Научная статья на тему 'Ритуальный обряд как основа формирования ранних форм культуры'

Ритуальный обряд как основа формирования ранних форм культуры Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
281
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИФ / ЦЕРЕМОНИЯ / РИТУАЛ / ШАМАН / КАРТИНА МИРА / MYTH / CEREMONY / RITUAL / SHAMAN / PICTURE OF THE WORLD

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Калдаякова Айсулу Абилкасимовна

Великая степь, фон исторической жизни кочевого мира, основан на разнообразии культур, религий, языков. Сокровенная (религиозная) культура, начиная с мифологического возраста, составляет семантическую основу концепции кочевой культуры. Миф, религия, ритуальная музыка, будучи историческим феноменом человеческого существа лежат в основе более ранних форм культуры, они заложили основу человеческой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ritual ceremony as the basis for formation of the early forms of culture

The great steppe, background of the historical life of the nomadic world, is based on a diversity of cultures, religions, languages. Sacred (religious) culture, dating back to mythological age, constitutes the semantic ground of the concept of nomadic culture. Myth, religion, ritual music, being a historical phenomenon of the human being lie at the root of the earlier forms of culture, they laid the foundation of human culture.

Текст научной работы на тему «Ритуальный обряд как основа формирования ранних форм культуры»

Section 3. Study of art

Kaldayakova Aysulu Abylkassymovna, P(h)D candidat, Kazakh National Conservatory,

Kazakhstan, Almaty, E-mail: bntb@mail.ru

Ritual ceremony as the basis for formation of the early forms of culture

Abstract: The great steppe, background of the historical life of the nomadic world, is based on a diversity of cultures, religions, languages. Sacred (religious) culture, dating back to mythological age, constitutes the semantic ground of the concept of nomadic culture. Myth, religion, ritual music, being a historical phenomenon of the human being lie at the root of the earlier forms of culture, they laid the foundation of human culture.

Key words: myth, ceremony, ritual, shaman, picture of the world.

Калдаякова Айсулу Абилкасимовна, докторант P(h)D, Казахская национальная консерватория

Казахстан, Алматы E-mail: bntb@mail.ru

Ритуалный обряд как основа формирования ранних форм культуры

Аннотация: Великая степь, фон исторической жизни кочевого мира, основан на разнообразии культур, религий, языков. Сокровенная (религиозная) культура, начиная с мифологического возраста, составляет семантическую основу концепции кочевой культуры. Миф, религия, ритуальная музыка, будучи историческим феноменом человеческого существа лежат в основе более ранних форм культуры, они заложили основу человеческой культуры.

Ключевые слова: миф, церемония, ритуал, шаман, картина мира.

Культура и отдельные её формы создавалась усилиями многих поколений в течении длительного исторического времени, где миф, религия, нравственность, искусство, музыка составляли единое целое. В основе культуры был миф. Основными составляющими мифологии были: первобытные формы религии, обряд, ритуал. Ведущее положение в них занимали древнейшие религиозные представления, отражавшие миропонимание кочевых племен. Ритуалный обряд, сопровождаемый музыкой, считавшейся священной, был одним из магических способов воздействия на природу, в недрах которой формировались ранние формы культуры как культа. Человеческая жизнь всегда опиралась на определенный комплекс верований — от самых примитивных до сложнейших философских систем. Традиционные представления о макро- и микрокосмосе тесно взаимопереплетаются. Вера в зависимость жизненных интересов от вмешательства сверхестественных сил Верхнего, Среднего и Нижнего миров являются важной основой, определяющей отношение человека к действительности и к самому себе как частице этой действительности. Языческая вера древних ариев, туров, гуннов, саков, массаге-тов, усуний, выражалась в поклонении Солнцу, Небу, Огню Земле и Воде. Осознание своей неразрывной

связи с окружающей природой является одной из социально значимых платформ идеологии языческого культа, в котором был сакрализован механизм управления повседневной жизнью народа, связанный с почитанием аруахов, обожествлением природы.

Вечное Синее Небо, наделенное сакральностью, ни в каких других ландшафтных условиях невозможно такое полное и целостное его восприятие, как в степи. Именно поэтому и появился этот удивительный Бог-Небо Тенгри, невидимый и вездесущий владыка вселенной, создатель космоса, людей, животных, податель благ, властелин и создатель мира. По мнению А. Кодара, Кек изначально понималось как «Трансцендентальное Сущее Начало, вбирающее в себя Пространство — Космос — Небо, Жизнь — Природа — Человек». Квк на древнетюрк. яз. ‘синий’, является синонимом Тенгри, «сущностное значение понятия Квк ‘начало жизни’, отсюда понятие Квк шык-ты. Квкгрек — душа, дух; квкей память, сознание » [8, 33].

