Научная статья на тему 'Ислам и праздничная культура башкир'

Ислам и праздничная культура башкир Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1006
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПИСАНИЯ ИСЛАМА / ПРАЗДНИЧНАЯ КУЛЬТУРА БАШКИРСКОГО НАРОДА / ОБРЯД ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ / ЖЕРТВЕННОЕ ЖИВОТНОЕ / МУСУЛЬМАНСКАЯ РЕЛИГИЯ / УРАЗА-БАЙРАМ / КУРБАН-БАЙРАМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шарапова Ильсюяр Рамзисовна

Статья посвящена изучению исламских праздников «Ураза-Байрам», «Курбан-байрам», имеющих место в праздничной культуре башкирского народа. Особое внимание уделено специфике праздника «Курбан-Байрам».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ислам и праздничная культура башкир»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 33 (171).

Философия. Социология. Культурология. Вып. 14. С. 59-61.

И. Р. Шарапова ИСЛАМ И ПРАЗДНИЧНАЯ КУЛЬТУРА БАШКИР

Статья посвящена изучению исламских праздников «Ураза-Байрам», «Курбан-байрам», имеющих место в праздничной культуре башкирского народа. Особое внимание уделено специфике праздника «Курбан-Байрам».

Ключевые слова: предписания ислама, праздничная культура башкирского народа, обряд жертвоприношения, жертвенное животное, мусульманская религия, Ураза-Байрам, Курбан-Байрам.

Распространение ислама в башкирском крае началось в Х-ХІ вв. и, «заняв несколько столетий, завершилось не ранее XIV-XV вв.»1. «Несмотря на то, что ислам не имел столь сильные воздействия на массовое сознание башкир как, например, на Кавказе или в Средней Азии, - отмечает З. Н. Рахматул-лина, - тем не менее, он стал и верой, и образом жизни, и нормой, регулирующей социальные стороны их бытия»2. По утверждению С. А. Халфина, «исламские традиции вплелись в этническую культуру башкир очень своеобразно <.. .> потому что башкирский этнос формировался на стыке различных культур: западной и восточной, кочевническо-скотоводческой и оседло-земледельческой»1. Такую же мысль высказал еще в 1897 г. исследователь края С. Г. Рыбаков: «Башкиры менее обнаруживают болезнь за свою религию, чем татары, спокойно рассуждают о своей и русской вере, не обнаруживая ни малейшей склонности возвеличивать свою, считая все веры равными. Они спокойно встретили распоряжение русских властей об обязательности знания русского языка муллами, без опасения за веру отдают своих детей в русские начальные школы»3.

Время показало, что ислам определил развитие не только религиозной, но и всей духовной культуры башкирского народа. Мечети. являясь культовыми сооружениями, одновременно были центрами образования (воспитания и просвещения) башкир. Несомненно, положительным моментом принятия ислама явилось утверждение в социокультурном бытии башкир предписаний и норм ислама, способствующих формированию нравственного мира человека. Его запреты, направленные на культивирование в индивиде духовного начала, в определенной мере сыграли свою роль в воспитании подрастающего поколе-

ния. Ислам также способствовал укреплению эстетических и гигиенических правил в повседневной жизни башкир, считающихся завещанными пророком Мухаммедом для правоверных. Строгое соблюдение их было связано, в частности, с требованиями к внешнему виду, с намазом и предшествующим ему обрядом омовения.

Как и другие религии мира, ислам имел свои праздники и знаменательные дни: начало нового года по хиджре; день Ашура - день поминания пророков и посланников аллаха; Мавлид ан-Наби. День рождения Посланника Аллаха - Пророка Мухаммада; Ночь Рагаиб. Бракосочетание родителей Пророка Мухаммада; Ночь Мирадж. Ночь вознесения Пророка Мухаммада к Аллаху; Лейлят аль-Бара. Ночь творения. Время очищения от грехов; начало Рамадана и поста; Лейлят аль-Кадр. Ночь предопределения. Ночь мира и покоя; Ураза-Байрам. Праздник разговения - окончание мусульманского поста; День Арафат -день стояния на горе Арафат; праздник жертвоприношения Курбан-Байрам - окончание великого паломничества в Мекку. Религиозные деятели и верующие, естественно, отмечают все вышеперечисленные праздники. Башкиры же традиционно проводили Курбан-Байрам, праздновали церемонию обрезания мальчиков, молодоженам читали «Никах», а новорожденным давали имя с приглашением священнослужителя, муллы. Эти празднества устойчиво сохранялись в общественном и личном сознании, и даже активная атеистическая пропаганда прошлых десятилетий не в силах была вытеснить их из народной жизни. Составной частью этих праздников являются различные культовые действия и церемонии, праздничные молитвы, которые заключают в себе несомненный духовно-педагогический потенциал.

