Научная статья на тему 'КОКАНДСКАЯ БЕШАРЫКСКАЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ШКОЛА: ИСПОЛНИТЕЛИ КАТТА АШУЛА'

КОКАНДСКАЯ БЕШАРЫКСКАЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ШКОЛА: ИСПОЛНИТЕЛИ КАТТА АШУЛА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
32
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
катта ашула / Ферганская долина / хафиз / исполнительская школа / профессиональный певец. / katta ashula / Fergana Valley / hafiz / performing school / professional singer.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Эрматов Машрабжон, Арзимуродова Нигора Самаровна

путь нашего традиционного песенного исполнительства «Патнисаки Катта Ашула», исполняемый в основном в Ферганской долине, является вершиной хафизских дорог. Хафизы, которые выступали на этом пути, были признаны истинными хафизами и заслужили уважение слушателей. Катта ашула Ферганской долины делится на несколько исполнительских направлений, одним из которых является Кокандская Бешарыкская исполнительская школа катта ашула. Было несколько исполнителей, которые внесли свой вклад в развитие этой школы, и они по-прежнему вызывают энтузиазм у нашего народа. В данной статье представлена информация об артистах, которые внесли свой вклад в развитие Кокандскую Бешарыкскую исполнительскую школу катта ашула.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KOKAND BESHARYK PERFORMING SCHOOL: PERFORMERS OF KATTA ASHULA

the path of our traditional song performance "Patnisaki Katta Ashula", performed mainly in the Fergana Valley, is the top of the Hafiz roads. The Hafiz who performed on this path were recognized as true Hafiz and earned the respect of the listeners. Katta Ashula of the Fergana Valley is divided into several performing directions, one of which is the Kokand Besharyk Performing School katta ashula. There were several performers who contributed to the development of this school, and they still inspire enthusiasm among our people. This article presents information about artists who have contributed to the development of the Kokand Besharyk performing School katta ashula.

Текст научной работы на тему «КОКАНДСКАЯ БЕШАРЫКСКАЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ШКОЛА: ИСПОЛНИТЕЛИ КАТТА АШУЛА»

КОКАНДСКАЯ БЕШАРЫКСКАЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ШКОЛА: ИСПОЛНИТЕЛИ КАТТА АШУЛА Эрматов М.1, Арзимуродова Н.С.2

1Эрматов Машрабжон - профессор;

2Арзимуродова Нигора Самаровна - преподаватель, кафедра национальное пение, Государственный институт искусства и культуры Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: путь нашего традиционного песенного исполнительства «Патнисаки Катта Ашула», исполняемый в основном в Ферганской долине, является вершиной хафизских дорог. Хафизы, которые выступали на этом пути, были признаны истинными хафизами и заслужили уважение слушателей. Катта ашула Ферганской долины делится на несколько исполнительских направлений, одним из которых является Кокандская Бешарыкская исполнительская школа катта ашула. Было несколько исполнителей, которые внесли свой вклад в развитие этой школы, и они по-прежнему вызывают энтузиазм у нашего народа. В данной статье представлена информация об артистах, которые внесли свой вклад в развитие Кокандскую Бешарыкскую исполнительскую школу катта ашула.

Ключевые слова: катта ашула, Ферганская долина, хафиз, исполнительская школа, профессиональный певец.

KOKAND BESHARYK PERFORMING SCHOOL: PERFORMERS OF KATTA

ASHULA Ermatov M.1, Arzimuradova N.S.2

1Ermatov Mashrabjon-professor;

2Arzimuradova Nigora Samarovna - teacher, DEPARTMENT OF NATIONAL SINGING, STATE INSTITUTE OF ART AND CULTURE OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the path of our traditional song performance "Patnisaki Katta Ashula", performed mainly in the Fergana Valley, is the top of the Hafiz roads. The Hafiz who performed on this path were recognized as true Hafiz and earned the respect of the listeners. Katta Ashula of the Fergana Valley is divided into several performing directions, one of which is the Kokand Besharyk Performing School katta ashula. There were several performers who contributed to the development of this school, and they still inspire enthusiasm among our people. This article presents information about artists who have contributed to the development of the Kokand Besharyk performing School katta ashula. Keywords: katta ashula, Fergana Valley, hafiz, performing school, professional singer.

