накопления опыта и культурно-эстетических ориентаций в условиях деятельности познания, восприятия, оценки, суждения, репродуцирования, творчества, общения, самовыражения личности.
13. Особенности эстетической и эмоционально-психологической среды класса определяют также потенциал общекультурной жизни классного сообщества и эстетического развития каждого школьника.
14. Для учителя особенности развития, саморазвития, корректирования и обогащения внутренней эстетической среды школьника, его эстетико-художественное сознание, ориентации в культуре, стиль общения, эстетически содержательного самовыражения оказываются решающими.
Но задача для каждого поколения обновляется, поэтому должны обновляться цели, способы, методы ее решения. Ныне возни-
кает особая задача - интегрирование культуры и образования, культуры и педагогики искусства, культуры и художественно-эстетического воспитания, что выступает условием творческого развития личности ученика.
В начале второго десятилетия XXI века возникают новые методы обращения личности к культуре, возвращаются забытые ранее. Основные модели современных решений, однако, носят ограниченный характер в силу негуманитарной направленности реформы содержания школьного образования, а значит, ведут к частичному редуцированию культуроориентированной направленности образовательного процесса в школе. Перспективным представляется восстановление и расширение культурно-эстетической среды современного школьного пространства.
УДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ТВОРЧЕСКОГО СОЗИДАНИЯ НОВОГО ПРОСТРАНСТВА КУЛЬТУРЫ
А. И. Щербакова
В статье приводятся размышления автора о необходимости творческого созидания нового пространства культуры с тем, чтобы успешно решать проблемы не только совершенствования образования, в частности музыкального, на современном этапе развития культуры, но и найти ответы на вопросы, которые ставит перед всем человечеством время: возможно ли дальнейшее существование человека на планете Земля, есть ли все-таки место для искусства в пространстве культуры XXI века, играет ли искусство какую-либо роль в жизни современного человека, нужно ли оно ему или его роль так же исчерпана, как и историческая миссия человечества?
Ключевые слова: историческая миссия человечества, пространство культуры, роль искусства, художественное образование, инструмент творческого созидания.
The article presents the author's reflections on the need to build a new space of creative culture in order to successfully solve problems, not only to improve education, especially music, at the present stage of development, culture, and find answers to questions posed to all mankind The time now is possible to continued existence of man on planet Earth, is there still a place for art in the space of twenty-first century culture, art plays a role in some of modern life, whether it is him or his role as exhausted as the historic mission of humanity?
Key words: historical mission of humanity, cultural space, the role of art and art education, artistic creation tool.
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (46) март-апрель 2012 123-131 123
Проблема становления Homo Faber -человека творящего, человека-деятеля, на протяжении жизни и деятельности раскрывающего содержание своего «я», формирующего и изменяющего его, а также окружающий мир, согласно той системе ценностей, которая сложилась в процессе его обучения и воспитания, волновала и волнует мыслителей всех времен. Сегодня необходимо сформулировать целый ряд вопросов, изучение которых необходимо для определения основных проблем, связанных с необходимостью совершенствования образования на современном этапе развития культуры. В качестве основных можно выделить следующие:
• образование в современном пространстве культуры;
• образование в постижении ценностей культуры;
• образование в формировании нового социокультурного пространства;
• основные тенденции развития образования на современном этапе;
• приоритеты культуры в определении стратегии современного образования;
• динамика социокультурного развития и динамика развития образования;
• образование в становлении личности современного человека;
• образование в сохранении и приумножении ценностей отечественной культуры.
И это далеко не полный перечень вопросов, требующих пристального внимания исследователей. Во многих статьях и выступлениях Д.С. Лихачёва - подлинного гуманиста, настоящего русского интеллигента - содержится диагноз тяжелой «болезни», подобно раковой опухоли стремительно поражающей «организм» нашей планеты, который он видит в том, что подлинные сокровища, таящиеся в глубине человеческого существа, часто оказываются погребенными под спудом эгоизма, цинизма, пошлости, невежества и грубого вкуса. Великое предназначение культуры, по его мнению, заключается в том, что в ее природе заложено общечеловеческое стремление к совершенству, к утверждению великих идеалов Прекрасного. Но для того
чтобы приобщить человека к культуре, к искусству, необходимо создание широкого художественно-образовательного поля, художественно-образовательной среды, в которой каждый молодой человек открывает для себя подлинную сокровищницу человеческого Духа.
