Научная статья на тему 'Искусство народов России в программах общего и дополнительного музыкального образования'

Искусство народов России в программах общего и дополнительного музыкального образования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
946
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНОЕ ИСКУССТВО / МУЗЫКА / ОБЩЕЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАРОДНОЕ ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / НАРОДНОЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО / УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ / FOLK ART / MUSIC / GENERAL MUSIC EDUCATION / ADDITIONAL MUSIC EDUCATION / FOLK SONGS / FOLK INSTRUMENTAL CREATIVITY / TRAINING PROGRAMMES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алексеева Л.Л.

В предлагаемой статье рассматриваются отдельные аспекты изучения отечественного народного искусства в общем и дополнительном музыкальном образовании, анализируется тематическое и жанровое разнообразие народной музыки, уделяется специальное внимание изучаемому исполнительскому репертуару. На основе сопоставления учебных программ разных лет автор показывает ключевые идеи освоения музыкального народного творчества в общеобразовательной школе, раскрывает некоторые методические возможности освоения музыкального фольклора, подчеркивает необходимость включения отечественного народного искусства в содержание музыкального образования современного молодого поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The art of peoples of Russiain General and supplementary programmes of music education

The proposed article discusses selected aspects of studying domestic folk art in General and further musical education, examines the thematic and genre diversity of folk music, Special attention has been paid to the performing repertoire studied. On the basis of a comparison of the curricula of different years, the author illustrates the key ideas of development of folk music in secondary school, reveals some methodical possibilities of mastering musical folklore, stresses the need for the incorporation of domestic content of folk art in modern music education of the younger generation.

Текст научной работы на тему «Искусство народов России в программах общего и дополнительного музыкального образования»

Humanity space International almanac VOL. 7, No 4, 2018: 562-570

Искусство народов России в программах общего и дополнительного музыкального образования1

Л.Л. Алексеева

ФГБНУ Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования

119121, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 1

FSBRI Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education

Pogodinskaya str., 8, building 1, Moscow 119121 Russia e-mail: ihoraodirect@mail.ru

Ключевые слова: народное искусство, музыка, общее музыкальное образование, дополнительное музыкальное образование, народное песенное творчество, народное инструментальное творчество, учебные программы. Key words: folk art, music, general music education, additional music education, folk songs, folk instrumental creativity, training programmes. Резюме: В предлагаемой статье рассматриваются отдельные аспекты изучения отечественного народного искусства в общем и дополнительном музыкальном образовании, анализируется тематическое и жанровое разнообразие народной музыки, уделяется специальное внимание изучаемому исполнительскому репертуару. На основе сопоставления учебных программ разных лет автор показывает ключевые идеи освоения музыкального народного творчества в общеобразовательной школе, раскрывает некоторые методические возможности освоения музыкального фольклора, подчеркивает необходимость включения отечественного народного искусства в содержание музыкального образования современного молодого поколения.

Abstract: The proposed article discusses selected aspects of studying domestic folk art in General and further musical education, examines the thematic and genre diversity of folk music, Special attention has been paid to the performing repertoire studied. On the basis of a comparison of the curricula of different years, the author illustrates the key ideas of development of folk music in secondary school, reveals some methodical possibilities of mastering musical folklore, stresses the need for the incorporation of domestic content of folk art in modern music education of the younger generation.

[Alekseeva L.L. The art of peoples of Russiain General and supplementary programmes of music education]

1 Результаты получены в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки Российской Федерации № 27.7394.2017/8.9

Для широкого круга научных и педагогических работников настоящего времени необходимость знакомства молодого поколения с народными музыкальными традициями, самобытными и уникальными образцами народной культуры неоспорима и очевидна, о чем свидетельствует ряд публикаций последних лет (Medkova, 2017; Савенкова, 2014; Севрюкова, 2016). Современные исследователи, обращая пристальное внимание на ресурсы и возможности отечественного народного искусства и культуры, рассматривают самые разные аспекты. К примеру, воспитание в пространстве культуры, духовно-нравственное развитие, возможности обучения с помощью народной культуры, традиционного искусства народов России.

Тем не менее, достаточно известное утверждение о том, что «искусства много не бывает», как и культуры, вызывает особый интерес к программам общего и дополнительного музыкального образования детей на предмет введения искусства народов России в содержание обучения. Общеизвестно, что общее и дополнительное музыкальное образование современных детей и подростков традиционно включает самые разные общие и частные сведения, знания и примеры, раскрывающие характерные особенности искусства народов России. Именно поэтому обращение к исторически сложившемуся опыту и концептуальным идеям в области общего музыкального образования представляется своевременным и полезным для сохранения и продолжения традиций обучения, непосредственно касающихся отечественного народного искусства.

