МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
Д.Гусенова,
Дагестанский государственный университет (Махачкала)
МУСУЛЬМАНСКИЙ РЕЛИГИОЗНЫЙ КАЛЕНДАРЬ В ЗЕРКАЛЕ РАЗВИТИЯ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА
В последние годы различные мусульманские страны меняют практику празднования некоторых религиозных событий в пользу их зрелищности и массовости, таким образом постепенно втягивая их в орбиту событийного туризма. Все эти массовые празднества направлены не только на удовлетворение мусульманами потребности «полного погружения» в праздничную атмосферу в памятные дни, но и на привлечение туристов, не имеющих отношения к исламу. Несмотря на благоприятную для развития событийного туризма тенденцию в мире, постоянное смещение даты проведения мусульманских праздников в силу привязанности к лунному календарю делает их более локальными, сакральными для представителей других конфессий.
Рассмотрим особенности проведения мусульманских религиозных праздников и попытаемся отразить их туристский потенциал. Обратимся к основным датам мусульманского религиозного календаря 2014 г.
1. Маулид ан-Наби (12-13 января) начинается в 12-ю ночь лунного месяца хиджры Раби-уль-Ауаль и продолжается целый месяц.
Несмотря на то что это праздник по случаю рождения Пророка, достоверных сведений об этой дате нет, поэтому фактически день приурочен ко дню смерти Пророка Мухаммада. В Египте в эти дни повсюду устанавливаются украшенные флажками и гирляндами павильончики, где продаются разнообразные сахарные фигурки: «арусат ан-наби» (невесты Пророка) с бумажным пест-
рым веером за спиной или всадника с саблей в руке. Эти сладости, как правило, дарят друг другу муж и жена, жених и невеста. Для удовлетворения спроса покупателей почти 5000 кондитерских предприятий Египта в это время года производят около 40 т сладостей на сумму около 603 млн долл. [6]. В праздничные дни Маулид ан-Наби верующие Египта посещают святые места, собираются в мечетях, слушают истории из жизни Пророка, которые продолжают рассказывать и вечером дома за богато накрытым столом. Сам праздник отмечается еще с эпохи Фатимидов, с 1566 г. Именно тогда и появился в Египте обычай украшать улицы праздничными гирляндами. Первоначально не дома, а именно в этих палатках проводились суфийские пения и пересказывались жизнеописания Пророка. Там же по старой традиции для привлечения внимания продавались сладости. В разные времена разные правители пытались запретить этот праздник как не имеющий отношения к мусульманской религии, однако интерес египтян к праздничному ритуалу сохранился и по сей день.
В ОАЭ праздник сопровождается парадами и торжественными шествиями, чтением аятов из Корана, жертвоприношением баранов, мясо которых раздают неимущим, в мечетях читают проповеди. К этому дню приурочиваются специальные мусульманские конгрессы. В Пакистане Маулид ан-Наби - официальный праздник, отмечаемый в течение трех нерабочих дней. В эти дни дети распевают религиозные песни для водителей проезжающих машин, получая за это деньги. В ЮАР в учебных заведениях к мавлиду приурочивают выпуск хафизов, награждение отличников, сбор средств на постройку или реставрацию мечетей [9].
Примечательно, что в Турции символом мавлида считаются алые розы, букет из которых верующие дарят друг другу, вкладывая туда поздравительные открытки [6].
Несмотря на то что «МеуШ КапёШ» (так называется праздник в этой стране) не является государственным, в период его празднования устанавливается иллюминация мечетей и печется специальное печенье.
Маулид ан-Наби некоторая часть мусульманской общины рассматривает как новшество, напоминающее празднование христианами Рождества. В Малайзии существуют некоторые разногласия по этому поводу: некоторые улемы страны утверждают, что праздник не должен отмечаться, в то время как другие полагают, что его празднование является положительным вкладом в исламские обычаи. Вместе с рождением и посланием Пророка в Ма-
лайзии проводятся и праздники в честь других радостных событий, например акика (бритье головы новорожденного ребенка). В рамках этих мероприятий малайзийцы читают книги «сийры», стихи и молитвы, поют специальные песни, наиболее известными из которых являются «Мавлид Дибаи», «Мавлид Барзанджи», «Далаил Хайрат» и «Касида Бурда».
