Научная статья на тему 'Религия в жизни кочевников и её синкретизм'

Религия в жизни кочевников и её синкретизм Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3979
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / РЕЛИГИОЗНАЯ ВЕРА / RELIGIOUS FAITH / МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ / WORLD RELIGIONS / ИСЛАМ / ISLAM / ЯЗЫЧЕСТВО / PAGANISM / ОГНЕПОКЛОННИЧЕСТВО / FIRE-WORSHIP / ТЕНГРИАНСТВО / ELIGION / TENGRIISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кусаинов Габит Болатканович

В статье характеризуется специфика возникновения религиозных представлений и верований на заре человечества. Складываясь веками на основе отражения в мышлении людей реальных объективных процессов в природе и обществе, а также закрепляя их, догмы, культы, ритуалы и обряды опутывали сознание человека, выстраивали его восприятие мира изначально в форме мифов и магических представлений. Сложные метафизические конструкции мироздания и загробного существования, укрепляясь в сознании кочевых народов Казахстана, фиксируясь в памяти поколений, стали частью культуры степной цивилизации. Религия стала частью культурного потенциала народа, страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Religion in the Lives of Nomads and its Syncretism

The article discusses the specific features of the origin of religious views and beliefs at the dawn of mankind. Being formed century after century on the basis of the reflection of the real natural and social objective processes in people’s minds, and also fixing them, dogmas, cults, rituals and ceremonies enmeshed / entangled / ensnared man’s consciousness, originally building up his world perception in the form of myths and magic views. Elaborate metaphysical designs of the universe and existence after death, becoming stronger in Kazakhstan’s nomads consciousness, being imprinted in the memory of generations, they became part of the steppe civilization culture. Religion became part of cultural potential of the people, the country.

Текст научной работы на тему «Религия в жизни кочевников и её синкретизм»

УДК 299.4

РЕЛИГИЯ В ЖИЗНИ КОЧЕВНИКОВ И ЕЁ СИНКРЕТИЗМ

Г. Б. Кусаинов

Костанайский государственный университет им. А. Байтурсынова

В статье характеризуется специфика возникновения религиозных представлений и верований на заре человечества. Складываясь веками на основе отражения в мышлении людей реальных объективных процессов в природе и обществе, а также закрепляя их, догмы, культы, ритуалы и обряды опутывали сознание человека, выстраивали его восприятие мира изначально в форме мифов и магических представлений. Сложные метафизические конструкции мироздания и загробного существования, укрепляясь в сознании кочевых народов Казахстана, фиксируясь в памяти поколений, стали частью культуры степной цивилизации. Религия стала частью культурного потенциала народа, страны.

Ключевые слова: религия, религиозная вера, мировые религии, ислам, язычество, огнепоклонничество, тенгрианство.

Религиозные представления и религия в истории человеческой цивилизации издревле играли роль определённой идеологии, первоначальных мифических представлений об окружающем мире, своего рода кодекса нравственности в обществе, регулятора общественно-правовых отношений и сохранения, а также приумножения бытовавших традиций и обычаев. Религиозные представления и оформившиеся религиозные системы стали своеобразными источниками первоначальных знаний, на основе которых возникли первые философские взгляды, позволившие человечеству раздвинуть границы истинных знаний. В этом смысле мы можем сказать о величии Востока и его раннем пробуждении в отношении философско-религиозного обобщения окружающего мира и его всеобъемлющего значения для человеческого общества. Великий сын Азии Дж. Неру в своём труде «Взгляд на всемирную историю» писал: «...глупо забывать о величии Азии. Мы несколько склонны увлекаться блеском Европы и забывать о прошлом. Следует помнить, что именно Азия дала великих идейных вождей, которые, возможно, оказали на мир большее влияние, чем кто-либо другой или что-либо другое, где бы то ни было. Азия дала великих основателей религий. Христос, Мухаммед, великие китайские философы Конфуций и Лао-цзы - можно было бы заполнить целые страницы именами великих мыслителей Азии.» [1, с. 40]. В свою очередь, в отношении сказанного есть смысл продолжить перечисление: буддизм, зороастризм, тенгрианство, манихейство и т. д.

