Научная статья на тему 'Миф как основа зарождения традиционной музыки'

Миф как основа зарождения традиционной музыки Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
177
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКОНСТРУИРОНИЯ ЭЛЕМЕНОВ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ / ELEMENOV RECONSTRUCTED RESPECTIVELY RENOVATED BUILDING A CULTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сахарбаева К.

Изучая мир традиционной музыки, мы исходили из того, что музыка это неотъемлемый компонент формирования народного восприятия, отражающая историю этноса, его материальную и духовную культуру, выражающая, помимо музыкального содержания и культурных знаний, процесс творчества, передачу музыкального произведения, его фиксацию в общечеловеческой культурной памяти.Раскрывая суть мира традиционной музыки и духовности народа, необходимо остановиться на главном проводнике мифологической картине мира, мифологическом сознании, являющиеся базовой частью традиционной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Миф как основа зарождения традиционной музыки»

Сахарбаева К. ©

Декан факультета традиционной музыки,

Казахская национальная консерватория имени Курмангазы Казахстан, Алматы

МИФ КАК ОСНОВА ЗАРОЖДЕНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКИ

Аннотация

Изучая мир традиционной музыки, мы исходили из того, что музыка - это неотъемлемый компонент формирования народного восприятия, отражающая историю этноса, его материальную и духовную культуру, выражающая, помимо музыкального содержания и культурных знаний, процесс творчества, передачу музыкального произведения, его фиксацию в общечеловеческой культурной памяти. Раскрывая суть мира традиционной музыки и духовности народа, необходимо остановиться на главном проводнике - мифологической картине мира, мифологическом сознании, являющиеся базовой частью традиционной культуры.

Ключевые слова: реконструирония элеменов формирования культуры.

Keywords: elemenov reconstructed respectively renovated building a culture.

Культура и отдельные её формы создавалась усилиями многих поколений в течении длительного исторического времени, где миф, религия, нравственность, искусство, музыка составляли единое целое. В основе культуры был миф, основными составляющими мифологии были: первобытные формы религии, обряд, ритуал. Ведущее положение в них занимали древнейшие религиозные представления, отражавшие миропонимание кочевых племен. Ритуалный обряд, сопровождаемый музыкой, считавшейся священной, был одним из магических способов воздействия на природу, в недрах которой формировались ранние формы культуры как культа.

Миф кодифицирует мысль, укрепляет мораль, выступает как инструмент разрешения критических проблем, относящихся к благополучию индивида и общества. Таким образом, миф, с одной стороны, является продуктом архаического сознания, а с другой -инструментом его регуляции. Мифы народов мира очень разнообразны, говорить о единой мифологической системе было бы, вероятно, опрометчиво, но то, что разноязычные мифы подчас дополняют и уточняют друг друга, - бесспорно. Миф означает предание, сказание, это может быть сказание о богах, обожествленных духах, о героях, предках, участвовавших в начале времени в создании самого мира, его элементов как природных, так и культурных. Мифотворчество - как важнейшее явление в культурной истории человечества, представляет основной способ понимания мира, мироощущение и миропонимание эпохи созидания мира. Являясь первоначальной формой духовной культуры человечества, миф представляет природу и общественные формы, как переработанные бессознательнохудожественные образы народной фантазии.

Исследуя истоки формирования традиционной музыки, мы попытались выделить компоненты, позволившие понять происхождение элементов мифологии как особой формы общественного сознания, способ осмысления окружающего мира, на ранних стадиях развития. Единство человека с природой, с одной стороны, и слитность логического мышления с эмоциональной сферой, с другой, приводило к пониманию мира как живого организма. В древности аспекты мира обобщались в чувственно-наглядных образах, совокупность которых составляли мифологическую картину мира.

С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась духовная связь поколений, закреплялась система ценностей, поддерживались определенные

© Сахарбаева К., 2015 г.

