Вестн. Моск. ун-та. Сер. 25. Международные отношения и мировая политика. 2011. № 4
МАТЕРИАЛЫ ЦЕНТРА ПРОБЛЕМ БЕЗОПАСНОСТИ И РАЗВИТИЯ
А.Л. Дунаев*
СОМАЛИ-2011: ГУМАНИТАРНАЯ КАТАСТРОФА
НА ФОНЕ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
Засуха 2011 г. стала тяжелым испытанием для всех государств Африканского Рога. Сильнее всего от нее пострадало Сомали, где сотни тысяч людей оказались на пороге голодной смерти. В статье исследованы причины, в результате которых природный катаклизм превратился в полномасштабную гуманитарную катастрофу, рассмотрены вопросы, связанные с оказанием помощи нуждающимся, изучено влияние гуманитарного кризиса в Сомали на международную обстановку в регионе.
Ключевые слова: Сомали, Африканский Рог, засуха, гражданская война, «Аль-Шабаб», гуманитарная катастрофа, гуманитарная помощь.
В 2011 г. на Африканском Роге разразилась тяжелейшая засуха, затронувшая Эфиопию, Сомали, Джибути и северо-восточные области Кении. Гибель урожая и массовый падеж скота поставили миллионы людей на грань выживания. По состоянию на 21 октября 2011 г. в регионе насчитывалось 13,3 млн человек, нуждавшихся в помощи, причем половина из них — дети. В тяжелых условиях оказались 4,5 млн эфиопов, 4 млн сомалийцев, 3,75 млн кенийцев и 120 тыс. джибутийцев [20].
В количественном плане цифры, приведенные для Эфиопии, Кении и Сомали, сопоставимы. Однако если взглянуть на процентное соотношение нуждающихся к общей численности населения, то станет очевидно, что самый сильный урон засуха нанесла Сомали. Здесь в бедственном положении оказалось 53% населения, тогда как в Кении этот показатель составляет 9%, а в Эфиопии — 5%, причем в этих двух странах в число нуждающихся включены сотни тысяч сомалийских беженцев.
В настоящей статье мы ставим перед собой цель понять, почему именно в Сомали засуха привела к гуманитарной катастрофе и как избежать повторения подобного сценария в будущем. Для этого представляется необходимым решить следующие задачи. Во-пер-
* Дунаев Александр Львович — к.и.н., доцент кафедры международных организаций и мировых политических процессов факультета мировой политики МГУ имени М.В. Ломоносова (e-mail: [email protected]).
вых, охарактеризовать масштабы катастрофы; во-вторых, определить причины, ее вызвавшие; в-третьих, исследовать реакцию соседних государств и мирового сообщества на кризис в Сомали; наконец, в-четвертых, проанализировать трудности, с которыми столкнулись страны-доноры и гуманитарные организации, занимающиеся доставкой и распределением помощи голодающим.
* * *
Нарастание продовольственного кризиса в Сомали было очевидным еще в первой половине 2011 г. Летом стало ясно, что ситуация окончательно вышла из-под контроля. 20 июля ООН объявила о наступлении голода в южных провинциях Бакул и Нижняя Ша-белле1. В сентябре в список провинций, где, по оценке ООН, начался голод, вошли Средняя Шабелле, Бай, а также лагеря для беженцев, расположенные в Могадишо и в 30-километровом коридоре от столицы до города Афгойе.
За первые 8 месяцев 2011 г. число сомалийцев, страдавших от недоедания и нуждавшихся в помощи, выросло с 2,4 до 4 млн человек. По данным на конец сентября, 75% из них, или 3 млн человек, проживали в южных районах страны. 750 тыс. сомалийцев грозила голодная смерть в ближайшие недели. Летом 2011 г. от голода ежедневно умирали несколько сотен человек. Большую опасность представляло и острое недоедание, создававшее благоприятные условия для распространения таких инфекционных заболеваний, как корь, холера и малярия. Так, с января по сентябрь только в госпитале Банадир в Могадишо было зафиксировано 5000 случаев заболевания холерой, причем 72% заболевших были детьми [24], в целом же число заразившихся с июля 2010 г. по июль 2011 г. выросло на 44% [31].
Голод и отчаяние вынудили сотни тысяч людей покинуть свои дома в поисках спасения. К середине октября число сомалийцев в лагерях для беженцев, расположенных в соседних странах, достигло 940 тыс. человек, причем 318 тыс. из них бежали с родины в 2011 г. [19]. Самым крупным центром сосредоточения беженцев из охваченных бедствием южных районов Сомали остается лагерь Дабааб, расположенный в Восточной Кении и, по сути, представ-
1 Голод объявляют в том случае, если от сильного недоедания страдают более
30% детей данного региона, более 20% домохозяйств испытывают острую нехватку продовольствия, смертность превышает 2 человека на 10 000 или 4 ребенка на
10 000 детей в возрасте до 5 лет, население не имеет достаточного количества пищи (минимум 2100 калорий в сутки на человека). Последний раз ООН объявляла о наступлении голода в Сомали в 1992 г. В охваченных голодом районах юга страны средний показатель недоедания среди детей составляет 38,3%, ежедневно гибнут
4 ребенка из 10 000, а в провинциях Нижняя Шабелле и Афгойе детская смертность достигает соотношения 13 на 10 000 [21].
ляющий собой комплекс из 4 лагерей. К середине октября в комплексе, изначально рассчитанном на 90 тыс. человек, находились более 463 тыс. сомалийцев [9]. Летом каждый день сюда прибывали по 1300 новых беженцев [61], однако в октябре число вновь прибывших резко сократилось, что могло быть связано с началом боевых действий близ сомалийско-кенийской границы. В Эфиопии к началу сентября насчитывалось около 260 тыс. сомалийских беженцев, более 120 тыс. из них были сосредоточены в 4 лагерях комплекса Долло Адо [23]. Около 200 тыс. сомалийцев в середине октября находились в лагерях для беженцев в Йемене [9], еще 18 тыс. человек бежали из Сомали в Джибути [19]. В самом Сомали, где остро стоит проблема перемещенных в ходе гражданской войны лиц, численность которых составляет 1,4 млн человек, основным центром притяжения для беженцев стала столица. В июне 2011 г. в Могадишо находились 370 тыс. беженцев, а в августе их число выросло еще на 100 тыс. Беженцы в Могадишо распределены по различным лагерям, крупнейшим из которых стал Бадбадо, где разместились около 30 тыс. человек [16].
Как случилось, что из всех стран Африканского Рога только в Сомали разразилась гуманитарная катастрофа? Разумеется, непосредственной причиной ее стала самая сильная за последние 60 лет засуха. Стоит отметить, что засуха — частое явление на Африканском Роге: с 1980 г. в разных областях региона она была зафиксирована 42 раза. Крупных рек в этой части Африки нет, поэтому ключевым (а в прибрежных областях — единственным) источником воды являются дожди, приносимые пассатами с Индийского океана в сезоны дождей, которые длятся с апреля по июнь (сезон гу) и с октября по декабрь (сезон дейр) и от которых напрямую зависят сельскохозяйственные циклы. Если горные районы Африканского Рога в достаточной степени обеспечены водой благодаря обильным осадкам, количество которых, например, в горах Эфиопии достигает 2000 мм, то в низинах и на побережье Индийского океана господствует полуаридный или аридный климат [57]. Как следствие, страны Африканского Рога (Джибути, Сомали, Эфиопия, Кения) относятся к числу государств, наименее обеспеченных водными ресурсами [59], а Сомали входит в десятку стран с самым низким уровнем доступности пресной воды [4]. Это объясняется тем, что тропические ветра здесь дуют с Запада, поэтому вся влага выпадает в виде осадков в Сахеле и Судане, а Африканского Рога достигают уже сухие воздушные массы.
