Научная статья на тему 'Исламское финансирование в России и в мире: проблемы и перспективы'

Исламское финансирование в России и в мире: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3695
269
Поделиться
Ключевые слова
ИСЛАМСКИЕ ФИНАНСЫ / РОСТОВЩИЧЕСТВО / БЕСПРОЦЕНТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ИСЛАМСКИЙ БАНКИНГ / ИНВЕСТИЦИИ / ТРАДИЦИОННОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / ISLAMIC FINANCE / USURY / INTEREST-FREE FINANCING / ISLAMIC BANKING / INVESTMENT / TRADITIONAL LENDING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мокина Лилия Сергеевна

В статье раскрывается сущность исламских финансов как альтернативного способа финансирования инвестиционных проектов. Проанализировано применение данного механизма в мировой и отечественной практике. Автором выделены ключевые проблемы, препятствующие развитию исламского банкинга в России.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мокина Лилия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ISLAMIC FINANCING IN RUSSIA AND IN THE WORLD: PROBLEMS AND PROSPECTS

In article it is covered an entity of Islamic finance as alternative method of financing of investment projects. Use of this mechanism in world and domestic practice is analyzed. The author selected the key problems hindering development of Islamic banking in Russia.

Текст научной работы на тему «Исламское финансирование в России и в мире: проблемы и перспективы»

Мокина Л. С. Исламское финансирование в России и в мире: проблемы и перспективы // Вестник Прикамского социального института. 2017. № 3 (78). C. 74-80.

Mokina L. S. Islamic financing in Russia and in the world: problems and prospects. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2017. No. 3 (78). Pp. 74-80. (In Russ.)

УДК 336.77

Л. С. Мокина

Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия

ИСЛАМСКОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ В РОССИИ И В МИРЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Мокина Лилия Сергеевна - магистрант.

E-mail: lilit. m95@yandex. ru

В статье раскрывается сущность исламских финансов как альтернативного способа финансирования инвестиционных проектов. Проанализировано применение данного механизма в мировой и отечественной практике. Автором выделены ключевые проблемы, препятствующие развитию исламского банкинга в России.

Ключевые слова: исламские финансы, ростовщичество, беспроцентное финансирование, исламский банкинг, инвестиции, традиционное кредитование.

L. S. Mokina

Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia

ISLAMIC FINANCING IN RUSSIA AND IN THE WORLD: PROBLEMS AND PROSPECTS

Mokina Liliya S. - Postgraduate.

In article it is covered an entity of Islamic finance as alternative method of financing of investment projects. Use of this mechanism in world and domestic practice is analyzed. The author selected the key problems hindering development of Islamic banking in Russia.

Key words: Islamic finance, usury, interest-free financing, Islamic banking, investment, traditional lending.

Сложившиеся в Российской Федерации в настоящее время непростые общественно-политические и экономические условия требуют пересмотра концепции экономического развития страны и поиска политических союзников и экономических партнеров, для того чтобы заместить неэффективные или закрытые для отечественного бизнеса направления деятельности. Глобальные кризисы последних десятилетий продемонстрировали отрицательный эффект от действий финансовых корпораций в создании макроэкономического дисбаланса и уязвимость стран с формирующимися рынками. В таких условиях банковская система не стимулирует развитие реального сектора и национальной экономики в це-

© Мокина Л. С., 2017

лом, а откачивает всю ликвидность с рынка, используя финансовые ресурсы исключительно в своих корпоративных интересах.

Сформированная в России ростовщическо-ссудная финансовая модель тормозит общее поступательное экономическое развитие из-за базовых факторов, лежащих в ее основе. Это порождает необходимость выявлять резервы внутри страны и искать новые источники иностранных инвестиций. Для интенсификации этих процессов предлагается рассмотреть исламскую модель экономических отношений - реальную рыночную альтернативу ростовщическо-ссудной системе. Исламский банкинг - это часть международного финансового рынка, представляющая для нашей страны жизнеспособную и устойчивую сферу приложения капитала в период кризиса для диверсификации рисков.

