Научная статья на тему 'Искусство в постижении и созидании картины мира'

Искусство в постижении и созидании картины мира Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
193
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Батищев И. В.

Статья посвящена анализу роли искусства в создании и осмыслении постоянно меняющейся картины мира. Автор обращается к далекому прошлому человечества, анализирует процесс формирования мифической картины мира, раскрывает пути развития художественного сознания. Особое внимание уделено роли художественного сознания, творческого вдохновения в дальнейшем культурном строительстве, в осуществлении творчески-созидательной деятельности в современном пространстве культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Искусство в постижении и созидании картины мира»

ИСКУССТВО В ПОСТИЖЕНИИ И СОЗИДАНИИ КАРТИНЫ МИРА

© Батищев И.В.

Российский государственный социальный университет, г. Москва

Статья посвящена анализу роли искусства в создании и осмыслении постоянно меняющейся картины мира. Автор обращается к далекому прошлому человечества, анализирует процесс формирования мифической картины мира, раскрывает пути развития художественного сознания. Особое внимание уделено роли художественного сознания, творческого вдохновения в дальнейшем культурном строительстве, в осуществлении творчески-созидательной деятельности в современном пространстве культуры.

То, что искусство на протяжении многих веков является предметом философского осмысления, вполне закономерно. Еще в те далекие времена, когда было невозможно разделить мифическое и художественное сознание, человек пытался познать мир с помощью создаваемых им художественно -мифических образов. Современные ученые отмечают, что «время и причины зарождения религиозного сознания остаются в науке предметом ожесточенных споров. Тем не менее, большинству исследователей предельно ясно, что религия существует столько же, сколько человеческое общество. О наличии религиозных представлений свидетельствуют уже самые древние памятники культуры первобытных людей» [1, с. 14].

Если в этом определении мы заменим понятие «религия» на понятие «искусство», то высказанное утверждение останется столь же логичным именно потому, что религиозное сознание на раннем этапе развития человечества проявляется в создании и поклонении мифическим богам и героям, которые, несомненно, являются проявлением художественно-творческой сущности человека.

Сегодня мы четко разграничиваем такие понятия, как «религия» и «мифология», понимая, что мифология - это ранняя форма проявления как религиозного, так и художественного сознания. Когда мы обращаемся к мифологии народов мира, то сразу становится очевидно, что каждый народ обладает уникальным художественным видением мира, каждый рисует картину, несущую в себе те смыслы и ценности, которые положены в основу национального характера. Достаточно привести только несколько примеров, чтобы понять, насколько значима художественная составляющая в становлении культуры человека и человечества.

Это и «Ригведа» - «Книга гимнов», древнейший памятник индийской литературы, отражающий мифологические представления арийских племен, пришедших в Индию в середине II тысячелетия до н.э. Это и предания

и песни, принадлежащие древним поэтам Исландии, Ирландии, Уэльса, мифы славянских народов, картина мира в верованиях древних монголов, в мифах Полинезии или Индии. У каждого из народов был свой верховный Бог, «Всеотец», крепко удерживающий в своих руках бразды правления миром. В верованиях скандинавов это Один, которого характеризуют как собирателя павших воинов, достойных почета и уважения, как покровителя поэзии и колдовства. Удивительное сочетание, в котором равно ценится мужество воина, поэтический дар и дар магический, способность творить чудеса. Неслучайно Один сумел оттеснить таких древних богов Скандинавов, как громовержец Тор и бог неба Тюр, Именно его стали представлять как предка многих знатных родов, поскольку в нем видели образец для подражания, воплощение идеальных качеств, которые должны быть присущи благородному роду.

Очень интересен процесс изменений в картине мира, который можно наблюдать при смене в иерархии древних богов. Так же, как Один сумел отодвинуть на второй план Тора и Тюра, в пантеоне Британских островов громовержец Таранис и бог войны Тевтат вынуждены были уступить свое место солнечному богу Лугу, который уверенно занял верховное место в Британии и Ирландии. Удивителен пантеон богов, созданный древней шумерской цивилизацией. Как и в каждой древней религии, в ней действуют боги-творцы -Ан, Энки и Элиль.

Божественное и творческое начало сосуществуют в самых древних представлениях человечества. Значительное место в пантеоне шумерских богов занимает Бог Солнца Уту, потому что свет и тепло, даруемое солнцем необходимо каждому человеку на планете Земля. И, конечно, обязательно присутствие образа Великой Матери - Земли, несущей в себе жизнь. Образ Великой Матери во всех изображениях шумерской цивилизации - это женщина с ребенком. Имена богиня носила разные. Это и Нинхурсаг, и Мами, и Дамгаль-иуна, и Нинимах, и Ниуна. Но суть всегда одна - женщина, дарящая жизнь.

