Научная статья на тему 'Перспективы использования инструментов исламского банкинга в Российской экономике'

Перспективы использования инструментов исламского банкинга в Российской экономике Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
135
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИСЛАМСКИЙ БАНКИНГ / ИСЛАМСКОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / БАНК РАЗВИТИЯ / ИСЛАМСКАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пашков Р.В., Юденков Ю.Н.

После того, как против России были введены санкции, руководство страны было вынуждено посмотреть по новому на привлечение в страну иностранных инвестиций. Сложившиеся обстоятельства привели к тому, что традиционные западные партнеры больше не могут осуществлять инвестиции на российском рынке. Вследствие этого появилась необходимость отыскать новые варианты сотрудничества на востоке. Именно по этому в настоящее время особую актуальность получило привлечение инвестиций из стран Персидского Залива. В данной статье авторы про водят анализ возможности использования инструментов исламского финансирования в Российской Федерации, а также выдвигают предложения по вопросу того, как можно совершенствовать законодательство в этом направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы использования инструментов исламского банкинга в Российской экономике»

Перспективы использования инструментов исламского банкинга в российской экономике

Пашков Роман Викторович,

банковский юрист, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Юденков Юрий Николаевич,

к.э.н., проф., РАНХиГС

После того, как против России были введены санкции, руководство страны было вынуждено посмотреть по-новому на привлечение в страну иностранных инвестиций. Сложившиеся обстоятельства привели к тому, что традиционные западные партнеры больше не могут осуществлять инвестиции на российском рынке. Вследствие этого появилась необходимость отыскать новые варианты сотрудничества на востоке. Именно поэтому в настоящее время особую актуальность получило привлечение инвестиций из стран Персидского Залива. В данной статье авторы проводят анализ возможности использования инструментов исламского финансирования в Российской Федерации, а также выдвигают предложения по вопросу того, как можно совершенствовать законодательство в этом направлении. Ключевые слова: исламский банкинг, исламское финансирование, банк развития, исламская экономика

После того, как против России были введены санкции, руководство страны было вынуждено посмотреть по-новому на привлечение в страну иностранных инвестиций. Сложившиеся обстоятельства привели к тому, что традиционные западные партнеры больше не могут осуществлять инвестиции на российском рынке. Вследствие этого появилась необходимость отыскать новые варианты сотрудничества на востоке. Именно поэтому в настоящее время особую актуальность получило привлечение инвестиций из стран Персидского Залива. Стоит, правда, сразу отметить, что тут имеются определенные сложности, которые связаны, в первую очередь, с религией, которая определяет все стороны мусульманского общества (касается это и права).

Принимая во внимание сказанное выше, становится очевидным, что необходим всесторонний анализ инструментов исламского финансирования и возможных правовых форм его осуществления в нашей стране.

Соответствие концепции исламского финансирования духу российского права

А.Ю. Журавлева в своих работах обращает внимание на то, что исламским путем экономического развития является такой путь, который определяется морально-ценностными и правовыми нормами ислама1. Это означает, что правила игры на финансовых рынках продиктованы религией и моралью. К примеру, моралью ислама отрицается поведение, ведущее к несправедливости и тому, что нарушаются права человека. В связи с этим незаконными признаются:

- обман,

- спекулятивные сделки,

- обособление финансовых ресурсов от реальной экономики.

Исламская модель дает четкое определение понятия «зульм», которое означает «несправедливость, ущерб, зло». В любом бизнесе, который запрещен или порицается шариатом, осуждаются даже элементы зульма, которые причиняют вред людям, которые в него вовлечены, или интересам общества2. В тоже время, В.В. Кудряшов приводит довольно справедливое замечание о том, что не совсем корректно утверждать, что «морально-этический» элемент присутствует только в исламском праве, потому как, если провести анализ гражданского права. Которое действует в России, то становится очевидным, что и в нем присутствуют требования морали и нравственности3 . Стоит, правда, отметить, что эти требования не связаны с религией. А вот есть такие моменты, которые отличают исламские финансовые продукты от традиционных. К ним относятся специфические запреты в рамках шариата в отношении:

- ссудного процента,

- ростовщичества (рибы),

- чрезмерного риска (гарар),

- неопределенности (майсир),

а также запреты вкладывать средства и получать доход от производства и продажи свинины, алкоголя, оружия, аморальной деятельности4.

Эти запреты следует учитывать на практике без изменения действующего законодательства.