В представлении древних людей весь окружающий их Космос имел душу, разум, поэтому ко всем этим явлениям необходимо было относиться со вниманием — приносить жертвы, совершать в их честь молитвенные обряды и культовые церемонии [9]. От-

14

Секция 3. Искусствоведение

правителями религиозных обрядов, осуществляющих связь между мирами, были шаманы. Мировоззренческая основа шаманских представлений состояла из религиозного контекста шаманского культа с комплексом мифологических сюжетов, представлений [7]. Шаманизм, как выражение определенной шама-нистской картины мира, шаманского мировоззрения, основан на вере в существование духов, населяющих окружающий мир, на вере в то, что смерти нет, есть устойчивый и последовательный круговорот жизни во Вселенной [12], смерть воспринималась как новый цикл, за которым следовало начало, но уже в новом качестве. В сознании номада, бытие — это не только мир этот, земной, проявленный, но и тот, небесный, духовный, непроявленный.

В шаманском ритуале, как древнейшем способе влияния на окружающий мир, особое место принадлежало магии, колдовству, огромную роль в которых играли мелодии — сарына. Мощный рев труб, удары даулпазов, направленных на устрашение, отпугивание злых духов, сменялся таинственным звуком кобыза, асатаяка, привлекавших духов — аруахов, своим магическим воздействием. О волшебной, сакральной силе музыки говорят дошедшие до нас легенды, сказания: легендарный Коркут с помощью кобыза завораживал природу: «Даже Сырдарья на время задерживала свое течение», арфист Ши-Да своей игрой укрощал ветры и жар солнца, музыкой мог подчинять всю живую природу [2], лира Орфея действовала на царство мертвых.

На определенном этапе шаманство как религия духов превратилось в религию одного верховного духа бога — Тенгри. В своем развитии, эволюционировав от ранних форм: тотемизма, фетишизма, анимизма, шаманизма, тенгрианство достигает одной из высших стадий в религиозно-мифологическом развитии — монотеизма. Тенгрианство, как духовное учение мифологической эпохи, есть первая монотеистическая религия, в которой заложена идея единобожия [5]. Значимое место в формировании картины мира номадов отводилось культу Тенгри. Являясь первостепенным в мировоззрении и в формах самовыражения традиционной культуры, Тенгри, как верховное божество, как синтез всех астральных представлений, был адекватен понятию «Вселенная». Тенгри объединял различные ипостасии Мироздания: Мир как Абсолют, как видимая, осязаемая реальность, включающая Небо, Солнце, Луну и Землю; Мир как божественно-космическое образование с его иерархическими уровнями; Мир как совершенная Гармония — идеал

[4]. Первоначально тенгрианство было не столько этнической религией, сколько совокупностью древнейших космологических идей и представлений и лишь впоследствии под воздействием религиозных доктрин оно оформилось в качестве религиозно-мифологической системы, религиозной концепции и практики.

Как культурный феномен, тенгрианство является наследием наших предков, будучи оформленной религией, дает широкое представление о этнических особенностях древней тюркской кочевой цивилизации. Тюрки верили в вечность мира аруахов, в Тенгри, в нерасторжимую взаимосвязь времен, при которой «время человека, народа и время аруахов текли одновременно, рождая чувство постоянного соприкосновения миров» [10]. Живущие с аруахами на «разных уровнях единого иерархического потока Времени», кочевники всегда ощущали их особую близость, прося содействия, помощи и благосклонности, напрямую обращаясь к Небу, аруахам. Небо воспринималось как огромность, необъятность, в сознании человека оно слито с ценностными характеристиками: непостижимостью, величием и превосходством над всем земным, всевидещее око, человек приходит оттуда и уходит туда же, в чистое голубое Небо [11].

В шумер. яз. Дангир, Дингир, япон. Тэнно, кит. Тян-Ди, алт. Тенри, якут. Танра, монг. Тенер, бурят. Тэнгери, карачаев.-балк. Тейри, каз. Тэщр^ в др. тюрк. Тэщр — в значении ‘Бог’, ‘Небесное божество’, ‘Верховное божество’, ‘Извечная данность’ [8, 32]. Интересно, что в «Древнетюркском словаре» слово turk интерпретируется также в значении бог, господин, закон, истина, tur означает тюрок, сила, власть, turk сильный, ‘могучий’ [3]. Прежде чем стать этнонимом, «слово turik, turk, toruk существовало в качестве имени существительного в значении ‘бог’ (господь), ‘господин’, ‘закон’, ‘истина’, и в роли прилагательного или определения божественный, священный, истинный, настоящий’» [13].

