Научная статья на тему '«Искусство видеть мир»: М. Пришвин о литературном труде'

«Искусство видеть мир»: М. Пришвин о литературном труде Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
462
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ ТВОРЧЕСТВА / ХУДОЖНИК / ИСКУССТВО / МИР / ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК / ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС / СОВРЕМЕННОСТЬ / ИДЕЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чамсединова Гюльнара Шугабутдиновна

Статья посвящена отражению взглядов М. Пришвина на творческий процесс в целом и раскрытию некоторых жанровых и стилистических особенностей его дневниковой прозы, характерной особенностью которой является сочетание личностно-субъективного, импрессионистического восприятия мира с чутким взглядом художника-натуралиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Искусство видеть мир»: М. Пришвин о литературном труде»

••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 3. 2016

••• DSPU JOURNAL. Vol. 10. No. 3. 2016

References

1. Abulaysova N. A. Zhivotnovodcheskaya leksika severnogo i yuzhnogo dialektov akhvakh-skogo yazyka [Livestock vocabulary of northern and southern dialects of the Akhvakh language]. Abstract. Diss. ... Ph. D. (Philology). Makhachkala, 2010. 21 p. (In Russian)

2. Klimov G. A., Khalilov M. Sh. Dictionary of the Caucasian languages: a comparison of the basic vocabulary. Moscow, Vostochnaya Literatura Publ.,, 2003. (In Russian)

3. Comrie B., Khalilov M. Sh. Dictionary of the languages and dialects of the peoples of the North Caucasus: a comparison in terms of the basic vocabulary. Leipzig / Makhachkala, Max Planck Institute of Eevolutionary Anthropology, 2010. 898 p. (In Russian)

4. Magomedova P. T., Khalidova R. Sh. Karata-Russian dictionary. Saint Petersburg, SKRIPTORI-UM Publ., 2001. 480 p. (In Russian)

5. The comparative historical vocabulary of the Dagestan languages (CHDDL) / Ed. by Prof. G. B.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Халидова Рашидат Шахрудиновна,

доктор филологических наук, профессор кафедры теории и методики обучения русскому языку и литературе филологического факультета, ДГПУ, г. Махачкала, Россия; e-mail: rashi-dr@mail.ru

Принята в печать 20.08.2016 г.

Murkelinsky. Moscow, Nauka Publ., 1971. 295 p. (In Russian)

6. Khalidova R. Sh. Avarsko-andiyskie yazy-kovye kontakty [The Avar-Andy linguistic contacts]. Makhachkala, 2006. 255 p. (In Russian)

7. Khalidova R. Sh. Actual Karata lexical fund. T Aktual'nye voprosy obshchego i kavkazskogo yazykoznaniya [Topical issues of General and Caucasian linguistics]. Makhachkala, 2010. (In Russian)

8. Khalidova R. Sh. Morphological features of the dialects of the Karata language. Andiyskie yazyki sredi yazykov narodov Dagestana [The Andy languages among the languages of the peoples of Dagestan]. Makhachkala, 2011. (In Russian)

9. Khalidova R. Sh. Tukitinskiy yazyk ili dialekt [The Tukita is a language or a dialect]. Languages of the Caucasus. Leipzig, Institute of Evolutionary Anthropology, 13-15.05. 2011. http://www.eva. mpg.de/lingua/conferens/ 2011caucasian lancu-ages/index. html (accessed: 14.05.2016)

AUTHOR INFORMATION Affiliation

Rashidat Sh. Khalidova, Doctor of Philology, professor, the chair of Theory and Methods of Teaching Russian and Literature, Philological faculty, DSPU, Makhachkala, Russia; email: rashi-dr@mail.ru

Received 20.08.2016.

Филологические науки / Philological Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 821.161 / UDC 821.161

«Искусство видеть мир»: М. Пришвин о литературном труде

©2016 Чамсединова Г. Ш.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: chamsedinova@yandex.ru

РЕЗЮМЕ. Статья посвящена отражению взглядов М. Пришвина на творческий процесс в целом и раскрытию некоторых жанровых и стилистических особенностей его дневниковой прозы, характерной особенностью которой является сочетание личностно-субъективного, импрессионистического восприятия мира с чутким взглядом художника-натуралиста.

Ключевые слова: философия творчества, художник, искусство, мир, природа и человек, литературный процесс, современность, идея.

Формат цитирования: Чамсединова Г. Ш. «Искусство видеть мир»: М. Пришвин о литературном труде // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. Т. 10. № 3. 2016. С. 104-108.

