Научная статья на тему 'Исламская экономическая модель: особенности, современное состояние и перспективы дальнейшего развития'

Исламская экономическая модель: особенности, современное состояние и перспективы дальнейшего развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
865
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ислам / исламская экономика / исламская экономическая модель / шариат / закят / риба / гарар. / Islam / Islamic economy / Islamic economic model / Sharia / zakat / riba / garar

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Т. М. Борлакова, Л. А-З. Кубанова

В статье рассматриваются ключевые особенности одной из национальных моделей современной смешанной экономики, а именно исламской экономической модели, и влияние этих особенностей на экономическую, правовую и хозяйственную деятельность субъектов исламского предпринимательства. Приводятся основные принципы, на которых строиться функционирование данной системы, и инструменты с помощью которых они соблюдаются. Анализируется правильность использования понятия «исламская экономика» и обосновывает корректность данного понятия во взаимоувязке с «исламской экономической моделью» Актуальность данной темы обусловлена возрастающим научным интересом к исследованию и в дальнейшим внедрению исламской экономики в разных регионах мира

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISLAMIC ECONOMIC MODEL: FEATURES, CURRENT STATE AND PROSPECTS FOR FURTHER DEVELOPMENT

The article discusses the key features of one of the national models of modern mixed economy, namely the Islamic economic model, and the impact of these features on the economic, legal and economic activities of the subjects of Islamic entrepreneurship. The basic principles on which to build the functioning of this system, and the tools by which they are observed. The author analyzes the correctness of the use of the concept of "Islamic economy" and justifies the correctness of this concept in conjunction with the " Islamic economic model» The relevance of this topic is due to the growing scientific interest in the study and further implementation of the Islamic economy in different regions of the world.

Текст научной работы на тему «Исламская экономическая модель: особенности, современное состояние и перспективы дальнейшего развития»

9. Гонтарь Н.В. Провалы государства. Факторы формирования и механизмы влияния на экономические процессы / Вестн. Волгогр. гос. ун-та. - Сер. 3. Экон. Экол. - 2014. - № 5(28). - Режим доступа: http://dx.doi.org/10.15688/jvolsu3.2014.5.1

10. Таллок Г. Общественные блага, перераспределение и поиск ренты. - М.: Институт переходного периода, 2011. С. 216.

11. Радыгин А., Энтов P., Апевалова E., Швецов Я. Рыночная дисциплина и контракты: теория, эмпирический анализ, право. - М.: ИЭПП, 2008. С. 28.

12. Lindahl E.R. Just taxation - a positive solution // Classics in the Theory of Public Finance / Musgrave R.A., Peacock A.T.. — London:Macmillian and Co, 1958. — С. 168-176.

13. Петрушенко Л.А. Принцип обратной связи. (Некоторые философ. и методол. проблемы управления). -Москва: Мысль, 1967. С. 232.

14. Чарахчян К.К., Бондаренко И.А. Институты участия населения в стратегическом планировании социально-экономического развития муниципальных образований // Общество: политика, экономика, право. - 2017. - №3. - С. 37-40.

15. Национальный проект. Цифровая экономика России 2024. Дата обращения 18 марта 2019.

16. Цифровое будущее государственного управления по результатам / Е.И. Добролюбова, В.Н. Южаков, А. Ефремов, Е.Н. Клочкова, Э.В. Талапина, Я.Ю. Старцев. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019 - С. 31-37.

17. Белокрылова О.С., Вахтина М.А. От «провалов рынка» к «провалам государства»: еще раз к вопросу о социальной справедливости в экономике // Вопросы регулирования экономики. - 2016.- Т.7.- №2. - С. 6-19.

Sources:

1. Bozeman B. (2002). Public-Value Failure: When Efficient Markets May not Do // Public Administration Review. Vol. 62, No 2. P. 145—161.

2. Wolf Jr. Ch. A Theory of Nonmarket Failure: Framework for Implementation Analysis // The Journal of Law & Economics Vol. 22, No. 1. — Apr., 1979. — P. 107-139.