2. Умра (досл. - «посещение, визит, стремление, намерение») - малое паломничество. Умру, в отличие от хаджа, можно совершать в любое время года. Нежелательным (макрух) является совершение умры в день Арафа и на Курбан-Байрам. На удовлетворение соответствующего спроса верующих работает целая индустрия. Так, в РФ одним из туроператоров предлагаются программы: «Умра люкс - круглый год», «Умра стандарт - круглый год», «Умра - весь Рамадан», «Умра - последние 13 дней Рамадана». Несмотря на то что Умра в мусульманском религиозном календаре отмечена в качестве праздничного времени, мы не нашли сведений о ее публичном праздновании.
3. Лейлят аль-Рагаиб (6 мая) - день бракосочетания Амины с Абдаллахом ибн аль Мутталибом и зачатия Пророка. Эта памятная дата не является общепризнанным кораническим праздником в исламе и отмечается лишь у некоторых мусульманских народов в семейном кругу или же в мечетях. В этот день мусульмане собираются в мечетях, чтобы совершить коллективную молитву и послушать проповедь имама. Основное отличие этого праздника от других состоит в том, что именно в этот день имам читает торжественную проповедь о важности произошедшего события, а все мусульмане обязательно читают особую молитву даров (салят ар-рагаиб), поскольку второе название Лейлят аль-Рагаиб - Ночь Даров. До XII в. этот день праздновался только глубоко верующими мусульманами. Большое распространение Лейлят аль-Рагаиб получил гораздо позже - в XVIII в.
4. Исрав аль-Мирадж - «Небошествие Пророка» (25-26 мая). По преданию, Мухаммад уснул рядом с мечетью в Мекке и во сне, сопровождаемый архангелом Джабраилом, прошел семь небес. На первом небе врата ему открыл Адам, на втором - Яхья и Иса, затем Иосиф, Идрис, Харун, Мус, на последнем - Ибрахим, патриарх всех пророков. Позже Мухаммад оказался у престола Аллаха, долго разговаривал с ним, успев произнести 99 тыс. слов. Одной из самых важных особенностей мираджа является то, что во время него было обязательным (фарз) пятикратное совершение намаза. Во многих мусульманских странах этот государственный
праздник - выходной день. Тем не менее праздник не является зрелищным мероприятием. Ночь Мираджа мусульмане проводят в бдении, читают Коран, молятся и пересказывают предание о чудесном вознесении Пророка. В праздник все посещают мечеть, чтобы совершить совместную молитву и выслушать проповедь имама, посвященную этому событию. В ОАЭ Исраваль-Мирадж более похож на праздник для детей, поскольку именно им уделяется больше всего внимания. Дети собираются в мечетях или в домах старших членов семьи, им дарят сладости и маленькие подарки, рассказывают о жизни Пророка.
5. Лейлят аль-Бараа - «Ночь Прощения» (13 июня). Считается, что в этот день верующий избавляется от всех грехов. Само слово «бараат» переводят как «непричастность, полное отделение, очищение». Поверье гласит, что этой ночью сотрясается древо жизни. И люди, чьи листья сорвутся, умрут в течение года. В эту ночь мусульмане читают Коран, молитвы.
6. Рамадан (28 июня) - начало главного мусульманского поста, обязательного для всех. Это дни духовного и телесного очищения верующего. Исключение составляют путешественники, умственно отсталые и больные. Правом на отступление обладают женщины, кормящие грудью, и женщины в критические дни, но они должны поститься в иные дни или за каждые пропущенные сутки накормить бедного.
7. Лейлят аль-Кадр - «Могущественная Ночь» (24 июля) -в этот день архангел Джабраил перенес подлинник Корана, хранившийся под престолом Господа, на ближайшее к земле небо. А спустя 23 года Святое Писание попало к Мухаммаду. Важными являются три ночи накануне Рамадана. По преданию, это время наполнено различными предзнаменованиями, посланными с небес, и понявший их сможет изменить свою судьбу. Могущественная Ночь является главной из этих трех ночей. Согласно большинству источников, это 27-е число месяца Рамадан. Некоторые хадисы указывают, что Ночь Предопределения приходится на последние десять ночей, в то время как другие - на последние десять нечетных ночей, т.е. 21, 23, 25, 27 и 29-ю ночь месяца Рамадан. В хадисе Бухари Ибн Аббас сообщает, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Ищите Ночь Предопределения в последние десять ночей Рамадана, в ночь, когда девять, или семь, или пять ночей, которые останутся за последние десять ночей Рамадана (т.е. 21, 23, 25 соответственно)» [3].