Общественные и гуманитарные науки •••

Social and Humanitarian Sciences •••

"The Art of Seeing the World": M. Prishvin on the Literary Work

©2016 Gyulnara Sh. Chamsedinova

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: chamsedinova@yandex.ru

ABSTRACT. The author of the article studies M. Prishvin's views on the creative process in general and the disclosure of certain genre and stylistic features of his diary prose, a characteristic feature of which is combination of personal, subjective, impressionistic perception of the world with an artist-naturalist's sensitive eye. Keywords: philosophy of creation, artist, art, world, nature and human, literary process, modernity, idea.

For citation: Chamsedinova G. Sh. "The Art of Seeing the World": M. Prishvin on the Literary Work. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Social and Humanitarian Sciences. Vol. 10. No. 3. 2016. Pp. 104108. (In Russian)

М. Пришвин - писатель, оригинальный мыслитель, считается современным литературоведением одним из неисследованных писателей минувшего века. Ранее не изданные дневники, превышающие в несколько раз объем его художественных произведений, раскрывают новые грани творческого дарования писателя, неизвестны до сих пор факты из самой жизни и сведения, позволяющие нам выявить отношение писателя к событиям, происходящим в стране в 20-50 гг. ХХ века.

В эпоху большевизма и тоталитаризма писателю удивительным образом удавалось быть аполитичным и оставаться самим собой. Он не пытается что-либо изменить в жизни и в самой литературе, а только хочет увидеть мир, понять и расшифровать его. Рассуждая об искушении художника слова перед злободневными проблемами современности в послереволюционные годы, писатель говорит о той ответственности, которая стоит перед ним, о том, что история может впоследствии не простить громких возгласов и неосторожного вмешательства в жизнь. «Есть вещи в государственном управлении, к которым нельзя приспособиться писателю, потому что эти вещи есть «временные меры». Приспособление писателя к современности есть требование времени, но если писатель приспособляется и к «временным мерам», то начинают протестовать даже сами администраторы» [5]. Он подкрадывался к правде жизни с осторожностью, не гремя ударами в барабан, а тихо следуя простым жизненным истинам. Через обыденное, привычное постигал сложные процессы

социальной жизни и глубину человеческой природы.

В самые трудные, противоречивые моменты своей судьбы Пришвин всегда находит ту «соломинку», которая спасает его душу, уходит в свои «этажи леса, «глаза земли», степи и поля... В книге «Календарь природы» писатель утверждает, что главной задачей для него является доподлинное, правдивое отражение жизни независимо от познающего субъекта: «Мир существует и без человека. Больше всех это должен знать художник, и непременное условие его творчества забываться так, чтобы верилось в существование вещей живых и мертвых без себя» [7. С. 109]. «Мудрость человека, - отмечает писатель, -состоит в искусстве пользоваться одной маленькой паузой жизни, на какое-то мгновение надо уметь представить, что и без тебя идет та же самая жизнь. После того, взглянув в такую-то жизнь без себя, надо вернуться к себе и, затаив паузу, делать свое обычное дело в обществе. Где же ты был? - спрашивают мудреца. А он чуть-чуть улыбается и ничего не говорит. Он был там, где жизнь течет без его участия, сама по себе. Да, забыться на мгновение и опять встретить жизнь, какой она была без тебя» [7. С. 121].

Еще в 20-е годы, когда существовало множество различных объединений, претендующих на первенство в литературном процессе, Пришвин примкнул в группировке «Перевал», которая ориентировалась на классические традиции русской литературы. Возглавлял группу А. Воронский, обозначивший в ряде статей («Искусство

••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 3. 2016

••• DSPU JOURNAL. Уо!. 10. N0. 3. 2016

как познание жизни», «Искусство видеть мир») свои позиции в отношении задач литературы. Многие истины А. Воронского стали для Пришвина некими постулатами, которыми он руководствовался на протяжении всей своей творческой деятельности: «Тайна искусства - в воспроизведении самых первоначальных и непосредственных ощущений и впечатлений. Увидеть мир, прекрасный сам по себе, так, чтобы чувствовать «природы жаркие объятья», мир во всей его свежести и непосредственности» [1. С. 538]. Пришвинское восприятие жизни созвучно со многими утверждениями Воронского, который призывал художника слова не выдумывать прекрасное, а находить его в действительности «особым своим чутьем». Пришвин родился с особым чутьем и проникновенным сердцем, с особенной восприимчивостью и неподдельной любовью ко всему живому на земле. Чтобы проникнуться, разделить с ним чувство красоты, нужно, прежде всего, иметь отзывчивое сердце.

