НАУЧНАЯ СМЕНА
m m m m m mm m m m m m m m m m mm mm m m m m m mm m m m mmmm
Башкортостан: 1917-1919 гг.
А.Ш. Ярмуллин УДК 28+355/359+94 (470.57)
РОЛЬ РЕЛИГИИ В БАШКИРСКИХ ЧАСТЯХ БЕЛОЙ И КРАСНОЙ АРМИЙ
Аннотация
Статья посвящена роли исламской религии в башкирских частях Белой и Красной армий в годы Гражданской войны. Башкирские войсковые части, созданные в антибольшевистском лагере летом 1918 г., усилиями руководства Башкирской автономии к осени того же года приобрели вид мусульманского войска с соответствующей символикой и атрибутами. Мусульманское духовенство в лице полковых и дивизионных мулл играли важную роль в поддержании дисциплины в башкирских войсках. После перехода башкирских войск на сторону Красной Армии исламская религия сохранила свои позиции. Командование РККА не особо вмешивалось во внутренний распорядок и уклад башкирских частей. Некоторые бывшие полковые муллы получили должность военно-политического комиссара, в красноармейских клубах отмечались мусульманские праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам. В эти дни Башкирский военный комиссариат отменял занятия для праздничной молитвы, солдатам выдавали двойной паек. В 1919 г. в период решающих боев Гражданской войны руководство большевиков стремилось использовать весь военный потенциал молодой Башкирской Советской Республики, поэтому лояльно относилось к присутствию религии в башкирских войсках РККА, хотя это противоречило большевистской идеологии.
Ключевые слова: ислам, башкирские части Красной Армии, Гражданская война, мусульманская символика, исламские праздники, полковые муллы, Башкирский военный комиссариат
Azat Sh. Yarmullin
RELIGION'S ROLE IN THE BASHKIR TROOPS OF THE WHITE AND RED ARMIES
Abstract
The article is devoted to the role of the Islamic religion among the Bashkir military units of the White and Red armies during the Civil war. The Bashkir military units created in the anti-Bolshevist camp in the summer of 1918 by the efforts of the leadership of the Bashkir autonomy have acquired the form of a Muslim army, with the appropriate symbols and attributes by the autumn of the same year. The Muslim clergy represented by regimental and divisionary mullahs played an important role in maintaining discipline in the Bashkir troops. After the Bashkir troops coming over the side of the Red Army, the Islamic religion retained its position. The command of the Red Army did not interfere in the internal order and practice of the Bashkir units. Some former regimental mullahs got an office (appointment) of military and political commissars, Muslim holidays Eid al-Fitr and Eid al-Adha were celebrated in the Red Army clubs. These days the Bashkir Military Commissariat cancelled classes during the feast's prayer, soldiers were given a double food ration. In 1919, during the decisive battles of the Civil war, the Bolshevik leadership sought to use the full military potential of the young Bashkir Soviet Republic. Therefore, they saw the presence of religion in the Bashkir troops of the Red Army in a positive light, although it contradicted the Bolshevik ideology.
Ярмуллин Азат Шакирьянович, начальник отдела Национального архива Республики Башкортостан (Уфа), e-mail: [email protected]
Azat Sh. Yarmullin, Head of the Department of the National Archives of the Republic of Bashkortostan (Ufa), e-mail: [email protected]
© Ярмуллин А.Ш., 2018
86
А.Ш. Ярмуллин
Key words: Islam, Bashkir Red Army troops, Civil War, Muslim symbols, Islamic holidays, regimental mullahs, Bashkir Military Commissariat
В период Гражданской войны первоначально башкирские воинские части были созданы на стороне белой армии как вооруженные силы Башкирского правительства. К осени 1918 г. усилиями Башкирского военного совета (штаба Башкирского войска) были укомплектованы 6 стрелковых и 2 кавалерийских полка, которые составили Отдельный Башкирский корпус [1, л. 2].
Неотъемлемой частью башкирских войск являлся ислам. Они позиционировали себя не только национальным башкирским войском, но и мусульманским. Это отражалось во внутреннем содержании и внешней атрибутике. С формированием 1-го Башкирского пехотного полка 14 июня 1918 г. Башкирское правительство своим фарма-ном (приказом) установило национальные знаки отличия для полка. Военнослужащие должны были носить нарукавную нашивку в виде шестигранного щитка синего цвета. На шевроне, кроме знаков различия по чинам, номера полка «1», была установлена мусульманская символика -полумесяц и звезда [10, с. 56].