В Могущественную Ночь, согласно мусульманскому преданию, в разные времена были ниспосланы четыре последние Священные книги - Забур (Псалтирь), Таурат (Тора), Инджиль (Евангелие), а также первое откровение Корана. Считается, что в эту ночь Всевышний особенно благосклонен к просьбам верующих, поэтому мусульмане стараются провести ее в мечети, читая Коран и выполняя дополнительные молитвы (нафль).
В Священном Писании сказано: «Я ниспослал Коран в Ночь Могущества и Предопределения», «Ночь Могущества лучше, чем тысяча месяцев». Принято считать, что именно в эту ночь Аллах принимает решение о судьбе каждого человека. Он учитывает его благочестие и просьбы, которые были высказаны в молитвах. Поэтому ночь проводят в мечети, где читают до рассвета Коран и обращаются к Аллаху и ангелам с мольбами и просьбами, совершают пропущенные намазы.
У Могущественной Ночи есть особенности. Сахих Муслим из хадиса от Убай ибн Кааб сообщает: первым признаком является то, что на следующее утро после знаменитой ночи солнце не имеет видимых лучей. Согласно хадису ибн Аббаса, рассказанному ибн Аль-Таялиси в его «Муснаде сахих Иснаад», Пророк сказал, что Лейлят аль-Кадр - это приятный вечер, когда не жарко и не холодно. Ат-Табарани в Аль-Кабир добавляет, что в эту ночь не видны падающие метеориты [2].
Этот праздник отмечают в Африке, Египете, Индии, Индонезии, Иране, Ираке, Иордании, Ливане, Марокко, Пакистане, Саудовской Аравии, Сирии, Таиланде, Турции и т.д. Обычно накануне главные улицы городов украшают фонариками. Возможно, поэтому во Фритауне и Сьерра-Леоне Лейлят аль-Кадр больше известен как День света или Фестиваль фонарей. Обычай нести по улицам фонари на 26-й день Рамадана был введен Маггаем в 1930-е годы. Эти простые бумажные коробки-фонарики первоначально символизировали божественный свет Корана, ниспосланный на землю Аллахом [8].
В Турции в праздник принято угощать друг друга сладостями. Уличные торговцы продают маленькие пирожные в разноцветных мешочках, и любой желающий может подойти и предложить своему спутнику отведать халвы или лукума. По традиции угощение нужно принять с благодарностью и съесть на месте, отказываться не принято.
8. Идаль-Фитр - «Праздник разговения» (28 июля) - это один из коранических праздников, когда мусульмане дарят друг
другу подарки, угощают соседей традиционными блюдами. На торжества очень важно собрать в одном доме всех родственников, поскольку, согласно мусульманской мифологии, в этот день в дома наведываются души родных, отошедших в мир иной. Люди ходят в мечеть, в усыпальницы местных святых и на кладбище к могилам родных. Те, чьи родные умерли в течение данного года, устраивают в их честь поминки, приглашая домой муллу. Этот праздник называют по-разному: уйгуры - Рамазан-Байрам, на Кавказе -Ураза-Байрам. После продолжительной гражданской войны в 2005 г. в африканской Бурундии этот праздник был утвержден в качестве государственного, хотя мусульман в стране лишь 10%, а 90% - христиане [1].
Примечательно, что в Турции, где еще с 1928 г. церковь отделена от государства, хотя в месяц Рамадан никто не уклоняется от своей работы, верующие покидают место службы намного раньше конца рабочего дня, чтобы быть дома в час ифтара. В Турции праздник называют Праздником сладостей (8екег Ьаугаш^. Как правило, объявляются три официальных выходных дня. Стол в эти дни исключительно сладкий (пахлава, лукум, шоколад и другие лакомства), сладостями угощают, их дарят, ими обмениваются. Кроме того, в эти дни принято всем желать счастья и просить друг у друга прощения. Семьи собираются у старших родственников. Дети приезжают поздравить родителей. Самые молодые из родственников обязаны навещать самых старших. Отказываться от угощения не принято. Отведав угощения, гость обязательно благодарит хозяев. Высшее проявление уважения к дому - поцеловать руку хозяйки. Форма устной благодарности: «Е11епт7е saglik» («Здоровья Вашим рукам»). Впрочем, так благодарят за угощение за любым столом. Шекер-Байрам в Турции - праздник семейный и тихий. Общественная жизнь замирает. Увеселительные заведения и рестораны закрываются, во всяком случае те, которыми владеют религиозные люди. С транспортом также возможны перебои.