Из сказанного выше можно сделать вывод о том, что концепция исламского финансирования в аспекте морали не противоречит духу российского права, а только содержит некоторые особенности в отношении изъятий, применение которых допустимо в рамках действующей системы права на уровне саморегулирования.

А.О. Филоник, В.А. Исаев и А.В. Федорченко обратили внимание на то, что в основе исламской экономики лежат принципы законности, а сама эта экономика стремиться реализовать идеи социальной солидарности и справедливости в поисках рав-

© £

Ю

5

Г

9

сч ai £

б

2 о

новесия между потребностями индивида и прогрессом общества5. Исламская экономика выдвигает идеи о том, что ориентироваться следует не на получение прибыли, а на социальное благополучие, что и отличает ее от экономических концепций западного мира, являющихся материалистическими и прагматическими. Если же говорить о российской правовой науке, то в ней уже довольно долгое время ведется разработка концепции такой профессиональной деятельности, которая отличается от предпринимательской своей ориентацией не на получение прибыли, а на решение социальных задач. В частности, в России регулирование профессиональной деятельности осуществляется в рамках саморегулируемых организаций (далее - СРО), которые могут оказаться институтом, создающим стандарты и правила для банков, которые осуществляют исламское финансирование. СРО - это дополнительное средство регулирования на финансовом рынке в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 223-Ф3 «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Фе-дерации»6. При этом они имеют возможность устанавливать более строгие правила, чем предусмотрено в законах. Так, например, СРО могут осуществлять разработку стандартов, устанавливающих требования к членам СРО, а также заниматься регулированием отношений между ними, между членами СРО и их клиентами, между СРО и ее членами и клиентами ее членов. Указанный выше Закон никак не ограничивает такие стандарты. Это означает, что СРО может, например, издать запрет на то, чтобы их члены торговали свининой с их клиентами.

Из всего сказанного очевидно, что концепция исламского финансирования в аспекте социальной ориентированности также довольно гармонично вписывается в право Российской Федерации и ее реализация возможна через механизмы саморегулирования.

Опыт зарубежных немусульманских государств по использованию инструментов исламского финансирования

Р.И. Беккин утверждает, что исламская экономика вовсе не призвана заменить какую-либо систему, никакого «третьего пути» она не предлагает, она только дополняет традиционные финансовые продукты «чистыми» в рамках построе-

ния финансовой системы, которая не основана на использовании ссудного процента7 . Это означает, что возможно использование инструментов исламского финансирования одновременно с традиционными, при этом нет необходимости менять систему права, достаточно выделить в ней определенное место и внести некоторые изменения в законодательство. Стоит отметить, что подобному утверждению имеются подтверждения в практике зарубежных стран.

Самым первым исламским финансовым институтом, который был организован в немусульманской стране, является созданная в 1978 году в Люксембурге «Islamic Banking System International Holdings». Потом в 1981 году в Швейцарии был утвержден «Dar al-Malal-Islami». В 1989 году и в Австрии был организован первый исламский финансовый институт, получивший название Мусульманский Общественный Кооператив Австралии (Muslim Community Co-operative Australia). А в 2004 году начал функционировать первый исламский банк в Великобритании под названием «Islamic Bank of Britain»8.

Сегодня исламский банкинг в Великобритании развивается очень активно. Шесть банков Великобритании осуществляют свою деятельность полностью в соответствии с законами шариата, к которым относятся:

1. Al Rayan Bank,

2. Bank of London and The Middle East,

3. QIB.UK,

4. Gatehouse Bank,

5. European Islamic Investment Bank,

6. Abu Dhabi Islamic Bank.

Кроме того, еще больше 20 международных банков предлагают исламские финансовые продукты9. Уже в 2008 году Британский регулятор финансовых рынков провел оценку проблем и перспектив использования исламских финансовых продуктов в Великобритании10, после которой исламские финансовые инструменты были оценены как перспективные, что давало гарантию того, что предпочтения по религиозному или другому принципу будут отсутствовать. Именно поэтому правительством в 2009 году были представлены некоторые изменения в налоговом регулировании альтернативных финансов, касающиеся, в первую очередь, исламских инструментов. Правительством был принят такой принцип налогообложения, который соответствовал экономической сущности операций, а не их юридической форме. Подобная мера привела к тому, что исламские

финансы получили благоприятный налоговый режим". Позже (в 2010 году) были приняты и другие поправки в законодательство, которые касались возможности использования альтернативного финансового инструмента12, под определение которого подпадал сукук13.

