приводит не к «столкновению культур», как интерпретируют это понятие некоторые
зарубежные авторы, а к «пересечению культур» и грамотному их диалогу.
Литература
1. Васильев В. В. Интерпретация текста в образовании. Пермь, 1997 [6, С.168].
2. Демьянков В. З. Лингвистическая интерпретация текста: Универсальные и национальные (идиоэтнические) стратегии // Язык и культура: Факты и ценности: К 70-летию Юрия Сергеевича Степанова / Отв. редакторы: Е. С. Кубрякова, Т. Е. Янко. - М.: Языки славянской культуры, 2001 [5, С. 323].
3. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учеб. пособие. - 3-е изд. - М.: Флинта, Наука, 2000 [11, С. 248].
4. Попадейкина И. Рафала Чахора Монография Теория и практика преподавания русского языка как иностранного «Художественный текст на занятиях по русскому языку как иностранному». Ворцлав. ВШИйека 1ш1уШи Рокко-^яяИедо, 2012 [136, С. 181].
5. Рогова К. А. Художественная речь русского зарубежья: 20-30-е годы ХХ в.: Учеб. пособие. С-Петербург: Изд. С-Петербургского университета, 2002 [2, С. 326].
6. Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. - М.: Издательская группа «Прогресс» -«Культура», 1995 [259, С. 367].
Искусство публичной речи Садыкова О. Г.
Садыкова Оксана Гайратовна /Sadykova Oksana Gayratovna - концертмейстер,
Управление культуры,
Муниципальное общеобразовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств № 2, г. Надым, Ямало-Ненецкий автономный округ
Аннотация: в статье рассматривается влияние культуры речи на различные сферы жизни общества в целом и личности в отдельности. Сегодня всё чаще и чаще общество интересуется вопросами мастерства и техники владения словом. Весь огромный запас знаний, опыт прошлых лет должны быть использованы в ответственной, сложной, но очень нужной работе.
Ключевые слова: культура речи, искусство речи, риторика, языковая норма, русский язык, воспитание, образование, общение.
В глубочайших социальных событиях, развивающихся с античных времен и до наших дней, публичное слово имело и имеет большое общественное значение [3].
Свою первую разработку риторика получила в Сицилии. Понятие «риторика» происходит от греческого Лейпке 1ееЬие (ораторское искусство), охватывает область знаний: теория речи - искусство речи - ораторское мастерство. Под риторикой подразумевают - сознательно или бессознательно - технику речи, проявленную в различных формах, говорящих индивидуумом [7].
Возникает вопрос: зачем обращаться к прошлому? Но не знать истории — значит всегда быть ребенком. Все искусства состоят в исследовании истины. Нельзя познать суть современного ораторского искусства, если не обратиться к истории, как нельзя понять культуру народа, не обратив внимание на его прошлое [7; 16; 18].
Когда говорят о познании греко-римского мира как о способе познания нас самих и вселенной, имеют в виду не необходимость изучать словарный запас,
грамматические правила, отрывки на греческом и латинском языках, имеют в виду: познать самих греков и римлян, их образ жизни, а также: что они представляли и что дали человечеству [12].
В VIII-VII вв. до н. э. миграция греческих племен распространила их культуру по всему Средиземноморью, достигая даже берегов Черного и Каспийского морей. В результате македонской экспансии она проникла на Восток, включая Индию и Среднюю Азию. Несколько позднее возник контакт с самобытной римской культурой, которая стала развиваться в качестве второй культуры античного мира.
Основным источником нашего знакомства с античной литературой служат произведения античных авторов, греческих и латинских. Однако до нашего времени эти сочинения сохранились плохо [17].
Уже при рассмотрении гомеровских поэм приходилось указывать на сравнительно развитую технику построения речей. Строй гомеровского общества требует от «царей» искусства публичной речи, умения выступать в совете и на народном собрании. Оратор произносит свою речь, оживленно жестикулируя, размахивая скипетром, магическим символом власти и права слова на собрании. Старец Нестор — «громогласный вития» «Илиады». Красноречие рассматривается как дар богов, но вместе с тем и как искусство, которому надлежит обучать.
Это раннее греческое красноречие не оставило после себя письменных следов. Новые импульсы к развитию ораторское искусство получило в условиях демократической государственности V в. до н. э. Афины и демократические общины Сицилии становятся центрами красноречия. Здесь уже намечаются будущие основные виды ораторской прозы. В V в. до н. э. ораторское искусство еще долго оставалось без письменной фиксации, и о нем можно судить лишь по косвенным признакам, главным образом по его отражению в трагедии. Только софистика делает ораторскую речь литературным жанром. Софисты культивировали самые различные виды прозы — притчу, диалог, рассуждение, но с особым вниманием они относились к ораторской речи. Эпидиктическая речь — одна из наиболее типичных форм софистического изложения.
