Научная статья на тему 'Идея музыкального просветительства в концепциях педагогов-музыкантов ХХ века'

Идея музыкального просветительства в концепциях педагогов-музыкантов ХХ века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
191
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ / ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА / ЭСТЕТИЧЕСКИ-ЦЕННОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / IDEA OF ENLIGHTENMENT / MAKING AND DEVELOPMENT OF CULTURE / ARTISTIC-AESTHETIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ручимская С. В.

Статья посвящена проблеме музыкального просвещения как фактора, играющего значительную роль в осуществлении художественно-эстетического воспитания в современном пространстве культуры. В статье анализируются материалы состоявшейся в 1970 г. в Москве IX конференции Международного общества по музыкальному воспитанию ИСМЕ, в которой приняли участие представители многих стран Востока и Запада.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEA OF THE ENLIGHTENMENT AS FOUNDATION OF THE MAKING AND DEVELOPMENT OF NATIONAL ARTISTIC CULTURE

Article is dedicated to analysis of the role of enlightenment in the making and development of national artistic culture. Analyzing the publicistic activities of V.V. Stasov, author turns to the idea of enlightenment that in modern complicated and dynamically developing world gets especial significance for comprehension of essence and values of culture, for the preserving and further development its intellectual space.

Текст научной работы на тему «Идея музыкального просветительства в концепциях педагогов-музыкантов ХХ века»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

ИДЕЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА В КОНЦЕПЦИЯХ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ ХХ ВЕКА

С.В. РУЧИМСКАЯ

Аннотация. Статья посвящена проблеме музыкального просвещения как фактора, играющего значительную роль в осуществлении художественно-эстетического воспитания в современном пространстве культуры. В статье анализируются материалы состоявшейся в 1970 г. в Москве IX конференции Международного общества по музыкальному воспитанию — ИСМЕ, в которой приняли участие представители многих стран Востока и Запада.

Ключевые слова: музыкальное просвещение, художественно-образовательная среда, межкультурный диалог, гуманитарная культура, эстетически-ценностное становление личности.

IDEA OF THE ENLIGHTENMENT AS FOUNDATION OF THE MAKING AND DEVELOPMENT OF NATIONAL ARTISTIC CULTURE

S.V. RUCHIMSKAYA

Annotation. Article is dedicated to analysis of the role of enlightenment in the making and development of national artistic culture. Analyzing the publicistic activities of V.V. Stasov, author turns to the idea of enlightenment that in modern complicated and dynamically developing world gets especial significance for comprehension of essence and values of culture, for the preserving and further development its intellectual space.

Key words: idea of enlightenment, making and development of culture, artistic-aesthetic education.

8 июля 1970 г. в Москве была открыта IX конференция Международного общества по музыкальному воспитанию — ИСМЕ. Она была посвящена проблеме музыкального просвещения, к которой обращались и обращаются педагоги-музыканты на протяжении многих лет, неразрывно связывая ее с проблемой художественно-эстетического воспитания, вовлечения подрастающего поколения в художественное пространство культуры, необходимостью создания широкого художественно-информационного поля, открывающего возможности постижения смыслов и ценностей культуры.

И сегодня материалы этой конференции вызывают значительный интерес, поскольку педагог-музыкант XXI в., поставивший перед собой задачу создания художественно-образовательной среды, в которой музыка является источником художественного переживания, художественного просвещения, сталкивается с множеством проблем, связанных с различными негативными тенденциями, характерными для современной технократической цивилизации. Опыт предшественников, педагогов-музыкантов XX в., переживших страшнейшие последствия Первой и Второй мировых войн и сумевших в сложнейших условиях сохранить и передать великое музыкальное наследие своим ученикам, представляет огромный интерес.