В 2009 году в Германии регулятором было принято заявление, поданное иностранным инвестором, касающееся осуществления деятельности, которая будет соответствовать принципам шариата. Но функционирование новой финансовой организации было ограничено, пока не было лицензии. После того, как в Германии выпустили сукук, 10 фирм стали осуществлять деятельность по исламским правилам14. Стоит, правда, отметить, что Германия отстает по темпам развития исламского финансирования от Великобритании. За ней следуют Франция, Швейцария и другие страны. Примерами зарубежных банков, предлагающих исламские финансовые продукты, являются также:

- швейцарский банк UBS,

- британский банк HSBC,

- американский Citigroup и другие.

Исламскому финансированию удалось

завоевать определенные позиции и в странах постсоветского пространства. Например, 12 февраля 2009 года в Казахстане был опубликован Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам организации и деятельности исламских банков и организации исламского финансирования». Исламские банки получают лицензию, в соответствии с которой они получают разрешение на осуществление определенных операций, которые дозволены только исламским банкам, к которым относятся:

- прием беспроцентных депозитов до востребования;

- инвестиционные депозиты;

- предоставление кредитов без вознаграждения;

- финансирование торговой деятельности путем купли/продажи товаров или путем участия в проектах;

- лизинг;

- агентская деятельность при проведении банковских операций исламского банка.

Кроме того, исламскому банку доступны операции, которые осуществляются обычными коммерческими банками (кроме факторинговых и форфейтинговых операций). Но при этом должно быть соблюдены условия:

- эти операции должны быть предусмотрены уставом банка

- совет по принципам исламского финансирования не должен признавать эти операции, как не соответствующими требованиям исламского финансирования15.

П.В. Трунин, М.В. Каменских и М. Муфтяхетдинова считают, что процесс становления исламского банкинга может быть условно разделен на 3 этапа:

1. начальный этап, когда происходит внедрение отдельных исламских финансовых продуктов;

2. лицензирование полноценных исламских банков;

3. развитие небанковских исламских финансовых институтов, расширение ассортимента предлагаемых исламских финансовых продуктов16.

Из сказанного выше мы видим, что исламский банкинг в зарубежных странах находится на разных этапах развития. При этом нужно признать, что исламские финансовые продукты сегодня стремительно завоевывают рынки. Р.И. Беккин делает вывод о том, что цели и задачи исламской финансовой системы имеют универсальный характер, а сама она адресована не только мусульманам17. И с этим выводом трудно не согласиться.

Опыт России в работе с исламскими финансовыми продуктами

В 1991 году в России был создан частный исламский банк, получивший название Международный коммерческий банк «Бадр-Форте Банк» ЗАО, акционером которого должен был стать Исламский банк развития (далее - ИБР). Этот банк стал первым российским опытом исламского банкинга. Но 04 декабря 2006 года Банк России издал Приказ № ОД-658, в соответствии с которым у банка была отозвана лицензия в связи с тем, что он не исполнял Федеральные законы, которые регулируют банковскую деятельность, а также в связи с тем, что он неоднократно нарушал требования, которые предусмотрены статьями 6 и 7 (за исключением пункта 3 статьи 7) Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»18 как раз после того, как ИБР объявил о своих намерениях.

В Дагестане в 2008 году банком «Экспресс» была выпущена банковская карта, которая соответствовала всем нормам ислама. Владельцы этих карт не получают и не платят процент с операций по картам. Кроме того, создали исламский филиал, владеющий отдельным счетом в Национальном банке Республики Дагестан. Но у банка была отозвана ли-

цензия в связи с тем, что после инвентаризации Агентство по страхованию вкладов обнаружило недостачу имущества на сумму 3,45 миллиарда рублей19.

Банком «Эллипс», расположенном в Нижнем Новгороде, был открыт специальный офис, предоставляющий халяль-ные банковские услуги. Но он прекратил свою деятельность как самостоятельная бизнес-единица в 2014 году по причине несостоятельности20.

После анализа приведенных примеров, можно сделать вывод о том, что российский опыт исламского банкинга свидетельствует о наличии определенных трудностей на пути использования исламских финансовых продуктов, но, скорее всего, это трудности коммерческого или политического, а не правового характера.

Тем не менее, в России все-таки накоплен уже хотя и небольшой, но все же положительный коммерческий опыт по использованию инструментов исламского финансирования. В 2010 году был создан Финансовый дом «Амаль», предлагающий исламские финансовые продукты:

- предоставляет возможность заработать по нормам ислама,

- открыть счет или карту,

- получить финансирование21.

