Научная статья на тему 'Угрозы исламизма в Челябинской области: миф или реальность?'

Угрозы исламизма в Челябинской области: миф или реальность? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
180
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Угрозы исламизма в Челябинской области: миф или реальность?»

13. Tinker C. Rights, social cohesion and identity: Arguments for and against state-funded Muslim schools in Britain // Race Ethnicity and Education. - December 2009. - Vol. 12, N 4. - Рр. 539-553.

14. Tinker C., Smart A. Constructions of collective Muslim identity by advocates of Muslim schools in Britain // Ethnic and Racial Studies. - April 2012. Vol. 35, N 4. - Рр. 643-663.

«Исламоведение», Махачкала, 2015 г., № 1, с. 29-42.

Е. Сытых,

кандидат культурологии,

научный сотрудник Челябинского регионального информационно-аналитического центра РИСИ УГРОЗЫ ИСЛАМИЗМА В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

Челябинская область - развитый промышленный центр, обладающий большим культурным и человеческим потенциалом. Кроме того, территория области, будучи перекрестком многих транспортных путей, имеет значение и с геополитической точки зрения. Кроме того, Челябинская область - один из наиболее многонациональных регионов Российской Федерации. На ее территории проживают представители более 130 национальностей и этнических групп. Национальная политика в регионе признается специалистами достаточно успешной. Конфликты, возникающие на этнической и религиозной почве, носят лишь спорадический характер.

В этой обстановке наличие предпосылок для возникновения этнического конфликта, а также угроза экстремизма в Челябинской области признаются немногими экспертами и общественными деятелями. Занимаясь данным вопросом на протяжении десяти лет и посещая конференции и другие мероприятия, посвященные данной проблематике, автор наталкивался на скепсис относительно актуальности данного вопроса. Многим представляется, что если проблема не стоит так остро, как, например, в Южном федеральном округе, о ней и не стоит говорить.

Вместе с тем данные, полученные в процессе изучения проблемы экстремизма в Челябинской области вообще и радикального исламизма в частности, позволяют заключить, что наи-

более острые конфликты порождаются экстремистскими течениями ислама, привносимыми в область извне.

Сказанное позволяет обрисовать проблему: наличие в Челябинской области экстремистской угрозы и слабое осознание общественностью этих факторов.

Конкретные факты свидетельствуют, что на протяжении последних десяти лет в Челябинской области набирает обороты деятельность таких экстремистских течений, как ваххабизм и «Хизб ут-Тахрир аль Ислами».

Благодатной почвой распространения радикального исламизма, в том числе в Челябинской области, стал раскол в российском исламе. На роль главенствующего среди российских мусульман претендуют несколько центров: Центральное духовное управление мусульман России (ЦДУМ) во главе с Талгатом Таджуддином, Духовное управление Центрально-Европейского региона России во главе с Равилем Гайнутдином и Духовное управление мусульман азиатской части России, возглавляемое Нафигуллой Аширо-вым.

Они представлены и в Челябинской области. В 1994 г. было создано Региональное духовное управление мусульман Челябинской и Курганской областей в составе ЦДУМ. Оно традиционно активно сотрудничает с органами государственной власти. Большинство мусульманских общин региона сегодня относится к ЦДУМ Но ситуация осложняется тем, что мусульманские общины в Челябинской области подчиняются сегодня четырем муф-тиятам: помимо ЦДУМ, мусульмане попадают под юрисдикцию ДУМ АЧР, ДУМ ЕР, ДУМ «Ассоциация мечетей России». К «Ассоциации мечетей», две общины которой есть и в Челябинской области, относится скандально известное медресе в Бугуруслане, выпускники которого подозреваются в связях с ваххабитами. Не входящие в состав ЦДУМ мусульманские структуры часто дискредитируют себя отсутствием управляемости со стороны органов государственной власти, а также систематически возникающими конфликтами, связанными с их деятельностью.

