УДК 297 (09)
Р. И. Маликов
РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАЗДНИКИ ТАТАР-МУСУЛЬМАН КАЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в.
Данная статья посвящена религиозным праздникам татар-мусульман Казанской губернии в конце XIX - начале XX в.
This article is devoted to the Moslem Tatars' religious holidays of Kazan province in the late XIX - early XX c.
Ключевые слова: Праздники Джумга, Новый год (по лунному календарю), День Гашура, Мавлид, Ночь Рагаиба, Исра и Миградж, Ночь Бараата, месяц Рамазан, Ураза-байрам, месяц Шавваль, Курбан-байрам.
Keywords: holidays: Jomga, New Year, Day of Gashura, Mavlid, Night of Ragaib, Isra and Migraj, Night of Baraat, month of Ramazan, Uraza bayram, month of Shawal, Kurban bayram.
Традиционная система обычаев, обрядов и праздников татар является ярким свидетельством точности определения исследователей о том, что ислам для татар - это образ жизни. Она включала в себя как повседневные нормы поведения, так и оформление наиболее значимых моментов в жизни человека (рождение, вступление в брак, смерть и т. д.), в целом всю праздничную культуру народа. В связи с этим особо хочется подчеркнуть порядок проведения татарами самих религиозных праздников [1].
Еженедельным праздничным днем являлась джумга - пятница, участие в котором для мусульманина обязательно (фард) [2]. В Коране об этом говорится «О вы, которые уверовали! Когда возглашают азан на пятничную молитву, то устремляйтесь поминать Аллаха усердно, оставив торговлю. Ведь то, что велено вам лучше для вас, если вы знаете. А когда будет завершена молитва, то расходитесь по земле, и ищите милости Аллаха, поминайте Аллаха часто, - чтобы были спасены» (Коран: «Собрание», 9-10) [3]. Те из мусульман, кто по каким-либо причинам не смог прийти на джумгу, совершали обычную дневную молитву. Участие в джумге не обязательно было для путников, детей, женщин и больных [4]. Традиционно у татар на пятничный намаз в мечеть приходило все взрослое население поселения. Этот день был не рабочим, выходным днем. Пятничную проповедь (хутбу) имам проводил на разные жизненноважные темы, сопровождая чтением аятов Корана и хадисов с их истолкованием [5].
© Маликов Р. И., 2011
В книгах мусульманских богословов хутба рассматривается в качестве богослужения, с одной стороны, и как наставление народа - с другой. Для примера можно привести выдержки хутбы одной Казанской муллы, записанные К. Ф. Фуксом: «Я вам завещаю, служители Божьи, так и самому себе, быть богобоязливыми, ибо Бог с любящим Его и боящимся Его всегда прибывает. Кто ищет Бога, от того Милосердный не отвращается; для жаждущего наставлений достаточно Корана.
Я прибываю к Богу и отвращаюсь от проклятого сатаны. Каждый человек вкусит смерть, Мы вас искушали, говорит Господь в добре и зле, и вы к нам непременно обратитесь. Кто желает видеть примера разрушения мира, тот пусть взглянет на могилы. Если недоволен сего, сама смерть может убедить в этом.
Да благословит Бог нас и вас своим великим Алкораном. Да воспользуемся его премудрыми изречениями; и я прошу прощения у милосердного Бога за себя, за вас и за всех правоверных мусульман. Бог милосерд, Всемилостив, Всещедр, Всемогущ и Преправеден!» [6].
Религиозное собрание в мечети выполняло важную социальную и коммуникативную функции: здесь правоверные получали религиозные наставления, обменивались новостями, решали насущные проблемы этноконфессиональной общины, ознакомливались с различными постановлениями правительства, местной администрации, здесь происходило общение муллы с прихожанами, которое затем продолжалось во время исполнения духовных «треб» в домашних условиях [7].