3. Wolf Jr. Ch. Markets Or Governments: Choosing between Imperfect Alternatives [Текст] / Jr. Ch. Wolf. - MIT Press, 1993. - P. 256.

4. Kryuger А. State Development Failures // Economic outlook, 1990.

5. Kleyner G.B. The evolution of economic institutions in Russia.- М., 2003.

6. Center for Strategic Research. Analytical report. - М., 2019. P.42 // www.csr.ru.

7. Center for Strategic Research and the Garant company. «Statistical Analysis of Federal Law». - М., 2017. P. 6.

8. Nisnevich Yu.A., Stukal D.K. The many faces of corruption and its measurement in the research of international organizations // World Economy and International Relations. - 2012. - № 3. - P. 83-90.

9. Gontar N.V. State failures. Formation factors and mechanisms of influence on economic processes / Vestn. Vol-gogr. state University. - Series. 3. Econ. Ecol. - 2014. - № 5(28). - Access mode: http://dx.doi.org/10.15688/jvolsu3.2014.5.1

10. Tullock G. Public goods, redistribution and rent seeking. - М.: Transitional Institute, 2011. P. 216.

11. Radygin A., Entov P., Apevalova E., Shvetsov Y. Market discipline and contracts: theory, empirical analysis, law. - М.: MEPP, 2008. P. 28.

12. Lindahl E.R. Just taxation - a positive solution // Classics in the Theory of Public Finance / Musgrave R.A., Peacock A.T. — London:Macmillian and Co, 1958. — P. 168-176.

13. Petrushenko L.A. Feedback principle. (Some philosopher. And methodological problems of management). - М,: Think, 1967. P. 232.

14. Charakhchyan K.K., Bondarenko I.A. Institutions of public participation in strategic planning of socio-economic development of municipalities // Society: politics, economics, law. - 2017. - №3. - P. 37-40.

15. National project. The digital economy of Russia 2024. Date of treatment March 18, 2019.

16. The digital future of public administration by results / E.I. Dobrolyubova, V.N. Yuzhakov, A. Efremov, E.N. Klochkova, E.V. Talapina, Y. Yu. Startsev. — М.: Publishing House "Delo" RANHiGS, 2019 - P. 31-37.

17. Belokrylova O.S., Vakhtina M.A. From "market failures" to "state failures": once again to the issue of social justice in the economy // Issues of economic regulation. - 2016.- Т.7.- №2. - P. 6-19.

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-00006

Т.М. Борлакова - к.э.н., доцент кафедры «Бухгалтерский учет», ФГБОУ ВО СевероКавказская государственная академия, г. Черкесск, Россия, borlakovatm@gmail.com,

T. M. Borlakova - Ph. D. in Economics, associate Professor of the Department of Accounting», Of the North-Caucasian state Academy, Cherkessk;

Л.А-З. Кубанова - Бакалавр 4 курса, ЭБ-161, ФГБОУ ВО Северо-Кавказская государственная академия г.Черкесск, Россия, borlakovatm@gmail.com,

L. A-Z. Kubanova - Bachelor of 4 courses, EB-161, Of the North-Caucasian state Academy, Cherkessk,

Russia.

ИСЛАМСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ: ОСОБЕННОСТИ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ISLAMIC ECONOMIC MODEL: FEATURES, CURRENT STATE AND PROSPECTS FOR FURTHER DEVELOPMENT

Аннотация. В статье рассматриваются ключевые особенности одной из национальных моделей современной смешанной экономики, а именно исламской экономической модели, и влияние этих особенностей на экономическую, правовую и хозяйственную деятельность субъектов исламского предпринимательства.

Приводятся основные принципы, на которых строиться функционирование данной системы, и инструменты с помощью которых они соблюдаются. Анализируется правильность использования понятия «исламская экономика» и обосновывает корректность данного понятия во взаимоувязке с «исламской экономической моделью»

Актуальность данной темы обусловлена возрастающим научным интересом к исследованию и в дальнейшим внедрению исламской экономики в разных регионах мира.