Кочевники евразийских степей создали свою систему поклонения, свои сакральные ценности, которые были универсальными с точки зрения их практичности, их применимости к любым условиям жизнедеятельности. К ним прежде всего относятся такие системы дохристианских и доисламских религий и мировоззрений, как язычество, шаманство и тенгрианство. Если вспомнить миф скифов об их происхождении, то прослеживается прямое влияние ценностных ориентаций их обществ на наиболее важные для них сферы человеческой жизни. Согласно мифу, с неба скифам как божья благодать упали четыре предмета: чаша, плуг, акинак и ярмо. Естественно, миф имеет глубокий смысл, так как он указывает на главные ценности скифов: религию, военное дело, земледелие и кочевое скотоводство. Каждый из четырёх предметов, ниспосланных скифскому народу свыше, сим-воличен: чаша - важный религиозный тенгрианский атрибут - символизирует достаток, благополучие; акинак является символом войны, плуг - символом плодородия и земледелия, ярмо - символом кочевья, передвижения [2, с. 164].

Сравнение древнейших культур, по мнению авторитетных исследователей, позволяет обнаружить взаимосвязи тюркского и шумерского языков; точно так же возможно проследить параллели между обрядами, духовными традициями носителей этих языков. Однако прежде бытовало мнение, что тюрки не относятся к древним народам, сопоставимым со временем существования шумеров и других народов. О. О. Сулейменов в работе «Аз и Я» на широком лингвистическом и историческом материале убедительно доказывает близость культур шумеров и тюрков [3]. В частности, в указанной книге приводится известная сопоставительная таблица И. М. Дьяконова (учёный-востоковед, историк, лингвист, специалист по шумерскому языку сравнительно-исторической грамматике афразийских языков, древним письменностям, истории Древнего Востока), в которой сравниваются пять слов: числительное «три», существительные «земля» и «бог», причастие «слышащий» и указательное местоимение «то».

«В этой таблице, - пишет И. М. Дьяконов, - сразу бросается в глаза родство хурритского и урартского, а также аккадского, древнееврейского и арамейского языков... Близость... такова, что при наличии даже небольшого сравнительного материала она видна наглядно, так как больших фонетических различий между ними не успело произойти» [цит. по: 3, с. 252-253].

О. О. Сулейменов в своей работе воспроизводит таблицу И. М. Дьяконова, включив в неё ещё одну колонку, в которую вошли те же сопоставляемые слова, что и в таблице И. М. Дьяконова, но из древнетюркского языка. О. О. Сулейменов пишет: «Для наглядности повторим эту таблицу, но добавим одну колонку - тюркский язык, -хотя пока и нет твёрдых исторических данных, позволяющих относить прототюркский к языкам древней Передней Азии. За исключением первых фактов словаря. Но помня, что работа по восстановлению биографии тюркских языков, по сути, находится в самом начале своего пути, пойдём на это допущение»:

«Какие выводы можно сделать из наблюдения этой таблицы? - задаётся вопросом автор монографии и отвечает так: - Слегка дополним выражение И. М. Дьяконова: «Близость аккадского, древнееврейского и арамейского - с одной стороны, и хурритского и урартского - с другой, шумерского и древнетюркского - с третьей

такова, что при наличии даже небольшого сравнительного материала она видна наглядно, так как больших фонетических различий между ними не успело произойти». «Подчёркнутые слова добавлены мной, - замечает исследователь и заключает: - ... близость шумерского и тюркского лексических материалов свидетельствует не о генетическом родстве этих двух словарно близких языков, а, повторяем, может доказывать лишь их культурное родство» [3, с. 252-253].

Сопоставительная таблица И. М. Дьяконова

шумер. хуррит. урарт. аккад. древне-еврейск. арам. Древнетюркск.