В Нигерии по традиции охранники эмира стреляют из трех орудий, что служит и знаком окончания поста, и призывом на праздничную молитву. Город Кано - лучшее место проведения Праздника разговения в Северной Нигерии, и жители других городов стремятся побывать там в это время. Они пытаются подражать традициям, существующим в Кано. Во время праздника в Кано, как и в большинстве городов Нигерии, люди собираются большой толпой на церемонию, которая начинается сразу после праздничной молитвы. Ее открывает эмир, который в этот день проходит
пешком 3-4 км к месту молитвы, где к нему присоединяются сотни других мусульман.
9. Ид аль-Адха - «Праздник жертвоприношения» (4 октября). Примечательно, что Идаль-Адха во всем мире имеет разные названия. Например, в Марокко, Алжире, Сирии, Тунисе, Египте, Йемене и Ливии праздник жертвоприношения называется Eidel-Kibir; на языке берберов именуется Tfaska Tamoqqart; в Западной Африке - Tabaski (Tobaski); в Нигерии - Babbar Sallah; в Сомали, Кении и Эфиопии - Ciidwayneey, в Южной Африке - Ид аль-Бакра, в Индии, Пакистане и Кашмире этот праздник называют «Bakra Eid» (букв. «большой Ид»), в Бангладеш - Idul-Azha или Korbani Id (или просто BaqridD); в Южном индийском штате Та-мил-Надуи на Шри-Ланке - Naal, что означает «Большой день». В Турции этот праздник известен под названием Курбан-Байрам (Kurban Bayrami), так же, как и в Боснии и Герцеговине, Албании, Косове
и Болгарии, Азербайджане и России. В Казахстане, Иране и Афганистане праздник называют - Курбан Айт или Eyd e Qorban, в Китае - «Корван фестиваль» (на китайском языке) или Qurban Heyit (на уйгурском языке); в Малайзии, Сингапуре, Индонезии и Брунее - Idul Adha (или «Хари рая Хаджи», что означает День хаджа)
[5].
Торжество считается главным праздником для мусульман. Особенность его - приношение жертвы Всевышнему, что первым сделал пророк Ибрахим. Каноны ислама разрешают мусульманам, которые на данный момент не могут совершить паломничество, исполнить заключительную часть обряда везде, где бы они ни находились. Мусульмане выбирают здоровое животное, намеренно его откармливают, чтобы принести в жертву. Это может быть баран, корова, бык или верблюд. Жертва должна быть не младше года. Овца или коза приносятся в жертву за одного человека, бык, корова или верблюд - за семь. Баранам, быкам или коровам, которых приносят в жертву, обычно около двух лет, а верблюду не меньше пяти. По традиции жертву можно принести не только за живых людей, но и за усопших.
Примечательно, что праздник Курбан-Байрам в Турции - это и семейный праздник, призывающий посещать в течение трех дней родственников. Празднование турки начинают и завершают посещением дома самого старшего в семье. В процессе поздравления принято целовать руки старшим.
Во всем мире к этому празднику неоднозначное отношение из-за массового забоя животных. В Турции споры вокруг этой проблемы не утихают. Так, в этой стране муниципалитеты и различные благотворительные организации собирают деньги от верующих в обмен на пакет мяса, доставленного с современной бойни, для голодающих регионов Африки или Азии. Ихсан Элиачик (^ал ЕНа^к), популярный в Турции богослов, известный своим толкованием Корана, утверждает, что религиозный текст на самом деле не рассматривает ритуальный убой скота как обязанность всех мусульман. «Когда мы смотрим на коранические аяты про убой животного, мы видим, что все они связаны с паломничеством, - говорит он. - В прежние времена арабы использовали (для жертвоприношения. - Д.Г.) Каабу в Мекке - сейчас самое священное место в исламе...Но позже исламские ученые посчитали, что не только паломники, но и все мусульмане должны делать жертвоприношения во время паломничества.» [4].
Популярный исламский мыслитель Хусейн Хатеми (Hйseyin На1еш^ думает аналогично: «Во времена Пророка был произведен убой животных для голодных паломников, которые путешествовали в течение дня, чтобы добраться до Каабы, а сегодня мусульманам в действительности не нужен этот "мясной фестиваль"». Такие реформистские взгляды пользуются большой популярностью у журналистов, которые апеллируют к более прогрессивной части турецкого общества [4].
