Научная статья на тему 'Исламисты Сомали'

Исламисты Сомали Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
255
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Коновалов И.

«Азия и Африка сегодня», М., 2008, № 4, с. 47-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исламисты Сомали»

нический конфликт превратился в базовую характеристику современного афганского общества. Фактически он проник уже во все сферы афганского социума, что, в свою очередь, не могло не осложнить государственного строительства и, как следствие, обусловило слабость новых органов власти и афганской государственности в целом.

«Азия и Африка сегодня», М., 2008, № 1, с. 35-40.

И. Коновалов,

журналист

ИСЛАМИСТЫ СОМАЛИ

С 1991 г., после падения режима Мохаммеда Сиада Барре, сомалийское государство как единое целое, фактически не существует. Два года назад значительная часть страны оказалась под временным контролем Союза исламских судов (СИС). Вашингтон увидел в этом прямую опасность возникновения в Африке режима по типу государства талибов. Поэтому США поддержали вторжение эфиопских войск, которые после разгрома отрядов исламистов остались в Сомали для поддержки Переходного федерального правительства страны. Однако боевики СИС не сложили оружие. Партизанская война продолжается. Проводимую аналогию Союза исламских судов с движением «Талибан», очевидную на первый взгляд, следует все же признать поверхностной. В основе традиционного сомалийского общества лежит клановая система, которая чрезвычайно сложна и запутанна. Сомалийцы разделены на пять клановых семей, или союзов, называемых также часто племенами, - дир, хавийя, исаак, дарод и раханвейн. Последний считается низкородным, поскольку ведет свою родословную от земледельческих общин, а первые четыре происходят от «благородных» кочевников. Клановые союзы состоят из кланов, которые дробятся на подкланы и далее - вплоть до отдельных семей. Вражда, уходящая корнями в древность, во времена ожесточенной борьбы за источники воды и пастбища, - одна из главных характеристик межклановых взаимоотношений в Сомали. В нынешней бесконечной сомалийской войне исламистский фактор хотя и играет значительную роль, но все же далеко не определяющую. Диктатор C. Барре (клан марехан) хоть и боролся с трайбализмом, но опирался все-таки на кланы, входящие в его клановый союз дарод. После его свержения все

политические движения и группировки сражались за власть преимущественно в интересах какого-либо клана. Нынешнее сомалийское правительство по существу ничего не контролирует, хотя и опирается на поддержку эфиопских войск. Страна представляет собой мозаику из самоуправляемых племенных анклавов. Северные же кланы просто отделились, создав де-факто два государства - Сомалиленд (провинции Санаг, Вокуй Галбед, Тогдхеер) и Пунтленд (провинции Бари, Нугал и северная часть провинции Мудуг).

Несмотря на обилие в Сомали разного рода религиозных групп, самым заметным фундаменталистским движением в истории гражданской войны признается по праву «Аль-Итихад аль-Исламия» (АИАИ). Оно возникло между 1982 и 1984 гг., т.е. еще в период правления С. Барре после слияния двух религиозных организаций «Аль-Джама аль-Исламия» и «Аль-Итихад». Вот как в свое время характеризовал основные задачи АИАИ один из его членов: «Аль-Итихад предлагал альтернативу демократии, коммунизму и конституциям, сотворенным человеком. Он предлагал Коран и Сунну как основы всех политических, социальных и других аспектов жизни». Фундаментализм движения не встретил в то время значительной поддержки среди сомалийцев. В конце 1980-х АИАИ вступило в конфронтацию с другими религиозными обществами и группами Сомали. До конца 1990 г. АИАИ оставалась преимущественно просветительской организацией. Однако после падения режима С. Барре ситуация изменилась. В число ее руководителей вошли несколько возвратившихся из Афганистана ветеранов афганской войны. Организация начала призывать к вооруженному джихаду и созданию в Сомали исламского государства. Гражданская война, начавшаяся летом 1989 г. первоначально как восстание против режима С. Барре, быстро переросла во всеобщую межклановую рознь. Во главе группировки, временно победившей в начале 1990-х годов, - Объединенного сомалийского конгресса (ОСК) - стоял клановый союз хавийя. Его боевики развернули в Могадишо репрессии против кланов дарод, которые прежде составляли «ближний круг» С. Барре. Поскольку в АИАИ большинство составляли также представители кланов дарод, им тоже пришлось оставить Могадишо и уйти на юг Сомали. В апреле 1991 г. в 60 км от порта Кисимайо произошло сражение между милицией «Аль-Итихад» и войсками ОСК под командованием генерала Мо-хаммеда Фараха Айдида. Это событие стало поворотным моментом

