Научная статья на тему 'ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА'

ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
73
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖЕР / КУЛЬТУРА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ / КУЛЬТУРА РЕЧИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хлопотина Е. А.

В статье рассмотрены основные подходы к определению понятия культура делового общения. Основное внимание уделено характеристикам коммуникативной компетентности менеджера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА»

Основы современного представления о социальном партнерстве были заложены еще в концепциях А.Смита, Н.Макиавелли, где представленный феномен формируется из социального конфликта - согласования интересов различных социальных групп, диспозиций конфликтующих сторон.

Так, Н. Макиавелли предпринимал попытки системного анализа функций социальных конфликтов, где, кроме разрушительной функции отмечал и созидательную природу конфликта. Последнее может быть достигнуто путем поиска государством компромисса, установления консенсуса, методов воздействия на природу конфликта.

В рамках методологического подхода А.Смита к проблемам взаимоотношения работника и работодателя, противоборство интересов он видел как «естественный порядок», формирующий свободную конкуренцию, двигатель планомерного и естественного развития социума.

В рамках структурно-функционального подхода (Э.Дюркгейм) социальное партнерство рассматривается как элемент устойчивости в структуре концепции о социальной солидарности. Общественные и трудовые отношения представлены как важная составная часть процесса солидарности.

Таким образом, рассмотренные методологические подходы представляют классическую научную мысль в изучении феномена социальной солидарности, ее сущности и детерминирующих факторах, не потерявших актуальность в современных условиях развития социально-трудовых отношений.

Использованные источники:

1. Хизбуллина Р.Р. Социально-профессиональная поддержка молодых специалистов на предприятиях энергоотрасли: примеры современных практик // Современные научные исследования и инновации. 2015. №11(55). С. 924-926.

2. Большухина И.С. «Социальное партнерство как механизм совершенствования системы социально-трудовых отношений». - Ульяновск: УлГТУ,2013

Хлопотина Е.А. магистр

ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»

Россия, г. Уфа

ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА

Аннотация: В статье рассмотрены основные подходы к определению понятия культура делового общения. Основное внимание уделено характеристикам коммуникативной компетентности менеджера.

Ключевые слова: менеджер, культура делового общения, культура речи, эффективность управления.

О роли общения в жизни людей восторженно заметил Антуан де Сент-Экзюпери: «Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения». Однако для современного человека вообще, и руководителя, в частности, общение не столько роскошь, сколько постоянная жизненно и профессионально необходимая потребность. От эффективного делового общения во многом зависят успех, служебное продвижение и в целом карьера менеджера [1, с.92; 2, с.56].

Овладение искусством общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься. Каждый, кто стремиться добиться успехов в жизни, успешно продвигаться по карьерной лестнице, эффективно и грамотно общаться с людьми должен овладеть определенными знаниями и навыками в области межличностного и делового общения. Но особенно важно умение общаться для деловых людей: предпринимателей, менеджеров, людей, занятых в сфере управления [3, с.53-54; 9,с.308].

Понятие «культура речи» тесно связано с закономерностями и особенностями развития и функционирования языка, а также с речевой деятельностью во всем ее многообразии. Оно включает в себя еще и определенную, предоставляемую языковой системой возможность находить для выражения конкретного содержания в каждой реальной ситуации речевого общения новую речевую форму. Культура речи вырабатывает навыки регулирования отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения, помогает сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике [4, с. 89; 10, с.257].

Культура человека наиболее ярко и непосредственно проявляется в его речи. В определенном смысле культура речи человека, манера выражать свои мысли и чувства являются его визитной карточкой. Обычно выделяют 3 компонента профессиональной речи:

• нормативный - речевая правильность;

• коммуникативный - возможность понимания речи собеседником;

• этический - уместность, правомерность высказывания в данной ситуации.

Большое значение имеют тон и интонация разговора. В известной степени тон говорит о воспитанности или невоспитанности собеседника, ибо одно и то же слово или фраза могут оказать различное действие, в зависимости от того, как они произносятся.

Речь менеджера должна свидетельствовать о его уважительном отношении к окружающим. Особое внимание следует уделять правильным формам обращения, поскольку ошибка, даже невольная, в приветствии или обращении расценивается как проявление неуважения. Форма обращения на «ты» может иметь место только при близких, дружеских или доверительных отношениях: она выражает взаимное уважение и недопустима ни в каких

иных случаях (например, при обращении начальника к подчиненному), ибо тогда она носит пренебрежительный характер и унижает человеческое достоинство. Анонимное обращение используется только в том случае, если человек неизвестен - перед фамилией всегда следует употреблять слово «гражданин» но предпочтительнее обращаться по имени и отчеству. Третье лицо, присутствующее при разговоре, неприлично называть местоимением типа «он», «она» или «этот», но всегда только по имени или по фамилии. Воспитанный человек никогда не позволит себе говорить неуважительно, насмешливо или скверно об отсутствующих [5, с.183; 8, с.89].

