УДК 299.4
РЕЛИГИЯ В ЖИЗНИ КОЧЕВНИКОВ И ЕЁ СИНКРЕТИЗМ
Г. Б. Кусаинов
Костанайский государственный университет им. А. Байтурсынова
В статье характеризуется специфика возникновения религиозных представлений и верований на заре человечества. Складываясь веками на основе отражения в мышлении людей реальных объективных процессов в природе и обществе, а также закрепляя их, догмы, культы, ритуалы и обряды опутывали сознание человека, выстраивали его восприятие мира изначально в форме мифов и магических представлений. Сложные метафизические конструкции мироздания и загробного существования, укрепляясь в сознании кочевых народов Казахстана, фиксируясь в памяти поколений, стали частью культуры степной цивилизации. Религия стала частью культурного потенциала народа, страны.
Ключевые слова: религия, религиозная вера, мировые религии, ислам, язычество, огнепоклонничество, тенгрианство.
Религиозные представления и религия в истории человеческой цивилизации издревле играли роль определённой идеологии, первоначальных мифических представлений об окружающем мире, своего рода кодекса нравственности в обществе, регулятора общественно-правовых отношений и сохранения, а также приумножения бытовавших традиций и обычаев. Религиозные представления и оформившиеся религиозные системы стали своеобразными источниками первоначальных знаний, на основе которых возникли первые философские взгляды, позволившие человечеству раздвинуть границы истинных знаний. В этом смысле мы можем сказать о величии Востока и его раннем пробуждении в отношении философско-религиозного обобщения окружающего мира и его всеобъемлющего значения для человеческого общества. Великий сын Азии Дж. Неру в своём труде «Взгляд на всемирную историю» писал: «...глупо забывать о величии Азии. Мы несколько склонны увлекаться блеском Европы и забывать о прошлом. Следует помнить, что именно Азия дала великих идейных вождей, которые, возможно, оказали на мир большее влияние, чем кто-либо другой или что-либо другое, где бы то ни было. Азия дала великих основателей религий. Христос, Мухаммед, великие китайские философы Конфуций и Лао-цзы - можно было бы заполнить целые страницы именами великих мыслителей Азии.» [1, с. 40]. В свою очередь, в отношении сказанного есть смысл продолжить перечисление: буддизм, зороастризм, тенгрианство, манихейство и т. д.
Кочевники евразийских степей создали свою систему поклонения, свои сакральные ценности, которые были универсальными с точки зрения их практичности, их применимости к любым условиям жизнедеятельности. К ним прежде всего относятся такие системы дохристианских и доисламских религий и мировоззрений, как язычество, шаманство и тенгрианство. Если вспомнить миф скифов об их происхождении, то прослеживается прямое влияние ценностных ориентаций их обществ на наиболее важные для них сферы человеческой жизни. Согласно мифу, с неба скифам как божья благодать упали четыре предмета: чаша, плуг, акинак и ярмо. Естественно, миф имеет глубокий смысл, так как он указывает на главные ценности скифов: религию, военное дело, земледелие и кочевое скотоводство. Каждый из четырёх предметов, ниспосланных скифскому народу свыше, сим-воличен: чаша - важный религиозный тенгрианский атрибут - символизирует достаток, благополучие; акинак является символом войны, плуг - символом плодородия и земледелия, ярмо - символом кочевья, передвижения [2, с. 164].
Сравнение древнейших культур, по мнению авторитетных исследователей, позволяет обнаружить взаимосвязи тюркского и шумерского языков; точно так же возможно проследить параллели между обрядами, духовными традициями носителей этих языков. Однако прежде бытовало мнение, что тюрки не относятся к древним народам, сопоставимым со временем существования шумеров и других народов. О. О. Сулейменов в работе «Аз и Я» на широком лингвистическом и историческом материале убедительно доказывает близость культур шумеров и тюрков [3]. В частности, в указанной книге приводится известная сопоставительная таблица И. М. Дьяконова (учёный-востоковед, историк, лингвист, специалист по шумерскому языку сравнительно-исторической грамматике афразийских языков, древним письменностям, истории Древнего Востока), в которой сравниваются пять слов: числительное «три», существительные «земля» и «бог», причастие «слышащий» и указательное местоимение «то».