Тогда же было создано и товарищество на вере «Юмарт Финанс», которое оказывает услуги, близкие к исламскому бэнкингу. Помимо этого, компанией «БрокерКредитСервис» в 2008 году был реализован очень успешный проект -учреждение ПИФ «Халяль». Также и традиционными российскими банками были проведены сделки, основанные на принципах исламского финансирования. Например, Банком АК БАРС в 2011 году было осуществлено размещение средств синдицированного финансирования, привлеченного в рамках сделки мураба-ха на сумму 60 млн. долларов (средства, которые удалось привлечь, направились на финансирование приоритетного проекта по развитию сервисной и транспортной инфраструктуры в Республике Татарстан перед проведением Универсиады 2013 года в Казани22). Этот же самый банк АК БАРС смог в 2014 году в рамках мурабахи привлечь 100 млн. долларов от инвесторов из исламских стран23, необходимые для реализации проектов на территории Татарстан. Есть также информация о том, что банку «Глобэкс» удавалось в 2006 году в рамках мурабахи привлечь средства в размере 20 млн. долл. от «Дубай Исламик Бэнк»24.

Анализ имеющегося у России опыта дает возможность сделать вывод о том, что инструменты исламского финансирования возможно использовать и не изменяя действующее законодательство.

Перспективы исламского финансирования в российской экономике

О том, что у России имеется возможность сотрудничать с исламскими банками, начинают активно вспоминать в кризис. А связано это с тем, что продукты исламского банкинга обладают повышенной финансовой устойчивостью и они гораздо меньше подвержены колебаниям рынка25. Чтобы понять, каковы перспективы использования в России исламского финансирования, нужно провести анализ каждого продукта в отдельности.

Мудараба - это такой договор, согласно которому банк, будучи собственником, доверяет управление капиталом предпринимателю (мударибу), лишаясь возможности вмешательства в его дальнейшую деятельность. Если мудариб осуществляет деятельность успешно, то распределение прибыли между банком и предпринимателем осуществляется в соответствии с пропорцией, которая оговорена в соглашении. При этом мудариб не несет убытков, а только имеет упущенную выгоду, а убытки несет банк. Мудараба - это нечто среднее между агентским соглашением и договором доверительного управления, кроме той детали, что мудариб несет определенные риски, вследствие того, что не имеет фиксированного вознаграждения.

Мушарака - это договор о совместной деятельности или партнерства, в рамках которого организуется товарищество, один из участников которого - это финансовый посредник, который допускается к управлению имуществом, а распределение финансового результата осуществляется в соответствии с долями участия каждого участника. Мушарака - это нечто наподобие договора простого, точнее даже, инвестиционного товарищества с определенными оговорками. Мушара-ка вполне может использоваться в России.

Мурабаха - это договор купли-продажи товара, который включает рассрочку платежа. Согласно такому договору финансовый посредник, который осуществляет свою деятельность от имени клиента, но за свой счет, приобретает товар, который соответствует данному клиентом в заявке описанию, а потом по цене с надбавкой реализует этот товар клиенту. Как правило, реализация товара клиенту осуществляется на условиях рассроч-

© £

Ю

I

Г

9

сч

СП £

Б

а

2 о

ки платежа. Мурабаха - это договор купли-продажи с некоторыми особенностями. Проблемой может оказаться то, что российским банкам запрещено осуществлять торговую деятельность, но изменениями26 , которые были внесены недавно, предусмотрены исключения из правил, благодаря которым мурабаха по российскому праву стала возможна. Доказательством тому является небольшой накопленный опыт.

Салам - это договор купли-продажи товара на условиях предоплаты, в соответствии с которым финансовым посредником предоставляется другой стороне (исполнителю) определенная сумма, которая равна стоимости товара, а та сторона берет на себя обязательство поставить товар к оговоренному сроку. Одновременно с саламом заключается еще один договор (параллельный салам), в котором посредник является уже исполнителем, который получает прибыль, вытекающую из разницы в цене, по которой он приобретает и продает товар. Салам - это также своеобразный договор купли-продажи, но в нем имеется риск недействительности, кроющийся в заключении параллельного договора, свидетельствующего о том, что реальные намерения купли-продажи отсутствуют.

Истисна - это договор выполнения работ, осуществляемых на условиях предоплаты. Согласно этому договору финансовый посредник предоставляет другой стороне (подрядчику) определенную сумму, которая равна стоимости работ по изготовлению товара, а та сторона берет на себя обязательство осуществить работы к оговоренному сроку. Параллельно с истисной заключается еще один договор. Посредник получает прибыль, которая образуется из-за разницы в цене, по которой он покупает работы и продает клиенту товар. Истисна - это нечто наподобие договора подряда, но имеется некоторый риск заключения одновременно двух договоров, которые могут быть признаны недействительными, если в процессе не будет получен конкретный результат работ, который, как предполагается, должен быть продан клиенту.