формы поведения. Как наследие древнейших знаний и способ постижения окружающей действительности, миф не только объяснял существующий порядок вещей, но и задавал человеку определенный характер действий в этом мире. «Понимание природы мифа дает возможность видеть все детали реалистичными, сюжеты талантливыми с художественной и эстетической точки зрения, ибо миф - это духовная ценность, основа любого типа культуры [2].

Мифический образ, источающий магические духовные силы ритуала инициирует события мифического времени. В мифическом ритуале переплелись зародышевые элементы религии, науки, искусства. Органическая связь мифа с ритуалом, осуществлялась музыкальными, хореографическими, словесными средствами и имела скрытую, не осознанную эстетику, напрямую связанная с магией, религией. Интеллектуальное своеобразие мифа выражалось в конкретных эмоциональных, поэтических и музыкальных образах. Благодаря легендам, сказаниям, историческим преданиям, являющимися бриллиантами мифологии, мифологические образы вошли в культуру народа - в музыку, литературу, живопись, став великим наследием предков, источником информации духовной культуры. Рассматривая мифы и связанные с ними ритуалы в диахронном аспекте, мы способствуем реконструиронию элеменов формирования культуры.

Семантику традиционной музыки, сохранившую и передающую информацию о духовной культуре этноса, мы рассматриваем в контексте традиционной картины мира. Важные события - рождение, брак, смерть, благодаря ритуальным таинствам достигали блеска мистерии. Осмысляя окружающую реальность, древний человек выстраивал на ее основе свою картину мира. Отраженная в мифологическом сознании структура Мира нашла свое выражение в мифах, отражающие зарождение традиционной культуры.

«Миф - это возможность прочесть утраченные страницы прошлого, вспомнить былой Дух, Сакральность, Нравственную сущность, Мировосприятие» [3]. Выступая одним из условий творчества в культуре, миф проявлял себя, прежде всего, как культурное смыслотворчество». Понимание природы мифа позволяет видеть все детали реалистичными, сюжеты талантливыми с художественной и эстетической точки зрения, ибо миф - это духовная ценность, основа любого типа культуры.

Целостная картина мира любого народа есть отражение культуры, её порождение. Культура - это смыслообразующая константа культурно-исторических явлений, характеризующаяся жизнедеятельностью, развитием, пониманием, интерпретацией бытия, его составляющих элементов. Каждый элемент культуры есть фрагмент целостной картины мира, к ним можно отнести обряд, обрядовые действия, традиции, обычаи. Мы рассматриваем бытие культуры как мировоззренческие универсалии, к которым относим: веру в живую силу природы, почитание культа предков, обожествление окружающего мира, т.е. мифологическую основу картины мира мы рассматриваем как устойчивый компонент культуры. Миф - это духовная ценность, реальность; «утрата мифа - гибель культуры», без мифа всякая культура теряет свой здоровый творческий характер природной силы: лишь обособленный мифами горизонт замыкает целое культурное движение в некое законченное целое, миф - основа любого типа культуры. Мы рассматриваем миф как мыслительную опору обрядов, где обряд - физическое подтверждение мифа. Мифу свойственно не различение реального и сверхъестественного, интеллектуальное своеобразие мифа проявлялось в том, что мысль выражалась в конкретных эмоциональных, поэтических и музыкальных образах.

Как сложнейшее произведение высококвалифицированного и профессионального духа, миф стал великим наследием великих предков, объективным источником информации духовной культуры. Сегодня миф сошел с исторической арены, но «не прекратился начатый мифологическим сознанием поиск ответов на вопросы о происхождении мира».

В мифическом ритуале переплелись зародышевые элементы религии, науки, искусства. Органическая связь мифа с ритуалом, осуществлялась музыкальнохореографическими, словесными средствами и имела скрытую, не осознанную эстетику,

напрямую связанную с магией, религией. Интеллектуальное своеобразие мифа выражалось в конкретных эмоциональных, поэтических и музыкальных образах. Благодаря легендам, сказаниям, историческим преданиям, являющимися бриллиантами мифологии,

мифологические образы вошли в культуру народа - в музыку, литературу, живопись, став великим наследием великих предков, источником информации духовной культуры.

