Научная статья на тему 'Исламский фактор в республике Мордовия: социокультурный и этнополитический аспекты развития'

Исламский фактор в республике Мордовия: социокультурный и этнополитический аспекты развития Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
830
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ / РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ / АЛЬ-УММА / ХАНАФИТСКИЙ МАЗХАБ / ТАТАРЫ / МУФТИЯТ / ХАДЖ / САЛАФИТЫ (ВАХХАБИТЫ) / HANIFIS MADH'HAB / SALAFI (WAHHABI) / ISLAM / THE REPUBLIC OF MORDOVIA / AL UMMAH / TATARS / MUFTI / HAJJ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Девятаев А. С.

Распространение ислама на территории Мордовии относится к XIV-XVI векам. В советский период татары-мусульмане Мордовии подвергались атеистическим гонениям. В 1990-х начале 2000-х гг. происходит возрождение мусульманской общины (аль-уммы) Республики Мордовия. Сейчас в Мордовии действуют три муфтията, различные курсы исламского просвещения, многочисленные мечети. Развивается мусульманская благотворительность. Организовано паломничество мусульман Мордовии в Мекку (хадж). Однако в данный период в Мордовии имели место попытки деятельности различных салафитских (ваххабитских) групп. В целом же ислам на территории современной Мордовии обладает сильным потенциалом (культурным, организационным) для дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ISLAMIC FACTOR IN THE REPUBLIC OF MORDOVIA: SOCIAL, CULTURAL AND ETHNOPOLITICAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT

Islam began to spread at the territory of Mordovia in the XIV XVI centuries. During the Soviet period Tatars (Muslims) of Mordovia were subjected to the atheistic persecutions. The revival of the Muslim community (al Ummah) of the Republic of Mordovia took place in 1990s early 2000s. At present there are three Muftiats in Mordovia, various courses of Islamic education, and many mosques. Muslim charity is developing. The pilgrimage of Mordovian Muslims to Mecca (hajj) was organized. However, during that period some Salafi (Wahhabi) groups made attempts to carry on their activity in Mordovia. On the whole, in Mordovia Islam has strong potential, cultural and organizational, for further development.

Текст научной работы на тему «Исламский фактор в республике Мордовия: социокультурный и этнополитический аспекты развития»

УДК 28

ИСЛАМСКИЙ ФАКТОР В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ И ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ

© 2010 А.С. Девятаев

Мордовский государственный педагогический институт, г. Саранск

Поступила в редакцию 19.11.2009

Распространение ислама на территории Мордовии относится к XIV-XVI векам. В советский период татары-мусульмане Мордовии подвергались атеистическим гонениям. В 1990-х - начале 2000-х гг. происходит возрождение мусульманской общины (аль-уммы) Республики Мордовия. Сейчас в Мордовии действуют три муфтията, различные курсы исламского просвещения, многочисленные мечети. Развивается мусульманская благотворительность. Организовано паломничество мусульман Мордовии в Мекку (хадж). Однако в данный период в Мордовии имели место попытки деятельности различных салафитских (ваххабитских) групп. В целом же ислам на территории современной Мордовии обладает сильным потенциалом (культурным, организационным) для дальнейшего развития. Ключевые слова: ислам, Республика Мордовия, аль-умма, ханафитский мазхаб, татары, муфтият, хадж, салафиты (ваххабиты).

В XV - XVI вв. ислам распространяется на территории Мордовского края, вернее, той его восточной части, которая находилась под военно-политическим контролем Казанского ханства. Падение Казани 2 октября 1552 г. и связанное с этим событием вхождение территории нынешней Мордовии в состав Русского централизованного государства уже не могло ликвидировать значение исламского фактора в этом регионе, поскольку оставался его основной носитель - тюрко-татарский этнический элемент.

На протяжении XVII - ХХ вв. ислам в Мордовии переживал те же взлеты и падения, что и ислам общероссийский. Периоды расцвета сменялись тяжкими испытаниями, время развития местной исламской культуры чередовалось с десятилетиями упадка и застоя. В советский период ислам на территории Мордовии подвергся гонениям: так, уже в 1920-е гг. в татарских селах республики были полностью ликвидированы мектебы - начальные мусульманские (конфессиональные) школы.

С началом "перестройки" наметилась тенденция к возрождению, восстановлению позиций ислама как в России в целом, так и в Поволжском регионе в частности. Возрождение мусульманской уммы в Республике Мордовия (РМ) приходится на конец 1990-х - начало 2000-х гг.

