Научная статья на тему 'Исламские банковские продукты: восприятие клиентов в светских государствах'

Исламские банковские продукты: восприятие клиентов в светских государствах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1084
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМСКИЙ БАНКИНГ / ИСЛАМСКИЕ БАНКОВСКИЕ ПРОДУКТЫ / ИСЛАМСКИЕ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каирденов Серик Сырлыбаевич, Патласов Олег Юрьевич

Институт исламского банкинга обогатит инструментарий рынка банковских услуг. Описаны сущность, организационные формы банкинга. Представлена классификация исламских банковских продуктов. Приводятся результаты пилотного социологического исследования – потенциальных клиентов исламского банкинга в Казахстане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исламские банковские продукты: восприятие клиентов в светских государствах»

УДК 336.6

С.С. Каирденов, О.Ю. Патласов Омская гуманитарная академия

ИСЛАМСКИЕ БАНКОВСКИЕ ПРОДУКТЫ: ВОСПРИЯТИЕ КЛИЕНТОВ

В СВЕТСКИХ ГОСУДАРСТВАХ

Институт исламского банкинга обогатит инструментарий рынка банковских услуг. Описаны сущность, организационные формы банкинга. Представлена классификация исламских банковских продуктов. Приводятся результаты пилотного социологического исследования - потенциальных клиентов исламского банкинга в Казахстане.

Ключевые слова: исламский банкинг, исламские банковские продукты, исламские финансово-кредитные учреждения, социологический опрос.

Относительно новые понятия, такие как «исламский банк», «исламские банковские продукты», закрепляются в лексиконе финансистов во многих странах. Это связано с тем, что расширяется сеть действующих исламских банков, растет количество клиентов. По мнению некоторых финансовых экспертов, а также в соответствии с результатами научных исследований, исламские банки являются более устойчивыми к влиянию финансовых кризисов.

Перед учеными стоят задачи: дать макроэкономическую трактовку значимости исламской экономики; оценить предел исламизации мировой экономики; описать политические риски; выявить, не применяется ли двойной стандарт в декларируемых принципах исламского банкинга (пайщики действительно перестают быть ростовщиками, но не факт, что сам банк не является ростовщиком), насколько конкурентоспособны исламские банковские продукты, если учесть что для вкладчиков условия могут быть менее привлекательными, а законодательные запреты на традиционные банковские услуги существуют только в Иране и Судане и уровень религиозного давления на клиентов исламских банков в некоторых странах незначителен (в исламских государствах по самым оптимистичным оценкам доля исламских банков не превышает 25%, а по скептическим - менее 5%). Требуется дополнительный научный анализ официальных (канонических) договоров исламского банкинга.

Примечательно, что на протяжении веков государства с населением преимущественно исповедавшими ислам обходились без кредитных механизмов, и идеи создания новой конструкции банковского сектора являются достаточно молодыми. Среди теоретиков - Мирза Ба-шир-уд-Дин Махмуд Амад, написавший книги Nizame Nau (1942) и Islam ka Iqtisadi Nizaam (1945), Наим Сидики (1944), Наулама Мавдуди (1955), Мухаммад Хамидулла (1957, 1962); к основоположникам исламского банкинга причисляют Мухаммада Бакира аль-Садра, написавшего в 1961 г. книгу Iqtisaduna («Наша экономика»), в которой изложены принципы исламского банкинга.

В чем же отличие данных банков от других? И почему эти банки вызывают интерес? Сущность исламской экономики состоит в декларации отказа от процентов, а также от фьючерсных сделок. Отсутствие процентов снимает остроту проблемы задолженностей. Ближе всего к такой методике работы банков подходит понятие «проектное инвестирование», т.е. инвестирование, которое связано с разделением рисков с клиентом и с долевым участием банка в бизнес-проектах [1]. А в остальном исламские банки практически идентичны другим. Согласно правилам банк не получает процент от сделки, а получает долю от прибыли клиента, между тем банк изучает предложенный бизнес-план, анализирует риски и помогает осуществить задуманную идею.

Исламский банк занимается покупкой и продажей товаров, при этом деньги служат как вспомогательный компонент - мера стоимости. Например, по одному из финансовых инструментов - мурабаха - банк приобретает от своего имени и за свой счет товар, согласно спе-

цификации клиента, а также принимает все торговые риски. Далее банк продает товар клиенту по цене, включающей закрепленную в договоре наценку, которая и является доходом банка. Основным требованием шариата является прозрачность всех сделок, равноправие участников как в прибылях, так и в убытках.