В последнее десятилетие количество осадков в сезон дождей неуклонно уменьшалось. В период с июня 2010 г. по июль 2011 г. их выпало на 55% меньше по сравнению со среднегодовыми зна-
чениями за последние 5 лет [47]. Сокращение осадков в сочетании с вырубкой лесов, которую ведут торговцы древесным углем, и с перевыпасом скота [11] привело к постепенному иссушению почв, понижению уровня грунтовых вод и, как следствие, к обмелению колодцев. Негативные климатические изменения в регионе отчасти вызваны действием феномена Ла-Нинья2, который нарушает сложившиеся системы циркуляции воздушных масс в тропических областях Тихого и Индийского океанов [38]. Еще одной возможной причиной снижения количества осадков в Восточной Африке является глобальное потепление, которое привело к повышению приземной температуры в Африке почти на 1° с 1970-х годов [58] и к постепенному нагреванию Мирового океана, что также влияет на режим ветров в этих краях [18].
Однако сама по себе засуха не смогла бы поставить миллионы людей на грань гуманитарной катастрофы. Другие регионы мира, отличающиеся засушливым климатом, столкнулись в 2011 г. с похожей проблемой. Так, в Китае засуха разразилась в нижнем и среднем течении Янцзы, но ее последствия не сравнимы с теми, что наблюдаются на Африканском Роге [2], страны которого в принципе очень уязвимы перед лицом таких природных катастроф.
В значительной степени столь высокая уязвимость обусловлена причинами социально-экономического и демографического характера. Во-первых, большая часть трудоспособного населения стран Африканского Рога занята в сельском хозяйстве: в Эфиопии данный показатель достигает 85%, в Кении — 75%, а в Сомали — 71% [60]. Элементарное выживание этих людей зависит от положения дел в сельскохозяйственном секторе, который не отличается высокой эффективностью ни в одной из перечисленных стран. Засуха губит значительную часть урожая и вызывает массовый падеж скота (в 2011 г. смертность среди коров и овец составила 60% [47]), что, разумеется, создает угрозу голода.
2 Ла-Нинья — холодная фаза Южной осцилляции (теплая фаза называется Эль-Ниньо), представляющей собой колебания температуры в экваториальной части Тихого океана. Суть феномена Ла-Нинья заключается в понижении температуры на 1—3° у водной поверхности на пространстве от линии перемены дат до тихоокеанского побережья Южной Америки. Как правило, продолжительность каждой из фаз Южной осцилляции составляет от 9 до 12 месяцев, начинаются они в июне—августе, достигают пика в декабре—апреле и постепенно ослабевают в мае—июне. Вслед за понижением температуры в восточной части Тихого океана атмосферное давление здесь повышается, а над Индонезией и в тропических областях западной части Тихого океана понижается. В результате пассаты, дующие над Индийским океаном, устремляются не к побережью Восточной Африки, а на восток, в зону низкого давления [22]. На Африканском Роге изменение направления ветров приводит к заметному сокращению количества осадков в сезон дождей дейр. Именно по такому сценарию развивались события после начала очередной фазы Ла-Нинья летом 2010 г.
Во-вторых, в этих странах демографический переход еще далек от завершения и уровень рождаемости по-прежнему очень высок: в Сомали на одну женщину приходится 6,35 рождений, в Эфиопии — 6,02; в Кении этот показатель в полтора раза ниже — 4,19. Несмотря на высокий уровень смертности, особенно детской, неконтролируемая рождаемость приводит к быстрому росту населения. В Эфиопии и Кении с 1985 г. оно выросло более чем вдвое — с 42,2 до 90,9 и с 19,8 до 41,8 млн человек соответственно, а в Сомали, где уже 20 лет продолжается гражданская война, в результате которой погибли тысячи людей и эмигрировали сотни тысяч, сегодня проживают 9,9 млн человек, что в полтора раза больше, чем в 1990 г. [35]. Сельское хозяйство не поспевает за такими высокими темпами и не может обеспечить соответствующего роста производства продовольствия.
Наконец, в-третьих, общей проблемой для всех стран региона остается бедность. Средний доход на душу населения, исчисленный по паритету покупательной способности, в Эфиопии равен 1000 долл. США, а в Сомали — 600 долл. На фоне своих соседей Кения показывает лучшие результаты, однако и здесь доходы населения остаются очень низкими — около 1600 долл. [60]. Необходимо учитывать, что это усредненные показатели, а значит, беднейшие слои, которые составляют большинство населения этих стран, довольствуются меньшими суммами. Среди государств Африканского Рога меньше всего бедняков в Кении: за чертой абсолютной бедности, признаком которой Всемирный банк считает доход ниже 1,25 долл. в день на человека, здесь живут 19,7% населения, а к числу лиц, чьи доходы не достигают 2 долл. в сутки, относятся 39,9%. В Эфиопии эти показатели составляют 39 и 79,6% соответственно [7]. В Сомали в условиях абсолютной бедности живут 43% населения, а доля тех, чьи доходы не достигают 2 долл. в день, составляет 73%. Следует отметить, что эти показатели еще выше в сельской местности, где проживает основная масса сомалийцев, — 53 и более 80% соответственно [55]. Помимо разницы в ситуации на селе и в городах необходимо учитывать и тот факт, что судьба различных регионов Сомали после 1990 г. складывалась по-разному. Самые ожесточенные столкновения в гражданской войне происходили и происходят до сих пор в центральных и южных районах страны, поэтому здесь число лиц, живущих в условиях умеренной и абсолютной бедности, выше, чем на северо-востоке, который пострадал от боевых действий в меньшей степени.
В условиях, когда 75—80% семейных расходов составляют траты на покупку продовольствия, даже небольшое повышение цен может привести к весьма ощутимым последствиям. Если же цены растут в разы, то большинство населения этих стран оказывается 130
на пороге голода. В 2010—2011 гг. сложилась именно такая ситуация. По данным продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО; Food and Agriculture Organization — FAO), в декабре 2010 г. уровень цен превысил показатели продовольственного кризиса 2007—2008 гг. Так, в Кении рост цен на зерно составил от 30 до 80% в зависимости от районов [39]. В Сомали, где после весеннего сезона дождей был собран худший за последние 17 лет урожай, цены на злаковые и на красное сорго, широко используемое в стране, поднялись более чем вдвое [25]. На продовольственный рынок также негативно влияют цены на топливо, которые выросли на 55% по сравнению с июлем 2010 г. [6].
Помимо высокой уязвимости стран региона перед засухой можно выделить еще одну важнейшую причину гуманитарной катастрофы, постигшей Сомали летом 2011 г. Речь идет о политическом хаосе, царящем в стране на протяжении 20 лет. История государств Африканского Рога последних десятилетий служит прекрасной иллюстрацией того, что дестабилизация политической обстановки и кризис политических институтов являются важнейшими факторами, способствующими превращению такой природной катастрофы, как засуха, в гуманитарную.
