Научная статья на тему 'Исламистское движение в Тунисе и Марокко'

Исламистское движение в Тунисе и Марокко Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
162
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исламистское движение в Тунисе и Марокко»

созданию там климата доверия. Такая стратегия является весьма рискованной и в конечном итоге может бумерангом ударить по самой Турции, превратив ее в следующий объект ближневосточных коллизий.

«Север-Юг-Россия, 2011», М., 2012 г., с. 51-56.

Борис Долгов,

кандидат исторических наук (ИВ РАН) ИСЛАМИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ТУНИСЕ И МАРОККО

Тунисский исламистский опыт во многом идентичен алжирскому. Здесь проходили аналогичные процессы, т.е. подъем исламистского движения на фоне социально-экономического и политического кризиса. Однако Тунис, в отличие от Алжира, не испытал столь масштабного вооруженного противостояния радикальных исламистов с властями. В середине 1980-х годов тунисское исламистское движение структурировалось в политическую партию «Возрождение» («Нахда»), переименованную позже в Движение исламской направленности (ДИН). Ее председателем являлся известный (в том числе за пределами Туниса) идеолог исламизма Рашид Ганнуши. В 1986-1987 гг. сторонники исламистов проводили многочисленные антиправительственные манифестации.

В то же время, согласно опубликованным позднее тунисскими властями материалам, руководство ДИН создавало вооруженные группы и готовилось к вооруженному захвату власти. Сложная социально-политическая обстановка в стране усугублялась интригами внутри семейного клана и окружения X. Бургибы, который в силу преклонного возраста (1903-2000) уже не мог контролировать ситуацию. В такой напряженной политической обстановке 7 ноября 1987 г. занимавший в то время пост премьер-министра Зин аль Абидин Бен Али с помощью своих сторонников отстранил X. Бургибу от власти и возложил на себя обязанности президента. Он мотивировал это тем, что таким образом были предотвращены возможные вооруженные выступления исламистов. Тем не менее представителю ДИН была предоставлена возможность войти в состав Национального комитета, который вырабатывал текст «Национального пакта». Принятие «Национального пакта» в 1988 г., который подписали представители основных ту-

нисских политических сил, включая исламистов, должно было означать прекращение противостояния в обществе и достижение политического консенсуса.

Однако в начале 1990-х годов тунисские власти объявили о раскрытии заговора с целью захвата власти, в котором обвинялись партия ДИН и ее сторонники. В результате сотни исламистов были арестованы, и легальное исламистское движение в Тунисе практически перестало существовать. В то же время радикальные исламисты пытались создать свои структуры в Тунисе. В январе 2007 г. спецслужбы Туниса в ходе успешной операции ликвидировали в пограничном с Алжиром районе группу боевиков, насчитывавшую 27 человек (граждан Туниса). Боевики имели на вооружении автоматы, гранатометы, большое количество взрывчатых веществ. Они планировали осуществить террористические акции в столице Туниса и ряде крупных городов. В ходе следствия выяснилось, что боевики проникли на территорию Туниса из сопредельного района Алжира. Здесь они проходили боевую подготовку в течение 45 дней на нелегальных тренировочных базах алжирской ОКИГМ. В то же время тунисские исламисты, как заявляют алжирские правоохранительные органы, фигурируют в числе задержанных и уничтоженных боевиков ОКИГМ на территории Алжира. Десятки тунисских муджахидов участвовали в вооруженном противостоянии с оккупационными силами США и их союзников в Ираке.

Что касается социально-экономической ситуации, то, несмотря на наличие серьезных проблем, особенно прогрессирующей безработицы, в Тунисе она отличалась в лучшую сторону по сравнению с другими арабскими странами. Так, в среднем за период 2000-2005 гг. ВВП в расчете на душу населения в Тунисе составил 2321 долл. (94-е место в мире). Для сравнения, на тот же период в Алжире этот показатель равнялся 1978 долл. (103-е место), в Марокко - 1390 долл. (135-е место). Однако продолжающийся мировой финансовый кризис негативно сказывался на экономике Туниса. Наблюдалось снижение производства, прежде всего ориентированного на экспорт. Примерно 75% тунисского экспорта (швейные изделия, химикаты, продукты питания и др.) направлялись в страны ЕС, где в результате того же кризиса снижалось потребление.