Кроме еженедельного пятничного богослужения были религиозные праздничные месяцы, дни и ночи в году, которые татары должным образом праздновали. Важнейшие из них следующие:
1. Новый год по мусульманскому календарю (Хиджра). Отмечался в 1-й день месяца Мухар-рам. По истории ислама, именно в этот день в 622 г. происходит переселение пророка Мухам-мада из Мекки в Медину, и с этой даты идет мусульманское летоисчисление, основанное на лунном календаре. Год по нему состоит из 354 дней (в високосном году в последний месяц добавляют 1 день) и 12 месяцев: мухаррам, са-фар, раби-аль-авваль, раби-ас-сани, джумада-лъ--авваль, джумада-с-сани, раджаб, шаабан, рамадан, шавваль, зу-лъ-каада, зу-ль-хиджа. 1 мухар-рама 1 год хиджры соответствует пятнице 18 июля 622 г. христианского летоисчисления. В лунном месяце 29,5 суток; для удобства отсчета принято считать, что в четных месяцах 29 суток, а в нечетных - 30. В лунном календаре 354 дня (355 в високосном году), а в солнечном - 365 (366), разница между ними каждые 33 года увеличивается на 1 год [8].
Татары со времен принятия ислама своей повседневной жизни использовали этот хиджри календарь. Но в конце XIX - начале XX в. постепенно больше начали использовать грегорианский календарь, а хиджри календарь применялся при исчислении времени религиозной жизни.
2. «Гашура кене» (День Гашура), или десятый день Мухаррама, первого месяца в году. В этот день Адам и Ева встретились друг с другом после своего изгнания из рая; в этот же день пророк Ной покинул ковчег, родился пророк Ибра-хим, вознеслись на небо пророки Идрис и Гыйса, спасся Муса и его народ от Фараона и др. На этот день приходятся сотворение Всевышним Небес, Земли, Гарша, Курса, ангелов, первого человека - Адама и в этот день наступит Конец света. Поэтому он является одним из высокочтимых дней, священных для мусульман. В этот день раздавали милостыню, радовали детей и близких, читали Коран, совершали другие богоугодные дела. Пророк Мухаммад и его сподвижники в этот день держали пост, считая его благословенным [9].
3. «Мавлид» (араб. маулиду ан-наби - рождение пророка) - праздник по случаю рождения пророка Мухаммада, отмечаемый 12 числа месяца Рабигуль-аввал [10]. На Мавлиде традиционно в мечетях устраивали богослужения и торжественные процессии, читали Коран, произносили проповеди о рождении пророка Мухаммеда, его жизни и пророческой миссии, говорили зикр, салаваты, пели мунаджаты (религиозные песни), раздавали милостыню [11]. У татар было широко распространено в течение месяца проведение Мавлид меджлисы на дому с приглашением муллы или абыстая, друзей и родственников. «День смерти пророка Мухаммада» приходится также на 12-е число месяца Рабигуль-аввал и отмечается вместе с Мавлидом [12].
4. «Рагаиб кичэсе» - Ночь Рагаиба. Одна из почитаемых мусульманами ночей, отмечаемая в первую пятницу месяца раджаб. Именно в эту ночь произошло бракосочетание родителей Пророка Мухаммада Габдуллы и Амины. В эту ночь принято было держать пост (накануне Рагаиба днем), раскаиваться перед Аллахом за совершенные грехи, возносить многократные молитвы, проводить время в дополнительных богослужениях [13].
5. «Мигаж кичэсе», или ночное путешествие и вознесение Мухаммада на небо (Исра и Миг-радж). Отмечали с 26 на 27 месяца Раджаб. Считается, что в эту ночь пророку Мухаммаду явился ангел Джибриил. Они вместе сели верхом на животное по имени Бурак и из мекканской мечети были перенесены в Иерусалим. Прибыв на место древнего храма Сулеймана (Соломона), Мухаммад стал предстоятелем (имамом) на мо-
литве, в которой приняли участие древние пророки. Затем от иерусалимского храма Мухаммад вознесся на небеса. На 1-м небе он увидел Адама, на 2-м - Йахью и Ису, на 3-м - Иусуфа, на 4-м - Идриса, на 5-м - Харуна, на 6-м - Мусу, на 7-м - Ибрахима; они приветствовали его и признали его пророчество. После этого Джиб-риил вознес Мухаммада к самому Аллаху. Здесь Аллах передал ему 3 вещи: 1) окончание 2-й суры Корана «аль-Бакара»; 2) благую весть о том, что все мусульмане, которые почитают Единого Бога и не приобщают к Нему равных, войдут в Рай; 3) повеление всем мусульманам совершать обязательные ежедневные молитвы, количество которых, по многократным просьбам Пророка, было сокращено с 50 до 5.