Вопрос о необходимости создания собственного муфтията стал подниматься татарской общественностью РМ еще с начала 1990-х гг. Однако первые попытки учредить единый духовный институт натолкнулись на серьезные разногласия, связанные с вопросом об ориентации на различные общероссийские центры ислама, прежде всего на две соперничающие организации - выше упомянутое Центральное духовное управление мусульман России и европейских стран СНГ во главе с верховным муфтием Талгатом Таджуддином (резиденция в Уфе) и Совет муфтиев РФ во главе с

Девятаев Андрей Сергеевич, соискатель кафедры всеобщей истории. E-mail: [email protected]

муфтием Центрально-Европейского региона России Равилем Гайнутдином (резиденция в Москве).

Таким образом, общероссийское соперничество уфимского и московского муфтиятов затронуло и мусульман Мордовии. К 2000 г. в республике сформировались два муфтията - "промосковское" Духовное управление мусульман (ДУМ) РМ и "проуфим-ское" Региональное Духовное управление (РДУМ) РМ. Оба республиканских муфтията изначально претендовали на контроль над всей мусульманской общиной Мордовии, хотя необходимо отметить, что в республике оно не носит столь острого характера, как в некоторых других субъектах РФ1. По большому счету данный раскол проявляется только в Саранске, Рузаевке, Белозерье, отчасти в Лямбире и практически не затронул большинство татарских сел и деревень Мордовии, где рядовые верующие мусульмане либо имеют очень смутное представление о противоречиях между ДУМ и РДУМ, либо вообще не знают о них. Часто имеют место прецеденты, когда мусульмане того или иного села обращаются за помощью в решении религиозно-культовых вопросов и в ДУМ, и в РДУМ, а, посещая Саранск, ходят в мечети обоих муфтиятов, и т.д.2

В последние годы наблюдается определенное стремление уммы Мордовии к организационному укреплению и объединению, в частности и в рамках соперничающих муфтиятов.

Например, 26 мая 2005 г. состоялась торжественная церемония освящения земли под строительство новой мечети в Пролетарском районе г. Саранска. Организатором церемонии стало Региональное Духовное управление мусульман (РДУМ) Республики Мордовия. В ходе данного торжества председатель РДУМ, муфтий Заки-хазрат Айзатуллин публично подтвердил свою готовность к объединению муфтиятов республики. Без преувеличения, эта инициатива стала своеобразной сенсацией для мусульманской общины РМ, которая, повторимся, как и большинство мусульман России, переживает глу-

Археология и этнология

бокий организационный раскол. О необходимости объединения муфтиятов стал говорить и председатель ДУМ РМ, муфтий Рашид-хазрат Халиков3.

Однако приходится констатировать, что на данный момент процесс объединения муфтиятов Республики Мордовия столкнулся с целом рядом серьезных препятствий, таких как давление со стороны духовных центров Москвы и Уфы, личные амбиции отдельных лидеров и т.д. Ситуация раскола в умме Мордовии сохраняется до сих пор.

К тому же, на наш взгляд, осложнению данной ситуации может способствовать создание 18 сентября 2008 года нового муфтията - Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) РМ, который также претендует на объединение всех мусульман республики. Его возглавил Ф. Шафиев, уроженец Мордовии, получивший духовное образование в Исламском институте Медины (Саудовская Аравия), бывший проректор Исламского университета (г. Казань). Насколько создание нового муфтията может способствовать началу процесса объединения уммы Мордовии, покажет ближайшее будущее.

Несмотря на указанные выше внутренние противоречия в умме Мордовии, следует признать, что в последние годы значительно усилилось движение татар Мордовии за восстановление своих культурных традиций, как светских, так и религиозных.

В настоящее время в столице республики г. Саранске и фактически в каждом из 63 татарских сел РМ действуют мечети, количество которых в последние годы неуклонно растет. Во время визита в Республику Мордовия делегации Совета муфтиев России во главе с председателем Совета, руководителем Духовного управления мусульман Европейской части России, муфтием шейхом Р. Гайнутдином, состоявшегося 23-25 августа 2002 г., было отмечено, что с начала 1990-х гг. количество мечетей в Мордовии возросло в шесть раз. А это, в свою очередь, способствует процессу формирования института местного мусульманского духовенства (муфтиев, имам-мухтасибов, имам-хатыбов).