Одной из негативных тенденций, характерных как для XX в., так и для века XXI, является засилье масс-культуры, всевозможных «произведений-однодневок», очень далеких от высокого искусства. Чтобы сохранить высочайшие достижения музыкальной культуры, музыкально-педагогическая мысль XX в. выдвинула значительное количество художественно-

эстетических концепций, многие из которых и сегодня чрезвычайно актуальны. Так, обосновывая необходимость музыкального просвещения, Д.Б. Кабалевский настаивал на том, что оно рождает особое знание, воздействующее на весь духовный мир молодежи и, «прежде всего, на их нравственность» [2, с. 28]. Именно поэтому он неразрывно связывал музыкальное просвещение с музыкальным воспитанием.

Д.Б. Кабалевский отнюдь не отнимал право молодежи на развлечение и общение с легкой музыкой, считая, что «интерес подростков и молодежи к легкой, развлекательной, особенно танцевальной музыке, — явление само по себе столь естественное, что делать из него проблему равносильно тому, чтобы превращать в проблему саму молодость» [2, с. 29]. Но при этом замечательный композитор, педагог и общественный деятель Д.Б. Кабалевский был убежден, что «проблема, и проблема очень серьезная возникает тогда, когда обстоятельства или чьи-то сознательные действия обращают естественное стремление молодежи не быть скучными против молодежи — тем, что, искусственно раздувая и эксплуатируя это стремление, превращают его в основную и даже единственную эстетическую потребность» [2, с. 29].

Идея музыкального просветительства как структурного компонента художественного просвещения — это воплощение идеи эстетически-ценностного становления личности, постоянного возвышения ее художественных потребностей, обретения возможности их удовлетворения. «Искусство способно и увлекать человека, и только развлекать его. Увлечь можно лишь глубокими мыслями и глубокими чувствами. Развлечь

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

можно чем угодно, любым пустячком, лишь бы он занятно был сделан и «щекотал нервы». Подлинное, глубокое искусство неподвластно веяниям моды, оно способно жить века, обогащая духовный мир человечества и не проявляя признаков постарения, как живут великие творения Баха, Моцарта, Бетховена, Чайковского» [2, с. 29].

Огромная роль музыкального просветительства была признана музыкантами многих стран мира, стремящимися создать художественно-образовательную среду, в которой бы умели не только развлекаться, но и постигать через музыку высочайшие и нетленные духовные ценности, хранимые в художественном пространстве культуры. Каждый педагог-музыкант ищет свой путь, чтобы музыкальное просвещение было эффективным и результативным. Для профессора Дж.Х. Квабена Нке-тия, директора Института Африки Ганского университета, критерием достижения успеха в деле музыкального просвещения и воспитания является не только уровень определенных музыкальных знаний, умений и навыков, полученных учеником, но и заложенная в нем потребность в общении с музыкой, «чтобы в дальнейшем, в течение всей жизни он смог углублять свою музыкальную культуру и продолжать свое музыкальное развитие, которое позволило бы ему приобрести уверенность и принимать участие в музыкальной жизни общества» [2, с. 39]. Эта мысль музыканта из Ганы, высказанная им на IX конференции Международного общества по музыкальному воспитанию (ИСМЕ), представляется очень важной, поскольку идея просвещения — это одновременно и идея непрерывного образования, саморазвития, самосовершенствования.

Взглядом в будущее называет подготовку педагогов-просветителей профессор К. Эрнст, заведующий отделением искусств Калифорнийского государственного колледжа Хейвард (США). Музыкант из США представил точку зрения на место музыки в обществе не только своих коллег — преподавателей музыки, но и антропологов, философов, социологов, психологов, представителей просвещения, религии, правительственных кругов, развлекательного бизнеса, деловых кругов, представителей средств массовой информации, а также известных дирижеров, исполнителей, композиторов, джазовых музыкантов, издателей музыкальной литературы и даже специалистов в области использования музыки в лечебных целях. Весь этот широчайший круг представителей общественности США собрался на Тэнглвудский симпозиум, чтобы определить наиболее болевые точки, связанные с проблемой музыкального просвещения в современном мире. Уже то, каким представительным был этот форум, является свидетельством понимания общественностью США важности, значимости и актуальности проблемы.

