Научная статья на тему '«Неолитическое чудо»: дар богов или потерянный рай?'

«Неолитическое чудо»: дар богов или потерянный рай? Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
591
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЛЕДЕЛИЕ / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / КУЛЬТУРА / МИФОЛОГИЯ / ДРЕВНИЙ МИР / ИСТОРИЯ ЕДЫ / ПИЩЕВЫЕ СИСТЕМЫ / AGRICULTURE / CIVILIZATION / CULTURE / MYTHOLOGY / ANCIENT HISTORY / FOOD STUDIES / FOOD SYSTEMS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Павловская Анна Валентиновна

Переход человечества к производству своих продуктов питания в эпоху неолита и становление сельского хозяйства в период существования первых цивилизаций имел огромные последствия для истории человека вообще и истории еды в частности. Изменения в системе хозяйства привели к становлению нового уклада жизни, легли в основу складывающихся государственных объединений, изменили культуру и мировоззрение людей. Безусловно, они существенным образом повлияли на традиции приема пищи и ее состав. Среди исследователей не существует единого мнения относительно времени, места и причин перехода к новой системе хозяйствования и питания. Зато до нас дошел значительный комплекс мифов и сказаний, посвященных теме появления земледелия. Эти источники очень важны, так как дают представление о том, как сами люди понимали этот процесс, как они его оценивали в древности, в тот период, когда эти изменения были еще относительно недавними. Шумеро-аккадская мифология, легенды древнего Китая, Ветхий Завет и труды классиков античного периода легли в основу исследования. В результате становится очевидным различие в подходах и оценках в разных культурах, тех, которые изначально строили свою культуру на земледелии, и тех, у которых основой хозяйства являлось скотоводство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Neolithic Miracle”: Gods’ Gift or Lost Paradise?

The transition of humankind to food production in Neolithic period and agriculture coming-to-be during the epoch of first world civilizations had a great impact on human history in general and food history in particular. Great changes in economy brought to existence a new way of life, created the basis for first civilizations, changed human culture and worldview. There is no doubt that they influenced traditions of taking food and its composition to a great extent. Modern scholars do not have a common opinion about when, where and why this transition to the new system of economy and nutrition took place. But we have a considerable amount of myths and legends at our disposal concerning the appearance of agriculture. This kind of historical sources is very important as it gives us an idea of what people thought about the process in ancient times when the changes were quite recent. Sumerian and Akkadian mythology, legends of ancient China, Old Testament and works by Greek and Roman thinkers made a foundation for the present research. As a result the difference in approaches and attitudes between grain-producing cultures and stock-raising ones is clarified.

Текст научной работы на тему ««Неолитическое чудо»: дар богов или потерянный рай?»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2017. № 1

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

А.В. Павловская

«НЕОЛИТИЧЕСКОЕ ЧУДО»:

ДАР БОГОВ ИЛИ ПОТЕРЯННЫЙ РАЙ?

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» 119991, Москва, Ленинские горы, 1

Переход человечества к производству своих продуктов питания в эпоху неолита и становление сельского хозяйства в период существования первых цивилизаций имел огромные последствия для истории человека вообще и истории еды в частности. Изменения в системе хозяйства привели к становлению нового уклада жизни, легли в основу складывающихся государственных объединений, изменили культуру и мировоззрение людей. Безусловно, они существенным образом повлияли на традиции приема пищи и ее состав. Среди исследователей не существует единого мнения относительно времени, места и причин перехода к новой системе хозяйствования и питания. Зато до нас дошел значительный комплекс мифов и сказаний, посвященных теме появления земледелия. Эти источники очень важны, так как дают представление о том, как сами люди понимали этот процесс, как они его оценивали в древности, в тот период, когда эти изменения были еще относительно недавними. Шумеро-аккадская мифология, легенды древнего Китая, Ветхий Завет и труды классиков античного периода легли в основу исследования. В результате становится очевидным различие в подходах и оценках в разных культурах, тех, которые изначально строили свою культуру на земледелии, и тех, у которых основой хозяйства являлось скотоводство.

Ключевые слова: земледелие, цивилизация, культура, мифология, древний мир, история еды, пищевые системы.

Около 10 тыс. лет назад произошло то, что некоторые ученые называют «неолитической революцией», хотя более уместно слово «чудо»: человек стал сеять зерно и одомашнил животных, т.е. научился сам производить продукты питания. С этого момента неспешная дотоле в своем развитии жизнь людей стала стремительно набирать обороты: развитие земледелия привело к оседлому образу жизни, строительству укрепленных поселений, а потом и градостроительству, накоплению

Павловская Анна Валентиновна — доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой региональных исследований факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова (e-mail: annapavl@mail.ru).