28 августа 1918 г. Башкирский военный совет разработал единую форму одежды для частей башкирских войск. Мусульманская символика стала основным знаком национального войска и использовалась в официальном делопроизводстве (в печатях войска). Башкирские части белой армии местными властями региона воспринимались как мусульманское войско. Например, за проявленную доблесть в освобождении Екатеринбурга жители города в августе 1918 г. 2-му Башкирскому пехотному полку преподнесли знамя с надписью «Доблестным освободителям - благодарный Екатеринбург». Знамя было украшено сшитой золотом мусульманской символикой -полумесяцем и звездой [11, с. 102].
Ислам являлся одним из элементов национального самосознания башкирских солдат, поэтому руководство автономии уделяло внимание не только внешней атрибутике: в августе 1918 г. приказом Башкирского военного совета в башкирских частях были введены должности полковых и дивизионных мулл [12, с. 76]. Военные муллы, кроме непосредственных обязанностей (похороны погибших солдат, организация пятничных молитв и др.), выполняли роль «политко-миссаров» Башкирского правительства. На должности полковых мулл назначались авторитетные личности. Например, полковым муллой 2-го
Башкирского пехотного полка был утвержден видный деятель национального движения, член Башкирского военного совета Нуриагзам Таги-ров. В октябре 1918 г. он стал дивизионным муллой [2, л. 36].
График занятий в башкирских войсках был выстроен с учетом времени мусульманских обрядов. В пятницу до 14.00 часов занятия в частях не проводились. В это время полковые муллы собирали солдат на пятничные молитвы [10, с. 8687]. Значимыми событиями являлись мусульманские праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам. В эти дни военнослужащие отдыхали, собирались на праздничную молитву. В сентябре 1918 г. в связи с праздником Курбан-байрам командующий Отдельным Башкирским корпусом генерал Х. Ишбулатов отправил в полки следующую телеграмму: «От души поздравляю вас с великим праздником Курбан-байрам. От чистого сердца желаю вам, воинам, отважно, не дрогнувшей рукой очистившим в боях нашу родину от врагов и, кроме того, избавить наш народ от неописуемых, связанных с войной, хлопот и неудобств для спокойного и благополучного проведения праздника. Прошу у Аллаха силы и помощи в наших святых делах по спасению от катастрофы нашей родины Башкортостана и всей Российской республики» [9, с. 464].
В дни праздника Курбай-байрам из Оренбурга на Орский фронт выдвинулся 4-й Башкирский пехотный полк. Бойцов проводили члены Башкирского военного совета, комкор Ишбулатов и имам. Вот как описывает это событие газета «Вестник правительства Башкирии»: «...На станции имамом Махмутом-эфенде было зачитано из Корана и исполнено богослужение с пожеланиями успехов воинам. Член Башкирского правительства Аллаберде Ягафаров произнес речь о значении для башкир Орского фронта. Речь он закончил словами: "Да здравствует автономный Башкортостан! Да здравствует созданная на федеративной основе Российская республика!"
Выступление генерала воины встретили возгласами "Ура!".
Было, конечно, несколько неудобно отправляться в путь завтра в праздничный день "Гаит-байрам". Несмотря на это, присягнувшие на верность родине башкирские роты двинулись в путь при высоком душевном их подъеме, говоря: "С помощью Аллаха непременно возьмем Орск"» [9, с. 465].
На следующий день 4-й Башкирский полк прибыл на станцию Сара (ныне Оренбургская область). До передовой линии нужно было пройти расстояние 25 км походным маршем. Перед тем как выступить на фронт, бойцы отпраздновали здесь Курбан-байрам.
В условиях войны религия становилась одним из факторов обеспечения дисциплины и порядка в башкирских частях. Зимой 1918 г. в связи с осложнением военно-политической обстановки Башкирское правительство возложило на военных мулл особые задачи. Благодаря им удалось оттянуть разбросанные полки в Башкирию и восстановить Башкирский корпус.
Религиозные чувства башкирских солдат белой армии использовались для поднятия боевого духа в борьбе с большевиками-атеистами. В приказе командующего Мраковской группой войск штабс-ротмистра Х. Алишева звучит призыв: «С Аллахом вперед на страдания за будущее счастье Ваше и Вашей Родины - Автономной Башкирии и свободной России» [3, л. 170].