На симпозиуме рассматривались такие важнейшие проблемы, как «глубокие расхождения во взглядах различных поколений, разрыв между слушателями и современной музыкой» [2, с. 51]. К сожалению, эти же проблемы стоят и перед педагогом-музыкантом третьего тысячелетия, как и отмеченное участниками

И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

симпозиума растущее пренебрежение к человеческим и эстетическим ценностям. Среди значительного количества рекомендаций следует особо отметить, что одним из важнейших пунктов, принятых на Тэнглвуд-ском симпозиуме, был следующий: «Изучение и использование музыки многих культур занимает ведущее место в музыкальном воспитании 70-х годов. Существует общее мнение, что музыканты-педагоги, так же как и отделения музыки в колледжах и университетах, не могут более оставаться в роли хранителей образовательных музеев, посвященных целиком и полностью исполнению и изучению западной профессиональной и народной музыки. Для того чтобы музыкальное воспитание находилось на уровне века, в котором мы живем, — века космических исследований, реактивных самолетов, молниеносной связи и вычислительной техники, оно должно, помимо западной музыки, включать и открывать возможности для изучения музыки незападной <...> Музыка не есть универсальный язык. Следовательно, существует много видов музыки, и каждый должен изучаться и познаваться на основе его законов и в рамках его традиций» [2, с. 59].

На эту проблему постоянно обращают внимание представители музыкальной культуры Востока. Так, директор Национального центра исполнительского искусства, профессор Н. Менон (Индия) с горечью констатирует, что «до недавнего времени большинство международных музыкальных организаций, находящихся в Европе и Америке, уделяло мало внимания музыкальным традициям и музыкальной жизни данных районов, хотя здесь сосредоточено более половины населения земного шара, а народы, населяющие их, являются наследниками древней и высокоразвитой музыкальной культуры» [2, с. 69].

Музыкант из Индии справедливо называет последние двести лет в истории человечества европейской эрой, поскольку «западная музыка, динамичная и полная жизненных сил, распространилась во многих частях земного шара. Но в истории мировой музыки она представляет собой лишь верхний этаж громадного здания музыкальных традиций, протянувшегося во времени и пространстве, что необходимо признать и Европе, и Америке. Международный музыкальный совет, с которым последние десять лет я тесно связан, все больше склоняется к этой точке зрения, о чем свидетельствуют фестивали азиатской и африканской музыки» [2, с. 70].

Таким образом, приняв пункт о необходимости включения в музыкальное образование и просвещение музыки Востока, США сделали решающий шаг в сторону осуществления диалога культур. Это можно считать огромным достижением просветительской миссии музыкальной педагогики. Следует особо отметить, что это заявление не оказалось исключительно декларацией. На протяжении последних десятилетий прошлого века и первого десятилетия века нынешнего это направление просветительской деятельности американских педагогов-музыкантов неустанно совершенствуется. Убедительным свидетельством тому является исследование выдающегося музыкального

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

«этнографа» Г. Орлова, чье «Древо музыки» обращает нас к глубинному изучению двух альтернативных культур — Востока и Запада.

В предисловии к своей книге автор делится воспоминаниями о работе в музыкальном департаменте Корнельского университета, где вел аспирантский семинар по собственному выбору. Г. Орлов пишет о том, что «участники семинара были тактичны, серьезны, внимательны и участливы. Они довольно свободно ориентировались в мензуральной нотации и тонкостях индийской раги» [3, с. 9]. То, что молодые американцы свободно ориентировались в тонкостях индийской раги, неудивительно, потому что к этому времени в университетах Америки уже преподавали такие выдающиеся музыканты Индии, как Равви Шанкар и Али Акбар Хан, а великий Иегуди Менухин исполнял индийские раги под аккомпанемент Ала Ракха на табла.