«три» уш тумин (неизв.) шалаш шалош тэлет уш, уч

«земля» юр хэвр гэвра 'ере 'арс 'ар шр йер йар юр

«бог» дшпр, демер еш шу 'шу 'еел елох ,елаах тен^м тенпр денпр тенер

«слышащий « гештука хазi хазь шемi сооме шаамах епггуган

«то» (указ. местоим.) ане -ойа йе -шу -хуу, -оо -ех ане, ана, анау

Преемственность степных культур не менее ярко демонстрирует и единая религия, существовавшая в Степи на протяжении более 6 000 лет. И у шумер, и у тюрков этой религией является тенгрианство. Шумеры бога называли Дингир, Демер, что означает 'бог', 'небо'. Тюрки своим верховным богом считают Тенгира ('бог', 'небо') [2, с. 162].

Главным атрибутом в тенгрианстве является чаша в руках. Второй по значимости атрибут - обсыпание покойника «звёздами». Общество в Великой степи делилось на сынов Неба и детей Земли, как в Двуречье. Знак ночи в старошумерской письменности - это купол неба и звёзды. В соответствии с тенгрианской религией Сынов Неба хоронили в куполообразных сооружениях. Например, Синташтинский и Большекараганский куполовидные могильники. Тело угасшего Солнца (царя, вождя, великого полководца) обсыпали искусственными звёздами, бусами из светлых драгоценных минералов и металлов. Такие звёзды сплошной массой покрывают тела умерших шумерских царей и цариц [2, с. 164]. О. Сулейменов в монографии «Аз и Я», доказывая идентичность похоронных обрядов у шумер и тюрков, приводит следующие факты: «.Археолог Вулли находит захоронения с писаной металлической чашей в Шумере. Евтюхова и Киселёв раскапывают курганы с писаными металлическими сосудами на Алтае. <...> Акишев обнаруживает металлическую чашу с надписью в кургане близ Алатау. Между этими захоронениями лежат тысячи километров по горизонтали и тысячи лет по вертикали. Большая сохранность шумерских могил позволяет наблюдать священное отношение к металлическому сосуду. Во всех обнаруженных погребёниях чаша находится у руки покойника. Как бы подчёркивая обрядовую важность этого предмета, все без исключения степные каменные бабы держат в руках сосуд» [2, с. 162].

В связи с вышеизложенным очевиден один важный вопрос, а именно: каким образом объяснить столь идентичные совпадения в культуре тюрков и шумеров? Проблема происхождения шумеров возникла сравнительно недавно. Ещё в 1920-х гг. ХХ в. было принято считать, что шумеры - исконные жители Двуречья. Но впоследствии появились значительные сомнения в их автохтонности у таких исследователей, как Э. Спайзер, М. Никольский, Карлтон Кун, Мариан Белицкий и др. При этом учёные определяют примерное появление шумеров в Месопотамии концом IV - началом III тысячелетия до н. э. Весьма характерно, что продвижение этнических общностей из Центральной Азии и резкий культурный скачок в Месопотамии также произошли именно в это время.

Следующий существенный признак тенгрианства - культ предков, поклонение душам умерших предков, то есть вера в аруаха. С аркаимско-синташтинского времени степняки воздвигали курганы, мавзолеи, мазары в честь и в память об усопшем. Геродот о культе предков у скифов писал: «Что за удивительный народ, сами живут в юртах-кибитках, а усопшим строят мраморные мавзолеи». Почитание скифами могил предков наглядно продемонстрировано в ответе царя Иданфриса персидскому царю Дарию: «Если вы желаете во что бы то ни стало сражаться с нами, то вот у нас есть отеческие могилы. Найдите их и попробуйте разорить, и тогда узнаете, станем ли мы с вами сражаться за эти могилы или нет. Но до тех пор, пока нам не заблагорассудится, мы не вступим в бой с вами. Тебе вместо даров - земли и воды - я пошлю другие дары, которые ты заслуживаешь. А за то, что назвал себя моим владыкой, ты мне ещё дорого заплатишь» [2, с. 165].