в истории движения. Перед сражением генерал Айдид направил в лагерь АИАИ парламентеров во главе со своим первым заместителем полковником X. Дахиром Авейсом с предложением к исламистам отступить. В ходе переговоров полковник Авейс решил перейти на сторону АИАИ, отправив остальную делегацию назад. Это воодушевило бойцов «Аль-Итихад аль-Исламия» на сопротивление. Приход полковника Авейса стал для военного крыла АИАИ крупной политической победой. Большинство членов организации решили выбрать путь вооруженного джихада, а сам Авейс сделался ее бессменным военным лидером.

После разгрома под Кисимайо большая часть членов АИАИ ушла на север и осела на территории Пунтленда, которую контролировал Демократический фронт спасения Сомали (ДФСС), представляющий интересы клана миджуртин/дарод. Здесь они попытались создать исламский эмират. В течение лета 1992 г. шли ожесточенные бои между отрядами исламистов и клановой милицией Пунтленда. В итоге разгромленные исламисты ушли в район небольшого порта Лас Корей на спорной территории между Пунт-лендом и Сомалилендом. Наиболее стойкие сторонники джихада перебрались на юг Сомали, поближе к эфиопской границе, и обосновались в регионе Гедо. Здесь «Аль-Итихад аль-Исламия» сумела создать исламскую администрацию, которая в течение четырех лет демонстрировала всему югу Сомали пример жестко управляемой, но безопасной для проживания мирного населения территории. Наказания за преступления проводились здесь публично, в том числе ампутация рук за воровство. Употребление ката - местного легкого наркотика - было запрещено, так же как и выращивание табака. Женщин обязали носить чадру. Полицию сменила исламская милиция. Преподавание в школах велось на арабском языке. Шариатский суд заменил действие сомалийского традиционного закона хеер (на яз. сомали - «договор»). Однако этот радикальный шаг подорвал позиции исламистов. Ведь хеер издавна определяет весь внутренний уклад сомалийского общества: полномочия совета старейшин клана, взаимоотношения с соседями, решение наиболее важных вопросов, например, условия и размеры компенсаций, связанных с кровной местью. В этих обсуждениях традиционно участвует все взрослое мужское население клана или общины.

Между тем, жесткие предписания и религиозный фанатизм АИАИ оттолкнули от него местное население. Организация, не найдя достаточного количества сторонников в борьбе за влияние в

регионе Гедо, потерпела поражение в борьбе с соседними клановыми группировками, поддержанными Эфиопией. Решающий удар по АИАИ был занесен в августе 1996 г. В ходе масштабной войсковой операции эфиопская армия разгромила все основные базы исламистов. Как утверждали в Аддис-Абебе, в штаб-квартире группировки в г. Луг было захвачено большое число документов, подтверждающих связь АИАИ с «Аль-Каидой». Вскоре на обломках АИАИ была создана новая организация «Джамаат аль-итисам билль-китаб ва Сунна» («Общество следования Корану и Сунне»), которая, однако, уже не имела такого влияния. Бывшие члены АИАИ направили свои усилия на гуманитарную область - образование, юриспруденцию, здравоохранение, СМИ, социальные программы. Эфиопский политолог М. Тадессе утверждал, что «Аль-Итихад аль-Исламия» сумела расставить своих людей на важные посты в бизнесе и политике. Любопытно, что хотя АИАИ перестало существовать в 1996 г., об этой организации, по причине ее предполагаемой связи с «Аль-Каидой», вновь заговорили после взрывов американских посольств в Кении и Танзании в 1998 г.