Это свидетельствует о том, что в каждой картине мира присутствует стремление противопоставить силам насилия и разрушения энергию Добра и Созидания. Именно так начинается культуротворчество, которое, по мнению, английского поэта, педагога и критика Мэтью Арнолда, являет собой «стремление к благополучию и свету», стремление «к тому, чтобы благополучие и свет преобладали» [3, с. 23]. А для того, чтобы это стремление воплощалось в жизнь, необходима мудрость, понимание сущности бытия, его законов. Именно поэтому в каждой из мифических картин мира обязательно находится место мудрецам. «Мудрость лучше воинских орудий», - утверждал Екклесиаст [2, с. 92]. А великий мудрец Лао-цзы дал своим современникам очень важный совет: «Будьте внимательны к своим мыслям - они начало поступков» [2, с. 68]. Так рождалась «любовь к мудрости», философия, стремящаяся понять и постичь сущность человека, его место в окружающем мире, его предназначение.

Творчество и творческий дар человека - постоянный предмет философских размышлений от глубокой древности и по сей день. Римский философ и писатель Сенека еще в начале нашей эры призывал ценить и беречь его, поскольку «судьба ничего не дает в вечную собственность» [2, с. 412]. А замечательная русская поэтесса, А. Ахматова, которую Е. Евтушенко образно назвал «белой ночью» русской поэзии, так характеризовала сущность поэзии:

Ржавеет золото и истлевает сталь, Крошится мрамор. К смерти все готово. Всего прочнее на земле - печаль И долговечней - царственное слово [3, с. 28].

Поиск идеалов Добра, Красоты, Благородства, Справедливости - это основное направление, в котором веками развивается и религиозное, и художественное сознание. И хотя в этом поиске религия и искусство изберут свои пути, но основная цель - общая, создание идеальной картины мира, потому что, по справедливому замечанию американского ученого-биохимика и писателя-фантаста Айзека Азимова, «замечательное чувство - знать, что ты сам строишь мир» [3, с. 10]. Этот же восторг звучит в словах русского поэта, эссеиста, историка литературы К.Д. Бальмонта: «Мы хотим пересоздания всей Земли, и мы ее пересоздадим, так что все на Земле будут красивы, и сильны, и счастливы. Это вполне возможно, ибо Человек есть Солнце и его чувства - его планеты» [3, с. 45].

Можно было бы обвинить поэта в излишнем пафосе и даже некотором самолюбовании, если бы эти строки не соседствовали бы с его размышлениями, результатом которых стало утверждение в том, что «у каждой души есть множество ликов, в каждом человеке скрыто множество людей, и многие из этих людей, образующих одного человека, должны быть безжалостно ввергнуты в огонь. Нужно быть беспощадными к себе. Только тогда можно достичь чего-нибудь» [3, с. 43]. Самосовершенствование - это обязательное условие для становления творческой личности, для осуществления творческого созидания. Только в процессе самосовершенствования, когда «безжалостно ввергнуты в огонь» равнодушие и лень, зависть и постоянно растущая потребность в обогащении, а также множество других пороков, человек обретает право «пересоздавать» мироздание по законам Добра, Красоты и Справедливости.

Строить новый, идеальный мир - это вечная мечта человечества, достижение которой и сегодня остается фундаментом в осуществлении творчески-созидательной деятельности человека-творца. И роль искусства в этом процессе огромна. В нем таится загадка рождения особого состояния человека - творческого вдохновения, равно необходимого и художнику, и ученому, и представителю самых разнообразных профессий, которые избирает современный человек. Замечательный русский ученый, основатель геохи-

мии, биогеохимии, радиогеологии В.И. Вернадский был уверен в том, что «в истории человечества значение мистического настроения - вдохновения -никогда не может быть оценено слишком высоко. В той или иной форме оно проникает всю душевную жизнь человека, является основным элементом жизни» [3, с. 127]. И с эти нельзя не согласиться, поскольку творческое вдохновение и творческое созидание неразрывно связаны.

