и методы борьбы с ним. Вторжение боевиков Исламского движения Узбекистана на юг Киргизии в 1999 г. резко осложнило отношения между Ташкентом и Бишкеком. Во время баткенских событий президент Узбекистана обвинил Бишкек в том, что «бандиты не сейчас перешли границу Киргизии, а уже два года спокойно курсируют из Таджикистана через Киргизию в Узбекистан. Отсюда эти бандитские вылазки, тонны взрывчатки, которые находили в Коканде, Андижане и Намангане. Все это перевозилось через территорию Киргизии».
Киргизские власти со своей стороны заявляют, что репрессивные действия Ташкента против религиозных деятелей и исламских организаций в начале и середине 1990-х годов вызвали сильную реакцию и способствовали образованию вооруженной оппозиции, с которой теперь ему же приходится бороться.
При этом следует заметить, что в своей антитеррористической борьбе руководство Узбекистана часто прибегает к силовым методам вопреки мнению соседей. Так, узбекские военные минировали некоторые территории Киргизии и ущелья вокруг анклавов Сох и Шахи-мардан, что привело к человеческим жертвам среди местных жителей, а также нанесло существенный ущерб животноводству. Только благодаря настойчивым требованиям Киргизии и международных организаций узбекскими специалистами были выполнены работы по разминированию. Вопрос о выплате материальной компенсации за нанесенный ущерб узбекской стороной был проигнорирован.
Кроме отмеченного, проблемы в отношениях между Узбекистаном и Киргизией существуют и в сфере экономического взаимодействия, включая совместное использование водных ресурсов региона.
«Мировые державы в Центральной Азии»,
М, 2011 г., с. 95-98.
Хаким Абдулло Рахнамо, кандидат политических наук (Таджикистан) ИСЛАМ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ УЗБЕКИСТАНА, ТАДЖИКИСТАНА И КИРГИЗСТАНА
Широкий круг вопросов, связанный с преподаванием и изучением ислама в Центральной Азии, вызывает большой интерес академической общественности как в самом регионе, так и за его
пределами. В последние годы изучению данной проблематики было посвящено значительное число научных исследований, конференций и проектов. Как свидетельствует сравнительный анализ содержания работ по этой теме, комплекс соответствующих проблем рассматривается в них в трех основных ракурсах.
1. Преподавание и изучение ислама как вероисповедной доктрины и как дисциплины в религиозных учебных заведениях.
2. Преподавание и изучение основ ислама как специального предмета в общеобразовательных школах.
3. Преподавание и изучение ислама в светской высшей школе.
Эти три направления изучения и преподавания ислама в государствах Центральной Азии находятся в стадии становления и сталкиваются с многочисленными проблемами методологического, методического, политико-юридического, материально-технического и иного характера. Настоящая статья посвящена одному из важнейших аспектов этого процесса, а именно: анализу современного состояния преподавания и изучения ислама в высших учебных заведениях постсоветской Центральной Азии. При этом автор статьи учитывал следующее немаловажное обстоятельство. Методы, подходы и тематическое содержание предметов исламского и исламоведческого круга неразрывно связаны с формированием мировоззренческих позиций студенческой молодежи не только в отношении ислама как религии, но и всей системы нравственных ценностей. Соответственно, преподавание ислама в светских вузах региона имеет не только научно-просветительское значение, но и оказывает существенное влияние на формирование идейных и общественных позиций учащихся.
В то же время углубленное изучение проблематики, связанной с преподаванием ислама в светской школе Центральной Азии, призвано содействовать выявлению и осмыслению тех насущных проблем, решение которых, по нашему убеждению, должно привести к налаживанию и упрочению внутрирегиональных профессиональных контактов в этой области, усовершенствованию методики преподавания и в конечном итоге формированию современного дееспособного научного исламоведения.