При росте числа мечетей в Мордовии остро ощущается недостаток квалифицированных уле-мов, который в основном компенсируется направлением татарской молодежи Мордовии в центры мусульманского образования России (Казань, Набережные Челны, Уфа и др.) и другие государства (Египет, Турция, Иордания, Саудовская Аравия).

В связи с этим особого внимания заслуживает процесс подготовки к открытию под эгидой ДУМ РМ Исламского колледжа - первого медресе на территории постсоветской Мордовии. Предполагалось, что Исламский колледж будет базироваться в селе Татарская Свербейка Лям-бирского района РМ, где ДУМ РМ выкупило пустующее здание бывшей школы и приступило к ремонтным работам. Изначально планировалось, что это будет учебное заведение конфессионального типа, рассчитанное на 50-60 человек, а его абитуриентами могут стать как юноши,

так и девушки. Примечательно, что наряду с богословскими дисциплинами и арабским языком в данном учебном заведении предполагалось преподавание ряда светских предметов4. В таком случае Исламский колледж РМ продолжил бы небезызвестные традиции «новометодных» медресе, действовавших в конце XIX - начале ХХ века в рамках джадидизма - просветительского и модернистского движения, во главе которого стояла национальная интеллигенция мусульманских народов России (прежде всего - татар).

Кроме того, аналогичное учебное заведение планирует открыть на базе одной из строящихся мечетей Саранска другой действующий в республике муфтият - РДУМ РМ.

Однако до настоящего момента в республике по-прежнему нет ни одного учебного заведения исламской направленности, и перспективы его появления также пока неопределенны.

В то же время, несмотря на отсутствие на современном этапе в РМ собственной системы образования (мектебы, медресе), мусульмане Мордовии развернули широкую просветительскую деятельность: открываются курсы и проводятся конкурсы по изучению основ ислама. Например, во второй половине июня 2001 г. был проведен первый в РМ конкурс по основам ислама, в котором приняли участие 150 мужчин и 50 женщин - в основном люди, не имеющие специального духовного образования. Конкурс затронул важнейшие блоки вопросов по мусульманской традиции: главными критериями стали знание Корана, Сунны (хадисов, в том числе составляющих сира - жизнеописание пророка Мухаммада), аль-фикха (мусульманского права), а также арабского языка5.

Кроме того, отметим, что в рамках светской системы образования РМ в целом ряде средних школ Мордовии с 2007/08 учебного года преподается курс «Основы исламской культуры». Примечательно, что именно в Мордовии был разработан и издан первый в Российской Федерации школьный учебник по основам исламской культуры6.

С 2002 года в Мордовии действует первая молодежная мусульманская организация, получившая название «Исламский молодежный центр» и почти сразу заявившая о себе целым рядом мероприятий, таких как организация библиотеки исламской литературы, собственная издательская деятельность и создание в окрестностях села Белозерье летнего «духовно-просветительского» лагеря «аль-Ансар». Работа лагеря сочетает мероприятия, ведущие традицию со времен пионерских лагерей («линейки», спортивные эстафеты, детские концерты, и т.п.), с мусульманской спецификой. Эта специфика прослеживается уже в названиях детских отрядов и спортивных команд - «Сестренки-мусульманки», «Мусульманские звездочки», «Звезда Ислама». Вожатые -юноши и девушки мусульманского вероисповедания - проводят с детьми занятия и воспитательные мероприятия по основам исламского вероучения.

Эти инициативы нашли не только понимание,

но и финансовую поддержку со стороны правительства РМ. С 2003 года представители «Исламского молодежного центра» принимают участие в традиционных встречах главы республики Н.И. Меркушкина с активом молодежных организаций7.

Немаловажное значение в становлении современной культовой системы мусульман Мордовии имеет активная работа в сфере тесного сотрудничества с миром зарубежного ислама. В последние годы идет тенденция значительного усиления этих связей. Это особенно наглядно проявляется в организации хаджа - паломничества в Мекку к аль-Ка'абе и другим важным исламским святыням. Если в конце 1990-х паломничество в Саудовскую Аравию могли совершить единицы правоверных республики, то в 2005 году хадж совершили более 70 мусульман из Мордовии, в начале 2006 года - более 80 человек. Республика Мордовия уже несколько лет занимает первое место в России по количеству совершающих хадж в пересчете на душу мусульманского населения8.