Писал он, как диктовало его внутреннее сознание, не стремился оформить свою прозу в классические рамки: «Я один из тех странных русских писателей, которые искусство свое мерят самой жизнью» [6. С. 143]. Одной из особенностей таланта писателя является способность передать ощущение безмерной полноты жизни. Создавая очерки, рассказы, повести, романы, он превращался в глубокого мыслителя, философа, «жизнетворца». На всем его творчестве лежит печать дневниковости, лично пережитого. Писатель и сам признавался, что почти все им написанное основано на непосредственных впечатлениях и что подобное пишется легко и свободно, а значит, нужно «меньше сочинять».

Задачей искусства М. Пришвин считал познание мира посредством изображения отдельных его явлений, показывая в каждом из них проявление общих закономерностей. Пришвина-художника всегда вдохновляла «колумбовая страсть к открытиям, к творчеству, к нахождению красоты в самых обыкновенных явлениях жизни» [3. С. 18], как очень верно подметил один из первых исследователей его творчества Замошкин Н. И. В нем была великая потребность открывателя тайн. Пришвин считал, что природа таит в себе великое множество этих тайн, и человек никогда до конца не сможет их раскрыть, а может

лишь приблизиться. А это возможно, лишь научившись читать ее (природы) неписаную книгу, находить родственные с ней связи.

Пришвина всегда привлекала малая форма - поэтические миниатюры. Он на ходу схватывает искорки жизни, боясь пропустить что-то очень важное. Некоторые исследователи пытались в этом уловить отголоски «серебряного века». «Всякое истинное творчество было и будет всегда символично...» [5] - полагал писатель, но для него подобная особенность не является какой-то идеей, это внутренняя стройность души, это данность от природы.

Известно, что Пришвин всегда имел при себе записную книжку и любил записывать все на ходу, непосредственно: шелест осеннего слетающего с дерева листа, порхание бабочки, перепевы птиц, журчание ручья... И каждый раз все по-новому. Несложно здесь заметить традицию В.В.Розанова, которого писатель считал своим учителем и чьей прозе характерна фрагментарность, отражение мгновения, запечатление неуловимых движений души, мига... («Опавшие листья», «Уединенное»). «Эта капля - это проходящее мгновение действительности, всегда оно правда, но не всегда верной бывает заключающая ее форма: сердце не ошибается, но мысль должна успеть оформиться, пока еще сердце не успеет остыть. Чуть опоздал - и потом не можешь понять, хорошо написано или плохо» [4. С. 432] .

Акцентирующей особенностью творческого метода М. Пришвина является лирическая насыщенность. «Каждое сказанное Пришвиным слово как бы имеет свой особенный запах, цвет и вкус» [2. С. 63], - так характеризует его прозу И. С. Соколов-Микитов. А А. М. Ремизов отметил, что в общении с природой Пришвин нашел свое слово «гремящее, как лесной ключ, сверкающее, как озимые росы» [2. С. 65]. Более того, слагаемые его таланта - знание и любовь к родному языку, легкий, непосредственный стиль, ориентация на лучшие традиции русской классики - наполнены светлым, радостным ощущением жизни, одухотворены.

По дневниковым материалам в разное время были созданы книги «Календарь природы», «Лесная капель», «Глаза земли», в которых очевидно своеобразие при-швинского мастерства, основой которого

Общественные и гуманитарные науки •••

Social and Humanitarian Sciences •••

является сочетание импрессионистического восприятия окружающего мира с особой натурфилософией. Чутье наблюдателя-натуралиста и глубокого мыслителя-философа направляет перо писателя к афористической традиции, так как «потребности личностно-субъективного философически-нравственного претворения моментов, «капель» действительности и мысли художника» в полной мере отвечает афоризм» [8. С. 35], являющийся одним из важных принципов его прозы.

«Лесная капель» была определена самим писателем как собрание дневниковых записей-миниатюр. Книга строится из фрагментов, эпизодов, в заголовки которых вынесено определяющее слово-образ или символ: «Песня воды», «Первый цветок», «Дорога», «Свет капелек» и др. Прозаические миниатюры необыкновенно поэтичны и насыщены выразительными авторскими наблюдениями. Читая их, не можешь оставаться равнодушным ко всему, что окружает тебя: завораживают и притаившиеся в ночи кусты, и первый шум лесного ручейка ранней весной, и звон «лесной капели», и запах ночной фиалки... Всего в одной фразе Пришвин сумел передать радость при виде первого цветка (миниатюра «Первый цветок»): «Думал, в глазах это порябило, а это показался первый цветок». Все это оставляет след на страницах пришвинской прозы только в том случае, если рождают в художнике движение души и мысль... Он утверждал, что тайна

1. Воронский А. Искусство видеть мир. Статьи. М., 1987. 704 с.

