повышение эффективности борьбы с экстремизмом может быть достигнуто при совместных усилиях власти, оппозиции, неправительственных организаций и других институтов гражданского общества, опираясь при этом на поддержку со стороны мирового сообщества и международных организаций, задействованных в деле борьбы с терроризмом.
В отличие от экстремистских исламских фундаменталистов, представители умеренных исламистов готовы работать в коалиции с правящей Националистической партией и делают основную ставку на компромиссную реализацию цели исламизации бангладеш-ского государства. Так, например, в 2001-2008 гг. умеренно исламистская партия Джамаат-и-Ислами являлась членом правящей коалиции с Бангладешской националистической партией и другими партиями в кабинете Халеды Зии. Как показывает анализ проблем бангладешского исламского фундаментализма и коммунализма, в условиях политической культуры восточного типа большую роль в политическом процессе играют этнические и религиозные факторы. В странах, не испытавших влияние секуляризации, этнорелигиозные факторы не отделены от политики, а часто используются как инструмент и способ ее легитимации.
Религиозные противостояния усугубляется межэтническими конфликтами, часто угрожающими не только политической стабильности, но и территориальной целостности государства. Поэтому для понимания политики Бангладеш, а также многих других стран Востока, важен анализ влияния, в том числе религиозных факторов, на политические процессы в этих странах.
«Мир и политика», М., 2009 г., № 5, с. 132-139.
Б. Долгов,
востоковед
РАДИКАЛЬНЫЙ ИСЛАМИЗМ В АЛЖИРЕ, МАРОККО И ТУНИСЕ
Исламистское движение и его экстремистское течение - радикальный исламизм, или джихадизм, - продолжают оставаться наиболее значительным феноменом XXI в. Рассмотрим проявления радикального исламизма в трех странах Северной Африки - Алжире, Тунисе и Марокко.
Причины подъема фундаменталистской идеологии в арабо-мусульманском мире в целом и в Северной Африке в частности были обусловлены как внутренними причинами, специфическими для каждой страны, так и внешними факторами. Тем не менее можно констатировать, что общим явлением, характерным для внутренней ситуации в Алжире, Тунисе и Марокко, в конце 80-х годов XX в. стало обострение социально-экономических проблем. В Алжире и Тунисе это происходило на фоне политического кризиса. Что касается внешних факторов, то они во многом были обусловлены следующими важными событиями истории XX в.
Первое - исламская революция в Иране (1978-1979), свергнувшая шахский режим, пытавшийся осуществить вестернизацию Ирана. Иранская исламская революция явилась своеобразным импульсом для распространения и экспансии исламистских концепций в мусульманском мире, хотя и имела определенно ограниченный характер в силу своей шиитской догматики, отличающейся в известной мере от суннитского «исламского проекта».
Второе - гражданская война в Афганистане (1979-1992), привлекшая тысячи мусульман со всего исламского мира, в том числе из стран арабского Магриба, в ряды муджахидов (борцов за веру), воевавших против афганского правительства, стремившегося реализовать в Афганистане социалистическую идею, и поддерживавших его советских войск. Необходимо отметить, что в тот период, характеризовавшийся глобальным противостоянием двух сверхдержав и соответственно двух военно-политических блоков, существенную роль в становлении радикального крыла исламистского движения сыграли также США и Саудовская Аравия. Эти государства, стремясь ослабить своего главного стратегического противника - СССР, оказывали всевозможную поддержку исламистским организациям, направлявшим наемников для борьбы с афганским правительством. Впоследствии афганские «муджахиды» (арабы и выходцы из других мусульманских стран) составили ядро многих радикальных исламистских группировок как в арабских странах, в том числе в Магрибе, так и в «горячих точках» по всему миру. В то же время развал советского блока и крах социалистической доктрины, явившиеся наиболее важными событиями конца XX в., косвенным образом также стали факторами, способствовавшими распространению исламистской идеологии. Речь идет о том, что в результате коллапса «социалистического лагеря» на рубеже 80-90-х годов XX в. происходит отказ ряда арабских стран от ранее
провозглашавшейся ими идеологии национализма с элементами социализма (национальный или исламский социализм). В результате образовавшийся своеобразный идеологический вакуум стал заполняться различными исламистскими концепциями, отражавшими, в том числе, социальный протест неимущих слоев населения, так как многие арабские страны переживали в этот период социально-экономический кризис.