В гуннском и древнетюркском яз. тан, тен ‘заря’, ‘восход’, ‘озаряющий, пробуждающий свет’, в якутском танг, татар означает действие — ‘собирать’, ‘моделировать’, ‘конструировать’. Интерес вызывают интерпретация фразеосочетания Е. В. Федорова: Айыы Тангара, айыы творение, творить, творец, означает ‘конструктор’, ‘зодчий’, ‘архитектор’ мироздания — природы, неба, космоса» [6]. По мнению Б. Д. Коку-баевой слово Тэц{р{ состоит из двух корней Тэн и р{, первый корень означает ‘небо’, второй ‘человек’. В современных тюркских языках слово ер, {р{ ‘мужчина’. Древнетюркское Тен, Тэнг ‘равный, ‘равенство Творца

15

Section 3. Study of art

и Его Творения’, имеющее значение ‘духовного Неба', он и есть — пространство высшего бытия, а человек, сотворенный Всевышним, создавший идею духовности, воплощал различными средствами сакральный мир Вечного Духа» [9].

Понятие Тенгри (танри), широко распространенное во всем тюркском мире, трактуется как верховное божество выступающие в виде синтеза всех астральных представлений, оно адекватно понятию «Вселенная». В значении божества танри прилагалось не только к небу, но и к солнцу (кун танри), и к луне (ай танри), и к земле (жер танриси — танри жер), что свидетельствует о неразделенности божеств неба и земли)» [1]. Такое широкое определение Тенгри во многом стыкуется с космогонической мифологией, когда Вселенная» была живым творчески-созидатель-ным организмом, становясь порождающим началом жизни на земле. Тенгри — первоначало пространственно-временного континуума и бинарных смыс-

ловых противопоставлений: «мужское — женское», «небесное — земное», «солнечное — лунное». Будучи демиургом казахского Космоса, Тенгри помещается внутри него [1].

Итак, к мировоззренческим ориентациям универсального образа жизни и культуры номадов относятся: понимание жизни как высшей ценности; кочевой способ бытия, где невмешательство в природу приобрело значение основополагающего принципа; гармоничные взаимоотношения с Космосом, Вселенной, Природой; исключительная толерантность к религиозным конфессиям, связь с иным миром, с духами предков, аруахами; духовность, главенствуящая над преходящей материей; отсутствие привязанности к материальному миру; концептуализация духовноэстетических норм поведения: честь, величие, свобода, мужество, щедрость, музыкальность, духовная чистота — это далеко не полный список духовных категорий, которые культивировали наши предки.

References:

1. Abramzon S. М. «To the semantics of the Kyrgyz ethnonyms » С. A., 1946, № 3-4:

2. Alekseev A. Е. Early folkloric intoning: Pitch aspect. М.: Soviet composer,1986.- P.164.

3. Ancient Turkic dictionary. L., 1969, 599p. Ancient Turkic dictionary/under the editorship of Nadelyaeva and others. - L.: Science, 1969. - P.599.

4. Ayazbekova S.Sh. Picture of the world of an ethnos: Korkut ata and philosophy of music of the Kazakhs: Monograph. - 2nd ed.. - Astana, 2011. - P.67.

5. Doerfer G. Language of the Hunns, Danube and Volga Bolgars//Foreign Türkology. Issue 1. Ancient Turkic languages and literature. М., 1986

6. Fedorova Е. V To the issue on revival ofsacral complexes oftengrian prayers ofSiberian Turkic people//Tengrianism and epic heritage of the peoples of Eurasia: history and modernity. Materials of III International scientific-practical conference. - Abakan: Khakass book house, 2011. - 142 p. - P. 128-135. P.56.

7. Karakozova Zh. К., Khasanov М. Sh. Cosmos of the Kazakh culture. Almaty: Eurasia, 1993. - 79 p.

8. Kodar А. А. Turkic languages as the abode of Tengri (the experience of hermeneutic analysis^^A - рухани цундылыц. Language is the spiritual value. - Almaty: KIE, 2008.

9. Kokumbaeva B. D. Culturology of tengrian art. Pavlodar, 2012. - 196 p.

10. Levshin А. I. Description of Kirghiz Kaisak hordes and steppes. Almaty: Sanat, 1996. P.40.

11. Myths of the world nations. Encyclopedia. Chief editor Tokarev S. А. М.:1991, - Vol.2.- 719. P.2.

12. Serikbaev K. Tengri commandments. Almaty, 2013. - P.47.

13. Suleimenov O. Turks in prehistory. About the origin of ancient Turkish languages and writing systems. Almaty: Atamura, 2002. -. P.176177.

16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.