Приведем несколько примеров. Засуха, поразившая в 1972 г. Африканский Рог, в наибольшей степени затронула эфиопские провинции Уолло и Тыграй, где жертвами голода стали около 200 тыс. человек. Наряду с капризами природы причинами катастрофы были феодальная система распределения земли, не обеспечивавшая крестьян достаточным ее количеством, и бесчеловечная политика правительства императора Хайле Селассие, которое не пожелало прийти на помощь голодавшим и замалчивало масштабы трагедии [43]. Прошло чуть больше 10 лет, и засуха снова вернулась в этот регион. Больше всего от нее вновь пострадала Эфиопия, где к тому времени уже произошла революция, в результате которой был свергнут императорский режим и началось строительство социализма. Неадекватная политика правивших кругов во главе с Хайле Мариамом Менгисту и непрекращавшаяся гражданская война на востоке страны привели к полной дезорганизации хозяйственной жизни. Следствием этого стал массовый голод, от которого в 1983—1985 гг. умерли около 1 млн человек [42]. Засуха, пришедшая на Африканский Рог в 1992 г., сильнее всего ударила по Сомали, которое погрузилось в пучину гражданской войны после падения диктаторского режима Сиада Барре. Разразившийся голод унес жизни 300 тыс. человек [56].
В 2011 г. политический фактор снова сыграл ключевую роль в развитии кризиса на Африканском Роге. В Эфиопии свою лепту в усугубление сложившейся ситуации, которая все же не переросла
в катастрофу, внесла не всегда адекватная позиция властей. Так, в начале августа, в самый разгар засухи, стало известно о том, что эфиопское правительство намерено осуществить принятый в 2009 г. план продажи иностранным компаниям крупных участков сельскохозяйственных земель, причем часть из них будет отнята у местных племен [50].
В Сомали политические причины гуманитарной катастрофы носят иной характер. В южных областях страны можно наблюдать уже знакомую картину: засуха в сочетании с гражданской войной и политическим хаосом имеет следствием массовый голод и гибель десятков тысяч людей.
Политическая нестабильность царит в Сомали уже более двух десятков лет. В 1988 г. в стране разгорелась гражданская война. На начальном этапе ее основным содержанием была борьба Сомалийского национального движения против диктатора Мохаммеда Си-ада Барре. После его свержения в 1991 г. конфликт превратился в борьбу кланов за власть и привел к полной деградации государственных институтов и фактическому распаду страны на ряд территорий, контролируемых враждовавшими между собой полевыми командирами. На северо-востоке Сомали образовалось два фактически независимых, но никем официально не признанных государства — Сомалиленд в 1991 г. и Пунтленд в 1998 г. Несмотря на некоторую напряженность в отношениях между ними в связи с территориальными спорами вокруг провинций Сул и Санааг, во внутренней политике обоим образованиям удалось достичь относительной стабильности. На юге Сомали ситуация развивалась по более драматичному сценарию. Начиная с середины 1990-х годов здесь росло влияние исламистских группировок, из числа которых к концу десятилетия выделился Союз исламских судов (СИС). К 2005 г. это движение окрепло настолько, что решило бросить вызов Переходному федеральному правительству (ПФП), образованному годом ранее. 5 июня 2006 г. под контроль исламских судов перешел Могадишо. На подчиненной ему территории СИС вводил законы шариата и жесткими мерами сумел добиться некоторой стабилизации положения. Однако успехи исламистов вызвали опасения Эфиопии, которая, опираясь на поддержку США, 20 декабря 2006 г. начала крупномасштабное наступление против СИС. После 8 дней боев эфиопские войска вступили в Могадишо. В результате ситуация в Сомали усложнилась еще больше: ПФП не располагало достаточными силами для того, чтобы распространить свой контроль на всю территорию страны, против эфиопских сил, в которых местное население видело оккупантов, началась партизанская война, а разгромленные исламисты образовали новые группировки и приняли самое активное участие в борьбе за власть [5]. 132
Одной из таких группировок является «Аль-Шабаб», созданная в 2006 г. В течение 2 лет она вела партизанскую борьбу против эфиопский войск и сил ПФП, устраивая террористические акты в столице Сомали. В 2007 г. группировка впервые заявила о своих связях с «Аль-Каидой», из-за чего Соединенные Штаты в феврале 2008 г. включили ее в список иностранных террористических организаций. «Звездный час» «Аль-Шабаб» пробил, когда в январе 2009 г. из Сомали был выведен 17-тысячный эфиопский контингент. В течение нескольких месяцев под контроль группировки перешел весь юг страны, а также значительная часть Могадишо. В июле 2010 г. «Аль-Шабаб» перенесла свою деятельность и за пределы Сомали, организовав двойной теракт в угандийской столице Кам-пале во время трансляции финала чемпионата мира по футболу. Представители «Аль-Шабаб» заявили, что взрывы, жертвами которых стали 74 человека, были местью Уганде за участие в миротворческой операции Африканского союза на территории Сомали [37].
В захваченных районах страны «Аль-Шабаб» ввела законы шариата и, обвинив гуманитарные организации в шпионаже в пользу западных держав, запретила в 2009 г. их деятельность. Право остаться получили лишь «Красный Крест», «Врачи без границ» и «Борьба с голодом» [29]. Вскоре большинство гуманитарных организаций свернуло свою работу в Сомали не только из-за запрета, но и из опасений за жизнь своих служащих: с 2008 г. жертвами нападений боевиков «Аль-Шабаб» стали 14 сотрудников Всемирной продовольственной программы (ВПП) ООН [53]. Пребывание иностранцев в южных районах стало еще более опасным летом 2011 г., когда в условиях разразившегося голода появилось множество банд, которые, называя иностранцев «ходячими долларами» («walkingdollars»), охотно их грабят и убивают [8]. Кроме того, оставшиеся в Сомали гуманитарные организации столкнулись с серьезными ограничениями своей деятельности со стороны «Аль-Шабаб». В результате к лету 2011 г. существовавшая ранее инфраструктура для распределения помощи нуждающимся на юге Сомали была разрушена.
На землях, подвластных «Аль-Шабаб», сложилась непростая ситуация. С одной стороны, в пользу группировки играет тот факт, что официальное сомалийское руководство в лице ПФП держится у власти в основном благодаря поддержке западных стран, прежде всего США. Помощь, оказываемая американцами, выразилась, например, в блокировании счетов руководства группировки и в нанесении воздушных ударов, направленных на уничтожение лидеров «Аль-Шабаб», связанных с «Аль-Каидой». Тесное сотрудничество ПФП с Западом вызывает негативную реакцию среди сомалийцев, которые нередко воспринимают исламистов как борцов с иностранным влиянием [30]. С другой стороны, руководству
группировки все труднее сохранять контроль над полевыми командирами. У разногласий, давших о себе знать еще в 2009 г., широкая подоплека: это и клановые противоречия, и расхождения относительно тактики дальнейших действий, и борьба за лидерство, и идеологические споры [30]. В 2011 г. ко всему этому комплексу проблем добавилась еще одна: многие сомалийцы, прежде поддерживавшие «Аль-Шабаб», теперь отвернулись от нее, посчитав ее главным виновником гуманитарной катастрофы [11]. Трудности, с которыми столкнулось руководство группировки, не замедлили сказаться на положении на фронтах сомалийской гражданской войны: 6 августа после тяжелых боев с силами Африканского союза отряды «Аль-Шабаб» покинули Могадишо и перешли к тактике партизанской войны. Отметим, что такое положение, чреватое еще большей политической дезорганизацией, как ни странно, создает возможность для осуществления поставок в те районы юга страны, которыми непосредственно управляют полевые командиры, недовольные политикой руководства «Аль-Шабаб». Впрочем, даже если удастся достичь договоренности об оказании помощи таким районам, встанет вопрос о ее доставке через зоны боевых столкновений и области, контролируемые лояльными по отношению к лидерам группировки силами.