1. В Алжире на волне масштабной демократизации общественно-политической жизни, проходившей на фоне системного кризиса, переживавшегося страной, в начале 90-х годов сформировалось и выросло в наиболее влиятельную политическую силу самое массовое в арабском мире исламистское движение - Исламский фронт спасения (ИФС). Легитимному приходу к власти исламистов после того, как на муниципальных и парламентских выборах за ИФС проголосовало около 50% избирателей, помешало вмешательство армии, традиционно занимавшей доминирующее положение в жизни алжирского общества. Это, в свою очередь, привело к радикализации исламистского движения, экстремистские силы которого развязали многолетнее вооруженное противостояние с властями. В своей активной форме оно продолжалось с 1992 по 1999 г., в течение которых погибло более 150 тыс. алжирских граждан. Алжир был поставлен на грань гражданской войны и стал одним из очагов радикального исламизма, борьба с которым продолжается до сих пор. Тем не менее руководство Алжира во главе с президентом Абдель Азизом Бутефликой, избранным в 1999 г. и переизбранным на второй срок в 2004 г., сумело, с одной стороны, в основном подавить радикальный исламизм и, с другой стороны, инициировать процесс восстановления гражданского согласия. Был принят закон об амнистии исламистам, добровольно прекратившим вооруженную борьбу. В 2005 г. была одобрена на общенациональном референдуме «Хартия за мир и национальное примирение», имевшая целью дать возможность вернуться к мирной жизни тем, кто был вовлечен в экстремистские группировки. Со значительной долей уверенности можно констатировать, что большинство алжирцев и алжирского истеблишмента поддерживает политический курс президента Бутефлики, направленный на улучшение социально-экономической ситуации в стране, дальнейшее развитие демократических процессов и одновременно жесткое подавление экстремизма. Отражением этого курса является завершение новой редакции гражданского, уголовного и семейного кодексов. Наряду
с этим планируется существенным образом повысить роль местных органов власти и совершенствовать процесс демократизации общественно-политической жизни. В связи с этим вносятся изменения и дополнения в законы о местном самоуправлении, политических партиях и СМИ. В целях инициирования развития местного самоуправления на основании бюджета на 2008 г. и разрабатываемых Министерством внутренних дел поправок к статусу балядий и ви-лай (районных и областных органов власти) их бюджет увеличивается почти в десять раз.
При разработке перспективных программ дальнейшего социально-экономического развития страны алжирское руководство учитывает недавний исторический опыт «черного десятилетия» (так в Алжире называют период вооруженного противостояния властей и оппозиционных группировок в 1992-1999 гг.) и уделяет большое внимание как социальным вопросам, так и политике по отношению к той части населения, которая считает необходимым сохранение мусульманских исторических традиций и «исламских ценностей» в качестве непременного условия дальнейшего развития алжирского общества. В правительственной программе развития Алжира на 2004-2009 гг. планируется, в частности, ввод в строй более 1 млн. единиц жилья (к 2008 г. уже возведено около 500 тыс. единиц жилья). В то же время провозглашается, что «алжирский народ, внесший огромный вклад в развитие и распространение ислама, и впредь будет прилагать все усилия для сохранения и дальнейшего процветания великой арабо-мусульманской цивилизации». Большой интерес и дискуссию в обществе вызвало предложение, поддержанное парламентом, «Национальной организацией муджахидов» (ветеранов национально-освободительной борьбы 1954-1962 гг.), Форумом руководителей предприятий (крупнейшей организацией представителей алжирского бизнеса, объединяющей руководителей как государственных, так и частных предприятий) и премьер-министром о внесении поправок в Конституцию Алжира, предусматривающих, в частности, предоставление третьего мандата для президента страны на президентских выборах в 2009 г. Соответствующий закон, закрепляющий данные поправки, был принят в ноябре 2008 г., а официальное выдвижение кандидатуры А. Бутефлики на пост президента Алжира в качестве независимого кандидата состоялось 13 февраля 2009 г. Несмотря на то что действующий президент далеко не молод (род. в 1936 г.) и не совсем здоров (Бутефлика страдает язвой желудка. В 2005 г. он находился
на лечении во Франции, где ему была сделана операция), большинство политических сил поддерживает Абдель Азиза Бутефлику и видит в нем харизматического лидера, которому нет равноценной альтернативы на настоящий момент.
