НАУЧНАЯ СМЕНА gfejfegfejfejfe^fejfegfeg&gfe .ife Ф ¿к Ф Ф ф- ¿fe¿feiflifei&i&i&i&i&ife .Ф. t'?**?* ф
Х.С. Умаров УДК 657.01
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИСЛАМСКОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ В РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ
Исламская экономическая модель позволяет вести финансовую деятельность без нарушения принципов шариата. Целью ее исследования является не формулировка новых законов экономического развития, опровергая все существующие постулаты, а лишь предложить альтернативные способы ведения хозяйства.
Концептуальная основа исламского финансирования представляет собой совокупность стандартов бухгалтерской отчетности Организации по бухгалтерскому учету и аудиту в исламских финансовых институтах (ААОИФИ). На их основе разрабатываются руководства по ведению учета и составлению бухгалтерской отчетности для ИФИ.
Поскольку данные бухгалтерского учета призваны обеспечивать объективное представление о финансовых операциях, то и отчетность, составленная на их основе, должна представляться в строгом соответствии с контрактами шариата, регулирующими такие сделки и операции.
В России Республика Татарстан является лидером по количеству финансовых институтов, предлагающих те или иные исламские финансовые услуги. Их деятельность требует собственного подхода к ведению бухгалтерского учета.
Для полноценного функционирования ИФИ в рамках действующего российского законодательства необходимо включить исламские финансы в стратегические планы развития российской финансовой системы и разработать предложения в части внесения изменений в соответствующие законы, в частности в ГК РФ, НК РФ, законы «О банках и банковской деятельности», «О рынке ценных бумаг» и др.
Ключевые слова: ААОИФИ, финансовая (бухгалтерская) отчетность, исламский учет, такафул, МСФО, РСБУ, закят
Khusan S. Umarov
PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF ISLAMIC FINANCING UNDER RUSSIAN CONDITIONS
Islamic economic model allows to carry out financing activity without violating the principles of Shariah. Its study is not aimed at drafting new economic laws of development denying all existing postulates, but it can only suggest alternative ways of economic activity.
Conceptual framework of Islamic financing is a set of accounting standards of Accounting and Auditing Organization for Islamic Financial Institutions (AAOIFI), on the basis of which guidance lines on accounting and preparation of financial statements for Islamic Financial Institutions are developed.
Since the accounting data are designed to provide an objective view of financial transactions, so then statements governing such transactions and operations should also be prepared in strict compliance with Shariah.
The Republic of Tatarstan is the leader state offering Islamic financial services in Russia. Their work requires a different approach to accounting.
Умаров Хусан Сунатуллаевич, аспирант кафедры бухгалтерского учета Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (Москва), e-mail: [email protected]
Khusan S. Umarov, Postgraduate at the Chair of Accounting, Plekhanov Russian University of Economics (Moscow, Russia)
For the full functioning of Islamic financial institutions in the framework of the Russian legislation, Islamic finance should be included into the strategic plans of the Russian financial system and we must develop adequate amendments and proposals in the relevant laws, particularly in the Civil Code, the Tax Code, the Federal laws "On Banks and Banking Activity", "On the Securities Market", etc.
Keywords: Accounting and Auditing Organization for Islamic Financial Institutions (AAOIFI), financial (accounting) statements, Islamic accounting, Takaful, International Financial Reporting Standards (IFRS), Russian Accounting Standards (RAS), zakat
Возникновение исламских банков и финансовых учреждений привело специалистов в данной области к поиску подходящей модели, с помощью которой стандарты бухгалтерского учета могли бы быть разработаны и внедрены в практическую деятельность компаний с целью представления адекватной, надежной и уместной информации о финансовой отчетности для пользователей. Стандарты бухгалтерского учета и отчетности на международном уровне разрабатывает Организация по бухгалтерскому учету и аудиту в исламских финансовых институтах (ААОИФИ). Они являются обязательными для большинства исламских финансовых институтов (ИФИ) в странах Ближнего Востока (Катар, Кувейт, Бахрейн, Саудовская Аравия и др.), а также применяются в качестве ориентиров в тех странах, где функционируют аналогичные финансовые институты (Иордания, Малайзия, Судан, Ливан, Индонезия и др.).