Annotation. The article discusses the key features of one of the national models of modern mixed economy, namely the Islamic economic model, and the impact of these features on the economic, legal and economic activities of the subjects of Islamic entrepreneurship.

The basic principles on which to build the functioning of this system, and the tools by which they are observed. The author analyzes the correctness of the use of the concept of "Islamic economy" and justifies the correctness of this concept in conjunction with the " Islamic economic model»

The relevance of this topic is due to the growing scientific interest in the study and further implementation of the Islamic economy in different regions of the world.

Ключевые слова: ислам, исламская экономика, исламская экономическая модель, шариат, закят, риба,

гарар.

Keywords: Islam, Islamic economy, Islamic economic model, Sharia, zakat, riba, garar.

Современная мировая экономическая система в условиях кризиса оказалась уязвимой и в то же время такой, что сказывается на макроэкономической стабильности национальных экономик. Правительства почти всех стран бросились искать эффективные пути макроэкономической стабилизации национальных экономик, стремительно теряя равновесие из-за воздействия через мировые финансовые каналы. В этих условиях наименее пострадали те страны, которые в то время в той или иной степени применяли элементы исламской экономической концепции в банковской и финансовой деятельности. Именно это вызывает исследовательский интерес к исламской экономической системе, системе исламских экономических отношений, в том числе финансовых, банковских

Исламская экономика - это шариатская точка зрения, которая включает ряд исламских принципов и экономических показателей, а также анализ того, как экономические реформы проводятся в соответствии с этими принципами и показателями. В исламском мире теоретическая концепция исламской экономики не только широко используется, но и имеет место в реальных официальных учреждениях (исламский менеджмент, исламские банки, исламские страховые институты и т. д.).

Возникновение исламской экономической мысли связано с именами аль-Газали (XI-XII веков), Ибн Таймийя и Ибн Каим Джаузия (рубеж XIII-XIV веков), Ибн Халдун (рубеж XIV-XV веков). Эти ученые не назывались экономистами, поэтому экономика затрагивала в своих трудах только теологические аспекты. В своей теории аль-Газали рассматривает всю экономическую деятельность, как неотъемлемую часть исполнения религиозного долга.

В качестве синонима исламской экономики допустимо использовать термин «исламская экономическая

модель»

Наука, изучающая принципы и методы деловой активности в соответствии с шариатом, может также именоваться исламской экономической наукой. Некоторые ученые ошибочно приравнивают исламскую и беспроцентную экономики. О функционировании исламской экономической модели можно вести речь в тех случаях, когда используются исламские методы финансирования. Беспроцентная система, в свою очередь существует обычно в рамках неразвитости финансового сектора в традиционных обществах и по мере формирования беспроцентный характер экономики исчезает. В качестве примера страны с беспроцентной или, вернее, квази беспроцентной финансовой системой можно привести Сомалиленд, непризнанное государство на севере Сомалийского полуострова, где отсутствуют банки, взимающие или выплачивающие ссудный процент[9]. Не будет преувеличением сказать, что беспроцентная модель финансирования более согласуется с законом шариата, чем с некоторыми сомнительными "халяльными" продуктами, изобретенными банками и другими финансовыми учреждениями для привлечения мусульманских клиентов. Перед лицом жесткой конкуренции с традиционными банками и страховыми компаниями исламские финансовые учреждения не всегда легко найти среднюю декаду между привлекательностью соответствующих продуктов для своих клиентов и 100% соблюдением шариата. До сих пор исламские банки и компании такафул следовали по пути создания аналогов существующих традиционных банковских и страховых продуктов.

Отличительная черта исламской экономической модели как совокупности производственных моделей, в отличие от рыночной экономики, состоит в том, что в исламской модели максимизация прибыли не стоит на первом месте, уступая подбору методой получения этой прибыли. Есть один важный момент, который отделяет его от традиционной экономической системы - моральная ориентация, основанная на этических ограничениях религии. В этом случае основным критерием является совместимость с шариатом.