Необходимо подчеркнуть, что умеренное крыло алжирского исламистского движения достаточно полно представлено в алжирском парламенте - Национальной народной ассамблее (ННА) тремя политическими партиями. Причем они не представляют собой единого парламентского блока. Две из них - «Движение общества за мир» (ДОМ), руководимая Бугеррой Солтани, и «Нахда», во главе которой стоит Ляхбиб Адами, в настоящее время входят в президентскую коалицию и полностью поддерживают президентский курс. Более того, партия ДОМ, обладающая достаточным политическим весом, наряду с партиями НДО и ФНО составляет основу президентской коалиции в ННА. Третья исламистская партия, представленная в ННА, «Движение за национальную реформу» (ДНР), возглавляемая одним из наиболее известных деятелей умеренного исламизма Абдаллой Джабаллой, состоит в оппозиции официальному курсу, выступает против правительственной программы широкомасштабной приватизации и ратует за «исламскую социальную справедливость». ДНР, считавшееся наиболее многочисленной и влиятельной умеренной исламистской партией, в последнее время утрачивает доверие у избирателей, получив на парламентских выборах 2007 г. всего три депутатских места (на прошлых парламентских выборах 2002 г. ДНР имело 43 места). В то же время руководство бывшего ИФС пытается добиться отмены судебного решения о его роспуске (принятого в 1992 г.) и вновь выйти на политическую авансцену. Бывшие лидеры ИФС и «Исламской армии спасения» (ИАС) в интервью алжирской прессе объявляют о своей готовности работать совместно с властями для возрождения Алжира. Так, например, Аббаси Мадани и Али Бен-хадж (бывший президент ИФС и его бывший заместитель) заявили, что в результате их активного посредничества многие боевики из экстремистских группировок, действовавших в десяти центральных и восточных провинциях страны, сложили оружие и сдались властям. В свою очередь Мадани Мезраг, бывший эмир Исламской армии спасения (ИАС), проводивший посреднические переговоры с боевиками, объявил, что он не пожалеет усилий, чтобы вернуть обманутых алжирских братьев к мирной жизни.
В Алжире действует также радикальное течение исламизма, которое в настоящее время представлено в основном двумя вооруженными группировками - «Салафитской группой для проповеди и боръбы» (СГПБ) и «Вооруженными исламскими группами» (ВИГ), которые насчитывают в своих рядах, по разным оценкам, от 650 до 1 тыс. боевиков. Причем ВИГ в начале 2000-х годов распалась на несколько зачастую враждующих между собой группировок, а их бывший лидер отказался от вооруженной борьбы. СГПБ была создана в 1998 г. Хасаном Хаттабом, одним из командиров ВИГ, не согласным с такфиристской доктриной тогдашнего национального эмира ВИГ Антара Зуабри. Хасан Хаттаб, пользовавшийся поддержкой Бен Ладена и иорданского исламистского идеолога Абу Катады, издававшего в 90-е годы в Лондоне исламистский журнал «Аль-Ансар» (Соратники Пророка), провозгласил возврат к «подлинному салафизму», вышел со своими сторонниками из состава ВИГ и создал собственную группировку - СГПБ. Наряду с действиями внутри Алжира СГПБ, выполняя указания руководства «Аль-Каиды», с 2004 г. предпринимала попытки распространить джихад на территории других африканских государств, поддерживавших, по заявлениям «Аль-Каиды», «агрессивную политику США». Такими странами были Мавритания, Республика Чад, Мали, Нигер и Буркина-Фасо, где появились салафитские проповедники. Двое видных руководителей СГПБ Хасан Хаттаб и Абд ар-Раззак аль-Пара возглавили отряды боевиков, пытавшиеся «экспортировать» джихад за пределы Алжира. В 2006 г. «национальный эмир» СГПБ Абд аль-Ваххаб Друкдель объявил о присоединении СГПБ к «Аль-Каиде» и изменил ее название на «Аль-Каида исламского государства Магриб» (КИГМ). В 2006-2008 гг. КИГМ активизировала свои террористические действия и осуществила ряд взрывов в различных городах Алжира, в том числе в столице. В результате погибли десятки алжирцев, как военнослужащих, так и мирных граждан, а также иностранцев, среди которых были 11 сотрудников миссии ООН в Алжире. Достаточно значительную роль в КИГМ играют «алжирские иракцы», т.е. молодые алжирцы (по различным оценкам, их несколько сотен), получившие боевой опыт в Ираке, где они действовали против оккупационных сил США. По возвращении в Алжир часть из них вступает в ряды КИГМ и применяет здесь свой «иракский опыт».