В целом исламский учет можно определить как модель бухгалтерского учета, применение которой позволяет не только предоставлять достоверную информацию в формате различных финансовых показателей, но и сигнализировать заинтересованным сторонам о том, что компания ведет хозяйственную деятельность и выполняет свои социально-экономические задачи в соответствии с шариатом. При формировании информации исламский бухгалтерский учет должен обеспечивать решение таких задач, как точ-
ное калькулирование закята1, справедливое распределение полученных доходов, создание и развитие только дозволенных исламом видов деятельности с гарантией, что функционирование таких компаний способствует социально-экономическому развитию общества.
Такое представление информации крайне важно субъектам хозяйственной деятельности, которые имеют дело с ИФИ для принятия экономических решений и по распределению экономических ресурсов во блага общества. Одними из основополагающих принципов исламской экономической модели (следовательно и исламского бухгалтерского учета) являются: запрет на выдачу или получение денежных средств в долг под проценты; запрет на неопределенность в сделках, азартные игры; запрет на намеренный риск, выходящий за пределы необходимого уровня; запрет на спекуляцию. Целенаправленно объединяя в своей операционной и инвестиционной деятельности такие несовместимые приоритеты, как религия и финансовая эффективность, исламские финансовые услуги обеспечили себе значительные дополнительные потенциальные депозитные и инвестиционные возможности. В отличие от обычных банков, которые занимаются заимствованием и ссудой денег, т.е. в каком-то смысле их покупкой и продажей, ИФИ осуществляют покупку и продажу товаров или непосредственно участвуют в производстве продукции и услуг. Любая эконо-
1 Закят — обязательный годовой налог в пользу бедных. Пять условий, что обязывают мусульманина платить закят: I) закят предписан мусульманам; 2) его обязаны выплачивать свободные мусульмане, а рабы освобождаются от этой обязанности; 3) имущество должно достичь облагаемого минимума (шваЬ), причем каждый вид имущества, с которого полагается выплачивать закят, должен достичь облагаемого минимума независимо от других; 4) человек должен окончательно владеть имуществом, с которого он выплачивает закят; 5) закят выплачивается с имущества, которым человек владеет в течение целого года.
мическая сделка должна иметь в основе реальные активы, и переход права собственности должен осуществляться реально, а не на бумаге. Мобилизация средств через прямое участие в капитале на основе принципа участия в прибылях и убытках (Profit&Loss Sharing, PLS) является основой исламской финансовой системы. На механизме партнерства построено большинство инструментов ИФИ.
Корпоративная социальная ответственность в ИФИ рассматривается через призму религии. В ней признается верховенство интересов общества над интересами индивида или отдельных групп. В частности, за-кят является краеугольным камнем финансовой структуры исламских государств, который направлен на то, чтобы искоренить бедность и снизить социальную напряженность путем перераспределения богатства, что приводит, в свою очередь, к постоянной циркуляции последнего в обществе. Ислам поощряет инвестиции и сбережения, и не случайно, что один из 5 столпов ислама — закят — является обязательным для всех мусульман, который установлен для того, чтобы деньги всегда были в обращении и не сосредотачивались в руках нескольких людей.
Согласно исламскому праву, закят является главным платежом или главным налогом для мусульманина, выплата которого носит в большей степени добровольный характер (за исключением некоторых стран).
По решению, принятому на первой конференции по закяту в Кувейте в 1984 году, все исламские финансовые институты должны платить закят в обязательном порядке. Согласно стандарту, это происходит в следующих случаях: 1) когда закон в стране обязывает; 2) когда устав компании рекомендует; 3) когда акционеры компании рекомендуют. В 1999 году ААОИФИ издала Стандарт финансового учета № 9, который регулирует различные аспекты учета закята в ИФИ. Второй параграф стандарта требует использовать разные ставки в зависимости от календаря. Стандарт предписывает, что уровень закята составляет по лунному календарю 2,5% и по солнечному — 2,5775% [1]. Последний предназначен для компенса-
ции меньшего числа дней в году в исламском календаре.