Во-первых, ограниченность разрешенного бизнеса в сфере деятельности мусульманских предпринимателей, например, стоит запрет на игорный бизнес, бизнес по производству табачной, алкогольной или наркотической продукции, а также использование имущества и доходов полученных от таких родов деятельности. Таким образом, оценка имущества в исламе стоит в прямой зависимости от религиозных условий [2].

Во-вторых, основываясь на позиции исламского права экономическая деятельность и поведение участников задействованных в рыночных отношениях должна соответствовать принципу высокой добросовестности. Этот принцип предполагает, что участниками обязательно фиксируется предмет, условия и обязательства договора, а также соблюдается запрет на какое-либо принуждение при заключении договора, обязательность соблюдения его условий, готовность к добросовестности, свободному доступу к рынку участников торговли, честность во всех торговых отношениях, предоставление полной и достоверной информации о качестве, количестве товара, ценах и условиях дальнейшей торговли. Все закона оказываются все негативные факторы, как мошенничество, спекуляция, монополия [3].

Исламская экономическая модель, основываясь на исламские ценности и мировоззрение, является лишь составной частью всей исламской системы, в которой преобладают скорее религиозные нормы, через которые в социальную жизнь и стандарты правильного социального поведения были интегрирована экономическая деятельность. Данные принципы регулируют и контролируют социально-экономическую жизнь человека, доминируя в экономике, а не наоборот. Исламская экономическая система не только объясняет социально-экономические явления, но и регулирует экономическое поведение.

Исламская экономическая модель основана на принципе функционирования, основанного на реальных активах, отказе от ростовщичества и других запрещенных инструментов. Отсутствие этих инструментов помогает избежать кризисных явлений. В традиционной системе существует множество элементов, способствующих раздуванию финансового пузыря: надстройки деривативов позволяют производить долги, одним из основных элементов современной западной экономической модели является теория процента. В исламе любой процент строго запрещен. Этот запрет позволяет равноправно распределять долговое бремя, определяя долг либо как финансовую помощь на возвратной основе, либо как инвестиции в самом обширном смысле этого слова. Можно говорить о принципах социальной справедливости при реализации различных инвестиционных инструментов. Многие теоретики исламской экономической модели утверждают в своих исследованиях, что экономика не может быть по-настоящему эффективной, если она не основана на принципах социальной справедливости и ответственности.

Особенность исламской экономической модели выражается не столько в каких-то количественных показателях, уровне доходов и расходов, объемах импорта и экспорта и прочей экономической статистике. Она в большей степени обусловлена морально-этическими императивами, запретом на занятие определенных "неправедных" сфер бизнеса, запретом на использование доходов от этих сфер, ограничениями на модель экономического поведения.

Шариат устанавливает следующие основные принципы, определяющие основные особенности исламской экономической модели.

1) Закят - своеобразный налог на капитал в пользу некоторых категорий нуждающихся мусульман; входит в перечень важнейших обязанностей мусульманина, пяти столпов Ислама. Обязанность давать закят закреплена в Коране

2) Риба (в переводе с арабского - "приращение, излишек, ростовщичество") - запрет на ссудный процент, ростовщичество и любое необоснованное приращение капитала при осуществлении торговых и финансовых операций. На самом деле, под понятие "риба" подпадает любая заранее определенная ставка, зависящая от сроков и размера кредита и не зависящая от успешности инвестирования. В качестве примера в Коране указывается на деловое поведение иудеев, практиковавших финансовые операции на основе рибы, в том числе и на Аравийском полуострове

Основные принципы функционирования исламской экономической системы

Запрет ставки процента Разделение рисков и вознаграждений

Запрет спекулятивного поведения Запрет нарушения договорных обязательств

Финансирование строиться вокруг реального актива Запрет на неопределенность в контрактах

Рисунок 1. Принципы функционирования исламской экономической системы

3) Гарар (в переводе с арабского "опасность") - запрет на использование элемента неопределенности, случайности или двусмысленности в предмете и условиях договора, включая цену - в общем, все, что может повлечь за собой риск спекулятивного заработка. Под определение "гарар" подпадают "майсир" - всевозможные лотереи, казино, азартные игры [1].