Иджара - это договор финансовой аренды, в соответствии с которым финансовый посредник покупает имущество, которое потом сдает в аренду, получая за это вознаграждение в виде арендных платежей, размер которых стороны оговаривают заранее. Примечательно, что собственником имущества остается финансовый посредник. Использование иджары допустимо в рамках рос-

сийского законодательства о лизинге после внесения некоторых незначительных изменений.

Сукук - это договор, который обор-мляется ценной бумагой с обеспечением, соответствующей требованиям шариата. Доходом инвесторов или держателей сертификатов сукук является право на получение платежей по торговой сделке в качестве собственника определенных активов или участника совместного предприятия, которое реализуется через реальные инвестиции27. Сегодня в России рынок ценных бумаг очень бурно развивается и он вполне может в себя новый инструмент, уже завоевавший финансовые рынки многих зарубежных государств.

Необходимость совершенствования российского законодательства с целью внедрения инструментов исламского финансирования

М.Д. Нефедов обратил внимание на то, что хотя на первый взгляд и кажется, что исламским банкингом клиентам предлагаются только такие банковские продукты, которые не используются в традиционном банкинге, после более детального изучения экономического содержания операций, становится очевидным, что на самом деле это одинаковые банковские продукты, которые различаются только условиями и алгоритмом их предоставления28 . А Д.А. Петров считает, что исламское право в России может применяться в рамках свободы договора (ст. 421 ГК РФ), которая предусмотрена национальным законодательством, но при этом должно быть соблюдено условие соблюдения императивных норм и недопустимости злоупотребления правом, в частности, в форме действий в обход закона с противоправной целью (п. 2, 3 ст. 10 ГК РФ). В качестве примера обхода закона можно привести ситуацию, когда осуществляется использование не конструкции кредитного договора, который предусмотрен законодательством Российской Федерации в качестве возмездного, а других правовых конструкций, исключительной целью которых является обход запрета на получение рибы (ссудного процента), который закреплен в исламском праве29. Возможность применения форм и методов банковской деятельности, способных стимулировать рост экономики России, но не противоречащих основам конституционного строя, отмечает также и Я.А. Гейвандов. Гейвандов считает, что религиозная или прочая «национальная окраска» видов банковской деятельности не столь важ-

на, а важна модернизация и внедрение новых форм взаимоотношений между банком и клиентом, в основе которых лежит понимание социального содержания соответствующих правовых отношений, включая и то, что банк может принимать участие в прибылях и убытках клиента (именно это практикуется в исламском банкинге), что приведет к адекватному участию в управлении предпринимательской деятельностью заемщи-ка30.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, очевидно, что вполне возможно использовать инструменты исламского финансирования в России, но для того, чтобы внедрение этих инструментов в действующий правовой порядок было легче, желательно было бы внести некоторые изменения в действующее законодательство.

Сегодня согласно российскому законодательству кредитные организации не имеют права заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. Так вот в случаях использования инструментов исламского финансирования стоило бы разрешить банкам осуществлять торговую деятельность. Такое разрешение ликвидировало бы первый барьер на пути внедрения в России инструментов исламского финансирования31. Здесь хотелось бы обратить внимание на то, что недавно были внесены изменения в Федеральный закон № 395-1 «О банках и банковской деятельности»32 от 2 декабря 1990 года. В соответствии с этими изменениями ограничения на осуществление производственной, торговой и страховой деятельности не распространяются на заключение договоров, которые являются производными финансовыми инструментами и предусматривают либо обязанность передачи товара одной стороны договора другой стороне, либо обязанность одной стороны на условиях, которые определяются при заключении договора, в случае предъявления требования другой стороной купить или продать товар, если обязательство по поставке будет прекращено без исполнения в натуре.

Кроме того, был предложен законопроект, который касается возможности использования исламского страхования через общества взаимного страхования, в котором было предложено снять ограничения и по видам деятельности таких обществ, и по числу граждан, которые хотят получить страховую услугу на принципах взаимного участия33. Сегодня согласно Федеральному закону N 286-ФЗ «О взаимном страховании»34 от

29.11.2007 года число членов общества не может быть менее чем 5, но более чем 2000 физических лиц или менее чем 5 физ. лиц и менее чем 3 юр. лица, но более чем 20000 физ. лиц и более чем 500 юр. лиц.

