Научная статья на тему 'Мусульмане Мордовии: проблема преодоления внутреннего конфликта'

Мусульмане Мордовии: проблема преодоления внутреннего конфликта Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
307
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мусульмане Мордовии: проблема преодоления внутреннего конфликта»

МЕСТО И РОЛЬ ИСЛАМА В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЗАКАВКАЗЬЯ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

А. Мартыненко,

доктор исторических наук

(Мордовский государственный

педагогический институт)

МУСУЛЬМАНЕ МОРДОВИИ:

ПРОБЛЕМА ПРЕОДОЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО

КОНФЛИКТА

Во второй половине 1980-х - начале 2010-х годов в Республике Мордовия, как и в России в целом, происходит активное, бурное развитие конфессиональной жизни. Наиболее влиятельными конфессиями на территории РМ являются Русская православная церковь и мусульманская (суннитская) умма. Однако конфессиональный ландшафт республики весьма разнообразен: представлены многие направления протестантизма (лютеране, баптисты, адвентисты, пятидесятники, др.), есть последователи международного общества сознания Кришны, иудаизма, веры бахаи, ислама шиитского толка, даже небольшая община курдов-езидов.

Необходимо отметить, что неотъемлемой чертой этнополи-тической и этноконфессиональной жизни современной Мордовии является высокая степень стабильности и толерантности. Однако с начала 2000-х годов и по настоящее время в этой поволжской республике развивается внутриконфессиональный конфликт -конфликт внутри мусульманской уммы Республики Мордовия.

В 2000 г. умма Республики Мордовия, ядро которой составляют татары, разделилась на сторонников двух соперничающих муфтиятов - Регионального духовного управления мусульман (далее - РДУМ) РМ и Духовного управления мусульман (далее -ДУМ) РМ. Данное разделение было изначально связано с противостоянием двух централизованных структур мусульман России: РДУМ РМ стало ориентироваться на Центральное духовное управление мусульман России (ЦДУМ; резиденция в Уфе, воз-

главляет муфтий Талгат Таджуддин), а ДУМ РМ объединило приверженцев Совета муфтиев России (СМР; резиденция в Москве, возглавляет муфтий Равиль Гайнутдин).

Осенью 2008 г. организационный раскол мусульман Мордовии осложнился появлением третьего муфтията - Центрального духовного управления мусульман Республики Мордовия (далее -ЦДУМ РМ). Новообразованную структуру возглавил Фагим Ша-фиев, выпускник факультета арабского языка Исламского университета Медины (Королевство Саудовская Аравия). ЦДУМ РМ объединило часть мусульман татарских сел Аксеново, Большая Елховка и Татарская Тавла.

Реакция ДУМ РМ и РДУМ РМ на это событие была однозначно и предсказуемо негативной. В беседе с автором статьи тогдашний глава ДУМ РМ муфтий Рашит-хазрат Халиков оценил создание I ЦДУМ РМ как фактор, не объединяющий, а напротив, усугубляющий раскол среди мусульман Мордовии. А один из сторонников ДУМ РМ даже применил в отношении рассматриваемых событий арабское название «фитна». Этот термин, возникший еще в эпоху мусульманского Средневековья, обозначает смуты, междоусобицы и гражданские войны внутри исламского сообщества. 20 сентября 2009 г. произошло противостояние между сторонниками и противниками Ф. Шафиева в мечети «Рахимя» села Аксеново Ромодановского района РМ. Противников ЦДУМ возглавил имам данной частной мечети И. Ашимов. В республиканских СМИ этот скандальный инцидент был обойден молчанием. Версия газеты ДУМ РМ «Ислам в Мордовии» звучит буквально следующим образом: «В день праздника, когда сотни жителей села пришли в мечеть, чтобы прочесть праздничную молитву <...>, Шафиев устроил в мечети потасовку и несколько раз собственноручно пытался вытолкать законно избранного имама из михраба. Более часа в Аксеновской мечети бушевали страсти, вместо возвышенного состояния молитвы люди получили грязную ругань и оскорбления». При отсутствии на сегодняшний день полной, объективной и открытой информации об инциденте в мечети «Ра-химя», очевидно, что это было первое открытое столкновение между мусульманами Мордовии в связи с образованием третьего муфтията.