бо

И. Р. Шарапова

В настоящее время в праздничной культуре башкирского народа устойчивое место занимают исламские праздники «Ураза-Байрам» и «Курбан-Байрам». «Ураза-Байрам» отмечается сразу после окончания поста. В научной литературе название этого праздника соответствует термину «,Ид аль-Фитр» (другие названия: ал-,ид ас-сагир - араб.; рамазан-байрам, ураза-байрам, кучук-байрам - татар.; шекер-байрамы - тур.)4.

В день «Ураза-Байрам» совершается специальная общая праздничная молитва, которая обычно проходит в мечети. В число ритуалов этого праздника входит праздничная трапеза, беднякам раздают милостыню, посещают друзей, дарят подарки. В «,Ид аль-Фитр», по традиции, необходимо посетить могилы предков (Ислам, там же), но башкиры не всегда следуют данному предписанию Ислама. Башкирские женщины вообще не должны ходить на кладбище, не то что «проводить ночь на кладбище в молитвах»4. Мужчин тоже не обязывают посещать могилы предков, поскольку у башкир существует запрет без надобности ходить на кладбище: «не ходите на кладбище, не обновляйте свое горе».

У башкир в «Ураза-байрам» пекут блины, чем раньше, тем лучше. В этот день с утра в доме должен стоять «запах сковородки» (считается, что духи предков, посещающие в этот день оставшихся в живых, питаются запахом каленого жира или масла). Многие приглашают родственников, соседей на праздничное чаепитие. Если в деревне проживают пожилые немощные люди, оставшиеся без присмотра, в этот день [кто может, то по пятницам регулярно. - Ш. И.] через детей передают им свежеиспеченные хлеб, блины, иногда - молоко (священный продукт башкир). «Ураза-Байрам» в советское время оставался под запретом и в завуалированной форме отмечался отдельными семьями, которые не переставали соблюдать предписания ислама.

Исследователи отмечают, что «хотя праздник “,Ид аль-Фитр” называется “малым”, он, знаменуя окончание трудного периода поста, является более радостным и значительным, по народным представлениям, чем “большой праздник” - “,Ид ал-адха” (“Курбан-Байрам”)»4.

Составной частью многих разновидностей обряда «курбан» - жертвоприношения, лежащего в основе исламского праздника «Курбан-Байрам», является жертвенный пир

(праздничная трапеза), в котором участвуют родственники, соседи или жители поселения (в зависимости от разновидности жертвоприношения). При совершении некоторых видов «курбана» приглашение гостей для обрядовой трапезы не считалось обязательным. Приготовленное блюдо разносили по нескольким соседним домам, а остальную часть съедали домочадцы. Считалось, что совместное поедание жертвенного животного является актом приобщения к божеству (богояденьем). Как считает Т. Колева, жертвоприношения животных связаны не с богояденьем, а с культом предков и приобщением духов умерших к коллективной трапезе. Позднее функции предка-покровителя перешли к святому. По мнению многих исследователей, весенние жертвоприношения, широко распространенные как у земледельческих, так и у скотоводческих народов, связаны, прежде всего, с культом предков.

«Курбан-Байрам» на протяжении веков являлся одной из традиционных церемоний в праздничной культуре башкир. Обряд «курбан» был известен многим народам мира в различные исторические эпохи: древним

евреям (когЬап), ассирийцам (кигЬапи), арамеям, арабам, туркам, албанцам (кигЬап), эллинистическому населению Малой Азии и Восточного Средиземноморья (корРаи. корРаиад), сербам, македонцам, болгарам (курбан), гагаузам (кигЬап, когЬап), чувашам (харпан), удмуртам (курбон). В способах приготовления одноименного обрядового блюда имеются определенные различия. У мусульманских народов обряд жертвоприношения животных, будучи интегрированным в религиозную культуру, приобрел специфические черты (форма религиозного причастия, обязательного для всех).