Решающую роль в развитии теории и самих форм художественного прозаического стиля античная традиция приписывает сицилийскому софисту Горгию (около 483 -375 гг. до н. э.). Речь — «волшебство», «заклинание», которое «зачаровывает» слушателя. Важнейшим средством зачаровывания служит у Горгия стиль речи, в котором он действительно пытается возвести ряд приемов фольклорного заклинания в художественный принцип. Характерными признаками его стиля являются многочисленные метафоры и так называемые «горгиевы» фигуры, т. е. членение предложения на части равного объема, соотнесенные между собой смысловым противопоставлением и звуковыми повторами, особенно в конце каждой части, где они образуют своего рода рифму. Словесное искусство Горгия производило большое впечатление на современников. Сохранившиеся речи его относятся к эпидиктическому типу.
Античная культура прозаической речи требует некоторой ориентации на поэтическую речь. Эпидиктическое красноречие, заменяющее поэзию, главным образом лирическую поэзию, сохраняет известное родство с ней. Это обнаруживается уже в способе ораторского произнесения речи. Греческий оратор говорит нараспев, меняя тональность в соответствии с аффективным содержанием речи, сопровождая свои слова гармоничными движениями тела. Об «актерском» моменте в красноречии говорится во всех античных руководствах по риторике, начиная с Фрасимаха. Сочетание слова с пением и ритмическими телодвижениями остается неизжитым в ораторской речи, и художественная разработка красноречия ставит одной из своих важнейших задач ритмическую и интонационную организацию прозы. Метрическому строю стиха соответствует в красноречии прозаический ритм. Ритм, горгиевы фигуры, метафоричность — таковы требования, предъявляемые отныне к стилю художественной прозы [13].
В музыкальной среде ходит по кругу веселая шутка: играть на рояле совсем не трудно, нажимайте только нужным пальцем в нужное время на нужную клавишу. Эта шутка применима и к риторике; произнести речь совсем не трудно, говорите только нужные слова, в нужное время, по нужному адресу [7].
История развития культа красноречия не закончена и по сей день. Важность умения четко и ясно излагать свои мысли и влиять на мнение аудитории по-прежнему жизненно необходимо политикам, судьям и учителям [18].
От природы человек наделен речемыслительным аппаратом, без которого невозможна была бы речевая деятельность. Чтобы заниматься речевой деятельностью, человек должен обладать способностью мыслить и говорить, должен испытывать желание реализовать свою мысль, передать её другому. Красноречие — это свет, который придает блеск уму [1; 16].
Каков человек, такова и его речь. Каждое высказывание и фактически, и в сознании воспринимающего ее представляет собой мгновенное раскрытие всего опыта и характера, намерений и чувств человека [12; 16].
Чем богаче духовный мир человека, тем своеобразнее его речь. «Если у автора нет своего «слога», он никогда не будет писателем», - говорил А. П. Чехов. Своя речь, свои особенности в речи должны быть не только у писателей. Самобытная, нешаблонная речь нужна всем, особенно тем, кто пишет для других или выступает перед другими.
Многие люди излагают свои мысли несколько по-своему. «Стиль - это человек», -говорил французский естествоиспытатель Бюфон. Своеобразна та речь, в которой есть оригинальные элементы в структуре, в соединении и расположении слов и предложений, которая несет не только информацию, но и дает ей оценку. Человек, говорящий своими словами, думает, рассуждает, а это заставляет думать и тех, кто его слушает.
Древние греки говорили: «Почаще поворачивай стиль». Стиль у них называлась палочка, одним концом который писали, другим стирали. В приведенном выражении отмечается, что говорящий или пишущий должен стремиться к точному выражению мысли. Мысль - это рыбка, плавающая на дне души, которую следует поймать [14].
«Речь зависит от географической широты, губ, домашнего воспитания, друзей детства, ландшафта, неба, носа, окружения, питания, степени пространности изложения, школы, языка... Речь всегда окрашена, нестерильна, пронизана особенностями...» (Килиан) [7].
Правильность речи - обязательный, но не единственный показатель ее культуры. Наряду с задачей писать и говорить грамотно, правильно, как велит и требует данная культурная среда, существует и другая задача - писать и говорить умело, мастерски. Умелая речь характеризуется такими признаками, как ясность, точность, стилистическая выдержанность, выразительность, отсутствие информативно избыточных компонентов и т. п. Можно различать разные степени речевого мастерства [2; 15].
