Научная статья на тему 'Природа человека и ее воплощение в древних религиях и мифах'

Природа человека и ее воплощение в древних религиях и мифах Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
376
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНИЕ РЕЛИГИИ / ПРОСТРАНСТВО МИФА / БОГИ И ГЕРОИ / КУЛЬТУРНЫЙ ГЕРОЙ / ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА / ЧЕЛОВЕК КАК ТВОРЕНИЕ И ТВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Щербакова А.И.

Размышляя о смыслах и ценностях культуры, о том, что необходимо для их сохранения и приумножения, мы неизбежно обращаемся к природе человека, к его эмоциям и чувствам, темпераменту, социальным и культурным потребностям, достоинствам и недостаткам, то есть к тому, что составляет его характерные особенности. И каждый раз мы сталкиваемся с невероятной сложностью этого процесса, с тем, что нет и не может быть двух совершенно одинаковых личностей, что каждый представитель человеческого рода уникален и неповторим. Значительную роль в постижении сущности человеческой природы играют древние религии и мифы, позволяющие проследить за тем, как формировались представления человека не только об окружающем мире, но и о самом себе. Данная работа рассматривается как еще один шаг в постижении природы человека, воплощенной в древних религиях и мифах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Природа человека и ее воплощение в древних религиях и мифах»

ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ ВОПЛОЩЕНИЕ В ДРЕВНИХ РЕЛИГИЯХ И МИФАХ

© Щербакова А.И.1

Московский государственный институт музыки им. А.Г. Шнитке,

г. Москва

Размышляя о смыслах и ценностях культуры, о том, что необходимо для их сохранения и приумножения, мы неизбежно обращаемся к природе человека, к его эмоциям и чувствам, темпераменту, социальным и культурным потребностям, достоинствам и недостаткам, то есть к тому, что составляет его характерные особенности. И каждый раз мы сталкиваемся с невероятной сложностью этого процесса, с тем, что нет и не может быть двух совершенно одинаковых личностей, что каждый представитель человеческого рода уникален и неповторим. Значительную роль в постижении сущности человеческой природы играют древние религии и мифы, позволяющие проследить за тем, как формировались представления человека не только об окружающем мире, но и о самом себе. Данная работа рассматривается как еще один шаг в постижении природы человека, воплощенной в древних религиях и мифах.

Ключевые слова: древние религии, пространство мифа, боги и герои, культурный герой, человеческая природа, человек как творение и творец культуры.

Даже самый беглый взгляд на мифологическое пространство, созданное человечеством, знакомство с древними религиями показывает, каким неисчерпаемым источником изучения человеческой натуры, еще не тронутой цивилизацией, являются эти религиозно-художественные тексты. Как много они могут рассказать нашему современнику о том, что есть человек как творение и творец культуры. Они показывают, что с глубокой древности человек стремится постичь самого себя, свою природу, определить то место, которое предназначено ему судьбой, а, может быть, и поспорить с ней, поставив перед собой цели, достичь которых жаждет всей душой, вопреки всем существующим препятствиям. При этом каждый человек (как в древности, так и сегодня) осознает, что «попадает в мир без своего согласия и не по собственной воле. В этом отношении он ничем не отличается от животных, от растений, от неорганической материи. Однако будучи наделен разумом и воображением, он не может удовлетвориться пассивной ролью творения, ролью кости, брошенной из стаканчика. Им движет стремление выйти за пределы роли творения, преодолеть случайность и пассивность своего появления на свет, стать творцом» [6, с. 11]. Весь многовековой путь разви-

1 И.о. ректора, доктор педагогических наук, доктор культурологии, профессор.

тия человечества - это путь преодоления участи творения, путь преобразования человека в творца культуры.