Необходимо отметить, что борьба с проявлениями экстремизма является одной из наиболее важных задач, стоящих в на-
стоящее время перед алжирским руководством, которое использует для ее решения в том числе международную помощь. В рамках подписанного между Алжиром и РФ в 2001 г. Договора о стратегическом партнерстве наряду с экономическим и политическим сотрудничеством продолжается работа совместной алжирско-российской группы по сотрудничеству в области борьбы с терроризмом и по вопросам безопасности. В то же время в сентябре 2008 г. началась подготовка к заключению договора о стратегическом сотрудничестве между Алжиром и США, одним из главных пунктов которого будет координация усилий двух стран в борьбе с международным терроризмом, в частности с КИГМ. В связи с участившимися террористическими актами в Алжире усилены меры безопасности и регулярно проводятся мероприятия по предотвращению актов террора. Например, в марте-апреле 2007 г. объединенные силы армии, полиции и жандармерии провели войсковую операцию, в результате которой был разгромлен крупный отряд КИГМ (около 100 боевиков), его опорный пункт, склады с оружием и взрывчаткой. Таким образом, можно констатировать, что эскалация террористической активности радикального исламизма в Алжире в 2006-2008 гг. не привела к дестабилизации внутриполитической ситуации в стране. Основные силы экстремистских группировок в Алжире подавлены, но о полной стабилизации обстановки говорить еще рано.
2. В Тунисе проходили во многом идентичные алжирским процессы, т.е. подъем исламистского движения на фоне социально-экономического и политического кризиса, переживавшегося страной в конце 80-х годов. Тем не менее за последние годы Тунис достиг существенного прогресса как в экономическом развитии, так и в демократических преобразованиях. Его руководству удалось вывести страну из кризисного состояния, существенно улучшить экономическую ситуацию, а также в достаточной степени поднять жизненный уровень основной массы населения. Так, в среднем за период 2000-2005 гг. ВВП в расчете на душу населения в Тунисе составил 2321 долл. (94-е место в мире). Для сравнения: за тот же период в Алжире этот показатель равен 1978 долл. (103-е место), в Марокко - 1390 долл. (135-е место), в Египте - 1356 долл. (133-е место). В частности, в Тунисе были разработаны специальные программы (на общегосударственном и региональном уровнях) по профессиональной подготовке молодежи и созданию до-
полнительных рабочих мест, а именно «Программа по вовлечению молодежи в профессиональную жизнь».
Необходимо отметить также, что президент Бен Али после своего прихода к власти в 1987 г. упразднил существовавшие ранее в Тунисе суды государственной безопасности и чрезвычайные трибуналы. Одним из первых законов, принятых новым руководством, стал Закон о политических партиях, согласно которому запрещается использовать религию в политических целях. Кроме того, партии должны оставаться независимыми от какого бы то ни было иностранного влияния, им также запрещено получать любую форму помощи от зарубежных организаций и физических лиц. Важной особенностью нового закона явилась закрепленная в нем обязанность министра внутренних дел обращаться в судебную инстанцию в случае принятия решения о роспуске политической партии, в то время как в предыдущем Законе об ассоциациях (1959) такая процедура была необязательной.