Между тем политика А.В. Колчака, направленная на ликвидацию автономий, вынудила Башкирское правительство искать союз с советами. Большевики в отличие от Колчака занимали более гибкую позицию в национальном вопросе и сразу же признали автономию башкир. В результате Башкирское правительство и его войска перешли на сторону РСФСР.
Башкирские части влились в состав Красной Армии как особая единица. Красное командование не планировало перестраивать башкирские войска. Председатель Реввоенсовета республики Л. Троцкий 5 апреля 1919 г. издал приказ: «Установление формы Башкирской армии и внутреннего распорядка в ней, согласно своеобразности быта Башкир, поручается военному комиссару Башкирии» [4, л. 389]. Это означало, что в религиозном плане башкирские части РККА не будут испытывать ограничений.
Бывшие полковые муллы заняли должности военно-политических комиссаров. Например, бывший дивизионный мулла 1-й Башкирской пехотной дивизии Н. Тагиров был назначен комиссаром Отдельной Башкирской кавалерийской дивизии. Полковой мулла 2-го Башкирского кавполка Х. Юлдашев стал комиссаром Красного батальона при Башкирском военном комиссариате, позднее 1-го полка Башкирской кавдивизии.
Присутствие в башкирских частях Красной Армии бывших полковых мулл в лице политко-миссаров обеспечивало порядок и дисциплину. Это обстоятельсто удивляло даже председателя РВС РСФСР Л. Троцкого [7, с. 282].
Таким образом, после перехода на сторону Красной Армии в плане соблюдения религиозных обрядов ислама в рядах башкирских частей практически никаких изменений не произошло. Башкирские солдаты также отмечали мусульманские праздники. Например, Ураза-байрам башкирские части отпраздновали в июне 1919 г. в Саранске. По этому случаю военный комиссар Башкирской Советской Республики издал приказ: «По случаю мусульманского годового праздника "Рамазан-эль-Шариф" занятия во вверенном мне комиссариате и подведомственных ему учреждениях и частях не производить: с 12 часов субботы 28-го по 30-е июня включительно, за исключением лиц, указанных в § 4 приказа по комиссариату с.г. за №4». Далее в приказе говорится: «Все лица мусульманского вероисповедания, желающие быть на утреннем молебствии, должны в воскресенье 29 июня к 9-ти часам утра прибыть в Красноармейский клуб в расположение деревянных бараков». Кроме того, бойцам комендантской команды Башвоенкомата в первый день праздника был выдан двойной паек продовольствия [5, л. 84].
В целом большевистское руководство лояльно относилось к присутствию религии в национальных частях РККА, сформированных из мусульманских народов. Еще в 1918 г. была образована Центральная мусульманская военная коллегия, которой возложена задача формирования национальных частей РККА из мусульман. Она в основном занималась созданием татаро-башкирских частей РККА, для которых военной коллегией был утвержден отличительный знак -нарукавная нашивка с полумесяцем и звездой на зеленом фоне.
Мусульманский знак стал основным элементом символики и башкирских национальных частей РККА. Полумесяц и звезда присутствовали на отличительных знаках военнослужащих и знаменах башкирских войск. В 1919 г. при Башвоенкомате начали создаваться запасные воинские формирования: Башкирский запасный стрелковый полк, Отдельный Башкирский стрелковый батальон, Отдельный Башкирский кавдивизион, Отдельная Башкирская легкая батарея, Отдельный Башкирский эскадрон
щ
о и
-
с о ч
о §
ш
м
л
С^У
[НОГОм
]
[ата по военным делам Баш-г.м кг$кврской Советский Республики
\ \}(» Гор. Гтерлишами 13 нюня г>20 года.
' По случаю праздника „УРАЗА БАИРАМи предписываю всем ^>тям Войск и учреждениям выдать красноармейцам и военнослужащим в первый день этого праздника паек в двойном, а во второй день в полуторном размере.
Нам. Народною Комиссара но военным делам /киикирии ]I. Кшмурзин 1.
врид. Поенною Руководителя
(II о О т д ел у С^а б, ж в & и я)
- ' У__~_с^. V
Приказ Народного комиссариата по военным делам Башкирской Советской Республики № 303
по случаю праздника «Ураза-байрам». г. Стсрлитамак. 12 июня 1920 г. Из фонда Национального архива РБ
и др. К 1920 году их численность составляла около 15 тыс. человек. Они были подчинены Управлению запасных войск Башкирской республики.