В целях соблюдения вышеуказанных принципов исламский мир разработал комплекс операций, механизмов и инструментов для осуществления экономической деятельности.

1) Бай' ( в переводе с арабского - "продажа") - договор купли-продажи, по которому продавец обязуется передать товар и передать право собственности покупателю.

2) Бай' ас-салам - договор купли-продажи товара с отсрочкой поставки, по которому покупатель уплачивает оговоренную цену за конкретный товар в качестве предоплаты, после чего товар доставляется покупателю продавцом в заранее оговоренное время в будущем.

3) Бай' бисаман аджил (в переводе с арабского "продажа по отсроченной цене") - договор купли-продажи по отсроченной цене. В соответствии с условиями настоящего Соглашения продавец приобретает товар и продает его покупателю по согласованной цене, включая расходы, понесенные продавцом. Деньги за товар выплачиваются в дальнейшем полностью или по частям.

4) Мудараба -долевое партнерство, в котором одна из сторон (как правило, Исламский банк) предоставляет капитал, а другая-свои предпринимательские способности и навыки. Прибыль партнеры делят в соответствии с согласованными условиями[8].

5) Мушарака (в переводе с арабского «товарищество, партнерство») - партнерское соглашение между двумя или более сторонами, когда каждый партнер вносит определенную долю денежных средств или материальных активов, что дает каждому партнеру право участвовать в проектах с использованием активов этого фонда на условиях долевого участия в прибыли. Каждый партнер несет убытки в соответствии со своим вкладом в уставный капитал.

6) Мурабаха (в переводе с арабского «перепродажа») - разновидность мушарака, договор купли-продажи товара между продавцом и покупателем по согласованной цене, включающий в себя прибыль от продажи товара.

7) Иджара ( в переводе с арабского «аренда») в "исламском банкинге" - аналог лизинговых операций, вид трудового договора. В соответствии с соглашением иджар одна сторона приобретает материальный актив по просьбе клиента, а затем сдает его в аренду клиенту

8) Такафул ( в переводе с арабского «взаимная гарантия») - исламское страхование. Система, основанная на принципах солидарности и взаимопомощи, при которой участники Договора оказывают друг другу взаимную поддержку в случае причинения ущерба любому из них (включая, прежде всего, денежную компенса-цию)[4].

Этот набор инструментов, основанный на исламских принципах, обеспечивает баланс исламского общества в целом и каждого отдельного члена этого общества в частности. Нравственная система, влияющая на внутреннее состояние человека, заставляет его осознать доверительную природу ресурсов. Эта система обеспечивает критерии, необходимые для эффективного и справедливого распределения ресурсов.

На сегодняшний день, мусульманские ученые успешно адаптированы к современным условиям ряда хорошо известных шариатских договоров, используемых в работе современных исламских финансовых институтов: банков, страховых компаний, фондов и т.д., Но проблема в том, что развитие исламской экономики на практике превосходит теоретическое понимание многих текущих экономических проблем. Иногда называемые исламскими облигациями, сукук-это ценные бумаги, которые документируют право собственности на актив, который генерирует прибыль (обычно из аренды), и право на получение прибыли, которую генерирует актив. Таким образом, важным отличием от традиционных облигаций сукука является наличие материального актива, который не позволяет считать эти облигации полностью денежными. Уделяя особое внимание современным мировым финансовым отношениям, сукук достиг декады среди институтов и инструментов исламской экономики. Популярность суки среди инвесторов обусловлена возможностью привлечения и инвестирования капитала (особенно из арабских стран Персидского Залива) без декриминализации требований мусульманского законодательства. Заемщики в западных странах получают возможность расширить свою базу инвесторов, и диверсифицировать источники финансирования благодаря использованию исламских методов финансирования в транзакциях сукука. Что касается исламских банков, которые долгое время были двигателем исламской экономики, их перспективы во многом зависят от способности исламской финансовой инженерии найти все или, по крайней мере, большинство банковских продуктов, связанных с шариатом. [6]