Анализирую мировой опыт, исламский банкинг может быть создан в следующих организационных формах:

1. Так называемое «исламское окно» - создается внутри обычного коммерческого банка, который осуществляет традиционные и исламские банковские операции параллельно, однако бухгалтерский учет ведется отдельно по исламским продуктам.

2. «Исламское отделение» - схоже с «исламским окном», при этом коммерческий банк создает отдельное исламское отделение, однако бухгалтерский учет не ведется раздельно.

3. «Дочерняя компания» - когда коммерческий банк создает специальную дочернюю компанию по оказанию исламских финансовых услуг. При этом данная компания формулирует и реализует самостоятельную финансовую политику по исламским банковским продуктам, но в рамках общей бизнес-стратегии родительского банка.

4. «Полностью исламские банки» - самостоятельные исламские банки, оказывающие полный расширенный спектр исламских финансовых услуг через собственные отделения и подразделения в соответствии с разработанной банковской политикой и стратегией.

Хотелось бы отметить, что существующие виды организации работы исламских финансов в виде «исламских окон», «исламских отделений» и «дочерних компаний» не в полной мере могут соответствовать основным принципам шариата. Не может традиционный банк оказывать услуги по исламскому финансированию, также как и страховые компании не могут осуществлять деятельность по оказанию услуг исламского и традиционного страхования одновременно. Соответственно, не может организация, с одной стороны, заниматься заимствованием и ссудой денег, т.е. в каком-то смысле их покупкой и продажей, а с другой стороны, соответствовать исламскому мировоззрению и моральным ценностям.

Исламские банковские продукты (услуги) можно классифицировать, выделив при этом следующие группы:

1. Банковский продукт, основанный на партнерстве (или «разделения прибыли и убытков»): Мудараба и Мушарака.

2. Банковский продукт, основанный на участии в сделках (или «долга по сделке»): Му-рабаха, Иджара, Салям, Истисна, Кард Хасан.

3. Банковский продукт, основанный на оплате комиссий (тарифов) банка («комиссионные» продукты): Вакала (аккредитив).

4. Банковский продукт, основанный на обеспечении гарантии: Хавала, Кафала, Рахн.

5. Депозитные продукты исламского банкинга:

- текущие счета (Вадия, Амана и Кард Хасан);

- сберегательные счета (Вадия / Амана / Кард Хасан или Мудараба);

- инвестиционные счета (Мудараба).

6. Прочие виды исламских банковских услуг (брокерские услуги, денежные переводы, валютные операции).

Исходя из теории основой доверительного партнерства является участие исламского банка в обеспечении инвестиционного финансирования проекта (специального предприятия) определенного клиента. Исламский банк в рамках такого финансирования является «владельцем денежных средств» (Раб-аль-маль) [2].

Клиент исламского банка, именуемый «доверенным партнером» (Мудариб), инвестирует свои экспертные знания и навыки и осуществляет организацию, управление проектом, обеспечивает управленческую, кадровую и техническую составляющую проекта.

Прибыль от реализации проекта распределяется между исламским банком и клиентом в соответствующих, заранее определенным договоренностями долях. Убыток от реализации относится на результат исламского банка. При этом Мудариб теряет время и усилия, вло-

женные в проект. Таким образом, в исламе ценится и учитывается человеческий труд и знания.

Ниже представлена схема бизнес-процесса по сделке Мудараба в Республике Казахстан (рис. 1).

Прибыль и убытки

Рис. 1. Бизнес-процесс по Мудараба (идея схемы по расчетам заимствована (сайт http://do.gendocs.ru/))

Исламский банк (Раб-аль-маль) и клиент банка (Мудариб) заключают соглашение / договор о доверительном партнерстве (для реализации мударибом своего инвестиционного проекта). Стороны заранее оговаривают доли от прибыли (например, 60% и 40%). Исламский банк предоставляет клиенту денежный капитал в необходимом размере (например, 6 000 000 тенге). Клиент вкладывает свой труд и время в управление и реализацию проекта (т.е. экспертные знания и опыт и 0 тенге).