10. Ат-Ташрик (5 октября) - продолжение праздника жертвоприношения Курбан-Байрам. Торжество приходится на 11-13-е числа Зульхиджа. Данный месяц называют благословенным. В этот период мусульмане отправляются в Мекку. Любопытно, что в Турции в эти дни предлагаются особые туры для празднования Курбан-Байрама, а банки, госучреждения, сервисные центры, не связанные с туризмом и рекреацией, могут не работать.
11. Рас-ас-Сана («День хиджры», «Новый год» по хиджре, 25 октября) приходится на месяц Мухаррам. Это аскетичный праздник. Считается, что весь Мухаррам - это время покаяния и поклонения Аллаху. Он стоит в ряду четырех месяцев, когда люди не имеют права конфликтовать, например воевать. Информация о нем имеется в Коране и Сунне. Считается, что как человек проведет этот месяц, так и будет складываться его судьба в течение года. Первый день Мухаррама проводят в молитве.
12. Ночь хиджры (20 декабря) - это период, когда по легенде Мухаммад переселился в Медину вместе с Абу Бакром. Позже
старейшины города пригласили Пророка править их землей. Спустя какое-то время Йасриб стали называть Мадинат ан-наби, а затем сократили до Медины. Время переселения мусульман в Медину для них стало началом новой эры. Этот праздник отмечается чтением Корана и молитвами в мечетях.
13. День Ашура, или Шахсей-Вахсей (27 декабря). Мусульмане-шииты называют его днем скорби. Праздник приходится на десятый день Мухаррама. В этот день погиб имам Хусейн - внук Пророка Мухаммада. Вспоминая о нем, мусульмане-ортодоксы, нанося себе увечья, напоминают себе о тех страданиях, которые перенес имам. Этот день широко отмечают иранцы, азербайджанцы, афганцы, частично таджики и пакистанцы. Празднуют его и в других странах. В этот день приветствуется пост.
День Ашура наступает на 10-ю ночь священного лунного месяца хиджры Мухаррам аль-Харам. Для людей Сунны это день, когда Адам раскаялся в своем грехе, родился пророк Ибрагим, Иона появился из чрева кита, а Ной воздвиг свою арку в пустыне, Аллах наградил десять пророков десятью милостями. По этому случаю не возбраняется облить водой приятелей или прохожих. Для алевитов это скорбная годовщина, так как в Ашуре внук Пророка Мухаммада Хусейн, один из 12 святых имамов, особо почитаемых в шиизме, был разорван на куски в битве при Кербеле.
Шииты-илахи не признают Рамазана, но в память об убийстве великомученика они постятся 12 суток, начиная с Ашуре Гюню. Это также предполагаемая дата Страшного суда. В честь праздника полагается готовить сладкий пудинг, состоящий из злаков, изюма и орехов, который также называется «Ашура». Этот праздник не является официальным торжеством в Турции, но широко отмечается проживающими там суннитами и шиитами-алевитами.
В России Шахсей-Вахсей отмечают только в Дербенте, где компактно проживает шиитская община. Считается, что в этом эмоциональном обряде самобичевания могут участвовать только глубоко верующие мусульмане. В этот день несколько пожилых распорядителей в папахах следят за очередностью и правильностью исполнения обряда, заранее оттачивая кинжалы. Под крики «Шахсей-Вахсей!» старейшины (или сами участники) наносят несколько ударов по голове тупой стороной кинжала, а затем делают надрез. Дети, имитируя ритуал, также стегают себя металлическими плетками. В 3-4 часа ночи все собравшиеся отправляются к морю. По темным улочкам магала процессия движется к берегу, где шииты бросают в море записки со своими пожеланиями. Счи-
тается, что последний имам Мехди скрылся в море, и потому шииты ожидают его пришествия именно со стороны моря.
К утру, еще до рассвета, все жители магалов вновь собираются во дворе мечети, где подростки и женщины раздают собравшимся садака - печенье или конфеты. Кульминацией праздника считается раннее утро: в 6 часов утра были убиты Хусейн, его двоюродный брат Аббас и их сторонники. Голос чтеца дрожит, напоминая плач. Собравшиеся люди скорбят вместе с ним. В час смерти Хусейна в мечети появляются мрачные мужчины с зелеными повязками на головах - сеиды. Они выносят портрет Али и выпускают голубей. Этот ритуал символизирует момент, когда Хусейн перед смертью послал голубя-вестника своему брату.