12 ноября 2010 г. Саранск посетил религиовед, заместитель руководителя экспертного совета религиозной экспертизы Государственной думы РФ, эксперт Министерства юстиции РФ, директор Центра географии религии, секретарь-координатор Межрели-

гиозного совета СНГ Р. Силантьев, который прочитал публичную лекцию «по мусульманским сектам» в Мордовском государственном университете.

Р. Силантьев известен как автор монографии «Новейшая история исламского сообщества России», которая вызвала достаточно болезненную, негативную реакцию у части мусульман в связи с освещением в этой книге таких проблем современной российской уммы, как соперничество отдельных муфтиятов и распространение идей салафийя (ваххабизма).

Именно салафийя и была посвящена лекция московского гостя. Р. Силантьев привел данные, согласно которым за последние 15 лет салафиты в России физически уничтожили 50 имамов и двух муфтиев, не разделявших их религиозных взглядов, а также шесть православных священнослужителей. По его мнению, в стране стремительно растет число поборников радикального ислама. Примечательно, что в своем выступлении Р. Силантьев дал и характеристику той достаточно сложной ситуации, которая сложилась в мусульманской общине Республики Мордовия в последнее десятилетие.

Лектор открыто поддержал одного из действующих в республике муфтиев, председателя ЦДУМ РМ Ф. Шафиева, одновременно заявив, что «один из трех муфтиев Мордовии поддерживает идеи ваххабизма». Это вызвало острую реакцию присутствовавших на лекции представителей ДУМ РМ. Приведем комментарий самого Р. Силантьева: «Почему-то я никогда не слышал, чтобы муфтий Фагим Шафиев критиковал кого-то из коллег. Зато после сегодняшней лекции представители ДУМ РМ накинулись на меня, стали обвинять в некомпетентности. Я постоянно читаю мордовские газеты и знаю, как они не любят Шафиева, выступающего против религиозной войны и всякого рода арабских проповедников».

Достаточно спорным представляется заявление г-на Силантьева о том, что в Мордовии «появились целые ваххабитские села»: «Знаменитый "Белозерский джамаат" прогремел на весь мир. Его представителя неоднократно задерживали в дальнем зарубежье, в том числе в Пакистане. Неоднократно сталкивались с ним и спецслужбы США». Необходимо пояснить, что речь здесь идет о попытке создания в Мордовии салафитской общины, предпринятой в 1997 г. проповедником Абузаром (Марушкиным), последователем одного из самых радикальных салафитских лидеров Аюба Астраханского. Но, как известно, проповедь Абузара поддержала незна-

чительная часть жителей Белозерья, крупнейшего татарского села РМ; большинство же татар республики сохранили приверженность традиционному для Поволжья исламу ханафитского мазхаба.

Общие выводы Р. Силантьева сводятся к следующему: «Российский ислам болен. В стране 73 муфтия, и у каждого свое понимание религии... Наибольшую опасность представляют именно секты исламского происхождения. Они наиболее агрессивны и не терпят инакомыслия. К тому же большинство пытаются мимикрировать под традиционный ислам... Если государство не вмешается в сложившуюся ситуацию и не поддержит своих истинных союзников в исламском сообществе, то о межрелигиозном мире можно будет забыть».

Реакция тогдашнего председателя ДУМ РМ, муфтия Р. Ха-ликова, на публичную лекцию Р. Силантьева была предсказуемо негативной: «Выступление этого человека еще раз подтвердило его давнюю ненависть к мусульманам... Я думаю, его приезд совсем не способствовал конфессиональному миру и согласию». Визит Р. Силантьева в Мордовию лишний раз отразил сложный характер внутримусульманского конфликта в этой республике, а также чрезвычайную уязвимость, хрупкость межконфессионального согласия в стране, когда резкие оценки в адрес отдельных мусульман со стороны православного, воцерковленного ученого немедленно вызывают протестную ответную реакцию.