2. Воспоминания о М. Пришвине. Сб. / Сост. Я. З. Гришина, Л. А. Рязанова. М., 1991. 418 с.

3. Зотов И. А. Человек и природа в творчестве М. Пришвина. М., 1982. 80 с.

4. Пришвин М. М. Дневники. 1914-1917. Книга первая. М., 1991. 608 с.

1. Voronsky A. Iskusstvo videt mir [The art of seeing the world]. Articles. Moscow, 1987. 704 p. (In Russian)

2. Memories about M. Prishvin. Coll. / Comp. by Ya. Z. Grishina, L. A. Ryazanova. Moscow, 1991. 418 p. (In Russian)

3. Zotov I. A. Chelovek i priroda v tvorchestve M. Prishvina [Human and nature in M. Prishvin's creativity]. Moscow, 1982. 80 p. (In Russian)

леса откроется лишь для того, кто сумеет почувствовать к его обитателям «родственное внимание». Писатель воспевает жизнь, возвышая ее перед самим искусством, понимая в то же время, что человек может обновить и приукрасить ее своей деятельностью.

В книге «Глаза земли», признанная вершиной творчества писателя («Дорога к другу», «Раздумья», «Зеркало человека») Пришвин вновь прибегает к миниатюрам, которые связаны внутренним ненавязчивым сюжетом. В ней отразилось все многообразие философской и художественной мысли писателя. Каждая строчка, фраза и даже слово несет в себе огромную смысловую нагрузку, погружая в атмосферу таинства природы. Читая Пришвина, понимаешь, с какой любовью и целомудренным вниманием ко всему живому переполнена его душа. Он предстает перед нами философом, писателем, поэтом, ученым-биологом, географом, и каждый находит в нем свою правду. «Я пишу для тех, кто чувствует поэзию пролетающих мгновений повседневной жизни и страдает, что сам не в силах схватить их» [4. С. 432], -писал автор в своем дневнике. В его творениях удивительным образом сплетаются тонкий натурализм и глубокая философия, современное и архаическое.

В основу искусства Пришвин кладет отзывчивость сердца, живость и верность правде жизни. Эти приоритеты и являются отличительной чертой его прозы.

5. Пришвин М. Искушение художника. http:// ruslit.traumlibrary.net/ (дата доступа: 15.05.2016)

6. Пришвин М. М. Собр. соч. в 8 томах. Т. 8. М.: Художественная литература, 1986. 762 с.

7. Пришвин М. Родники Берендея. М., 2004. 124 с.

8. Семенова С. Г. «Жизнь, пробивающая себе путь к вечности...»: Михаил Пришвин - мыслитель // Человек. 2000. № 6. С. 134-147.

4. Prishvin M. M. Diaries. 1914-1917. Book I. Moscow, 1991. 608 p. (In Russian)

5. Prishvin M. Iskushenie khudozhnika [Temptation of the artist]. http:// ruslit.traumlibrary.net/ (accessed: 15.05.2016)

6. Prishvin M. M. Coll. ed. in 8 volumes. Vol. 8. Moscow, Khudozhestvennaya Literatura Publ., 1986. 762 p. (In Russian)

Литература

References

••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 3. 2016

••• DSPU JOURNAL. Vol. 10. No. 3. 2016

7. Prishvin M. Rodniki Berendeya [The springs of Berendey]. Moscow, 2004. 124 p. (In Russian)

8. Semenova S. G. «Zhizn', probivayushchaya sebe

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации Чамсединова Гюльнара Шугабутди-новна, кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы, ДГПУ, г. Махачкала, Россия; e-mail: chamsedino-va@yandex.ru

Принята в печать 15.07.2016 г.

put k vechnosti...»: Mikhail Prishvin - myslitel' ["Life, punching its way to eternity...": Mikhail Prishvin, a thinker]. Human. 2000. No. 6. Pp. 134-147. (In Russian)

AUTHOR INFORMATION Affiliation

Gyulnara Sh. Chamsedinova, Ph. D. (Philology), assistant professor, the chair of Literature, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: chamsedinova@yandex.ru

Received 15.07.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.