избытков продуктов, разделению труда, обогащению одних и появлению социального и гендерного неравенства, созданию государств, развитию искусств и наук, появлению письменности, словом, возникновению того, что принято называть понятием «цивилизация». Сотни тысяч лет у человека ушло на то, чтобы выделиться из животного мира, десятки тысяч на то, чтобы получить право называться «разумным», и всего несколько тысяч на создание современной цивилизации, в основе которой лежит умение самостоятельно производить свою пищу, что человек посчитал покорением природы.

Ученые не прекращают споры на тему когда, как, где и почему человек отказался от привычного ему охотничьего уклада и взвалил на себя ярмо сельского хозяйства [Вавилов, 1932; Дарвин, 1941; Добровольская, 2003; Семенов, 1974; Чайлд, 1952; Шнирельман, 1980; Cambridge World History of Food, 2000; Diamond, 1987]. Впрочем, для темы истории еды не столь и важно, как на самом деле проходило одомашнивание животных и растений. Гораздо важнее сам факт произошедшего и его последствия, а также те мифы и легенды, которые сложились за много веков существования земледелия. То, как сам человек представлял и оценивал этот процесс в данном случае более значимо, что историческая истина (тем более, что до ее познания пока далеко).

Как же выглядел переход к земледелию в мифах, легендах и преданиях разных народов. Возьмем лишь самые известные. Объяснений было два: самое древнее, божественное вмешательство, и более позднее, в эпоху римского материализма — закономерное развитие человечества. Во всех случаях человек пребывал в дикости, а дар земледелия принес ему не просто пропитание, но и другие блага, то, что принято называть понятием «культура» и «цивилизация». Не случайно слово «культура» на латинском языке означает «возделывание» и первоначально относилось к обработке земли, а потом уже, все в той же античности, обрело более широкое значение.

В древнейшей мифологии человечества — шумерской — бог земли и воздуха Энлиль, один из трех великих богов (вместе с Ану, богом неба, и Энки, богом воды и подземного царства), создал богинь земледелия (Ашнан-Зерно) и скотоводства (Лахар-Овца) и передал их дары и умения людям. Изначально и боги («ануннаки») не знали все прелести зерновой и мясомолочной пищи, голодали и не имели представления об изобилии. Так что сначала пришлось одарить богов, а потом уже передать знания людям.

Человечество тех далеких дней

Хлеба для пропитанья не знало.

Как обернуться одеждой, не знало.

Голыми по Стране бродили.

Словно овцы, ртами траву щипали.

Водою канав утоляли жажду.

Тогда на Земле Первоздания божьей,

В доме том, на Холме Священном,

Лахар-Овца и Зерно-Ашнан созданы были.

И в божьей трапезной собрав

Изобилие Овцы и Зерна,

Ануннаки Священного Холма

Вкушают и не наполняются...

Тогда-то Энки и промолвил Энлилю:

«Отче Энлиль, Зерно с Овцою,

На Священном Холме сотворенные.

Со Священного Холма да будут спущены!»

И, согласно светлым словам Энки и Энлиля,

Овца и Зерно со Священного Холма были спущены.

Овцу они оградили загоном.

Взрастили ей богатые травы.

Для Зерна они устроили поле.

Даровали ей плуг, ярмо и упряжку.

Восходят Овца и Зерно в сиянии.

Для народа они — благоденствие.

Для Страны — поддержание силы жизни.

Сути божьи исполняют праведно.

Ими житницы Страны наполнились.

Закрома Страны от них разбухли.

И когда в домы бедные, во прахе лежащие.

Они вступают — изобилием одаряют.

Куда вдвоем стопы они направляют —

Щедрость, груз их, нечто в дом прибавляет1.

За человечество вступился Энки он, подобно Прометею, нередко выручал людей в трудные минуты, он же и создал их из глины, и спас праведника во время потопа, уничтожившего все живое. Но все-таки сельскохозяйственные гимны и пастушеские, и земледельческие слагались в основном именно Энлилю.

Хвалебный гимн Энлилю. Могуч его пахарь, верный пастырь Шумера, В добрые дни рожден с надеждой! Пахарь, создавший поля обширные. Пройдет по полю — хлеба колосятся! Энлиль! Добрый пастырь Вселенной. Пастух, что ведает всеми жизнями2.

1 От начала начал. Антология шумерской поэзии. СПб.: Петербургское Востоковедение, 1997. С. 74-75.

2 Там же. С. 101-102.