У Д.С. Лихачева не вызывает ни малейших сомнений, что сокровище духа таится в глубине каждого человеческого существа. Но чтобы найти и открыть этот клад, нужно преодолеть целый ряд таких препятствий, как пошлость и невежество, грубый вкус и леность, деструктивность и жестокость. Перечень человеческих пороков, мешающих человеку и человечеству открывать пути в светлое будущее (имеющее свойство, как и линия горизонта, удаляться от нас по мере приближения к нему), к сожалению, требует многих томов исследований.
Открывая древние греческие мифы о железном веке, с изумлением находишь провидение, которое в значительной мере соответствует нашей действительности: Сменяющие друг друга поколения становятся все хуже и хуже. Наступит время, когда они будут такими злыми, что начнут поклоняться силе и могуществу. Сила тогда станет самооправданием, а добро больше не будет в почете. В конце концов, когда люди прекратят возмущаться бесчинствами или утратят чувство стыда при виде униженных
и несчастных, Зевс уничтожит их всех. Не случайно именно это пророчество Эрих Фромм поставил в качестве эпиграфа к своей книге «Анатомия человеческой деструктивности». Конечно, нам, людям XXI века, вряд ли стоит серьезно относиться к подобным пророчествам, но задуматься над предостережением, пришедшим из глубин античного мира, несомненно, стоит.
Следует признать, что силе и могуществу человек поклонялся во все времена. И языческие боги отнюдь не были образцами доброты и нравственности. Древние
мифы пронизаны не только светлыми образами Красоты и Добра, но и бесконечным духом противостояния, борьбы, насилия. Скандинавский Один и кельтский бог войны Тевтат, славянский громовержец Перун и его полинезийский «коллега», бог грома Ронго, боги шумеров, аккадцев и вавилонян, как и греческий громовержец Зевс, сохраняют в себе многие черты природных духов, описанные в различных древних мифах: злобность, жестокость, грубость, несомненная склонность к произволу.
Нельзя отказать нашим далеким предкам в наблюдательности и чувстве юмора. Так, древние шумеры, описывая в своих мифах одного из самых добрых богов - Энки, который являлся, наряду с еще одним верховным божеством - Энлилем, творцом и устроителем мира, не скрывают и его недостатков. Он неопрятен (грязь под ногтями), любит основательно выпить, сумасброден и любит различные нелепые выходки. Выполняя столь ответственную миссию, как создание рода человеческого, Энки был полон желания создать нечто великое и прекрасное. Однако вылепив из глины первую пару людей и приказав им трудиться на богов, он впал в такой восторг от собственной гениальности, что на радостях напился до бесчувствия.
В этом состоянии он стал творить нечто ужасное: всевозможных уродцев, существ, лишенных пола, разума, уважения к богам, к самой сущности жизни. Именно этим объясняли древние люди появление на земле физических и моральных уродов. Объяснение вполне логичное. Мог ли всемогущий Бог в здравом уме и ясной памяти создавать безобразное, обесценивающее его дар Бога-Творца? Конечно, нет. Значит, и ему присущи пороки, переданные человеку. А пороки, как известно, обладают свойством стремительно развиваться, в отличие от достоинств, требующих для осуществления этого процесса значительных духовных затрат.
Может быть, поэтому древний миф утверждает, что «сменяющие друг друга поколения становятся все хуже и хуже»? Представляется, что мы вправе возразить
нашим далеким предкам. Человечество на своем многовековом пути развития сделало столько великих открытий, достигло таких высот в области философии, науки, художественного творчества, что мы с полным основанием можем называть человека Homo Faber - человеком творящим. Но при этом мы не можем не признать, что современный человек, действительно, больше поклоняется силе и могуществу, чем добру, что очень часто чувство стыда при виде униженных и несчастных сменяется равнодушием и безразличием, а критерии красоты и добра оказываются размытыми, теряют свои очертания, заменяются исключительно представлениями о пользе и выгоде.