«В этой таблице, - пишет И. М. Дьяконов, - сразу бросается в глаза родство хурритского и урартского, а также аккадского, древнееврейского и арамейского языков... Близость... такова, что при наличии даже небольшого сравнительного материала она видна наглядно, так как больших фонетических различий между ними не успело произойти» [цит. по: 3, с. 252-253].
О. О. Сулейменов в своей работе воспроизводит таблицу И. М. Дьяконова, включив в неё ещё одну колонку, в которую вошли те же сопоставляемые слова, что и в таблице И. М. Дьяконова, но из древнетюркского языка. О. О. Сулейменов пишет: «Для наглядности повторим эту таблицу, но добавим одну колонку - тюркский язык, -хотя пока и нет твёрдых исторических данных, позволяющих относить прототюркский к языкам древней Передней Азии. За исключением первых фактов словаря. Но помня, что работа по восстановлению биографии тюркских языков, по сути, находится в самом начале своего пути, пойдём на это допущение»:
«Какие выводы можно сделать из наблюдения этой таблицы? - задаётся вопросом автор монографии и отвечает так: - Слегка дополним выражение И. М. Дьяконова: «Близость аккадского, древнееврейского и арамейского - с одной стороны, и хурритского и урартского - с другой, шумерского и древнетюркского - с третьей
такова, что при наличии даже небольшого сравнительного материала она видна наглядно, так как больших фонетических различий между ними не успело произойти». «Подчёркнутые слова добавлены мной, - замечает исследователь и заключает: - ... близость шумерского и тюркского лексических материалов свидетельствует не о генетическом родстве этих двух словарно близких языков, а, повторяем, может доказывать лишь их культурное родство» [3, с. 252-253].
Сопоставительная таблица И. М. Дьяконова
шумер. хуррит. урарт. аккад. древне-еврейск. арам. Древнетюркск.
«три» уш тумин (неизв.) шалаш шалош тэлет уш, уч
«земля» юр хэвр гэвра 'ере 'арс 'ар шр йер йар юр
«бог» дшпр, демер еш шу 'шу 'еел елох ,елаах тен^м тенпр денпр тенер
«слышащий « гештука хазi хазь шемi сооме шаамах епггуган
«то» (указ. местоим.) ане -ойа йе -шу -хуу, -оо -ех ане, ана, анау
Преемственность степных культур не менее ярко демонстрирует и единая религия, существовавшая в Степи на протяжении более 6 000 лет. И у шумер, и у тюрков этой религией является тенгрианство. Шумеры бога называли Дингир, Демер, что означает 'бог', 'небо'. Тюрки своим верховным богом считают Тенгира ('бог', 'небо') [2, с. 162].
Главным атрибутом в тенгрианстве является чаша в руках. Второй по значимости атрибут - обсыпание покойника «звёздами». Общество в Великой степи делилось на сынов Неба и детей Земли, как в Двуречье. Знак ночи в старошумерской письменности - это купол неба и звёзды. В соответствии с тенгрианской религией Сынов Неба хоронили в куполообразных сооружениях. Например, Синташтинский и Большекараганский куполовидные могильники. Тело угасшего Солнца (царя, вождя, великого полководца) обсыпали искусственными звёздами, бусами из светлых драгоценных минералов и металлов. Такие звёзды сплошной массой покрывают тела умерших шумерских царей и цариц [2, с. 164]. О. Сулейменов в монографии «Аз и Я», доказывая идентичность похоронных обрядов у шумер и тюрков, приводит следующие факты: «.Археолог Вулли находит захоронения с писаной металлической чашей в Шумере. Евтюхова и Киселёв раскапывают курганы с писаными металлическими сосудами на Алтае. <...> Акишев обнаруживает металлическую чашу с надписью в кургане близ Алатау. Между этими захоронениями лежат тысячи километров по горизонтали и тысячи лет по вертикали. Большая сохранность шумерских могил позволяет наблюдать священное отношение к металлическому сосуду. Во всех обнаруженных погребёниях чаша находится у руки покойника. Как бы подчёркивая обрядовую важность этого предмета, все без исключения степные каменные бабы держат в руках сосуд» [2, с. 162].