Имеется также и еще один законопроект, который касается возможности использования исламского финансирования в форме лизинга. Как отмечается в пояснительной записке, существующая модель финансового лизинга не соответствует нормам партнерского (исламского) финансирования тем, что в ней предполагается заключение двух сделок одновременно: аренда и купля-продажа, которые заключаются в отношении одного предмета лизинга. Так вот законопроектом предусматривается возможность того, что указанные сделки могут быть разнесены по времени35. Согласно Федеральному закону N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»36 от 29.10.1998 года договор лизинга - это такой договор, по которому арендодатель (далее - лизингодатель) обязуется приобрести имущество, которое указанно арендатором (далее - лизингополучатель), в собственность у определенного им продавца, а потом предоставить во временное владение и пользование это имущество лизингополучателю за определенную плату. В договоре лизинга может предусматриваться, что лизингодатель сам осуществляет выбор продавца и имущества, которое он приобретает.

Рассматривая вопрос исламского финансирования, вспомнили и старые общие фонды банковского управления, которые были давно забыты, а сейчас могли бы отразить принципы исламского банкинга в правилах управления. В законопроекте содержится предложение прямо закрепить в законодательстве данную форму инвестирования37. Но при этом представляется, что в определенных ситуациях для этих целей может использоваться инструмент паевых инвестиционных фондов согласно Федеральному закону № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»38 от 29 ноября 2001 года.

Как отмечается в пояснительной записке к одному из законопроектов, вариант инвестиционного товарищества, в ситуациях, когда товарищество состоит из двух лиц: управляющего товарища и товарища-вкладчика, является аналогом продукта партнерского (исламского) банкинга - «мушарака», который очень широко распространен. Поэтому в Федеральный закон № 335-ФЗ «Об инвестиционном товариществе»39 от 28 ноября

2011 года предлагается внести некоторые изменения с целью возможного использования продуктов традиционного (партнерского) финансирования40. Не исключено, что целью подобного предложения является популяризация муша-раки, поскольку действительно возможно использование инвестиционного товарищества как правовой формы указанного исламского финансового продукта.

Особое внимание стоит обратить на то, что любая сделка исламского финансирования должна быть одобрена шариатским советом. При этом шариатский совет может быть как внутренний, так и внешний. И.Г. Шакуров отмечает еще и то, что у шариатских советов в светских государствах могут быть лишь консультативные функции, и решения этих советов вовсе не являются обязательными41 . Возможно, что в следствие того, что нет смысла разрушать систему корпоративного управления, которая сложилась на данный момент, внесение соответствующих изменений в корпоративное законодательство никакой пользы не принесет. И.Г. Шакуров также подчеркивает, что, если традиционные банки хотят осуществлять торговлю исламскими финансовыми продуктами, то они должны гарантировать соответствующее разделение фондов (средств) и соответствие всем мусульманским требованиям, а для этого им потребуется создание различных счетов и систем учета для каждого вида деятельности42. Решение вопроса о создании такой организационной структуры, которая будет отдельной от основного банка, может быть достигнуто в рамках действующего законодательства.

Хотелось бы упомянуть еще и другие препятствия на пути развития исламского банкинга в России, которые выделяются в научной литературе. Так, например, Р.В. Хусаиновым были выделены следующие:

- длительный процесс налаживания связей с инвесторами;

- запрет на осуществление финансирования некоторых секторов экономики;

- тотальный контроль со стороны банка на протяжении всего срока инвестирования;

- налоговые и юридические риски;

- недостаточное развитие юридической и административной инфраструктуры по исламским финансам;

- необходимость одобрения шариатским советом всех совершаемых сделок;

- отсутствие опыта работы в области исламских финансов у работников финансовых учреждений;

- оснащенность 1Т-ресурсами, которые не адаптированы к работе с новыми инструментами финансирования43.

Но, вероятнее всего, все указанные трудности вполне можно преодолеть. Тем более, что благодаря исламскому финансированию для экономики России откроются очень интересные перспективы.

Литература

1. Беккин Р. И. Исламские финансовые институты и инструменты в мусульманских и немусульманских странах: особенности и перспективы развития. Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. д.э.н. М. 2009. 50 с.

2. Гейвандов Я.А.. Социальные и правовые основы банковской системы РФ. Монография. М., 2003. 496 с.

3. Зарипов И.А. Исламские финансы: первый опыт и проблемы развития в банковском секторе, страховании и на финансовых рынках России // Управление собственностью: теория и практика. 2015. N 1. С. 2 - 20.