Наряду с этим обострение социально-экономических проблем, коррумпированность режима Бен Али, отсутствие реальных демократических свобод вызвали массовые протестные выступления. Жесткие меры, использовавшиеся Бен Али против манифестантов

(в столкновениях с полицией в Тунисе погибло около 200 манифестантов), не привели к подавлению протестного движения. В результате трехнедельных манифестаций и столкновений противников режима с полицией Бен Али был вынужден уйти в отставку и 14 января 2011 г. покинул Тунис. За два дня до этого начальник Генерального штаба Тунисской армии Рашид Аммар отказался выполнить приказ Бен Али применить оружие против манифестантов. Лишенный поддержки армии режим Бен Али был обречен.

В Тунисе при руководстве Бен Али легального исламистского движения не существовало, исламисты подвергались жесткому преследованию. Тем не менее подпольно действовали небольшие группы сторонников Движения исламской направленности (ДИН). После свержения Бен Али, отмены запрета ДИН и возвращения в Тунис ее лидера Рашида Ганнуши (род. 1942), умеренные исламисты снова входят в тунисскую общественно-политическую жизнь. Однако на настоящий момент они не пользуются значительным влиянием в тунисском обществе. Это подтверждает тот факт, что в день возвращения Ганнуши в Тунис его встречали как сторонники с плакатами «Правда с исламом», так и противники с плакатами «Мой Тунис - светский». Причем и тех и других было примерно равное количество. Сам Ганнуши по приезде заявил, что он «не собирается становиться тунисским Хомейни».

Вместе с тем в Тунисе постоянно проводятся мусульманские конкурсы (на лучшего чтеца Корана и т. д.), действуют мусульманские общественно-просветительские и благотворительные организации. Однако они не ставят перед собой политических целей, а считают своей задачей улучшение общественной морали путем пропаганды и распространения коранических знаний, мусульманских морально-этических норм и благотворительной деятельности.

Марокканский опыт являет собой пример феномена исламизма в арабской монархии. Причем королевская династия здесь представлена шерифами, т.е. потомками Пророка Мухаммеда, почитаемыми во всем мусульманском мире. Тем не менее данный фактор не помешал возникновению в Марокко исламизма, в том числе его радикального направления. Необходимо отметить, что развитие исламистского движения здесь происходило также на фоне социально-экономического кризиса. В то же время, в отличие от Алжира и Туниса, в Марокко не было политического и идеологического кризисов.

Однако Марокко является аутсайдером по сравнению со странами-соседями в отношении экономического и социального

развития. Коррумпированность государственного аппарата оставалась одной из главных проблем Марокко, о которой в своем докладе упоминали эксперты Мирового банка (МБ). В то же время коррупции и злоупотреблениям власти в той или иной мере подвержены многие режимы арабских и мусульманских стран, и не только они. Данные негативные явления дают беспроигрышный козырь в руки исламистских идеологов. Они предлагают простое и быстрое, по их заявлениям, решение проблемы - свержение коррумпированного и «неверного режима» и построение «исламского государства» на основах «справедливых законов Корана и шариата». В то же время в 2000-е годы в Марокко оставались нерешенными острые социально-экономические проблемы - безработица, жилищный кризис, низкий образовательный уровень части населения, неразвитость жилищно-коммунальной структуры в бедных городских кварталах. Так, в соответствии с докладом экспертов МБ о положении дел в сфере образования в странах Ближнего Востока и Северной Африки за 2008 г., Марокко занимает одно из последних мест - 11-е. Худшая ситуация только в Джибути, Йемене и Ираке. В Марокко 52,3% детей моложе 15 лет умеют читать и писать, этот показатель в Алжире равен 69,9 и в Тунисе - 74,3%. Среднюю школу в Марокко посещают 35% детей школьного возраста, соответственно, в Алжире - 66, в Тунисе - 65%. Необходимо подчеркнуть, что низкий уровень грамотности наряду с низким жизненным уровнем достаточно значительных слоев населения являются в мусульманских странах одними из главных факторов возникновения радикального исламистского движения.

Король Мухаммед VI, пытаясь осуществить модернизацию экономики, демократизацию и обновление госаппарата, продолжал политику реформ Хасана II. В известной степени это была «революцию сверху». Она затрагивала все ветви государственного аппарата, включая армию и правоохранительные органы. Среди высших функционеров «поколения Мухаммеда VI» можно отметить министра внутренних дел Шакиба Бенмусса (назначен на этот пост в 2006 г.) и Амину Белькадра, министра энергетики, шахт, водных ресурсов и окружающей среды. Первый получил высшее техническое и юридическое образование во Франции и США. Вторая закончила Высшую национальную техническую школу в Нанси во Франции. Амина Белькадра, которую в Марокко называют «мадам Энергетика», заняла этот пост в 2007 г.