Материалом исследования явились отдельные программы общего и дополнительного образования детей: Программы школ I и II ступени, составленные работниками г. Владивостока под редакцией Приморского губернского Отдела Народного Образования (Программы, 1923); широко известные в педагогической практике «Основные принципы и методы программы по музыке» для общеобразовательной школы Д.Б. Кабалевского (Кабалевский, 1983); современное содержание обучения народному искусству в системе общего и дополнительного музыкального образования школьников (Алексеева, 2006; Алексеева, Школяр, 2012-2013).

В качестве приоритетного метода определен теоретический анализ программного обеспечения общего и дополнительного образования детей, что предполагало подробное изучение содержания обучения на предмет включения различных образцов искусства народов России, в том числе народного песенного творчества, народного инструментального творчества. Проводимый анализ предполагал не только выявление имеющегося и/или рекомендуемого разнообразия музыкального фольклора, но и изучение предлагаемого репертуара с точки зрения образовательной ценности, значимости для развития художественного восприятия, познания и творчества обучающихся на уровне начального и основного общего образования. В ряде случаев внимание уделялось и предлагаемым способам обучения школьников.

Включение искусства народов России (народного художественного и/или музыкального творчества) в программы обучения школьников имело место быть и после 1917 года, когда система просвещения и образования в стране претерпела коренные изменения в плане структуры и содержания. Интересны в этом отношении Программы школ I и II ступени, составленные работниками г. Владивостока под редакцией Приморского губернского Отдела Народного Образования (Программы, 1923). В Предисловии к Программам говорится о том, что для разработки учебных планов и программ по всем предметам школы I и II ступени в декабре 1922 года при Губернском Отделе Народного образования была создана специальная Программная Комиссия.

В Объяснительной записке к первым четырем классам школы I ступени о пении, к примеру, говорится в связи с общим музыкальным развитием (музыкально-вокальное образование), что подразумевает «научить детей спеть или сыграть несложную мелодию, ознакомить их с элементами нотной грамоты, развить любовь к пению и музыке» (Программы, 1923:84). Кроме того, раскрывается и способ достижения намеченной цели - «вводить учащихся в сферы музыки, давать им возможность слушать музыку, исполняя для них при всяком удобном случае художественные образцы народного

музыкального творчества, доступные детскому возрасту, и таким образом будить природные музыкальные дарования детей» (Программы, 1923:84). Есть даже рекомендации в отношении пользования клавиатурными музыкальными инструментами, а также организации общего школьного хора, в связи с чем преподавателю необходимо два раза в год (в начале учебного года и полугодия) составлять список всех учащихся данной ступени с обозначением степени музыкальности (к занятиям же привлекаются все дети) и т.п.

Для современных теоретиков и практиков, занимающихся вопросами содержания и методов обучения, эти Программы весьма интересны и в плане общих подходов к освоению предметов искусства в школе того времени. Так, Объяснительная записка к Программам дает глубоко содержательное обоснование предметов искусства не только для воспитания изящного вкуса, но и для достижения результатов в обучении по другим предметам (природоведение, история технической и художественной промышленности), а, следовательно, и для большого практического значения в экономической жизни всей стремительно развивающейся страны. Особого упоминания заслуживает и заявленный в учебном плане путь «коренного изменения самих методов работы»: «не сообщение преподавателем только готовых сведений, а также добывание их самими учащимися», развитие умения «владеть методами исследования реальной действительности, «подведение» учащихся к истокам знания и др. (Программы, 1923: 90).

Интересно, что предлагаемый курс был рассчитан на усвоение его всеми учащимися, причем «в такой же мере доступный и обязательный для каждого ученика, как и другие учебные предметы, ни в коем случае не дополнительный, а основной, входящий как важное подспорье, во все остальные учебные предметы и в общий обиход школы» (Программы, 1923: 63). Объяснительная записка в целом определяет вполне современные цели: чтобы «дети полюбили музыку и пение в гармонических, мелодических, ритмических и полифонических красотах, понимали ее не со стороны только чрезвычайных технических достижений, но со стороны звукового содержания,

формы и художественности» (Программы, 1923: 84).

Обращаясь к концептуальным основам освоения в школе искусства народов России, напомним, они были раскрыты выдающимся научным деятелем, композитором и педагогом Д.Б. Кабалевским. В «Основных принципах и методах программы по музыке» для общеобразовательной школы Дмитрия Борисовичапервая половина третьего года обучения школьников (точнее первые две четверти) посвящена музыкальному искусству народов России. Напомним, тема первой четверти обозначена автором программы как «Музыка моего народа», тема второй четверти - «Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей странынет непереходимых границ» (Кабалевский, 1983).