Дестабилизация ситуации в Восточной Африке, вызванная наступлением голода в условиях политического хаоса, царящего в Сомали, уже привела к серьезным международным осложнениям. Еще в августе 2011 г. журнал «Foreign Affairs» сообщал, что Кения и Эфиопия рассматривали возможность отправки в соседнюю страну обученных ими отрядов сомалийских ополченцев для борьбы с «Аль-Ша-баб» [45]. Два месяца спустя, 16 октября, кенийский контингент численностью 2000 солдат при поддержке танков и авиации перешел сомалийскую границу для нанесения ударов по позициям исламистов. Официальным предлогом для вторжения стало похищение двух испанских сотрудниц организации «Врачи без границ», произошедшее 13 октября в лагере для беженцев Дабааб [15].
В предшествовавшие годы Кения воздерживалась от вмешательства в сомалийский конфликт и даже отказалась направить в соседнюю страну свой контингент в составе миротворческих войск Африканского союза. Такая позиция была обусловлена опасением вызвать недовольство большой сомалийской диаспоры в Кении и спровоцировать рост радикального исламизма на востоке страны, где велика численность мусульманского населения [48]. Однако в середине октября кенийское правительство полностью изменило свою политику в отношении своего восточного соседа и прежде всего «Аль-Шабаб». Официальный Найроби объясняет эту
перемену следующими причинами. Во-первых, массовый голод в Сомали, во многом спровоцированный политикой группировки, привел к колоссальному наплыву беженцев в Дабааб. Во-вторых, похищения иностранцев боевиками «Аль-Шабаб» на территории Кении наносят ощутимый удар по туризму, который является первой статьей доходов бюджета страны [49]. Кения пытается представить военную операцию в Сомали как защиту от внешней угрозы, ссылаясь на статью 51 Устава ООН, признающую неотъемлемое право каждого государства на самооборону. Подчеркнуть оборонительный характер действий Кении призвано и название операции — «Линда Нчи», что в переводе с суахили означает «защити страну».
Впрочем, кенийские власти могут руководствоваться и иными мотивами и, видимо, давно планировали самостоятельную операцию в Сомали. В военном отношении вооруженное вмешательство в сомалийскую гражданскую войну — это возможность использовать в деле армию, на развитие которой в последние годы Кения выделяла значительные средства. Существенную поддержку в повышении боеспособности вооруженных сил Кении оказывали США, видевшие в ней барьер на пути распространения исламизма на Африканском Роге. Внутри страны война, начало которой поддержало все кенийское общество, способствовала сплочению политических сил вокруг правительства. Это тем более важно, что в 2012 г. в Кении должны пройти президентские выборы, которые могут привести к новому внутреннему конфликту, как это было в 2008 г. У действий Кении есть и внешнеполитическая подоплека: эта страна, достигшая заметных успехов в экономическом развитии на фоне своих соседей, стремится играть более активную роль в Восточной Африке, и участие в сомалийском конфликте представляется кенийским властям шансом обосновать свои претензии на роль регионального лидера [14]. Ситуация на юго-западе Сомали благоприятствует этим планам: 4 апреля 2011 г. здесь возникло новое самопровозглашенное автономное государственное образование Азания (или Джубаленд), в состав которого вошли провинции Нижняя Джуба, Средняя Джуба и Гедо [44]. Кенийское руководство тем более заинтересовано в распространении своего влияния на эту территорию, что, по некоторым данным, в прибрежных областях Азании имеются запасы нефти. Отметим, что действия Кении могут иметь далеко идущие международные последствия. Свою озабоченность кенийской политикой высказывает Эфиопия, опасающаяся, что примеру Азании могут последовать сомалийцы, составляющие большинство населения обширной эфиопской провинции Огаден [10], спор за которую в 1977—1978 гг. вылился в эфиопско-сомалийскую войну.
Очевидно, что Кения, преисполненная решимости обезопасить себя от возможных атак исламистов и стремящаяся к распространению своего влияния на юго-западе Сомали, приложит все усилия для того, чтобы уничтожить или, по крайней мере, значительно ослабить «Аль-Шабаб» и создать на территории, прилегающей к кенийской границе, буферную зону, которую будут контролировать сомалийские группировки, выступающие против исламистов. Боевые действия развернулись в провинции Нижняя Джуба. К началу ноября, по заявлениям кенийских военных, им удалось освободить около половины территории, находившейся под властью «Аль-Шабаб». Найроби ставит перед собой задачу в ближайшее время захватить город Афмадоу, а конечной целью может стать Кисмайо [28] — важный порт, где нашли прибежище сомалийские пираты, и крупнейший город в подконтрольной исламистам части страны, который приносит им значительный доход в виде таможенных сборов. Наступление на Кисмайо кенийские военные начали готовить в начале ноября [46]. Действия Кении поддерживают ПФП, подписавшее с ней 1 ноября соглашение о ведении совместных боевых действий против «Аль-Шабаб» [54], и Африканский союз, который уже направил в Сомали 9-тысячный контингент из бурундийских и угандийских военных.
Примеру Кении последовала Эфиопия, которую активно поддерживают Соединенные Штаты. 20 ноября стало известно, что сомалийскую границу пересекли около 800 эфиопских солдат. Основной задачей, которую им предстоит решить, по всей видимости, является захват Байдоа. В этом городе, расположенном в 250 км к северо-западу от Могадишо и имеющем большое стратегическое значение, сосредоточены крупные силы боевиков «Аль-Шабаб». У Эфиопии, войска которой уже находились в Сомали с декабря 2006 г. по январь 2009 г., есть свои причины для вооруженного вмешательства в сомалийский конфликт. Помимо очевидного желания покончить с «Аль-Шабаб» Аддис-Абеба объясняет свое решение тем, что непрекращающаяся гражданская война в соседнем государстве мешает нормальному развитию экономики Эфиопии. Однако эфиопские власти также могут стремиться к созданию на территории Сомали своей буферной зоны, которая будет находиться под их контролем [27]. Есть и еще одно объяснение действий Кении и Эфиопии: религиозные противоречия. В обеих странах преобладает христианское население, поэтому исламское Сомали они традиционно рассматривают как враждебное государство. Так, в Кении единодушная поддержка действий властей со стороны общества в значительной степени была обусловлена исламофобскими настроениями, которые в последние годы получили широкое распространение в этой стране [14]. 136
Таким образом, «Аль-Шабаб» рискует оказаться зажатой в тисках между кенийской армией на юге и эфиопскими частями, подразделениями ПФП и войсками Африканского союза на севере [48]. При этом, как было отмечено ранее, сами исламисты испытывают серьезные внутренние трудности, вызванные нежеланием полевых командиров подчиняться руководству группировки. Это дает возможность вооруженным силам Кении, Эфиопии, ПФП и Африканского союза решить военным путем проблему присутствия «Аль-Шабаб» на юге Сомали. Вместе с тем военное вмешательство Кении и Эфиопии, а также активное участие Уганды в миротворческой миссии Африканского союза превращают Сомали в арену борьбы за сферы влияния между государствами региона [26]. Кроме того, сроки пребывания иностранных вооруженных сил не определены; затягивание интервенции может привести к тому, что «Аль-Шабаб» вновь, как и в 2007—2008 гг., предстанет в глазах сомалийского населения в образе защитников родины и ислама от агрессии неверных. Иными словами, активное участие в сомалийском конфликте Кении и Эфиопии чревато еще большим осложнением внутриполитического положения в Сомали.