В рамках реализации проекта генерируется прибыль от инвестиций. Допустим, прибыль 15 000 000 тенге, убыток 900 000 тенге от инвестиций.

Прибыль от реализации проекта в заранее оговоренных соответствующих долях распределяется между исламским банком (60% - 9 000 000 тенге) и клиентом (40% - 6 000 000 тенге). В случае возникновения дополнительных непредвиденных расходов у клиента в процессе реализации проекта ему выплачивается компенсация из прибыли от инвестиций.

В случае если по итогам реализации проекта будет получен убыток (в данном случае 900 000 тенге), то он полностью относится на результат исламского банка. Если же убыток произошел по вине клиента, то клиент оплачивает соответствующую часть убытка, понесенного по его вине [2].

Таким образом, Раб-аль-Маль имеет долю от прибыли 9 000 000 тенге и денежный убыток в размере 100%, т.е. 900 000 тенге. Клиент банка получает долю от прибыли в размере 6 000 000 тенге. К убыткам клиента можно отнести лишь потерю времени и труда.

Одной из особенностей данного вида исламского финансирования является то, что банк не имеет право требовать залог в обмен на предоставление денежных средств. Мудараба обычно используется для финансирования кратко- и среднесрочных проектов. Рассмотрим еще один вариант сделки Мудараба:

Допустим, сумма всех инвестиций - 6 000 000 тенге.

Период участия в проекте - 36 месяцев.

Убыток проекта за 1 -й год составил 900 000 тенге.

Прибыль проекта за 2-й год составила 4 000 000 тенге.

Прибыль проекта за 3 -й год - 6 000 000 тенге.

Коэффициент распределения доходов от проекта допустим такой же (%) - 60%, 40%.

Расчет общего дохода исламского банка от инвестиций:

((4 000 000 + 6 000 000) • 60%) - 900 000 = 5 100 000 тенге.

Расчет общего дохода Мудариба от инвестиций:

((4 000 000 + 6 000 000) • 4О%) = 4 ООО ООО тенге.

Еще одной характерной чертой можно назвать то, что исламский банк не вмешивается в повседневное управление проектом. В то же время и клиент банка не имеет право без согласования с банком направлять полученные от банка денежные средства на финансирование других проектов, не предусмотренных контрактом, и не может привлекать другие источники финансирования или использовать свои денежные средства.

Особое внимание в банках уделяется страхованию. К примеру, главным моментом является принципиальный запрет на игры со временем. Установка ислама как метода определения подхода к объективному миру включает и трудовые процессы. Например, существует запрет на продажу урожая пшеницы, который еще не выращен, что является обычным делом на Западе.

Исламское банковское дело получает свое развитие и в Европе, в частности в Великобритании, где функционируют исламские банки (Исламский банк Британии (IBB)), а также имеются специализированные окна в обычных банках, например «Citibank», «Barclays» [1], правда, говорить об успехах на британском рынке банковских услуг преждевременно.

Исламская экономика стоит на той позиции, что деньги пахнут. Например, вы не можете пользоваться деньгами, полученными от алкоголя, даже если этот алкоголь продан пьющим немусульманам. Таким образом, вы не имеете права продавать алкоголь вообще, но вы не имеете права и пользоваться деньгами от алкоголя.

Динамика развития исламских банков эффективно конкурирует с динамикой развития других банков. Mногие европейские хозяева оценили преимущества работы с исламскими банками, преимущества той надежности, тех гарантий, которые дает исламский подход.

Правила, по которым функционирует исламский банкинг:

• общий запрет на ссудные проценты;

• запрет на спекуляцию - использование каких-либо обстоятельств, чьих-либо затруднений в своих интересах, своих планах (например, спекуляция на политических затруднениях). Однако «западные» финансовые инструменты в измененной форме (в соответствии с законами шариата) используются двумя биржами: NASDAQ Dubai и «Дубайским финансовым рынком» (владелец - арабская холдинговая компания Borse Dubai);

• запрет на азартные игры (лотерея и т.п.).

Также можно отметить социальные и этические условия отбора экономических действий - особенно запрет на инвестиции в производство и потребление алкоголя и табака, проституцию, порнографию, колдовство, переработку мяса животных, которые умерли своей смертью, крови, свинины, мяса животных, которые были забиты не с именем Аллаха.