Сегодня эти процессы мы наблюдаем постоянно, поскольку продолжающаяся всеобъемлющая трансформация нашей цивилизации в сторону обретения небывалого технологического могущества неизбежно влечет за собой возникновение все новых и новых факторов риска, расширение зон локальных конфликтов, которые обладают свойством перерастать в глобальные. Крушение иллюзий стабильности, переживаемое человечеством на протяжении всего ХХ века и продолжающееся в наше время, обращает к поиску «механизмов», способных вернуть нашему современнику ощущение целостности бытия, гармоничного сосуществования в системе «человек - мир», вернуть право называть себя творением и творцом культуры.
Одним из таких механизмов может стать система художественного образования, вовлекающая человека в гуманитарное пространство культуры. В пространство, где, по выражению Ю.В. Шора, рождается «культура "человекоразмерности", культура бесконечности индивидуального сознания, культура постижения мира в художественных, нравственных, философских и религиозных образах, культура живого переживания реальности, культура единства субъективного и объективного...», поскольку «гуманитарная культура - прежде всего личностная, и весь мир для нее - поле обнаружения, выявления и построе-
ния личностных смыслов» (6, с. 3).
Художественное образование - это «золотой ключик», открывающий заветную дверь, но не в некое постоянно отдаляющееся светлое будущее, а в реальное настоящее, в котором происходит художественно-эстетическое и духовно-нравственное становление личности. Но чтобы «золотой ключик» подошел к замку и открыл заветную дверцу, необходимо максимальное взаимодействие внутренних механизмов, заставляющих «душу трудиться» и вовлекающих в этот процесс весь духовный потенциал личности. В художественном творчестве заключена способность «включать» особые механизмы, создавать ту энергию созидания, которая и является сущностью социально-творческой активности человека.
Взгляд в далекое прошлое (а без такого взгляда невозможно ни анализировать настоящее, ни прогнозировать будущее) позволяет согласиться с известным российским исследователем С.А. Токаревым, который считает, что «художественная деятельность хотя и связывалась с самого начала и с чисто производственной практикой, и с потребностями социального общения, и с ложными представлениями о природе, и с магическими ритуалами, но в основе своей коренилась в общечеловеческой потребности творить красоту и наслаждаться ею» (5, с. 279).
Эту потребность мы наблюдаем во всех видах человеческой деятельности, поскольку феномен вдохновения, необходимый для творческого созидания, всегда связан с поиском красоты и совершенства: будь то величественный храм или математическая формула, божественная мелодия или лекарство от той или иной болезни. К.В. Сельченок справедливо полагает, что «мало кто осознает, что художественное творчество является сутью, фундаментом и вершиной творчества как такового. К примеру, научное творчество нам представляется лишь частным случаем художественного. Ведь из века в век великие ученые подтверждают абсолютную истину - законы природы неизменно соответствуют за-
конам красоты» (4, с. 3).
А чтобы понять законы красоты, необходимо художественное образование, художественное воспитание, художественное просвещение, значительный художественно-эстетический опыт. Такой опыт необходим всем, независимо от того, какую сферу профессиональной деятельности избрал для себя человек. Например, если творческая личность обращается к изучению истории, то она неизбежно обратится и к миру искусства. В частности, к музыке, в звуках которой изложена многовековая история человечества. И хотя мы не можем с точностью назвать дату рождения музыки, слишком велика толща веков, скрывающая эту тайну, но мы совершенно точно знаем, что ни один народ мира не может существовать без нее. Рожденная в глубине человеческого существа, вырываясь наружу, она переживает своего творца, преодолевает пространство и время и, обладая способностью к бесконечным трансформациям, остается вечно молодой, прекрасной и необходимой человеку.
