Научная статья на тему 'Нарастание политической напряженности в Сомали'

Нарастание политической напряженности в Сомали Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
159
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нарастание политической напряженности в Сомали»

власти в стране. Традиционные институты, хотя и сохраняют свое значение, но подвергаются определенной корректировке. В то же время Кувейт - один из крупнейших производителей нефти в мире, и его включенность в мировые экономические процессы оказывает воздействие на его политическую жизнь, активное участие в которой принимают социальные группы, не связанные с традиционной элитой и стремящиеся к более активному влиянию на принятие основополагающих политических решений.

«Вестник РГГУ. Сер. Политология», М., 2010 г., с. 99-107.

А. Брагин,

журналист

НАРАСТАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ В СОМАЛИ

На проходившей в мае 2010 г. в Стамбуле международной конференции Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун назвал ситуацию в Сомали «крупнейшим кризисом в мире». Эта страна уже давно и прочно удерживает первенство среди «недееспособных государств» (failed state). Первые сообщения о возможной крупномасштабной военной операции войск Переходного федерального правительства (ПФП) Сомали против исламистов появились еще в конце 2009 г. Летом прошлого года поддерживаемому международным сообществом ПФП с большим трудом удалось остановить наступление основных экстремистских оппозиционных группировок «Аль-Шабаб» и «Хизб уль-Ислам» на столицу страны - Могадишо. С января 1991 г. после падения режима Сиада Барре в Сомали идет непрекращающаяся гражданская война. Государство с населением около 10 млн. человек фактически расколото на несколько враждующих между собой клановых образований. В настоящий момент ПФП при поддержке миротворцев Африканского союза (АС) контролирует лишь 7 из 15 районов столицы. Юг и практически все центральные районы Сомали находятся под контролем формирований радикальных исламистских движений «Аль-Шабаб» и «Хизб уль-Ислам».

На севере страны с 1991 г. существует непризнанная Республика Сомалиленд, руководству которой удалось наладить относительно стабильную и мирную жизнь. В восточной части Сомали в 1998 г. объявил о своем суверенитете Пунтленд. Много-

численные сомалийские группировки, сформированные на клано-во-племенной основе, в большинстве случаев имеют противоположные взгляды по вопросу объединения под властью Могадишо. В результате наступления ПФП планирует полностью отвоевать у «Аль-Шабаб» и «Хизб уль-Ислам» Могадишо и другие стратегически важные города на юге Сомали. Установление контроля, по крайней мере над столицей, позволило бы создать физические условия для работы правительства, большинство членов которого по соображениям безопасности в настоящее время подавляющую часть времени находятся за границей.

Основная роль в планируемом наступлении отводится Национальным силам безопасности Сомали (НСБС), численность которых увеличивается за счет постоянно прибывающих военнослужащих ПФП из Кении, Эфиопии, Уганды и Джибути, где они проходят подготовку. Ожидается, что численность НСБС, по разным оценкам, в скором времени должна достигнуть 10 тыс. человек. ПФП также рассчитывает на поддержку Миссии АС в Сомали (АМИСОМ). Общая численность миротворческого контингента, состоящего из военнослужащих Бурунди и Уганды, достигла 5,5 тыс. человек. До конца года в Сомали планируется направление еще 1700 солдат. Военнослужащие АМИСОМ на фоне своих сомалийских коллег выглядят значительно лучше подготовленными в профессиональном плане. Однако мандат АМИСОМ подразумевает только защиту ключевых объектов инфраструктуры ПФП и обеспечение работы гуманитарных миссий. Миротворцам Афро-союза запрещено принимать прямое участие в наступательных операциях, но в то же время они имеют право осуществлять превентивные действия в целях недопущения нарушения работы ПФП по стабилизации обстановки и восстановлению порядка в Сомали. Это значит, что окончательный выбор о характере и масштабе участия АМИСОМ в наступлении остается за Афросоюзом.

Помимо этого, ПФП рассчитывает на существенную помощь со стороны умеренного исламистского движения «Ахлю Сунна валь-Джамаа» (АСВД), с которым 15 марта 2010 г. при активном содействии Африканского союза, Лиги арабских государств, Евросоюза и США было подписано соглашение о сотрудничестве и разделе власти. Документ предусматривает интеграцию 2 тыс. бойцов АСВД в ряды НСБС под единым командованием для борьбы с боевиками радикальной группировки «Аль-Шабаб», а также вхождение представителей от АСВД в состав пяти министерств сомалийского правительства.