Ниже представлены международные исламские финансовые институты:

• Бухгалтерская и аудиторская организация для Исламских финансовых институтов (The Accounting and Auditing Organization for Islamic Financial Institutions);

• Совет по исламским финансовым услугам (The Islamic Financial Services Board);

• Генеральный совет исламских банков и финансовых учреждений (General Council for Islamic Banks and Financial Institutions);

• Mеждународный исламский финансовый рынок (International Islamic Financial Market).

Крупнейшие исламские финансово-кредитные учреждения:

• Исламский банк развития;

• Кувейтский Финансовый Дом;

• ТНВ «ЛяРиба-Финанс», г. Mахачкала.

Исламские финансовые институты, работающие и работавшие на территории Российи-ской Федерации:

1. Банк «Бадр Форте» (1991-2006).

2. СК «Итиль» (2004-2005).

3.Потребительский кооператив «Mанзэл».

4. Банк «Экспресс» (Дагестан).

5. ПИФ «Халяль».

6. «Зам-Зам+».

Основные предпосылки развития исламских финансов в России:

• по данным Росстата, в России проживает около 20 миллионов этнических мусульман;

• Россия является страной-наблюдателем в ОИК;

• Татарстан сотрудничает с институтами ОИК;

• подписан Меморандум о взаимопонимании между Республикой Татарстан и Исламским Банком Развития (2007);

• проводятся ежегодные мероприятия по Исламским финансам: Международная Инвестиционная Конференция, Казанский Саммит, семинары и пр.;

• имеются возможности для позиционирования исламских финансов как «этичных финансов» [3].

К основными препятствиями на пути развития исламских финансов в России ученые относят:

• неясность в отношении спроса на исламские финансовые продукты - низкое количество мусульман, для которых важно соблюдение норм религии в финансовых отношениях;

• правовые и налоговые препятствия внедрения исламских финансов;

• предубежденное настроение к исламским финансам со стороны населения;

• недостаток квалифицированных кадров в сфере исламских финансов, - как экономистов, так и шариатских экспертов.

Для более адекватного восприятия банковских продуктов, предоставляемых исламскими банками, необходимо сократить все препятствия, мешающие работать банкам до минимума. Это позволит привлекать инвестиции в экономику страны, как российских инвесторов, так и зарубежных.

Для того чтобы выяснить, как общество относиться в целом к исламским банкам и как воспринимаются исламские банковские продукты, было проведено социологическое исследование. География исследования - Республика Казахстан, состав опрошенных в разрезе национальной принадлежности представлен в табл. 1. Основная цель данного исследования -выявление объективной информации о спросе на исламские финансы, а также соотношения результатов с проведенным в 2009 г. Советом муфтиев России социологическим исследованием среди преимущественно мусульманского населения России и стран СНГ.

Процентное соотношение опрошенных респондентов по вопросу взаимосвязи между религиозными нормами и бизнесом немного выше результатов опроса 2009 г. в России (88%) и составляет 96%. Отметим, что также большинство опрошенных - мусульмане. Однако остальная часть, так назовем немусульман, также считает, что взаимосвязь между религиозными нормами и бизнесом существует. Можно сделать вывод: писания от Единого господа, будь то Тора, Библия или Коран, где черным по белому прописано о великой греховности такого деяния, как ростовщичество, известны каждому.

Таблица 1

Национальный состав респондентов______________________________

Национальность Количество %

Казахи 281 76,5

Русские 56 15,3

Ингуши 13 3,5

Чеченцы 8 2,2

Украинцы 5 1,4

Поляки 4 1,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В то же время 72% опрошенных респондентов не понимают значения «исламский бан-киг». Соответственно многие затрудняются назвать этические нормы исламского банкинга и не знают, как выдают кредиты исламские банки по нормам шариата. Это одна из больших

проблем, которая связана с отсутствием адекватной и доступной информации и знаний о сути, об отношении к экономике или религии, о мировом опыте и других аспектах развития данного направления.

Анализ ответов на вопрос «Хотели ли Вы воспользоваться услугами исламского банка?» показывает, что готовность стать клиентом исламского банка наиболее высока у представителей мусульманского вероисповедания.

Для изучения данного факта был проведен корреляционный анализ при помощи F-критерия Фишера. Целью анализа является получение некоторой оценки, с помощью которой можно было бы утверждать, что вероисповедание влияет на желание стать клиентом исламского банка. Для этого использовался коэффициент детерминации R2.