4. Кудряшов В.В. Легитимность исламского (альтернативного) финансирования в неисламских юрисдикциях // Финансовое право. 2011. N 2. С. 8 - 14.

5. Петров Д.А. Источники правового регулирования предпринимательских отношений в исламском праве // Юрист. 2013. N 10. С. 34 - 39.

6. Филоник А.О., Исаев В.А., Федор-ченко А.В.Финансовые структуры Ближнего Востока. М., 1996.

Ссылки:

1 См. Теория и практика исламского банковского дела. М., 2002. 244 с.

2 См. Зарипов И.А., Петров А.В., Житов Д.В Исламское банковское дело: история развития (Начало) // Международные банковские операции. 2006. N 4.

3 См. Кудряшов В.В. Легитимность исламского (альтернативного) финансирования в неисламских юрисдикциях // Финансовое право. 2011. N 2. С. 8 - 14.

4 См. Зарипов И.А. Исламские финансы: первый опыт и проблемы развития в банковском секторе, страховании и на финансовых рынках России // Управление собственностью: теория и практика. 2015. N 1. С. 2 - 20.

5 См. Филоник А.О., Исаев В.А., Фе-дорченко А.В.Финансовые структуры Ближнего Востока. М., 1996. С. 17-18.

6 Собрание законодательства РФ. 20.07.2015. N 29 (часть I). Ст. 4349.

7 См. Беккин Р. И. Исламские финансовые институты и инструменты в

© £

ю

I

г 9

сч

СП £

Б

а

2 ©

мусульманских и немусульманских странах: особенности и перспективы развития. Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. д.э.н. М. 2009. 50 с.

8 Islamic Finance in the UK: Regulation and Challenges http://www.fsa.gov.uk/ pubs/other/islamic_finance.pdf ; Исламские финансы и банковская система философия, принципы и практика. Линова-Ме-диа

Казань, 2012. 526 с.

9 http://www.klgates.com/files/ FileControl/980b6d7b-9714-4c86-8af5-4e77148071 12/7483b893-e478-44a4-8fed-f49aa917d8cf/Presentation/File/ FI N A L % 2 0 F O R % 2 0 W E B % 2 0 -IF_Webinar_Slides.pdf

10 The development of Islamic finance in the UK: the Government's perspective // http://www.kantakji.com/media/7529/ c61.pdf

11 Ercanbrack, Jonathan G (2011) The Law of Islamic Finance in the United Kingdom: Legal Pluralism

and Financial Competition. http:// eprints.soas.ac.uk/1 3598/1 / Ercanbrack_3342.pdf

12 The Financial Services and Markets Act 2000 (Regulated Activities) (Amendment) Order 2010 // http:// www.legislation.gov.uk/uksi/2010/86/ schedule/made

13 Legislative framework for the regulation of alternative finance investment bonds (sukuk): summary of responses // http://www.fca.org.uk/static/pubs/cp/ afibs_sukuk.pdf

14 Diana Sadoveanu Islamic banking in european union countries: challenges and opportunities // CESS Worrkiingg Paapeerrss,, IIIIII,, ((4)),, 2011 http:// www.ceswp.uaic.ro/articles/ CESWP2011_III4_SAD.pdf ;Filippo di Mauro 1, Pierluigi Caristi, Stйphane Couderc, Angela Di Maria, Lauren Ho, Baljeet Kaur Grewal, Sergio Masciantonio, Steven Ongena and Sajjad Zaher Islamic finance in Europe // Occasional paper series

no 146 / june 2013 https:// www.ecb.europa.eu/pub/pdf/scpops/ edbocp146.pdl?50223aE68804d7b4f32l4f302534672d

15 См. Банковская деятельность и финансы http://www.bakermckenzie.com/ files/Publication/a1055d3f-2da2-45b1-9b71-9bcd76ff8c84/c0d660dc-7f07-40d7-a450-9d83b4bfd53b/Presentation/ PublicationAttachment/0ffbe2bf-9ce7-4fb3-a09e-2bb9faefe4f4/ al_russian_kazakhstan_islamicfinance_may09.pdf

16 См. Трунин П.В., Каменских М.В., Муфтяхетдинова М. Исламская финансовая система: современное состояние и

перспективы развития. М. 2008. 67 с.

17 См. Беккин Р. И. Исламские финансовые институты и инструменты в мусульманских и немусульманских странах: особенности и перспективы развития. Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. д.э.н. М. 2009. 50 с.