Во время Миграджа Пророку были показаны Рай и Ад. Он видел ужасные сцены мучений грешников в Аду и неповторимые по красоте райские сады, где будут жить праведники. Все события Исра и Миграджа произошли за одну ночь. Пророк был в ясном сознании, находясь в своем теле реально, а не во сне. Об этом путишествии Пророка повествуется в 17-й суре Корана «аль-Ис-ра» («Ночной перенос») и многочисленных ха-дисах [14]. Миградж является одним из самых великих чудес Пророка Мухаммада, совершенных по воле Аллаха. По этому случаю у татар в этот день было принято соблюдать пост, в мечетях об этих событиях произносить проповеди, после ночной молитвы совершать дополнительные молитвы [15].
6. «Бараат кичэсе» - Ночь Бараата. Отмечался с 14-го на 15-е месяца Шагбана. Бараат означает «полное отделение». По преданию, в эту ночь определяется счастье, благополучие людей на весь год и кто именно из людей должен расстаться с жизнью [16]. Поэтому эта ночь у мусульман считается одной из священных. Её желательно было провести без сна в молитвах, поминая Всевышнего [17]. В некоторых местностях в ночь Бараат читали три раза суру «Ясин»: первый раз (с намерением) для продления жизни, второй раз - для сбережения от бед и несчастий и третий - для расширения благ.
7. «Ураза ае» - месяц поста в месяце Рамадан. Пост является одним из пяти столпов Ислама. Об этом в Коране говорится: «О те, кто уверовал! Предписан вам пост, как был он предписан жившим до вас, - быть может, вы станете богобоязненными» (Коран: «Корова», 183) [18]. В этом месяце мусульмане от рассвета до заката солнца должны были соблюдать пост, который подразумевает под собой отказ от питья и пищи в светлое время суток, половой близости, воздержание от плохих поступков и борьбу с собственными недостатками. Приветствовались совершение благих дел и поступков, помощь нуж-
дающимся. Именно в этом месяце читается особая молитва - таравих, которая совершалось после ночной молитвы. Также в течение месяца раздавалась особая милостыня, именуемая Фит-ра садакасы (это обязательное пожертвование нуждающимся в месяце Рамазан, величина которого составляет 1,75 кг пшеницы, или стоимость такого количества пшеницы в денежном эквиваленте, подаваемая в качестве средства очищения человека, соблюдавшего пост, от (греха) пустословия и сквернословия, а также в качестве угощения для неимущих).
Татары месяц Рамадан всегда отмечали особым торжеством и одухотворенностью. Вот как описывали современники его празднование: «В это время в татарских деревнях царит необыкновенное оживление. Наголодавшись и измучившись жаждою в течение долгого дня, татары тотчас после вечернего намаза садятся всей семьей за стол и утоляют свой разгулявшийся аппетит, затем подается самовар, за которым и проводят чуть ли не целую ночь, собираясь целыми компаниями. Тут поют песни, раздаются бесконечные рассказы и смех. Во всех избах горят огоньки, везде царит ночное оживление, не свойственное деревням, населенным жителями других национальностей. А тем временем в мечетях до поздней ночи молятся, особенно усердные и богомольные старики; в освещенные окна видны силуэты клонящихся степенных фигур... » [19].