В процессе подъема исполнительской культуры катта ашула сформировались его своеобразные школы исполнительства - Коканд (Эрка Кари Каримов, Шеркузи Байкузиев, Хамракул Кари, Меликози Юсупов, Турдиали Эргашев, Расулкори Мамадалиев), Маргилан (Мамадбува Саттаров, Болтабой Раджабов, Джурахан Султанов, Аджуржон Узунов, группа «Чорго» под руководством Турдиали Шарипова), Андижан (Фаттоххон Мамадалиев, Одилжон Юсупов, Саиднаби Саидназаров, Джурахан и Эргашвой Юсуповы, Хуршид Хасанов), Наманган (Маллабой Хамидов, Абдулла Газиев, Ибрагим Исаков), Ташкент (Акбар Кари и Эшмат Хайдаров, Очилхан Отаханов, Ариф Алимахсумов, Махмуд Таджибоев, Муноджот Йолчиева, Бекназар Дустмуродов, Абдунаби Ибрагимов, Сойбжон Ниязов, Дилнура Кадыркулова, Нодира Пирматова). Катта ашула осваивается не только в традиционной школе «наставник и ученик» (Андижан, Коканд, Маргилан), но и в современной системе музыкального образования (Академический лицей, колледжи искусств и консерватория). [1] При сохранении традиций катта ашула проводятся научные исследования, издательская (книжная и коллекционная) работа, аудио-и видеозаписи, фильмы, телепередачи, конкурсы, особенно среди молодежи.

Что касается кокандской бешарыкской школы катта ашула, то в развитии этой школы есть место нескольким мастерам-певцам. Среди них Эрка Кари Каримов, Шеркузи Байкузиев, Хамракул Кари, Меликози Юсупов, Турдиали Эргашев, Расулкори Мамадалиев. В целом эти создатели считаются яркими представителями Кокандской большой певческой школы. Но среди них неоценим вклад Хамракула Кари Туракулова в Кокандскую Бешарыкскую школу катта ашула. Конечно, не будет преувеличением сказать, что именно его исполнительское мастерство послужило причиной создания произведения "Кокандский Ушшок", которое относится к катта ашула. На самом деле для того, чтобы узнать самобытность этой исполнительской школы, целесообразно углубленно изучить, проанализировать ее создателей, произведения, которые они исполняют, и жизнь, творчество своих учеников.

Эрка Кари Каримов. Родился в селе Тумор Ферганской области (ныне на территории Фрунзенского района) в бедной крестьянской семье. Эрка Кари с детства рос очень чувствительным. Его способность

чувствовать, чувствовать была окончательно развита до такой степени, что его ум, память были чрезвычайно сильны. Он запоминал и мелодию, и текст любой песни за один слух. Вскоре Эрка Кари, обладатель высокого и красивого голоса, стал широко известен в народе. В свои 20 лет он вошел в круг выдающихся и опытных исполнителей «катта ашула». Эрка Кари умело исполнял пути патнисаки катта ашула, и имел большую аудиторию благодаря тому, что он исполнял песни, понимая значение газелей. Тесное сотрудничество с поэтом Хазини положительно сказалось на его творчестве. Песни «Ёлгиз», «Раббано, додимга ет», «Пошшо пирим, мадад килинг», «Эй Чехраси Тобоним», «Чоргох» исполнял в одиночку, иногда вместе со своими учениками Меликози Хафизом, Эргашем Хайдаровым, Шеркузи Байкузиевым, Мехмон Кари Тойчиевым. Эрка Кари Каримов, грамотно разучивал и исполнял народные песни, в результате чего прославился как отличный исполнитель народных песен [2].

В 1935 году музыковед, ученый-этнограф, профессор Успенский записал на грампластинки ряд путей катта ашула от Эрка Кары. Этот расцвет творчества исполнителя ярко проявился на декаде узбекской литературы и искусства в Москве в 1937 году. Исполнив отдельное пение на сцене Большого театра, он заслужил апплодисменты московской публики. В этом же году Эрка Кари Каримову было присвоено звание «Народный Хафиз Узбекистана».

Изучение богатого музыкального наследия своей страны-долг каждого народа. Большой вклад в музыкальное искусство, помимо музыкальных жанров, исполнительских стилей, школ, вносят многие певцы, музыканты и композиторы и они не изучены до конца [4]. В долине сформировались целые школы этого исполнительского стиля, одним из ярких представителей Кокандской школы патнисаки катта ашула является народный хафиз Узбекистана Шеркузи Байкузиев. Известный в долине большой певец Шеркузи Байкузиев родился в 1894 году в селе Пошшо пирим Бувайского района Ферганской области в семье искусствоведа.

Расцвет творчества Шеркузи Байкузиева пришелся на 1939 год, период строительства Большого Ферганского канала. Вместе со многими артистами он также участвовал в этом народном хашаре, служа своему искусству, и получил аплодисменты хашарцев, исполнив катта ашула стихотворения известного поэта Чустий под названием «Каналим» (Мой канал). В этом же году многие искусствоведы были удостоены почетного звания «Народный Хафиз Узбекистана». Супруга Шеркузи Хафиза Хадияхон Хамдамова также является одной из артисток, внесших достойный вклад в Узбекское музыкальное искусство.