На Западе наряду с чисто ИФИ функционируют традиционные институты, которые предоставляют исламские услуги (имеют «исламские окна»). Однако они в своей деятельности пользуются в большей степени международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Следовательно, возникает необходимость в гармонизации и последовательности бухгалтерской отчетности по исламским стандартам, поскольку развитие исламских финансов во всем мире и, следовательно, увеличение числа пользователей и вовлеченных сторон делает необходимым конвергенцию МСФО и стандартов ААОИФИ. Большая сопоставимость и последовательность финансовой отчетности принесет пользу не только институтам в системе исламской отчетности, но и международным банкам, предлагающим исламские финансовые услуги по всему миру.
Концепция ИФИ основана преимущественно на том, что ссудный процент, строго запрещенный в исламе, на практике не столь уж необходим и желателен в проведении любых банковских финансовых операций, прежде всего инвестиционных. При подготовке бухгалтерской отчетности ИФИ ориентируются на стандарты ААОИФИ, которые позволяют отражать финансовые операции, свободные от процента, спекуляций и неопределенности.
В деятельности традиционных институтов начисление процентов на капитал и денежные спекуляции не запрещены и подкрепление денег материальными активами необязательно. Отсюда и возникает конфликт между традиционными и исламскими методами учета. Чтобы получить прибыль, но при этом не нарушить запрет на начисление процентного дохода, ИФИ, ориентирующиеся на МСФО, вынуждены совершать много лишних операций, например, приобретать актив (недвижимость и т.п.) от имени своего клиента и сдавать его в аренду, пока тот не получит возможность вступить в законное владение. Согласно действующим МСФО, подобная деятельность, вероятнее всего, будет рассматриваться как финансовая аренда, а ИФИ придется отражать ли-
зинг в качестве кредита с начисляемым на него процентом, что противоречит законам шариата.
Многие эксперты по исламскому учету склонны считать, что Совету по МСФО необходимо модифицировать международные стандарты, чтобы отразить особенности финансового учета в арабских странах и разработать новые толкования бухгалтерского учета, его принципов и организационно-методологических основ, которые разделяют идеи шариата. Создав хотя бы одно формальное руководство, посвященное теме исламской отчетности, Совет по МСФО обеспечит единство применяемых подходов по всему миру и гармонизацию исламской отчетности с международными стандартами.
С другой стороны, МСФО регламентируют ведущие ориентиры, основополагающие принципы без детализации отдельных вопросов. Если Совет будет вводить стандарты или поправки специально под исламские финансы, это будет означать, что идея универсальности МСФО для всех секторов уже не работает. Можно было бы, например, позволить исламским банкам классифицировать аренду (в приведенном выше примере) не как финансовую, а как операционную аренду. Однако Совет по МСФО, скорее всего, не пойдет на это, поскольку это будет нарушением базовых бухгалтерских принципов и может вызвать неудовольствие традиционных банков.
Прежде чем обосновывать необходимость дополнительных регулирующих стандартов в МСФО, целесообразно рассмотреть суть стандартов финансовой отчетности для исламских финансовых услуг. Главная характерная особенность таких услуг заключается в том, что они регулируются контрактами, составленными в соответствии с этическими требованиями шариата, тогда как западные правила представлены в виде технических, а не этических норм. Такой подход обусловлен тем, что ислам не признает разделения между духовными и недуховными делами, и, соответственно, коммерческая деятельность также признается делом морали и должна соответствовать заповедям шариата [7]. Из этого следует, что, поскольку данные бухгалтерского учета призваны обес-
печивать объективное представление о финансовых операциях, то и отчетность, составленная на их основе, должна представляться в строгом соответствии с контрактами шариата, регулирующими такие сделки и операции.