Сохраняя и преображая в своем пространстве высшие ценности бытия, музыка несет в себе обязательную аксиологическую составляющую, что позволяет исследователю (историку, культурологу, философу и т.д.), постигая ее, открывать для себя и осмысливать ценности прошлых эпох, вступая в бесконечность духовного пространства. Проникновение в тайны музыкального «Хаокосмоса» (А. Лосев), выявление законов его бытия (онтологический аспект), принципов самоорганизации, особенностей познания (гносеологический аспект), изучение особенности ориентации личности в мире музыкальных ценностей (аксиологический аспект), способность в процессе постижения музыки понимать и толковать музыкальный текст (герменевтический аспект), формирование в этом процессе художественно-эстетического переживания (эмоционально-эстетический аспект), возможность осуществлять межкультурный диалог в многомерном художественном пространстве (культурологический аспект), способность ори-
ентироваться в новом информационном поле (информационно-технологический аспект) - далеко не полный перечень проблем, возникающих перед современным исследователем.
И все эти аспекты осмысления бытия значимы не только для профессионального музыканта, но и для каждой мыслящей личности, поскольку «в русле гуманистической позиции субъектное развитие человека-деятеля обусловливается его подлинной социальной потребностью в духовном самосовершенствовании ... Духовно-творческое становление деятельного субъекта, личности объективно выступает в роли фундаментального фактора общественной практики на всех этапах саморазвития системы "человек - мир"» (2, с. 3).
Несомненно, начало третьего тысячелетия - это время, стремительно и неуклонно осуществляющее прорыв в новое пространство, как в области науки и техники, так и искусства, поскольку подлинный прогресс - это неустанный поиск ответов на постоянно возникающие и множащиеся вопросы. Сегодня мы наблюдаем стремительно возрастающую потребность в системном анализе как различных областей научного знания, так и культуры и искусства. Это является свидетельством усиления ин-тегративных процессов, характерных для пространства культуры нашего времени, устремленности к синтезу, свидетельством утверждения в культуре боровского принципа дополнительности, призывающего исследователя менять ракурс познания, искать «новые срезы мира» (П. Флоренский).
Многовековой ход формирования и развития художественного пространства культуры преподал современному исследователю один из важнейших уроков - нет строго очерченных границ между художественными стилями, жанрами, есть движение к синтезу, ко взаимопроникновению, взаимодополняемости, диффузности, бесконечному стремлению к новому пространству.
Сегодня мы можем с уверенностью утверждать, что нет строго очерченных границ и между науками: психология и педагогика, культурология и социология,
антропология и философия непрерывно устремляются навстречу друг другу, потому что центром притяжения каждой из этих наук является человек, для которого процесс познания и самопознания является выражением его саморазвивающейся сущности в пространстве культуры.
Высшим проявлением этого стремления является философия - любовь к мудрости, потребность в глубинном постижении бытия. И если в художественном тексте (будь то музыка или поэзия, живопись, драматургия или искусство танца и т.д.) сокрыты смыслы и ценности человека, если с помощью специфического языка до слушателя доносится образ мира, требующий философского осмысления его, то такой текст можно рассматривать как художественно-философский. Потому что в нем заключены ответы на множество вопросов: и о сущности бытия, и роли человека, его преображающего в великих творениях искусства.
Может быть, в этом и заключается феномен искусства, «второй природы» (М. Каган), созданной Homo Faber - человеком творящим. Культурологический анализ должен помочь исследователю найти ответы на широкий круг вопросов. Почему искусство возникло у всех народов мира? Какую роль оно играет в пространстве всеобщей мировой культуры? Какова роль искусства в современном постиндустриальном обществе, в новой информационной цивилизации? Является ли художественное образование на современном историческом этапе фактором духовного и социального развития общества? Каков сегодня потенциал художественной культуры? Оказывает ли она влияние на исторический процесс, на духовное развитие самого человека? Какова роль художественного образования в процессе самоидентификации личности?
Сегодня звучит часто повторяемая философами, культурологами, писателями мысль о переживаемом человечеством на современном этапе цивилизационном кризисе, ставящем под угрозу само существование человека как биологического вида и
как личности, сохраняющей и продолжающей духовные традиции, созданные на протяжении веков. Анализируя тенденции, отчетливо проявившиеся в последнее время в различных сферах - демографии и политике, экологии и генетике, многие исследователи приходят к неутешительному выводу о реальной опасности, нависшей над планетарной цивилизацией, которая может оказаться на грани самоистребления.