В основу публикации положены результаты полевых исследований, проводившихся в трех центральноазиатских республиках -Узбекистане, Таджикистане и Киргизстане, в том числе материалы, собранные во время встреч с руководством ведущих высших учебных заведений этих республик и бесед с преподавателями предметов, связанных с исламской тематикой. В процессе работы
над статьей был задействован обширный корпус учебной литературы, охватывающий 200 учебников, учебных программ и пособий, используемых в 30 вузах Центральной Азии. В каждой из трех республик преподаванию ислама присуща своя собственная специфика, и в то же время ситуация в этой области на общерегиональном уровне имеет общие черты, обусловленные схожестью переживаемых проблем идеологического, политического и финансового характера. На сегодняшний день преподавание и изучение ислама в светских вузах Центральной Азии осуществляется в рамках следующих предметов и лекционных курсов:
- общие вводные предметы религиоведческого характера;
- общие гуманитарные предметы, частично охватывающие исламскую тематику;
- спецкурсы, посвященные отдельным аспектам ислама, которые входят в программу подготовки студентов по неисламо-ведческим и нетеологическим специальностям;
- предметы исламского круга, входящие в программу подготовки по исламоведческим специальностям;
- религиозные предметы, которые преподаются на теологических факультетах.
Наиболее распространенной формой трансляции знаний об исламе в светских вузах Центральной Азии является преподавание вводных предметов религиоведческого характера. К числу типовых предметов такого рода относятся: «История религии», «Религиоведение» и «Мировые религии». Сегодня эти предметы изучаются студентами гуманитарных специальностей большинства вузов региона, в том числе студентами, обучающимися по специальностям «Философия», «Филология», «Социология», «Юриспруденция», «История», «Востоковедение», «Психология», «Педагогика» и «Журналистика».
В высшей школе Таджикистана на курс «История религии» отводится 36 академических часов. Будучи по своему содержанию кратким введением в религиоведение, он призван донести до студентов в сжатой форме информацию о различных религиях мира -христианстве, буддизме, исламе, зороастризме и др. Ознакомлению студентов с исламом отводится 10 академических часов. Отметим также, что в Таджикском национальном университете (ТНУ) для студентов, обучающихся по специальностям «Философия», «Психология», «Социология» и «Политология», этот курс является обязательным, а для студентов, осваивающих специальности «Филология», «Журналистика», «История» и «Юриспру-
денция», - курсом по выбору. С начала 2007/08 уч. г. студенты могут прослушивать вместо этого курса курсы «Этика» или «География». В ряде таджикских высших учебных заведений лекционный курс примерно с таким же содержанием обозначен в учебной программе как «Религиоведение».
В вузах Республики Узбекистан в качестве вводного религиоведческого предмета обычно преподается курс «Религиоведение и основы духовности», который является обязательным для студентов всех специальностей. Данный курс в объеме 57 академических часов читается на втором курсе по учебным программам, составленным на базе типовой программы, рекомендованной Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан. Программа курса охватывает широкий круг тем, например, таких как «Ранние формы религии», «Национальные религии», «Зороастризм», «Буддизм», «Христианство», «Ислам», «Религиозный экстремизм и фундаментализм» и «Свобода совести и религиозные организации». В соответствии с этой учебной программой 50% выделенных на данный предмет часов отводится на ознакомление с краткой историей ислама, его основополагающими источниками и основными течениями. Особый акцент делается на мистико-аскетическом направлении ислама - суфизме, а также на шариате и мусульманской этике. Следует особо подчеркнуть, что в вузах Узбекистана наряду с предметом «Религиоведение» преподается обязательный специальный курс «Духовно-просветительские основы борьбы с религиозным экстремизмом и терроризмом». Этот краткий курс (объемом в 14 академических часов) был включен в учебный план в 2009 г. Его основой служит программа, разработанная Министерством образования Узбекистана. Согласно этой программе, целью этого курса является «вооружение студентов современными знаниями о реакционной сущности международного терроризма и религиозного экстремизма, а также воспитание молодежи в духе преданности национальной идее». В рамках этого курса рассматриваются такие темы, как «Взаимоотношение государства, религии и религиозных организаций в Узбекистане», «Место и роль ислама в Центрально-Азиатском регионе», «Сущность религиозного экстремизма и терроризма как угрозы стабильности общества» и «Международные политико-правовые основы борьбы с религиозным экстремизмом и терроризмом».