Итак, тенгрианство - достаточно древняя и универсальная религиозная система. Вера в Тенгри предполагает веру во всемогущую силу Неба: считалось, что Тенгри покровительствует роду, даёт жизненную силу людям и скоту; защищает от злых духов и врагов. Он считался покровителем тюркского государства, дарующим народу благополучие и счастье. Тенгрианство складывалось на основе многовекового опыта взаимодействия общества и окружающего мира. Поэтому эта религия учит человека бережному отношению к обожествлённой природе и всем её проявлениям. Важное место в тенгрианстве занимает вера в буквальное воскрешение после смерти. Умерший как бы проходит сквозь сон и может продолжить жизнь в человеческом облике. Поэтому смерть не пугала людей, поскольку после неё они продолжали существование в новом теле. При этом благополучие в следующей жизни зависело от того, насколько точно будут выполнены обряды захоронения и жертвоприношения. Идея воскрешения личности связана с верой в постоянное умирание и возрождение всех природных сил. Как сменяются времена года, так и человек проходит своеобразные жизненные циклы. С верой в будущее воскрешение были связаны особенности погребальных обрядов. В могилу воина клали оружие, личные вещи, чаши или кувшины с вином. Если умирал вождь, то на смерть были обречены его жёны, солдаты, рабы, кони и соба-

ки. Все они должны были сопровождать своего господина в его следующей жизни, поэтому их тела находились в одном захоронении. Многие столетия тюркское мировоззрение складывалось как идеология воинов. Поэтому тенгрианство культивировало силу духа, закрепляло общественную иерархию, подчинение власти кагана, уважение родителей и старших по возрасту либо общественному статусу. Осуждались предательство, бегство с поля брани, доносительство, безответственность, ложь.

В этом смысле казахский народ как один из последовательных потомков скифо-сакских и тюркских племён до современных дней сохранил веру в тенгрианство. Как и в те далёкие времена, казахи и по сей день строят надгробные сооружения: мавзолеи, мазары, поклоняются душам умерших, веруя в аруахов-охранителей, которые защищают их от опасностей, болезней, плохих людей, и поклоняются огню, солнцу.

Профессор С. А. Колдыбаев в монографии «Философско-эпистемологические проблемы исторического процесса», в которой он исследует фундаментальные признаки кочевой цивилизации, проблемы философии истории, подчеркнул очень важную особенность религиозной системы кочевников: «.специфика представления о сакральном и сверхъестественном "начале" легла в основу особой религиозной системы - Тенгриан-ства. Оформление её было связано не только с естественной потребностью человека найти защиту от грозных природных сил, но и от нарождающихся социальных проблем, что является признаком цивилизации. <...> Кочевники жили динамично, отсюда и понимание Неба как вечного двигателя и беспредельности. Бескрайнее Небо, по их мнению, не только простирается над бескрайней Землёй, но и управляет ею в любой её точке.» [4, с. 18].

Известно, что в Х1У-ХУ вв. наряду с исламом в среде кочевого и оседлого населения Казахстана важную роль играли домусульманские воззрения и культы. Казахи, наряду с исламом, продолжали почитать верховное божество Тенгри (Тэщр^. Некоторые исследователи считают, что культ Тенгри был уже вполне оформившейся религиозной системой, что способствовало принятию привнесённой исламом идеи единого бога Аллаха [5, с. 242].

