Научная статья на тему 'ИСКУССТВО УЗБЕКСКОГО ХАФИЗА'

ИСКУССТВО УЗБЕКСКОГО ХАФИЗА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
13
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАФИЗ / ИСКУССТВО / МУЗЫКА / НАПЕВ / МЕЛОДИЯ (МЕЛОДИЧНОСТЬ) / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЙ / НАСЛЕДИЕ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / БАСТАКОР / ПЕВЕЦ (ИСПОЛНИТЕЛЬ)

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бегматова Н.С.

представители узбекского искусства хафизов (певцов) являются хранителями, (создателями) творцами, исполнителями и учителями нематериального культурного наследия нашего народа. В искусстве хафизов обнаружена прекрасная гармония с рядом важных философских факторов человеческой мысли: запоминание (заучивание); сохранение в памяти; творческое исполнение (интерпретация). Эти аспекты важны как основы узбекского пения. Среди народа использовались такие термины как «Хафиз Коран» и «Хафиз». Владение искусством исполнительского мастерства хафиза, произношение слов, мелодичность напевов, творческие отношения были установлены как основные правила исполнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE UZBEK ART OF HAFIZ

representatives of the Uzbek art of hafiz are the custodians, creators, performers and teachers of the intangible cultural heritage of our people. In Hafiz art is found a beautiful harmony of a number of important philosophical factors of human thought: memorization (learning); remembering; creative interpretation. Such aspects are important as the foundations of Uzbek singing (national vocal art). The terms "hafiz Qur'an" and "hafiz" were used among the people. The mastery of the Hafiz art, the pronunciation of words, the melody of tunes, the creative approach have been established as the basic rules of performance.

Текст научной работы на тему «ИСКУССТВО УЗБЕКСКОГО ХАФИЗА»

of deer skin and the pattern is made of snake skin. The leather straps are decorated in a chain style and covered with a scarf. It is covered with wedding skin. The toy leather, i.e. the ribbon patterns on the second leather are different from the first, the infinity of the acoustic possibilities of this instrument can be seen from the construction of both the leather and the leather. Of course, the ability of toy skin to resonate is wider than that of deer skin. Importantly, the bottom of the drums is perforated like a modern liturgy so that the sound of the instrument has a high pitched sound.

The unique place and importance of instruments in Central Asian culture, their deep roots and the principles of development today are determined by the performance variations. The history of percussion instruments, their place in human life, and their nature have not yet been fully and thoroughly studied in the science of musicology. Finding a solution to these problems will require extensive research by musicians. So, the restoration of our national musical values, the study of the history of our instruments on a scientific basis is one of the urgent tasks of today. This, in turn, requires the development of a new traditional meaning of "instrumental science" in Central Asian culture.

References / Список литературы

1. Vasifiy Z. Badoye ul-Waqoe. Т., 1979.

2. OdilovA. O'zbek xalq cholg'ularida ijrochilik. Т., 1995.

ИСКУССТВО УЗБЕКСКОГО ХАФИЗА

Бегматова Н.С. Email: Begmatova17166@scientifictext.ru

Бегматова Наргиза Саибджан кизи - преподаватель, Узбекский национальный институт музыкального искусства им. Юнуса Раджаби, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: представители узбекского искусства хафизов (певцов) являются хранителями, (создателями) творцами, исполнителями и учителями нематериального культурного наследия нашего народа. В искусстве хафизов обнаружена прекрасная гармония с рядом важных философских факторов человеческой мысли: запоминание (заучивание); сохранение в памяти; творческое исполнение (интерпретация). Эти аспекты важны как основы узбекского пения. Среди народа использовались такие термины как «Хафиз Коран» и «Хафиз». Владение искусством исполнительского мастерства хафиза, произношение слов, мелодичность напевов, творческие отношения были установлены как основные правила исполнения.

Ключевые слова: хафиз, искусство, музыка, напев, мелодия (мелодичность), нематериальный, наследие, интерпретация, бастакор, певец (исполнитель).

THE UZBEK ART OF HAFIZ Begmatova N.S.

Begmatova Nargiza Saibjon kizi - Teacher, UZBEK NATIONAL INSTITUTE MUSICAL ART NAMED AFTER YUNUS RAJABI, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: representatives of the Uzbek art of hafiz are the custodians, creators, performers and teachers of the intangible cultural heritage of our people. In Hafiz art is found a beautiful harmony of a number of important philosophical factors of human thought: memorization (learning); remembering; creative interpretation. Such aspects are important as the foundations of Uzbek singing (national vocal art). The terms "hafiz Qur'an" and "hafiz" were used among the people. The mastery of the Hafiz art, the pronunciation of words, the melody of tunes, the creative approach have been established as the basic rules ofperformance.