Именно поэтому возникает понимание того, «что музыка и ее создание в разных странах мира и в разные исторические периоды имеет много общего: что ни одна система музыкального выражения не представляет собой нечто всеобъемлющее, что на разных этапах развития человеческого общества в разных частях земли, будь то древняя шумерская цивилизация или Греция, Китай, Египет, Индия, были исследованы и изучены — благодаря естественным пределам человеческих знаний и возможностей — лишь некоторые области богатого мира звуков» [2, с. 71]. И хотя Г. Орлов высказывает определенный скепсис по поводу способности его аспирантов осмыслить те общие категории и проблемы, к которым он пытался их приобщить, уже то, что для них уже было открыто пространство индийской раги, говорит о действенности просветительской программы, выдвинутой на Тэнглвудском симпозиуме. А для российского педагога-музыканта (и, соответственно, для его учеников), к глубокому сожалению, пространство восточного искусства и сегодня остается такой же зоной непознанного, как и без малого 40 лет, когда проходила IX конференция ИСМЕ. Это предмет для серьезных размышлений, тем более что сегодня проблема межкультурного диалога является одной из приоритетных проблем культуры.

Интересен и перспективен в осуществлении музыкального просвещения еще один значительный вывод, который сделали участники Тенглвудского симпозиума, из которого следует, что «параллельно со специальным музыкальным образованием можно достигнуть понимания того, что музыка связана с наукой, другими искусствами и гуманитарными дисциплинами. Информация о месте музыки в истории, об ее эстетической природе, о ее возможностях как особого средства общения входит в обязанности как преподавателя музыки, так и естественных наук, философии и литературы» [2, с. 63].

Этот аспект в осуществлении музыкально-просветительской деятельности представляется чрезвычай-

И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

но важным. Он возвращает музыке место, которое ей принадлежало в античной системе мироздания, когда «мусическим человеком» называли личность, обладающую высочайшим уровнем образования, а художественно-образовательная среда была естественной средой обитания эллина. Такой подход разделяется большинством современных музыкантов, убежденных в том, что «искусство в наибольшей степени призвано развивать представления о прекрасном и активизировать позитивные черты характера человека и его творческие силы <...> Эмоциональная и формирующая сознание силы музыки может явиться исключительно важным фактором в становлении личности; ведь именно музыке свойственно вызывать в человеке самые различные чувства и мысли, окрылять его» [2, с. 89].

Сегодня, когда мощь технократической цивилизации достигла невероятных размеров, способствуя тектоническим сдвигам в социальной и культурной жизни общества, особенно актуально звучит высказывание немецкого музыканта П. Михеля, профессора Высшей школы им. Ф. Листа в Веймаре, который в своем докладе на конференции подчеркнул, что «формирование личности не может ограничиться лишь рациональным образованием. Оно должно служить и развитию гуманистических эмоций, развивать многообразие чувств как выражение и созидательный элемент практического и психологического отношения к миру, способствовать возникновению равновесия между ощущениями, мыслями и поступками человека» [2, с. 89].

Проблема формирования гуманитарной культуры личности как «культуры переживания» (Ю. Шор) в начале третьего тысячелетия рассматривается в современных концепциях образования как стратегическое направление, требующее пристального внимания. Музыкальное просвещение как способ созидания целостной гармоничной личности становится одной из важнейших задач на современном этапе культурного строительства. Хотелось бы, чтобы и сегодня «луч Эллады» (О. Мандельштам) согревал музыканта-просветителя, стремящегося наполнить музыкой жизнь нашего современника, открыть ему пути «духовного созидания» (М. Юдина), создать художественно-образовательную среду, способствующую активизации эмоциональных сил и мобилизации интеллектуальных и моральных ресурсов.

Литература

1. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М.: Классика-ХХ1, 2006.

2. Музыкальное воспитание в современном мире. М.: Советский композитор, 1973.

3. Орлов Г. Древо музыки. СПб.: Композитор, 2005.

4. Щербакова А.И. Философия музыки и музыкального образования. Ч. II. М.: ГРАФ-ПРЕСС, 2008.

5. Юдина М.В. Вы спасетесь через музыку. М.: Классика-ХХ1, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.