Можно отметить, что исламская экономическая модель сочетает в себе положительные стороны рыночной экономики и плановой социально- ориентированной экономики, минимизируя их негативные последствия. Западная модель экономики, основанная на частной собственности и рыночных механизмах, очень эффективна в эксплуатации ресурсов и создании прибавочной стоимости, но она ориентирована, прежде всего, на прибыль, и принципы социальной справедливости в этой системе практически не проявляются. Плановая командно-административная экономика является характерной чертой стран с социалистическими системами, которые декларируют свою приверженность, принципам социальной справедливости, реализуя их через механизмы государственного распределения общественных благ и нормирования потребностей населения, но время показало неэффективность этой системы. Исламская экономическая модель базируется на рыночных механизмах, капитале и институте частной собственности и в то же время, руководствуясь морально-этическими нормами и правилами ведения бизнеса, которые поддерживаются самими участниками рынка, обеспечивает перераспределение общественных благ от владельцев активов и избыточного капитала к менее обеспеченным слоям населения[7].

В наибольшей степени в этом направлении, в условиях жесткой конкуренции с традиционными банками, продвинулась Малайзия, поскольку исламские банки пытаются найти альтернативу всем имеющимся средствам. В результате некоторые исламские банковские продукты не только по форме, но и практически ничем не отличаются от традиционных, что вызвало обоснованную критику со стороны экспертов шариата в других му-

сульманских странах. Исламские банки должны не только сосредоточиться на расширении ассортимента своей продукции, но и обратить внимание на повышение качества предоставляемых услуг, преодоление существующих проблем. В частности, одной из важнейших задач, стоящих перед исламскими банками в мире, является борьба с доминированием в их операциях такого инструмента, как мурабаха. Меры по ограничению мурабахи в странах с двойной и монистической моделью должны осуществляться на государственном уровне регулирующими органами. В странах с традиционной моделью мурабаха, как одного из механизмов финансирования торговых операций, исламские банки часто не могут найти применение из-за правовых ограничений на осуществление торговой деятельности. В современном мире (как в мусульманских, так и в немусульманских странах) потенциал такой мощной благотворительной организации, как фонд, реализован не в полной мере. Фундаменты или отдельные элементы могут быть использованы в работе исламских банков, страховых компаний, взаимных фондов и т. д. Некоторые исследователи считают, что Исламская экономическая модель, исламские банки, та-кафульские компании, сукук и др. он считает, что это было бы немыслимо без реализации проекта "золотой динар", который не нуждается в" надстройке " в своей форме, часто рассматриваемой как самодостаточный финансовый институт.

Кроме того, поскольку Кораном запрещено ростовщительство, отчетная документация не может показывать механизм финансовой внереализационной прибыли, при этом, ресурсы и доли компаний учитываются по рыночным ценам.

Подводя итоги, необходимо отметить, что исламская экономическая модель обладает социальной ориентацией, которая видит своей основной целью обеспечение социальной справедливости. Комплексные и многовекторные нормы регулирования экономической деятельности делают исламскую экономическую модель более устойчивой к кризисным ситуациям в мировой экономике, а также открывает будущее исламским финансам, благодаря экономическим регуляторам на основе моральных норм. К тому же, исламские банки обладают эффективным кругом инструментов для осуществления широкого спектра услуг. Это повышает их конкурентоспособность в мировой банковской системе. Весь набор инструментов исламской экономики предупреждает возникновение и развитие кризисных явлений в финансовой системе и в обществе.