За последнее десятилетие интерес к исламской экономической модели и, соответственно, к исламской модели бухгалтерского учета стал расти и в России, в большей степени в республиках со значительным мусульманским населением. В частности, Республика Татарстан является лидером по количеству финансовых институтов, предлагающих те или иные финансовые услуги. Для примера, в июле 2010 г. в республике создалось товарищество на вере «Юмарт Финанс», которое начало предлагать следующие услуги: договор купли-продажи транспортных средств с рассрочкой оплаты (мурабаха); ипотека, договор аренды (найма) с правом выкупа (иджара ва иктина); договор лизинга (иджара); договор участия вкладчика в товариществе на вере (мудараба). В течение 9 месяцев после запуска проекта компанией были профинансированы сделки на сумму 37 млн руб. Рентабельность привлеченного капитала составила 12—18% годовых. Количество осуществленных сделок — 200. Основные объекты вложения были: транспортные средства (до 50% в портфеле компании), оборудование и техника, бытовые товары для дома, недвижимость, материалы и сырье [6].
В рамках V Международного экономического саммита России и стран ОИС (Организация исламского сотрудничества объединяет 57 стран), который прошел в городе Казань в начале октября 2013 г., состоялась конференция по исламской экономике и финансам. Были рассмотрены вопросы структурирования сделок исламского финансирования в российских условиях, а также трудности, возникающие при реализации исламских финансовых инструментов в РФ [8]. Принципы и механизмы исламского банкинга еще не разработаны в законодательстве Российской Федерации. Поэтому было принято решение о создании специальной рабочей группы по анализу и дальнейшему включению поправок в законодательство РФ,
чтобы внедрить концепцию исламских финансов в практику. Благодаря развитию исламского финансирования складываются новые отношения между бизнесменами России и бизнесменами стран зоны распространения ислама, сопровождаются и реализуются инвестиционные и бизнес-проекты в республиках со значительным уровнем мусульманского населения. Итогом саммита стало подписание инвестиционных соглашений на общую сумму 951 млн долларов [5].
Сегодня открыть полноценный исламский банк в России, по мнению многих специалистов, дело достаточно сложное. Основная причина заключается в том, что отсутствует соответствующее законодательство. Например, по закону получатель беспроцентного кредита в России подвергается дополнительному налогообложению как получивший доход в виде отсутствия стандартного процента. Кроме того, банк, желающий работать на рынке розничных депозитов, должен вступить в систему страхования вкладов физических лиц. Поскольку в исламском банке выплата фиксированных процентных ставок не предусмотрена, очевидно, клиенту может быть гарантирована сохранность только основной суммы вклада.
Другой проблемой является тот факт, что финансирование на условиях долевого участия в прибылях и убытках заемщика не подходит для краткосрочного финансирования, а также для некоммерческих предприятий, которые не могут иметь прибыли (школы, больницы и другие социальные учреждения) [7].
В свою очередь, потенциальные заемщики не всегда готовы давать подробную информацию о реализуемом коммерческом проекте, а без этого финансирование на условиях долевого участия в прибылях и убытках может быть для банка весьма рискованным. К тому же разработка условий банковского кредитования по схеме долевого участия в прибылях и убытках требует гораздо больше времени, чем процедура выдачи обычного кредита по фиксированной ставке.
Очевидно, что работа по кредитованию населения на российском рынке для исламского банка будет затруднена в связи с тем, что в соответствии с п.1 ст. 819 ГК РФ пла-
той по кредитному договору является уплата процентов на сумму кредита [3]. Естественно, банк должен покрывать расходы и получать прибыль от своей деятельности по выдаче кредитов. Однако возникает ситуация, когда, с одной стороны, исламский банк не должен взимать проценты за выданные кредиты, с другой, согласно российскому законодательству, иная форма платы по кредитному договору не разрешается.