В связи с вышеизложенным очевиден один важный вопрос, а именно: каким образом объяснить столь идентичные совпадения в культуре тюрков и шумеров? Проблема происхождения шумеров возникла сравнительно недавно. Ещё в 1920-х гг. ХХ в. было принято считать, что шумеры - исконные жители Двуречья. Но впоследствии появились значительные сомнения в их автохтонности у таких исследователей, как Э. Спайзер, М. Никольский, Карлтон Кун, Мариан Белицкий и др. При этом учёные определяют примерное появление шумеров в Месопотамии концом IV - началом III тысячелетия до н. э. Весьма характерно, что продвижение этнических общностей из Центральной Азии и резкий культурный скачок в Месопотамии также произошли именно в это время.
Следующий существенный признак тенгрианства - культ предков, поклонение душам умерших предков, то есть вера в аруаха. С аркаимско-синташтинского времени степняки воздвигали курганы, мавзолеи, мазары в честь и в память об усопшем. Геродот о культе предков у скифов писал: «Что за удивительный народ, сами живут в юртах-кибитках, а усопшим строят мраморные мавзолеи». Почитание скифами могил предков наглядно продемонстрировано в ответе царя Иданфриса персидскому царю Дарию: «Если вы желаете во что бы то ни стало сражаться с нами, то вот у нас есть отеческие могилы. Найдите их и попробуйте разорить, и тогда узнаете, станем ли мы с вами сражаться за эти могилы или нет. Но до тех пор, пока нам не заблагорассудится, мы не вступим в бой с вами. Тебе вместо даров - земли и воды - я пошлю другие дары, которые ты заслуживаешь. А за то, что назвал себя моим владыкой, ты мне ещё дорого заплатишь» [2, с. 165].
Итак, тенгрианство - достаточно древняя и универсальная религиозная система. Вера в Тенгри предполагает веру во всемогущую силу Неба: считалось, что Тенгри покровительствует роду, даёт жизненную силу людям и скоту; защищает от злых духов и врагов. Он считался покровителем тюркского государства, дарующим народу благополучие и счастье. Тенгрианство складывалось на основе многовекового опыта взаимодействия общества и окружающего мира. Поэтому эта религия учит человека бережному отношению к обожествлённой природе и всем её проявлениям. Важное место в тенгрианстве занимает вера в буквальное воскрешение после смерти. Умерший как бы проходит сквозь сон и может продолжить жизнь в человеческом облике. Поэтому смерть не пугала людей, поскольку после неё они продолжали существование в новом теле. При этом благополучие в следующей жизни зависело от того, насколько точно будут выполнены обряды захоронения и жертвоприношения. Идея воскрешения личности связана с верой в постоянное умирание и возрождение всех природных сил. Как сменяются времена года, так и человек проходит своеобразные жизненные циклы. С верой в будущее воскрешение были связаны особенности погребальных обрядов. В могилу воина клали оружие, личные вещи, чаши или кувшины с вином. Если умирал вождь, то на смерть были обречены его жёны, солдаты, рабы, кони и соба-
ки. Все они должны были сопровождать своего господина в его следующей жизни, поэтому их тела находились в одном захоронении. Многие столетия тюркское мировоззрение складывалось как идеология воинов. Поэтому тенгрианство культивировало силу духа, закрепляло общественную иерархию, подчинение власти кагана, уважение родителей и старших по возрасту либо общественному статусу. Осуждались предательство, бегство с поля брани, доносительство, безответственность, ложь.
В этом смысле казахский народ как один из последовательных потомков скифо-сакских и тюркских племён до современных дней сохранил веру в тенгрианство. Как и в те далёкие времена, казахи и по сей день строят надгробные сооружения: мавзолеи, мазары, поклоняются душам умерших, веруя в аруахов-охранителей, которые защищают их от опасностей, болезней, плохих людей, и поклоняются огню, солнцу.
Профессор С. А. Колдыбаев в монографии «Философско-эпистемологические проблемы исторического процесса», в которой он исследует фундаментальные признаки кочевой цивилизации, проблемы философии истории, подчеркнул очень важную особенность религиозной системы кочевников: «.специфика представления о сакральном и сверхъестественном "начале" легла в основу особой религиозной системы - Тенгриан-ства. Оформление её было связано не только с естественной потребностью человека найти защиту от грозных природных сил, но и от нарождающихся социальных проблем, что является признаком цивилизации. <...> Кочевники жили динамично, отсюда и понимание Неба как вечного двигателя и беспредельности. Бескрайнее Небо, по их мнению, не только простирается над бескрайней Землёй, но и управляет ею в любой её точке.» [4, с. 18].