Умеренный исламизм в Марокко. В 2000-х годах марокканские умеренные исламисты были представлены в основном двумя

наиболее значительными организациями - Партией справедливости и развития (ПСР) во главе с ее генеральным секретарем Саадом Дин Османи и движением «Справедливость и благодеяние», которым руководит шейх Ясин. Наряду с ними функционируют также другие общественно-религиозные организации, среди которых выделяются Ассоциация исламской молодежи (АИМ), Группа Мухаммеда, Священное братство Зейтуни. Наиболее влиятельной и представленной на политической сцене Марокко является ПСР, завоевавшая на последних парламентских выборах в сентябре 2007 г. 46 депутатских мест (из общего числа депутатов 325 в нижней палате парламента - Палате представителей). На предыдущих парламентских выборах в ноябре 2002 г., ПСР получила 42 места. Причем руководство ПСР заявляло, что успех партии и число завоеванных депутатских мест могло бы быть еще большим, если бы не использование властями «административного ресурса».

Радикальный исламизм в Марокко. Одной из наиболее известных и многочисленных радикальных группировок является «Салафитский джихад». Его боевики осуществили громкие террористические акты 16 мая 2003 г. в Касабланке, в результате которых погибли несколько десятков человек. Полицией было арестовано около 4 тыс. исламистов, подозреваемых в причастности к терактам (из них почти 3500 впоследствии были освобождены). 390 из них были приговорены судом к различным срокам заключения, причем 53 - к пожизненному заключению и 16 - к смертной казни.

В начале 2000-х годов в Марокко действовали такие группировки, как «Правильный путь», «Обвинение в неверности и хиджра». Боевики «Салафитского джихада» оперировали на севере страны, в районе городов Феса, Касабланки и Танжера. Их число приблизительно оценивается в 1 тыс. человек, которые были разбиты на подпольно действовавшие ячейки по 10-12 человек.

Наряду с террористическими группами на территории Марокко известные идеологи исламизма марокканец Мухаммед Гер-бузи, вышеупоминавшийся Абу Катада (проживавшие в эмиграции в Лондоне) и близкий к Бен Ладену иорданский исламист Абу Мусаб Аз-Заркави создали в начале 1990-х годов организацию «Вооруженная исламская группа в Марокко» (ВИГ-М). В нее рекрутировались как марокканские граждане, так и эмигранты-марокканцы, в основном проживавшие в странах Западной Европы. Именно ВИГ-М стала одним из главных организаторов

отправки в Ирак для борьбы с оккупационными силами США марокканских муджахидов. Вместе с боевиками из Алжира они являются наиболее многочисленным контингентом в формированиях «Аль-Каиды» в Ираке (по данным египетской прессы, более 200 боевиков из Марокко и Алжира участвовали в вооруженных акциях в 2007 г.).

Попытки продолжить террористический «джихад» в Марокко исламистские экстремисты предприняли в 2006-2008 гг. В июле-августе 2006 г. марокканские спецслужбы обезвредили группировку «Воины Махди», действовавшую в пригородах Рабата и в Марракеше. В ее планы входило физическое уничтожение политических деятелей леводемократических взглядов, иностранцев-христиан и «плохих мусульман», а также террористические акты в ресторанах и гостиницах, где проживали иностранные туристы, и на авиабазе в Сале.

В ходе следствия выяснилось несколько новых моментов, ранее не присущих марокканским экстремистским группировкам. Первое - участие в группировке военнослужащих (рядового и сержантского состава) и даже одного офицера полиции, и второе -участие в ячейках группы женщин, большинство из которых были вдовами погибших исламистских боевиков. В феврале 2008 г. была ликвидирована террористическая организация, оперировавшая в районе городов Касабланка, Рабат и Надор. Она располагала подпольным арсеналом оружия и крупными денежными суммами (более 2,5 млн. евро). В связях с террористами были замешаны руководители легально действовавших с 2005 г. исламистской политической партии «Цивилизационная альтернатива» и ассоциации «Движение за Умму». Марокканская полиция арестовала около 40 членов группировки, которых обвиняли в организации заговора и планировании террористических актов. Большинство арестованных являлись жителями бидонвилей и беднейших - кварталов.