Вполне ожидаемо, что исламская экономическая модель полностью может быть реализована лишь в тех странах, где не только значительная часть населения исповедует ислам, но и государство формирует свою нормативно-правовую базу основываясь на принципах шариата. Несмотря на это, исследования в этой области всегда будут представлять научный интерес с точки зрения анализа дальнейшего мирового развития экономики.

Источники:

1.Беккин Р.И. Исламская экономическая модель: перспективы реализации в мусульманском и немусульманском сообществах. М.: Изд. дом «Шанс», 2004. 15 с

2.Хайдар Баш. Модель национальной экономики - новая экономическая система / Пер. с турецкого под ред. Х.Л. Шайдуллина. Казань, 2011. С. 160.

3.Судин Харон, Зети Ахтар Азиз. Исламские финансы и банковская система: Философия, принципы и практика. Казань: Линова-Медиа, 2012. С. 536.

4.Ахтямов Н.С. Исламская экономическая модель: концептуальные и теоретические основы [электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/islamskaya-ekonomicheskaya-model-kontseptualnye-i-teoreticheskie-osnovy-1 (дата обращения 01.12.2019г)

5.Исламская экономическая модель [Электронный ресурс] URL: https://cont.ws/@mssadygzade/4636611 (дата обращения 01.12.2019г)

6.Исламская экономика: концептуальные и теоретические основы [Электронный ресурс] URL: http://www.new.pdfm.ru/35ekonomika/234389-3-rsuh-rggu-bulletin-116-academic-journal-series-economics-moscow-vestnik-rggu-11 .php

7 .Ишемгулов М. Н., Ишемгулов И. Н. Особенности исламской экономики и банковской системы // Молодой ученый. — 2016. — №17. — С. 403-406. — [Электронный ресурс] URL https://moluch.ru/archive/121/33560/ (дата обращения: 01.12.2019).

8.Макарова С. М. Принципы исламской экономики и исламский общий рынок// Востоковедение и Африканистика, 2004, № 1. С. 15-24.

9.Исламские финансовые институты и инструменты в мусульманских и немусульманских странах: особенности и перспективы развития [Электронный ресурс] URL: https://www.dissercat.com/content/islamskie-finansovye-instituty-i-instrumenty-v-musulmanskikh-i-nemusulmanskikh-stranakh (дата обращения 01.12.2019г).

10. Клочко Е.Н., Муха В.Н., Кулик А.А. Экономический фактор в межэтнических отношениях: региональный аспект // Вестник академии знаний. - 2018. - № 27 (4). - С. 120-124.

11. Львова М.И. Идеология как определяющий вектор экономической трудодеятельности человека // Вестник академии знаний. - 2018. - № 27 (4). - С. 149-153.

Sources:

1.Bekkin R. I. Islamic economic model: prospects for implementation in Muslim and non-Muslim communities. Moscow: Ed. "house of Chance", 2004. 15 s

2.Haidar Bash. The model of the national economy - a new economic system / Ed. with Turkish under the editorship of H. L. shaydullina. Kazan, 2011. Pp. 160.

3.Sudin Haron, Zeti Akhtar Aziz. Islamic Finance and banking: Philosophy, principles and practice. Kazan: Linova-Media, 2012. Pp. 536.

4.Akhtyamov N. S. Islamic economic model: conceptual and theoretical foundations [electronic resource] URL: https://cyberleninka.rU/article/n/islamskaya-ekonomicheskaya-model-kontseptualnye-i-teoreticheskie-osnovy-1 (accessed

01.12.2019)

5.Islamic economic model [Electronic resource] URL: https://cont.ws/@mssadygzade/4636611 (accessed 01.12.2019)

6.Islamic Economics: conceptual and theoretical foundations [Electronic resource] URL: http://www.new.pdfm.ru/35ekonomika/234389-3-rsuh-rggu-bulletin-116-academic-journal-series-economics-moscow-vestnik-rggu-11 .php

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 .Ishemgulov M. N., Ishemgulov I. N. Features of the Islamic economy and banking system / / Young scientist. - 2016. -No. 17. - Pp. 403-406. - [Electronic resource] URL https://moluch.ru/archive/121/33560/ (accessed 01.12.2019).