В марте 1920 г. политико-просветительское управление Башвоенкомата обратилось в Баш-ревком (правительство БАССР) с просьбой «... рассмотреть вопрос о еженедельном дне отдыха для войсковых частей, находящихся на территории Малой Башкирии». Политпросветуправле-ние считало необходимым пятницу объявить выходным днем для башкирских частей. Оно мотивировало это тем, что «большинство гарнизона и башчастей состоят из башкир», и просило правительство «об отдаче приказа, что войсковые части и учреждения Б.С.Р. должны праздновать пятницу» [6, л. 26].
Все это делалось в целях создания условий для выполнения военнослужащими-башкирами религиозных обрядов, предписанных исламом (пятничной молитвы, обязательной для каждого мужчины-мусульманина).
Мусульманские праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам башкирские части отмечали не только на территории республики, но и на фронтах. Курбан-байрам Отдельная Башкирская кавалерийская бригада встретила на Польском фронте. «24, 25 и 26 августа Башкирская бригада праздновала свой праздник "Курбан Байрам", во время которого было получено пополнение в количестве 100 лошадей и 100 человек из Башкирии», -пишет комбриг М. Муртазин [8, с. 157].
По мере завершения Гражданской войны центральная советская власть пошла на ограничение самостоятельности военного комиссариата Башкирской Советской Республики. Если раньше Башвоенкомат напрямую подчинялся Реввоенсовету РСФСР, то декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 19 мая 1920 г. перешел в подчинение Заволжского окружного военкомата. Отпала необходимость в башкирских войсковых частях. В июне 1920 г. была расформирована Башкирская кавалерийская дивизия, осенью того же года упразднено Управление запасных войск БАССР. В 1921 г. расформировали Башкирскую кавалерийскую и стрелковую бригады.
Итак, в башкирских национальных частях белой армии и РККА в годы Гражданской войны ислам играл важную роль. В период пребывания башкирских полков в лагере антибольшевистских сил 1918-1919 гг. религия являлась одним из факторов консолидации, укрепления нацио-
нального самосознания и боевого духа башкирских солдат. После перехода на сторону Красной Армии башкирские части не испытывали ограничений религии. Большевики лояльно относились к пристуствию ислама в башкирских частях РККА. Для них приоритетом являлось использование военного потенциала молодой Башкирской Советской Республики в борьбе с врагами советской власти. После победы в Гражданской войне необходимость в башкирских частях отпала и они были расформированы.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
1. Национальный архив Республики Башкортостан (НА РБ). Ф. 1201. Оп. 2. Д. 4. Л. 2.
2. НА РБ. Ф. 9776. Оп. 2. д. 3. Л. 36.
3. НА РБ. Ф. 9776. Оп. 2. Д. 4. Л. 170.
4. НА РБ. Ф. 954. Оп. 2. Д. 9. Л.389.
5. НА РБ. Ф. 1107. Оп. 1. Д. 8. Л. 84.
6. НА РБ. Ф.1107. Оп.1. Д.10. Л.26.
7. Заки Валиди Тоган. Воспоминания. Борьба народов Туркестана и других восточных мусульман-тюрков за национальное бытие и сохранение культуры. Уфа: Башкирское издательство «Китап», 1996. 400 с.
8. Муртазин М.Л. Башкирия и башкирские войска в Гражданскую войну. М.: ИНСАН, 2007. 208 с.
9. Национально-государственное устройство Башкортостана (1917-1925). Документы и материалы: в 4 т. / авт.-сост. Б.Х. Юлдашбаев. Т. 1. Ч. 2. Уфа: Китап, 2002. 680 с.
10. Таймасов Р.С. Участие башкир в Гражданской войне. Книга 1. В лагере контрреволюции (1918 -февраль 1919 гг.). Уфа: РИЦ БашГУ 2009. 200 с.
11. Ярмуллин А.Ш. Башкирская военная символика периода Гражданской войны // Проблемы востоковедения. 2011. №4 (54). C. 99-105.
12. Ярмуллин А.Ш. Институт полковых мулл в башкирских войсках в годы Гражданской войны // Проблемы востоковедения. 2010. №3 (49). C. 76-81.
REFERENCES
1. Natsional'nyy arkhiv Respubliki Bashkortostan (NA RB). F. 1201. Op. 2. D. 4. L. 2 [The National Archives of the Republic of Bashkortostan. Fund 1201. Bordereau 2. Individual File 4. P. 2] (in Russ.).