И так далее. Схожие мотивы перешли в аккадские, ассирийские, вавилонские мифы; союзники, переселенцы и захватчики принимали многое в верованиях своих предшественников. Есть в шумеро-аккад-ской мифологии и богиня-мать, более древняя, чем Энлиль, Энки и другие боги. Имя ее менялось — Ки, Нинту, Нинмах, Нинхурсаг, но суть прародительницы и покровительницы всего живого, в том числе и плодородия, сохранялась. Дар земледелия нередко передавался людям богом-благодетелем, культурным героем, демиургом, но охранительницей человеческой жизни и человеческой пищи всегда была богиня-женщина, богиня-мать, богиня-кормилица.

Древнеегипетская мифология, соперничающая с шумерской за право первенства, связывает появление земледелия с двумя главными богами, супружеской четой, Осирисом и Исидой. Диодор Сицилийский, древнегреческий историк I в. до н.э., излагает историю следующим образом (соединяя египетскую и греческую мифологию): «Прежде всего Осирис уничтожил людоедство среди человеческого рода. После того, как Исида нашла зерна пшеницы и ячменя, случайно выросшие на земле среди прочей травы и неизвестные людям, а Осирис придумал обработку этих зерен, — (после этого) вся пища изменилась как благодаря приятным свойствам открытых зерен, так и по причине очевидной пользы (для людей) воздерживаться от зверства в отношении друг друга». Обращает на себя внимание тот факт, что зерна были найдены случайно и среди другой травы, схожую мысль, но в научном варианте, две тысячи лет спустя изложил советский ученый Вавилов.

Открытие земледелия как следствие влечет за собой и установление законов и порядка, т.е. культуры и цивилизации в нашем понимании: «Ведь в некоторых городах и в храмах Исиды выносятся стебли пшеницы и ячменя в качестве воспоминания о том, что было обнаружено искусной богиней в древние времена. (Египтяне) говорят, что Исида установила законы, согласно которым люди прекратили беззаконную жизнь и бесчинство, опасаясь наказания, и воздают друг другу справедливость». О скотоводстве речи не идет, только зерновые, виноград и другие растительные плоды упомянуты в качестве основы новой жизни.

Осирису так понравилось его собственное благодеяние, что он решил подарить земледелие и виноградарство, которое он тоже, согласно Диодору, открыл, всему человечеству. Новая пища отвратила людей от дикости, установила новый уклад жизни и просто доставила людям удовольствие. Действительно, насколько приятнее было поедать хлеб и кашу, чем своих соплеменников. Впрочем, иногда, что характерно, — распространять культуру приходилось огнем и мечом, против желания самих людей. «Рассказывают, что Осирис, будучи благодетельным и честолюбивым, собрал большое войско, намереваясь пройти через

весь обитаемый свет и научить человечество выращиванию виноградной лозы, а также посеву пшеницы и ячменя. Ведь Осирис полагал, что, заставив людей отвратиться от дикости и изменив ежедневный уклад (их) жизни, он получит бессмертные почести по причине величия благодеяний. Именно это и произошло в действительности: ведь не только современники (Осириса), получившие этот дар, но также и все потомки почитали изобретателей (этих благ) в качестве славнейших богов по причине приятности (вновь) открытой пищи. Осирис обошел также другие народы в Азии и (затем) переправился в Европу через Геллеспонт. Во Фракии Осирис убил царя варваров Ликурга, поскольку тот противился его действиям.»3

В «Трудах и днях» древнегреческого ученого Гесиода (УШ—VII вв.), первого исторически достоверного поэта и философа, труды которого дошли до наших дней, Зевс в наказание за то, что Прометей подарил людям огонь и научил их земледелию, наказывает их. Он заставляет их добывать себе пищу трудами и «заботами»: «Но далеко Громовержец источники пищи запрятал, // В гневе на то, что его обманул Прометей хитроумный. // Этого ради жестокой заботой людей поразил он.»4

Гесиод первым предложил деление человечества на разные поколения (подобно тому как Г. Морган и Ф. Энгельс в XIX в. разделили историю человечества на разные стадии дикости-варварства-цивилизации), причем источники пищи занимали ведущее место в этом делении. Золотое поколение не знало бед и было самым счастливым, оно еще не было наказано Зевсом, это было царство Крона: «Большой урожай и обильный // Сами давали собой хлебодарные земли. Они же, // Сколько хотелось, трудились, спокойно сбирая богатства»5.