Деятельность исламских финансовых институтов базируется на поиске беспроцентных форм финансирования. В условиях оперирования современным экономическим инструментарием ссудный процент как способ получения прибыли неприемлем с позиции доктринальных установок ислама. Принимая во внимание данный нюанс, Р. И. Беккин определяет: «Исламская финансовая система - это совокупность методов и механизмов финансирования, позволяющих осуществлять экономическую деятельность без нарушения базовых принципов, сформулированных в шариате (мусульманском праве)» [2, с. 16]. Шариат запрещает ростовщичество и ссудный процент (риба), неопределенность (гарар), чрезмерный риск (майсир), а также инвестиции и операции в запретных областях - производстве и продаже алкоголя, табака, свинины, оружия (если оно предназначено не для защиты), организации азартных игр, деятельности в сфере индустрии низменных чувств, а также инвестиции в традиционные финансовые учреждения.

Функционирование исламских финансов основано на четырех ключевых принципах, прописанных в Коране и Сунне. Основополагающей концепцией является запрет платы ссудного процента. Следующий принцип основывается на концепции разделения ответственности за получение прибыли или убытков. Третий принцип запрещает неопределенность или спекуляции, однако риск допускается в случае, если предусматриваются положения и условия, известные всем субъектам договора. Наконец, исламские установки в качестве обеспечения подразумевают осуществление операций с материальными идентифицируемыми активами, что гарантирует связь с реальным сектором. Обозначенные условия, согласно шариату, призваны способствовать максимизации общественного благополучия и достижению социальной гармонии.

В исламской модели финансирования разработаны специфические формы договоров, заменяющих традиционные банковские и инвестиционные продукты. В части привлечения капитала в коммерческие структуры наиболее часто применяются: мудараба - договор, согласно которому владелец свободного капитала доверяет его лицу, способному продуктивно использовать его; мурабаха - договор купли-продажи товаров по заранее оговоренной стоимости, включающей прибыль от реализации товара; мушарака - договор товарищества, по которому полученный доход делится между клиентом и банком в предварительно оговоренных долях, а потери распределяются пропорционально взносам.

Особого внимания заслуживают так называемые сукук (беспроцентные исламские облигации), выпускаемые под определенный материальный актив, где эмитент рассматривается в качестве долевого собственника данного актива [1]. Это отличает сукук от обычных облигаций - процентных ценных бумаг. Сукук - это, по сути, инвестиционный сертификат, подтверждающий право на долю в пуле активов [3].

В настоящее время в 75 странах всех континентов действуют порядка пятисот исламских финансовых институтов, контролирующих активы на сумму свыше 2 трлн долл. [8]. В мировом масштабе исламские финансовые структуры за все время своего функциониро-

вания демонстрируют стабильность и поступательный рост. «На фоне разорения спекулятивных банков прибыль исламских институтов стабильно возрастает на 15-20 % в год, а активы - более чем на 20 %» [5]. По данным Совета по исламским финансовым услугам, с 2009 по 2014 г. ставка общего годового роста составила 17,3 % [5]. Особенно впечатляющим был рост активов в 2014 г., причем во всех сегментах отрасли - исламском банкинге, такафуле (исламском страховании), сукуке и исламских инвестиционных фондах. Отметим, что Иран, Малайзия и Саудовская Аравия располагали в совокупности 65 % от общемировой величины исламских активов по состоянию на 2015 г.

Между тем в 2016 г. портфель исламских активов показал сильное падение (-56 % к 2015 г.). Так, мировые банковские активы исламского мира на 2016 г. оцениваются в 882 млрд долл., при этом 73 % этой величины составляют непосредственно активы исламских банков, а 17 % - исламские облигации сукук.

Сокращение величины исламских активов в прошедшем году обусловлено спадом рынка сукук, страдающего от дефицита новых игроков и экономической неопределенности. Уже в 2015 г. данный рынок значительно просел - с 101,8 млрд долл. в 2014 г. до 66 млрд. Негативной динамике поспособствовало, в частности, прекращение выпуска краткосрочных сукук Центральным банком Малайзии, занимающей почти 50 % доли рынка исламских облигаций. В 2016 г. рынок сукук по-прежнему оставался в неблагоприятном состоянии: ряд эмитентов перешли к выпуску обычных облигаций для привлечения средств. В перспективе ожидаются выпуск от новых эмитентов, таких как Кения, а также возвращение на рынок сукук существующих эмитентов, в том числе Южно-Африканской Республики.

Ниже представим динамику стоимости активов исламских банков за восемь лет (рис. 1).