Искусство народов России показано детям через общность и различие народной и композиторской музыки, красоту и выразительность мелодий, содержание народной музыки как отражение мыслей, чувств и настроений. Творческое знакомство на уроках с прибаутками и считалками, попевками, песнями-играми и песнями-плясками, народными былинами и сказаниями, ставшими основой немалого количества произведений русских композиторов, а также с русскими народными инструментами и их звучанием в оркестре становится для детей своего рода «энциклопедией музыкальной жизни народа».

Отдельно скажем о репертуаре, который предлагает Д.Б. Кабалевский для освоения на уроках музыки в начальном общем образовании. Это русские народные песни самых разных жанров: «Вниз по матушке по Волге», «Светит месяц», «Тонкая рябина», «Со вьюном я хожу», «Воронежские частушки», «Эй, ухнем», «Солдатушки, бравы ребятушки» и др. В дальнейшем школьники узнают особенности народной музыки на примере украинских песен («Веснянка», «Ревёт и стонет Днепр широкий», «Ехал казак на войну»), грузинского танца «Лезгинка» и молдавского танца «Молдавеняска», белорусских песен («Перепелочка» и «Бульба»), узбекской народной песни-танца «Мавриги», латышской песни «Вей, ветерок» и т.д. При всем интонационном, ритмическом, ладовом и др. разнообразии народной музыки, автор программы подчеркивает главную

мысль, обобщенно выраженную в теме всей четверти - между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ.

Идеи Д.Б. Кабалевского в отношении освоения народного искусства России, заложенные в «Основных принципах и методах программы по музыке», стали основой для освоения народной музыки и в программах общего и дополнительного образования современных школьников. С уверенностью можно говорить о том, что ни один учебник и соответствующая ему программа по музыке не обходится без упоминания и изучения детьми высоко художественных образцов народного музыкального творчества. Одним из примеров тому программа для учащихся 2-х-9-х классов общеобразовательных учреждений «Вокально-творческое развитие школьников», применяемая как в общем, так и в дополнительном музыкальном образовании (Алексеева, 2006).

Не останавливаясь подробно на цели и задачах, концептуальной идее программы, ее структуре и взаимосвязанных элементах, отметим важнейшее из методологических оснований: «понимание пения как культурно-исторического явления, имеющего вековые национальные традиции; формирование представления о звучании поющего голоса человека как проявлении духовной, творческой сущности в познании мира» (Алексеева, 2006: 31). При этом содержание уроков, занятий на всем протяжении обучения предусматривает исполнение школьниками народных и шуточных песен, прибауток и скороговорок и т.п.

Рекомендуемый автором перечень репертуара для начальной и основной школы включает различные жанры вокальной музыки. Это песни композиторов-классиков, кантаты, оратории, фрагменты опер, а также песенное творчество народов мира и лучшие образцы современной российской и зарубежной эстрады. Главным критерием при отборе репертуара стала «духовная ценность», определяемая, в первую очередь, художественно-образным содержанием, певучестью и благозвучием, вокальной красочностью, «интонационными накоплениями» народного духа, звуковым колоритом, грациозностью и пластичностью мелодики и др.

Приведем примеры предлагаемых тем, непосредственно связанных с народным песенным искусством и творчеством: «Песни всех» - отражение истории Отечества», «Мелодии человека - мелодии страны», «Разноцветные песни России» (третий класс); «О «родных» и «чужих» песнях», «Подари песню людям планеты» (четвертый класс); «Песни «со временем» и «без времени» (восьмой класс) и т.д. Назовем некоторые образцы отечественного народного музыкального искусства, предлагаемые для освоения в начальной школе: русские народные песни «Колядка», «А я по лугу...», «Скоморошья небылица», «Во саду ли, в огороде», «Во поле береза стояла» (в обработке А. Дворжака), «Заиграй, моя волынка»; в основной школе - «Вечерний звон», «В сыром бору тропина», «У меня ль во садочке», «В низенькой светелке», «Улица, ты улица», «Калинка» и др.

В продолжение идей Д.Б. Кабалевского обратимся к учебникам и программам по музыке для начальной школы (Алексеева, Школяр, 2012). Здесь также имеет место быть тематика, связанная с изучением музыкального искусства народов России: раздел первого года обучения «Истоки народного искусства» и раздел третьего года обучения «История народа - история музыки». Наиболее показательным в контексте данного рассмотрения видится раздел четвертого года обучения «Россия на музыкальной карте мира». В нем на примере двух русских народных песен «Степь да степь кругом» и «Во поле берёза стояла», татарской народной песни «Ходим кругом» и ненецкой шуточной народной песни «Комар» школьники разыгрывают народную музыку, пробуют исполнить её без сопровождения («а саре11а»), вслушиваются в звучание голосов своих одноклассников, пробуют разные формы исполнения (канон, солист (ы) и ансамбль, хор), придумывают, пробуют сочинять мелодии песен на народные слова и т.п. А учитель, конечно, может дать практически полную свободу для воплощения творческих идей и замыслов учеников в исполнении народной музыки, поощрять импровизационность в пении, танцах, музыкально-пластическом движении, инструментальном музицировании и т.п.