Эта организация стала прообразом нынешних сомалийских исламских судов. Эти структуры не были судебными в обычном понимании, а стали политизированными органами исламского самоуправления. Первый исламский суд был создан в Могадишо в 1993 г., в старом районе города - Медине, членами отколовшейся от АИАИ группировки «Ансар ас-Сунна». На следующий год шейх Али Дере из клана абгал/хавийя создал подобные суды в северном районе Могадишо, однако их жесткие меры по наведению порядка на «подведомственной территории» испугали местное население. Тем не менее успехи судов в деле обеспечения безопасности в разоренном войной городе оказались столь очевидными, что у военных лидеров традиционных клановых группировок возникли опасения по поводу утраты их собственного влияния среди населения подконтрольных территорий. Не без участия этих «полевых командиров» исламские суды в северном районе Могадишо в 1998 г. были распущены. Полковник Авейс основал исламские суды в Ифка Халане (городской район на западе Могадишо) и еще один в г. Мерка. После чего исламские суды стали появляться один за другим. В 2000 г. их лидеры создали Совет осуществления шариата (СОШ).

Бывший президент Сомали А. Салад Хасан и созданное им в 2000 г. Переходное национальное правительство (ПНИ) попыта-

лись интегрировать исламские суды в воссоздаваемую правительством юридическую систему. В свою очередь, исламские суды надеялись с помощью нового правительства реализовать собственные цели и амбиции. В новом парламенте процент представителей различных исламских организаций был весьма высок. Это стало одной из причин последующего обвинения ПНП в сотрудничестве с исламистами. В мае 2004 г. СОШ был переформирован в действующий ныне Высший совет Союза исламских судов Сомали (ВСИСС), который возглавил оывший военный лидер АИАИ полковник Х. Дахир Авейс, добавивший к своему воинскому званию титул шейха. Председателем же СИС стал Ш. Шейх Ахмед. Наиболее значительным влиянием к середине 2004 г. обладали суды Иф-ка Халане, Чиркола, Харарайле, Тоуфик. Сотрудничество и взаимодействие поначалу оказались довольно слабыми. Однако избрание новым президентом страны А. Юсуфа Ахмеда в октябре 2004 г. изменило ситуацию. Его намерение пригласить в страну иностранных миротворцев, в том числе из Эфиопии, заставило суды сплотиться и начать действовать наступательно. Сформированное новым президентом Переходное федеральное правительство (ПФП) развернуло в стране информационную кампанию против исламских судов, заявляя, что они управляются людьми из бывшей «Аль-Итихад аль-Исламия», что в значительной степени соответствовало действительности.

Лето 2005 г. ознаменовалось новым обострением в гражданской войне в Сомали. Исламские суды, до этого ограничивавшие свою военную деятельность только защитой подконтрольных им территорий, перешли к более агрессивной политике, стремясь распространить законы шариата на всю территорию Сомали. Знаковым при этом стало назначение А. Даши Фараха Айро командиром милиции самого мощного в военном отношении суда Ифка Халане. Фарах Айро - ученик и ставленник полковника Авейса - считается «продуктом "Аль-Итихада"». С 2003 г. он известен как руководитель группировки «Шабаб» («Юность») - молодежного боевого крыла и как один из самых фанатичных сторонников джихада. В ноябре 2005 г. отряды Айро предприняли в северных районах Могадишо жестокие нападения на кинотеатры, где демонстрировались западные и индийские фильмы, что спровоцировало новые вооруженные столкновения на улицах столицы. Традиционные для Сомали клановые противоречия помешали президенту Ю. Ахмеду, а также новоизбранному парламенту и правительству договориться

между собой. Разногласия начались почти сразу, уже просто потому, что основные министерские портфели в правительстве были розданы лидерам различных, зачастую противоборствующих, клановых группировок. Исполнительная власть разделились на две фракции. В Могадишо осталась большая часть министров из числа клановых вождей, а город Джоухар, в 60 км к северу от столицы, стал временной столицей президента и его сторонников. Это противостояние было на руку СИС. В начале 2006 г. они начали вытеснять из «подведомственных территорий» милицию клановых группировок. В очередной раз в конфликт вмешались США, поддержав сформированный в феврале 2006 г. союз клановых вождей - Альянс за восстановление мира и контртерроризм (АВМК). Мотивы объединения клановых вождей в Альянс были различными, но, конечно, менее всего это была действительная борьба с терроризмом. Большинство полевых командиров видели в исламистах прямую угрозу своему влиянию, другие же просто рассчитывали на получение под новую структуру дополнительной иностранной помощи.

