Научная статья на тему 'Преемственность традиций в процессе формирования речевой культуры оратора'

Преемственность традиций в процессе формирования речевой культуры оратора Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
168
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА РЕЧИ / КРАСНОРЕЧИЕ / ОРАТОРСКОЕ МАСТЕРСТВО / ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ / ЛИНГВИСТИКА / ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ВИДЫ ОБЩЕНИЯ / CULTURE OF SPEECH / ELOQUENCE / PUBLIC SPEAKING SKILLS / PUBLIC SPEAKING / LINGUISTICS / VERBAL AND NONVERBAL FORMS OF COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Нури О.А.

Article discusses the competence of public speaker, analyses the synthesis of communicative qualities of professional speech, and highlights the continuity of rhetoric traditions and contemporary speech culture. Author develops the methods of speech competence formation drawing from the theoretical studies of linguists, philologers and writers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преемственность традиций в процессе формирования речевой культуры оратора»

УДК 808.161.127

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ТРАДИЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ОРАТОРА

О.А. Нури

Аннотация. В статье рассматривается речевая компетенция оратора, анализируется синтез коммуникативных качеств профессиональной речи, освещается преемственность традиций риторики и современной культуры речи. Автор раскрывает приемы формирования речевой компетенции, опирается на теоретические исследования лингвистов, филологов, писателей.

Ключевые слова: культура речи, красноречие, ораторское мастерство, публичное выступление, лингвистика, вербальные и невербальные виды общения.

Abstract. Article discusses the competence of public speaker, analyses the synthesis of communicative qualities of professional speech, and highlights the continuity of rhetoric traditions and contemporary speech culture. Author develops the methods of speech competence formation drawing from the theoretical studies of linguists, philologers and writers.

Keywords: culture of speech, eloquence, public speaking skills, public speaking, linguistics, verbal and nonverbal forms of communication.

«Русский язык - это и личность, и весь народ, и вся его культура, все наше наследство, достояние», - сраведливо отмечал литературный критик, писатель В.Белинский [1, Ш, с. 224]. Действительно, в наследство современному обществу достался русский литературный язык, обогащенный трудами Сумарокова, Тредиаковского, Ломоносова, Карамзина, Пушкина, Герцена, Тургенева и многих других известных литераторов и лингвистов, наполнивших его лексику словами нежными и разящими, душевными и строгими. Веками шлифовался неисчерпаемый запас народной мудрости, нашедшей отражение в языке. Долго можно рассказывать о «всем великолепии, красоте, неслыханной щедрости нашего, действительно, волшебного языка» [5, с. 15], чьи красота и сила вдохновляли нас на познание глубоких явлений жизни. Однако у языка должны быть хранители и защитники, ревностные сторонники чистоты

<д|Ь>

и понятности речи, выражающие таким образом свою культуру, мировоззрение, гражданскую позицию.

В статье «О языке устном и письменном, старом и новом», напечатанной в книге «Русская культура» в 2000 г., академик Д.Лихачев писал: «Самая большая ценность народа - это язык, - язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения - только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются именно языком.

Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит.

Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека - гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры... язык отдельного человека... - показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа» [3, с. 37].

Мы порой пренебрегаем образцовыми языковыми нормами, торопимся быстрее высказать свою мысль, нарушаем нормы ударения и словообразования, правила употребления и написания слов, допускаем жаргонизмы и арготизмы. Не обогащаем свой лексикон, часто обедняем речь простыми «дежурными» словами. Таким образом, мы недооцениваем важность качественной речевой коммуникации. Нарушается языковая система, созданная нашими предками.

Что станет с людьми, которые не ценят свой родной язык? Им суждено потерять связь со своей историей и культурой, они не смогут передать потомкам накопленные духовные ценности.

Современному обществу чрезвычайно важно понять глубокий потенциал выразительности и содержательности русского слова, понять, что язык публичных ораторов не должен разительно отличаться своими перепадами в лексике и стиле от существующих норм, иначе это порождает глубокий разрыв с достижениями в лингвистике. Значимым, ключевым моментом в научном и деловом стиле общения должна стать тенденция «обостренного внимания к слову, его семантике, неприятие в отношении пустых, мало значащих, ничего не значащих, ... недо-

статочно определенных слов и их значений» [2, с. 29]. Поэтому мастерам красноречия, ораторам, организаторам презентаций и публичных выступлений, дискуссий, совещаний, дебатов, преподавателям и специалистам по связям с общественностью нужно воспитывать вкус к правильной красивой речи, вырабатывать привычку самостоятельно контролировать свое произношение, сверяться со словарями и справочниками, активизировать и обогащать свой лексикон. В процессе овладения основными качествами публичной речи (точность, логичность, ясность, чистота, действенность и т.п.) каждый ритор со временем создает собственную формулу ораторского мастерства.

В условиях мультикультуры каждому прогрессивно настроенному человеку необходимо любить и неустанно изучать в меру своих сил и возможностей устные и письменные культурные ценности, стремиться к идеалу, не снижать достигнутый уровень образования и культуры в целом. Иначе будет потеряна связь с историей, традициями и основами российской риторики. В публичной речи в условиях массовой коммуникации у ораторов должно преобладать важное качество - «стремление быть правильно понятым, не перетолкованным» [2, с. 62], их точная, убедительная, логично построенная речь должна сопровождаться «сопоставлением, контрастированием, оттенением, оценкой» прямого высказывания и устранением размытости и «неконкретности» [2, с. 63], а также освобождением от «иссушительного обеднения русского языка и всеобщего падения чутья к нему» [6, с. 26].