По свидетельству Р. А. Силантьева, основными центрами ваххабизма в Челябинской области являются Озерск, Чебаркуль и Аргаяшский район. Немало ваххабитов и в самом Челябинске. «Однако, в отличие от многих других российских регионов, - резюмирует исследователь, - в Челябинской области ведется системная борьба с этим течением, и традиционные мусульмане здесь

себя чувствуют вполне уверенно. Чего не скажешь о Свердловской и Тюменской областях»1.

В Аргаяшском районе большинство мечетей зарегистрированы в ЦДУМ, с которым руководство области имеет соглашение о сотрудничестве. Аязгуловская и Акбашевская мечети подчиняются Азиатскому духовному управлению. Специалисты утверждают, что именно мечети попадают под пристальное внимание пропагандистов ваххабизма. Это почувствовали и имамы Аргаяшского района. Имам Дербишевской мечети рассказал, что по Маржин-баево, Дербишево, Илимбетово, Тугузбаево прошли пропагандисты. При этом занимались этой работой только вечером, в темное время суток. Председатель Кулуевской махалля тоже свидетельствовал об интересе со стороны экстремистов2.

В 2001 г. обычно тихая религиозная жизнь Челябинска омрачилась скандалом. Настоятель медресе при мечети Исмагила (Курчатовский район г. Челябинска) Салех Абдел Рахман Гази (гражданин Сирии, который, благодаря женитьбе, получил российское гражданство и обосновался в Челябинске) был заподозрен в пропаганде ваххабизма. Салех - первый казый Челябинской области от ДУМ АЧР. Казыят был образован на основе 15 челябинских общин, вышедших из состава Регионального ДУМ Челябинской и Курганской областей.

В мечети Исмагила он организовал медресе, где стал обучать всех желающих арабскому языку, открыл кружок по изучению языка и в библиотеке имени Бабича (татаро-башкирская библиотека). На занятиях Салех подчеркивал, что имеет обширные связи в ближневосточных странах. Он организовал и поездку настоятеля Троицкой мечети Наиля Усманова на учебу в Ливию. Были также организованы стажировки нескольких южноуральских юношей и девушек в Тюмени и в Бугурусланском медресе. Помогал деньгами тем, кто желал совершить хадж в Мекку. Одним из наиболее серьезных фактов, подтверждающих его связи с экстремистами, является издание ваххабистской книги «Исламская акида - веро-убеждение» при участии Нафигуллы Аширова.

1 Филичкин В. Экстремисты от ислама // Челябинск сегодня: интернет-сайт. 2011. 25 января. - URL: http://cheltoday.ru/articles/obshchestvo/ekstremisty_ot_ islama/ (Дата обращения: 15.10.2014.)

2 Хибатуллина Р. Ваххабизм... Угроза реальна // БезФормата: интернет-сайт. - URL: http://argayash.bezformata.ru/listnews/vahhabizm-ugroza-realna/372336/ (Дата обращения: 15.10.2014.)

Деятельность Салеха спровоцировала несколько стычек между сторонниками ДУМ АЧР и ЦДУМ. В местных СМИ стали появляться статьи о распространении ваххабизма в Челябинске, Магнитогорске и других городах области. После публикации в газете «Возрождение Урала» статьи «Ваххабизм пришел на Урал?», Салех подал на автора статьи в суд. В исковом заявлении сказано, что она порочит честь, достоинство, деловую репутацию Салеха как преподавателя, а также наносит ущерб семейной жизни. Ответчик - автор статьи Асия Хамзина, на тот момент занимавшая пост председателя комитета по делам национальностей, религиозных и общественных организаций администрации Челябинской области.

Из 40 претензий к автору была подтверждена только одна1. Газета «Возрождение Урала» должна опубликовать опровержение о поджоге мечети. В остальных претензиях истцу отказано. Поскольку репутация Салеха и возглавляемой им организации была испорчена, а к проблеме ваххабизма было привлечено внимание общественности и власти, он отошел от дел.