Эту потребность мы ощущаем еще задолго до того, как человек начал осознавать себя личностью, задолго до того, как он объявил себя «мерой всех вещей» и начал стремительно преобразовывать окружающий мир. Но даже тогда, когда он еще чувствовал свое неразрывное единство с природой, когда рождались первые религиозные представления, которые должны были помочь преодолеть страх перед неведомым (природными стихиями, неизбежностью смерти и т.д.) и дать объяснение всему происходящему в мире, в древних текстах мы уже находим черты человеческой природы, запечатленные во множестве мифологических сюжетов. Знакомство с этими сюжетами позволяет проследить за тем, как постепенно и неуклонно возрастает роль личности, какие черты человеческой природы древний человек начинает выдвигать на первый план.

Так, в религиях Древнего мира рождаются образы богов и героев, которые наделяются чертами, вызывающими в древнего человека восторг или ужас. Реальность рождает потребность в борьбе за выживание, которая преображается в мифе в борьбу Громовержца с Великим Змеем. Эти образы мы встречаем во множестве мифов разных народов. У древних греков Зевс поражает Тифона, а у древних египтян Амон столь же успешно справляется со змеем Апопом, а скандинавскому богу Тору оказывается под силу сразить Мирового Змея Ёрмунганда. И уже в этих древнейших сказаниях появляется одна из основных идей, которая позже станет стержнем в появлении и развитии множества этических учений человечества - идея борьбы Добра и Зла. В древних мифах мы находим воплощение идеи, которая и сегодня живет, несмотря на множество существующих доказательств ее порочности. Эта идея формулируется следующим образом: цель оправдывает средства, поэтому древние боги идут на самые невероятные преступления во имя ее достижения. В современных исследованиях отмечается, что «по сути, все боги амбивалентны, способны и на добро, и на зло. При этом «молодые» мироправители нередко совершают страшные преступления даже с точки зрения тех суровых времен - клятвопреступничество, братоубийство, буйный разврат. Преступления богов - важнейшая тема, например, скандинавских мифов» [1, с. 20]. В мифах и сказаниях отсутствует оценка их действий, поскольку они продиктованы необходимостью достижения часто благих целей. Страшный урок, который был в полной мере воспринят человечеством как напутствие. Эта идея и сегодня часто служит оправданием весьма неблаговидных поступков.

Несомненно, в природе человека существует потребность в оценке своих действий с позиции тех представлений о добре и зле, которые начинают складываться еще в глубокой древности. В одной из своих работ А.Г. Ки-фишин знакомит с архивом древнейших надписей, который хранится с па-

леолитических времен в Северном Приазовье, под Мелитополем. Это интереснейший памятник древней истории: Каменная Могила - «грандиозная глыба брекчии, оставшаяся в степи еще со времен существования на ее месте Сарматского моря. В послерюмский период она служила порогом бывшей реки Молочной, текшей параллельно Днепру Под действием дождей, солнца и ветра глыба раскололась на отдельные плиты, а внутри нее образовались многочисленные гроты и пещеры. В них с XII тыс. до н.э. стали функционировать святилища, в которых ведущая роль была отведена письменному слову: потолки 62 гротов и пещер оказались испещренными символи-ко -пиктографическими текстами (около 130 панно)» [2, с. 57]. В своем исследовании А.Г. Кифишин приводит текст одного из этих панно (№37/4), где сюжет перекликается с шумерской поэмой «Энлиль и Нинлинь». Текст панно повествует о том, как бог Энлиль соблазняет гулявшую по берегу реки юную девушку Нинлиль. За это недостойное деяние боги осуждают его и отправляют в преисподнюю. Здесь мы наблюдаем как проявление человеческой природы, так и осуждение его с позиции морали. Однако, у этой истории есть продолжение, которое тоже очень интересно для изучения того, как формировались взгляды и убеждения человека древнего мира.