Помимо исламского банковского дела, можно выделить и исламское страхование (такафул). Принципиальное отличие исламского страхования от традиционного заключается в вопросе инвестирования финансовых средств, поступающих в страховую компанию от страхователей. Страховая компания, помимо предоставления собственно страховой защиты, исполняет роль управляющей компании, уполномоченной размещать средства участников в определенные активы. При этом средства могут размещаться только в одобренные шариатским советом виды активов. Таким образом, предоставляемое участникам возмещение получено в результате соответствующего шариату инвестирования. То же самое касается дополнительных выплат — доли прибыли, получаемой в ряде компаний страхователями от размещения части премии.
В целом исламское страхование не настолько сильно отличается, как исламское банковское дело от традиционного. Идеальная форма для исламского страховщика в странах, где мусульмане составляют меньшинство, — это общество взаимного страхования (ОВС), которое позволяет вести работу в соответствии как с шариатом, так и с государственным законодательством. ОВС позволяет осуществлять страхования имущественных интересов его членов на основе метода взаимного страхования, что не противоречит канонам ислама. ОВС принадлежат самим страхователям, их капитал формируется за счет страховой премии (взносов). Задача ОВС заключается в предоставлении своим членам наиболее качественных услуг по страхованию за приемлемую цену. Излишки, накопленные за отчетный период деятельности общества, принадлежат его членам и используются на пополнение стра-
ховых взносов, а убытки возмещаются за счет увеличения страховых взносов. История и современная практика стран с рыночно ориентированной экономикой показывают, что ОВС нередко аккумулируют те средства населения, которые не могут быть направлены на приобретение страховых полисов в акционерных обществах по причине их дороговизны. Но, несмотря на это, объем таких средств значителен.
Исламское страхование безболезненно вписывается в принятое в России законодательство. В рамках Казанского саммита 2013 г. было подписано соглашение между Агентством инвестиционного развития Республики Татарстан и ООО СК «Альянс Жизнь» о сотрудничестве в области развития страхования на принципах исламской экономики «Такафул» на территории Республики Татарстан [5]. Создаваемая в России такафул-компания, безусловно, будет учитывать опыт работы аналогичных финансовых институтов в других странах, но у нее будут и свои особенности, связанные с тем, что для России характерны как в целом невысокий уровень страховой культуры граждан, так и отсутствие длительного опыта предоставления исламских страховых услуг.
Деятельность исламских финансовых институтов в России требует разработки собственного подхода к ведению бухгалтерского учета. На сегодняшний день все институты, которые предлагают исламские финансовые услуги в России, ведут бухгалтерский учет и составляют внешнюю финансовую (бухгалтерскую) отчетность в соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учета (РСБУ), а при составлении внутренней (управленческой) отчетности ориентируются на МСФО. Однако, как РСБУ, так и МСФО не отражают потребности пользователей исламской финансовой отчетности. Поэтому их использование при осуществлении операций в соответствии с принципами ислама может быть весьма неэффективным.
Для примера, согласно ААОИФИ запасы оцениваются по наименьшей из двух величин — себестоимости или чистой цене продаж при первоначальном отражении. Однако в конце года они оцениваются по текущей рыночной цене для определения сум-
мы закята. В РСБУ запасы учитываются только по стоимости приобретения или производственной себестоимости. Историческая стоимость затеняет реальную экономическую стоимость активов и производит скрытые запасы [4]. В РСБУ нематериальными активами считаются ноу-хау, деловая репутация или торговые марки, которые созданы внутри компании. В ААОИФИ данные объекты активами не являются и списываются на расходы в том периоде, в котором были произведены. И пока компания не докажет, что от произведенных расходов будет экономическая выгода, она будет списывать их на прибыль.
В традиционном бухгалтерском учете используется так называемый метод начисления, при котором факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств. Данный метод противоречит канонам ислама, поскольку сначала надо иметь деньги, а потом уже распределять их. Исламский учет приветствует кассовый метод, при котором доходы признаются в день поступления средств на счета в банках и/или в кассу, а расходы — после фактической оплаты возникающих затрат, независимо от периода, к которому они относятся, т.е. в который были заработаны доходы или понесены расходы.