Серебряное поколение, похуже золотого, отличилось тем, что, возгордившись, не приносило жертв Олимпийским богам. Медное поколение отличалось воинственностью, жестокостью, как и положено воинам они «хлеба не если». Четвертое поколение тоже воевало, у Фив, у Трои, за что было вознаграждено после смерти. На Блаженных островах, где они оказались: «Трижды в году хлебодарная почва героям счастливым // Сладостью равные меду плоды в изобилье приносит»6. Ну и, наконец, железное поколение, современное автору, наказано богами и добывает хлеб свой в поте лица.

Интересно, что Гесиод, автор Теогонии, первого в истории сочинения, посвященного происхождению и родословию богов, советует

3 Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Древний Восток и античный мир. Труды кафедры истории древнего мира исторического факультета МГУ. Вып. 3. М., 2000. С. 107—110.

4 Гесиод // Полн. собр. текстов. М.: Лабиринт, 2001. С. 47—49.

5 Там же. 117—119.

6 Там же. С. 172—173.

своим современникам в земледельческом вопросе полагаться только на свой труд, а не на божественное провидение. Он наставляет своего брата Перса: «Помни всегда о завете моем и усердно работай, // Перс, о потомок богов, чтобы голод тебя ненавидел, // Чтобы Деметра в прекрасном венке неизменно любила // И наполняла амбары тебе всевозможным припасом. // Голод, тебе говорю я, всегдашний товарищ ленивца...»7

Безумец или провидец I в. до н.э. римлянин Тит Лукреций Кар поражает остротой и неожиданностью своих взглядов на историю человеческого развития. Одним только мимолетным «говорят» он сводит на нет теорию божественного происхождения земледелия, к тому же, в отличие от своих высокомерных имперских современников, признает наличие и иного пути развития. В знаменитом труде «О природе вещей» Лукреций пишет: «Так, говорят, обработке полей научила Церера // Смертных, а сок из гроздей виноградных выдавливать — Ли-бер. // Хоть и без этих даров продолжалось бы жизни теченье, // Как и доныне живут, по слухам, иные народы.»

Приводит он и свое видение случившегося. Земледелие так же, как и использование огня, и приготовление пищи, и изготовление тканей для одежды, и прочие блага цивилизации открыли те, «кто даровитее был и умом среди всех выдавался». А «учителем» их была сама природа. Картина, предложенная Лукрецием, удивительно напоминает построения современных ученых. Только, в отличие от них, он не лишал древнего человека смекалки и способности к осознанному эксперименту и творчеству:

Первый посева пример и образчик прививки деревьев Был непосредственно дан природою, всё создающей: Ягоды, желуди, вниз упадавшие наземь с деревьев, Густо роясь у корней, своевременно все вырастали. Это и подало мысль прививать к деревьям отростки И на полях насаждать молодые отводки растений. Всячески стали затем обрабатывать милое поле И замечали тогда, что на нем от ухода за почвой Диких растений плоды получались нежнее и слаще.

Так, наблюдая за жизнью растений, подмечая их свойства, отбирая и высаживая лучшие, тщательно ухаживая за ними, человек получил те, которые «нежнее и слаще». И не мог уже остановиться, зерно, как и другие продукты земледелия, — стало желанной потребностью. Пусть вскользь, но Лукреций прозорливо указывает на изменения вкусов людей, на то, что именно это заставило их изменить образ питания и жизни:

7 Там же. С. 298-301.

Ибо наличная вещь, коль приятней ее мы не знаем, Нравится больше всего и кажется полной достоинств. Но постепенно затем предмет, оказавшийся лучше, Губит ее и всегда устарелые вкусы меняет. Так отвратительны всем стали желуди, так в небреженье Ложа из листьев и трав постепенно оставлены были8.

Легенды других народов рисуют мирную картину освоения человеком земледельческой культуры. В древнекитайской Книге ритуалов («Ли Цзи»), составленной в ГУ—1 вв. до н.э., рассказывается о первоначальной дикости людей и о благодеяниях мудрецов, даровавших блага цивилизации, в первую очередь, в пищевой сфере:

«Некогда прежние государи не имели дворцов и палат. Зимой они жили в искусственных пещерах, летом поселялись в плетеных из веток гнездах. Не было еще огня для улучшения [пищи], а питались плодами деревьев и трав, мясом диких животных и птиц, пили их кровь, пожирали их с шерстью. Потом благодаря деяниям совершенному-дрых стали пользоваться благами огня, выплавлять металлы и лепить глину, чтобы делать башни и надстройки на них, дворцы и дома, окна и двери; чтобы варить и жарить, тушить и вялить; чтобы делать вино и закваску»9.

Легендарный китайский император Шэнь-нун чаще других называется в качестве мудреца, научившего людей земледелию и покровительствовавшего ему. В историческом труде китайского ученого II в. до н.э. Сыма Цяня рассказывается о его рождении и правлении. Выглядел благодетель человечества странно: имел тело человека, а голову быка (в некоторых вариантах он еще и зеленого цвета, и рожден от дракона).