К сожалению, с уходом Салеха проблема ваххабизма в Челябинской области не только не снята, но и обостряется. Об этом свидетельствует хотя бы эпизод от 17 января 2013 г. в Богданов-ском сельском поселении Кизильского района Челябинской области: на месте будущего строительства церкви был сожжен православный крест. Поджог совершен днем, злоумышленники особо не скрывались. Сотрудниками органов внутренних дел Челябинской области и Республики Башкортостан по подозрению в совершении данного преступления задержаны двое жителей города Сибай. Оба задержанных исповедуют ваххабизм.

Деятельность ваххабитов параллельно разворачивается и в сети Интернет. Челябинский исламовед М. Гуляева упоминает об одном из эпизодов информационной войны, развязанной экстремистами против традиционного ислама. В Интернете была растиражирована клевета на челябинского муфтия Рината Раева, о том, что он якобы призывал жителей села Арсланово найти могилу любого старого мусульманина, и каждый год поклоняться этой могиле и совершать к ней хадж. Когда информация стала известна жителям деревни, они, будучи дезориентированными, обратились за комментарием к «параллельному» муфтию от ДУМ АЧР. Естест-

1 Чистосердова Н. В иске отказано // Mediazavod: интернет-сайт. 2011. 12 июля. - URL: http://mediazavod.ru/articles/4119 (Дата обращения: 15.10.2014.)

венно, он подверг жесткой критике действия Рината Раева и призвал мусульман поклоняться одному только Аллаху. «Между тем Ринат Раев никого не призывал поклоняться могилам, однако данная сплетня начала распространяться по сети Интернет, обрастая дополнительными "фактами"»1.

Все вышеописанные эпизоды свидетельствуют о том, что в области необходимо наладить системную работу по противодействию распространению ваххабизма. Причем существуют довольно четкие критерии, по которым можно распознать ваххабитскую деятельность. Р.А. Силантьев предлагает следующие индикаторы присутствия ваххабитов2.

Юрисдикция исламской общины. Если община не входит в состав ЦДУМ, а подчиняется ДУМ АЧР, ДУМ ЕР, ДУМ «Ассоциация мечетей России», есть смысл внимательно к ней приглядеться.

Место, где получал образование имам (Кувейт, Катар, Саудовская Аравия и др.). Появление в общине лица, получившего образование в традиционных центрах подготовки ваххабитов, -тревожный сигнал для властей и правоохранительных органов.

Наличие пришлых мигрантов, которые создают новые мечети или внедряются в традиционные мусульманские общины. Итогом является появление в регионе вместо одного официального муфтия нескольких конкурирующих между собой.

Информацию может дать также возраст, поскольку ваххабиты, как правило, молодые.

Важным признаком может стать национальность подозреваемого лица. Если он мигрант с Ближнего Востока, принявшие ислам русский, еврей, цыган и др., есть основания заподозрить их в сочувствии ваххабизму.

Мечеть, в которой молятся не моноэтническая паства, а люди многих национальностей и новообращенные, также является тревожным признаком (впрочем, как и покидание мечетей местными жителями, исповедующими традиционный ислам).

1 Ордынский В. Ваххабизм в России: Вопросы исламского образования // Этнорелигиозные исследования в Поволжье: интернет-сайт. 2012. 18 апреля. -URL: http://www.kazan-center.ru/osnovnye-razdely/14/217/ (Дата обращения: 15.10.2014.)

2 Из личного архива записей материалов, привезенных со Второй Всероссийской научно-практической конференции «Расулевские чтения: Ислам в истории и современной жизни России», 4-15 мая 2013 г., г. Троицк, Челябинская обл.

Ваххабиты не любят суфиев и шиитов. Также они враждебны христианам и РПЦ. Суфийская литература свидетельствует, что перед нами как минимум не ваххабит.

Если мечеть используется не по назначению - это явный признак экстремизма. Мечеть, которая открыта постоянно все 24 часа, и туда часто заходят молодые люди может сигнализировать о том, что это место сбора ваххабитов.

Помимо активизации деятельности ваххабитов, в Челябинской области набирает оборот деятельность экстремистской организации «Хизб ут-Тахрир аль Ислами». С 2005 г. правоохранительные органы Челябинской области начали борьбу с местной ячейкой данной организации, ранее особо не проявлявшей себя.