Оборотной стороной кенийской военной операции стало дальнейшее ухудшение гуманитарной ситуации в провинции Нижняя Джуба. Помимо ущерба, наносимого боевыми действиями, на обстановку в регионе серьезно повлияли начавшиеся в октябре проливные дожди, размывшие дороги и усложнившие перемещение местных жителей и гуманитарных грузов. Все это привело к заметному росту цен на продовольствие [54]. Эфиопское вторжение, скорее всего, также негативно скажется на гуманитарной ситуации в провинции. Очевидно, что в ближайшие недели и месяцы население областей, в которых идет противостояние между боевиками «Аль-Шабаб» и вооруженными силами Кении и Эфиопии, будет по-прежнему нуждаться в оказании экстренной гуманитарной помощи.
Заявление ООН от 20 июля 2011 г. о наступлении голода в двух провинциях Сомали заставило международное сообщество обратить пристальное внимание на ситуацию в этой стране. Встал вопрос об оказании экстренной помощи для спасения от голодной смерти сотен тысяч человек. Объем средств, необходимый, по мнению экспертов, для разрешения кризиса, постоянно растет. Если в конце июля речь шла о 1,6 млрд долл. США [41], то 2 месяца спустя ООН называла цифру 2,48 млрд долл., из которых чуть более 1 млрд требовалось только для Сомали [32].
К числу организаций, оказывающих помощь странам Африканского Рога, относятся Всемирный банк, различные специализиро-
ванные учреждения ООН3, африканские региональные организации4, неправительственные и некоммерческие организации (НПО), Международный комитет Красного Креста и Красного Полумесяца. Региональные организации, Всемирный банк и отдельные государства выделяют финансовые средства, тогда как доставка и распределение помощи, а также обеспечение медицинского ухода находятся в ведении НПО и таких органов ООН, как ФАО, ВПП, ВОЗ. Средства на борьбу с последствиями засухи в странах Африканского Рога перечисляют правительства различных государств мира, при этом крупнейшим донором являются Соединенные Штаты. Так, к началу октября 2011 г. на эти цели Вашингтон выделил 650 млн долл., причем более 80% средств предоставило Агентство США по международному развитию (United States Agency for International Development — USAID). Кроме того, в регионе действуют около 50 НПО, которые сумели привлечь 60 млн долл. пожертвований от американских граждан [12]. Непосредственно Сомали помощь оказывают также в первую очередь Соединенные Штаты, за которыми следуют частные лица и организации, Великобритания, Европейская комиссия, Саудовская Аравия, Австралия и Центральный фонд реагирования на чрезвычайные ситуации (Central Emergency Response Fund — CERF) ООН. Средства, перечисленные этими странами и организациями, составляют около 60% общего объема финансовой помощи, оказываемой Сомали [51].
В первые дни после 20 июля ВПП ООН, стремясь как можно быстрее помочь голодающим, приняла решение о создании воздушного моста, по которому начали доставлять пищу, медикаменты и медицинское оборудование в Могадишо, Доло (Эфиопия) и Вахир (Кения) [41]. Значительная часть грузов поступает в Сомали морским путем, несмотря на угрозу нападения со стороны сомалийских пиратов. Объемы помощи постоянно растут: например, ЮНИСЕФ к концу октября поставила более 10 000 тонн продовольствия, обеспечила медицинский уход 108 тыс. детей, страдавших от недоедания, провела вакцинацию против кори 1,2 млн детей и организовала доступ к чистой питьевой воде для 2,2 млн человек. Кроме того, ЮНИСЕФ оказала существенную поддержку лицам, направлявшимся в кенийские и эфиопские лагеря для беженцев [33].
Однако проблема оказания помощи не ограничивается лишь сбором средств и доставкой грузов в Сомали. Большую сложность
3 ВПП, ФАО, ЮНИСЕФ, Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, ВОЗ.
4 Африканский союз, Межправительственная организация по развитию (Intergovernmental Authority on Development — IGAD, участники: Джибути, Кения, Сомали, Судан, Уганда, Эритрея, Эфиопия), Восточноафриканское сообщество (ВАС, участники: Бурунди, Кения, Руанда, Танзания, Уганда).
представляет также распределение помощи среди нуждающихся. В последние годы многие страны-доноры отказывались выделять средства для Сомали, мотивируя это тем, что деньги, продовольствие и лекарства могут оказаться в руках исламистов [13]. Для гуманитарных организаций, которые продолжают работать в стране, такой подход обернулся не только финансовыми, но и политическими трудностями, ведь на них могли пасть подозрения в сотрудничестве с «Аль-Шабаб», что повлекло бы неизбежные санкции со стороны крупнейших доноров, прежде всего США. Это обстоятельство еще больше усложняло доставку помощи нуждающимся. Лишь в начале августа Соединенные Штаты, осознав масштаб катастрофы, постигшей Сомали, заявили, что более не будут преследовать эти организации, если какая-то часть помощи попадет в руки «Аль-Шабаб» [36]. Однако проблема по-прежнему сохраняет свою остроту: система распределения помощи не только уязвима перед действиями исламистов, но и зачастую оказывается неэффективной из-за коррумпированности чиновников ПФП и руководства лагерей для беженцев. В настоящее время ПФП не может обеспечить сохранность доставляемых в страну гуманитарных грузов и их распределение среди голодающих. Так, в августе стало известно о том, что очередная партия продовольственной помощи была разворована и впоследствии распродана на местных рынках. В лагерях, расположенных в Могадишо, местные бизнесмены отбирали пайки у семей беженцев сразу после отъезда журналистов, мотивируя это тем, что они лучше сохранят эту еду. Отъемом продовольствия у беженцев не брезгует и руководство лагерей [34].
Ситуацию осложняет также инфляция. Финансовая помощь, предоставляемая населению Могадишо гуманитарными организациями, вызвала рост цен на продовольственные товары: если раньше средний уровень расходов одной семьи составлял 100—150 долл., то в октябре он вырос до 200 долл. Взывать к совести местных бизнесменов оказалось бесполезно, поэтому на повестку дня встал вопрос о переходе от оказания финансовой помощи жителям столицы
к раздаче продовольственных купонов [40].
* * *
Проблемы, с которыми столкнулись гуманитарные организации в Сомали, стали очередным подтверждением банального тезиса о том, что самый эффективный способ справиться с кризисом — это не борьба с его проявлениями, а устранение причин, его вызвавших. Учитывая высокую степень уязвимости Сомали перед природными катаклизмами, следует признать, что во избежание повторения подобных гуманитарных катастроф в будущем необходимо реализовать целый комплекс мер разного плана, ключевой из которых
является обеспечение политической стабилизации. Попытки решить эту задачу были предприняты не один раз, однако ни вмешательство США в 1992—1994 гг., ни образование Переходного национального правительства в 2000 г. и Переходного федерального правительства в 2004 г. не принесли мира стране, уже более 20 лет раздираемой межклановыми противоречиями. В настоящее время относительная стабильность воцарилась лишь в Сомалиленде и Пунтленде. В остальной части Сомали к числу основных политических проблем помимо соперничества кланов следует отнести слабость, некомпетентность и коррумпированность центрального правительства (в индексе восприятия коррупции Сомали находится на последнем месте [3]), а также деятельность исламистских группировок, орудующих на юге страны.