Интеграция в ПФП этого влиятельного движения могла бы стать переломным моментом в раскладе сил противоборствующих сторон и изменить ситуацию в Сомали. Так, согласно докладу ООН, боевые формирования АСВД в большинстве случаев сражались более эффективно с радикальными исламистами из «Аль-Шабаб», чем вооруженные силы, подконтрольные правительству. Известно, что созданное в 1991 г. приверженцами суфийского течения в исламе движение взялось за оружие в 2009 г. только после того, как боевики «Аль-Шабаб» разрушили гробницы-мавзолеи суфийских святых. «Аль-Шабаб» под руководством ее лидера Абу Зубейра контролирует северный и северо-восточный районы Могадишо. Согласно большинству оценок, численность группировки составляет около 5 тыс. человек, включая иностранцев. По некоторым данным, на стороне «Аль-Шабаб» воюют от 800 до 1100 ветеранов военных действий в Афганистане, Ираке и Пакистане. По мнению наблюдателей, исламисты получают кадровую и материальную поддержку от международной террористической организации «Аль-Каида».

Основной тактической единицей «Аль-Шабаб» является отряд, состоящий, как правило, из 30-40 бойцов. В структуре группировки существуют подразделения для проведения спецопераций, в том числе бригады взрывников, отряды смертников и группы, совершающие покушения на отдельных лиц. Боевики проходят интенсивные курсы обучения в тренировочных лагерях на юге страны. В преддверии наступления войск ПФП «Аль-Шабаб» предприняла ряд шагов. Во-первых, произвела перегруппировку своих сил, значительно увеличив численность боевиков в Могадишо. Во-вторых, исламисты усилили обстрелы позиций ПФП и АМИСОМ с целью провоцирования преждевременных полномасштабных военных действий. В-третьих, для оказания психологического воздействия на сомалийское население лидеры экстремистов сделали ряд заявлений о том, что планируемое наступление полностью инспирировано США и Великобританией, которые стремятся получить контроль над Сомали для размещения своих военных баз.

Второй главной целью операции ПФП может стать исламская группировка «Хизб уль-Ислам», тактика нападений которой отличается от «Аль-Шабаб» только тем, что ее боевики не используют смертников при организации терактов. До недавнего времени группировке удавалось успешно противостоять войскам ПФП в центральных районах Сомали и в Могадишо, но в настоящее время

«Хизб уль-Ислам» находится на грани распада. Две из четырех фракций, составляющих основу группировки, объявили о своем выходе из ее состава. Таким образом, «Аль-Шабаб» теряет ценного союзника, с которым боевики тесно сотрудничали при подготовке и осуществлении атак на позиции ПФП и АМИСОМ. Текущее состояние отношений между обеими группировками вряд ли можно охарактеризовать таким же дружественным, как ранее. В октябре 2009 г. Абу Зубейр предложил лидеру «Хизб уль-Ислам» шейху Хассану Дахиру Авейсу присоединиться к «Аль-Шабаб», но последний решил остаться независимым. В марте 2010 г. на рынке Бакара в Могадишо был застрелен один из полевых командиров Баре Али Баре, известный своими критическими высказываниями в адрес «Аль-Шабаб», причастность которой к этому убийству практически ни у кого не вызывает сомнений.

Несмотря на то что дата начала наступления войск ПФП против исламистов постоянно откладывается по различным причинам, крупномасштабные военные действия, по-видимому, неизбежны. Гражданское население Могадишо в спешном порядке покидает районы заметно участившихся в последнее время боестолкновений. Согласно докладу Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев, только с февраля по март 2010 г. свои дома покинули более 33 тыс. сомалийцев. Благоприятный исход для любой из сторон не кажется очевидным, а само сомалийское наступление может растянуться на долгие месяцы кровопролития, усугубив тем самым и без того катастрофическую гуманитарную ситуацию в стране. Но каков бы ни был результат этого противостояния, он будет иметь значительные последствия для ситуации на всем Африканском Роге. Победа войск ПФП повысила бы легитимность признаваемого мировым сообществом правительства и укрепила веру сомалийского народа в существование альтернативы законам шариата, вводимых «Аль-Шабаб» в подконтрольных ей регионах Сомали, а также создала бы условия для нормализации ситуации в Могадишо и возобновления работы гуманитарных миссий стране. Их работа была приостановлена в начале этого года в связи с невозможностью обеспечить безопасность их персоналу. Вытеснив экстремистов из столицы, ПФП могла бы сделать Могадишо оплотом для проведения операций НСБС по освобождению других районов от исламистских группировок.

