Section 3. Study of art
Kaldayakova Aysulu Abylkassymovna, P(h)D candidat, Kazakh National Conservatory,
Kazakhstan, Almaty, E-mail: bntb@mail.ru
Ritual ceremony as the basis for formation of the early forms of culture
Abstract: The great steppe, background of the historical life of the nomadic world, is based on a diversity of cultures, religions, languages. Sacred (religious) culture, dating back to mythological age, constitutes the semantic ground of the concept of nomadic culture. Myth, religion, ritual music, being a historical phenomenon of the human being lie at the root of the earlier forms of culture, they laid the foundation of human culture.
Key words: myth, ceremony, ritual, shaman, picture of the world.
Калдаякова Айсулу Абилкасимовна, докторант P(h)D, Казахская национальная консерватория
Казахстан, Алматы E-mail: bntb@mail.ru
Ритуалный обряд как основа формирования ранних форм культуры
Аннотация: Великая степь, фон исторической жизни кочевого мира, основан на разнообразии культур, религий, языков. Сокровенная (религиозная) культура, начиная с мифологического возраста, составляет семантическую основу концепции кочевой культуры. Миф, религия, ритуальная музыка, будучи историческим феноменом человеческого существа лежат в основе более ранних форм культуры, они заложили основу человеческой культуры.
Ключевые слова: миф, церемония, ритуал, шаман, картина мира.
Культура и отдельные её формы создавалась усилиями многих поколений в течении длительного исторического времени, где миф, религия, нравственность, искусство, музыка составляли единое целое. В основе культуры был миф. Основными составляющими мифологии были: первобытные формы религии, обряд, ритуал. Ведущее положение в них занимали древнейшие религиозные представления, отражавшие миропонимание кочевых племен. Ритуалный обряд, сопровождаемый музыкой, считавшейся священной, был одним из магических способов воздействия на природу, в недрах которой формировались ранние формы культуры как культа. Человеческая жизнь всегда опиралась на определенный комплекс верований — от самых примитивных до сложнейших философских систем. Традиционные представления о макро- и микрокосмосе тесно взаимопереплетаются. Вера в зависимость жизненных интересов от вмешательства сверхестественных сил Верхнего, Среднего и Нижнего миров являются важной основой, определяющей отношение человека к действительности и к самому себе как частице этой действительности. Языческая вера древних ариев, туров, гуннов, саков, массаге-тов, усуний, выражалась в поклонении Солнцу, Небу, Огню Земле и Воде. Осознание своей неразрывной
связи с окружающей природой является одной из социально значимых платформ идеологии языческого культа, в котором был сакрализован механизм управления повседневной жизнью народа, связанный с почитанием аруахов, обожествлением природы.
Вечное Синее Небо, наделенное сакральностью, ни в каких других ландшафтных условиях невозможно такое полное и целостное его восприятие, как в степи. Именно поэтому и появился этот удивительный Бог-Небо Тенгри, невидимый и вездесущий владыка вселенной, создатель космоса, людей, животных, податель благ, властелин и создатель мира. По мнению А. Кодара, Кек изначально понималось как «Трансцендентальное Сущее Начало, вбирающее в себя Пространство — Космос — Небо, Жизнь — Природа — Человек». Квк на древнетюрк. яз. ‘синий’, является синонимом Тенгри, «сущностное значение понятия Квк ‘начало жизни’, отсюда понятие Квк шык-ты. Квкгрек — душа, дух; квкей память, сознание » [8, 33].
В представлении древних людей весь окружающий их Космос имел душу, разум, поэтому ко всем этим явлениям необходимо было относиться со вниманием — приносить жертвы, совершать в их честь молитвенные обряды и культовые церемонии [9]. От-
14
Секция 3. Искусствоведение
правителями религиозных обрядов, осуществляющих связь между мирами, были шаманы. Мировоззренческая основа шаманских представлений состояла из религиозного контекста шаманского культа с комплексом мифологических сюжетов, представлений [7]. Шаманизм, как выражение определенной шама-нистской картины мира, шаманского мировоззрения, основан на вере в существование духов, населяющих окружающий мир, на вере в то, что смерти нет, есть устойчивый и последовательный круговорот жизни во Вселенной [12], смерть воспринималась как новый цикл, за которым следовало начало, но уже в новом качестве. В сознании номада, бытие — это не только мир этот, земной, проявленный, но и тот, небесный, духовный, непроявленный.