Поначалу организация ограничивалась распространением листовок. Листовки этой партии были найдены на улицах Магнитогорска и Челябинска, в торговых центрах и даже в здании областной администрации. Из рук в руки бумаги не передавались, а разбрасывались в местах большого скопления народа. Один из таких распространителей был задержан местной охраной в многолюдном торговом комплексе «КС» в Челябинске.

В 2006 г. в Магнитогорске в ходе оперативно-следственных действий, проведенных Управлением ФСБ РФ по Челябинской области совместно с прокуратурой Правобережного района и УВД города, задержаны трое участников городской ячейки «Хизб ут-Тахрир». Задержанные занимались распространением литературы экстремистского толка, в которой содержались призывы создать на территории РФ исламское государство.

Последующие эпизоды говорят о том, что «Хизб ут-Тахрир» уже не ограничивается только лишь распространением литературы. В 2009 г. предстали перед судом четыре участника данной организации. В ходе обыска у них были найдены боевые ручные гранаты РГД-5, брошюры с описанием взрывных устройств, правила конспирации при проведении терактов, а также фотографии объектов атаки - комплекс зданий ГУВД по Челябинской области, УФСБ РФ по Челябинской области, плотины Шершневского водохранилища. Эксперты-взрывотехники пришли к заключению, что обнаруженные взрывные устройства были готовы к применению.

Задержанные были осуждены в 2010 г., однако достаточных доказательств того, что на изъятых у членов ячейки фотографиях изображены места предполагаемых терактов и что они были сделаны кем-то из подсудимых для их организации, следствие, по мнению суда, представить не смогло.

В октябре 2012 г. произошел еще один резонансный эпизод, связанный с деятельностью «Хизб ут-Тахрир». В результате обыска в офисе внесистемной оппозиции, сотрудниками УФСБ в Челябинске были изъяты информационные материалы этой экстремистской организации. В офисе располагался челябинский региональный комитет по выборам в Координационное собрание внесистемной оппозиции. По данным ФСБ, к работе офиса при-частна женщина, которая вместе с мужем прошла обучение в Бу-гурусланском медресе «Институт Аль-Фуркан».

За короткое время ей удалось войти в доверие и заручиться поддержкой лидеров общероссийской внесистемной оппозиции (в частности, Сергея Удальцова). Ее даже можно увидеть в эпизодах скандально известного фильма «Анатомия протеста-2»1.

В августе 2012 г. сотрудники УФСБ по Челябинской области провели масштабную операцию, одновременно захватив пятерых главных вербовщиков ячейки «Хизб ут-Тахрир» в Челябинской области. Следствием установлено, что задержанные активно воздействовали на сознание людей, члены организации навязывали определенные экстремистские убеждения, осуществляли призыв к вступлению в ряды своей партии, цель которой - изменение конституционного строя России. Традиционное толкование ислама подсудимые в общении с прихожанами подменяли доктриной о создании Всемирного исламского халифата, предлагали для изучения экстремистские материалы и проводили по ним занятия.

Задержание актива ячейки не привело к ослаблению деятельности организации в области. 27 сентября 2013 г. пятничная молитва прихожан трех мечетей Челябинска была прервана спланированными действиями группы людей, которые с призывом защитить ислам от притеснений осуществили сброс листовок от имени «Хизб ут-Тахрир», после чего скрылись из помещений молельных домов. В тот же день в нескольких многолюдных местах появились растяжки с текстом: «Ислам запрещен в России. Но нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад его посланник!», и цитатами из Корана. В центральной части города молодые люди осуществляли одиночные пикеты, они несли в руках плакаты, повествующие

1 ФСБ обыскала офис оппозиции в Челябинске в рамках дела об экстремизме // Ведомости: интернет-сайт. 2012. 22 октября. - URL: http://www. vedomosti.ru/politics/news/5247131/fsb_obyskala_ofis_oppozicii_v_chelyabinske_v_ ramkah_dela_ob (Дата обращения: 15.10.2014.)

