Научная статья на тему 'Ислам как основа народной педагогики мусульманских этносов Северного Кавказа'

Ислам как основа народной педагогики мусульманских этносов Северного Кавказа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Койчуев А. А. -дж

В статье показано духовно-нравственное значение ислама, его влияние на народную педагогику северокавказских этносов. Характеризуется современное состояние "педагогического сотрудничества" религии и светского образования через духовные образовательные учреждения и народную педагогику. Такое "сотрудничество", по мнению автора, будет способствовать гармонизации воспитательных воздействий социальных институтов семьи и образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

North Caucasus: Islam as basis for Muslim peoples' ethnic pedagogy

The article underlines importance of Islam for national pedagogy of Mohammedan peoples and outlines the fundamental teachings employed by national pedagogy. The author has shown the condition and dynamics of "pedagogical cooperation" between Islamic and secular education models through spiritual educational institutions and ethnic pedagogy.

Текст научной работы на тему «Ислам как основа народной педагогики мусульманских этносов Северного Кавказа»

личное дело каждого”; “всё равно, как ни веруй, лишь бы только жил честно”.

11. Развитие в детях с первых лет жизни таких духовных качеств, как религиозность, послушание, правдивость, невинность и чистота сердца; преодоление таких пороков, как гордость, любостяжание, зависть, чувственность.

12. Выявление и преодоление главного порока в ребенке как некоего корня, на котором держится и произрастает всё порочное. Епископ Ириней предлагает следующие правила и способы узнавания главного порока:

• родителям предлагается определить собственные главные пороки и употребить все силы к тому, чтобы преодолеть их;

• родителям необходимо быть внимательными к тому, что другие люди говорят об их ребенке, так как чужие люди обыкновенно гораздо лучше видят недостатки в детях, чем родители;

• следует любить детей подлинной родительской, а не животной любовью;

• родителям необходимо наблюдать за своими детьми особенно тогда, когда они не подозревают, что за ними кто-то смотрит, например, в играх, во время которых “...как добрые, так и худые их наклонности скорее всего обнаруживаются” [1, с. 46].

Действительность дает нам печальную картину кризиса семейных отношений. Кризис семьи выражается и в том, что она всё хуже реализует главную свою функцию - воспитание детей. В этих условиях миссия воспитания должна состоять в том, чтобы помочь молодым людям духовно состояться и нравственно устоять перед трудностями и соблазнами легкой жизни, обрести истинные, а не ложные ценности и смыслы жизни. Это позволяет говорить о полезности введения в отечественную педагогическую науку религиозно-педагогических идей епископа Иринея (Орды), несущих в себе значительный духовный потенциал. Мы уверены, что они важны и актуальны, способны обрести достойное место в современной отечественной педагогической науке и принести добрые плоды в деле воспитания современного человека.

Литература

1. Ириней (Орда). Кормчая книга по морю житейскому. Екатеринбург, 1901.

2. Лавринов В. Екатеринбургская епархия. Екатеринбург, 2001.

3. Памяти преосвященного Иринея // Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1904. № 10.

ИСЛАМ КАК ОСНОВА НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ МУСУЛЬМАНСКИХ ЭТНОСОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

Койчуев

Подъем этнокультурного самосознания, которым в значительной степени характеризуется современное российское общество, актуализирует научное изучение и осмысление богатого культурного наследия народов нашей многонациональной и поликон-фессиональной страны. Как русскую культуру, основанную на православии, невозможно понять без обращения к наследию христианства, так и познание национальных культур и народной педагогики мусульманских этносов России (в

I.А.-Дж.

частности, на Северном Кавказе), предполагает знание и понимание ислама.

Современное состояние народной педагогики северокавказских этносов характеризуется, с одной стороны, значительной потерей своей традиционной функциональности в этнических сообществах в силу таких причин, как изменение традиционного семейного и общественного уклада, проникновение в этническую среду фрагментов иной, нетрадиционной культуры, недостаточное идейно-педагогическое соответствие и един-

© Койчуев А.А.-Дж., 2008 1102

ство взглядов на воспитание в семье, школе и обществе. С другой стороны, народная педагогика продолжает функционировать и понимается большинством представителей северо-кавказских народов как незаменимый культурообразующий компонент, продолжающий обеспечивать сохранение культурной самобытности этноса, особенно в условиях социальной и экономической нестабильности, благодаря чему содержание народной педагогики является объектом изучения многих научных исследований в области общей педагогики, проводящихся сотрудниками образовательных учреждений региона.