В шаманском ритуале, как древнейшем способе влияния на окружающий мир, особое место принадлежало магии, колдовству, огромную роль в которых играли мелодии — сарына. Мощный рев труб, удары даулпазов, направленных на устрашение, отпугивание злых духов, сменялся таинственным звуком кобыза, асатаяка, привлекавших духов — аруахов, своим магическим воздействием. О волшебной, сакральной силе музыки говорят дошедшие до нас легенды, сказания: легендарный Коркут с помощью кобыза завораживал природу: «Даже Сырдарья на время задерживала свое течение», арфист Ши-Да своей игрой укрощал ветры и жар солнца, музыкой мог подчинять всю живую природу [2], лира Орфея действовала на царство мертвых.
На определенном этапе шаманство как религия духов превратилось в религию одного верховного духа бога — Тенгри. В своем развитии, эволюционировав от ранних форм: тотемизма, фетишизма, анимизма, шаманизма, тенгрианство достигает одной из высших стадий в религиозно-мифологическом развитии — монотеизма. Тенгрианство, как духовное учение мифологической эпохи, есть первая монотеистическая религия, в которой заложена идея единобожия [5]. Значимое место в формировании картины мира номадов отводилось культу Тенгри. Являясь первостепенным в мировоззрении и в формах самовыражения традиционной культуры, Тенгри, как верховное божество, как синтез всех астральных представлений, был адекватен понятию «Вселенная». Тенгри объединял различные ипостасии Мироздания: Мир как Абсолют, как видимая, осязаемая реальность, включающая Небо, Солнце, Луну и Землю; Мир как божественно-космическое образование с его иерархическими уровнями; Мир как совершенная Гармония — идеал
[4]. Первоначально тенгрианство было не столько этнической религией, сколько совокупностью древнейших космологических идей и представлений и лишь впоследствии под воздействием религиозных доктрин оно оформилось в качестве религиозно-мифологической системы, религиозной концепции и практики.
Как культурный феномен, тенгрианство является наследием наших предков, будучи оформленной религией, дает широкое представление о этнических особенностях древней тюркской кочевой цивилизации. Тюрки верили в вечность мира аруахов, в Тенгри, в нерасторжимую взаимосвязь времен, при которой «время человека, народа и время аруахов текли одновременно, рождая чувство постоянного соприкосновения миров» [10]. Живущие с аруахами на «разных уровнях единого иерархического потока Времени», кочевники всегда ощущали их особую близость, прося содействия, помощи и благосклонности, напрямую обращаясь к Небу, аруахам. Небо воспринималось как огромность, необъятность, в сознании человека оно слито с ценностными характеристиками: непостижимостью, величием и превосходством над всем земным, всевидещее око, человек приходит оттуда и уходит туда же, в чистое голубое Небо [11].
В шумер. яз. Дангир, Дингир, япон. Тэнно, кит. Тян-Ди, алт. Тенри, якут. Танра, монг. Тенер, бурят. Тэнгери, карачаев.-балк. Тейри, каз. Тэщр^ в др. тюрк. Тэщр — в значении ‘Бог’, ‘Небесное божество’, ‘Верховное божество’, ‘Извечная данность’ [8, 32]. Интересно, что в «Древнетюркском словаре» слово turk интерпретируется также в значении бог, господин, закон, истина, tur означает тюрок, сила, власть, turk сильный, ‘могучий’ [3]. Прежде чем стать этнонимом, «слово turik, turk, toruk существовало в качестве имени существительного в значении ‘бог’ (господь), ‘господин’, ‘закон’, ‘истина’, и в роли прилагательного или определения божественный, священный, истинный, настоящий’» [13].