Определить свое личное отношение к языку, признать его функциональную значимость в образовании, фиксации, регулировании и обогащении норм речи , в том числе и за счет народной мудрости, выработать чувство стиля и внутреннюю потребность в орфоэпической компетенции для современного оратора должно превратиться в осознанную гражданскую позицию. Мышление и общение на русском языке - это отражение языкового поведения субъекта речи, которое должно определяться точностью словоупотребления и логичностью выражения мысли, выразительностью и эффективностью ее восприятия. Вследствие этого необходимо дорожить языком как своим культурным достоянием, формировать принципиальную позицию к грубым и недостойным изменениям в речи, ценить незыблемые законы ее нормированности. В то же время помнить о том, что у говорящего возможно и оправданное определенным характером высказывания отступление от нормы. «Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда-то он начинает чув-

<glb>

ствовать всю прелесть обоснованных отступлений от нее» [7, с. 10]. Психолингвисты и социологи отмечают прямую зависимость успеха коммуникатора от богатого речевого опыта, широкого словарного запаса, тонкого чувства стиля и осознанного чувства меры. Расширение площадок речевой деятельности субъекта, обогащение палитры тематики выступлений, проявление интереса к своей истории, искусству, литературе - вот главная задача каждого инициатора публичного выступления.

«Язык - это история народа, это путь цивилизации и культуры» [4, с. 13]. Упрощение языка - это отражение процесса ограничения сознания, примитивизации способов выражения мысли, деградации культурного уровня целого поколения. Защита устоев достигнутого в языке и речи должна проявляться в личном примере ораторов-профессионалов, можно сказать, в действиях просветительского характера (например, проведение форумов и вебинаров по ораторскому мастерству, мастер-классы по речевым компетенциям).

Молодые писатели и поэты, журналисты, дикторы радио и телевидения России должны понимать, что их сказанное Слово слушатель берет за образец, что современное речевое пространство должно сохранять преемственность достижений в русском языке и культуре речи. Фактическое смешение стилей, замещение стилей в рамках одного выступления часто неоправданно (разговорный стиль расширяет свое поле активного присутствия в художественной литературе, риторике и т.д.). Высказывания публицистов о том, что каждое слово - это инструмент писателя для создания текста и применение элементов жаргона, ненормативной лексики, якобы, норма, не выдерживают критики, т. к. нарушаются основы основ - эстетические функции языка в конкретном коммуникативном пространстве, его нравственное начало, принцип преобразующей силы искусства речи.

«Любые отклонения от нормы должны быть ситуативно и стилистически оправданы, отражать разговорную или профессиональную речь, диалектные отклонения и т.п., а не произвольное желание говорящего» [2, с. 34].

«Ничего более русского, чем язык, у нас нет. Мы пользуемся им так же естественно, как пьем или едим. В глубине ХХ века, в которой мы находимся, слово «пользоваться» [языком. - О.А.] становится все более безнравственным, если не преступным....Как бы ни были обширны и глубоки [речь и океан. - О.А.], в них трудно добавить хоть каплю, хоть

слово. Всего этого столько, сколько есть. Но - не больше» [4, с. 21]. Пользоваться языком как потребитель или произносить слова осмысленно и грамотно, соблюдая этические, стилистические и орфоэпические нормы? Труды известных языковедов М. Ломоносова, Ф. Буслаева, А. Востокова, В. Даля, В. Виноградова и других авторов утверждают роль компетентностного подхода участников речевой коммуникации в современной риторике и лингвистике. Синтез стиля и лексики, орфоэпии и синтаксиса, грамотно использованные жесты, интонация, импровизация, проявляемые на вербальном и невербальном уровне общения, образуют систему свойств речи оратора, качества которой раскрывают в своих трудах, например, М. Сперанский («Правила высшего красноречия. Общие свойства слога»), А. Кони («Советы лекторам»), А. Миртов («Умение говорить публично») и другие теоретики современной риторики, которые предъявляют профессиональные требования к выступающим ораторам (речи дикторов, политиков и государственных служащих, преподавателей и журналистов, общественных и культурных деятелей).

Таким образом, непременным условием повышения компетентности в процессе речевой коммуникации современного общества является качественное изменение на уровне осознания необходимости тщательной подготовки выступления, развитие национального самосознания в направлении гордости за свой язык, укрепление приоритетов преемственности культурных и исторических традиций народа, выработка критического и избирательного отношения к ресурсам речевой коммуникации, закрепление определенных позиций языка в правовом поле на государственном уровне. Актуализация ораторских компетенций в образовательном пространстве.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белинский В.Г. Собрание сочинений в 3-х т. - М., 2011.

2. Введенская Л.А. ПавловаЛ.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов. - Ростов н/Д, 2013.

3. Лихачев Д.С. Русская культура (ст. О языке устном и письменном, старом и новом). - М., 2000.

4. Львова С.И., Разумовская М.М., КапиносВ.И. Русский язык: учебное пособие для средних учебных заведений. - М., 2009.

5. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. - М., 2010.

<glb>

6. Солженицын А.И. Русский словарь языкового расширения. -М.: 1995.

7. Щерба Л.В. Спорные вопросы русской грамматики // Русский язык в школе. 1939. №1.

О.А. Нури,

старший преподаватель,

Московский финансово-юридический университет МФЮА E-mail: Nuri.O@mfua.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.