В то же время необходимо отметить, что руководство Марокко предпринимает меры по ликвидации глубинных причин возникновения экстремизма, лежащих в сфере решения социально-экономических проблем. Предполагается создание социальной инфраструктуры, открытие учебных заведений, новых рабочих мест и постепенная ликвидация бидонвилей. С этой целью разработана программа по борьбе с бедностью «Национальная инициатива гуманитарного развития», организован специальный координирующий государственный орган «Умран» (араб. «Урбанизация»), способный строить в год до 70 тыс. «социальных жи-

лищ». Принят проект ликвидации Сиди Мумена, одного из самых крупных бидонвилей в окрестностях Касабланки. Этот район, в котором проживают около 300 тыс. беднейших жителей, известен как рассадник исламистского экстремизма. На его месте будут созданы объекты социальной инфраструктуры, в том числе стадион на 70 тыс. мест. Стратегические планы марокканских руководителей направлены на всеобъемлющую модернизацию экономики и страны в целом, в частности создание «свободных экономических зон». В одной из таких зон, расположенной в районе городов Риф и Танжер, было открыто 254 предприятия и создано 26 тыс. рабочих мест.

В то же время социально-экономическая ситуация в стране остается достаточно сложной. Негативным образом на нее влияет мировой финансово-экономический кризис, который затронул как

Марокко, так и другие страны Магриба.

* * *

Исламизм, в том числе его радикальное направление, продолжает действовать в Магрибе. Причем степень его активности прямо пропорциональна уровню решения социально-экономических проблем в данных странах. Тем не менее нельзя не видеть, что социально-экономический фактор - не единственная причина исламистского экстремизма. Здесь существует комплекс причин, как внутренних, так и внешних. Внутренние причины во многом специфичны для каждой страны. Они связаны с ее историей, национальными и культурными традициями, уровнем грамотности, экономического и политического развития, особенностями национального характера.

Страны Магриба имеют много общего в своем историческом развитии. Наряду с этим у каждой есть свои особенности. Внешний фактор обусловлен общей тенденцией политического и экономического развития в мире. Такой тенденцией, от которой в очень большой степени зависит внутренняя ситуация в арабо-мусульманском мире, является усиление роли в мировой политике и экономике наднациональных структур. А именно: транснациональных корпораций (ТНК) и во многом зависимых от них международных финансово-экономических институтов (МТО, МВФ, МБ-МБРР и др.). Ярким примером такого положения стал мировой финансово-экономический кризис, начавшийся в 2008 г. и обостривший социально-экономические проблемы, в частности в араб-

ском мире, которые, наряду с другими внутренними факторами, стали одними из основных причин массового протестного движения в ряде арабских стран в начале 2011 г.

В то же время очевидно, что существующие в арабских странах социально-экономические проблемы невозможно решить за короткий срок. Ясно также, что формирование демократической структуры власти - одно из основных требований протестных движений - само по себе также не решает данных проблем. Для их решения необходим взвешенный политический курс с социальной направленностью.

В арабских революциях начала 2011 г., нацеленных против коррумпированных авторитарных режимов, наряду с политическими силами, носителями общедемократических ценностей, участвовало и исламистское движение, которое на тот момент не являлось главной движущей силой протеста. Однако в случае затягивания решения острых социально-экономических проблем «исламский проект» снова может выйти на политическую авансцену. Причем его проповедниками способны стать как умеренные, так и радикальные исламисты.

«Партнерство цивилизаций: Нет разумной альтернативы», М., 2011 г., с. 24-41.

Ольга Бибикова,

кандидат исторических наук (ИВ РАН) АРАБЫ И ФРАНЦУЗЫ: ТРУДНОСТИ ВЗАИМНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Рассматривая проблемы, возникшие в процессе адаптации арабских иммигрантов во Франции, следует проанализировать причины, которые определяют поведение принимающей стороны, а также иммигрантов.

Начнем с последних. На поведение иммигрантов оказывают свое воздействие три фактора: этничность, конфессиональная принадлежность и базовая культура, а также их взаимодействие с принимающим обществом. Все три фактора переплетаются и находятся во взаимозависимости. Следует отметить, что внутри иммигрантского сообщества конфессия не играет ведущей роли. Она отходит на второй план, уступая место происхождению. Подтверждает данное обстоятельство то, что выходцы из одной местности стараются держаться вместе. Для арабов это тем более характерно,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.