В настоящее время в Тунисе действуют девять политических партий, шесть из которых (Демократическое конституционное объединение, Партия народного единства, Социально-либеральная партия, Движение «Ат-Тадждид» (Обновление), Движение демократов-социалистов и Демократический юнионистский союз) представлены в парламенте и имеют официальное право участвовать в президентских, парламентских и муниципальных выборах. Особо следует выделить организации, официально не имеющие статуса политической партии, но в то же время пытающиеся влиять на общественно-политическую жизнь, представляя на выборах своих кандидатов в качестве независимых. Это прежде всего находящаяся на полулегальном положении партия «Ан-Нахда», лидеры которой в начале 90-х годов ратовали за создание «исламского государства» в Тунисе. В то же время в Тунисе действуют небольшие объединения различной политической направленности - от арабских националистов, баасистов и насеристов до ультра-левых социалистов.
Важным политическим событием в Тунисе стали проходившие в 2004 г. президентские и парламентские выборы. Им предшествовали произведенные в 2002 г. и одобренные на общенациональном референдуме изменения в тунисской Конституции. Согласно этим изменениям, была сформирована нижняя палата тунисского парламента - Консультативный совет. Ранее тунисский парламент состоял из одной палаты - Совета депутатов. Наряду с
этим были упразднены ограничения на переизбрание президента на следующий мандат и увеличен предельный возраст для претендента на президентский пост (до 75 лет), что позволило действующему президентур Бен Али (род. в 1936 г.) выставить свою кандидатуру и быть избранным на пост президента на четвертый срок (20042009).
Необходимо отметить, что в последние годы как в Тунисе, так и в других арабских странах наблюдается усиление внимания к мусульманской идентификации и политизации ислама, особенно в молодежной среде. Это явление, скорее всего, нельзя назвать «подъемом исламизма». Тем не менее Калифа Шатер, представитель тунисской профессуры, вице-президент Ассоциации международных исследований, назвал его в беседе с автором этих строк «спящим исламизмом». Причем данный процесс имеет не только религиозный, но также культурологический и социально-политический характер. В определенной мере этот феномен можно охарактеризовать как своеобразный ответ «арабской улицы», демонстрирующей таким образом свою мусульманскую самоидентификацию в ответ на определенные элементы исламофобии. А именно: карикатуры на Пророка Мухаммеда, опубликованные в некоторых европейских газетах, неудачные высказывания по поводу ислама папы Римского, а также продолжающееся военно-политическое давление Запада, и прежде всего США, проявляющееся в постоянной поддержке Израиля в арабо-израильском конфликте, вторжении в Ирак, а также ливанском, афганском, иранском кризисах. Тем более, что часть молодежи арабских стран является в достаточной степени политизированной и живо интересуется политическими событиями, происходящими в мире, чему способствует распространение кабельного телевидения и сети Интернет. В то же время именно молодежь в наибольшей степени страдает от нерешенности внутренних социально-экономических проблем в арабском мире, и особенно безработицы.
Главари террористических организаций, прикрывающиеся лозунгами ислама, используют такую ситуацию в своих целях, объявляя действия Запада «войной против ислама». Пытаясь таким образом усилить свое влияние в молодежной среде, они в некоторых случаях достигают своей цели. В январе 2007 г. спецслужбы Туниса в ходе успешной операции ликвидировали в пограничном с Алжиром районе группу боевиков, насчитывавшую 27 человек (граждан Туниса). Боевики имели на вооружении автоматы, грана-
тометы, большое количество взрывчатых веществ и планировали осуществить террористические акции в столице Туниса и ряде крупных городов. В ходе следствия выяснилось, что боевики проникли на территорию Туниса из сопредельного района Алжира, где они проходили боевую подготовку в течение 45 дней на нелегальных тренировочных базах алжирской террористической группировки «Аль-Каида исламского государства Магриб». В этой связи необходимо отметить, что президент Бен Али проводит умелую и взвешенную политику. Он сохраняет принципиальную преемственность с политическим наследием первого президента Туниса X. Бургибы и в то же время подтверждает арабо-исламскую идентификацию Туниса. Наряду с этим президент Бен Али жестко преследует любые проявления экстремизма и сохраняет имидж харизматического лидера. Это в немалой степени способствовало тому, что ряд политических партий выдвинули кандидатуру Бен Али на пятый мандат на президентских выборах 2009 г.