8.Makarova S. M. Principles of Islamic economy and Islamic common market / / Oriental Studies and African Studies, 2004, No. 1. Pp. 15-24.

9.Islamic financial institutions and instruments in Muslim and non-Muslim countries: features and prospects of development [Electronic resource] URL: https://www.dissercat.com/content/islamskie-finansovye-instituty-i-instrumenty-v-musulmanskikh-i-nemusulmanskikh-stranakh (accessed 01.12.2019).

10. Klochko E.N., Mucha V.N., Kulik A.A. The economic factor in interethnic relations: a regional aspect // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2018. - No. 27 (4). - S. 120-124.

11. Lvov M.I. Ideology as a defining vector of human economic activity // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2018. - No. 27 (4). - S. 149-153.

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-00007

Т.М. Борлакова - к.э.н., доцент кафедры «Бухгалтерский учет», ФГБОУ ВО СевероКавказская государственная академия, г. Черкесск, Россия, borlakovatm@gmail.com,

T. M. Borlakova - Ph. D. in Economics, associate Professor of the Department of Accounting», Of the North-Caucasian state Academy, Cherkessk;

А.А. Бабоева - Бакалавр 4 курса, ЭБ-161, ФГБОУ ВО Северо-Кавказская государственная академия, Г.Черкесск, Россия, borlakovatm@gmail.com,

A. A. Baboeva - Bachelor of 4 courses, EB-161, Of the North-Caucasian state Academy, Cherkessk,

Russia.

ПРОБЛЕМЫ ФАЛЬСИФИКАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ

ПРИ ПРИМЕНЕНИИ МСФО PROBLEMS OF FALSIFICATION OF ACCOUNTING (FINANCIAL) STATEMENTS WHEN APPLYING IFRS

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические основы оценки искажений (бухгалтерской) финансовой отчетности при применении международных стандартов финансовой отчетности. Значительное внимание в статье уделяется изучению методик выявления искажений (бухгалтерской) финансовой отчетности, разработанных зарубежными и отечественными авторами, позволяющих выявить искажения (бухгалтерской) финансовой отчетности. Поскольку цели искажения информации финансовой отчетности в зарубежной и отечественной практике имеют значимые различия, целесообразна необходимость разделения методики обнаружения в них признаков мошенничества.

В соответствии со статьей 159 Уголовного кодекса РФ мошенничество определяется как «хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием». Многие из действий, которые по своей сути относятся к корпоративному мошенничеству, определяются и в других статьях Уголовного кодекса (например, коммерческий подкуп или злоупотребление полномочиями) или не определяются совсем (например, искажения финансовой отчетности, о которых идет речь в статье 15.11 Кодекса об административных правонарушениях РФ).

Annotation. The article discusses the theoretical basis for the assessment of distortions (accounting) of financial statements in the application of international financial reporting standards. Considerable attention is paid to the study of methods for identifying distortions (accounting) financial statements, developed by foreign and domestic authors, allowing to identify distortions (accounting) financial statements. Since the purposes of misrepresentation of financial statements in foreign and domestic practice have significant differences, it is advisable to separate the methods of detecting signs of fraud in them.

According to article 159 of the Criminal code of the Russian Federation fraud is defined as "theft of another's property or acquisition of the right to another's property by deception or abuse of trust". Many of the actions that are inherently related to corporate fraud are defined in other articles of the Criminal code (for example, commercial bribery or abuse of authority) or are not defined at all (for example, misstatements of financial statements, which are referred to in article 15.11 Of the code of administrative offences of the Russian Federation).

Ключевые слова: МСФО, финансовый анализ, мошенничество, бухгалтерская (финансовая) отчетность, зарубежные методики.

Keywords: IFRS, financial analysis, fraud, accounting (financial) reporting, foreign methods.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.