Особо торжественно отмечался первый вечер месяца Рамадан. Этот радостный вечер мусульмане старались проводить в богослужении и в молебнах. С этого вечера до конца месяца после ночной молитвы совершалось специальная молитва таравих намаз. Вечер с 16 на 17 Рамазана также отмечался: «Коръэн ину кичэсе» - вечер начала ниспослания священного Корана [20]. 21 день Рамадана отмечали «Фэтех Мэккэ кене» - день взятия Мекки. В этот день пророк Мухаммад с 12 тысячным войском занял Мекку у неверных и очистил Каабу от идолов. С 26 по 27 Рамадана отмечали «Кадер кичэсе» - Ночь Могущества. В исламе «Кадер киче» является очень благодатной ночью - вознаграждение за проведение её в богопоклонении равняется проведению в молитве тысячи месяцев. Как говорится в Коране, «ночь могущества лучше тысячи месяцев. Нисходят ангелы и дух в нее с дозволения Господа их для великих повелений. Она - мир до восхода зари!» (Коран: «Могущество», 3-5) [21]. Поэтому именно в эту ночь татары-мусульмане стремились провести без сна - совершая разные виды богопок-лонения. Верующие мужчины пребывали в эту ночь в мечетях - совершая итикяф (это уединение в мечети для поклонения Аллаху с соблюдением определенных намерений и условий, обычно совершаемое в последнюю декаду месяца Ра-
мадан), а женщины собирались в доме муллы, у абыстая. Довольно интересно это описывает К. Ф. Фукс: «Целую ночь с 26-го на 27-й день поста, называемую ими Алкадир, или торжественною ночью, мечети были наполненными молящимся. Ни малолетние, ни взрослые не должны спать всю ночь. Те, кои не ходили в мечеть, пили в домах чай с своими знакомыми, для прогнания сна» [22].
8. «Ураза гаете» («Ураза бэйрэм» «Гае-дел-фитр») - Праздник поста или розговенья после великого поста в течение месяца Рамадана. Проводился 1-го числа месяца Шавваля. Форма проведения этого религиозного праздника у татар-мусульман повсеместно была одинаковой. Она начиналась утром в мечети, в котором принимало участие все мужское население, в том числе и дети. Включала в себя проведение коллективной утренней молитвы - иртэнге намаз (утренний намаз), чтение Корана, произнесение праздничной проповеди, совершение специальной праздничной молитвы - гает намазы, произношение хутбы и тэкбира (формулу возвеличивания Аллаха), совершение зикра и молебна (дога кылу). Если позволяли погодные условия, такие богослужения нередко проводили под открытым небом, как правило, недалеко от кладбищ; в непогоду - в мечетях. Затем шли на кладбище, где каждый читал Коран и совершал молебен для умерших своих близких. К. Ф. Фукс отмечает проведение Гаеда мусульманами Казани: «...все татары, старики и молодые, числом более 6000 человек собрались неподалеку от Новотатарской Слободы, и тут под открытым небом отправляли свое богослужение. Вид такого множества людей, в величайшем порядке расположенных, частых поклонах и падении вниз, во время молитвы, был весьма поразителен, и без сомнения, сильно должен действовать на зрителя. Потом все пошли на кладбище, где были прочитаны некоторые главы из Алкорана. Сим кончился Рамазан и каждый возвращался домой к обеду» [23].
Тем временем женщины дома готовили праздничное угощение и ждали своих мужчин. Праздник у татар длился 3 дня (в шариате указывается только один день) [24], в котором каждый старался с поздравлением обходить дома родственников, соседей и близких. Обязательным было посещение родительского дома. По мере возможности старались порадовать близких подарками, угощением, устраивали званые обеды.
9. «Шаввал ае» - месяц Шавваля - 10-й месяц мусульманского лунного календаря. В этом месяце 1-го числа Шавваля татары-мусульмане отмечали праздник Ураза гаете, после истечении 3 праздничных дней соблюдали еще дополнительный 6-дневный пост. По вероучению, пост на протяжении рамадана и 6 дней месяц Шавва-
ля приравнивается к держанию целого года поста [25].
10. «Корбан гаете» («Курбан-байрам») -Праздник жертвоприношения, проводился 10-го числа месяца Зуль-Хиджжа. Так же как в Ураза гает, читалась праздничная утренняя молитва. Корбан гаете длился 3 дня, в течение которых благосостоятельные мусульмане совершали жертвоприношение - Корбан чалу - по четко разработанным в исламе правилам. Из мяса жертвенного животного устраивали званые обеды, старались угостить как можно больше людей, раздавали бедным и нуждающимся. Исследователи отмечали: «В праздничные дни татары оставляют стол накрытым целый день, обыкновенно два-три дня подряд. Всякий входящий, кто бы он ни был, имеет право угощаться сколько ему угодно. Обычай "куначества" - кунак иту - во время этих праздников развертывается во всей своей широте» [26].