К сожалению, в последние десятилетия «исламский фактор» как в России в целом, так и в Мордовии в частности стал неразрывно связываться с проблемой мусульманского экстремизма, зачастую отождествляясь с последним. Это обусловлено не только дилетантским подходом к исламу, но и неоднородностью этой религии, наличием в исламе огромного количества сект и течений, в том числе и экстремистского характера. Среди них можно выделить так называемые «возрожденческие» (другое название - фундаменталистские) течения, требующие вернуться к изначальной «чистоте» ислама. Одним из наиболее влиятельных и активных направлений исламского фундаментализма является салафия (известное у нас под не совсем корректным названием «ваххабизм»), сформировавшееся в Аравии в XVIII веке. Как известно, в современном российском обществе сала-фитские общины развернули энергичную деятельность по привлечению в свои ряды новых адептов.

Не стала исключением и Республика Мордовия.

На территорию Республики Мордовия ваххабизм проник в 1997 г. во многом усилиями эмисса-

ров из Астраханской области, некоего Олега Маруш-кина, известного также под арабским именем Абу-зар, и его супруги Елены (Лейлы) Марушкиной. Эти адепты ваххабизма начали активно привлекать сторонников из числа сельской татарской молодежи. Недовольство большинства суннитского населения и энергичные контрмеры, предпринятые республиканскими силовыми структурами, заставили Маруш-кина (Абузара) покинуть пределы Мордовии. Но ваххабитская пропаганда дала свои результаты - последователи «изгнанного» проповедника основали собственную общину. Их центром стало вышеупомянутое крупное татарское село Белозерье9.

Таким образом, можно предположить, что, несмотря на все трудности, сопровождающие аль-умму Мордовии в процессе ее возрождения, мы можем констатировать наличие достаточно сильного и, безусловно, перспективного потенциала для дальнейшего развития ислама в РМ.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Салимое МШ. Процесс формирования централизованных мусульманских организаций в Республике Мордовия // Социально-демографические проблемы Поволжья в этническом измерении: сб.ст. Саранск, 2007. С. 298-301.

2 Мартыненко АВ, Шилов НВ. Социокультурные и этнополи-тические особенности ислама в Республике Мордовия // Сборник русского исторического общества. Россия и мусульманский мир. Т.7. (155). М.: Русская панорама, 2003. С.226 - 233.

3 Ислам в Мордовии: Интернет сайт ДУМ РМ. URL: http:// islaminmr.com/ (дата обращения 09.10.2009).

4 Аргументы и факты - Мордовия. Региональное приложение. 2006. № 31 (388).

5 Ислам в Мордовии: газета ДУМ РМ. 2002. №9 (21).

6 Мартыненко А.В. Основы исламской культуры: учебник для 8-х классов средних общеобразовательных учреждений. Саранск: Изд-во Историко-социологического ин-та Мордовского ун-та, 2006. 116 с.

7 Саранск - Казань: узы дружбы: книга-альбом / Под ред. В.В. Конакова. Саранск: Мордов. книж. изд-во, 2005. 208 с.

8 Юлдаш (Спутник): общественно-политическая газета татар Республики Мордовия. 2007. №6.

9 Мартыненко A.B., Шилов Н.В. Республика Мордовия. Ислам: традиции и перспективы // Этноконфессиональная ситуация в Приволжском федеральном округе. Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. Бюллетень. № 36, 16 - 30 июня, 2002. М., 2002. С.12-14.

THE ISLAMIC FACTOR IN THE REPUBLIC OF MORDOVIA: SOCIAL, CULTURAL AND ETHNOPOLITICAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT

© 2010 A.S. Devyataev

Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk

Islam began to spread at the territory of Mordovia in the XIV-XVI centuries. During the Soviet period Tatars (Muslims) of Mordovia were subjected to the atheistic persecutions. The revival of the Muslim community (al-Ummah) of the Republic of Mordovia took place in 1990s - early 2000s. At present there are three Muftiats in Mordovia, various courses of Islamic education, and many mosques. Muslim charity is developing. The pilgrimage of Mordovian Muslims to Mecca (hajj) was organized. However, during that period some Salafi (Wahhabi) groups made attempts to carry on their activity in Mordovia. On the whole, in Mordovia Islam has strong potential, cultural and organizational, for further development.

Key words: Islam, the Republic of Mordovia, al-Ummah, Hanifis madh'hab, Tatars, mufti, hajj, Salafi (Wahhabi).

Audrey Devyataev, Graduate Student, Foreign History Department. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.