равенство в сформированных условиях.

5. Участие всех партнеров согласуется заранее (через специальный договор) и подчеркивается в том числе через порядок разделения прибыли и убытков в долевом соотношении.

Анализируя представленные принципиальные особенности, важно также подчеркнуть факт того, что доход для партнера не может быть зафиксирован в денежном выражении - невозможно установить предел дохода, поскольку все денежные поступления основываются на долевом (заранее согласованном и определенном среди партнеров) участии.

Продолжая рассмотрение особенностей деятельности исламских инвесторов, важно понимать, что порядок возмещения убытков в случае неуспешности инвестиционного

проекта имеет фиксированный характер -сумма убытков не может превышать размер инвестиционного вклада. При этом исламский инвестор всегда имеет право выхода из партнерских отношений в соответствии с заранее определенным порядком (как правило, при выполнении ряда обозначенных условий и информировании других партнеров) [15].

Мушарака по длительности подразделяется на бессрочную, срочную и убывающую. В рамках первой долевое участие всех инвесторов не имеет временных рамок и действует до момента прекращения партнерства (а именно неуспешности инвестирования или выхода членов из партнерских отношений).

В рамках второй договор заключается на заранее обозначенный временной промежуток, который при необходимости может быть продлен на основании волеизъявления всех участников. Такое вложение предполагает составление срочного договора на определенную денежную сумму. В случае успешности инвестиционных вложений ежемесячная прибыль будет поделена между участниками на основе изначально определенного долевого соотношения (например, предприятие получит 70 %, а банк - 30 %). Вдобавок к полученной прибыли одна сторона предоставит изначально вложенный капитал другой в последний месяц партнерства. Итоговая сумма, полученная со стороны инвестора в таком случае, составит сумму в виде изначально вложенных средств и полученной до -левой прибыли. Стоит отметить, что в случае возникновения убытков таковые будут также распределяться в долевом соотношении между участниками соглашения (но не смогут превысить изначальную величину инвестиции).

Третья, убывающая, мушарака является более сложным способом установления партнерства. Она представлена в виде процедуры постепенного приобретения доли других участников заранее определенной стороной. В частности, данный вид партнерства используется исламскими банками в качестве основного способа финансирования - это предполагает изначальное вложение денежных средств с целью их возврата и получения долевой части прибыли. Процедура предполагает увеличение доли от совместного инвестируемого капитала со стороны одного лица и ее уменьшения у другого на основе

суммы выкупа и соответствующего изменения доли. В ходе постепенной выплаты доле -вой прибыли и погашения суммы вложения участник завершит партнерство, а его инвестор выйдет из договора. Как правило, доходность убывающей мушараки несколько ниже, чем у срочной, что определяется сниженным влиянием рисковых факторов на инвестора, поскольку прибыль и доля вкладчика выплачиваются ежемесячно, а не в последний месяц партнерства [6].

Таким образом, анализ исламских инвестиций позволяет заметить их особую перспективность, выраженную в высокой выгоде как для инвестора, так и для привлекающего вклад партнера. Установление партнерских отношений выражается в качестве способа равноценного участия инвестора в деятельности хозяйствующего субъекта, в рамках которого аккумулирован долевой капитал. Равность вкладов позволяет возложить одинаковые риски на обе стороны (закрепленные на уровне вложенных средств), а долевое распределение прибыли с необходимостью возврата изначально вложенной суммы средств для инвестора служат гарантом повышенной доходности инвестиции (в сравнении с её традиционным представлением). Для привлекающего вклад лица (хозяйствующего субъекта) особое значение приобретает факт равного участия в долевом распределении убытков - это позволяет преодолеть влияние рисков и подчеркивает заинтересованность всех сторон в совместном развитии инвестиционного проекта. Помимо прочего, общий анализ исламской финансовой системы подчеркивает высокую ориентацию на принципы устойчивого развития, становление которых происходит в ряде отечественных предприятий в течение последних лет. Это в очередной раз актуализирует возможность привлечения денежных средств со стороны исламских инвесторов при преодолении проблем и противоречий.