Научиться говорить просто, точно, по -своему не так легко. Сервантес писал: «Я сладкоустым не родился! Чтоб изощрить мой грубый, тяжкий слог, я на веку немало потрудился».
Словарный запас человека обогащается постепенно. Поэтому для повышения речевой культуры необходимо постоянно пополнять свой лексикон, чему способствует чтение художественных произведений, литературы по специальности. Большой запас слов, знание их значений и оттенков - залог высокой культуры речи. Уметь подбирать слова и свободно использовать их в речи важно для всех. Лексические нормы не допускают необоснованного употребления устаревших, диалектных, просторечных, профессиональных, жаргонных и вульгарных слов. Определить степень литературности слова, его пригодность помогают толковые словари, к которым и следует обращаться.
«Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка есть борьба за орудие культуры», - писал в своей статье «О языке» М. Горький.
Речевая культура тесно связана с литературным языком, употребляемым во всех сферах человеческой деятельности: в государственных учреждениях, в области науки, производства, культуры, в печати, в повседневном общении. Литературный язык, по словам М. Горького, - это обработанный народный язык. «Язык создается народом. Деление языка на литературный и народный значит только то, что мы имеем, так сказать, «сырой» язык и обработанный мастерами». По ясности, четкости и выразительности он представляет собой самое совершенное средство общения [14].
Проблемами общения занимаются представители разных наук - философы, психологи, лингвисты, социологи, культурологи и др. Каждый рассматривает общение с позиции своей науки, выделяет специфические аспекты для изучения и соответственно формулирует определение [1].
Наша жизнь удается или не удается постепенно, но перемены происходят резко, в результате одной речи. И хотя никто не гарантирует изменения траектории развития карьеры, бизнеса, брака или жизни, любая речь может сделать это. Речь -это отношения [11].
Русский язык достоин глубокого изучения и бережного обращения с его сокровищами. Соблюдение языковых норм помогает людям быстрее и лучше понимать друг друга в любой сфере человеческой деятельности [14].
Широкая сеть вузов культуры, театральных студий и школ, средних специальных образовательных учреждений требует подготовки большого числа молодых специалистов, хорошо владеющих великим, могучим и прекрасным русским языком, независимо от того, в каком городе, в какой области проходит обучение. Поэтому вопрос соблюдения единых норм является для нас особенно острым и актуальным [4].
Понятие языковой (в том числе и стилистической) нормы весьма сложное. С одной стороны, норме должна быть присуща известная устойчивость, стабильность как основа её функционирования, отсутствие которой привело бы к отрицанию существования нормы. С другой стороны, языковая норма не может не изменяться в отдельные периоды эволюции языка как явления социального. Эта подвижность языковой нормы приводит иногда к тому, что для одного и того же языкового явления могут существовать два равноценных варианта выражения (старый, еще окончательно не ушедший из практики речи, новый, еще не полностью утвердившийся в своих правах), признаваемые оба правильными [9].
Норму составляет общепринятое правило, наиболее точное средство выражения мысли, узаконенное языковое явление. Норма - это образцовый общепринятый способ выражения мысли, закрепленный в лучших произведениях художественной литературы и применяемый в официальном общении. Соблюдение языковых норм очень важно, так как нарушение их затрудняет общение людей, ведет к недопониманию.
С давних пор речь рассматривают не только с точки зрения правильности, но и со стороны эстетической, отмечая в ней и хорошее, и плохое. Положительное качество речи - ее красота.
Стилистика требует бережного и тонкого обращения с языком, умения варьировать мысль, выбирать из ряда синонимичных средств наиболее действенные, меткие, точные и яркие. Чтобы добиться совершенства, красоты и изящества речи, овладеть законами стилистики, необходимо, воспитать в себе «эстетическое чутье».
Общему развитию человека, повышению его культуры речи способствует вдумчивое чтение классической художественной литературы [14].
Оратор не актер и не декламатор. Поэтому от него не требуется художественного чтения. Но говорить отчетливо и осмысленно он обязан. Звучание голоса должно быть хорошим. Силу голоса, ударение, тембр, резонирование настраивают в соответствии с имеющейся ситуацией, но, прежде всего, добиваются плавности речи.
При артикуляции основную работу выполняют язык и губы, поэтому движения их мускулов должны быть особенно четкими.
Мелодия предложения (изменение силы звучания) не остается неизмененной, напротив, она ступенчато изменяется, как правило, повышаясь в начале и падая в конце предложения. Ударение - важнейший компонент предложения. Каждое предложение имеет только один пик ударения.
Ударение имеет в речи особое значение: изменение ударного слова изменяет смысл всего предложения. Правильно ставить ударение - это правильно говорить.