Кифишин обращает внимание на то, что на этом панно приведено проклятие матери девушки, обращенное к богу Энлилю, которое отсутствует в шумерском эпосе: «Познанием судьбы странника (т.е. изгнанием) Энлиль да будет наказан! В Ущелье Севера душ да отправится он! (Люди) марзи да скроют его» [2, с. 57]. А это значит, что в те далекие времена мать осуществляла свою миссию и как хранительница очага, и как хранительница нравственных устоев семьи. Но и это еще не конец истории. Соблазненная девушка, несмотря на осуждения и проклятия, следует за возлюбленным в преисподнюю, где позже родит ему четырех сыновей. Сила любви выше морального осуждения и богов, и матери, она поднимается над ними, жертвуя всем во имя этого великого чувства. Удивительный и восхитительный сюжет, урок, преподанный за много тысячелетий до нашей эры. Очевидно, что создавая пантеон богов, древний человек наделяет их множеством черт, присущих его собственной, человеческой природе. Так среди множества богов, которых создала шумерская цивилизация, есть бог мудрости - Энки, его называют самым добрым богом, который дал человеку скот и зерно, обучил садоводству и огородничеству, льноводству и даже искусству врачевания. Однако, это не помешало шумерам наделить его некоторыми дурными привычками. Он не слишком чистоплотен (в текстах упоминается о грязи под ногтями Энки) и очень склонен к излишним возлияниям.

Предания шумеров гласят, что когда он вылепил первую пару людей из глины и приказал им трудиться на богов, то остался так доволен своей работой, что позволил себе напиться. А это уже имело весьма неприятные последствия, поскольку в этом состоянии он начал лепить уродцев, не имею-

щих пола и разума, нелепых и бессмысленных. В этих сказаниях великий и мудрый бог вдруг приближается к человеку, становится удивительно похожим на него. Удивительно, но когда читаешь этот текст, то неожиданно ловишь себя на том, что вместо вполне естественного осуждения начинаешь испытывать невольную симпатию к мудрому богу Энки, которому не чуждо человеческое начало. Возможно, именно такое чувство и двигало древними мифо-творцами, создававшими образ бога в значительной степени на основании собственного житейского опыта. Ведь именно так создают свои шедевры художники всех времен и народов. Преображая действительность, они все равно отталкиваются от тех представлений, впечатлений, образов, с которыми встречаются в реальной жизни. Если мы обратимся к древней культуре африканских народов, то и там сразу столкнемся с множеством мифов, в которых осмысливается и дается оценка природе человека. В каждом из них в той или иной степени прослеживается идея взаимозависимости преступления и наказания. Так, в верованиях древних африканцев есть миф об Абук - первой женщине народа динка, который проживал на юге Судана. Абук нарушила закон и из-за этого навлекла на свой народ смерть и множество болезней.

За что же была наказана Абук? История очень показательна для понимания того, что древние вкладывали в понятия добра и зла. Итак, боги, которые заботились о человеке благословили первого мужчину Гаранга и его жену Абук и подарили им зерна проса, чтобы они могли добывать себе пропитание. По наставлению богов, Абук должна была каждый день сажать в землю одно зерно, поскольку этого было вполне достаточно для жизни. Но Абук оказалась алчной, ей захотелось большего. Она постоянно расширяла свои посевы и в результате повредила палец верховного бога, причинив ему боль и страдание. Гнев его был поистине ужасен. Он покинул людей и перерубил веревку, которая до этого связывала небо и землю. Оставшись без его поддержки, люди испытали много тягот: смерть, болезни, изнурительный труд ради куска хлеба. Так в глубокой древности была оценена алчность как один из пороков, присущих человеку[4, с. 7]. В культуре Древней Индии есть бог Авалокитешвара, который достиг высшего просветления и поэтому ему доступно такое чувство, как сострадание. Изображая его с тысячью рук, индийцы показывают, что сострадание может быть бесконечным, что оно относится к высшим проявлениям духа. В мифах рассказывается о том, что этот бог отказался от освобождения от череды воплощений, поскольку счел, что должен постоянно возвращаться, чтобы спасать род человеческий, быть ему полезным и нужным. Жертва во имя любви и сострадания, сюжет, который многократно повторяется в мифах и религиозных верованиях всех народов мира. Бог Авалокитешвара особо почитается на Тибете, там он получил новое имя - Чен-Ре-Ци [5].