По-настоящему исламу открылась дорога в Степь только в XVIII века, после вхождения Казахстана в состав России в 1731 году. Империя желала иметь в своём подданстве не буйных кочевников, а оседлых пастухов, которыми легко управлять. Был разработан грандиозный план «седентаризации» - принудительного перевода казахов от кочевого образа жизни к оседлости. С этой целью в Степь по специальному указу императрицы Екатерины II были посланы сотни татарских мулл, уже давно состоявших на службе у империи, для обращения тенгрианцев в мусульман. Расчёт был прост: ислам предполагает оседлый образ жизни (видимо, по этой причине до сих пор аравийские бедуины наименее «исламизированные» во всём «исламском мире»), и доверчивые неофиты должны были быстрее отказаться от традиционного образа жизни, культуры, религии. Была предусмотрена специальная система поощрений и льгот. Но, несмотря на это, даже в середине XIX века (по свидетельству Чокана Валиханова) ислам с трудом находил признание в Степи. Потеря исконной национальной государственности и принятие чужого подданства - это прежде всего потеря духа нации, её нравственного стержня [6, с. 2].

Реликты древних доисламских традиций играли значительную роль в жизни казахского общества. Они сохраняются и поныне и в ежедневном ритме жизни почти незаметны, но всё-таки имеют определённое значение прежде всего с точки зрения их практического воплощения. Как и у многих других народов, у казахов с глубокой древности широко использовались амулеты (обереги) «тумар» в надежде оградить себя от всевозможных жизненных бед: сглаза, наговора и др. Домусульманские религиозные традиции играли важную роль в семейном быту - обрядах и обычаях, связанных с жизненным циклом семьи (свадьбой, рождением, смертью). Свадебная обрядность у казахов на всех её этапах сохраняла древние домусульманские черты. В домусульманских традициях у казахов важную роль играл культ огня. Огонь считался домашним святилищем, покровителем жилища. Огонь в очаге большого (родительского) дома называли от-ана - 'огонь-мать'. Невеста, вступая в новую семью, должна, входя в юрту отца, принести в жертву огню ложку масла. Казахи верили в очистительную силу огня: оставляя зимовку, разжигали костры и прогоняли между ними скот и кочевой караван, чтобы злые духи не преследовали их на летовках. Возвращаясь на зимовку, также окуривали её огнём и дымом. Огонь играл решающую роль и в целительных обрядах [5, с. 244].

Вера казахского народа сегодня - это симбиоз двух религий: ислама и тенгрианства. Многих исследователей интересовал вопрос о том, почему в Великую степь почти до ХХ века не смогли проникнуть ни христианство, ни буддизм, ни ислам в их классическом виде? Почему кипчаки, казахи до сих пор не фундаменталисты-мусульмане? На этот вопрос дал ответ великий Лев Николаевич Гумилёв, прекрасно понимавший душу тюркского народа: «Проникнуть можно только туда, где пусто. В Великой степи было что-то такое, которое давало его обитателям всё то, что обеспечивали великие религии, об этом свидетельствуют победы не только на войнах, но и в культуре.» [2, с. 166].

Вера, основанная на поклонении всемогущей силе Неба, являющейся своего рода вездесущей и всепроникающей благодатью, при которой не надо строить какие-либо культовые сооружения либо находиться строго в определённом месте, органически соответствовала ритму жизни кочевников и присущей им свободе.

Библиографический список

1. Козыбаев, М. Избранные труды / М. Козыбаев. - Алматы: Еылым, 2006. - 272 с.

2. Нарымбаева, А. Аркаим: очаг мировой цивилизации, созданный прототюрками / А. Нарымбаева. - Астана: Корпорация Атамура,

2004. - 249 с.

3. Сулейменов, О. Аз и Я / О. Сулейменов. - Алматы: Грифон, 1975. - 272 с.

4. Колдыбаев, С. Философско-эпистемологические проблемы исторического процесса / С. Колдыбаев. - Костанай: Сарыар^а, 2013. -

240 с.

5. История Казахстана (двенадцать лекций) / под ред. Ж. О. Артыкбаева. - Караганда: Издательство КарГУ, 1997. - 153 с.

6. Арон Атабек. Ислам и тенгрианство / Атабек Арон // Безнен юл. - 2004. - № 2.