С этого дня во всех домах магальской части Дербента начинается 40-дневный траур по погибшим у Кербелы. Женщины, которые дали соответствующий обет, надевают черные платья. Шииты не справляют в этот период свадеб, не проводят праздников, и даже Навруз (Новый год), если он приходится на один из траурных дней, не отмечают. Жители Магала не смотрят в это время развлекательных передач по телевизору, зато во многих домах, где есть спутниковое телевидение, а в Дагестане это не редкость, смотрят, как Ашуру празднуют в самой Кербеле [10].
14. Джума («пятница») - каждая пятница. Мусульмане считают этот день праздничным, подобно воскресенью у христиан или субботе у иудеев. В некоторых мусульманских странах в пятницу никто не работает. В этот день людям запрещается грешить. Ведь в этот праздник наказание за проступки значительно ужесточается, а поощрение за добродетель увеличивается. Мужчины совершают коллективный джума-намаз.
В целом можно отметить, что мусульманские религиозные праздники отмечаются в основном в семейном кругу и мечетях. Тем не менее некоторые из этих праздников в мусульманских странах являются официально нерабочими днями, в том числе и те дни, приходящиеся на так называемые «коранические праздники» (см. табл. 1).
Из таблицы видно, что семь из 14 дней являются официально выходными днями, несмотря на то что в Коране признаются только два праздника: Ураза-Байрам и Курбан-Байрам.
Рабочие и нерабочие дни исламского религиозного календаря в мусульманских странах
1* 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Азербайджан р р р р р р р н н н р р р р
Бангладеш н р р р р р н н н р н р р н
Босния и Герцеговина р р р р р р р н н р р р р р
Иордания н р р н р р р н н р н р р н
Иран н р р н р р р н н р н р н н
Ирак н р р р р р р н н р н р р н
Катар р р р р р р р н н р н р р н
Ливан н р р р р р р н н р н р н р
ОАЭ н р р н р р р н н р н р н н
Пакистан н р р р р Р р н н р н р н н
Саудовская Аравия н р р н р Р р н н р н р р н
Танзания н р р н р Р р н н р н р р р
Тунис н р р н р Р р н н р н р р р
Турция н р р н р Р р н н р н р р р
* Каждая из цифр соответствует цифре вышеприведенного праздника. Например: 1 - Маулид ан-Наби (12-13 января)... 14 - Джума («пятница»).
В этом свете особенно любопытными представляются исследования, проведенные группой из ООН еще в 2008 г., степени религиозности населения некоторых мусульманских стран мира. Погрешность в ходе округления результатов опросов не превышала 4%. Опросы проводились с марта по апрель 2008 г. и охватили в среднем 900 респондентов. Мы отразим лишь отдельные, значимые в контексте статьи выдержки (см. табл. 2) [7].
Результаты опросов о степени религиозности населения некоторых мусульманских государств
Как часто (если вообще) вы молитесь?
Крайне редко Только во время религиозных праздников Только по пятницам Только по пятницам и в дни религиозных праздников Больше, семь раз в неделю Каждый день
Турция 20 5 10 9 12 8
Египет 4 2 6 2 9 17
Иордания 4 2 3 3 6 10
Ливан 24 7 3 2 3 13
Индонезия 0 1 1 1 2 15
Пакистан 5 1 9 4 9 26
Насколько важна религия в вашей жизни?
Очень Довольно Не так уж Не важна Отказано
важна важна важна в ответе
Турция 84 10 2 2 1
Египет 72 25 1 1 0
Иордания 79 20 0 0 0
Ливан 48 31 16 5 1
Индонезия 95 4 1 0 0
Пакистан 95 3 1 0 0
Из таблицы видно, что обязательные пятикратные молитвы во многих странах не совершаются, хотя, по признанию респондентов, религия рассматривается ими в качестве важной части жизни. Однако это не всегда находит отображение в отмечаемых праздниках. Если обратить внимание на официальные праздники в некоторых мусульманских странах, то можно обнаружить совершенно разное соотношение их с мусульманским календарем (см. табл. 3).