В то же время интеграция отечественного и исламского банкинга выступает проблемной в связи с различиями в области представленных банковских продуктов, отношения к деятельности банков и участия инвесторов, ориентацией исламских инвесторов на принципы Шариата, а также других колоссально отличающихся подходов к процессам управления деятельностью при уста-

новлении партнерских отношений [11]. Законодательное регулирование в исламских странах полностью подчинено законам Шариата; в то же время отечественная практика не соотносится с частью представленных процедур и механизмов действия исламской финансовой системы. Однако в условиях тотальной экономической изоляции осуществление интегративных реформ, связанных с восточным направлением и взаимодействием с мусульманскими странами, выступает в качестве одного из наиболее вероятных сценариев.

В таких условиях актуальными становятся вопросы достижения максимального комфорта обеих сторон через обоюдное принятие норм и принципов, а также заключение соглашения, в рамках которого все отраженные аспекты и особенности взаимодействия будут закреплены в качестве основы партнерства. Только в таком случае возможно говорить о долгосрочном и перспективном сотрудничестве в области финансирования инвестиционных проектов [9]. Конкретизируя данные подробности, важно понимать, что изначальная презентация инвестиционного проекта перед потенциальными исламскими инвесторами должна происходить на комфортных для них условиях; при этом, понимая «безысходность» ситуации отечественных партнеров, исламские инвесторы, вероятнее, будут склонны искать повышенную выгоду в реализации инвестиций. Важно учитывать запретные темы и области инвестирования, а также принимать во внимание особое значение проектов, связанных с развитием принципов социально устойчивого развития. Причем развитие подобных инициатив во взаимодействии с мусульманскими инвесторами - это способ сохранения текущей сформированной повестки, продолжения ее развития, несмотря на все созданные ограничения со стороны западных стран. На практике максимальная интеграция в вопросах сотрудничества выражается в принятии традиций культуры, проявления уважения, старательности и заинтересованности; в дополнение к этому инвестиционный проект должен представлять не только экономическую, но и социальную (или экологическую) значимость в том числе и для исламского инвестора как полноправного партнера. После налаживания контакта между заинте-

ресованными сторонами необходимо четко юридически (с учетом принципов Шариата) обозначить все условия партнерства и подчеркнуть, на основе каких законодательных норм и правил будут разрешены разногласия сторон.

Для более точного понимания специфики установления отношений между отечественными представителями и исламскими инвесторами необходимо проанализировать текущие успешные практики. В частности, особую значимость имеет успешный опыт Российской Федерации во внедрении финансирования посредством мурабаха. В 2011 г. со стороны «АК БАРС» Банка была произведена сделка по привлечению инвестиционных средств (объемом в 60 миллионов долларов США) на развитие авиасообщения на межрегиональном уровне; исламским партнером стал «Emirates NBD Capital Limited». По итогам проведения сделки общее партнерство установило более 11 банков-участников, а «АК БАРС» выступил в качестве надежного заемщика средств. Данная практика актуализировала возможность интеграции исламских инвесторов и открыла пути для дальнейшего развития сотрудничества в области развития альтернативных партнерских фондов [1].

Сегодня главным источником, усложняющим интеграцию отечественной экономики с исламскими инвесторами, исламским банковским сектором, является несовершенство законодательной основы, ориентированной на сглаживание процессов внедрения исламских финансовых инструментов и продуктов в практику отечественного банковского сектора. С 2014 г. производятся активные заявления со стороны Ассоциации российских банков с возможностью внесения поправок в отечественное законодательство для реализации следующих аспектов:

- организация процедур признания доходов, полученных от работы с исламскими партнерами, в виде процентного дохода или, как минимум, внедрения возможности беспроцентного кредитования;

- осуществление упрощения ряда процедур, связанных с регистрацией сделок с исламскими инвесторами;

- реализация вопросов интеграции систем налогообложения в рамках реализации товаров и услуг с добавленной стоимостью для осуществления процедур финансирования и

учета уже сложившихся банковских транзакций.

Помимо этого, со стороны ассоциации были выдвинуты предложения об установлении отдельного учета операций с исламскими инвесторами и банковскими организациями с целью их фиксации и формирования соответствующих резервов. В дополнение к этому предлагалось создать специальные депозитарные инвестиционные счета с отсутствием ряда требований по возвратности, платности и др.

В результате инициатива была широко принята со стороны законодательных органов, представителей Банка России и депутатов; за последующие пять лет рассматривались возможные направления интеграции отечественного и исламского банкинга, предлагались модели, сущность которых сводилась к реализации двух подходов:

1. Связан с адаптацией исламской системы под отечественное законодательство. Данный подход подчеркивается достаточно высокой сложностью, поскольку отечественная законодательная система не позволяет учитывать все особенности и нюансы исламского банкинга.