2. NA RB. F. 9776. Op. 2. D. 3. L. 36 [The National Archives of the Republic of Bashkortostan. Fund 9776. Bordereau 2. Individual File 3. P. 36] (in Russ.).
3. NA RB. F. 9776. Op. 2. D. 4. L. 170 [The National Archives of the Republic of Bashkortostan. Fund 9776. Bordereau 2. Individual File 4. P. 170] (in Russ.).
4. NA RB. F. 954. Op. 2. D. 9. L. 389 [The National Archives of the Republic of Bashkortostan. Fund 954. Bordereau 2. Individual File 9. P. 389] (in Russ.).
5. NA RB. F. 1107. Op. 1. D. 8. L. 84 [The National Archives of the Republic of Bashkortostan. Fund 1107. Bordereau 1. Individual File 8. P. 84] (in Russ.).
6. NA RB. F. 1107. Op. 1. D. 10. L. 26 [The National Archives of the Republic of Bashkortostan. Fund 1107. Bordereau 1. Individual File 10. P. 26] (in Russ.).
7. Zaki Validi Togan. Vospominaniya. Bor 'ba na-rodov Turkestana i drugikh vostochnykh musul'man-tyur-kov za natsional'noe bytie i sokhranenie kul 'tury [Memoirs. The Struggle of Peoples of Turkestan and Other Oriental Muslim Turks for the National Existence and Cultural Preservation]. Ufa: Kitap press, 1996. 400 p. (in Russ.).
8. Murtazin, M.L. Bashkiria i bashkirskie voiska v Grazhdanskuju vojnu [Bashkiria and the Bashkir Troops during the Civil War]. Moscow: INSAN press, 2007. 208 p. (in Russ.).
9. Natsional'no-gosudarstvennoe ustroystvo Bash-kortostana (1917-1925). Dokumenty i materialy: v 4 t. [The National and State Structure of Bashkortostan (1917-1925). Documents and Data: In 4 Vol.]. Comp. by B.Kh. Yuldashbaev. Vol. 1. Part 2. Ufa: Kitap press, 2002. 680 p. (in Russ.).
10. Taymasov, R.S. Uchastie bashkir v Grazhdanskoy voyne. Kn. 1. V lagere kontrrevolyutsii (1918 - fevral' 1919 gg.) [The Bashkirs' Participation in the Civil War. Book 1. In the Counterrevolutionary Camp (1918 - February 1919)]. Ufa: Bashkir State University press, 2009. 200 p. (in Russ.).
11. Yarmullin, A.Sh. Bashkirskaya voennaya sim-volikaperioda Grazhdanskoj vojny [Bashkir Military Symbols during the Civil War]. Problemy vostokovedeniya -Problems of Oriental Studies. 2011. No. 4 (54). P. 99-105 (in Russ.).
12. Yarmullin, A.Sh. Institutpolkovykh mull v bash-kirskikh voyskakh v gody Grazhdanskoy voyny [The Institution of Regimantal Mullahs in Bashkir Troops during the Civil War]. Problemy vostokovedeniya -Problems of Oriental Studies. 2010. No. 3 (49). P. 76-81 (in Russ.).
И.И. Галиахметов УДК 94
ЗАРУБЕЖНАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ 50-60-Х ГГ. ХХ В. ОБ ОБРАЗОВАНИИ АВТОНОМНОЙ БАШКИРИИ
Аннотация
В 50-60-е гг. ХХ в. ряд зарубежных ученых в лице Ричарда Эдгара Пайпса (известный американский политолог и историк), Эдварда Хэллета Карра (английский ученый-советолог), Сергея Александровича Зенков-ского (американский советолог) и Вальтера Коларза (британский советолог) написали научные труды о национальном вопросе в СССР, затрагивая историю создания автономного Башкортостана, особо выделив конфликт Башкирского национального движения с большевиками и татарскими общественными организациями. Процесс национально-государственного устройства в Башкортостане был сложным и противоречивым. Башкирская автономия возникает на основе соглашения с федеративным Центром.
Галиахметов Ильгам Ишбулатович, аспирант кафедры истории Республики Башкортостан, археологии и этнологии Института истории и государственного управления Башкирского государственного университета (Уфа), e-mail:[email protected]
Ilgam I. Galiakhmetov, Ph.D. Student, Department of History of the Republic of Bashkortostan, Archaeology and Ethnology, Institute of History and Public Administration, Bashkir State University (Ufa), e-mail: galisab@ rambler.ru
© Галиахметов И.И., 2018
ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2018/2 (80)