В высшей школе Киргизстана преподавание вводных религиоведческих предметов отличается большей гибкостью, о чем
свидетельствует разнообразие названий и вариативность содержания подобных курсов в различных вузах республики. В частности, в Киргизском национальном университете им. Жусупа Баласагына студенты всех гуманитарных специальностей прослушивают курс «Религиоведение» (общим объемом 40 академических часов). В соответствии с его программой, разработанной кафедрой религиоведения этого вуза, цель курса состоит в том, чтобы «дать студентам обширные знания по теории и истории религии и свободомыслия, с тем чтобы каждый из них мог ориентироваться в существующем многообразии религиозных воззрений, в истории свободомыслия и атеизма и сообразно со своими взглядами сформировал свое отношение к религии и свободомыслию». В рамках этого курса исламу посвящено четыре лекционных и два семинарских занятия, на которых студенты получают базовые знания об исламе как мировой религии. Тематика курса включает общие сведения о Коране, основных направлениях ислама (суннизме и шиизме), вероучении, ритуале и этике ислама, шариате и основных школах мусульманского права (мазхабах), исламских «сектах», соотношении национальных и религиозных элементов в культуре народов Киргизстана и т.д. В ряде вузов Киргизстана курсы примерно такого же содержания преподаются под названиями «Основы мировых религий», «История религий» (Баткентский государственный университет), «История мировых религий» (Ошский гуманитарно-педагогический институт) в объеме от 36 до 54 учебных часов.
В целом, как указывалось выше, преподавание ислама в рамках общих вводных предметов религиоведческого характера является наиболее распространенной и доступной формой получения базовой информации об исламе студентами большинства специальностей светских вузов постсоветской Центральной Азии.
В рамках общих гуманитарных предметов исламская и ис-ламоведческая тематика представлена в курсах по всемирной и национальной истории и философии. В учебных программах по этим предметам выделяется определенное число часов на изучение истории ислама, исламского периода отечественной истории, а также мусульманской философии. Например, в рамках учебного курса «Философия для высшей школы», разработанного на кафедре философии Таджикского государственного университета под руководством профессора С. Наврузова, из 72 часов общего объема курса на исламскую философию отводится 4 часа. В этой части курса дается краткий обзор таких тем, как «Философия на мусуль-
манском Востоке», «Мутакаллимы и му'тазилиты» и «Философские взгляды ал-Кинди, ал-Фараби Ибн Сины (Авиценны), Ибн Рушда (Аверроэса) и другие исламские школы философии».
В программе «История киргизской философии», разработанной в Киргизском национальном университете, из 36 выделенных на курс академических часов 4 часа отводится на изучение исламской философии. Исламская проблематика представлена в рамках раздела «Социально-философская мысль в Средневековье: Социокультурные предпосылки социально-философской мысли киргизов». Он охватывает такие темы, как «Особенности распространения ислама в Киргизстане», «Арабо-мусульманская философия (фалсафа)», «Мусульманская теология», «Суфизм», «Рационализм Йусуфа Баласагуни (XI в.) и Махмуда ал-Кашгари (1029-1101)», «Идейное содержание устного народного творчества», «Философ-ско-этические взгляды Асана-Кайгы (XV в.), Толубая-Сынчы (ХГУ-ХУ вв.) и Санчы-Сынчы (XVI-XVII вв.)». В проблематику курса включены также вопросы, связанные с восточным перипатетизмом (ал-Кинди, ал-Фараби, Ибн Сина) и суфизмом (Джалал ад-Дин ар-Руми). Понятно, что в рамках всего четырех учебных часов возможно дать лишь схематичную характеристику мусульманской философии. Однако следует учитывать то, что этот и подобные ему курсы носят вводно-просветительский характер и рассчитаны в основном на студентов нефилософских специальностей.