«[Шэнь-нун] правил под [покровительством] стихии огня, поэтому его и прозвали Янь-ди ("Огненный император"). Обтесав дерево, [он] сделал сошник сы, согнув дерево, [он] сделал соху лэй для вспашки и прополки, и научил этому народ. [За то, что] он впервые научил [людей] пахоте, его прозвали Шэнь-нун ("Святой пахарь").

Затем [Шэнь-нун] совершил жертвоприношения в двенадцатой луне и бил красной плетью по травам и деревьям. [С этого времени] впервые были опробованы все травы и впервые появились лекарства. Он же создал пятиструнные гусли сэ. [Шэнь-нун] научил людей днем устраивать базары, обмениваться [товарами] и возвращаться [домой] получив то, что каждому было нужно»10.

8 См.: Тит Лукреций Кар. О природе вещей. М.: Художественная литература, 1983. С. 196—198.

9 Древнекитайская философия: Собрание текстов: В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1973. С. 102.

10 Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. I. М.: Восточная литература, 2001. С. 346.

Шэнь-нуна также величали властителем пяти злаков, тех самых, умение возделывать которые он подарил людям. Правда, злаки эти называют разные: два вида проса, соевые бобы, пшеница и рис, в других вариантах — ячмень, кунжут и др.

Первопредок династии Чжоу Хоу-цзи или просто Государь-Просо также является культурным героем, научившим свой народ земледелию (Китай — страна большая и издревле густонаселенная, в том числе в разных регионах были нужны и разные герои, хотя истории их во многом схожи). Рождением он был обязан любопытству своей юной матери: увидев однажды в поле гигантский след, она ради шутки вступила в него и в результате забеременела. Удивительно ли, что ее родные не приветствовали малыша и пытались избавиться от него разными способами: оставляли его то на многолюдной городской улице, то в дремучем лесу, а то и на страшном морозе. Но мальчик каждый раз чудесным образом спасался, в том числе в конце концов родственникам пришлось смириться с его существованием. И они не пожалели об этом:

«Так как мальчика несколько раз бросали, то его прозвали Ци — Брошенный. По преданию, Ци стал родоначальником народа чжоу. Он с детства любил земледелие, а когда вырос, то научил людей сеять хлеба. Поэтому потомки называли его Хоу-цзи — Князь-просо.

Хоу-цзи с детства, играя, любил собирать в поле зёрна пшеницы, проса, бобов, гаоляна, семена тыквы и косточки фруктов и сажал их в землю. Созревавшие злаки и фрукты были вкусней, крупней, слаще и ароматней, чем дикорастущие. Когда Хоу-цзи стал взрослым и сделался опытным земледельцем, он начал изготовлять из дерева и камней простейшие сельскохозяйственные орудия и учить своих близких обрабатывать землю. Раньше люди жили охотой и сбором диких плодов, но людей становилось больше, еды не хватало, жить стало труднее. Видя успехи Хоу-цзи, окружающие постепенно поверили ему. Сначала землю стали обрабатывать родичи его матери — Ютай, а потом об этом узнал и государь Яо. Он предложил Хоу-цзи ведать земледелием и руководить всеми полевыми работами. Шунь, ставший правителем после Яо, пожаловал Хоу-цзи область Тай, где особенно умели выращивать урожай.

После смерти Хоу-цзи, в память о его заслугах, похоронили в красивой местности среди гор и рек, называвшейся Дугуанской равниной. Она находилась вблизи небееной лестницы Цзяньму, по которой божества спускались на землю. Земля в Дугуане была очень плодородной, там произрастали различные злаки, и зерна риса были белые, как жир. Там пели птицы луань, танцевали фениксы и происходили

различные чудеса. Всё это, вероятно, было связано со славой и чудесными деяниями Хоу-цзи»11. Такая вот сельскохозяйственная идиллия.

Введение земледелия в большинстве культур показано как мирный и созидательный процесс. Как правило — это дар богов или героев, чаще всего мужчин. В отличие от появления пищи вообще. Напомним, что древний, еще первобытный пласт мифов и сказаний об изначальной Великой богине, представляет ее кормилицей всего сущего и создательницей пищи [Павловская, 2015]. Пища производится тремя главными способами. Первый — возникает сама по себе из пота, слюны или других испражнений божества. Так появляется из ничего еда в русских и славянских сказках (например, у Бабы-Яги), в мифах народов русского севера, в японском сказании о богине пищи, известной под именами О-гэцу-химэ, Укэмоти-но ками и другими. Второй способ — оказавший большое воздействие на последующее мировоззрение человека и, видимо, подвергшийся воздействию более поздних верований, заключается в том, что пища появляется в результате гибели богини или какого-то другого существа. В этом случае пища (и жизнь) возможны только как результат смерти. Наиболее известным персонажем такого рода является Хаинувеле, из мифологии восточной Индонезии, убийство которой односельчанами дало жизнь корнеплодам — основной пище местных жителей. Наконец третий, видимо, наиболее поздний способ мифологического «создания» человеческой пищи, заключается в том, что божество рождает пищу тем же путем, что и человека, и животных.