Предложенные для знакомства танцы народов России -

русская народная песня-пляска «Камаринская», «Кубанский казачий пляс», русский народный плясовой наигрыш «Пойду ль я, выйду ль я...», чувашский народный танец «Женская пляска», башкирский народный танец «Охотники», - ученики смотрят в видеозаписи, пробуют исполнить, придумывают свой танец, размышляют о возможностях народных музыкальных инструментов, сравнивают музыкальные интонации и ритмы, обдумывают название «Камаринской» (песни-пляски), обсуждают выразительные возможности жестов и т.п. Но главный вывод, который делают сами дети: «Музыка народов России - как венок из самых разных цветов: каждый красив по-своему, хотя и отличается от других» (Алексеева, Школяр, 2013: 36).

На примере рассмотрения отдельных российских учебных программ и учебников по музыке для общеобразовательной школы очевидно, что отечественное народное искусство является неотъемлемой частью содержания обучения школьников. Музыкальный фольклор России, вобравший специфику и нюансы художественного мышления народа, структуру, интонационные особенности языка выступает важнейшим элементом общего образования, способствует приобщению растущего поколения к «миллионоустой лаборатории» как сокровищнице «национального духа» (И.И. Земцовский).

Приведенные учебные программы показывают приоритетные и перспективные методы освоения народного искусства, включая «исследование реальной действительности», «поиск истоков знания», импровизационность, художественное восприятие и познание композиторской, народной музыки на основе сравнения и сопоставления, общности и различий, а также воплощение творческих замыслов в исполнении народной музыки (инструментальной и вокальной)и т.д. Жанровая и художественная многоликость мелодий и поэтической фантазии, образное содержание, оригинальность, самобытность песен и танцев постепенно, исподволь раскрывают обучающимся духовное начало, эстетику народного творчества. И в целом, содействуют формированию у современных детей уважительного отношения к традиционному народному искусству, разнообразию музыкальной культуры народов России.

Благодарности. Автор выражает благодарность: Севрюковой Надежде Владимировне, кандидату педагогических наук, старшему научному сотруднику лаборатории интеграции искусств и культурологии имени Б.П. Юсова федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», члену Творческого союза художников России, куратору тематической конференции по проблеме «Национальные особенности искусства народов России: образовательный аспект», проводимой в рамках Года единства Российской нации, за активное продвижение традиций народной культуры в современной России. Осиповой Наталии Владимировне, кандидату филологических наук, заведующей научно-исследовательским отделом, и.о. проректора по научной работе, ученому секретарю Гжельского государственного университета, куратору тематической конференции по проблеме «Национальные особенности искусства народов России: образовательный аспект», проводимой в рамках Года единства Российской нации, за сохранение и развитие культурного наследия народных художественных промыслов России.

ЛИТЕРАТУРА

Алексеева Л.Л. 2006. Вокально-творческое развитие школьников: программа для учащихся 2-х-9-х классов общеобразовательных учреждений. -Искусство в школе. 4: 30-36. Алексеева Л.Л., Школяр Л.В. 2012. Музыка. 1-3 классы: учебники для

общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина. 288 с. Алексеева Л.Л., Школяр Л.В. 2013. Музыка. 4 класс: учебник для

общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина. 96 с. Кабалевский Д.Б. 1983 Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. Программа по музыке для общеобразовательной школы. 1-3 классы. М.: Просвещение. 30 с. Medkova E.S. 2017. Teaching Traditional Folk Culture at Modern Russian General

Education School. - Revista Espacios. 38 (No 56): 30. Программы школ первой и второй ступени. 1923. Сост. школьными работниками г. Владивостока под ред. Приморского Губернского Отдела Народного Образования. Владивосток: Госкнига. 280 с. Савенкова Л.Г. 2014. Воспитание человека в пространстве мира и культуры: интеграция в педагогике искусства: монография. М.: МАГМУ -РАНХиГС. 156 с.

Севрюкова Н.В. 2016. Духовно-нравственное развитие личности средствами народной культуры. Круглый стол (Гжель, 25 мая 2016 г.). -Инициативы XXI века. 2: 62-65.

Получена /Received: 09.10.2018 Принята/Accepted: 22.10.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.