Для менеджера является обязательным умение терпеливо и внимательно слушать собеседника, вникнуть в его мысли и чувства, понять их, даже в том случае, если содержание разговора не представляет прямого интереса. Он должен также уметь промолчать, если ответные доводы могут разжечь страсти и побудить собеседника к грубости. Кроме того, он всегда должен помнить, что молчание - это очень выразительный речевой прием, это самый действенный ответ на грубость, на доводы, продиктованные недостойными мотивами: корыстолюбием, подлостью, завистью, трусостью и т.п. [11, с.159; 12].

Эффективность управления коллективом может быть достигнута при чутком отношении руководителя к своим подчиненным, соблюдении им принятых социальных норм, умении ценить в каждом человеке личность и чувство его полезности для людей, как бы он ни отличался уровнем своих способностей и занимаемым положением. Кемаль Ататюрк когда-то заметил: «И лучшие люди иногда попадают в худшие ситуации». Помня это, руководитель, ни при каких обстоятельствах, не должен ущемлять достоинства других людей, в какие бы ситуации они не попадали [6, с.15; 7, с.61].

Обязательное условие высокой речевой культуры - умение держать себя в руках, не раздражаться, не допускать грубых или обидных выражений.

Использованные источники:

1. Игебаева Ф.А. Деловое общение: практикум. - Уфа: «Башкирский ГАУ», 2010. - 112 с.

2. Игебаева Ф.А. Эффективность деятельности менеджера - в стиле управления. В сборнике: Современное научное знание: теория, методология, практика. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции в 3-х частях. ООО «Новаленсо». 2016. - С. 55 -57.

3. Игебаева Ф.А. О профессиональной подготовке студентов аграрного университета по новым образовательным программам // Социально-политические науки. Международный межвузовский научный рецензируемый журнал. Москва, Издательский дом «Юр-ВАК», 2014, № 3 -С.53 - 55.

4. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления: Учебник для вузов.- 3-е изд., изм. и доп. - М.:, 2007.

5. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. Изд. 3-е., дополненное и переработанное. Ростов на Дону: 2003.

6. Игебаева Ф.А. К вопросу о повышении эффективности управленческой деятельности на предприятиях АПК // Социально-политические науки. Международный межвузовский научный рецензируемый журнал. Москва, Издательский дом «Юр-ВАК», 2013, № 3. - С.13 - 15.

7. Игебаева Ф.А. Стиль управления - главная характеристика деятельности менеджера //Наука сегодня: теоретические аспекты и практика применения: сб. статей. Международной научно-практической конференции в 9 частях. Часть 8. - Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2011. - 344с.

8. Игебаева Ф.А. Нравственность как ценностное выражение управленческой деятельности. В сборнике: Образование без границ -2014. Materialy X mi^dzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji. 2014.- С. 88-90.

9. Игебаева Ф.А. О преимуществах и недостатках управленческих стилей.

В сборнике: RESONANCES SCIENCE Proceedings of articles the international scientific conference. Editors prof. V.I. Pishhik, N.G. Poteshkina, Ju.A. Medvedev. 2016. С. 305-310.

10. Игебаева Ф.А. К вопросу об эффективности управленческих стилей. NovaInfo.Ru. 2016. Т. 3. № 41. С. 255-259.

11. Гимазова Н.Н., Игебаева Ф.А. Этические особенности деловых отношений мужчины и женщины. Инновационная наука.2016. №3-4. - С. 158-160.

12. http://master-slova.narod.ru/book/lemmerman_u4ebnik_ritoriki.pdf

Хужахметова Г.Ю.

аспирант

ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»

Россия, г. Уфа

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА ЖЕНЩИН И СЕМЬЯ Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности положения женщин в современном обществе, выявляется степень их реализации в различных областях жизнедеятельности.

Ключевые слова: профессиональная карьера, женщина, семья, личность.

Карьера представляет собой процесс профессионального, социально-экономического развития человека, выраженный в его продвижении по ступеням должностей, квалификации, статусов, вознаграждения и фиксируемый в определенной последовательности занимаемых на этих ступенях позиций, то есть развитие человека и освоение им социального пространства или организационного пространства конкретного предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.