Известно, что в Х1У-ХУ вв. наряду с исламом в среде кочевого и оседлого населения Казахстана важную роль играли домусульманские воззрения и культы. Казахи, наряду с исламом, продолжали почитать верховное божество Тенгри (Тэщр^. Некоторые исследователи считают, что культ Тенгри был уже вполне оформившейся религиозной системой, что способствовало принятию привнесённой исламом идеи единого бога Аллаха [5, с. 242].
По-настоящему исламу открылась дорога в Степь только в XVIII века, после вхождения Казахстана в состав России в 1731 году. Империя желала иметь в своём подданстве не буйных кочевников, а оседлых пастухов, которыми легко управлять. Был разработан грандиозный план «седентаризации» - принудительного перевода казахов от кочевого образа жизни к оседлости. С этой целью в Степь по специальному указу императрицы Екатерины II были посланы сотни татарских мулл, уже давно состоявших на службе у империи, для обращения тенгрианцев в мусульман. Расчёт был прост: ислам предполагает оседлый образ жизни (видимо, по этой причине до сих пор аравийские бедуины наименее «исламизированные» во всём «исламском мире»), и доверчивые неофиты должны были быстрее отказаться от традиционного образа жизни, культуры, религии. Была предусмотрена специальная система поощрений и льгот. Но, несмотря на это, даже в середине XIX века (по свидетельству Чокана Валиханова) ислам с трудом находил признание в Степи. Потеря исконной национальной государственности и принятие чужого подданства - это прежде всего потеря духа нации, её нравственного стержня [6, с. 2].
Реликты древних доисламских традиций играли значительную роль в жизни казахского общества. Они сохраняются и поныне и в ежедневном ритме жизни почти незаметны, но всё-таки имеют определённое значение прежде всего с точки зрения их практического воплощения. Как и у многих других народов, у казахов с глубокой древности широко использовались амулеты (обереги) «тумар» в надежде оградить себя от всевозможных жизненных бед: сглаза, наговора и др. Домусульманские религиозные традиции играли важную роль в семейном быту - обрядах и обычаях, связанных с жизненным циклом семьи (свадьбой, рождением, смертью). Свадебная обрядность у казахов на всех её этапах сохраняла древние домусульманские черты. В домусульманских традициях у казахов важную роль играл культ огня. Огонь считался домашним святилищем, покровителем жилища. Огонь в очаге большого (родительского) дома называли от-ана - 'огонь-мать'. Невеста, вступая в новую семью, должна, входя в юрту отца, принести в жертву огню ложку масла. Казахи верили в очистительную силу огня: оставляя зимовку, разжигали костры и прогоняли между ними скот и кочевой караван, чтобы злые духи не преследовали их на летовках. Возвращаясь на зимовку, также окуривали её огнём и дымом. Огонь играл решающую роль и в целительных обрядах [5, с. 244].
Вера казахского народа сегодня - это симбиоз двух религий: ислама и тенгрианства. Многих исследователей интересовал вопрос о том, почему в Великую степь почти до ХХ века не смогли проникнуть ни христианство, ни буддизм, ни ислам в их классическом виде? Почему кипчаки, казахи до сих пор не фундаменталисты-мусульмане? На этот вопрос дал ответ великий Лев Николаевич Гумилёв, прекрасно понимавший душу тюркского народа: «Проникнуть можно только туда, где пусто. В Великой степи было что-то такое, которое давало его обитателям всё то, что обеспечивали великие религии, об этом свидетельствуют победы не только на войнах, но и в культуре.» [2, с. 166].
Вера, основанная на поклонении всемогущей силе Неба, являющейся своего рода вездесущей и всепроникающей благодатью, при которой не надо строить какие-либо культовые сооружения либо находиться строго в определённом месте, органически соответствовала ритму жизни кочевников и присущей им свободе.
Библиографический список
1. Козыбаев, М. Избранные труды / М. Козыбаев. - Алматы: Еылым, 2006. - 272 с.
2. Нарымбаева, А. Аркаим: очаг мировой цивилизации, созданный прототюрками / А. Нарымбаева. - Астана: Корпорация Атамура,
2004. - 249 с.
3. Сулейменов, О. Аз и Я / О. Сулейменов. - Алматы: Грифон, 1975. - 272 с.