Есть три способа обозначить ударение:
1. Повышение тона.
2. Усиление звучания голоса.
3. Замедление речи (медленный темп речи) [7].
Ораторство представляет собой сложное интеллектуально-эмоциональное творчество публичной речи.
Многие современные исследователи рассматривают ораторское искусство как один из специфических видов человеческой деятельности.
Объективной основой зарождения ораторского искусства как социального явления стала насущная необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имеющую общественную значимость.
Хорошим оратором может сделаться только тот, кто хочет им стать, кто стремится к этому, кто много работает над собой. Уже в древнейших религиозно-философских учениях правильной речи отводилось особое место. Путь к истине был разделен Буддой на восемь частей: правильное распознание, правильное мышление, правильная речь, правильное действие, правильная жизнь, правильный труд, правильные воспоминания и самодисциплина, правильная концентрация. Показательно, что среди первых шагов на пути к истине - правильное мышление и правильная речь. Без соблюдения этих условий невозможно и правильное действие.
Существует три категории ораторов: «Одних можно слушать, других нельзя слушать, третьих нельзя не слушать». То, что мы говорим, в значительной мере предопределяет, будут ли нас слушать или даже не смогут не слушать нас. Но от нашего голоса зависит, можно или нельзя нас слушать вообще [6].
Богатство голоса тесно связано с богатством мысли и воображения, с эмоциональной насыщенностью звучащего слова. К. С. Станиславский в «Работе актера над собой» писал о том, что хорошие голоса в разговорной речи редки. Если же они встречаются, то оказываются недостаточными по силе и диапазону. «Даже хороший от природы голос следует развивать не только для пения, но и для речи».
Правильное произношение, хорошая дикция, развитые дыхание и голос нужны актеру, режиссеру, педагогу, чтецу для того, чтобы уметь действовать словом, убеждать, волновать, заставлять слушающих сопереживать [4].
Оратору желательно добиваться того, чтобы его услышали, поняли и слушали. Вильгельм Буш описывал в «Повествователе Кляксе» это следующим образом:
Как весело из шлюза рта, бывает,
Парусники мыслей выплывают,
При попутном ветре добром
Правят вдаль по глубоким волнам.
К головам людей, к гаваням ушей
(Хоть порою, сидя в ряд, эти люди. крепко спят).
Сегодня, благодаря телевидению и радио, а также эпидемии различных мероприятий в современной индустрии всевозможных контактов мы переживаем инфляцию слова [7].
Слово не является ни добром, ни злом; оно может помочь, но может навредить или уничтожить.
Под культурой речи понимается ее грамматическая и орфоэпическая правильность, точность, лексическое богатство и разнообразие, логическая стройность, выразительность и образность. Особенно большое значение для культуры устной речи имеет правильное литературное произношение, соответствующее принятым орфоэпическим нормам. Только при этом условии может быть использовано фонетическое богатство русского языка [5; 14].
Правила, определяющие произношение слов, составляют произносительные или орфоэпические нормы. Соблюдение их имеет большое практическое значение, так как их нарушение отвлекает слушателей от содержания речи. Орфоэпические нормы необходимо соблюдать всем, кто ценит изящество и красоту русского языка.
Овладение культурой речи сводится к накапливанию большого запаса слов, знанию их значений, оттенков и стилистической окраски, умению из ряда синонимов находить самый точный, усвоению орфоэпических норм, меткости, образности, умения правильно строить фразу [14].
При выборе лексических средств языка нужно уделять внимание и фонетической стороне, вопросам благозвучия речи. Неудачное стечение или соседство одинаковых звуков может лишить речь необходимой благозвучности, музыкальности.
О благозвучности фразы заботился и А. П. Чехов. В письме писательнице Лидии Авиловой он указывал: «Вы не работаете над фразой; её надо делать - в этом искусство. Надо выбросить лишнее, очистить фразу от «по мере того», «при помощи», надо заботиться об ее музыкальности...»
Огромные возможности, заложенные в русском литературном языке, позволяют сделать отбор слов и выражений наиболее точным, целенаправленным, отвечающим в каждом отдельном случае содержанию излагаемого материала.
Неудачный порядок слов искажает смысл фразы, приводит к двусмысленности.
Культура языка - это, в конечном счете, культура мысли. Чтобы хорошо писать и говорить, надо, прежде всего, правильно думать. Справедливое замечание Н. Г. Чернышевского: «Что неясно представляешь, то неясно выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствуют только о запутанности мыслей». Небрежность языка обуславливается нечеткостью мышления.