2500

<

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

§ 2000

ч ч

« 1500 i 1000

«

(в V®

о

500

1 9 94 20 00

14 20 15 17 40 00

93 11 50 70 8i 52

< » « »

2008

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Период

• Объем активов, млрд долл. США Рис. 1. Динамика стоимости активов исламских банков [4; 8]

По оценке экспертов, по итогам 2017 г. оборот исламского финансового рынка составит порядка 2,7 трлн долл. Специалисты предупреждают: необходимо понимать, что «это не дутые цифры, а цифры реальной экономики, где у структур исламских финансов нет возможностей на спекулятивной основе наращивать объемы» [4]. По оценкам аудиторско-консалтинговой компании Ernst & Young, в мире к концу 2018 г. исламские финансы будут контролировать активы на общую сумму 5 трлн долл., а к 2020 г., согласно расчетам

0

Агентства по научным исследованиям в области исламской экономики, приблизятся к 6,5 трлн долл. [7].

В целом в последнее время интерес к исламскому банкингу и исламским сукук как к альтернативным формам банковской деятельности и финансовым инструментам растет. Исламское финансирование активно развивается в таких неисламских странах, как Великобритания, Франция, Швейцария. Помимо стран Европы, в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и Японии сформированы фонды социально ответственных инвестиций. Успешно функционируют данные фонды и на развивающихся рынках - в Китае, Бразилии и ЮАР. «Исламские окна» открыли также ведущие банки мира: Deutsche Bank, UBS, JP Morgan, BNP Paribas и др. Отметим, что некоторые европейские страны пошли по пути совершенствования нормативно-правовой базы и налоговой системы, для того чтобы сформировать условия для внедрения и развития исламского финансирования.

Спрос на исламские финансы со стороны стран еврозоны простимулирован главным образом следующими ключевыми факторами: высокой ликвидностью, обеспеченной нефтедолларами ввиду высоких цен на нефть; ростом численности населения мусульманских стран и связанным с этим более высоким спросом на продукты, которые отвечают требованиям шариата; ростом популярности исламских инвестиций, обусловленной мнением, что исламское финансирование может способствовать достижению глобальной финансовой стабильности; интересом международных валютно-финансовых организаций (в том числе Международного валютного фонда), а также центральных банков к исследованиям в области исламских финансов [6].

Исламский банкинг в России пока существует в основном в виде проектов и лоббистских усилий [9]. По экспертной оценке, годовой оборот исламских финансов в России в 2016 г. достиг 1,5 млрд руб. [4]. В страновом разрезе наибольшая активность вложений в экономику России наблюдалась со стороны эмиратских инвесторов и инвесторов из Катара и Кувейта. Самым активным партнером, инвестировавшим в нашу страну, стал арабский инвестиционный фонд Dubai World, вкладывавшийся в энергетику, строительство, управление портами и логистику. В отраслевом сегменте максимальная активность отмечена в секторе недвижимости, в строительстве портов и логистике.

В условиях экономико-политических конфликтов со странами Запада и с Соединенными Штатами Америки Россия остро нуждается в диверсификации финансовой системы. При этом достаточно активная поддержка со стороны Ближнего Востока позволяет отечественной банковской системе создавать условия для формирования «халяльного банкинга», необходимого прежде всего для замещения западного капитала. На текущем этапе институты исламских финансов способны частично решить эту крупную народнохозяйственную проблему, а тотальный разворот экономико-политического курса нашей страны «на восток» только подкрепляет эти надежды. Внедрение исламского финансирования в России в некоторой степени способно привести к наращиванию инвестиционного рейтинга ведущих регионов, сделав их привлекательными для арабских инвесторов и обеспечив тем самым новые финансовые потоки.

О необходимости внедрения исламского финансирования в нашей стране говорит и православная церковь. В интервью протоиерея Всеволода Чаплина заявлено о возможности создать «православный банкинг» в условиях России, предложено проанализировать вопрос: «Может ли Россия предложить православную систему банкинга без ростовщичества, входящую в прямые отношения с Китаем, исламским миром, иными возрастающими в мире центрами влияния?» [9]. Данное высказывание содержит в себе концепцию православного банкинга - отказ от ростовщичества (взимания процентов), что и отвергается исламским банкингом в силу религиозных запретов.

В качестве аргумента в пользу распространения исламских финансов в России можно высказать такую мысль: соответствующие институты и инструменты как наименее подверженные воздействию спекулянтов способны удовлетворить потребность отечественной банковской системы в модернизации финансового рынка для противодействия высокой волатильности курса национальной валюты и долларизации российской экономики.