Студенты центральноазиатских вузов получают знания об исламе также путем прослушивания специальных курсов, включенных в программу обучения по различным неисламоведческим и нетеологическим гуманитарным специальностям. В данном случае имеются в виду такие специальности, как «Философия», «Востоковедение», «Социология», «Политология» и «Юриспруденция».
Рассмотрим в связи с этим ситуацию в вузах Республики Киргизстан, где учебные планы по почти всем вышеуказанным специальностям включают в себя один-два курса подобного рода. Так, студенты ряда гуманитарных специальностей расположенного в Бишкеке Американского университета в Центральной Азии (АУЦА) посещают спецкурс «Политический ислам», разработанный директором Академии Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) (Бишкек), доктором Тимом Эп-кенхансом. Составленная им программа охватывает обширную тематику, связанную с историей и современным состоянием политического ислама. Приведем в качестве примера ряд тем, которые освещаются в рамках данного спецкурса: «Возникновение полити-
ческого ислама: Ответ ближневосточных интеллектуалов и религиозных деятелей на вызовы колониализма и доминирование Запада в XIX столетии», «Первые мусульманские группировки: "Братья-мусульмане", ал-джама'ат ал-исламийа и движение сала-фийи», «Исламская революция в Иране и ее корни», «Ислам в постсоветской Центральной Азии: Гражданская война в Таджикистане и ее последствия», «Современные движения исламского радикализма: "Хизб ут-Тахрир" и ее идеология».
Подобное положение наблюдается и в вузах Таджикистана. Например, в 1998 г. в учебный план юридического и исторического факультетов Таджикского государственного университета был включен предмет «Основы мусульманского права». Этот курс, рассчитанный на 36 часов, был разработан на кафедре теории и истории государства ТГУ профессорами Ф.Т. Тохировым и А.Г. Холиковым. Он охватывает такие темы, как «Доктринальные основы мусульманского права», «Соотношение понятий шариат и фикх», «Классическое и современное исламское право», «Мусульманское уголовное право», «Мусульманское семейное право», «Мусульманское процессуальное и международное право». Для студентов-юристов данный предмет является обязательным (форма отчетности - экзамен), а для студентов исторического факультета, обучающихся по специальности «Международные отношения», он заявлен как курс по выбору. В этом же вузе в учебный план по специальности «Политология» включены курсы «Мировые религии и политика» (54 академических часа, из которых 24 часа посвящены исламу и современным процессам в исламском мире) и «Ислам и политические процессы» (автор - доцент Б. Солиев; курс рассчитан на 36 лекционных часов). В последнем курсе достаточно подробно освещаются темы, связанные с историей и политической ролью ислама в современном мире. В их число входят следующие темы: «Концепция исламского государства», «Ислам и глобализация», «Модернизация и политический ислам», «Ислам и секуляризм», «Ислам и демократия» и «Региональный экстремизм в Центральной Азии». В Российско-Таджикском славянском университете (РТСУ) студенты, обучающиеся по специальности «Международные отношения», в обязательном порядке посещают курс «Исламский фактор в международной политике и политике Российской Федерации» (объем курса - 56 часов), а студенты этой же специальности в Таджикском государственном университете прослушивают спецкурс «Исламский фактор в международных отношениях» (36 академических часов).
В вузах Республики Узбекистан подобные курсы включены в учебные планы по гуманитарным специальностям. В частности, в Ташкентском государственном юридическом институте (ТГЮИ) и в Университете мировой экономики и дипломатии (УМЭД) введен курс «Мусульманское право» в объеме 36 часов. Программа этого курса содержит такие темы, как «Источники мусульманского права», «Школы мусульманского права (мазхабы)», «Система мусульманского права и ее институты», «Мусульманское гражданское право», «Вопросы семейно-брачных отношений и наследования в мусульманском праве», «Преступление и наказание в мусульманском праве», «Мусульманская судебная система», «Роль мусульманского права в современном мире». Предметы схожего содержания преподаются также в Ташкентском государственном исламском университете («Исламское право») и в Ташкентском государственном институте востоковедения («Основы исламского права»).