Понимание этим стало основанием для выдающегося художника, педагога, создателя научной школы в области педагогики искусства Б.М. Немен-ского напомнить современному читателю о том, что «свой путь мы можем и должны мерить будущим. Сравнивать свои дела мы должны не с тем, что было, а с тем, что должно быть. Ведь будущему нужно, чтобы не только большинство, - а весь народ, до единого человека был приобщен к культуре, к духовному богатству и мудрости, веками накопленным в искусстве» [5, с. 7]. Искусство в данном высказывании интерпретируется как источник творческого вдохновения, носитель смыслов и ценностей культуры, постижение которых действительно необходимо каждому человеку, стремящемуся обрести свое место в социокультурном пространстве своего времени.

Именно так относился к искусству и замечательный композитор, педагог, просветитель Д.Б. Кабалевский, который на протяжении всей своей жизни воплощал идею музыкально-эстетического просвещения и воспитания подрастающего поколения, поскольку считал, что великое искусство музыка равно необходимо и будущему инженеру, и будущему агроному, и будущему писателю. Огромный архив, в котором хранятся письма благодарных слушателей его знаменитых радиобесед о музыке и читателей его замечательных книг, полностью подтверждает это убеждение Мастера, более полувека дарившего счастье общения с музыкой огромному количеству людей.

Приведем несколько фрагментов из этих писем, в которых беседы Кабалевского о музыке называют настоящим праздником, подарком для всех слушателей... Так бывший военный моряк Александр Фидровский, автор стихов, многие из которых в годы Великой Отечественной войны стали песнями, пишет: «... Это из тех добрых посевов, которые дают потом урожай на многие годы...» [4, с. 324]. Слово об искусстве слушателем воспринимается как зерно, которое способно потом из года в год давать побеги. Удивительно точное понимание сущности художественно-просветительской деятельности, необходимой для дальнейшего развития культуры.

Один из слушателей делится своими размышлениями: «... По-разному понимают культуру в наше время - очень уж много уделяется внимания открытию всяких кафе и баров специально для молодежи, где она учится пить через соломинку и постигать другие «великосветские» манеры, но лишь вот такое настоящее человеческое слово об искусстве, о жизни, о любви к природе способно облагородить душу человека...» [4, с. 324-325]. Это письмо

написано несколько десятков лет тому назад, но и сегодня слова его автора звучат чрезвычайно актуально.

И еще одно удивительное письмо, присланное семьей Хомяковых, которые пишут, что после лекций Д.Б. Кабалевского, «всегда хочется и настоящей музыки, и настоящей литературы, и настоящих человеческих отношений...» [4, с. 325]. В этом письме звучит самая главная мысль - искусство -это путь к самому себе, к возвышению человеческого в человеке, к осознанию ценности человеческих отношений - дружбы, любви, взаимопонимания и взаимопомощи. Тех вечных ценностей бытия, постижение которых в молодости становится гарантией яркой, интересной, наполненной счастьем человеческого общения жизни и деятельности.

Список литературы:

1. Алексеев С.В. Все религии мира. Энциклопедический справочник / С.В. Алексеев, Г.А. Елизаров. - М.: Вече, 2007. - 592 с., ил.

2. Великие мысли великих людей. Антология афоризма. В 3-х т. Т. 1. Х1Х-ХХ века / Сост. И.И. Комарова, А.П. Кондрашов. - М.: «РИПЛ-КЛАС-СИК», 1998. - 512 с.

3. Великие мысли великих людей. Антология афоризма. В 3-х т. Т. 3. Х1Х-ХХ века / Сост. И.И. Комарова, А.П. Кондрашов. - М.: «РИПЛ-КЛАС-СИК», 1998. - 736 с.

4. Кабалевский Д. Творческие встречи, очерки, письма / Д. Кабалевский. -М.: Изд. «Советский композитор», 1974. - 397 с.

5. Неменский Б.М. Искусство как форма познания и организации жизни / Б.М. Неменский // Гуманитарное пространство. Международный альманах. -Т. 1. Приложение 9. - М.: ИХО РАО, 2012. - 100 с.

ОСНОВЫ АНСАМБЛЕВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ

© Зверева Л.И.*

Детская музыкальная школа № 3, г. Иркутск

В статье представлены основные положения начального обучения игре в ансамбле. Подробно охарактеризован каждый из этапов овладения искусством ансамблевого исполнительства, отмечены различия в видах фортепианных ансамблей, даны рекомендации преподавателям, подчеркнута важность совместной игры для всестороннего развития учеников.

Ключевые слова: ансамбль, виды ансамблей, начальный этап, исполнительские навыки.

* Преподаватель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.