2. Создание нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы интеграции отдельных элементов исламского финансирования, с целью регулирования отношений отечественных и исламских инвесторов посредством реализации судебных решений.

В результате процесс интеграции отечественного и исламского банкинга до текущего момента остается открытым; с одной стороны, для отечественных банков установление подобных форм сотрудничества становится достаточно убыточным мероприятием, в сравнение с другими направлениями реализации собственной инвестиционной политики, однако, с другой стороны, современная ситуация в очередной раз подчеркивает необходимость поиска новых инвестиционных партнеров, готовых занимать освобожденные западными инвесторами ниши. В будущем возможно ожидать повышение активности в вопросах законодательного обоснования интеграции отечественного и исламского банкинга, а как следствие, формирование концептуально новых, или восстановление старых подходов и идей к решению проблемы.

Здесь можно подчеркнуть, что вопросы совершенствования отечественного законодательства занимают ключевую позицию в установлении интеграции. Российская Федерация в этом контексте может опираться на успешный опыт Республики Казахстан, которая стала первой среди стран СНГ, кто начал формировать правовые основы интеграции исламского финансирования. В Казахстане уже функционируют несколько исламских банков, что подчеркивает успешность реализованных процедур; как следствие, Россия может опираться на принятые принципы, а именно установить дополнительное правовое поле регулирования исламских банков с сохранением единых общих правил реализации банковской деятельности как для традиционных, так и для исламских банков. Однако все это также требует формирования комплексной целенаправленной совместной работы.

Таким образом, как показывает успешный опыт установления партнерства в условиях Российской Федерации, совместная деятельность соотечественников и исламских инвесторов в области развития отдельных направлений функционирования имеет хорошие перспективы. В контексте инвестиционных проектов подобный опыт становится фактором, способствующим развитию отдельных социально значимых направлений деятельности организаций (например, бережливое производство на основе улучшенных условий труда; реализация проектов на территории Татарстана (как мусульманской

столицы России) и др.) и достижению максимальной результативности [12]. Главным вопросом в таких условиях становится возможность интеграции и установления партнерства между отечественным представителем и исламским инвестором на основе согласования законодательства, соотношения принципов и принятия норм и правил, представленных в Шариате. В случае успешного контакта использование средств исламских инвесторов для реализации инвестиционных проектов может стать ключевым аспектом укрепления позиций национальной экономики.

Резюмируя вышеизложенное, стоит подчеркнуть, что в условиях дефицита западных инвесторов ориентация на восток может стать одним из способов преодоления проблем привлечения больших объемов инвестиционного капитала. В то же время сотрудничество с исламскими инвесторами и банками требует согласования множества аспектов, а также принятия факта партнерства между сторонами на основе принципов Шариата. В случае успешности данных процессов средства исламских инвесторов могут стать довольно значимым источником развития экономики ряда российских регионов, а практическая реализация совместных инвестиционных проектов выступит в качестве направления становления отдельных перспективных путей инвестирования денежных средств в ходе дальнейшей практики.

Список литературы_

1. «АК БАРС» Банк привлек финансирование в экономику Татарстана на принципах Шариата. URL: https:// www.kommersant.ru/doc/2394802 (дата обращения: 14.02.2022).

2. Ахмед М. Ал. Организационно-правовые особенности исламского банкинга. Сравнение исламских и традиционных коммерческих банков // Дискуссия. 2016. № 6 (69). C. 15-21.

3. Басангов Л. Л. Анализ исламских финансовых продуктов // Власть. 2013. № 6. С. 92-95.

4. Елакова А. А., Шаймарданова Л. И. Исламские финансовые институты // Проблемы экономики и менеджмента. 2015. № 5 (45). С. 113-119.

5. Исламская финансовая система: современное состояние и перспективы развития. URL: https://www.iep. ru/fMes/text/usaid/islam-banking.pdf (дата обращения: 12.02.2022).

6. Исхаков И. Р. Операционная структура исламского финансового института, ориентированная на реализацию долевых методов финансирования // Russian Journal of Economics and Law. 2014. № 2 (30). С. 12-16.

7. Крючкова О. М. Социально-ответственные финансы: принципы исламской модели // Russian Journal of Economics and Law. 2011. № 3 (19). С. 179-182.