Для создания платформ исламского финансирования необходимо выбрать соответствующую ему модель: консервативную, ориентированную на строгое соблюдение правил шариата (Саудовская Аравия, Бахрейн), либо облегченную, ограничивающуюся применением внешних, формальных признаков исламских финансов (Малайзия, Великобритания). Учитывая то, что сегодня население нашей страны не знает, что такое исламские финансовые продукты и как к ним относиться, нужно ориентироваться на первый подход. Осознание того, что исламские финансовые инструменты мало отличаются от традиционных, вызовет у экономических агентов ощущение обмана и отторжение. В России требуется принципиально изменить отношение к таким продуктам: необходимо понимать, что главный акцент целесообразно делать на финансах, ведь это реальный сектор экономики, реальные компании и реальный оборот.

Некоторые отечественные банки практикуют применение исламских инструментов. Так, в 2013 г. Сбербанк России привлек синдицированный кредит в сумме 600 млн долл. от компании из Объединенных Арабских Эмиратов Invest AD. Ряд банков Москвы, Нижнего Новгорода, Уфы провели эмиссию пластиковых карт с соблюдением принципов шариата. Развитие отрасли продолжается. По словам руководителя Агентства инвестиционного развития Татарстана Т. Минуллиной, в Казани создается автономная структура для партнерского банкинга, основанного на канонах шариата [8]. В создании проекта заинтересованы крупные федеральные банки, среди которых Сбербанк, Внешэкономбанк и Газпромбанк.

Между тем нормативно-правовая основа, регулирующая беспроцентное финансирование, в Российской Федерации на текущий момент не разработана. В связи с этим в апреле 2017 г. Центральный банк РФ отозвал лицензию у татарстанского «Татфондбан-ка», на базе которого был создан пилотный проект в рамках дорожной карты Банка России по развитию в стране исламских финансов - Центр партнерского банкинга. Комитет Государственной думы по финансовому рынку отклонил законопроект о снятии с российских банков моратория на коммерцию, что подразумевало возможность кредитных организаций заниматься торговой деятельностью для внедрения принципов исламского банкинга.

В настоящее время рабочая группа, в состав которой входят специалисты Сбербанка и Внешэкономбанка, работает над адаптацией исламского банкинга под российское законодательство. По прогнозам экспертов, в течение 2017 г. процедура подготовки законодательства для внедрения его в экономику может быть завершена.

По мнению И. А. Зарипова, члена Российской ассоциации экспертов по исламскому финансированию, необходимо разработать и принять комплексный федеральный закон, а также подзаконные акты, в которых должна содержаться правовая трактовка понятий: «альтернативные финансы», «разделение рисков и прибыли», «финансовые средства, обеспеченные материальными активами», «партнерство», «ограничение риска и неопределенности», «инвестиционные счета» и т. д. [5]. При реализации намеченного подхода прямо подразумеваются исламизация правовой сферы, формирование параллельного существующему законодательного сектора. Отметим, что это прямо противоречит Конституции Российской Федерации и светскому характеру российского государства. Поэтому идею учреждения полновесных исламских банков, создание специализированной законодатель-

ной платформы и соответствующей инфраструктуры в обозначенном аспекте можно расценивать и как идеологический проект.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важно подчеркнуть, что обязательным требованием исламского права выступает наличие шариатских советов - контрольных органов, регулирующих вопросы правового обеспечения деятельности исламских финансовых структур. Сегодня в России между религиозными организациями развернулась настоящая борьба за право обладать такой возможностью. Тем не менее финансовым бизнес-структурам, имеющим намерение реализовать бизнес-модель «финансов по шариату», необходимы в штате сертифицированные советники, отвечающие за мониторинг и контроль, соблюдение исламских постулатов в деятельности компании.

Существуют и точки зрения о социальной опасности системы исламского банкинга. Так, Т. Куран заявил о большом политическом влиянии исламской деятельности и выразил беспокойство о том, что исламизация банковской сферы выльется в исламизацию остальных сфер. Автор опасается того, что с помощью исламских финансовых институтов будет финансироваться терроризм [2].

Такая проблема действительно существует и в течение длительного времени не утратит своей актуальности. В декабре 2015 г. Национальный антитеррористический комитет объявил, что в нашей стране проверяются 1 600 физических и юридических лиц, подозреваемых в финансировании так называемого «Исламского государства» - террористической организации, запрещенной в России. Несмотря на закрытость конкретной информации по персоналиям и организациям, следует принять данный факт во внимание, равно как и то, что не так давно (указ Президента Российской Федерации от 18 ноября 2015 г.) была создана Межведомственная комиссия по противодействию финансированию терроризма1. На основании этого в январе 2016 г. Федеральной службой по финансовому мониторингу российским банкам была представлена матрица для выявления каналов финансирования терроризма.