В свою очередь, исламские суды, действуя примерно по одному и тому же сценарию и настойчиво проводя в жизнь законы шариата, отстроили в контролируемых ими районах довольно эффективную систему безопасности, чего лидеры группировок сделать так и не смогли (а скорее, не хотели). Жесткие меры в борьбе с бандитизмом и мародерством привлекали на сторону судов все больше сомалийцев. Однако главным их козырем стало то, что суды сумели создать реальный союз, поскольку имели в основе общую программу действий и идеологию - шариат. Военные же вожди кланов такой базы для объединения не имели и потому не смогли организовать единый фронт сопротивления исламистам, когда последние объявили им войну. В мае 2006 г. началось генеральное сражение за Могадишо. Милиция исламистов оказалась при этом более сплоченной и более мотивированной и дисциплинированной. Во время боев она умело использовала резервные отряды, что позволяло вести боевые действия практически круглосуточно. Перелом в сражении за Могадишо наступил 5 июня, после того как Каньяре Афрах (военный лидер клана муросад/хавийя) без согласования с другими полевыми командирами вывел из столицы свою группировку. Большая часть города оказалась в руках исламистов.

На занятых территориях сразу начали создаваться новые исламские суды. Таким образом, политическая слабость правительст-

ва и разобщенность клановых лидеров привели их к военному поражению. К концу года под их контролем остались только столица клана раханвейн г. Байдоа и прилегающая к нему территория. Однако вскоре ситуацию в стране изменило вмешательство эфиопских войск.

Поначалу помощь эфиопов правительственным войскам ограничивалась предоставлением инструкторов, поставкой боеприпасов и иногда артиллерийской поддержкой. Но после того как исламисты объявили джихад самой Эфиопии, прямые боевые столкновения эфиопских войск, которые перешли эфиопо-сомалийскую границу и сконцентрировались в районе Байдоа, с отрядами ВСИСС случались все чаще. Эфиопское командование готовило широкомасштабное вторжение в в Сомали. 20 декабря 2006 г. эфиопы контратаковали. Исламистские отряды, которые почти не имели тяжелого вооружения, не могли противостоять эфиопской бронетехнике, наступавшей при мощной авиа- и артиллерийской поддержке. Под прикрытием танков наступала мобильная пехота сомалийского правительства. 24 декабря севернее Байдоа начала наступление на Джоухар через Беледуэин и Дусамареб вторая группировка эфиопских войск. Общая численность задействованных в Сомали эфиопских войск достигла 30 тыс. человек. Им противостояли до 10 тыс. исламистов, среди которых были иностранные добровольцы. Исламисты попытались организовать в Джоуха-ре линию обороны, но были выбиты из города. 27 декабря без боя пал Могадишо, а на следующий день глава ВСИСС Д. Авейс подал в отставку. Последний раз переломить ситуацию исламисты попытались 5 января 2007 г. у городка Рас Камбони (близ границы с Кенией), бросив в бой до ста «техничек». 8-9 января 2007 г. в конфликт открыто вмешались США, проведя серию авиаударов по местам скопления боевиков. Американцам удалось уничтожить нескольких видных полевых командиров. После этого отряды исламских судов рассеялись.

Роль США в этом конфликте была с самого начала весьма значительна. Американцы предоставляли эфиопским военным данные спутниковой разведки и необходимую тыловую поддержку. С моря побережье Сомали блокировалось группировкой 5-го флота США. Кроме того, в период с июня 2005 по июнь 2006 г. ЦРУ передало сомалийским военным вождям, входящим в АВМК, несколько сот тысяч долл. Решение вмешаться в сомалийский конфликт Аддис-Абеба приняла самостоятельно. Эфиопия традицион-