Так, А. Назаретян считает небезосновательными сценарии, согласно которым человечество ожидает некий «религиозный ренессанс», новое Средневековье, несущее в себе деление на враждующие по конфессиональному признаку «цивилизации». Более того, часть исследователей представляет такой сценарий как безальтернативный, поскольку считают, что «война против всех» все ярче и убедительнее становится «лейтмотивом наступающего столетия» (С. Хантингтон), «драмой с катастрофическим финалом», так как, по мнению А. Назаретяна, реанимация средневекового политического менталитета создает определенную гремучую смесь, способную в одночасье взорвать здание планетарной цивилизации, выстроенное в историческом процессе развития человека, уничтожить созданную им вторую природу, то есть разорвать пространство культуры, «творцом и творением» которой он является (М. Каган) и вне которого существовать не может.
Существует позиция, согласно которой человечество выполнило свою историческую миссию и должно исчезнуть, раствориться в космическом пространстве как завершенный проект, исчерпавший себя и на данном историческом перекрестке лишенный какой-либо целесообразности (А. Болонкин). По мнению Н. Моисеева, «человечество располагает сегодня развитым коллективным интеллектом и может иметь ясное представление о характере наступающего кризиса и его возможных последствиях. Значит, имеются основания найти разумное решение, исключающее вселенское уничтожение» (3, с. 117). Все это позволяет многим ученым характеризовать начало третьего тысячелетия как
распутье, момент выбора человеком своего пути во имя сохранения жизни на Земле.
И вновь мы обращаемся к вечным вопросам, круг которых варьируется в многочисленных философских работах, но неизменно возвращается к попытке понять, что же такое человек и куда он движется, ведомый неистребимой жаждой постижения смысла бытия? И почему, несмотря на огромные достижения в области науки, техники, вновь и вновь, с пугающей закономерностью вспыхивают этнопсихологические, межконфессиональные конфликты, оказывая воздействие на культуру и социум.
Насилие рождает атмосферу страха, латентной тревоги, «подорванности разума» (П. Гуревич), потери духовных и нравственных ориентиров. К кругу вопросов добавляются все новые и новые. Возможно ли дальнейшее существование человека на планете Земля? Есть ли все-таки место для искусства в пространстве культуры XXI века? Играет ли искусство какую-либо роль в жизни нынешнего человека? Нужно ли оно ему или его роль так же исчерпана, как и историческая миссия человечества?
Для музыканта XXI века, каковым является автор данной работы, как и для представителя любого другого вида искусства, поиск ответов на эти вопросы предельно важен, поскольку решение проблемы самореализации и самоактуализации самым непосредственным образом связано с осмыслением места и роли искусства в целом и музыки в частности в жизни и деятельности современного человека. Сегодня очевидна актуальность утверждения, высказанного О. Апраксиной, о необходимости понимания роли музыки в жизни общества, о значимости эстетического воспитания во всестороннем творческом развитии личности, о том, что способы и методы такого воспитания не могут оставаться неизменными, поскольку не остаются неизменными условия жизни.
Наступление «религиозного ренессанса», о котором свидетельствуют многочисленные исследования современных ученых, ставит перед исследователем новые задачи,
среди которых как первоочередную можно сформулировать проблему изучения функционирования музыки в мировых религиях для выявления существующих противоречий и точек пересечения. Поиск возможных путей для осуществления универсального диалога, который, по выражению М. Кагана, является важнейшим условием выживания человечества, в значительной степени зависит от такого ракурса исследования, позволяющего определить, насколько музыка сегодня остается мостом «от сердца к сердцу».
Взаимодействие религии и искусства, «выбор» определенным религиозным сознанием той или иной системы искусств, отвечающей ментальным национальным особенностям, культовой практике народа, более того, провозглашение рядом философов-эстетиков роли искусства как современной религии (Л. Фламм, Ч. Кегли) - все это предполагает обращение к возникновению и эволюции религиозного и художественного сознания, поиск глубинной связи этих двух начал, интерпретирующих смысл и цели человеческого бытия.