Празднуемое 3 дня Корбан гаете называлось еще «Тэшрикъ кеннэре» - дни Ташрик, 11, 12, 13-е дни месяца зульхиджа. В эти дни, начиная с утреннего намаза дня Ташрик до последнего намаза третьего дня Ташрик, мусульмане после коллективных намазов читали такбир (возвели-чевание Аллаха) под названием такбир Ташрик.
Кроме религиозных праздников у татар-мусульман проведение национальных праздников, жизненных событий сопровождалось религиозной окраской, не выходя за рамки ислама. Например, Сабантуй, Джиен, Науруз, Каз омэсе и др. К ним добавлялись такие общественные обряды, как обряд начала посева, обряд вызова дождя, обряд благодарения и др. Таким образом, быт татар-мусульман сопровождался ежедневными молитвами, повседневными заботами, чередуясь с праздниками, придавая повседневной жизни своеобразный ритм и порядок [27].
Примечания
1. Уразманова Р. К. Народные праздники // Этнография татарского народа. Казань: Магариф, 2004. С. 140.
2. Ислам на Европейском Востоке: энциклопедический словарь. Казань: Магариф, 2004. С. 82.
3. Коран / пер. с араб. И. Ю. Крачковского. М.: Современник, 1990. С. 440.
4. Сейфеддин Языджы. Основа исламских знаний (вероучение, поклонение, нравственность) / пер. с турецкого. М.: ООО «Изд. группа "Сад"», 2008. С. 180.
5. Загидуллин И. К. Исламские институты в Российской империи: Мечети в европейской части России и Сибири. Казань: Татар. кн. изд-во, 2007. С. 146.
6. Фукс К. Ф. Казанские татары в статическом и этнографическом отношениях. Казань, 1844; Репринт. Фонд ТЯК. Казань, 1991. С. 104.
7. Загидуллин И. К. Указ. соч. С. 202.
8. Али-заде А. Исламский энциклопедический словарь. М.: ИД Ансар, 2007. С. 356
9. Максуди Эхмэдьади. Гыйбадете исламия. Казан: Матбугат йорты, 2004. С. 111.
10. Ислам на Европейском Востоке... С. 193.
11. Ацамба Ф. М., Кириллина С. А. Исламские праздники // Энциклопедия религий / под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красникова, Е. С. Элбакян. М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2008. С. 556.
12. Фазыл Ахмад. Ахкам Ислам. Уфа, медресе им. М. Солтанова. Казань: Дом печати, 2002. С. 153.
13. Максуди Эхмэдьади. Указ. соч. С. 111; Али-за-де А. Указ. соч. С. 356.
14. Али-заде А. Указ. соч. С. 164.
15. Фазыл Ахмад. Указ. соч. С. 154.
16. Максуди Эхмэдьади. Указ. соч. С. 120.
17. Сейфеддин Языджы. Указ. соч. С. 266.
18. Коран / пер. с арабского и коммент. М.-Н. О. Ос-манова. СПб.: Диля, 2010. С. 31.
19. Загидуллин И. К. Указ. соч. С. 211; Штейн-фельд Н. П. Малмыжские татары, их быт и современное положение // Календарь и памятная книжка Вятской губернии за 1894 год. Вятка, 1893. С. 171.
20. Фазыл Ахмад. Указ. соч. С. 153.
21. Коран / пер. с араб. акад. И. Ю. Крачковско-го. С. 486.
22. Фукс К. Ф. Указ. соч. С. 105.
23. Там же. С. 107-108.
24. Ислам на Европейском Востоке. С. 328.
25. Али-заде А. Указ. соч. С. 363.
26. Уразманова Р. К. Праздники // Татары. М.: Наука, 2001. С. 336; Фазыл Ахмад. Указ. соч. С. 155-156.
27. Кобзев А. В. Исламская община Симбирской губернии во второй половине XIX - начале XX вв. Н. Новгород: Медина, 2007. С. 140.