Keywords: hafiz, art, music, melody, tune, intangible, heritage, interpretation, composer, singer.

УДК 078

Представители искусства узбекских хафизов, то есть сами хафизы, в первую очередь, являются хранителями, творцами, исполнителями нематериального культурного наследия нашего народа и мостом связывающим поколения. Наверное, поэтому этих профессионалов всегда уважал народ. Действительно, ряд важных философских факторов человеческой мысли нашли прекрасную гармонию в искусстве хафизов. Это можно выразить простыми словами. В частности, к ним относятся такие особенности как: выучивание, необходимое человеку; запоминание; интерпретация, которая требует творческий подход. Поэтому уместно признать это искусство видом искусства, воплощающим высшую вершину художественного и эстетического потенциала.

Термин «Хафиз» применялся по отношению к человеку, который знает и запоминает арабский язык, читает стихи Корана по памяти на арабском языке, запоминает классические газели и эпосы в странах мусульманского Востока (включая Среднюю Азию и Хорасан), а также имеет творческие способности, и является высококвалифицированным певцом с хорошей слуховой памятью [1, 379].

Известно, что на практике популярны два направления искусства Хафизов. Включая:

Исполнение сур из Корана наизусть, используя декламацию и мелизматику для мелодичности звука - «Хафиз Коран»;

Продолжение традиций исполнения традиционной музыки на практике мастерами с высокими знаниями и навыками - «хафиз»:

В искусстве хафиза, как и во всех других видах искусства, исполнительское мастерство, произношение, мелодия и творческое отношение определены как основные правила исполнения. В музыкальном исполнении термин «хафиз» применяется к наиболее опытным, образованным певцам с широким диапазоном голоса и красивым тембром. Вместе с этим термин широкий и применяется к специалисту, достигшему высокого положения в своей отрасли.

Исторические и музыкальные трактаты издавна отражают практику именования артистов с приставкой хафиз в дополнение к их именам.

Термин хафиз - так же или созвучно этому существует во многих странах. В целом это касается представителей, профессионально интерпретирующих свои национальные ценности. В музыкальном искусстве хафиз одновременно сочетает в своем исполнении несколько элементов, создавая творческий материал в прекрасной гармонии.

Искусство хафизов - это высший уровень пения, связанный с классическим направлением традиционного исполнения. В прошлом сложились правила исполнения, характерные для стиля классического пения. Музыкант, наряду с хорошим вокальным мастерством, прекрасно разбирался в классической поэзии, был искусен и безупречен в исполнении и вбирал в себя все аспекты исполнительского мастерства. На практике статус хафизов получали в основном певцы исполнявшие катта ашула и макомы. Однако, поскольку направления пения были разными,

исполнители также назывались по-разному. В частности, певец, исполнитель, вокалист, песенник, интерпретатор, прозаик, хафиз и др. Таким образом, термин «хафиз» использовался не только для певцов, но и для поэтов, историков, чтецов и талантливых музыкантов.

Пение в Узбекистане - древнейший вид искусства, который выражается словами и звуками. Его развитие имеет долгую историю, и в процессе становления были особенности, связанные с различными методами и областями (народное, академическое, эстрадное, традиционное и т.д.).

Хафизы, занимавшиеся музыкальным искусством, были высокого уровня, хорошо разбирались в своей профессии. Они известны своей передовой и образцовой работой в области творческого и исполнительского искусства, своими научными знаниями и прекрасным владением народным наследием и исполнительскими традициями.

В искусстве узбекского хафиза существуют разные стили и приемы пения. Они формируются и развиваются на основе исполнительских приемов, в основе которых методологически называются фольклорные изречения (эпическое исполнение, различные обрядовые изречения) и классическое пение (исполнение макомов, классические певческие приемы, катта ашула, ялла, сувора и т.д.).

В критериях эффективности прошлых хафизов считалось, что ряд аспектов, связанных с интерпретацией, должен быть четко выражен. Они были связаны с идеальным исполнением слов, речи, пения, мелодии и рифмования, что обеспечивало зрелое исполнение в процессе интерпретации. Следуя этим критериям, уникальная интерпретация каждого исполненного произведения стала основой для формирования личного стиля исполнения или школы исполнения хафиза. Еще одним важным и необходимым аспектом для искусства хафизов является сопровождение своего исполнения с помощью музыкального инструмента. Игра на музыкальном инструменте одновременно с пением вслух требует от хафиза большого таланта и навыков. При этом хафизу следует быть бдительным, чутким, соблюдение нормы в процессе импровизации. Ведь эти аспекты отражены в самом термине хафиз.