В узбекском певческом искусстве Хафиз Расул Кари Мамадалиев, обладавший особым голосом, стилем, продуктивный исполнитель, народный артист, прошел нелегкий жизненный путь. Расул Кари Мамадалиев родился в селе Сузак Джалалабадской области [3]. Расул Кари, слепой от рождения, с детства сосредоточил все свое воображение на мире искусства и поэзии. Песни и стихи, которые слышал Хафиз, обладавший незаурядным талантом, с юных лет запечатывали его тело и разум.

Юный Расул Кари, научившись играть на танбуре и петь при поддержке наставников, сам сочинял мелодии и начинал петь. Еще один замечательный вид искусства - это интеллект, который также начинает изучать искусство аския. На свадьбах и мероприятиях поет в сопровождении своего наставника Камолиддина, и попадает в поле зрения слушателей. Вскоре они начинают обретать популярность. Хафиз больше следил за исполнительскими путями Джурахана Султанова и считал его своим наставником. В то же время он создал свой особый стиль. Его голос звучал очень резким на высоких нотах, умело играя на танбуре. Хафиз умело исполнял на инструментах и знал сложные пути исполнения макомов «Бузрук», «Наво», «Дугох».

Такие произведения как "Насри Баёт", "Насри ушшок", " Чапандози Наво", "Насри Уззол", "Бебокча", "Бозургоний", "Насруллои", "Талкин Рост", "Талкини Байот", "Топмадим", "Кукон Ушшоги", "На Килдим", "Ой догланур", "Фаргона тонг отгунча" исполнял с исключительным мастерством. Он сочинял мелодию большинству из своих произведений.

Хотя прошло много лет с тех пор, как Расул Кари Мамадалиев скончался, его песни до сих пор передаются из рук в руки на кассетах, давая наслаждение слушателям. Более пятидесяти его песен вошли в золотой фонд республиканского радио [1]. Были выпущены ряд пластинок, ленточных пластинок. Десятки талантливых певцов, таких как Абулатиф Холдоров, Рахимджон Камолов, Кабинджон Юсупов, Муминджон Имамов, Джуракози Хотамов, считаются учениками Хафиза и продолжают исполнительский стиль своего учителя.

Также мы рассмотрим бинарное исполнение произведения и сравним их. «Насруллойи», входящий в первую групповую часть макома «Бузрук», мы слышали исполнение Расула Кари Мамадалиева и Камолиддина Хамракулова, а также Ачилхана Отаханова. Конечно, у каждого исполнителя свой стиль исполнения. Мы видим это на примере исполнения произведения «Насруллойи». При прослушивании двух выступлений мы замечаем, что метод каждого исполнителя явно отличается друг от друга. Особенно ярко можно заметить разницу в темпе исполнения. Расул Кари Мамадалиев исполнял это произведение очень уверенно. В манере исполнения Ачилхана Отаханова чувствуется широта. Кроме того, Расул Кари Мамадалиев исполнил произведение, опираясь на штрихи. То есть, в дуете Камолиддин Хамракулов исполняет произведение на доире, а слоги слов тоже произносятся, опираясь на штрихи. То есть, как доира дает штрихи, так и голос, и слоги газели воспроизводятся с опорой на эти штрихи. Другой аспект заключается в том, что стиль исполнения Расула Кари Мамадалиева имеет черты Кокандского Бешарыкского исполнительского стиля. То есть эти стоны маленькие и обильные. Обратим внимание на третий ряд газелей которая была использована в произведении.

№ека^а ishq otashgohiga devona ко'^!итт...

После слова «Девона» в этой строке Расул Кари Мамадалиев прошел методом. Ачилхан Отаханов в слове «Девона» перенес слог «- На» На следующий слог с тактом. То есть исполнение слогов на сильных долях, а точнее в начале такта, придает произведению еще больше индивидуальности. Когда мы думаем об этом как о геометрической форме, это та часть работы, которая соответствует самому острому концу треугольника. В исполнении Ачилхана Отаханова преобладает исполнение стонов перед тактами, в слабых долях. Это придает произведению простор.

Список литературы /References

1. Ш. Матёцубов "Анъанавий ижрочилик тарихи" Тошкент 2018.

2. С. Маннопов "Сунмас Наволар" Фаргона 2002.

3. С. Бегматов "Х,офизлик санъати" Тошкент 2007.

4. Матякубов Ш.Б. «Искусство бахши в Узбекистане./ The art of the bakhshi of Uzbekistan» «Вестник науки и образования» № 12 (66), 2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.