Марина Гуляева
ИСЛАМ НА ЮЖНОМ УРАЛЕ: «ТРАДИЦИОНАЛИСТЫ» У8 «ПАРАЛЛЕЛЬЩИКИ»
История ислама на Южном Урале насчитывает уже несколько столетий: первые мусульманские общины появились в этом регионе еще в XVIII веке. В 1911 году в Челябинске насчитывалось около 8 тысяч мусульман, общины которых находились в ведении Оренбургского магометанского духовного собрания (в советское время преобразованного в Духовное управление мусульман Европейской части СССР и Сибири, а в постсоветский период затем в Центральное духовное управление мусульман России (ЦДУМ)). Как и по всей стране, в 1920-1930-е годы мусульманская община Южного Урала понесла большие потери: были порушены тысячи мечетей, медресе, молельных домов для мусульман.
Возрождение мусульманской жизни в Челябинской области началось в годы перестройки: в 1989 году верующим было возвращено здание «Ак-Мечети» - Соборной мечети Челябинска. В мае 1993 года был создан отдельный Челябинский мухтасибат, а через год на его базе было создано Региональное духовное управление мусульман Челябинской и Курганской областей в составе ЦДУМ, лидером которого является Талгат Таджуддин. Челябинский муфтият возглавил имам-хатыб «Ак-Мечети» Габдулла Шакаев.
Долгое время челябинская ум-ма сохраняла свою монолитность,
все общины, находящиеся на территории области действовали под юрисдикцией РДУМ ЧО. По данным Управления Министерства Юстиции Российской Федерации по Челябинской области в 1999 году на территории области действовало 6 мусульманских общин. Впоследствии количество общин РДУМ стало резко увеличиваться, однако в 2000 году были также зарегистрированы альтернативные («параллельные») общины, относящиеся к юрисдикции других духовных управлений. Данные духовные управления не вошли в состав РДУМ ЧО, а начали осуществлять свою деятельность независимо (параллельно) от РДУМ. В частности, появилась община Духовное управление мусульман «Ассоциация мечетей России», возглавляемая муфтием Исмаилом Шангарее-вым, организовавшим в 1995 году в Оренбургской области свой, альтернативный местному РДУМ, муфтият, названный им Бугурус-ланским (БМ). Затем с 2002 года стали появляться общины Духовного Управления Мусульман Азиатской части России (ДУМ АЧР), лидером которого является небезызвестный своими заявлениями Нафигулла Аширов, а в 2007 году были зарегистрированы сразу две общины Духовного Управления Мусульман Европейской части России (ДУМЕР), подчиняющие московскому муфтию Равилю Гай-
нутдину, особенно прославившегося своими последними уничижительными высказываниями в отношении коренных россиян и восхищением «трудолюбием» гастербай-теров .
На данный момент на территории Челябинской области действуют 84 мусульманские организации, в том числе: 74 общины подчинены РДУМ, 4 прихода входят в состав ДУМ АЧР, 2 - при ДУМЕР, 3-при ДУМ «Ассоциация мечетей России» и 1 организация - при Мухта-сибатском Управлении.
Для экспертов в области этнорелигиозных исследований давно является очевидным тот факт, что создаваемые в регионах Российской Федерации альтернативные, «параллельные» муфтияты имеют своей целью, прежде всего, раскол мусульманского сообщества и привлечение на свою сторону как можно большего числа общин, а также поддержки и внимания муниципальных и региональных властей. Более того, как приходится констатировать ситуацию в исламских сообществах российских регионов, зачастую появление «параллельных» муфтиятов связано с проникновением нетрадиционных для коренных мусульманских народов России течений зарубежного ислама фундаменталистского толка. Во многих субъектах России это им удается, однако, Челябинская область на сегодняшний день является исключением.
19 июня 1998 года верховный муфтий России, председатель Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) Талгат Тад-
жуддин и губернатор Челябинской области П. И. Сумин подписали «Соглашение о сотрудничестве между Челябинской областью Российской Федерации и Центральным духовным управлением мусульман России и европейских стран СНГ в культурно-образовательной и социально-экономических сферах». 27 марта 2002 года в Екатеринбурге было подписано «Соглашение о сотрудничестве между полномочным представителем Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе и Свердловским, Курганским, Ханты-Мансийским, Челябинским региональными управлениями мусульман (Центральное духовное управление мусульман России)». 8 декабря 2010 года между верховным муфтием и новым губернатором Челябинской области М.В. Юреви-чем было подписано «Соглашение о социальном партнерстве между правительством Челябинской области и Региональным управлением мусульман Челябинской области при Центральном духовном управлении мусульман России». Подобные соглашения наглядно свидетельствуют о приоритетности сотрудничества региональных и окружных властей именно с муфтия-тами Центрального духовного управления мусульман России (ЦДУМ), которые на протяжении длительного времени демонстрируют лояльность властям всех уровней, приверженность именно традиционной для татар и башкир форме ислама ханафитского мазха-ба, а также свою абсолютно про-российскую позицию.
Однако действующий на данный момент федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» существенно ограничивает возможности областной администрации и традиционного мусульманского духовенства по сохранению целостности уммы, именно поэтому в Челябинскойй области существует не одно духовное управление мусульман, а целых четыре.