В декабре 2010 г. ЦДУМ Республики Мордовия вошел в состав новообразованной всероссийской структуры духовного управления мусульман централизованной религиозной организации «Российская ассоциация исламского согласия» (аббревиатура РАИС; другое название - «Всероссийский муфтият»). В состав РАИС вошли региональные муфтияты (Ставропольского края, Пермского края, Республики Мордовия, Рязанской области, отдельных регионов Урала), позиционирующие себя как независимые, т.е. не входящие в организационные структуры Совета муфтиев России (СМР), Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) РФ, Координационного центра мусульман Северного Кавказа. Председателем (муфтием) РАИС стал муфтий Ставропольского края Мухаммад-хаджи Рахимов.

Своей целью РАИС провозгласила «реальное решение» проблем российской уммы (мусульманской общины / сообщества) в тесном сотрудничестве с российскими властями всех уровней (федеральным центром, региональными властями). Этот муфтият заявил о том, что планирует создание совета улемов, а также своих

структурных подразделений (отделов), которые будут заниматься воссозданием отечественной мусульманской богословской школы, развитием исламского информационного пространства в РФ, экспертизой исламских религиозных изданий.

РАИС сразу заняла критичную позицию по отношению к лидеру СМР, муфтию Равилю Гайнутдину. В частности, его резкие заявления по поводу трудностей со строительством в Москве мечетей были прокомментированы в специальном заявлении РАИС следующим образом: «Мечети можно строить и без скандалов. В таких городах, как Самара, Санкт-Петербург, Чебоксары, Пятигорск и Пермь, наши храмы были построены в благожелательной атмосфере и без протестов со стороны немусульманского населения. Нужно быть готовыми к переговорам и спокойному отстаиванию собственной позиции и, наконец, к разумным компромиссам».

Со своей стороны, муфтий Р. Гайнутдин расценил РАИС как сообщество «грязных людей, кукол и марионеток», как «карманный муфтият». Позицию председателя СМР полностью разделил занимавший в тот период должность муфтия ДУМ РМ Рашит-хазрат Халиков, тем более что в состав РАИС в качестве сопредседателя вошел его главный оппонент, муфтий ЦДУМ РМ Фагим-хазрат Шафиев. Ф. Шафиев в интервью газете «Известия Мордовии» подчеркнул, что лично он не является противником СМР, ЦДУМ РФ, КЦМ Северного Кавказа, при этом отметив следующее: «Но есть достаточно много мусульманских общин, которые не вошли ни в одну из трех централизованных организаций. Это допустимо, ведь в исламской конфессии нет такой строгой иерархии, как в Русской православной церкви. А на местах есть много активных муфтиев, которые проводят большую работу для духовного роста населения, эффективно взаимодействуют с местными органами власти. Так вот, для нашей консолидации и более действенной работы было принято решение обратиться к органам государственной власти с просьбой признать создание четвертого всероссийского религиозного объединения мусульман». В любом случае ЦДУМ Республики Мордовия, до этого находившийся в своеобразной «изоляции», обрел целый ряд «союзных» ему муф-тиятов, объединенных в структуре РАИС.

В апрельском 2011 г. выпуске газеты «Ислам в Мордовии» был опубликован материал «РАИС - без покаяния будущего нет», который отразил точку зрения ДУМ РМ и его тогдашнего председателя, муфтия Р. Халикова, на создание РАИС и участие в ней ЦДУМ РМ и лично Ф. Шафиева. Данная статья, казалось бы, не-

ожиданно начинается с развенчания преступлений и репрессий против религий, в частности - ислама, совершенных в советский период. При этом подчеркивается особая роль в этой политике Ленина: «Мусульмане России очень пострадали от Ленина и его последователей - были закрыты и со временем разрушены подавляющее большинство мечетей, медресе, уничтожены исламские книги, убиты и сгноены в тюрьмах десятки тысяч имамов и простых мусульман, честным трудом зарабатывавших хлеб». А затем в данной статье выдвигается обвинение в приверженности к «ленинским идеям»... Шафиева! Цитата: «Но тем не менее отдельные мусульмане России подкрепляют свои действия не аятами и хадисами, а словами и поступками атеиста Ленина. Так поступает, в частности, Фагим Шафиев, называющий себя муфтием Центрального ДУМ Республики Мордовия...».