В гуннском и древнетюркском яз. тан, тен ‘заря’, ‘восход’, ‘озаряющий, пробуждающий свет’, в якутском танг, татар означает действие — ‘собирать’, ‘моделировать’, ‘конструировать’. Интерес вызывают интерпретация фразеосочетания Е. В. Федорова: Айыы Тангара, айыы творение, творить, творец, означает ‘конструктор’, ‘зодчий’, ‘архитектор’ мироздания — природы, неба, космоса» [6]. По мнению Б. Д. Коку-баевой слово Тэц{р{ состоит из двух корней Тэн и р{, первый корень означает ‘небо’, второй ‘человек’. В современных тюркских языках слово ер, {р{ ‘мужчина’. Древнетюркское Тен, Тэнг ‘равный, ‘равенство Творца
15
Section 3. Study of art
и Его Творения’, имеющее значение ‘духовного Неба', он и есть — пространство высшего бытия, а человек, сотворенный Всевышним, создавший идею духовности, воплощал различными средствами сакральный мир Вечного Духа» [9].
Понятие Тенгри (танри), широко распространенное во всем тюркском мире, трактуется как верховное божество выступающие в виде синтеза всех астральных представлений, оно адекватно понятию «Вселенная». В значении божества танри прилагалось не только к небу, но и к солнцу (кун танри), и к луне (ай танри), и к земле (жер танриси — танри жер), что свидетельствует о неразделенности божеств неба и земли)» [1]. Такое широкое определение Тенгри во многом стыкуется с космогонической мифологией, когда Вселенная» была живым творчески-созидатель-ным организмом, становясь порождающим началом жизни на земле. Тенгри — первоначало пространственно-временного континуума и бинарных смыс-
ловых противопоставлений: «мужское — женское», «небесное — земное», «солнечное — лунное». Будучи демиургом казахского Космоса, Тенгри помещается внутри него [1].
Итак, к мировоззренческим ориентациям универсального образа жизни и культуры номадов относятся: понимание жизни как высшей ценности; кочевой способ бытия, где невмешательство в природу приобрело значение основополагающего принципа; гармоничные взаимоотношения с Космосом, Вселенной, Природой; исключительная толерантность к религиозным конфессиям, связь с иным миром, с духами предков, аруахами; духовность, главенствуящая над преходящей материей; отсутствие привязанности к материальному миру; концептуализация духовноэстетических норм поведения: честь, величие, свобода, мужество, щедрость, музыкальность, духовная чистота — это далеко не полный список духовных категорий, которые культивировали наши предки.
References:
1. Abramzon S. М. «To the semantics of the Kyrgyz ethnonyms » С. A., 1946, № 3-4:
2. Alekseev A. Е. Early folkloric intoning: Pitch aspect. М.: Soviet composer,1986.- P.164.
3. Ancient Turkic dictionary. L., 1969, 599p. Ancient Turkic dictionary/under the editorship of Nadelyaeva and others. - L.: Science, 1969. - P.599.
4. Ayazbekova S.Sh. Picture of the world of an ethnos: Korkut ata and philosophy of music of the Kazakhs: Monograph. - 2nd ed.. - Astana, 2011. - P.67.
5. Doerfer G. Language of the Hunns, Danube and Volga Bolgars//Foreign Türkology. Issue 1. Ancient Turkic languages and literature. М., 1986
6. Fedorova Е. V To the issue on revival ofsacral complexes oftengrian prayers ofSiberian Turkic people//Tengrianism and epic heritage of the peoples of Eurasia: history and modernity. Materials of III International scientific-practical conference. - Abakan: Khakass book house, 2011. - 142 p. - P. 128-135. P.56.
7. Karakozova Zh. К., Khasanov М. Sh. Cosmos of the Kazakh culture. Almaty: Eurasia, 1993. - 79 p.
8. Kodar А. А. Turkic languages as the abode of Tengri (the experience of hermeneutic analysis^^A - рухани цундылыц. Language is the spiritual value. - Almaty: KIE, 2008.
9. Kokumbaeva B. D. Culturology of tengrian art. Pavlodar, 2012. - 196 p.
10. Levshin А. I. Description of Kirghiz Kaisak hordes and steppes. Almaty: Sanat, 1996. P.40.
11. Myths of the world nations. Encyclopedia. Chief editor Tokarev S. А. М.:1991, - Vol.2.- 719. P.2.
12. Serikbaev K. Tengri commandments. Almaty, 2013. - P.47.
13. Suleimenov O. Turks in prehistory. About the origin of ancient Turkish languages and writing systems. Almaty: Atamura, 2002. -. P.176177.
16