В целом мифологическая картина в обобщенном виде рисуется следующая. Человек изначально питался очень плохо и скудно тем, что мог случайно найти или поймать. Затем женское божество подарило ему сытную пищу — чаще всего плоды, корнеплоды, травы, зерно (в диком виде). Наконец, культурный герой в мужском обличии научил человека возделывать свою еду, улучшив ее качество и увеличив количество.

Мифы о появлении пищи вообще — более древние и драматичные. Земледелие же изначально представлялось явлением культуры и цивилизации, даже если самих этих понятий еще и не было в употреблении. Заметим также, что все вышеупомянутые народы в своей основе земледельческие, что не могло не наложить отпечаток на характер представлений об основе их существования.

Особняком стоит Библия и, видимо, не случайно. Здесь земледелие является наказанием, а не даром, тяжким трудом, а не способом улучшить свою жизнь, и земледелец первоначально воплощает зло.

11 Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М.: Наука, 1965. С. 248.

Вот как выглядит изначальная история питания человека согласно Ветхому Завету. Обращает внимание тот факт, что многие мотивы в нем перекликаются с месопотамскими мифами, а также с сюжетами других религий, видимо, восходя к некоему древнему источнику. А вот трактовка появления земледелия и изменения в системе питания в Библии отличается от других.

Человек создается Богом из земли, глины или «праха земного», и помещается в рай, называемый Эдем. Рай, часто именно в виде прекрасного сада, существует во многих религиях и верованиях, начиная с шумерской мифологии. В нем приятно проводят время или бессмертные боги или/и туда отправляются души праведников после смерти. Библия же помещает человека в рай сразу после сотворения мира, это рай изначальный и потерянный человеком. В Книге Бытия указывается и конкретное географическое местоположение этого изначального рая «на востоке». Он находился где-то на пространстве от гор Загроса до Южной Месопотамии. Ученые по сей день спорят относительно точного места нахождения рая, однако он совершенно очевидно располагался на землях так называемого Плодородного полумесяца, месте зарождения как земледелия, так и скотоводства, а также последующих древних цивилизаций.

С самого начала Бог оговаривает пищу, которой питается созданный им человек и его спутница, так же, как и все животные. Пища эта исключительно растительная, причем, по-видимому, корнеплоды из нее исключены: «И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу» (Бытие, 1:28-30).

Пища, созданная Богом для первого человека, была вкусная и полезная: «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи». Однако человек получал эту еду не даром, он должен был работать, ибо сад, хотя и райский, но нуждался в заботе и внимании: «И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Бытие: 2:9, 15). Отметим, что в шумерской мифологии человек был сотворен из глины богами тоже для того, чтобы трудиться вместо богов, которые взбунтовались, что их «труд тяжел, велики невзгоды». В итоге были сотворен человек: «Бремя богов на него возложим // Труд богов поручим человеку. // Пусть несет человек иго божье!»12 Что он и делал, добывая пропитание себе и пищу богам.

12 Когда Ану сотворил небо. Литература Древней Месопотамии. М.: Алетейа, 2000. С. 19, 21.

После грехопадения Адама и Евы, возмущенный их непослушанием Бог изгнал их из рая и определил наказание. Еве предстояло «в болезни» рожать детей и терпеть господство мужа. А Адаму добывать свою пищу тяжким земледельческим трудом: «проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб.» (Бытие, 3:18—20). Таким образом переход от питания плодами и травами, полученными от собирательства, ибо Адам всего лишь ухаживал за садом в раю и оберегал его, к земледельческой пище в Библии представлен как наказание. Тяжкий труд, борьба с сорняками («терния и волчцы»), дары поля, а не сада в пищу, такова жизнь земледельца.

Исследователи нередко называют Каина, старшего сына Адама, первым земледельцем, однако первым все-таки был Адам, выгнанный из Эдема, «чтобы возделывать землю, из которой он взят» (Бытие, 3:23). Одновременно, по всей вероятности, появляется и мясная пища, ибо второй сын Адама Авель назван «пастырем овец». Более того, вскоре скот вероятно уже начинают делить на «чистый» и «нечистый», появляются пищевые запреты, ибо Ною указано взять в свой ковчег и тех и других.