© Кусаинов Г. Б., 2014 УДК 94(323:327) (574)

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ КАЗАХСТАНА

С. А. Турежанова

Костанайский государственный университет им. А. Байтурсынова

В статье рассматриваются исторические предпосылки, касающиеся разработки стратегии национальной безопасности Казахстана. Обосновывается положение о том, что формирование системы национальной безопасности страны тесно связано с историей становления казахской государственности.

Ключевые слова: национальная безопасность, стратегия, концепции национальной безопасности, казахская государственность.

Одним из значительных исторических событий конца второго тысячелетия, ознаменовавшим новый этап в развитии стран Евразийского континента, является развал сверхдержавы - Советского Союза. В результате распада СССР на карте мира появились новые государства, одним из которых стала Республика Казахстан.

За годы, прошедшие с момента объявления суверенитета, Казахстан как суверенное государство признан многими авторитетными международными организациями, институтами, иностранными государствами. Республика Казахстан принята в состав ООН в качестве равноправного члена, она заключила множество многосторонних и двусторонних соглашений. К настоящему времени Казахстан состоялся как самостоятельный субъект мирового сообщества.

В историческом масштабе Республика Казахстан является сравнительно молодым государством. Поэтому укрепление независимости и суверенитета, обеспечение территориальной целостности и нерушимости границ, в целом национальной безопасности является основной задачей Республики Казахстан.

В июне 1998 года был принят один из основных государственных законодательных актов Казахстана -Закон «О национальной безопасности Республики Казахстан», который затрагивает все стороны жизни личности, общества и государства. Анализ данного Закона позволяет сделать вывод о том, что в нём получили достаточно точное определение все аспекты, касающиеся жизненно важных национальных интересов государства. На наш взгляд, при разработке концепции национальной безопасности авторы названного документа исходили из современных представлений и концепций, относящихся к данной сфере государственной жизни.

Между тем известно, что любое общественное явление, а историческое в первую очередь, основано на преемственности. Формирование национальной безопасности также имеет свои исторические корни. В этой связи представляется важным изучение опыта прошлых поколений казахского народа в вопросе формирования стратегии защиты своих национальных интересов. Анализ фактов и событий, а также подлинных документов свидетельствует о наличии исторических примеров, касающихся рассматриваемой нами проблемы.

К одним из таких факторов, безусловно, относится геополитическое положение Казахстана, которое явилось объективной причиной того, что его территория с незапамятных времён стала ареной эпохальных событий: за обладание землями, на которых располагается современный Казахстан, боролись и войска Александра Македонского, и джунгары, и монголы. Начиная с первой половины I века н. э. совершались переселения народов на территории Восточного Казахстана, в Семиречье и далее на запад. Через территорию Казахстана проходил Великий шёлковый путь.

Одним из первых государственных образований в казахских степях была империя древних тюрков, возникшая в начале VI века н. э. Однако отсутствие единых объединительных мотивов, обострение внутренних противоречий препятствовало образованию устойчивого государства, которое, в свою очередь, могло бы способствовать созданию предпосылок для формирования соответствующей той эпохе концепции национальной безопасности. Последующие государственные образования тюрков были также неустойчивы из-за отсутствия выраженной государственности и не могли внести существенный вклад в формирование системы национальной безопасности. История показала недолговечность этих государств.

Наиболее близко подошли к формированию казахской государственности в ХП-ХШ вв. объединения кипчаков и карлуков. Образ жизни, необходимость освоения новых пастбищ для ведения кочевого скотоводства, а также расширение экономических и торговых связей с соседними народами были внутренним сплачивающим мотивом для этих племён. Территориальные границы кипчакского объединения расширялись. С целью защиты своих завоеванных территорий в кипчакском ханстве были созданы регулярные военные формирования, которые вошли в историю как образцы проявления воинской дисциплины и храбрости. Этот факт можно отнести к проявлению первых признаков государственности в казахских степях и собственно разработке канонов стратегии национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.