Таблица 3
Количество наиболее значимых светских праздников, официально празднуемых в мусульманских странах
Светские праздники
Турция 1 января - Новый год; 23 апреля - День детей; 1 мая - Праздник труда; 19 мая -День молодежи и спорта; 29 мая - День взятия Стамбула; 30 августа - День победы в Турции; 29 октября -День республики
Египет 1 января - Новый год; 22 февраля - Фестиваль Солнца в Абу-Симбеле в Египте; 21 марта - День матери; 21 апреля - Жам эн-Нессим в Египте («Аромат западного ветра»); 25 апреля - День освобождения Синая в Египте; 1 мая - Праздник труда (День труда); 23 июля - Годовщина революции 1952 г. в Египте; 6 октября - День армии Египта; 23 декабря - Освобождение египетской армией Порт-Саида
Иордания 1 января - христианский Новый год; 15 января - День дерева; 22 марта - День Лиги арабских государств; 25 марта - День независимости; 1 мая - День труда; 9 июня - День восхождения на трон короля Абдаллы II; 14 июня - День армии; 25 декабря -католическое Рождество
Ливия 1 января - Новый год; 9 февраля - Праздник святого Маруна (День Мара Маруна); 18 апреля - День Кана; апрель-май -Страстная пятница и Пасхальный понедельник; 1 мая - День труда; 6 мая - День мучеников; 25 мая - День освобождения юга; август - Успение; ноябрь - День всех святых; 22 ноября -День независимости; 25 декабря - Рождество.
Индонезия 1 января - Новый год; 21 апреля - День Картини; 17 августа -День провозглашения независимости; 1 октября - День защиты (Панча шила). 5 октября - День Вооруженных сил; 28 октября -День клятвы молодежи; 10 ноября - День героев; 25 декабря -Рождество
Пакистан 23 марта - День Пакистана. 14 августа - День независимости; 9 ноября - День памяти Оллама Мухаммеда Икбала; 25 декабря -День рождения Каид и-Азама (Мухаммеда Али Джинна)
Если сравнить первую и третью таблицы, то очевидно, что официальные праздники в указанных странах преимущественно светские, в них преобладают международные и национальные памятные даты, например День труда, День независимости и т.д.
Таким образом, в мусульманском религиозном календаре есть памятные даты, которые празднуются как массовые зрелищные события, способные привлечь туристов.
Незначительное количество этих памятных дат может вполне компенсироваться продолжительностью и аттрактивностью самого праздника, растягивающегося, как правило, на несколько дней. Примечательно, что эти праздничные события не требуют дополнительной инфраструктуры, достаточно лишь усиления эмоционального фона праздника с помощью театрализации мифологических событий, что придает праздникам помимо духовной и экономическую востребованность.
Литература
1. Burundi celebrates Muslim holiday. Сайт BBC News [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://news.bbc.co.Uk/2/hi/africa/4402974.stm
2. Eman Bakr the Night of Power; Laylat Al-Qadr and the Significance of this most precious night in Islam [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://translate. yandex.net/trurl/auto-ru-en.ru/muslim-academy.com/the-night-of-power-laylat-al-qadr-and-thesignificance-of-this-most-precious-night-in-islam/
3. In the Shade of Laylat al-Qadr: Seven Points http://www.kalamullah.com/laylat-alqadr.html
4. Kurban Bayram conundrum in Turkey: To slaughter or not to slaughter? / Hurriyet Daily News [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://translate.yandex.net/tr-url/enru.ru/www.hurriyetdailynews.com/default.aspx?pageid=438&n=to-slaughter-or-not-toslaughter-2010-11-15
5. Kurban Bayram in Ingilizce Hali / Konu^arakIngilizce Ogren [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ingilizcekulubu.com/ index.php?option=com_ content&task=view&id=610
6. Mawlid sweets are an Egyptian tradition //http://alshorfa.com/en_GB/articles/ meii/features/2013/01/22/feature-02
7. Unfavorable Views of Jews and Muslims on the Increase in Europe / The Pew Global Project Attitudes [Электронный ресурс]. Режим доступа - открытый: http://www.pewglobal.org/files/pdf/262.pdf (Дата обращения: 12.02.2014.)
8. Би-би-си (Британская радиовещательная корпорация) // www.bbc.co.uk/relig-ion/religions/islam/holydays/lailatalqadr.shtm
9. Мавлид ан-Наби: по странам и континентам // Ас-Салам [электронный ресурс] Режим доступа: http://www.assalam.ru/content/story/3044
10. Солоненко М. Шахсей-Вахсей в Дербенте [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://old.eu.spb.ru/newsletter/April2007/phenomenon1.htm
«Исламоведение», Махачкала, 2014 г., № 2, с. 52-61.