Филологические науки / Philological Science Оригинальная статья / Original Article УДК 821.161.1
Соловьевские идеи в стихотворении А. Блока «Скифы»
© 2017 Чамсединова Г. Ш.
Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ. В статье прослеживается отражение некоторых философских идей В. Соловьева в стихотворении А. Блока «Скифы». Методы. Сравнительно-типологический, культурно-исторический. Результаты. Акцентируется внимание на историософском размышлении поэта о судьбе России, о сложных взаимоотношениях Запада и Востока. Выводы. В работе «Три разговора» (1899-1900) Соловьев отходит от своей концепции и представляет апокалипсическую картину крушения русской нации под давлением Запада. С таких позиций рассматривать судьбу России А. Блок никак не мог в силу великой веры в ее светлое будущее.
Ключевые слова: А. Блок, В. Соловьев, «Скифы», Россия и Восток, философская традиция.
Формат цитирования: Чамсединова Г. Ш. Соловьевские идеи в стихотворении А. Блока «Скифы» // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. T. 11. № 3. С. 97-99.
Solovyov's Ideas in "Scythians", Alexander Blok's Poem
© 2017 Gyulnara Sh. Chamsedinova
Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
ABSTRACT. The author of the article traces the reflection of some V. Solovyov's philosophical in "Scythians" poem by A. Blok. Methods. Comparative-typological, cultural and historical. Results. She focuses on the poet's historical and philosophical reflections about the fate of Russia, the complex relations between the West and the East. Conclusions. In the "Three conversations" (1899-1900) work Solovyov departs from his concept and presents an apocalyptic picture of the collapse of the Russian nation under the Western pressure. A. Block couldn't have such a position to consider the fate of Russia, because he has a great faith in the bright future of Russia.
Keywords: A. Blok, V. Solovyov, "Scythians," Russia and East, philosophical tradition.
For citation: Chamsedinova G. Sh. Solovyov's Ideas in "The Scythians», Alexander Blok's poem. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Social and Humanitarian Sciences. 2017. Vol. 11. No. 3. Pp. 97-99. (In Russian)
Введение
Темы «Россия и Восток», «Восток и Запад» в разные периоды истории остро интересовали русскую философскую мысль. Подъемы и спады актуальности этой проблематики возникали в связи с переломными моментами в судьбе России и желанием осмыслить происходящие события с историософской позиции.
В своих учениях философ-идеалист начала ХХ века Владимир Соловьев выдвигает идею России как «третьей силы» («Три силы», 1877), оригинальной во многом и отличной от Востока и Запада. Эта установка базируется на ходе всего исторического процесса в России, призванной к великим жертвам во имя подлинного единения человечества. Следует полагать, что именно идеи В.
Соловьева легли в основу развития «скифской» идеи и теории «евразийства» в первые десятилетия ХХ века.
Материалы и методы исследования В связи с событиями 1917 года и расколом русской интеллигенции проблема «русского пути» обрела свою глобальную актуализацию. Русская передовая мысль в России и далеко за ее пределами стала всерьез задумываться о дальнейшей судьбе России, анализируя ее древнюю историю, геополитическое положение и перспективы. Достаточно назвать изданную в Болгарии (1921 г.) книгу «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев» (П. Савицкий, Г. Флоренский, П. Сувчинский, Н. Трубецкой), в которой в полной мере осмыслены история и этнокультура России, ее настоящее и будущее. При всей сложности взаимоотношений и расколов в среде евразийства их всех объединяла неукоснительная вера в особую миссию России, в ее уникальность. Вслед за пророчеством Ф. Достоевского, утверждавшего, что «Россия не в одной только Европе, но и в Азии ... Русский не только европеец, но и азиат. Мало того: в Азии, может быть, еще больше наших надежд, чем в Европе. Мало того, в грядущих судьбах наших, может быть, Азия - это и впрямь наш исход в нашем будущем! Азия, азиатская наша Россия, - ведь это тоже наш больной корень... Новый принцип, новый взгляд на дело - вот что необходимо!» [2], евразийцы были обеспокоены тем, что пренебрежение к геополитическим и демографическим обстоятельствам может привести к весьма пагубным последствиям. Результаты и их обсуждение А. Блок, оказавшийся одним из первых в постреволюционной России на стороне большевиков, глубоко верил в великую миссию революции и самой России. Эта вера отчасти была связана со светлыми надеждами поэта, который никогда не расставался с некоторыми концепциями идеалистической философии В. Соловьева. Еще в конце XIX века В. Соловьев в стихотворении «Свет с Востока» писал:
О Русь! в предвиденье высоком Ты мыслью гордой занята; Каким ты хочешь быть Востоком: Востоком Ксеркса иль Христа? [4]
И хотя В. Соловьев в своем стихотворении обращается к библейскому мифу, который гласит о том, что с далекого Востока волхвы явились поклониться Христу - «царю иудеев», все же смысл текста достаточно глубок и философичен. Поэт и философ убежден в том, что процветание и счастливая судьба России в примирении: И, разливаяся широко, Исполнен знамений и сил, Тот скот, исшедший от Востока, С Востоком Запад примирил [4]. В своих философских учениях В. Соловьев признает высшей целью исторического прогресса утверждение идеального нравственного порядка как для отдельной личности, так и для всего человечества.