Вместе с тем, нескоординирован-ность действий культурных и образовательных институтов современного российского общества в деле духовно-нравственного воспитания создает значительные трудности в формировании у подрастающих поколений национального самосознания, возрождения традиционной культуры и народной педагогики. В данных условиях важное значение в возрождении традиционной культуры и народной педагогики имеет деятельность исламских образовательных учреждений и мечетей, играющих здесь роль центров возрождения духовной культуры мусульманских народов Северного Кавказа, во многом и определяющей возрождение народной педагогики, которая, в свою очередь, является одним из институтов исламизации и реислами-зации в жизни народов региона.

В народной педагогике мусульманских этносов Северного Кавказа нашли широкое отражение следующие основные положения религиозной доктрины:

• концепция жизненной необходимости и богоугодности неустанной работы человека над самосовершенствованием, приобретением знаний, физическим и духовным развитием;

• установления, обязывающие человека и общество к охране окружающей среды, рачительному, бережному природопользованию и активной работе по возможно более полному восстановлению природных ресурсов;

• интернационализм, отсутствие расовой и национальной дискриминации и разделения, достаточно высокая степень

терпимости по отношению к другим религиям, толерантность к другим культурам;

• воспитание в человеке нравственных качеств и соблюдение им моральноэтических норм,наличие которых является необходимой составляющей развитой личности человека;

• социально сплачивающая и солида-ризирующая направленность установлений.

В силу того, что, как отмечает Фатхи Якан,“Ислам - всестороннее учение,содержащее в себе организацию отношения индивидуума к самому себе, к своей семье, обществу” (и экологической среде - А.К.), в нем четко разъясняются “нормы и правила, на которых базируются организационные формы и законы, определяющие движение общества и людей” в соответствии со взглядами данной религии “на мир, человека и жизнь” [1, с. 15].

Благодаря этой всеохватности и целостности, названные религиозные установления имеют определяющее значение в этнопедагогических воззрениях народов Северного Кавказа, а именно, их направленности на интеллектуальное и физическое развитие, на духовно-нравственное, экологическое, трудовое и патриотическое воспитание подрастающих поколений.

Так, экологическое воспитание основывается на понимании жизненно важной необходимости для человечества постоянного поддержания в окружающей среде единой установленной Богом гармонии и порядка [2, с.201].

Одной из основных задач педагогических традиций экологического воспитания у народов Северного Кавказа, основанных на данных установлениях, является воспитание у подрастающих поколений понимания гармонического единства всех звеньев природы, где гибель одного звена приводит к разрушению остальных звеньев, а гибель природы - к гибели человечества. Родители, воспитатели, а то и просто старшие соплеменники, считают своим долгом напомнить ребенку, что все вокруг существует и живет по Воле Всевышнего. Человек является великим творением Господа, ему обещаны в наследство небо и

земля, а дела человека, его свершения -наиболее значительны из дел и занятий других созданий Бога. Это обязывает человека и человечество неуклонно следовать повелениям Всевышнего, одно из них - забота и ответственность человечества за сохранность той экологической среды, которой Всевышний его одарил. Состоятельность или несостоятельность человечества выполнить эту свою священную обязанность перед Богом определена таким образом, что выполнение данной обязанности и благочестия человечества есть жизнь, процветание и прогресс для него. Точно также невыполнение обязанности по охране и сбережению данной человечеству свыше природной среды есть гибель человечества.

Следовательно, согласно исламскому вероучению, у человечества есть единственный путь, ведущий к благоденствию, благочестию и развитию - это путь гармонии и сотрудничества с окружающей средой. Всякое нарушение гармонии, созданной Богом, и каждый конфликт человечества с окружающим миром есть шаг к безбожию и самоубийству.

Принятие нового мировоззрения народами Северного Кавказа значительно обогатило его педагогический потенциал. Это мировоззрение стало сердцевиной народной педагогики, оказало огромное влияние на воспитание и перевоспитание многих северокавказцев.

Современные системы образования в республиках Северного Кавказа во многом ориентированы на изучение народной педагогики и реализацию ее воспитательного потенциала в учебно-воспитательной деятельности светских образовательных учреждений, но игнорирование религии как духовной основы народной педагогики снижает воспитательный эффект ее использования [3, с. 56].

Такое игнорирование является основной причиной имеющего место противоречия, проявляющегося в рассогласовании ценностных основ воспитательных воздействий школы, в которой, по меньшей мере, умалчивается об исламских основах воспитания в народной педагогике, и семьи, где об этом говорится с первых дней жизни ребенка. Усилия современных педагогов по возрождению

традиций народной педагогики и интеграции их в учебно-воспитательный процесс светских образовательных учреждений будут лишены желаемой эффективности без понимания того, что воспитательные возможности этнопедагогики мусульманских народов Северного Кавказа во многом основаны на исламе, педагогический потенциал которого в значительной степени определяет силу воспитательных воздействий народной педагогики.