о запрете Корана на территории России. Такие же акции состоялись в Москве и в Тюмени.

В рамках расследования уголовного дела по данному эпизоду были проведены следственные действия на территории Челябинска и населенных пунктов области. В ходе обысков изъяты 223 брошюры и 63 книги религиозного содержания, 39 дисков, журналы и электронные носители, признанные экстремистскими: «Политическая концепция "Хизб-ут-Тахрир аль Ислами"», «Как был уничтожен Халифат», «Идея» и др.1 Шестеро лиц привлечены к уголовной ответственности.

2 октября 2014 г. в Челябинске сотрудники областного УФСБ России задержали еще четверых приверженцев «Хизб ут-Тахрир», которые, активно участвовали в незаконной деятельности местной ячейки. При обысках по месту жительства задержанных изъяты оргтехника, литература и электронные носители с материалами экстремистского содержания, которые направлены на экспертизу, а также флаги с изображением символики «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами». Трое из ныне задержанных непосредственно участвовали во всероссийской акции протеста 27 сентября 2013 г.

Как мы видим, представления о том, что угроза радикального исламизма не касается Челябинской области, не соответствуют действительности. Начиная с 2000-х годов мы видим неуклонное нарастание деятельности экстремистов.

Вполне естественно заключить, что необходимо усилить меры по предотвращению распространения радикального ислама в Челябинской области. По мнению Р. А. Силантьева, наиболее действенным средством в борьбе с религиозным экстремизмом является пропаганда идей традиционного ислама. И в этом пункте традиционный ислам проигрывает экстремистам. Особенно это касается сети Интернет. Занимающаяся религиозным самообразованием молодежь именно там получает первичную информацию об исламе, однако если в видеопоисковике популярных социальных сетей попытаться найти информацию об исламе, мы выйдем, прежде всего, на информацию экстремистского содержания. Соответственно, требует усиления информационный компонент борьбы

1 Батовкина Д. Установлены 12 сторонников «Хизб ут-Тахрир», которые могли распространять листовки в Челябинске // Первый Областной: интернет-сайт. 2013. 23 октября. - URL: http://www.1obl.ru/ news/eto-interesno/ustanovleny-12-storonnikov-khizb-ut-takhrir-kotorye-mogli-rasprostranyat-listovki-v-chelyabinske/ (Дата обращения: 15.10.2014.)

с радикальными исламистскими группировками и пропаганды традиционного ислама.

Еще один способ борьбы с экстремизмом - заключение соглашений между органами государственной власти и исламскими религиозными объединениями, практикующими традиционный ислам и конструктивно сотрудничающими с представителями власти. Так, между губернатором Челябинской области и верховным муфтием России Талгатом Таджуддином в разные годы были заключены насколько соглашений. В декабре 2010 г. подписано «Соглашение о социальном партнерстве между Правительством Челябинской области Российской Федерации и Центральным духовным управлением мусульман России». В это соглашение были включены пункты об укреплении безопасности и стабильности общества, стороны обязались разрабатывать и реализовывать мероприятия, направленные на профилактику и противодействие проявлениям экстремизма на этнорелигиозной почве.

Подводя итоги, следует еще раз подчеркнуть, что постоянная эскалация напряжения, вызванного деятельностью радикальных исламистов в Челябинской области, свидетельствует о том, что эта проблема настолько серьезна, что пора более серьезно доводить ее до сведения широкой общественности. Дальнейшее игнорирование этого вопроса большей частью общества грозит дестабилизацией всему региону. Для борьбы с радикальным исламом также необходимы скоординированные усилия всего общества.

«Геополитика. Информационно-аналитическое издание.

ВыпускXXV», М, 2014 г., с. 55-61.

Р. Сердеров,

кандидат исторических наук,

директор СОШ №10, старший преподаватель

кафедры истории отечества

Дагестанского государственного университета

(г. Махачкала)

О ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ УГРОЗАХ РОССИИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

Защита жизненно важных национальных интересов и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации непосредственно связаны с развитием ситуации на постсоветском пространстве. С этой точки зрения ключевую роль в южном

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.