З. В Марокко король Мухаммед VI, вступивший на престол в 1999 г. после кончины своего отца короля, Хасана II, провел ряд достаточно важных политических и административных реформ с целью демократизации общественно-политической жизни страны. В феврале 2004 г. вступил в силу новый Семейный кодекс (Муда-вана), предоставляющий больше прав женщинам. Больше свободы и возможностей получили политические партии. По инициативе короля была создана Комиссия по расследованию нарушений прав человека», имевших место в период правления короля Хасана II. В ходе административной реформы были приняты постановления с целью ограничения всевластия губернаторов, борьбы с коррупцией и усиления роли выборных законодательных органов в провинциях.
Коррумпированность государственного аппарата оставалась одной из главных проблем Марокко, о которой, в своем докладе упомянули эксперты Международного банка. В то же время необходимо подчеркнуть, что коррупции и злоупотреблениям власти в той или иной мере подвержены многие режимы арабских и мусульманских стран (и не только), и Марокко не является в этом смысле каким-то исключением. Тем не менее необходимо подчеркнуть, что коррумпированность и неэффективность государственного аппарата, а также всевозможные нарушения и злоупотребления властей дают беспроигрышный козырь в руки исламистских идеологов. Они предлагают простое и быстрое, по их заявлениям,
решение проблемы - свержение коррумпированного и «неверного режима» и построение «исламского государства» на основах «справедливых законов Корана и шариата», в котором воцарится «исламская социальная справедливость». В то же время необходимо отметить, что в 2000-е годы в Марокко продолжался процесс расслоения общества, уровень жизни значительной части населения оставался низким, острые социально-экономические проблемы -безработица, жилищный кризис, неразвитость жилищно-коммунальной структуры в провинциях и бедных кварталах - оставались нерешенными. Практически по всем гуманитарным показателям, в том числе по количеству неграмотных, Марокко было аутсайдером среди арабских стран.
Мухаммед VI, пытаясь осуществить модернизацию экономики, демократизацию и обновление госаппарата, с одной стороны, продолжал политику реформ Хасана II и в то же время в известной степени совершал «революцию сверху». Она затрагивала все ветви государственного аппарата, включая армию и правоохранительные органы. Причем вновь назначаемые руководящие кадры должны были соответствовать так называемой «схеме Мидауи», т.е. системе отбора, сформулированной ближайшим помощником короля Ахмедом Мидауи. Эта система включала в себя два основных критерия - высокие моральные качества (честность, неподкупность) и профессионализм, подтвержденный предыдущей безукоризненной службой. Среди таких высших функционеров «поколения Мухаммеда VI» можно отметить министра внутренних дел Шакиба Бен-мусса (назначен на этот пост в 2006 г.), получившего высшее техническое и юридическое образование во Франции и США, и Амину Белькадра, министра энергетики, шахт, водных ресурсов и окружающей среды, закончившую Высшую национальную техническую школу в г. Нанси во Франции. Амина Белькадра, которую в Марокко называют «мадам Энергетика», заняла этот пост в 2007 г.
Что касается исламистского движения в Марокко 2000-х годов, умеренные исламисты продолжали быть представлены двумя наиболее значительными организациями - политической Партией справедливости и развития (ПСР) во главе с ее генеральным секретарем Саадом Дин Османи и движением «Справедливость и благодеяние» (Аль-Адль ва-ль-ихсан), которым руководит шейх Ясин. Наряду с ними функционируют также другие общественно-религиозные организации, среди которых продолжают выделяться «Ассоциация исламской молодежи» (АИМ), «Группа Мухаммеда»
и «Священное братство Зейтуни». Наиболее влиятельной является ПСР, завоевавшая на последних парламентских выборах в сентябре 2007 г. 40 депутатских мест из 450 (на предыдущих парламентских выборах в ноябре 2002 г. ПСР получила 38 мест). Причем руководство ПСР заявляло, что успех партии мог бы быть еще большим, как и число завоеванных депутатских мест, если бы не использование властями «административного ресурса». В свою очередь ассоциация «Аль-Адль ва-ль-ихсан», возглавляемая шейхом Ясином, проявила значительную активность во время парламентских выборов 2007 г., организуя митинги своих сторонников и встречи с избирателями (которые в некоторых случаях разгонялись полицией), но тем не менее смогла получить лишь одно депутатское место.