но отличалась умением вести свою собственную политику, имея при этом в союзниках то Советский Союз (до 1991 г.), то (как в настоящее время) Соединенные Штаты. Однако в этот раз эфиопские и американские интересы совпали. Восстановление сомалийского государства, да еще под знаменем исламистов, совершенно не устраивает Эфиопию, где более трети населения мусульмане. Ведь не исключено, что тогда Сомали вновь предъявит права на населенную этническими сомалийцами эфиопскую территорию Огаден, как это уже случилось в 19771978 гг. и вызвало крупный вооруженный конфликт между двумя странами. Именно поэтому Эфиопия поддерживала и продолжает поддерживать слабое Переходное правительство в Могадишо. При этом косвенно нанесен очень чувствительный удар по единственному сопернику Эфиопии в регионе - Эритрее, которая поддерживала Союз исламских судов. Еще со времен пограничной войны 1998-2000 гг. между этими государствами Эфиопия и Эритрея ведут в Сомали скрытую войну друг против друга, поддерживая враждующие кланы и группировки. Инструкторы из Эритреи работали в отрядах исламистов, более того, в их рядах сражалось, по некоторым данным, свыше 2 тыс. эритрейских «добровольцев». После разгрома крупных военных отрядов ВСИСС исламисты развернули в Сомали партизанскую войну. Впрочем, было бы ошибочно считать, что все партизаны - убежденные исламисты. Большинство из них просто хотят ухода эфиопских войск из страны. Война в этой стране идет уже почти 20 лет и с конца 1980-х практически никогда полностью не прекращалась. Нападая на «оккупантов», различные сомалийские группировки воюют при этом и между собой, причем как те, что поддерживают правительство, так и те, что выступают против него. Несколько нынешних партизанских групп определенно ведут «родословную» от ополчения Союза исламских судов и отрядов «Шабаб».

Возобновившиеся в марте-апреле 2007 г. в Могадишо бои показали, что ситуация в стране остается патовой, что структура исламистского сопротивления не уничтожена. Серьезных попыток примирения до сих пор не предпринималось. Правительство в Могадишо и руководство Союза исламских судов, куда вернулся полковник Авейс, перебравшееся ныне в эритрейскую Асмэру, продолжают обвинять друг друга в предательстве национальных интересов. Сами правительственные структуры продолжает разъедать борьба кланов. Так, 1-я бригада только сформированной сомалий-

ской армии распалась, не успев начать службу: ее подразделения, составленные из бойцов разных кланов, просто передрались между собой. В высшем руководстве страны продолжается неразбериха. Президент А. Юсуф Ахмед после ухода в отставку в октябре 2007 г. противостоящего ему премьер-министра Мохаммеда Геди поменял уже на двух премьеров в поисках лояльного. Кабинет министров постоянно перетасовывается, но заметных подвижек к лучшему от этого не заметно, поскольку вновь назначаемые министры предпочитают отстаивать, прежде всего, интересы своих кланов. Пока в стране находятся эфиопские войска, сила остается на стороне президента, но с их уходом ситуация неминуемо взорвется, и исламисты непременно постараются использовать свой шанс еще раз.

«Азия и Африка сегодня», М., 2008, № 4, с. 47-51.

С.Демиденко,

политолог

УГРОЗЫ И ВОЗМОЖНОСТИ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА. (Прогноз на ближайшие 10 лет)

Значение Ближнего Востока для мировой стабильности обусловлено не только тем, что данный регион является одной из важнейших ресурсных «кладовых» развитых индустриальных держав. Именно оттуда исходит значительное количество современных угроз - экспорт исламского фундаментализма и терроризма, наркотрафик, распространение ОМУ. Некоторые государства Ближнего Востока находятся либо в стадии распада (например, Ирак или Афганистан), либо близки к серьезному гражданскому конфликту (Пакистан, Ливан). Даже там, где внутриполитическое положение относительно стабильно, вызревают этноконфессиональные противоречия, в перспективе грозящие привести к мощному социальному взрыву (Сирия и, с некоторыми оговорками, Иран).

Для России политическая ситуация на Ближнем Востоке имеет принципиальное значение в связи с тем, что она (наряду с увеличением спроса на энергоносители в США, Индии и КНР) является ключевым фактором, влияющим на динамику цен на нефть. Начало нынешнего ажиотажа на нефтяном рынке пришлось на 2000 г., когда после визита Ариэля Шарона на Храмовую гору в Палестине началась вторая интифада, а значительный рывок цены

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.