Отличительной особенностью исламской финансовой отчетности является ее прозрачность, которая позволяет увидеть возможные направления вложений привлеченных денежных средств, что, несомненно, является важным для потенциальных инвесторов и кредиторов. Для того, чтобы привлечь недорогое финансирование из арабских государств Персидского залива, стран Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, применяющих стандарты ААОИФИ, необходимо предоставить информацию, подтверждающую, что деятельность компании не противоречит шариату. Поэтому российским организациям, оказывающим исламские финансовые услуги, приходится, помимо отражения операций в рамках Федерального законодательства России, формировать
дополнительную информацию, ориентируясь на требования ААОИФИ. По мнению автора, внедрение параллельного учета позволит выпускать отчетность и по РСБУ, и по ААОИФИ. Данный метод заключается в том, что каждый первичный документ регистрируется и проводится параллельно в двух финансовых системах. Использование бухгалтерских стандартов ААОИФИ непосредственно в финансовой (бухгалтерской) отчетности обеспечит однозначность трактовки ее данных, быструю и корректную консолидацию ее активов и оценку реального положения дел в компании для пользователей. Такое отражение информации возможно, поскольку, несмотря на контрактные различия, многие исламские финансовые инструменты повторяют экономические эффекты традиционных инструментов.
Для эффективной деятельности появившихся исламских финансовых институтов на российском рынке целесообразно создание соответствующих ААОИФИ и одновременно не противоречащих федеральному законодательству правовые и налоговые нормы для традиционных и исламских финансовых продуктов. Одной из проблем является налоговый статус исламских депозитов и возможность признания расходов по ним, уменьшающим налогооблагаемую базу. Другой пример — вопрос о том, должны ли депозиты клиентов на основе модели мудара-ба (финансовый инструмент, аналог доверительного управления) учитываться на балансе или за балансом. Иными словами, это вопрос о различном уровне риска вкладчика в исламском и традиционном банке, что имеет определенные последствия для системы защиты депозитов. Одним из наиболее вероятных сценариев развития исламских финансов в России будет привлечение средств через выпуск исламских облигаций (сукук) [2]. Учитывая, что Москва постепенно становится мировым финансовым центром, исламские финансовые институты должны занять в нем достойное место.
Для полноценного функционирования исламских финансовых институтов в рамках действующего российского законодательства,
необходимо включить исламские финансы в стратегические планы развития российской финансовой системы и разработать предложения в части внесения изменений в соответствующие законы, в частности в ГК РФ, НК РФ, законы «О банках и банковской деятельности», «О рынке ценных бумаг» и др.
В целом, оценивая перспективы исламского бухгалтерского учета в России, можно предположить, что в условиях развития исламского финансирования в стране рано или поздно произойдут определенные изменения в российском законодательстве, в т.ч. в положениях по бухгалтерскому учету. С другой стороны, при отсутствии необходимой системы регулирования деятельности исламских финансовых институтов и институциональной инфраструктуры принятие законодательных инициатив, опережающих формирование самого рынка исламских финансов в России, может способствовать появлению чрезмерно рискованных финансовых схем и использующих их структур. Для эффективного использования исламской модели в России необходима рационализация действующего в РФ кредитно-банковского и валютного законодательства, чтобы уравнять в правах исламские банковские учреждения и страховые компании со всеми другими действующими в России финансовыми институтами. Процесс внедрения стандартов ААОИФИ, несомненно, будет способствовать усилению внешнеполитического курса России по укреплению отношений со странами ОИС и создаст серьезную платформу для экономического сотрудничества между Россией и мусульманским миром. Активное участие государства вносит вклад в развитие законодательных механизмов для исламского финансирования.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
1. Accounting, Auditing and Governance Standards for Islamic Financial Institutions, AAOIFI, 1432H. - Manama, Bahrain, 2010. - 867 p.