Проверка значимости модели регрессии проводится с использованием F-критерия Фишера, расчетное значение которого находится как отношение дисперсии исходного ряда наблюдений изучаемого показателя и несмещенной оценки дисперсии остаточной последовательности для данной модели.

Для расчета параметров регрессии построим расчетную таблицу (табл. 2)

х у 2 х 2 у х • у

281 189 78961 35721 53109

56 20 3136 400 1120

13 10 169 100 130

8 6 64 36 48

5 1 25 1 5

4 0 16 0 0

367 226 82371 36258 54412

Параметры уравнения регрессии:

Выборочные средние:

— Ех; 367

х = ^ = -т- = 61.17 п 6

— Ху; 226

у = ^ = -т- = 37.67 п6

--- Ух1у1 54412

ху = = —7— = 9068.67

п6

Выборочные дисперсии:

2 Ех2; — 2 82371 2

Б2(х) = - х2 = —т— - 61.172 = 9987.14

п6

2 Еу2 — 2 36258 2

82(у) = ^ - у 2 = - 37.672 = 4624.22

Среднеквадратическое отклонение:

Б(х) = ^2(х) = л/9987.14 = 99.94 Б(у) = л/ 82(у) = л/4624.22 = 68 Коэффициент корреляции:

Ковариация:

еоу(х,у) = х • у - Т • У = 9068.67 - 61.17 • 37.67 = 6764.72

Рассчитываем показатель тесноты связи. Таким показателем является выборочный линейный коэффициент корреляции, который рассчитывается по формуле

х • у - х • у 9068.67 - 61.17 • 37.67 Гху _ Б(х) • S(y) _ 99.94 • 68 _ 1.

Линейный коэффициент корреляции принимает значения от -1 до +1.

Связи между признаками могут быть слабыми и сильными (тесными). Их критерии оцениваются по шкале Чеддока:

0.1 < гху < 0.3: слабая;

0.3 < гху < 0.5: умеренная;

0.5 < гху < 0.7: заметная;

0.7 < гху < 0.9: высокая;

0.9 < гху < 1: весьма высокая.

В нашем примере связь между признаком Y и фактором X весьма высокая и прямая. Соответственно, среди опрошенных, идентифицирующих себя как представителей ислама, наибольшее количество желающих стать клиентами исламского банка.

Наличие образования и возрастной ценз прямо пропорционально влияют на уровень осведомленности респондентов об этических нормах исламского банкинга (рис. 2, 3).

Так, 27% опрошенных, которые имеют представление о деятельности исламских банков и об отношении исламских банков в выдаче денег под проценты, имеют высшее и углубленное высшее образование. 1% имеют среднее образование.

Одним из главных и прискорбных моментов исследования можно назвать тот факт, что вне зависимости от вероисповедания, образования и возраста 64% респондентов считают, что джихад - это священная война (борьба), 28% - затрудняются ответить и только 8% правильно трактуют данное понятие. Ведь джихадом в исламе является борьба со своими духовными или социальными пороками (например, с ложью, обманом, развращенностью общества и т.д.), устранение социальной несправедливости, постоянное усердие в деле распространения ислама, ведение войны с агрессорами, наказание преступников и правонарушителей. Кроме того, в арабском языке слово «джихад» означает любое усилие или усердие, в частности в работе, учебе и т.д.

Данный факт является одним из главных препятствий и барьером внедрения исламских финансов. Так называемый «постсоветский менталитет», когда при слове «исламский» возникают различного рода фобии, в частности, связанные с политическими и радикальными течениями современного восприятия ислама. Так, среди обычных людей бытует мнение, что исламское финансирование связано либо с финансированием радикальных течений, либо с финансированием мечетей, медресе и изданием литературы.

Возрастной ценз респондентов

и 18-22 лет

□ 23-30 лет

□ 31-40 лет П 40 и выше

Рис. 2. Состав респондентов по возрасту

По мнению руководителя отдела экономических программ Совета муфтиев России, М. Калимуллиной, «...несмотря на название «исламский», подобный банк как финансовый институт не является религиозным институтом. Возможно, правильнее было бы назвать его «банк, не использующий проценты и не финансирующий вредоносные для общества направления» или «этический банк». Ниша «исламского банкинга» вырабатывается опытом, в том числе и немусульманских государств, таких как Люксембург (главный европейский центр ведения банковского бизнеса в исламском формате), Великобритания (адаптировавшая свое банковское законодательство для допуска на национальный рынок исламских банков), США, Южная Корея, Гонконг, Сингапур и др.