В апокрифической истории о жизни Адама и Евы после изгнания из рая есть и подробности овладения человеком земледельческими навыками. Начать с того, что кроме как в раю, на земле в то время еще не было еды. Бог обеспечил пропитанием только райский сад и его жителей. А во-вторых, никто не знал, как обрабатывать землю и выращивать на ней зерно. Понадобилось вмешательство архангела, лично обучившего Адама секретам земледелия, чтобы первые люди не умерли с голоду. «По изгнании из рая, — рассказывается в апокрифе, — Адам и Ева сели против рая и, приникнув к земле, стали плакать и плакали 7 дней. Изнемогла душа моя от голода, сказала Ева, пойдем, поищем снеднаго. Встали они и обошли всю землю и не нашли ничего снеднаго; возвратились к Эдему и опять начали плакать. Тогда умилосердился Господь». После этого Адаму выделили седьмую часть рая и для начала накормили «плодом терновым». «Потом явился архангел Михаил, принес пшеницы и меду и стал наставлять Адама на дела ручные. Адам начал землю делати». Здесь, правда, в дело вмешался дьявол, заявивший, что небеса и рай Божьи, а земля его, в том числе Адаму надо решить, с кем он. А если он собрался работать на земле, то ответ простой. Сломленный Адам на это «рече: чья есть земля, того и аз и чада моя»13. Впрочем, вопрос этот был позднее улажен.

13 Порфирьев И.Я. Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях. Казань: Университетская типогр., 1872. С. 176—177.

Потоп и спасение Ноя завершают библейскую историю складывания пищевой системы древности. В свой ковчег он берет только «плоть» — свою семью, животных, гадов и птиц (чистых и нет), а также пропитание для всех. Именно все плотское погибло во время потопа, растительность уцелела, посланный на разведку голубь принес «свежий масличный лист».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шумерский праведник Атрахасис, предупрежденный о предстоящем Потопе богом Эйа (Энки), берет с собой и зерно; для земледельческого Шумера жизнь без зерна была немыслима. Он также берет побольше народу, в том числе и ремесленников, которыми славилась страна: «жену, семью, родню, рабочих». Ну и, конечно, «тварей степных, травоядных и диких»14. Для скотоводческих семитских народов, составлявших Библию, «твари по паре» были важнее всего. К тому же в их культуре только животные жертвы были угодны Богу. Жители же Месопотамии отлично обходились и зерновыми подношениями.

Выйдя из ковчега, Ной первым делом устроил жертвоприношение, взяв для этого «чистых» животных, которых он предусмотрительно взял с собой побольше. В итоге Бог смилостивился над людьми и пообещал больше не насылать потопа на них. Им же разрешил трудиться на земледельческой ниве, хотя проклятье, наложенное на Адама, не снял и тяготы при добывании пищи не отменил: «впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» (Бытие, 8:22). Так что сеять и жать зерновые культуры человеку предстояло при любой погоде. Ной и его семья не замедлили воспользоваться Божьим разрешением и первым делом «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник» (Бытие, 9:20).

Порой утверждают, что Ветхий завет указывает на то, что питаться мясом человек стал только после Потопа, так среди заповедей, данных Богом Ною после спасения, есть и такая: «все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте» (Бытие, 9:3-4). Однако, вероятно, потребление мяса началось после грехопадения первых людей. (Иначе зачем Авель пас овец? Хотя есть версия и о том, что они предназначались изначально лишь для жертв Богу, но все-таки она представляется маловероятной.) После Потопа же сложившаяся к этому времени пищевая система получила подтверждение и Божье благословение. Зерно, выращенное трудом, «зелень травная», и мясо (без крови!) любых животных. Хотя разделение на чистых и нечистых уже существовало, однако людей, точнее уже конкретную этническую группу, оно косну-

14 Когда Ану сотворил небо. Литература Древней Месопотамии. С. 29.

лось только в Заповедях Господа Моисею и Аарону, на что указывается в Книге Левит.

Эпоха древнего мира была богата на эпохальные события и удивительные чудеса. В этот период человек из «существа, научившегося готовить», превратился в «существо, умеющее создавать свою пищу». Теперь он больше не зависел от удачи в охоте и собирательстве. Он полагался на собственный труд и разум, которые привели его к подчинению сил природы. И даже если природа продолжала управлять его судьбой (охотник в меньшей степени зависит от прихоти стихии, чем фермер), хотя бы формально он почувствовал себя творцом своей жизни. Теперь и мясо, и зерно, и жир, все компоненты пищевой системы человека, находились, можно сказать, у него в огороде.