2. Беккин Р.И. Исламские финансовые институты и инструменты в мусульманских и немусульманских странах: особенности и перспективы развития: дис. на соискание ученой степени доктора экономических наук. Специальность
08.00.14 — Мировая экономика. — М.: Центр глобальных и стратегических исследований Учреждения Российской академии наук Института Африки РАН, 2009. — 286 с.
3. Брюков В.Г. Исламские банки: специфика услуг и возможности на российском рынке // Международные банковские операции. — 2012. — № 3. — С. 45—46
4. Воронова Е.Ю. Неоинституциональный анализ учетного процесса: монография. — М.: МГИМО-Университет, 2010. — 230 с.
5. Информационная справка KazanSummit 2013. — Режим доступа: http:// www.kazansummit.ru/summit/reliz13.php
6. Калимуллина М.Э. Исламские финансовые проекты в России: практические вопросы реализации. — М.: Исламская книга, 2011. — 40 с.
7. Павлов В.В. Международный рынок исламского банковского капитала: становление и перспективы развития: дис. на соискание ученой степени доктора экономических наук. Специальность 08.00.14 — Мировая экономика. — М.: Центр изучения проблем переходной экономики Института Африки Российской академии наук, 2004. — 285 с.
8. Программа саммита KazanSummit 2013. — Режим доступа: http://www.kazansummit.ru/ program/overal_program/
REFERENCES
1. Accounting, Auditing and Governance Standards for Islamic Pinancial Institutions, AAOIPI, Î432H. Manama, Bahrain, 2010. 867 p.
2. Bekkin R.I. Islamskie finansovye instituty i instrumenty v musul'manskikh i nemusul'manskikh stranakh: osobennosti i perspektivy razyitiia: dis. na soiskanie uchenoi stepeni doktora ekonomicheskikh
nauk. Spetsial'nost' 08.00.14 — Mirovaia ekonomika [Islamic Financial Institutions and Instruments in Muslim and non-Muslim Countries: Peculiarities and Prospects for the Development. Doctor of Economics Thesis. Specialty 08.00.14 — The World Economy]. Moscow, Institute for African Studies of the Russian Academy of Sciences Publ., 2009. 286 p. (In Russ.).
3. Bryukov V.G. Islamskie banki: spetsifika uslug i vozmozhnosti na rossiiskom rynke [Islamic Banks: The Specifics of Services and Opportunities in the Russian Market]. Mezhdunarodnye bankovskie operatsii — International Banking Operations, 2012, no. 3, pp. 45—46 (In Russ.).
4. Voronova E.Y. Neoinstitutsional'nyi analiz uchetnogo protsessa: monografiia [Neoinstitutional Analysis of the Accounting Process: Monograph]. Moscow, MGIMO Publ., 2010. 230 p. (In Russ.).
5. Informatsionnaia spravka KazanSummit 2013 [Information Sheet of KazanSummit 2013]. Available at: http://www.kazansummit.ru/summit/reliz13.php
6. Kalimullina M.E. Islamskie finansovye proekty v Rossii: prakticheskie voprosy realizatsii [Islamic Financial Projects in Russia: Practical Issues of their Realization]. Moscow, Islamskaia Kniga Publ, 2011. 40 p. (In Russ.).
7. Pavlov V.V. Mezhdunarodnyi rynok islamskogo bankovskogo kapitala: stanovlenie i perspektivy razvitiia: dis. na soiskanie uchenoi stepeni doktora ekonomicheskikh nauk. Spetsial'nost' 08.00.14 — Mirovaia ekonomika [International Market of Islamic Banking Capital: Foundation and Prospects for the Development. Doctor of Economics Thesis. Specialty 08.00.14 — The World Economy]. Moscow, Institute for African Studies of the Russian Academy of Sciences Publ., 2004. 285 p. (In Russ.).
8. Programma sammita KazanSummit 2013 [Program of KazanSummit 2013]. Available at: http:/ /www.kazansummit.ru/program/overal_program/