Изучение музыки и музыкального образования с этой позиции позволяет открывать новые ракурсы для осуществления культурологического анализа, позволяющие рассмотреть музыку и музыкальное образование как феномены, занимающие значительное место в духовном пространстве культуры. Обратимся к существующим ныне точкам зрения на происхождение музыки и религии. Одна из наиболее распространенных позиций заключается в том, что музыка на генетическом уровне возникает как акт религиозного сознания (Л. Леви-Брюль, М. Дворжак, У. Капс).
Современные исследователи интерпретируют миф как духовный феномен, в котором существуют в синтетическом единстве эстетическое, художественное и религиозное начала, причем, по мнению У. Капса, эстетическое и художественное начала являются подчиненными религиозному чувству.
Чрезвычайно интересной является позиция румынского исследователя Л. Станку,
который считает, что основой вечности искусства является опора на миф как носитель архетипов. Именно в этом Л. Станку находит объяснение не только феномену вневременности искусства, но и усматривает ключ, открывающий возможность создания через художественную коммуникацию реальной основы для универсального диалога между культурами.
Эта позиция представляется сегодня необыкновенно значимой, поскольку несет в себе предпосылки для преодоления конфронтации, а следовательно, и циви-лизационного кризиса в современном обществе. В работах ряда исследователей (Н. Багдасарьяна, В. Бабахо, И. Тихая-Тищенко, И. Чучайкина и др.) произведен сравнительный анализ техногенного и мифологического типов культуры, в котором анализируются: ядро мировоззрения, отношение к природе, экономические интересы, мораль (внешние регуляторы поведения), нравственность (внутренние регуляторы поведения), знание (способы достижения истины), стиль мышления, метод познания, область творчества, характер деятельности.
Так, мировоззренческим ядром техногенного типа культуры является цивилизация, в то время как в мифологическом типе культуры в качестве такого ядра выступает культура духовная. Важное отличие наблюдается и в отношении к природе. В первом случае - это покорение, преодоление, приспособление природы к потребностям человека в данный исторический момент его существования. В мифологической культуре - это соответствие, поиск гармонии, осознание себя частью природы.
В сфере экономических интересов человек техногенного типа культуры превыше всего ставит личное или коллективное благополучие, обладание определенным набором материальных благ, воспринимаемых как личная или общественная ценность. Следует отметить, что потребности человека, существующего в пространстве техногенной культуры, в материальных благах постоянно возрастают, поскольку всячески стимулируются обществом потребления.
В мифологическом типе культуры экономические интересы человека также находятся в сфере совершенствования образа жизни, но потребности человека в значительно большей степени обращены в сторону духовно-нравственного совершенствования, поскольку опираются на эстетику мифа как носителя национального архетипа.
И если мораль как внешний регулятор в техногенном типе культуры строится на управлении и подчинении, то мифологический тип культуры предполагает устремленность к согласию и сотрудничеству, а в области нравственности мифологический тип культуры предлагает любовь и симпатию, в то время как техногенный - закон и норму. Постижение истины в техногенном типе культуры находится в области рационализма, прагматизма и требует доказательств. В мифологическом типе культуры способ постижения истины кроется в области интуитивизма, иррационализма, веры, не требующей доказательств.
Кардинально отличается и стиль мышления. В первом случае - рассудочный, во втором - ориентированный на разум, что предопределяет и метод познания. Аналитический в первом случае, предусматривающий дедуктивную логику изложения, устремленный к синтезу - во втором, построенный на индукции. Существенно меняется и область творчества, перемещаясь из области символического освоения мира, содержащей в себе художественное и религиозно-мистическое начала, в область технологии деятельности, которую составляет наука и техника, способствующие целеустремленному характеру, дифференциации и специализации деятельности.
Доведенный до своего апогея техногенный тип культуры устремлен к уничтожению духовной составляющей человека, отсюда усиление этнопсихологических проблем, возникновение стрессовых состояний этнического сознания, поиск путей к самоидентификации, вспышки ксенофобии, расовой нетерпимости, возникновение необходимости «лечить» (Н. Лебедева) национальную психологию.