Что касается радикальных исламистских группировок в Марокко, то одной из наиболее известных и многочисленных является «Салафитский джихад» (Салафийя джихадийя), боевики которой осуществили громкие террористические акты 16 мая 2003 г. в г. Касабланка, в результате чего погибли несколько десятков человек. Полицией было арестовано около 4 тыс. исламистов, подозреваемых в причастности к терактам (из них почти 3500 человек впоследствии были освобождены). 390 из них были приговорены судом к различным срокам заключения, причем 53 - к пожизненному заключению и 16 - к смертной казни. Наряду с «Салафитским джихадом» в стране в начале 2000-х годов действовали другие, менее значительные экстремистские группировки, такие как «Правильный путь» (Ас-сырат аль-мустакым), «Обвинение в неверности и хиджра» (Ат-такфир ва-ль-хиджра). В основном боевики «Сала-фитского джихада» оперировали на севере страны, в районе Феса, Касабланки и Танжера. Их число приблизительно оценивается в 1 тыс. человек, которые были разбиты на подпольно действовавшие ячейки по 10-12 человек.
Попытки продолжить террористический «джихад» в Марокко исламистские экстремисты предприняли в 2006-2008 гг. В июле-августе 2006 г. марокканские спецслужбы раскрыли и обезвредили радикальную исламистскую группировку «Воины Махди» (Ансар аль-Махди), действовавшую в пригородах г. Рабата и в г. Марракеш. В ближайшие ее планы входило физическое уничтожение политических деятелей леводемократических взглядов, иностранцев-христиан и «плохих мусульман», а также взрывы в ресторанах и гостиницах, где проживали иностранные туристы, и на авиабазе в г. Сале. В феврале 2008 г. была раскрыта и ликвиди-
рована террористическая исламистская организация, которая орудовала в районе городов Касабланка, Рабат и Надор. Она располагала подпольным арсеналом оружия и крупными денежными суммами (более 2,5 млн. евро). В связях с террористами были замешаны руководители легально действовавших с 2005 г. исламистской политической партии «Аль-Бадиль аль-хадарий» (Цивили-зационная альтернатива) и ассоциации «Аль-Харака мин аджли ль-умма» (Движение за умму). Марокканская полиция арестовала около 40 членов экстремистской группировки, которых обвиняют в организации заговора и планировании террористических актов. Большинство арестованных являются жителями бидонвилей и беднейших кварталов.
В то же время необходимо отметить, что руководство Марокко предпринимает меры по ликвидации глубинных причин возникновения экстремизма, т.е. решению социально-экономических проблем и сокращению числа неимущих. В частности, предполагается формирование социальной инфраструктуры, открытие учебных заведений, создание новых рабочих мест и постепенная ликвидация бидонвилей. С этой целью создан специальный координирующий государственный орган «Ошгапе» (Урбанизация), который строит в год 70 тыс. «социальных жилищ». Разработан проект ликвидации Сиди Мумена, одного из самых крупных бидонвилей в окрестностях г. Касабланка, печально известного как рассадник исламистского экстремизма, где проживают около 300 тыс. беднейших жителей. На его месте будут созданы объекты социальной инфраструктуры, включая стадион на 70 тыс. мест. Стратегические планы марокканских руководителей направлены на всеобъемлющую модернизацию экономики страны в целом, в частности на создание «свободных экономических зон». В одной из таких зон, расположенной в районе городов Риф и Танжер, открыто 254 предприятия и создано 26 тыс. рабочих мест. Наиболее амбициозными проектами являются строительство туннеля под проливом Гибралтар и создание атомной энергетики, первый реактор для развития
которой мощностью 2 МВт начал работать в мае 2007 г.