Однако события последних месяцев дают основания для сдержанного оптимизма. Наряду с успехами вооруженных сил ПФП и лояльных по отношению к нему местных группировок, а также войск Кении и миротворческого контингента Африканского союза заметен прогресс и в области политического урегулирования внутри страны. 6 сентября 2011 г. сомалийские политические лидеры приняли «Дорожную карту», в которой обозначены четыре основные цели, стоящие перед властями страны: обеспечение безопасности; принятие конституции и проведение выборов; национальное примирение; восстановление государственного управления. Ключевым элементом «Дорожной карты» является План национальной безопасности и стабилизации. Он предусматривает создание базовых административных структур; обеспечение правопорядка на территориях, недавно перешедших под контроль ПФП; включение местных вооруженных отрядов в состав национальной армии; социальную реабилитацию бывших боевиков [17]. На начальном этапе реализация плана протекает достаточно успешно: налажено сотрудничество между различными политическими силами; идет подготовка к общенациональной конференции, участники которой будут обсуждать реформу федерального парламента, а также вопросы распределения полномочий между местными и федеральными властями; образованы рабочие группы, которые будут заниматься воплощением в жизнь «Дорожной карты» [1].
В краткосрочной перспективе политическая стабилизация — необходимое условие для начала оказания эффективной помощи той части населения страны, которая более всего страдает от голода. В долгосрочном плане без налаживания государственного управления невозможно приступить к решению других проблем — социальных, экономических, демографических. Страны Африканского Рога с трудом справляются с ними в обычных условиях, а при наступлении острого кризиса и вовсе оказываются не способными
им противостоять без поддержки со стороны других государств, международных организаций и НПО. Так, Эфиопии и Кении вряд ли удалось бы самостоятельно справиться с последствиями засухи, если бы на их территории не действовало множество гуманитарных организаций. Таким образом, политическая стабильность становится гарантией того, что в трудную минуту страны, оказавшиеся в бедственном положении, смогут получить помощь.
В октябре на Африканский Рог пришли долгожданные дожди. Однако иссушенная долгими месяцами жары земля не смогла впитать огромное количество влаги, принесенной ветрами с Индийского океана, и на смену одному стихийному бедствию в Сомали пришло другое — наводнения. Прибывающая вода размывает дороги, затопляет импровизированные отхожие места в лагерях беженцев, где нечистоты заливают улицы и утлые жилища. Последствия этого уже дают о себе знать: в охваченных голодом районах страны в последние месяцы растет заболеваемость холерой, диареей, корью и малярией [52]. Кроме того, наводнения затрудняют доставку гуманитарной помощи в страдающие от бедствия районы. Неудивительно, что эксперты прогнозируют дальнейшее ухудшение гуманитарной обстановки в Сомали в ближайшие 3—4 месяца [21]. В этих непростых условиях мировое сообщество, страны-доноры и гуманитарные организации должны продолжать операцию по спасению миллионов людей от голодной смерти. Однако сколь бы существенной ни была зарубежная поддержка и каким бы искренним ни было желание сотен сотрудников гуманитарных миссий помочь нуждающимся, только от сомалийцев зависит, как долго продлится нынешний кризис и удастся ли избежать его повторения в будущем. При отсутствии политической стабилизации и бездействии государственных институтов никакая помощь не сумеет предотвратить новой катастрофы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алейников С.В. Сомали: начало реализации «дорожной карты» [Электронный ресурс] // Институт Ближнего Востока [Офиц. сайт]. URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2011/19-10-11.htm (дата обращения: 12.11.2011).
2. Засуха в Китае признана сильнейшей за полвека [Электронный ресурс] // Lenta.ru [Офиц. сайт]. 25.05.2011 г. URL: http://lenta.ru/news/2011/ 05/25/worst/ (дата обращения: 10.11.2011).
3. Индекс восприятия коррупции 2010 [Электронный ресурс] // Transparency International Russia [Офиц. сайт]. URL: http://wwwtransparency.org. ru/doc/cPI2010_table_rus%20(1)_01000_342.pdf (дата обращения: 10.11.2011).
4. Исландия лидирует в рейтинге стабильности водных ресурсов [Электронный ресурс] // РИА Новости [Офиц. сайт]. 24.06.2010 г. URL: http:// eco.ria.ru/nature/20100624/249828212.html (дата обращения: 12.11.2011).
5. Коновалов И.П. Распад государства и гражданская война в Сомали (1988—2009): Дис. ... канд. ист. наук. М., 2010.
6. Трухан К. Сахар и пшеница бьют ценовые рекорды [Электронный ресурс] // Свободная пресса [Офиц. сайт]. 17.08.2011 г. URL: http://svpressa. ru/all/article/46889/ (дата обращения: 09.11.2011).
7. Africa Development Indicators 2011 [Electronic resource] // The World Bank [Official website]. System requirements: Adobe Acrobat Reader. URL: http://data.worldbank.org/sites/default/files/adi_2011-web.pdf (accessed: 10.11.2011).
8. Alberizzi M.A. Nella morsa della fame e di Al Qaeda [Risorsa elettronica] // Corriere della sera [Sito ufficiale]. 21 luglio 2011. URL: http://www.corriere.it/ esteri/11_luglio_21/alberizzi_morsa-fame-al-qaeda_9172a92e-b366-11e0-a9a1-2447d845620b.shtml (data di accesso: 09.11.2011).
9. Almost 320,000 Civilians Flee Somalia This Yfear, Including 20,000 to Yemen [Electronic resource] // UNCHR [Official website]. October 21, 2011. System requirements: Adobe Acrobat Reader. URL: http://www.unhcr.org/4ea185356. html (accessed: 09.11.2011).
10. Are Kenyans Seeking a Buffer Zone in Somalia? [Electronic resource] // BBC News [Official website]. October 28, 2011. URL: http://www.bbc.co.uk/ news/world-africa-15499534 (accessed: 18.11.2011).
11. Bajoria J. Al-Shabaab and Somalia's Spreading Famine. Interview with Rashid Abdi [Electronic resource] // Council on Foreign Relations [Official website]. August 10, 2011. URL: http://www.cfr.org/somalia/al-shabaab-soma-lias-spreading-famine/p25630 (accessed: 12.11.2011).
12. Benton C., Carson J. Conversations with America: Responding to the Crisis in the Horn of Africa [Electronic resource] // U.S. Department of State [Official website]. October 4, 2011. URL: http://www.state.gov/r/pa/plrmo/cwa/ 175050.htm (accessed: 12.11.2011).
13. Bouvier E. La famine s'étend en Somalie [Ressource éléctronique] // Le Figaro [Site officiel]. 2 août 2011. URL: http://www.lefigaro.fr/international/ 2011/08/02/01003-20110802ARTFIG00526-la-famine-s-etend-en-somalie. php (date d'accès: 06.11.2011).
14. Branch D. Why Kenya Invaded Somalia [Electronic resource] // Foreign Affairs [Official website]. November 15, 2011. URL: http://www.foreignaffairs.com/ articles/136670/daniel-branch/why-kenya-invaded-somalia (accessed: 18.11.2011).