Этот педагогический потенциал ждет своего применения, например, в таком важном направлении деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений, как патриотическое воспитание. Согласно установлениям Корана, выполнение сыновнего долга по отношению к родителям предписано мусульманину даже в случае их неверия (куфра) [2, с. 83].

Конечно же, сын или дочь, заботясь о душе неверующих отца или матери, обязаны в меру возможностей уговаривать родителей понять и принять веру, но и в случае их упорного несогласия обязаны неустанно заботиться о родителях, расходуя для них из своего имущества, жертвуя своим здоровьем, карьерой и так далее. Единственное, чем мусульманин не должен поступаться даже для своих родителей, - это его вера. Любовь к Всевышнему единственно важнее любви к отцу и матери.

Труд и созидание предков, их духовное и материальное наследие - то, что обеспечивает жизнь их потомков. Жизнедеятельность предшествующих поколений, проходившая в условиях определенного географического пространства, ставшего местом компактного проживания представителей одного этноса, местом рождения и воспитания новых поколений, приобщением их к жизни и труду предков, становится для них в такой же степени дорогим, любимым и жизненно необходимым, что и родители, семья, родственники, друзья и соплеменники.

Анализируя обращения к человеку, мы пришли к выводу, что религия воспитывает в человеке, ее принявшем и идущем по ее пути, любовь к Родине, родителям, умме, соплеменникам и человечеству вообще. Каждый верующий обя-

зан свято выполнять свой долг по отношению к ближнему, родителям, семье, Отечеству, защищать их, оберегать и укреплять. Умению и способности человека постоять за близких, выступить на защиту Родины также отводится важное значение.

Религия обладает значительным по силе мобилизирующим и солидаризиру-ющим потенциалом. Сплоченность верующих, предписанная Всевышним, позволила сохранить и пронести веру сквозь множество тяжелейших испытаний. Благотворное влияние религиозной нравственности на горские народы Северного Кавказа, как нами уже отмечалось, состоит еще и в том, что религия, органично влившись в традиционную народную педагогику Северного Кавказа, обусловила и сделала возможными жизненно необходимые для горцев сплоченность и взаимопомощь.

Народная педагогика северокавказских этносов, опираясь на религию, сумела воспитать не одно поколение патриотов, которые вносят значительный вклад в развитие отечественной науки, культуры, образования, этноконфессио-нальное сознание которых никак не препятствует их служению многонациональному и многоконфессиональному обществу Российской Федерации.

Одной из наиболее существенных проблем использования религиозного содержания народной педагогики в современной образовательной практике рассматриваемого региона является отсутствие четко оформленного педагогического сотрудничества данной религии через духовные образовательные учреждения и народную педагогику с учреждениями системы образования республик Северного Кавказа. Для эффективной реализации религиозно-педагогического потенциала в образовательной практике целесообразно как можно скорее решить проблему религиозного образования и просвещения людей, живущих на Северном Кавказе, и сторонников ислама, проживающих на территории Российской Федерации. Это станет средством противодействия экстремизму и антигуманным действиям политических течений, прикрывающихся исламской риторикой.

Вместе с тем, в обществе имеет место процесс стихийного, самостоятельного и слабо управляемого мусульманским духовенством движения молодежи к самовоспитанию, самообразованию и саморазвитию на основе религиозных установлений, когда молодые люди организуют свою жизнь согласно предписаниям Корана и Сунне Пророка Мухаммада. Этот процесс можно только приветствовать, поскольку здесь налицо множество положительных моментов: здоровый образ жизни (отказ от спиртного, табака и обязательные занятия спортом, самообразование и стремление к знаниям, необходимость хорошо выполнять свое дело, учебу, работу); стремление соответствовать высоким идеалам религиозной нравственности, готовность к оказанию помощи. В данном случае необходимо высокопрофессиональное использование средств изучения ислама с тем, чтобы верующая молодежь имела возможность познать именно его истинную гуманистическую суть.

Рассмотрение народной педагогики мусульманских народов Северного Кавказа дает основание утверждать, что ислам является ее духовно-нравственной основой. В то же время педагоги образовательных учреждений в своей воспитательной деятельности не в полной мере опираются на те же религиозно-нравственные основы народной педагогики, что не способствует гармонизации воспитательных воздействий социальных институтов семьи и образования. Педагогический потенциал ислама и его изучение с целью более интенсивного использования во взаимодействии школы и семьи, на наш взгляд, сегодня не является в должной мере объектом научных педагогических исследований.

Литература

1. Мустафа Махмуд. Спор с безбожником. Минск (год не указан, предположительно - 1989-1991).

2. Койчуев А.А.-Дж. Педагогика ислама: основные идеи, история и современность. Карачаевск, 2006.

3. Койчуев А.А.-Дж., Шаповалов В.К. Педагогический потенциал ислама в светских образовательных практиках. Ставрополь, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.