В основе исламской формы ведения банковского бизнеса лежит религия, фундаментом которой являются справедливость (как основа человеческих отношений) и табу на участие в любых мероприятиях, несущих вред остальным. Создание в России исламских банков, действующих на основе законов шариата, позволит привлечь в отечественную экономику накопления многомиллионной мусульманской общины, в частности крупные инвестиции из арабо-мусульманского мира, считают ученые и специалисты банковской сферы [4]. На наш взгляд, это справедливо применительно к ряду регионов, таких как Татарстан, Башкортостан, значительной части Казахстана, Кавказу (за исключением Армении и Грузии), в других же российских регионах целесообразно говорить о предложении отдельных исламских банковских услуг.

Таким образом, внедрение элементов исламской системы финансирования может принести эффект не только в финансовой сфере, но и реальных секторах экономик России и Казахстана. Российское законодательство позволяет работать большей части исламских инструментов, но потребуется по ряду позиций внести изменения в НК РФ.

Целесообразно введение разделов исламского банкинга в программы учебных дисциплин среднего специального и высшего образования - «Банковское дело», «Банковское право», «Банковский маркетинг», «Финансы и кредит», «Банковский менеджмент», «Деньги, кредит, банки» и др.

Библиографический список

1. Особенности исламской экономики. Видеокомментарий политолога, председателя Исламского комитета России Гейдара Джемаля [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.russia.ru/video/djemaleconomics; www.wikipedia.org.

2. Исламский банкинг и другое... [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://communitarian.ru/publikacii/mirovaya_ekonomika/islamskiy_banking_i_drugoe/.

3. Международные финансовые центры и их роль в развитии мировой экономики (аналитический обзор). - М. : Финансовый университет при Правительстве РФ, 2012. - 444 с.

4. В России должны появиться «исламские банки», считают эксперты» // «РИА Новости» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ria.ru/economy.

S.S. Каirdenov, О.Yu. Patlasov Omsk Academy of the Humanities Omsk Regional Institute

ISLAMIC BANKING PRODUCTS: CUSTOMERS PERCEPTION IN SECULAR STATES

The Institute of Islamic banking will enrich instruments of the banking market. The essence and organizational forms of banking are described. The classification of Islamic banking products is included. The results of the pilot sociological survey are presented: potential customers of Islamic banking in Kazakhstan.

Keywords: Islamic banking, Islamic banking products, Islamic finance and credit organizations, sociological survey.

References

1. Osobennosti islamskoy ekonomiki. Videokommentariy politologa, predsedatelya Islamskogo komiteta Rossii Geydara Dzhemalya (Features of Islamic Economics. Video review of the political scientist, Chairman of the Islamic Committee of Russia Heidar Jemal) Available at: http://www.russia.ru/video/djemaleconomics.

2. Islamskiy banking i drugoe... (Islamic banking and other...) Available at: http://communitarian.ru/publikacii/mirovaya_ekonomika/islamskiy_banking_i_drugoe/.

3. Mezhdunarodnye finansovye tsentry i ikh rol' v razvitii mirovoy ekonomiki (analiticheskiy obzor) [International financial centres and their role in the development of the world economy (analytical review)]. Moscow, Finance University under the Government of the Russian Federation Publ., 2012. 444 p.

4. V Rossii dolzhny poyavit'sya “islamskie banki”, schitayut eksperty (“Islamic banks” should appear in Russia, experts say) Available at: http://ria.ru/economy/20080602/109090254.html.

© Каирденов С.С., Патласов О.Ю., 2013

Авторы статьи:

Серик Сырлыбаевич Каирденов - аспирант, Омская гуманитарная академия, помощник ректора Кокшетау-ского государственного университета им. Уалиханова, e-mail: s_kairdenov@mail.ru;

Олег Юрьевич Патласов - доктор экономических наук, профессор, Омская гуманитарная академия; Омский региональный институт; Тарский филиал Омского государственного аграрного университета им. П.А. Столыпина; e-mail: opatlasov@mail.ru.

Рецензент:

Г.Е. Покровский, кандидат экономических наук, доцент, Омский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.