По мнению большинства традиционных мусульманских лидеров, одной из основных целей создания параллельных структур является попытка привнести в духовное пространство России чуждые российским мусульманам экстремистские течения типа ваххабизма, ха-башизма, ахмадией, Джамаата Таб-лига, Хизб-ут-Тахрира и др.
«Параллельные» муфтияты ведут достаточно активную и агрессивную политику, направленную на дискредитацию местного традиционного духовенства, а порой и представителей государственной власти, нежелающих с ними сотрудничать. Для того чтобы очернить противников, ими используются все доступные способы: сбор и распространение ложных слухов, сплетен, раздача специальной литературы и листовок, подготовка заказных материалов в прессе и прямые провокации в духе «черного пиара». Особое внимание уделяется работе в сети Интернет, где большая часть сайтов мусульманской тематики уже контролируется ваххабитами и их единомышленниками.
Информационная война, которая ведется «параллельщиками», ориентирована на молодежь. Информация, тиражируемая в сети, влияет на взгляды молодых мусульман, которая все реже отдает свое предпочтение в выборе авторитетов традиционному духовенству. Если даже бегло проанализировать ряд популярных мусульманских электронных ресурсах, то можно увидеть, что облик такой старейшей мусульманской организации как ЦДУМ видится совсем непрезентабельным. Это особенно видно в региональном разрезе, в частности, на примере образа муфтия Челябинской и Курганской областей Рината Раева, увежденного сторонника традиционного для татар ислама ханафитского мазхаба.
В ряде мусульманских СМИ, преимущественно электронных, а также на местных южноуральских форумах можно найти значительное количество материалов, рассматривающих деятельность челябинского муфтия. При этом оценка, которая дается этой деятельности, в большинстве случаев имеет крайне негативный характер. Ряд материалов имеет дезавуирующую главу мусульман Южного Урала информацию, а часть публикаций - откровенную клевету.
Наиболее известная клевета на челябинского муфтия - это история о том, как Ринат Раев якобы призывал жителей села Арсланово найти могилу любого старого мусульманина, и каждый год поклоняться этой могиле и совершать к ней хадж. Когда эта сплетня дошла до самих жителей деревни, то те, явно
не разобравшись в достоверности инфлрмации, обратились за комментарием к «параллельному» муфтию от ДУМАЧР Вугару Акпе-рову, который, понятное дело, подверг жесткой критике высказывание челябинского муфтия и призвал мусульман поклоняться одному только Аллаху.
У обывателя может сложиться представление о некомпетентности и неграмотности как теолога главного муфтия по УрФО. Естественно, Ринат Раев никого не взывал поклоняться могилам, однако данная сплетня по принципу сарафанного радио начала распространяться по исламскому информационному пространству, обрастая дополнительными «фактами». Удачно запущенный черный пиар позволил осуществить де-факто «рейдер-ский» захват сельского храма: «заинтересованные лица» получили возможность для оправдания перехода мечети с. Арсланово под юрисдикцию «параллельной» мусульманской структуры - ДУ-МАЧР.
Данный случай дезинформации населения не единственный. Так, к примеру, ИА Islamnews поспешило опубликовать искаженную информацию о заключенном соглашении между Ринатом Рае-вым и руководством «ВУЗ-банка». В статье, посвященной этому соглашению имам-хатыйб другой «параллельной» структуры - ДУ-МЕР - Габдулла Шайморданов резко критикует челябинского муфтия за незнание основ мусульманской юриспруденции.
Сюда можно добавить упреки в том, что глава мусульман Южного Урала постоянно «отбирает» у местных мусульман просветительскую литературу (часть из которой, кстати, входит в Федеральный список экстремистской литературы), обвиняет руководство Совета муфтиев России (СМР) и Духовного управления мусульман Азиатской части России (ДУМ АЧР) в хищении денежных средств и т.д.
К сожалению, на сегодняшний день у Регионального духовного управления мусульман Челябинской области нет собственного Интернет-ресурса, что, безусловно, играет на руку «параллельным» муфтиятам. Любой пользователь сети лишен возможности получать точную информацию, поскольку у него просто нет выбора: деятельность РДУМ ЧО часто иллюстрируется в Интернете только теми исламскими СМИ, которыедают резко отрицательную оценку всему тому, что связано с личностью Рината Раева и южноуральского муф-тията в целом. Отсюда, формирование негативного облика данной организации и муфтия среди достаточно широких слоев населения, прежде всего, среди молодежи.
Поэтому становится очевидным, что традиционалисты проигрывают в информационной войне «параллельщикам». Нежелание первых использовать возможности Интернета в полном его объеме (ситуация, на самом деле очень печальна: у Регионального духовного управления мусульман Челябинской области нет даже элементарно собственного сайта, на котором
можно было бы найти информацию, исходящую непосредственно от самого актора), вести пропаганду традиционного для коренных мусульманских народов Южного Урала формы ислама ханафитского мазхаба в кибер-пространстве приводит к тому, что молодежь, как основной посетитель мировой сети, находится под информационном влиянием радикальных исламистов, что в будущем может привести к печальным последствиям не только
для Южного Урала, но и всей России. Поражение традиционалистов в информационной войне за умы мусульманской молодежи может обернуться тем, что молодое поколение мусульман будут воспринимать себя не частью своей страны, а в фарватере создаваемого фундаменталистами «исламского халифата». А это уже вопрос национальной безопасности российского государства, о чем нельзя никогда забывать.