Жизнь, конечно, преподносила сюрпризы, как приятные, так и не очень. «Приручение» зерна привело к зависимости от него, что в свою очередь имело далеко идущие последствия. Освоение земледелия вызвало к жизни появление густонаселенных центров, а потом и городов, со всеми вытекающими проблемами, включающими болезни и голод. Избыток пищи лег в основу социального неравенства, привел к войнам и насилию. А вот одомашненный скот подарил неожиданное удовольствие: молочные продукты и изобилие жира, столь почитаемого древним человеком. Наконец, в эпоху становления земледелия и первых цивилизаций вместо единого пищевого пространства первобытности стали выделяться региональные особенности, позднее сформировавшиеся в мировые пищевые системы. Те самые, в рамках которых мы в значительной мере живем по сей день.

Список литературы

1. Вавилов Н.И. Проблема происхождения мирового земледелия. М.; Л.: Гос. техн.-теор. изд., 1932.

2. Дарвин Ч. Изменение животных и растений в домашнем состоянии. М.; Л.: ОГИЗ; Сельхозгиз, 1941.

3. Добровольская М.В. Человек и его пища. М.: Научный мир, 2003.

4. Павловская А.В. Кухня первобытного человека. М.: Ломоносовъ, 2015.

5. Семенов С.А. Происхождение земледелия. Л.: Наука, 1974.

6. Чайлд Г. У истоков европейской цивилизации. М.: Издательство иностранной литературы, 1952.

7. Шнирельман В. А. Происхождение скотоводства. М.: Наука, 1980.

8. The Cambridge World History of Food: In 2 vols. У 2. Cambridge University Press, 2000. P. 1124.

9. Diamond J. The Worst Mistake in the History of the Human Race // Discovery Magazine. May 1. 1987. P. 64-66.

Anna V. Pavlovskaya

"NEOLITHIC MIRACLE": GODS' GIFT OR LOST PARADISE?

Lomonosov Moscow State University 1 Leninskie Gory, Moscow, 119991

The transition of humankind to food production in Neolithic period and agriculture coming-to-be during the epoch of first world civilizations had a great impact on human history in general and food history in particular. Great changes in economy brought to existence a new way of life, created the basis for first civilizations, changed human culture and worldview. There is no doubt that they influenced traditions of taking food and its composition to a great extent. Modern scholars do not have a common opinion about when, where and why this transition to the new system of economy and nutrition took place. But we have a considerable amount of myths and legends at our disposal concerning the appearance of agriculture. This kind of historical sources is very important as it gives us an idea of what people thought about the process in ancient times when the changes were quite recent. Su-merian and Akkadian mythology, legends of ancient China, Old Testament and works by Greek and Roman thinkers made a foundation for the present research. As a result the difference in approaches and attitudes between grain-producing cultures and stock-raising ones is clarified.

Key words: agriculture, civilization, culture, mythology, ancient history, food studies, food systems.

About the author: Anna V. Pavlovskaya — Doctor of History, Professor, Professor-Chair of the Department of Area Studies, Faculty of Foreign Languages and Area Studies, Lomonosov Moscow State University (e-mail: annapavl@mail.ru).

References

1. Vavilov N.I. 1932. Problema proishozhdenija mirovogo z,emledelija [Origin of World's Agriculture]. Moscow-Leningrad. (In Russ.)

2. Darwin Charles. 1941. Izmenenie zhivotnyh i rastenij v domashnem sostojanii [The Variation of Animals and Plants under Domestication Moscow-Leningrad. (In Russ.)

3. Dobrovol'skaja M.V 2003. Chelovek i ego pishha [A Man and his Food]. Moscow. (In Russ.)

4. Pavlovskaya A.V 2015. Na kuhne pervobytnogo cheloveka [At the Ancient Man's Kitchen]. Moscow. (In Russ.)

5. Semenov S.A. 1974. Proishozhdeniezemledelija [Origin of Agriculture]. Leningrad.

6. Childe Gordon V 1952. Uistokov evropejskoj civilizacii [The Dawn of European Civilization]. Moscow. (In Russ.)

7. Shnirel'man VA. 1980. Proishozhdenie skotovodstva. [Origin of Cattle-Breeding]. Moscow. (In Russ.)

8. The Cambridge World History of Food. 2000. In 2 vols. V 2. Cambridge. P. 1124.

9. Diamond J. 1987. The Worst Mistake in the History of the Human Race. Dis-

covery Magazine, May 1, pp. 64—66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.