18 http://bankir.ru/bank/1402974/

19 http://bankir.ru/bank/news/ 1399558/10064292/

20 http://www.banki.ru/news/lenta/ ?id=7428122

21 http://fdamal.ru/

22 http://www.islamnews.ru/news-109041.html

23 https://www.akbars.ru/about/ general/history/

24 См. Рыкова И.Н., Андреянова Е.В. Развитие исламского банкинга и новых финансовых инструментов // Банковское дело, №7, 2011. С. 38-43.

25 Dr. Abul Hassan The Global Financial Crisis and Islamic Banking // http:// www.islamic-foundation.org.uk/ islamiceconomicspdf/hassan-financialcrisis-if.pdf

26 Федеральный закон от 29.12.2015 N 403-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 04.01.2016. N 1 (часть I). Ст. 23.

27 Гордеева О. Е., Львова Н. А. Исламские финансовые институты // http:// finbiz.spb.ru/download/ 3_2009_gordeeva.pdf

28 См. Нефедов М.Д. К вопросу об исламском банкинге // Альманах современной науки и образования, № 4 (71) 2013. С. 125-127.

29 См. Петров Д.А. Источники правового регулирования предпринимательских отношений в исламском праве // Юрист. 2013. N 10. С. 34 - 39.

30 См. Гейвандов Я.А.. Социальные и правовые основы банковской системы РФ. Монография. М.: 2003. 496 с.

31 Пояснительная записка «К проекту Федерального закона «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» // КонсультантПлюс

32 Собрание законодательства РФ. 05.02.1996. N 6. Ст. 492.

33 Пояснительная записка «К проекту Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части расширения сферы взаимного страхования» // КонсультантПлюс

34 Собрание законодательства РФ. 03.12.2007. N 49. Ст. 6047.

35 Пояснительная записка «К проекту Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» // КонсультантПлюс

36 Собрание законодательства РФ. 02.11.1998. N 44. Ст. 5394.

37 Пояснительная записка «К проекту Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» (в части доверительного управления имуществом)» // КонсультантПлюс

38 Собрание законодательства РФ. 03.12.2001. N 49. Ст. 4562.

39 Собрание законодательства РФ. 05.12.2011. N 49 (ч. 1). Ст. 7013.

40 Пояснительная записка

«К проекту Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об инвестиционном товариществе» (в части партнерского товарищества)» Документ предоставлен КонсультантПлюс

41 Шакуров И.Г. Исламские банки: сегодня и завтра // Актуальные вопросы экономики С. 159-171.

42 Шакуров И.Г. Исламские банки: сегодня и завтра // Актуальные вопросы экономики С. 159-171.

43 См. Хусаинов Р.В. Как банки меняют свою кредитную политику в условиях санкций // Банковское кредитование. 2014. N 6. С. 35 - 47.

The prospects of use of

instruments of Islamic banking in the Russian economy Pashkov R.V., Yudenkov Yu.N.

Financial University under the Government of the Russian Federation, RANEPA After against Russia sanctions have been imposed, the country leaders have been forced to look in a new way at attraction to the country of foreign investments. The developed circumstances have led to the fact that traditional western partners can't carry out investments in the Russian market any more. Thereof there was a need to find new options of cooperation in the east. For this reason now the special relevance was received by attraction of investments from Gulf States. In this article authors carry out the analysis of a possibility of use of instruments of Islamic financing in the Russian Federation and also make proposals on how it is possible to improve the legislation in this direction. Keywords: Islamic banking, Islamic financing, development bank, Islamic economy 1. Bekkin R.I. Islamic financial institutions and tools in the Muslim and non-Muslim countries: features and prospects of development. Abstract yew. on соиск. уч. Art.

Dr.Econ.Sci. M. of 2009. 50 pages.

2. Geyvandov Ya.A Social and legal bases of a banking system of the Russian Federation. Monograph. M, 2003. 496 pages.

3. Zaripov I.A Islamic finance: the first

experience and problems of development in the banking sector,

insurance and in the financial markets of Russia//Property management: theory and practice. 2015. N 1. Page 2 - 20.

4. Kudryashov V.V. Legitimacy of Islamic (alternative) financing in not Islamic jurisdictions//the Financial right. 2011. N 2. Page 8 - 14.

5. Petrov D.A Sources of legal regulation

of the enterprise relations in the Islamic right//Lawyer. 2013. N 10. Page 34 - 39.

6. Phylonickname AO., Isaev V. A, Fedorchenko AV. Financial structures of the Middle East. M, 1996.

О À

es

S

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

i? 9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.