От форм преподавания исламской тематики, носящих обзорно-ознакомительный характер, перейдем к формам более углубленного освоения знаний об исламе студентами востоковедной и исламоведческой специализации. Наиболее ярким примером в этом отношении служат учебные курсы, разработанные на различных кафедрах Ташкентского государственного института востоковедения. Этот вуз, созданный еще в 1918 г., является крупнейшим востоковедным центром региона. В настоящее время в нем работают около 30 кафедр. Именно ТашГИВ стал одним из первых в Центральной Азии готовить специалистов-исламоведов. Его учебные планы вбирают в себя значительное число предметов, призванных углубить и расширить знания об исламе у студентов, обучающихся по специальностям «Востоковедение» и «Религиоведение и исламоведение», в том числе «Историю изучения Корана» (45 часов), «Хадисоведение» (50 часов), «Сравнительное изучение сборников хадисов» (45 часов), «Суфизм и суфийские братства» (45 часов), «Ислам и общество» (45 часов), «Исламскую философию» (47 часов), «Историю ислама» (50 часов), «Исламскую теологию» (34 часов) и «Методологию мусульманского права» (45 часов).
Предметы, непосредственно посвященные исламу, присутствуют в программах по специальности «Востоковедение», которые внедрены в ряде вузов Таджикистана, в том числе в ТГУ и в Худжанском государственном университете им. академика Б. Гафурова (ХГУ). В ХГУ студенты 3-го и 4-го курсов изучают
предмет «Исламская цивилизация и арабская филология. Части 12». Первая часть программы этого курса, рассчитанная на 36 академических часов, посвящена главным образом истории ислама и исламской цивилизации и охватывает такие темы, как «Арабы до ислама», «"Золотой век" ислама», «Историография ислама», «Философия и литература в исламе», «Исламские науки», «Хадисы и фикх в исламе», «Влияние Корана и хадисов на литературу Востока». Во второй части программы освещаются проблемы перевода и комментирования Корана и влияние Священной книги ислама на арабскую, персидскую и таджикскую литературу Средних веков и Нового времени.
Такую же углубленную форму преподавания предметов, связанных с исламом, практикуют в Ташкентском государственном исламском университете (основан в 1999 г.) и Исламском институте Таджикистана (образован в 2007 г.). Эти два молодых вуза занимают особое место в системе светского высшего образования Центральной Азии, поскольку они готовят не только специалистов-исламоведов, но и религиозных деятелей для внутренних нужд своих стран. В связи с этим статус этих высших учебных заведений, выступающих одновременно в ипостасях как светских, так и религиозных вузов, остается неопределенным, а используемые обоими вузами программы, нормы и стандарты находятся на стадии становления.
Наконец, обратимся к преподаванию ислама на теологических факультетах ряда институтов и университетов Центральной Азии. Здесь, прежде всего, следует отметить то, что феномен «теологического факультета» и сопутствующей ему специальности «Теология» представляет собой новшество в светской системе высшего образования региона и, соответственно, воспринимается общественностью неоднозначно. Тем не менее, как показывает опыт ряда вузов Республики Киргизстан, в Центрально-Азиатском регионе специальность «Теология» постепенно отвоевывает себе место в системе высшей школы.
В связи с этим особый интерес вызывает Государственный образовательный стандарт квалификационной степени бакалавра по специальности 520200 - «Теология», разработанный Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Киргизстан и утвержденный приказом № 44/1 от 1 февраля 2007 г. В стандарте подробно расписаны требования к уровню подготовленности абитуриентов по основной образовательной программе. Он включает в себя обязательные минимумы по предметам и кур-
сам, описание целей и содержания каждого предмета, сроки освоения программы, а также требования к государственной аттестации специалиста. Главное отличие стандарта по специальности «Теология» от стандартов по религиоведческим специальностям заключается в том, что при подготовке специалистов-теологов ислам изучается не только с научных, но и с теологических позиций, что остается основным препятствием для внедрения курса в другие высшие учебные заведения государств Центральной Азии.