На раннем этапе развития музыка была всецело подчинена обслуживанию утилитарных потребностей древнего кочевого общества и сопровождала важнейшие религиозные и бытовые церемонии. Возникшие в период становления казахского этноса крупные эпические сказания - жыр, исполнялись жырау (носителями эпической традиции), и были связаны изначально с отправлением ритуалов военной магии и культа предков. В народной памяти сохранилось более ста сказаний, в каждом из которых - тысячи поэтических строк, исполняемых в сопровождении домбры и кобыза. Любимыми жанрами народного творчества были героические и лирико-бытовые эпические сказания «Кобланды», «Алпамыс», «Ер-Таргын», «Камбар», «Кыз Жибек», «Козы-Корпеш и Баян-

сулу», «Енлик и Кебек», донесшие до потомков в мифологизированной форме реальные исторические события казахской истории.

В казахском традиционном обществе каждый клан имел соответствующий набор музыкальных инструментов и жанров, репертуар и исполнительские формы. Дети развлекались игрой на глиняных духовых инструментах: саз сырнае, тастауке, ускирике, имевшие причудлиые формы животных, птиц, рыб, коней, ярко разрисованных и покрытых сверкающей глазурью. Детские песни, музыкальные игры, колыбельные, песни-поучения, помогали познать мир и стать полноправными членами социокультурной общности. Молодежные игры, развлечения, состязания, рождали песни: кайым-айтысы, тартысы, кара олен. Репертуар «молодых» обогащался любовной лирикой и разнообразными песнями, свадьбными ритуалами, скорбными прощальными плачами невест - сынсу, игривыми и назедательными жар-жарами. «Зрелость», несла уравновешенность, опыт, призвала к свершению больших государственных и общественных дел, защиты интересов рода: жыр, айтысы (жырау, акынов). «Старость» и «мудрость» сопровождались музыкальнопоэтическими наставлениями молодым, пением философских песен-размышлений о смысле жизни и безвозвратно ушедшей молодости и быстро миновавшем времени.

Великая Степь веками жила одухотворенной поэзией, метким красноречием, проникновенными песнями и зажигательными кюйями. Их завещали потомкам гордые и свободные духом жырау, ацыны, влецшг, кюйшг, эншг и многие другие представители «кочевой цивилизации». Творческий многовековой опыт выразился в неповторимой

красоте мелоса, в его единстве с поэзией и мастерстве исполнителей. В песне - народная мудрость, свобода его духа, широта и благородство нравов, тончайшая психология народной этики и своеобразное отражение особенностей национальной эстетики. Песня, представляясь неотъемлемой частью жизнедеятельности, выполняла в жизни кочевника важнейшую общественно-значимую функцию - в ней воспевались героические подвиги батыров, песней благословляли в боевые походы, песней сопровождался трудовой процесс, праздновали радостные события, будь то свадьба или рождение ребенка. Песней оплакивали умерших, успокаивали их близких.

Традиционная музыка - богатейшая сокровищница духовного наследия наших предков. Функционируя в изустной форме, передаваясь из поколения в поколение, бережно сохраняясь, динамично развиваясь и приумножаясь, на рубеже нового тысячелетия она приобрела огромное историческое значение и непреходящую художественную ценность. Музыка в своей мифологической значимости, как средство объяснения мира, определяющая живую структуру его построения, есть код этнической памяти. Определяя жизнесуществование самой нации, музыка будет звучать, пока не погаснет огонь этноса.

Литература

1. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки / / Ф. Ницше. Соч.: В.- Т.2 . М., 1990. - Т. 1. - 114 с.

2. Кондыбай С. Мифология предказахов. Пер. с каз. яз. З. Наурызбаевой. - Алматы: Сага, 2008.--С.436.

3. Карлова О.А. Миф и мифологическое сознание: Гносеологические и онтологические основания. - Красноярск, 2011, - 310с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.