Однако вероятность успеха военной операции войск ПФП в Могадишо находится под большим вопросом. В мае с. г. экстреми-

стам удалось вытеснить правительственные войска еще из двух районов столицы, полностью захватить всю северную часть города и вплотную подобраться к стратегически важным объектам, таким как президентский дворец «Вилла Сомали» и порт Могадишо. От полного поражения ПФП в очередной раз спасли военнослужащие АМИСОМ. Неспособность действующего правительства, поддерживаемого международным сообществом, обуздать эскалацию насилия и наладить даже минимальное функционирование государственных институтов все больше вызывает сомнения у стран-доноров в целесообразности дальнейшего предоставлении финансовой помощи, до 80% которой, по некоторым данным, разворовывается. По мнению экспертов ООН, национальные силы безопасности Сомали представляют собой «эффективные, дезорганизованные и коррумпированные военизированные образования, лояльность которых ограничивается отдельными высокопоставленными липами и офицерами, преследующими свои личные пели получения финансовой прибыли от войны и поэтому всячески препятствующими установлению единого командования, Более того, в последнее время участились случаи дезертирства среди военнослужащих ПФП из-за более полугодовой задержки выплаты зарплат. Причем в большинстве случаев бежавшие солдаты прихватывают с собой оружие и вливаются в ряды исламистов.

На этом фоне отмечается рост пиратской активности в районе Африканского Рога. Усилия международного сообщества по борьбе с этим явлением привели пока лишь к значительному расширению зоны возможных нападений: захваты судов все чаще происходят в сотнях километров от берегов Сомали. По данным Международного морского бюро, с января по март 2010 г. сомалийские пираты совершили 35 нападений, высаживались на 26 судов, обстреляли 18 и похитили 11 судов, взяли в заложники 194 моряка. По мнению многих аналитиков, успешная военная операция не избавит ПФП мгновенно от таких пороков, как коррупция, непотизм и политическая неэффективность, в то же время она определенно способствовала бы созданию условий для стабилизации обстановки в Сомали и развитию институтов, необходимых для решения ряда проблем в будущем. В случае провала наступления ситуация, скорее всего, будет развиваться по одному из двух возможных сценариев, лучший из которых подразумевает сохранение статус-кво. В худшем - за вытеснением ПФП за пределы Сомали последовало бы установление полного контроля над Югом страны и формальное объявление о создании исламского

государства. Именно ради этого «Аль-Шабаб» ведет непримиримую войну с «иностранными войсками» и «марионеточным» правительством и именно под этими лозунгами собирает немало своих сторонников и обеспечивает себе как внутреннюю, так и внешнюю поддержку. Совершенно очевидно, что военная операция вряд ли сможет освободить страну от многолетнего хаоса, насилия и страданий простого народа, но, безусловно, окажет воздействие на общую ситуацию.

«Азия и Африка сегодня», М., 2010 г., № 8, с. 60-62.

В. Ахмедов,

кандидат исторических наук (ИВ РАН) ВОЕННЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИСЛАМ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ

В последние годы под влиянием процессов глобализации и модернизации население ближневосточных государств становится все более политизированным. Вместе с тем актуализируются групповые интересы. Внутренние противоречия ярче всего проявляются в углубляющихся этноконфессиональных конфликтах. Последнее обстоятельство обусловлено ростом влияния внешних факторов на происходящие в регионе процессы. Столкновения на этнической или религиозной почве представляют серьезную угрозу безопасности и целостности ближневосточных стран, что предопределяет необходимость задействования армии в урегулировании этноконфессиональных конфликтов. Сейчас во многих государствах Ближнего Востока (БВ) религиозные деятели заметно влияют на формирование идентичности, характер власти, межобщинные отношения, решение проблемы прав человека и роли женщины в обществе, они расширяют правоприменительную практику религиозного законодательства в ущерб светскому судопроизводству. В арабо-мусульманских государствах БВ армия продолжает оказывать значительное воздействие на внутреннюю и внешнюю политику государства и жизнь общества. Характер отношений власти и религии, армии и власти определяет роль религиозных институтов в вооруженных силах. Именно армия, в конечном счете, используется властью для разрешения этнокон-фессиональных конфликтов. Таким образом, роль армии в обществе возрастает. Недавний опыт ряда арабских стран показывает, что, лишь обладая дееспособными вооруженными силами и орга-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.