Критерии исполнения искусства хафизов справедливо указаны в пособии "Искусство хафиз" музыковеда Соибжона Бегматова. То есть, чтобы достичь совершенства в искусстве хафиза, каждый певец должен обладать следующими знаниями и умениями. В частности, «искусство пения, искусство исполнения, законы звуковых возможностей и интерпретации, вопросы текста и произношения, общность слов и мелодий, культура исполнения, основы выбора репертуара» [2, 5].

Требования к хафизу - голос (диапазон 2-2,5 октавы и широкий по тембру), сила памяти, дыхание, произношение, музыка, традиции, риторика, а также импровизация, знание исполнительского мастерства и, самое главное, талант. С другой стороны, искусство хафизоф - это основа, которая может служить примером для всех певческих стилей, доступных в пении.

Из трактатов таких ученых как Амир Унсур аль-Маани, Кайковус, Алишер Наваи (Махбуб уль-Кулуб), Сафиуддин Урмави, Абдурахман Джами, Наджмиддин Кавкаби, Дарвеш Али Чанги мы можем узнать больше о деятельности хафизов. В частности, в таких трудах как «Великая музыкальная книга» Абу Насра Фароби, «Знание закона, практическая музыка» Зайнулабиддина Хусейни, «Музыкальный трактат» Абдурахмана Джами, «Меджлис ун-нафоис» Алишера Навои, «Музыкальный трактат» Дарвеша Али Чанги» приведены сведения о музыкантах того времени и описаны конкретные исполнительные аспекты каждого из них.

К нашему времени искусство хафиза признано государством с 1920-х годов, когда оно было возрождено на основе времени и пространства.

В Узбекистане народными певцами стали признавать исполнителей с высоким уровнем традиционного певческого мастерства, знанием своего музыкального наследия, прекрасным исполнительским мастерством и богатым репертуаром в 20-е годы XX века. В частности наградой народный исполнитель Туркистанской

Республики был награжден М. Кариякубов; в 1930-60 гг. были награждены исполнители "катта ашула" Эрка Кори Каримов, Маматбува Саттаров, Акбар Хайдаров, Мамъуржон Узоков, Джурахон Султанов (1939); Бобохон и Акмалхон Суфихоновы (1944); Шокосим Шоджалилов (1950) был удостоин звания народный хафиз Узбекистана.

После обретения Узбекистаном независимости этот процесс продолжился более традиционным образом, и в 1991-1999 годах этого звания были удостоены Фаттоххон Мамадалиев, Орифхон Хотамов, Мухаммаджон Каримов, Ачилхон Отахонов, Кувондик Искандаров, Одилджон Юсупов, Рузмат Джуманиязов, Эсон Лутфуллаев. В XXI веке, появилась новая плеяда народных певцов, таких как Хасан Раджаби, Олмас Саиджанов, Исмаилжон и Исроилжон Вахобовы, Махмуд Юлдашев, Махмуд Таджибоев, Бекназар Дустмуродов, Фарход Давлетов, Набиджон Ибрагимов, Саиб Ниязов, Машраб Эрматов и Эркин Рузиматов.

Традиции искусства хафизов помолодели в творчестве представителей новой эпохи. Среди исполнителей макома и классической музыки молодые таланты демонстрируют свое искусство. Национальные ценности искусства хафизов продолжают развиваться в творческой практике молодых квалифицированных исполнителей. Это связано с тем, что Президент Республики Узбекистан уделяет большое внимание искусству «Маком» и создает возможности для интеграции традиционной музыки в современный образовательный процесс. Самое главное, что традиции учителей исполняются молодым поколением. Это возможно только в том случае, если исполнение пронизано знаниями учителя и наукой интерпретации, а факторы интерпретации усвоены на основе творческих взаимоотношений. В связи с этим мы верим, что будущее Нового Узбекистана будет достойным его великих детей!

Список литературы / References

1. Национальная энциклопедия Узбекистана. Том 11. Т., 2005.

2. Бегматов С. Искусство Хафизов. Т., 2007.

FROM THE HISTORY OF KHOREZM MUSIC Abulaiti J. Email: Abulaiti17166@scientifictext.ru

Abulaiti Jilizirehan - independent Applicant, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: in 1934, an expedition to Khiva was organized by musicologists E.E. Romanovskaya and I.A.Akbarov to record maqoms. The background of this action is as follows: V.A. Uspensky at one time long sought from the Government of Uzbekistan to allocate funds for a trip to Khorezm. In a letter to V. Belyaev, he calls Khorezm "Musical Mecca" and from a scientific and ethnographic expedition to this land he expects an answer to key questions related to the origins of Uzbek classical music.

Keywords: music, culture, school, origins, makomat, education, tradition, musicologist, notation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.