Действительно, в глобальной сети Интернет на ряде мусульманских сайтов было размещено интервью Ф. Шафиева, в котором он следующим образом апеллирует к опыту лидера российских большевиков: «В свое время великий Ленин, разоблачивший на Всероссийском совещании Советов рабочих и солдатских депутатов планы Сталина об объединении с меньшевиками, выдвинул кардинальный антитезис о разъединении с ренегатами и лакеями русской буржуазии. 4 апреля 1917 г. он выступил с докладом не об объединении с меньшевиками, а о радикальном разъединении. Каким бы история ни запомнила Ленина, неоспорим тот факт, что он изменил ход мировой истории. Вся суть его доклада состояла в том, что коренным вопросом всякой революции является вопрос о власти. Сегодня то же самое происходит с мусульманской уммой России. Для того чтобы консолидироваться, мусульманам нужно разбежаться и собраться вновь». На наш взгляд, при объяснении необходимости создания ЦДУМ РМ и РАИС, Ф. Шафиев позволил себе признание заслуг и авторитета В.И. Ленина, некорректное для любого религиозного лидера, чем сразу воспользовались его оппоненты из ДУМ РМ.

14 сентября 2011 г. в Саранске прошел меджлис-съезд ДУМ РМ, на котором было объявлено о назначении Р. Халикова на пост представителя (заместителя) председателя Совета муфтиев России (СМР) Равиля Гайнутдина в Приволжском регионе. Новым муфтием ДУМ РМ стал 30-летний имам села Лямбирь, выпускник Российского исламского университета Абдулькарим-хазрат Абдрашитов. К сожалению, дальнейшие события, связанные с новым руководством ДУМ РМ, приобрели трагический характер. 9 ноября

2011 г. А. Абдрашитов погиб в автокатастрофе. 27 ноября новым муфтием ДУМ РМ был избран Ильдус-хазрат (Абдульхакк) Исхаков.

В целом, по мнению автора статьи, формирование РАИС только усилило поляризацию сил в мусульманской умме России в целом и в умме Республики Мордовия в частности. Стороны не слышат друг друга, переговорного процесса нет, допускаются личные выпады, налицо поляризация сил, последствия которых для мусульманского сообщества РФ могут иметь деструктивный характер.

«Этнополитическая ситуация в России и сопредельных государствах в 2011 г.», М., 2012 г., с. 110-113.

Олег Цветков,

кандидат философских наук (ИСЭГИ ЮНЦ РАН) «ЧЕРКЕССКИЙ ВОПРОС» В ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ

Понятием «черкесский вопрос» можно объединить актуальные для адыгских (т.е. адыгейских, кабардинских и черкесских) этнических активистов проблемы, которые активно транслируются ими в публичное социально-политическое пространство в форме политических и политически окрашенных требований и находят (или не находят) сочувствие в адыгской этнической среде. Эти требования, суть которых излагается чуть ниже, заметно влияют на политический процесс. Это влияние проявляется по-разному и в широкой амплитуде: от откровенных уступок власти давлению этноактивистов и этнических антрепренеров (в том числе и в ущерб российской государственности и межэтническому согласию) и теплых отношений взаимной поддержки с ними до выталкивания ею отдельных лидеров некоторых адыгских общественно-активных групп из публичного политического пространства.

Основу «черкесского вопроса» составляют представления о Кавказской войне XIX в. как о «геноциде адыгов». А актуальное содержание этого «вопроса» легко фиксируется посредством наблюдения за публичной риторикой этноактивистов, а также за событиями общественно-политической жизни Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и некоторых других мест компакт-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.