15. Catalayud J.M. Kenia irrumpe en Somalia para combatir a los islamistas y prevenir más secuestros [Recurso electrónico] // El País. Edición global [Sitio oficial]. 16 de octubre de 2011. URL: http://politica.elpais.com/politica/2011/ 10/16/actualidad/1318786711_259229.html (fecha de acceso: 12.11.2011).
16. Catalayud J.M. La guerra eterna de Somalia [Recurso electrónico] // El País. Edición global [Sitio oficial]. 14 de agosto de 2011. URL: http://www.elpais. com/articulo/internacional/guerra/eterna/Somalia/elpepiint/20110814 elpepiint_1/Tes (fecha de acceso: 12.11.2011).
17. Consultative Meeting on Ending the Transition in Somalia. Statement on Adoption of the Roadmap. September 6, 2011 [Electronic resource] // Radio Daljir [Official website]. System requirements: Adobe Acrobat Reader. URL: http://www.radiodaljir.com/audio/docs/Somali_RoadMap_Sept2011.pdf (accessed: 19.11.2011).
18. Duportail J. Pourquoi la sécheresse sévit sur la Corne de l'Afrique [Ressource éléctronique] // Le Figaro [Site officiel]. 29 juillet 2011. URL: http://www. lefigaro.fr/international/2011/07/29/01003-20110729ARTFIG00439-pourquoi-la-secheresse-sevit-elle-sur-la-corne-de-l-afrique.php (date d'accès: 06.11.2011).
19. East & Horn of Africa Update. Somali Displacement Crisis at a Glance [Electronic resource] // UNCHR [Official website]. October 17, 2011. System requirements: Adobe Acrobat Reader. URL: http://www.unhcr.org/4e8c56919. html (accessed: 12.11.2011).
20. Emergenza carestia nel Corno d'Africa: ecco cosa stiamo facendo. 24 ottobre 2011 [Risorsa elettronica] // UNICEF [Sito ufficiale]. URL: http://www. unicef.it/doc/2891/emergenza-corno-africa-unicef-in-azione.htm (data di accesso: 08.11.2011).
21. Emergenza Corno d'Africa. 21 ottobre 2011 — aggiornamento n. 16 [Risorsa elettronica] // UNICEF [Sito ufficiale]. Richieste di sistema: Adobe Acrobat Reader. URL: http://www.unicef.it/Allegati/Emergenza_Corno_Africa-Aggiornamento_21102011.pdf (data di accesso: 08.11.2011).
22. The ENSO Cycle [Electronic resource] // National Oceanic and Atmospheric Administation [Official website]. URL: http://www.cpc.ncep.noaa.gov/ products/analysis_monitoring/ensocycle/enso_cycle.shtml (accessed: 12.11.2011).
23. Ethiopia — Dollo Ado Camps Update 16 September 2011. September 18, 2011 [Electronic resource] // LWF World Service [Official website]. URL: http:// lwfworldservice.wordpress.com/2011/09/18/ethiopia-dollo-ado-camps-update-16th-september-2011/ (accessed: 08.11.2011).
24. Fact Sheet — Health Somalia. September 2011 [Electronic resource] // OCHA Somalia [Official website]. System requirements: Adobe Acrobat Reader. URL: http://ochaonline.un.org/Default.aspx?alias=ochaonline.un.org/somalia (accessed: 12.11.2011).
25. Fact Sheet — Livelihood Somalia. September 2011 [Electronic resource] // OCHA Somalia [Official website]. System requirements: Adobe Acrobat Reader. URL: http://ochaonline.un.org/Default.aspx?alias=ochaonline.un.org/somalia (accessed: 08.11.2011).
26. Gettleman J. African Union Considers Sending Ethiopian Troops to Somalia [Electronic resource] // The New York Times [Official website]. November 17, 2011. URL: http://www.nytimes.com/2011/11/18/world/africa/african-union-may-send-ethiopian-troops-to-somalia.html (accessed: 22.11.2011).
27. Gettleman J. Ethiopian Troops Said to Enter Somalia, Opening New Front Against Militants [Electronic resource] // The New York Times [Official website]. November 20, 2011. URL: http://www.nytimes.com/2011/11/21/world/ africa/ethiopian-troops-enter-somalia-witnesses-say.html?adxnnl=1&cid=nlc-dailybrief-daily_news_brief-link19-20111121&adxnnlx=1322042435-Xy0qUN-wslh2AuwdKaotVbw (accessed: 22.11.2011).
28. Guled A., Odula T. Kenyan Army Closes in on Al Qaeda Linked Militants in Somalia [Electronic resource] // The Globe and Mail [Official website]. October 22, 2011. URL: http://www.theglobeandmail.com/news/world/africa-mideast/kenyan-army-closes-in-on-al-qaeda-linked-militants-in-somalia/arti-cle2210534/ (accessed: 10.11.2011).
29. Gutiérrez Garrido O. La milicia que controla un país [Recurso electrónico] // El País. Edición global [Sitio oficial]. 13 de octubre de 2011. URL: http://
politica.elpais.com/politica/2011/10/13/actualidad/1318537237_759719.html (fecha de acceso: 06.11.2011).
30. Hanson S. Al Shabaab [Electronic resource] // Council on Foreign Affairs [Official website]. August 10, 2011. URL: http://www.cfr.org/somalia/al-shabaab/p18650 (accessed: 12.11.2011).
31. Horn of Africa — Drought. Fact Sheet #11. September 8, 2011 [Electronic resource] // USAID [Official website]. System requirements: Adobe Acrobat Reader. URL: http://www.usaid.gov/our_work/humanitarian_assistance/ disaster_assistance/countries/horn_of_africa/template/fs_sr/fy2011/hoa_ce_ fs11_09-08-2011.pdf (accessed: 09.11.2011).
32. Horn of Africa Mini-Summit Ends with More Than $200 Million of New Aid Pledges [Electronic resource] // UN News Center [Official website]. September 24, 2011. URL: http://www.un.org/apps/news/story.asp?NewsID=3 9755&Cr=Horn+of+Africa&Cr1= (accessed: 10.11.2011).
33. Horn of Africa: More Resources Needed to Maintain Relief Effort — UN [Electronic resource] // UN News Center [Official website]. October 20, 2011. URL: http://www.un.org/apps/news/story.asp?NewsID=40126&Cr=hor n+of+africa&Cr1= (accessed: 06.11.2011).
34. Houreld K. Somalia Famine Aid Stolen [Electronic resource] // Huffington Post [Official website]. August 15, 2011. URL: http://www.huffingtonpost.com/ 2011/08/15/somalia-famine-aid-stolen_n_927126.html (accessed: 10.11.2011).
35. International Data Base [Electronic resource] // U.S. Census Bureau [Official website]. URL: http://www.census.gov/population/international/data/ idb/informationGateway.php (accessed: 08.11.2011).
36. Kelemen M. In Somalia's Famine, Aid Groups Race Against Time [Electronic resource] // National Public Radio [Official website]. August 10, 2011. URL: http://www.npr.org/2011/08/10/139392086/in-somalias-famine-aid-groups-race-against-time (accessed: 09.11.2011).
37. Kron J., Ibrahim M. Islamists Claim Attack in Uganda [Electronic resource] // The New York Times [Official website]. July 12, 2010. URL: http://www. nytimes.com/2010/07/13/world/africa/13uganda.html (accessed: 12.11.2011).