Значительное место в языческих верованиях занимает культурный герой, его мы встречаем в мифах всех народов мира. Это Прометей в мифоло-

гии Древней Греции, Мир-суснэ-хум у манси, Дох у кетов, Хадо у нанайцев, Эллей у якутов и т.д. «Главная функция культурного героя - улучшать Мир, учить людей полезным умениями навыкам, добывать для них небесные дары (порою вопреки воле богов) и вообще всячески благодетельствовать род людской, независимо от того, заслуживают люди этих благодеяний или нет. Культурный герой обычно подается в мифологии как альтруист, не ищущий никаких личных выгод» [3, с. 67]. Альтруизм, сострадание, соучастие, жертва во имя любви - вот те черты, которыми наделяет античность своих героев. Еще один урок, который дают нам художники древнего мира. Заметим, что культурный герой не только творит добрые дела, но еще и выступает как учитель и наставник. Так, Мир-суснэ-хум учит человека строить лодки, охотничьи орудия и рыболовческие снасти, а также, подобно Прометею, знакомит людей с огнем, чтобы они могли не только самостоятельно добывать себе пропитание, но и готовить пищу. Множество полезных дел совершает и якутский культурный герой Эллэй, который подарил человеку плавильный горн, меха для раздувания и сохранения огня, научил искусству гончарства. Ему принадлежит идея строить загоны для скота, хлев для жеребят. Он же создал чороны (молочную посуду).

В мифах Якутии Эллэй - это совершенно обычный человек, особенностью которого является способность к творческому созиданию и бескорыстное желание помочь человеку стать творцом - созидателем, способным самому строить свою жизнь. Так, в древних религиях и мифах появляется важнейшая идея культуры - идея творческого созидания, идея преобразования человека из творения в творца. Эта идея и является тем стержнем, благодаря которому человечество сегодня вправе гордиться своими великими достижениями во всех областях знания. А там, где эта идея заменяется другой, тоже свойственной человеку (цель оправдывает средства), человечество ввергается в пучину страшных бедствий. При том уровне технического прогресса, которого сегодня достигло человечество, реализация этой идеи в определенных обстоятельствах дает возможность уничтожить не только все достижения человечества, но и саму жизнь на Земле. И это главный урок, который дарят нам мифы и религии Древнего мира.

Список литературы:

1. Алексеев С.В. Все религии мира / С.В. Алексеев, Г.А. Елисеев. - М.: Вече, 2007. - 592 с., ил.

2. Кифишин А.Г. Протописьменность палеолита. Древнейшие надписи Каменной Могилы и их западноевропейские аналоги / А.Г. Кифишин // Сфинкс, или мифология бытия. Сборник статей / Под редакцией Л.И. Акимовой. - М.: Издательский центр «ПОЛЕТ ДЖОНАТАНА», 2012. - С. 57-66.

3. Косарев М.Ф. Культурный герой, трикстер, шаман в их сакральном и бытовом соотношении (по сибирским фольклорным и этнографическим ма-

териалам) / М.Ф. Косарев // Сфинкс, или мифология бытия. Сборник статей под редакцией Л.И. Акимовой. - М.: Издательский центр «ПОЛЕТ ДЖОНАТАНА», 2012. - С. 67-75.

4. Словарь мифов / Под редакцией Питера Бентли. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. - 232 с., ил.

5. Ульциферов О.Г. Культурное наследие Индии / О.Г. Ульциферов. - М.: АСТ; Восток-Запад, 2005. - 875 с.

6. Фромм Э. Искусство жить / Э. Фромм. - М.: АСТ, 2014. - 348 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.