В осмыслении послеоктябрьских событий А. Блок, являясь последователем своего учителя и кумира, приходит к «скифской» идее, которая в период послереволюционной России была чрезвычайно популярна и близка многим поэтам. Берущая основу в идеалистических панмонголистских теориях В. Соловьева, «азиатская концепция русской революции составила идейную платформу левоэсеров-ской группы «Скифы», которую возглавлял Р. Иванов-Разумник. Интересным фактом является и то, что к подобным образам российского скифства прибегали и французские сюрреалисты, мечтавшие свергнуть буржуазный строй и установить новую систему, в основе которой было превосходство могучей стихийной жизни: «Мы чтим Азию как страну, до сих пор еще живущую именно этими правильными источниками жизненной энергии и не отравленную европейским разумом... Приходите же вы, москвичи, ведите за собой бесчисленные отряды азиатов, растопчите европейскую афтер-культуру» [3, с. 488].
Символист, мистик и глубокий романтик
A. Блок, пытаясь разгадать великую тайну страны-Сфинкса, отдал дань этой теме в стихотворении «Скифы», эпиграфом к которому взяты строки из «Панмонголизма» (1894 г.)
B. Соловьева: Панмонголизм! Хоть слово дико, Но мне ласкает слух оно,
Как бы предвестием великой Судьбины божией полно... [5]. По Соловьеву, России уготовлена особая нравственно-очистительная и примирительная миссия. А. Блок, обратившись к соловь-евским идеям, в стихотворении «Скифы» (1918 г.), ставшем откликом на Брестский мир, представил эту проблему в несколько
ином свете. Принимая во внимание азиатское начало России, поэт под «желтокровием» понимал культурное и моральное одичание, представляющее страшную губительную силу и ведущее к апокалипсису:
Попробуйте, сразитесь с нами! Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы,
С раскосыми и жадными очами! [1] Поэт убежден, что Россия всегда сможет дать отпор любой агрессии, так как в ней достаточно необузданности и разгула: Мы обернёмся к вам Своею азиатской рожей! [1] Всю сложность отношений между Европой и Россией поэт передает поэтическим парафразом из пушкинского письма к Чаадаеву (октябрь, 1836 г.), где говорилось о предназначении России, чьи необъятные пространства поглотили монгольское нашествие, и христианская цивилизация (в Европе) была спасена:
Мы, как послушные холопы, Держали щит меж двух враждебных рас Монголов и Европы! [1] Это стоило России замедленного исторического развития: «Для вас - века, для нас -единый час».
Россия, по Блоку, некий «щит», стена и переходный мост между Западом и Востоком, на которую возложена миссия примирения и Литература
1. Блок А. Скифы. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://az.lib.ru/b/blok_a_a/text_ 0030.shtml [дата обращения 28.05.2017].
2. Достоевский Ф. М. Дневник писателя. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://knigger.com/texts 219 [дата обращения: 02.06.2017].
налаживания отношений. Стихотворение глубоко патриотично, и в нем звучат антивоенные ноты. Блок выразил свой взгляд на политический конфликт и место России в нем. Призыв поэта сложить меч в ножны как никогда звучит сегодня актуально:
В последний раз - опомнись, старый мир! На братский пир труда и мира, В последний раз на светлый братский пир Сзывает варварская лира [1]! Заключение
Соловьевская идея, в основе которой лежит способность России предстать на мировой арене в качестве третьей, объединяющей Восток и Запад, силы, была очень близка А. Блоку. Но следует отметить, что в работе «Три разговора» (1899-1900) философ отходит от своей концепции и представляет апокалипсическую картину крушения русской нации под давлением Запада. С таких позиций рассматривать судьбу России А. Блок никак не мог в силу великой веры в ее светлое будущее.
«Скифы», вопреки утверждениям многих критиков, были не только откликом на злободневную проблему современности, но и глубоким историософским размышлением поэта о судьбе России, о взаимоотношениях Запада и Востока.
3. Луначарский А. В. Собрание сочинений в 18 томах. Т. 1. М., 1963. 618 с.
4. Соловьев В. Свет с Востока. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://lit-classic.ru/ index [дата обращения: 03.06.2017].
5. Соловьев В. Панмонголизм. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://poem4you.ru/ classic/solovev [дата обращения: 03.06.2017].
References
1. Block A. Scythians. [Electronic resource]. Access mode: http://az.lib.EN/b/blok_a_a/text_ 0030.shtml [accessed 28.05.2017].
2. Dostoevsky F. M. Writer's diary. [Electronic resource]. Access mode: http: //knigger.com/texts [accessed 02.06.2017].
3. Lunacharsky A. V. Collected Works in 18 vol-
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации
Чамсединова Гюльнара Шугабутдиновна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
umes. Vol. 1. Moscow, 1963. 618 p. (In Russian)
4. Solovyov V. Light from the East. [Electronic resource]. Access mode: http://lit-classic.ru/index [accessed 03.06.2017].
5. Solovyov V. Panmongolism. [Electronic resource]. Access mode: http://poem4you.EN/clas-sic/solovev [accessed 03.06.2017].
INFORMATION ABOUT AUTHOR Affiliation
Gyulnara Sh. Chamsedinova, Ph. D. (Philology), assistant professor, the chair of Literature, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Принята в печать 15.07.2017 г.
Received 15.07.2017.