38. La Niña Weather Likely To Last For Months [Electronic resource] // Scoop Independent News [Official website]. October 12, 2011. URL: http:// www.scoop.co.nz/stories/WO1010/S00173/la-nina-weather-likely-to-last-for-months.htm (accessed: 07.11.2011).
39. La peor sequía en 60 años castiga al Cuerno de África [Recurso electrónico] // El País. Edición global [Sitio oficial]. 29 de junio de 2011. URL: http://www.elpais.com/articulo/internacional/peor/sequia/anos/castiga/Cuer-no/Africa/elpepiint/20110629elpepiint_10/Tes (fecha de acceso: 06.11.2011).
40. Maddale M.A. The Impact of Foreign Aid [Electronic resource] // Somalia Report [Official website]. October 6, 2011. URL: http://www.somaliare-port.com/index.php/subcategory/63/Relief_SCENE/Drought/102011///7 (accessed: 12.11.2011).
41. Magi L. La ONU pone en marcha un puente aéreo para Somalia [Recurso electrónico] // El País. Edición global [Sitio oficial]. 25 de julio de 2011. URL: http://www.elpais.com/articulo/internacional/ONU/pone/marcha/puente/ aereo/Somalia/elpepuint/20110725elpepuint_17/Tes (fecha de acceso: 10.11.2011).
42. Mariam A.G. Ethiopia's Regime and the Weaponization of Famine [Electronic resource] // Ethiopian Review [Official website]. August 8, 2011. URL: http://www.ethiopianreview.com/content/33731 (accessed: 09.11.2011).
43. Mayer J. Coping with Famine [Electronic resource] // Foreign Affairs [Official website]. October 1974. URL: http://www.foreignaffairs.com/articles/ 24528/jean-mayer/coping-with-famine?page=show (accessed: 09.11.2011).
44. McGregor S, Omar H. Former Somali Defense Minister Named President of Jubaland [Electronic resource] // Bloomberg Businessweek [Official website]. April 4, 2011. URL: http://www.businessweek.com/news/2011-04-04/ former-somali-defense-minister-named-president-of-jubaland.html (accessed: 19.11.2011).
45. Menkhaus K. Somalia's Starvation [Electronic resource] // Foreign Affairs [Official website]. August 22, 2011. URL: http://www.foreignaffairs.com/articles/ 68221/ken-menkhaus/somalias-starvation?page=show (accessed: 08.11.2011).
46. Ngirachu J., Muthoki M. Al Shabaab on the Run in South Zone [Electronic resource] // Daily Nation [Official website]. November 7, 2011. URL: http://www. nation.co.ke/News/Al+Shabaab+on+the+run+in+south+zone/-/1056/1268936/ -/6wuxxh/-/index.html (accessed: 12.11.2011).
47. Paganelli M. In 26 paesi del mondo la fame uccide. Rischiano la vita 12 milioni di persone [Risorsa elettronica] // La Repubblica [Sito ufficiale]. 10 ottobre 2011. URL: http://www.repubblica.it/solidarieta/cooperazione/2011/ 10/10/news/l_indice_della_nutrizione-22993501/index.html?ref=search (data di accesso: 06.11.2011).
48. Prier P. Le Kenya lance une offensive en Somalie [Ressource éléctron-ique] // Le Figaro [Site officiel]. 17 octobre 2011. URL: http://www.lefigaro.fr/ international/2011/10/17/01003-20111017ARTFIG00683-le-kenya-lance-une-offensive-en-somalie.php (date d'accès: 09.11.2011).
49. Prier P. Rapt au Kenya: les islamistes somaliens suspectes [Ressource éléctronique] // Le Figaro [Site officiel]. 2 octobre 2011. URL: http://www.lefigaro. fr/international/2011/10/02/01003-20111002ARTFIG00184-rapt-au-kenya-les-islamistes-somaliens-suspectes.php (date d'accès: 09.11.2011).
50. Rodi S. C'è la carestia e l'Etiopia cede le sue terre [Risorsa Elettronica] // Corriere della sera [Sito ufficiale]. 3 agosto 2011. URL: http://www.corriere.it/ ambiente/11_agosto_05/testo-etiopia_94739dca-bdef-11e0-99fd-c37f66002d24. shtml (data di accesso: 15.11.2011).
51. Somalia Emergencies for 2011. Total Humanitarian Funding per Donor as of 18 November 2011 [Electronic resource] // Financial Tracking Service UN OCHA [Official website]. System requirements: Adobe Acrobat Reader. URL:
http://fts.unocha.org/reports/daily/ocha_R24c_C193_Y2011_asof_1111180205.
pdf (accessed: 19.11.2011).
52. Somalia Emergency Health Update. Weekly Highlights 22—28 October 2011 [Electronic resource] // World Health Organization [Official website]. System requirements: Adobe Acrobat Reader. URL: http://www.who.int/hac/ crises/som/sitreps/somalia_eha_28october2011.pdf (accessed: 12.11.2011).
53. Somalia Famine Aid Stolen, UN Investigating [Electronic resource] // World Food Program [Official website]. August 16, 2011. URL: http://www.wfp. org/content/somalia-famine-aid-stolen-un-investigating (accessed: 13.11.2011).
54. Somalia. Famine and Drought. Situation Report No. 21 [Electronic resource] // Relief Web [Official website]. System requirements: Adobe Acrobat Reader. November 8, 2011. URL: http://reliefWeb.int/sites/reliefweb.int/files/ resources/OCHA%20Somalia%20Situation%20Report%20No.%2021%20 %281%29.pdf (accessed: 12.11.2011).
55. Somalie: fiche-pays [Ressource éléctronique] // The World Bank [Site officiel]. URL: http://web.worldbank.org/WBSITE/EXTERNAL/COUNTRIES/ AFRICAEXT/S0MALIAEXTN/0,,contentMDK:21422246~menuPK:367675 ~pagePK:141132~piPK:141107~theSitePK:367665,00.html (date d'accès: 06.11.2011).
56. Sotelo I. Hambrunas [Recurso electrónico] // El País. Edición global [Sitio oficial]. 6 de septiembre de 2011. URL: http://www.elpais.com/articulo/in-ternacional/Hambrunas/elpepiint/20110906elpepiint_9/Tes (fecha de acceso: 06.11.2011).
57. Vital Climate Graphics Africa. Aridity Zones [Electronic resource] // GRID-Arendal [Official website]. URL: http://www.grida.no/publications/vg/ africa/page/3126.aspx (accessed: 08.11.2011).
58. Vital Climate Graphics Africa. Temperature Curves Global Last 1000 Years, 140 Years and Africa Last 100 Years [Electronic resource] // GRID-Arendal [Official website]. URL: http://www.grida.no/publications/vg/africa/page/3102. aspx (accessed: 08.11.2011).
59. Vital Climate Graphics Africa. Water Availability in Africa under Stress Due to Increasing Population Pressure and Climate Change [Electronic resource] // GRID-Arendal [Official website]. URL: http://www.grida.no/publications/vg/ africa/page/3116.aspx (accessed: 08.11.2011).
60. The World Factbook [Electronic resource] // Central Intellegence Agency [Official website]. URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/wfbExt/region_afr.html (accessed: 09.11.2011).
61. The Worst Crisis in the World Today. Lives Hang in the Balance [Electronic resource] // CARE [Official website]. URL: http://www.care.org/emergency/ Horn-of-Africa-food-poverty-crisis-Dadaab-2011/index.asp (accessed: 10.11.2011).