У башкир «курбан» (жертва) приносился не только в «Курбан-Байрам», но и в других случаях. Так, если в «Курбан-Байрам» жертвоприношение посвящалось в основном духам предков, то, например, достроив новый дом, новоселы «курбан» (жертву) приносили за благополучие в доме, и назывался он «жертвоприношение фундаменту дома». Существовал у башкир также обряд жертвоприношения по обету, который проводился в случаях, когда в семье происходили жизненно важные, судьбоносные события (рождение ребенка, выздоровление от тяжелой болезни, возвращение из армии, поступление в вуз или

на хорошую работу и т. д.) В Гафурийском районе Республики Башкортостан, например, родители делают жертвоприношение за здоровье и благополучие своих детей, когда их возраст совпадает с датой их рождения. Например, если ребенок родился 11 числа, то к его 11-летию родители режут жертвенное животное.

Церемония жертвоприношения совершается в торжественной обстановке в соответствии с предписаниями ислама: животное (баран, коза, верблюд, корова, но ни в коем случае лошадь и домашние птицы) должно быть годовалого возраста и без физических изьянов (не больной, не обрезанный, с целыми рогами, хвостом и т. д.). Все мясо жертвенного животного съедается за столом с приглашенными на праздничное застолье «курбан аш» (суп из мяса жертвенного животного) или раздается нуждающимся семьям. Даже шкуру и голову жертвенного животного нельзя оставлять себе - все должно быть роздано. Кости же необходимо собрать, закопать в землю в недоступном месте, в некоторых регионах кости кладут в реку, но запрещается отдавать их собаке. В Татышлинском же районе республики один информант, например, сообщил, что он не ест мясо животного, принесенного им в жертву, а только смазывает его кровью свое лицо. Также в некоторых регионах соблюдается следующее правило: всем членам семьи и присутствующим на церемонии обряда жертвоприношения держать за шерсть животное в момент его резания. В некоторых регионах, в частности, башкиры считают, что окрас животного, приносимого в жертву в честь конкретного человека, должен соответствовать тому, в какое время суток он родился: если в светлое, то шкура жертвенного животного должна быть светлой, если в темное, то темной.

В советское время проведение многих исламских праздников, даже выполнение от-

дельных предписаний мусульманской религии были под запретом, но с 1992 года в России, в том числе и Башкортостане, такие мусульманские праздники как «Ураза-байрам» и «Курбан-Байрам», обрели официальный статус и стали «красными днями календаря». Они отмечаются всем многонациональным народом республики, имеют огромный консолидирующий, духовный и педагогический потенциал: «народные традиции, обычаи

вместе с сопровождающими их обрядами, праздниками и церемониалами, вплетаясь в повседневную жизнь человека, создают вокруг него так называемое “поле педагогического воздействия”, ненавязчивую, естественную и непринужденную атмосферу “диалога поколений”»5. А это значит, что к праздникам, в том числе и исламским, необходимо приобщать и подрастающее поколение.

Примечания

1 Халфин, С. А. Экологические аспекты религиозного мировоззрения башкир // Востоковедение в Башкортостане : История. Культура. Уфа, 1995. С. 69.

2 Рахматуллина, З. Н. Роль ислама в формировании семейных традиций башкир // Семья и семейные традиции у народов Башкортостана : материалы межрегион. науч.-практ. конф., посвящ. Году семьи в России и Году социальной защиты семьи в Башкортостане (Учалы, 5 марта 2008 г.). Уфа : Деловая династия, 2008. С. 88.

3 Рыбаков С.Г. Музыка и песни уральских мусульман, с очерком их быта. СПб., 1897. С. 17

4 См.: Ислам: энцикл. слов. М. : Наука ; Главная редакция восточ. лит., 1991. С. 89.

5 Рахматуллина, З. Я. Экология культуры : проблемы возрождения национальных традиций // Там же. С. 72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.