На сегодняшний день один из ведущих факультетов теологии Центральной Азии функционирует в Ошском государственном университете. Этот факультет, готовящий специалистов по углубленной программе изучения ислама, был учрежден в 1993 г. при финансовой и методической помощи турецкой просветительской организации «Диянет». Наряду с курсами по общим гуманитарным предметам его студенты прослушивают курсы, которые в Центральной Азии преподаются только в религиозных вузах, - «Классический язык богословия» (72 часа), «Калам» (72 часа), «Тафсир» (72 часа), «Хадисы» (72 часа), «Исламские течения» (32 часа), «Теология» (230 часов) и «Религиозная философия» (230 часов).
Для того чтобы оценить содержание и направленность подобных курсов, рассмотрим в качестве примера программу курса «Калам (мусульманское богословие)». Он читается в шестом семестре в объеме 72 академических часов (52 часа - лекции, 20 часов -семинарские занятия и 14 часов - самостоятельная работа). Первый модуль программы предусматривает рассмотрение таких категориальных понятий, как иман (вера), куфр (неверие), ширк (многобожие), иртидад (вероотступничество), нифак (лицемерие), кабира (тяжкий грех), сифат (атрибуты Аллаха). Второй модуль охватывает такие темы, как «Определение, цель и проблематика науки о каламе», «Вера в пророков и ангелов», «История сотворения мира», «Школы мусульманского права (мазхабы)», «Течения в исламе». Для освоения каждой из этих тем выделяется четыре лекционных часа и два часа семинарских занятий.
Как было сказано выше, в настоящее время система преподавания ислама в вузах Центральной Азии переживает непростой переходный период, который порождает множество сложно разрешимых проблем. Они обусловлены рядом факторов, важнейшими из которых являются изменение идеологических приоритетов на общегосударственном уровне, трансформация методологических установок и педагогических подходов в высшей школе региона, а также ухудшение материально-технической базы вузов-
ского образования. Изучение ситуации в этой области позволяет оценить нынешнюю специфику преподавания ислама в высших учебных заведениях региона и более предметно определить круг проблем, с которыми им приходится сталкиваться.
Альтернативные подходы к исламу:
«Научный» или «теологический»?
В методологическом отношении наиболее актуальной является проблема выбора подхода к исламу. Как известно, советское религиоведение в целом и исламоведение в частности руководствовались материалистическим подходом к религии, рассматривая ее как продукт истории, плод человеческого воображения и пережиток прошлого. Содержание современных учебных программ и пособий, используемых в высшей школе центральноазиатских республик, свидетельствует о том, что в них в основном сохраняется марксистское видение предмета. Подобный методологический консерватизм объясняется тем, что религиоведческие дисциплины находятся в ведении вузовских подразделений, которые ранее были кафедрами научного атеизма, и большинство составителей программ по религиоведению и исламоведению относятся к числу преподавателей старой формации, придерживающихся марксистских позиций. При этом приверженцы марксистской школы стремятся не афишировать свои взгляды, зачастую заменяя определение «марксистский» на «научный».
Дебаты идейно-методологического плана, которые периодически ведутся в вузовской среде, свидетельствуют о том, что вопросу подхода к оценке религии как социального феномена присуще явственное идеологическое звучание. Учитывая существенные изменения политико-идеологической ситуации в Центрально-Азиатском регионе, следует констатировать, что материалистический подход к оценке религии нередко встречает резкую оппозицию со стороны не только студенческой аудитории, но и академических кругов, культурной элиты и политических деятелей. Критики сторонников «научного» подхода обвиняют их в том, что они некорректно используют определение «научный», подразумевая под ним все тот же марксистский подход к религии.