* * *
В заключение можно констатировать, что радикальный исламизм продолжает, хотя и в разной степени, действовать в арабском Магрибе. Причем степень его активности прямо пропорциональна
уровню решения социально-экономических проблем в данных странах. Подтверждением этого является тунисский опыт. Известно, что Тунис является наиболее благополучной страной в Магрибе в плане социально-экономических показателей, и в то же время на его территории отмечается наименьшая террористическая активность радикальных исламистов по сравнению с Алжиром и Марокко. Тем не менее очевидно, что нельзя видеть в социально-экономическом факторе единственную причину исламистского экстремизма. Здесь существует комплекс причин, как внутренних, так и внешних. Внутренние во многом специфичны для каждой страны и обусловлены ее историей, национальными и культурными традициями, уровнем грамотности и экономического и политического развития, особенностями национального характера. Страны Маг-риба имеют много общего в своем историческом развитии, и наряду с этим у каждой есть свои особенности. Внешний фактор обусловлен общей тенденцией политического и экономического развития в мире. Такой тенденцией, от которой в очень большой степени зависит внутренняя ситуация в арабо-мусульманском мире, является усиление роли в мировой политике и экономике наднациональных структур - транснациональных корпораций (ТНК) и во многом зависимых от них международных финансово-экономических институтов (ВТО, МВФ, МБ и др.).
Ярким примером такого положения стал мировой финансовый кризис 2008 г., обостривший социально-экономические проблемы, в том числе в арабском мире. Следствием такой ситуации является продолжение, а иногда и усиление влияния среди неимущей (и не только) части мусульман исламистских идеологов, которые предлагают свое «исламское решение» социально-экономических проблем и выставляют себя в роли защитников «исламских ценностей». В то же время продолжение кризисных политических ситуаций в мире, в которых так или иначе присутствует «исламская составляющая», воспринимается частью мусульман как «война против ислама». На наш взгляд, данная тенденция мирового развития в ближайшей перспективе не претерпит существенных изменений, несмотря на декларированное во время мирового финансового кризиса намерение наиболее экономически мощных держав (08 и 020) реформировать международную финансово-экономическую систему. В то же время стратегический вектор внешней политики США вряд ли значительно изменит свое направление, хотя
избрание нового президента Б. Обамы дает определенные надежды на уменьшение конфронтационных ситуаций в мире.
«Мир и политика», М., 2009 г., № 5, с. 132-139.
Роберт Ланда, доктор исторических наук ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИСЛАМ И ЗАПАДНОЕ ОБЩЕСТВО
Политический ислам возник в ходе жестокой и бескомпромиссной борьбы исламистов и националистов за идейное лидерство и в национально-освободительной, и в социально-освободительной борьбе мусульманских народов. При этом «духовный фактор» и «определенное единство мусульман», усиленные их возросшей религиозностью, обеспечивали исламистам «глобальное превосходство над светскими движениями», будь то малочисленные коммунисты или терявшие популярность националисты. Ассоциация «Братья-мусульмане» в Египте (потом в Сирии и других странах) в сущности - первая организация исламистов, возникшая в ходе этой борьбы. Вместе с тем политический ислам - это порождение всего предшествующего политико-идеологического и социокультурного опыта мусульман.
Новый «возврат к истокам» мира ислама в наши дни вызван и продолжением в рамках глобализации наступления Запада в сферах экономики, политики и технологии, и ползучей «вестерни-зацией» быта, нравов, социальных связей между людьми, подрывающей традиционную монополию ислама в этих сферах жизни мусульманского общества, и болезненной ломкой структур этого общества в ходе его трудного приспособления к требованиям модернизации хозяйственных механизмов и «мондиализации» (т.е. всеобщности) мировых экономических связей. Прямым результатом этих процессов и явились быстрый рост обнищания Востока, высокие темпы разорения крестьянства и обильное пополнение социальных низов восточного города гигантской массой сельских маргиналов. Около половины этих лиц навсегда остаются безработными или людьми без определенных занятий, что превращает города мусульманского Востока в социальный пороховой погреб. Частично это находит свое отражение в нарастании политического