Техногенный тип культуры неразрывно связан со стремительно развивающимися глобальными процессами. И хотя они, по выражению В. Жукова, не являются феноменами новейшего времени, но именно в современной информационной цивилизации обретают огромный размах. «Поступательное развитие человечества характеризуется расширением и углублением связей между различными территориями, регионами и странами. Глобальные процессы как явление не относятся к числу новых и оригинальных. Принципы всеобщей связи и взаимодействия по своей сути глобальны, действуют во всех сферах жизни общества, выходя далеко за рамки национальных границ, этнических, географических и других различий» (1, с. 5). Но какова роль искусства в этих процессах? Может ли оно стать фактором расширения и углубления связей?
На эти и многие другие вопросы призван ответить культурологический анализ. Необходимо изучить и проанализировать соотношение иррационального и социального аспектов в художественном творчестве; рождение эстетического идеала в художественном пространстве различных культур как модели совершенного мироздания; роль мифа в современной музыкальной культуре.
Совершенно очевидно, что готовность к осуществлению профессиональной деятельности в области музыкального искусства и образования сегодня выходит далеко за рамки знаний, умений и навыков, предполагая не только сформированную систему личностных ценностей, но и способность к глубинному проникновению в сущность музыкального искусства представителей разных культур, поскольку там сосредоточены генетически обусловленные духовные ценности, пересекающиеся в области религиозно-мистического и художественного освоения мира.
Постоянное совершенствование интеллектуальных систем, сложнейших технологий, характерное для цивилизации техногенного типа, обусловливает возрастание роли науки, которая должна обеспечить происхо-
дящие процессы теоретическим фундаментом, поскольку количество вопросов, требующих ответа, растет и множится в постоянно развивающемся пространстве культуры. Очень важно, чтобы каждый, кто избрал своим профессиональным поприщем худо-
жественное пространство культуры, учился задавать и себе, и своим ученикам вопросы, рожденные временем, определяя стратегию дальнейшего развития художественного образования в социально-культурном контексте нашего времени.
Примечания
1. Жуков, В. И. Россия в глобальном мире: философия и социология преобразований / В.И. Жуков. - М., 2007. - Т. 1.
2. Иванов, С. П. Психология художественного действия субъекта / С.П. Иванов. - М., 2003.
3. Моисеев, Н. Н. Экология и образование / Н.Н. Моисеев. - М., 1990.
4. Психология художественного творчества : [хрестоматия] / сост. К.В. Сельченок - Мн., 2003.
5. Токарев, С. А. Проблемы общественного сознания доклассовой эпохи / С.А. Токарев // Охотники. Собиратели. Рыболовы. - Л., 1972.
6. Шор>, Ю. М. Культура как переживание / Ю.М. Шор. - СПб., 2003.
Молодежь и высшая школа
СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
А. А. Осипкина
Н. А. Леонтьева
В статье рассматриваются проблемы деятельности высшей школы России в условиях современной депопуляции страны, когда происходит общее сокращение численности молодежи и успехи реформирования высшего образования будут определяться не только объективными, но и субъективными, индивидуально-личностными интересами и потребностями молодежи. Ключевые слова: молодежь, депопуляция, коммерциализация вузов, самоактуализация, человеческий капитал.
In the article the problems of the activity of higher schools of Russia in the conditions of modern depopulation of the country, when there is an overall reduction in the number of young people and the successes of the reform of higher education will be determined not only objective, but also subjective, individual and personal interests and needs of the youth.
Key words: youth, depopulation, the commercialization of universities, self-fulfillment, human capital.
В современном российском обществе в связи с резким сокращением рождаемости молодежь как особая социально-демографическая группа становится все малочисленнее. По данным официальной статистики, если в 1990 году молодежные
возраста (14-29 лет) представляли более 28% совокупного населения страны, то, по данным Госкомстата, в 2001 году эти же возраста уже представляли чуть более 18% населения страны (5, с. 17). Результаты Всероссийской переписи 2010 года еще
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (46) март-апрель 2012 131-136 131