В 2008 г. в Республике Таджикистан, где религиозные деятели оказывают значительное влияние на политическую и идеологическую атмосферу, спор о подходах в оценке религии превратился в острейшую дискуссию национального масштаба. В ходе
дебатов была создана специальная комиссия Министерства образования, к работе которой были привлечены представители мусульманского духовенства, в том числе один из известных религиозно-политических лидеров Таджикистана Ходжи Акбар Турад-жонзода. Именно он подверг резкой критике так называемый «научный» подход к исламу и его марксистскую сущность. По его убеждению, разработчики учебных программ и составители учебных пособий по исламу обязаны отойти от марксистского подхода и встать на позиции верующих. По его словам, учащиеся общеобразовательных школ и студенты вузов должны изучать ислам как вероисповедную доктрину и при этом опираться на исламские источники, а не на советскую атеистическую и западную исламо-ведческую литературу.
В дальнейшем Ходжи Акбар Тураджонзода выступил с открытым письмом к министру образования республики и государственному советнику президента Таджикистана по идеологии, в котором он, обличая авторов учебных программ и пособий по исламу, призвал министерство принять неотложные меры по исправлению ситуации. Однако предложения, высказанные Ходжи Акбаром Тураджонзодой в ходе работы комиссии, и его суждения, изложенные в письме Министерству образования, вызывали резко негативную реакцию поборников «научного» подхода, которые заявляли о том, что преподавание и изучение ислама как веры противоречит научным принципам и не соответствует светскому характеру образования в Таджикистане.
Как говорилось выше, сравнительный анализ содержания ряда учебных программ и пособий, предназначенных для вузов региона, показывает, что часть их авторов и составителей сохраняют приверженность материалистическому подходу к религии и продолжают преподавать религиоведческие предметы с позиции марксистской методологии, но при этом традиционный для марксистской идеологии термин «материалистический» зачастую заменяют на «научный», а термин «атеизм» на «свободомыслие».
Примером в этом отношении служит программа курса «История свободомыслия», которая применяется в Национальном университете Киргизстана (она рассчитана на 48 лекционных часов и 48 часов семинарских занятий). По своему содержанию и списку рекомендуемой литературы она мало чем отличается от программы читавшегося в советский период курса «Научный атеизм». Студентам предлагают ознакомиться с типичными для
советского времени работами по научному атеизму, включая труды классиков марксизма-ленинизма. В круг чтения студентов, как считают составители программы, должны входить работы, хорошо известные преподавателям научного атеизма советской эпохи.
Вместе с тем, как показывает практика, в обществах Центральной Азии постепенно формируется теологически ориентированное понимание ислама. Таким образом, консерватизм в преподавании ислама в высшей школе вступает в неизбежное противоречие с тем, как мусульманская религия воспринимается в обществе, а поиск новых методологических подходов к оценке ислама остается одной из основных проблем, стоящих перед теми, кто задействован в процессе трансляции знаний об исламе.
«Изучение преподавания ислама в Евразии», М., 2010 г., с. 236-251.
Нурлан Абдулов, политолог (РАНХ и ГС) ПРОЦЕССЫ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ, ИНТЕГРАЦИИ И ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
В современном мировом развитии наряду с развитием гло-бализационных процессов наблюдается тенденция регионализации. Регионализацию можно рассматривать и как проявление общих интеграционных процессов (ведущих в перспективе к глобализации), и как защитную реакцию относительно отставших стран (защищающих свое хозяйство и его позитивную динамику от одного из направлений глобализации). В современной практике существуют два различных типа и один подтип регионализации: возрождение (зарождение) региональных держав, формирование региональных (интеграционных) группировок и возникновение «треугольников развития». Возникновение и существование региональной державы изначально предполагает значительное неравенство экономической мощи сопредельных государств, что позволяет ей навязывать свою волю малым странам мирными политическими, экономическими, дипломатическими методами. Устойчивость таких образований объясняется наличием внешних угроз, формированием взаимовыгодного экономического сотрудничества, элементов общего хозяйства, взаимодополняемостью. Регионализация второго типа наиболее эффективна, так как объе-