Существенным недостатком речи является многословие. Многословие может проявляться в наличии лишних слов даже в короткой фразе [8].
«Берегитесь многословия!» Это высказывание справедливо и сегодня. «Чтобы быть скупым на слова, нужно овладеть полнотой понимания. Но эта полнота достигается долгим упорным размышлением, которое предки называли медитацией» (Науманн).
Многословие равнозначно скуке. Самая сокрушительная критика речи заключена в одном предложении: «Доклад начался в восемь, когда в одиннадцать я взглянул на часы, было половина девятого». Скучного оратора не ценили никогда и нигде.
«Истинное красноречие состоит в том, чтобы сказать все, что необходимо; но сказать только то, что необходимо» (Ларошфуко).
Древние спартанцы были врагами многословия. Однажды в голодное время посланец из другого города долго просил мешок зерна. Спартанец отказал ему: «Мы забыли начало твоей речи, а потому не поняли ее конца».
Второй посланник показал пустой мешок и только сказал: «Вы видите: он пуст, пожалуйста, положите в него хоть что-нибудь». Спартанец исполнил желание, но не без поучения: «В следующий раз говори короче. Что мешок пуст, мы видим. О том, чтобы его наполнить, можешь не упоминать» [7].
О краткости как о достоинстве выражения мысли неоднократно говорили выдающиеся мастера русского художественного слова [8].
Пороки речи, несомненно, мешают слушателю или вредят оратору.
Вот почему, поставив перед собой цель совершенствования речи, каждый человек должен отдавать себе отчет в том, что для достижения недостаточно лишь изучить нормы литературного языка, правила построения высказываний, психологические
55
закономерности речевой деятельности. Важным условием является постоянное самосовершенствование. Успех может быть достигнут только спустя определенное время и только благодаря упорной целенаправленной работе [6]. Итог.
Культура устной и письменной речи показывает, что вопросы эти представляют известную сложность и требуют пристального внимания к себе со стороны каждого образованного человека [8].
Существует определенный порядок слов в фразе и фраз в речи. Сколько людей задумываются над этим перед началом речи? А сколько открывают рот, чтобы выпускать слова наудачу? Разница в значительной мере зависит от навыка. Поэтому обучение правильному, упорядоченному мышлению крайне необходимо для искусства речи [12].
Культура языка неразрывно связана с культурой речи. Язык является действенным орудием воспитания и следует умело пользоваться этим орудием, стремиться к лучшему овладению им. Расцвет культуры неразрывно связан с развитием культуры языка в его письменной и устной форме [8].
Необходима настоятельная и повседневная борьба за чистоту языка, за высокую культуру речи, за тщательное соблюдение языковых норм [14].
Чем грамотнее человек, тем более требователен он к своей речи, тем острее он понимает, как важно учиться хорошему слогу у знаменитых русских писателей. Они неустанно работали над совершенствованием и обогащением художественной речи и завещали нам бережно относиться к родному языку. Русский язык всегда был гордостью наших писателей-классиков, он вселял в них веру в могучие силы и великое предназначение русского народа. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» - писал И. С. Тургенев [10].
Литература
1. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Риторика для юристов. Р-н-Д.: Феникс. 2009.
2. Винокур Г. О. Из беседы по культуре речи. М.: Русская речь. 1957.
3. Горький М. «О языке».
4. Казачёк И. А. Теория и методика формирования речевой культуры. СПб. 2007.
5. Кони А. Ф. Избранные произведения. М.: Госюриздат. 1956.
6. Кузнецов И. Н. Современная деловая риторика. М.: Гроссмедиа. 2008.
7. Хайнц Леммерман Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями. М.: «Интерэксперт». 1999.
8. Розенталь Д. Э. Культура речи. Издательство Московского университета. 1960.
9. Розенталь Д., Теленкова М. Практическая стилистика русского языка. М.: Русский язык. 1976.
10. Розенталь Д. Э. Голуб И. Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. М.: Айрис Пресс. 1998.
11. Скотт С. Разговор по существу. М.: Манн, Иванов и Фербер. 2014.
12. Поль Л. Сопер Основы искусства речи.
13. Тронский И. М. История античной литературы. М.: Высшая школа. 1988.
14. Федосов И. А. Культура речи. Издательство Ростовского университета. 1979.
15. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. М.: Просвещение. 1982.
16.Марк Туллий Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. М.: Наука, 1972.
17. ЧистяковаН. А., ВулихН. В. История античной литературы. М.: Высшая школа. 1971.
18. [Электронный ресурс]: Ораторское искусство: экскурс в историю. Режим доступа: http://www.historicus.ru/oratorskoje-iskusstvo-ekskurs-v-istoriju/