8. Марьин А. В. Адаптация алтернативной этической финансовой системы в России // Инновации и инвестиции. 2014. № 6. С. 237-239.

9. Мокина Л. С. Исламские ценные бумаги как источник финансирования инвестиционных проектов и перспективы их размещения на финансовом рынке России // Российское предпринимательство. 2017. Том 18. № 22. С. 3429-3446.

10. Мокина Л. С. Оценка развития исламского банкинга как альтернативного инструмента финансирования и возможности его применения в условиях России // Российское предпринимательство. 2017. № 16. С. 2399-2412.

11. Разумовская Е. А., Юзвович Л. И., Князева Е. Г, Медникова Ю. К. Анализ исламского инвестиционного механизма «мудараба» // Индустриальная экономика. 2021. № 5. С. 6-13.

12. Разумовская Е. А., Юзвович Л. И., Родичева В. Б., Медникова Ю. К. Современные тренды развития исламского финансирования в мире // Журнал прикладных исследований. 2021. № 6. С. 6-13.

13. Редькин О. И., Рудоквас А. Д., Тенберга И. Инвестиционные технологии исламских банков и перспективы становления беспроцентного банковского сектора в России // Правоведение. 2018. №4. С. 692-713.

14. Рябченко Л. И. Перспективы развития исламского банкинга в России // Вестник ГУУ. 2018. № 9. С. 140-146.

15. Траченко М. Б., Алхассан Т. Ф. Исламские инструменты финансирования малых и средних предприятий: проблемы и перспективы // Государственное управление. Электронный вестник. 2016. № 58. С. 287-306.

References _

1. AK BARS Bank attracted financing to the economy of Tatarstan on the principles of Shariah. URL: https://www. kommersant.ru/doc/2394802 (Date of access: 02/14/2022).

2. Ahmed M. Al. Organizational and legal features of Islamic banking. Comparison of Islamic and traditional commercial banks. Discussion. 2016. No. 6 (69). C. 15-21.

3. Basangov L.L. Analysis of Islamic financial products.Power. 2013. No. 6. pp. 92-95.

4. Elakova A.A., Shaimardanova L.I. Islamic Financial Institutions. Problems of Economics and Management. 2015. No. 5 (45). pp. 113-119.

5. Islamic financial system: current state and development prospects. URL: https://www.iep.ru/files/text/usaid/islam-banking.pdf (Date of access: 12.02.2022).

6. Iskhakov I.R. Operating structure of an Islamic financial institution focused on the implementation of equity methods of financing. Russian Journal of Economics and Law. 2014. No. 2 (30). pp. 12-16.

7. Kryuchkova O. M. Socially responsible finance: principles of the Islamic model. Russian Journal of Economics and Law. 2011. No. 3 (19). pp. 179-182.

8. Marin A.V. Adaptation of an alternative ethical financial system in Russia. Innovations and investments. 2014. №6. pp. 237-239.

9. Mokina L.S. Islamic securities as a source of financing investment projects and prospects for their placement on the Russian financial market. Russian Journal of Entrepreneurship. 2017. Volume 18. No. 22. S. 3429-3446.

10. Mokina L.S. Evaluation of the development of Islamic banking as an alternative financing tool and the possibility of its application in Russia. Russian Journal of Entrepreneurship. 2017. No. 16. pp. 2399-2412.

11. Razumovskaya E.A., Yuzvovich L.I., Knyazeva E.G., Mednikova Yu.K. Analysis of the Islamic Investment Mechanism «Mudaraba». Industrial Economics. 2021. № 5. pp. 6-13.

12. Razumovskaya E.A., Yuzvovich L.I., Rodicheva V.B., Mednikova Yu.K. Modern trends in the development of Islamic finance in the world. Journal of Applied Research. 2021. №6. pp. 6-13.

13. Redkin O.I., Rudokvas A.D., Tenberga I. Investment technologies of Islamic banks and prospects for the formation of interest-free banking sector in Russia. Jurisprudence. 2018. No. 4. pp. 692-713.

14. Ryabchenko L.I. Prospects for the development of Islamic banking in Russia. Bulletin of the State University of Management. 2018. No. 9. pp. 140-146.

15. Trachenko M.B., Alkhassan T.F. Islamic Instruments for Financing Small and Medium Enterprises: Problems and Prospects. Public Administration. Electronic Bulletin. 2016. No. 58. pp. 287-306.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.