Исходя из вышеизложенного, на текущем этапе исламские финансы в России не могут стать действительно существенным подспорьем для экономики страны. Ни один исламский банк не возьмет на себя инвестиционный риск по выходу на российский рынок без должного законодательства. Однако исламский механизм финансирования однозначно применим для привлечения арабского капитала в финансовый оборот страны, снижения риска невозврата инвестиций и роста качества и проработанности инвестиционных проектов, для поддержки малого и среднего бизнеса, малопривлекательного для кредитования традиционных банков. Вместе с тем наработанный потенциал по формированию и активизации исламских финансовых институтов в нашей стране достаточно существенен. В частности, отзыв лицензии у «Татфондбанка», приоритетного кредитного учреждения по развитию халяль-финансов, не свидетельствует о сворачивании в Татарстане развития исламского банкинга. В финансовых кругах республики обсуждается привлечение инвестиций в промышленность и строительство по исламским схемам, к примеру, долевое участие инвесторов в проектах по производственной и торговой кооперации. Эксперты отмечают, что после урегулирования ряда правовых вопросов пилотные точки исламского банкинга возможно перенести в новые аналогичные центры, которые реально создать в Чечне и Башкортостане.

На наш взгляд, в наиболее благоприятных условиях активно развивается исламская инфраструктура в Казахстане, государстве - участнике Евразийского экономического сою-

1 О Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма: указ Президента РФ от 18 нояб. 2015 г. № 562 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 47. Ст. 6576.

за, активно развивающем международный финансовый центр «Астана», что дает инвестиционному сообществу определенный посыл ориентироваться прежде всего на Казахстан.

В завершение отметим, что в настоящее время индустрия исламских финансов в Российской Федерации представлена семью компаниями: «Ляриба-Финанс», Центром исламского инвестирования «Мудариб», финансовыми домами «Амаль», «Масраф», «Саада», Татарстанской международной инвестиционной компанией и микрокредитной компанией «Амана». Однако исламские банковские структуры не могут войти на российский рынок в качестве самостоятельных игроков: им приходится работать в тесной связке с российскими финансовыми институтами и властью. Адаптировать отечественные нормативные правовые акты к регулированию исламского финансирования целесообразно, исследовав предварительно законодательную базу банковских секторов Малайзии, ОАЭ, Бахрейна и других флагманов исламских финансов. Наличие четких алгоритмов привлечет иностранных институциональных и частных исламских инвесторов, предоставив правовые гарантии сохранности их инвестиций.

Библиографический список

1. Батаева Б. С. Исламские банки сквозь призму развития этических финансов и банков // Проблемы современной экономики. 2013. № 1. С. 270-272.

2. Беккин Р. И. Исламская экономическая модель и современность. М.: Изд. дом Марджани, 2010. 352 с.

3. Беккин Р. И. Исламские финансовые институты и инструменты в мусульманских и немусульманских странах: особенности и перспективы развития: автореф. дис. ... докт. экон. наук. М., 2009. 48 с.

4. Борисов А. Исламский банкинг в России: будут ли точки роста в 2017 году? // IslamReview.Ru: [сайт]. 2016. 19 дек. URL: http://islamreview.ru/economy/islamskij-banking-v-rossii-budut-li-tocki-rosta-v-2017-godu/ (дата обращения: 25.05.2017).

5. Зарипов И. А. Исламские финансы в России: проблемы становления и пути их решения // Мир новой экономики. 2016. № 2. С. 64-74.

6. Захаров А. А. Сукук как новый инструмент инвестиционного финансирования [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. URL: https://www. science-education.ru/article/view?id=19681 (дата обращения: 15.05.2017).

7. Исламские финансы: тенденции и проблемы в 2016 году, ситуация в России (Часть 1) // MuslimEco: [сайт]. 2016. 22 февр. URL: https://www.muslimeco.ru/onews/471 (дата обращения: 25.05.2017).

8. Исламский банкинг: индустрия долевого финансирования // TADVISER: [сайт]. 2017. 26 апр. URL: http://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Исламский_банкинг_(индустрия_долевого_ финансирования) (дата обращения: 25.05.2017).

9. Хохлов А. А. Исламские финансы в России: подспорье для экономики или угроза национальной безопасности? // Проблемы национальной стратегии. 2016. № 4 (37). С. 238-248.