4. Колдыбаев, С. Философско-эпистемологические проблемы исторического процесса / С. Колдыбаев. - Костанай: Сарыар^а, 2013. -
240 с.
5. История Казахстана (двенадцать лекций) / под ред. Ж. О. Артыкбаева. - Караганда: Издательство КарГУ, 1997. - 153 с.
6. Арон Атабек. Ислам и тенгрианство / Атабек Арон // Безнен юл. - 2004. - № 2.
© Кусаинов Г. Б., 2014 УДК 94(323:327) (574)
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ КАЗАХСТАНА
С. А. Турежанова
Костанайский государственный университет им. А. Байтурсынова
В статье рассматриваются исторические предпосылки, касающиеся разработки стратегии национальной безопасности Казахстана. Обосновывается положение о том, что формирование системы национальной безопасности страны тесно связано с историей становления казахской государственности.
Ключевые слова: национальная безопасность, стратегия, концепции национальной безопасности, казахская государственность.
Одним из значительных исторических событий конца второго тысячелетия, ознаменовавшим новый этап в развитии стран Евразийского континента, является развал сверхдержавы - Советского Союза. В результате распада СССР на карте мира появились новые государства, одним из которых стала Республика Казахстан.
За годы, прошедшие с момента объявления суверенитета, Казахстан как суверенное государство признан многими авторитетными международными организациями, институтами, иностранными государствами. Республика Казахстан принята в состав ООН в качестве равноправного члена, она заключила множество многосторонних и двусторонних соглашений. К настоящему времени Казахстан состоялся как самостоятельный субъект мирового сообщества.
В историческом масштабе Республика Казахстан является сравнительно молодым государством. Поэтому укрепление независимости и суверенитета, обеспечение территориальной целостности и нерушимости границ, в целом национальной безопасности является основной задачей Республики Казахстан.
В июне 1998 года был принят один из основных государственных законодательных актов Казахстана -Закон «О национальной безопасности Республики Казахстан», который затрагивает все стороны жизни личности, общества и государства. Анализ данного Закона позволяет сделать вывод о том, что в нём получили достаточно точное определение все аспекты, касающиеся жизненно важных национальных интересов государства. На наш взгляд, при разработке концепции национальной безопасности авторы названного документа исходили из современных представлений и концепций, относящихся к данной сфере государственной жизни.
Между тем известно, что любое общественное явление, а историческое в первую очередь, основано на преемственности. Формирование национальной безопасности также имеет свои исторические корни. В этой связи представляется важным изучение опыта прошлых поколений казахского народа в вопросе формирования стратегии защиты своих национальных интересов. Анализ фактов и событий, а также подлинных документов свидетельствует о наличии исторических примеров, касающихся рассматриваемой нами проблемы.
К одним из таких факторов, безусловно, относится геополитическое положение Казахстана, которое явилось объективной причиной того, что его территория с незапамятных времён стала ареной эпохальных событий: за обладание землями, на которых располагается современный Казахстан, боролись и войска Александра Македонского, и джунгары, и монголы. Начиная с первой половины I века н. э. совершались переселения народов на территории Восточного Казахстана, в Семиречье и далее на запад. Через территорию Казахстана проходил Великий шёлковый путь.
Одним из первых государственных образований в казахских степях была империя древних тюрков, возникшая в начале VI века н. э. Однако отсутствие единых объединительных мотивов, обострение внутренних противоречий препятствовало образованию устойчивого государства, которое, в свою очередь, могло бы способствовать созданию предпосылок для формирования соответствующей той эпохе концепции национальной безопасности. Последующие государственные образования тюрков были также неустойчивы из-за отсутствия выраженной государственности и не могли внести существенный вклад в формирование системы национальной безопасности. История показала недолговечность этих государств.
Наиболее близко подошли к формированию казахской государственности в ХП-ХШ вв. объединения кипчаков и карлуков. Образ жизни, необходимость освоения новых пастбищ для ведения кочевого скотоводства, а также расширение экономических и торговых связей с соседними народами были внутренним сплачивающим мотивом для этих племён. Территориальные границы кипчакского объединения расширялись. С целью защиты своих завоеванных территорий в кипчакском ханстве были созданы регулярные военные формирования, которые вошли в историю как образцы проявления воинской дисциплины и храбрости. Этот факт можно отнести к проявлению первых признаков государственности в казахских степях и собственно разработке канонов стратегии национальной безопасности.