Научная статья на тему 'Искусство как форма общения в дошкольном возрасте'

Искусство как форма общения в дошкольном возрасте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1819
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ИСКУССТВО / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБЩЕНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ ИСКУССТВ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / COMMUNICATION / COMMUNICATIVE CULTURE / ART / ART COMMUNICATION / INTEGRATION OF THE ARTS / PRESCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куланина Ирина Николаевна

В статье рассматривается проблема художественной коммуникации как специфической эстетической деятельности и средства общения. Подчеркивается значимость художественного общения в развитии и становлении личности ребенка дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Art as a form of communication at the preschool age

The article deals with the issue of artistic communication as a particular aesthetic activity and communication. The author stresses the importance of artistic communication in the development and formation of personality of a child of preschool age.

Текст научной работы на тему «Искусство как форма общения в дошкольном возрасте»

5. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной дей- к гч ствительностью. М., 1998. о ^

6. Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников: Монография. М., 2015.

7. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 «О государствен- s 1 ной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации 1 g на 2016-2020 годы».

8. Путин: Патриотизм - это национальная идея России // Центр Сулакшина (Центр g^o научной политической мысли и идеологии). URL: http://rusrand.ru/response/putin- с patriotizm--eto-nacionalnaya-ideya-rossii (дата обращения: 30.02.2016)

9. Указ Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников"».

И.Н. Куланина

Искусство как форма общения в дошкольном возрасте

В статье рассматривается проблема художественной коммуникации как специфической эстетической деятельности и средства общения. Подчеркивается значимость художественного общения в развитии и становлении личности ребенка дошкольного возраста.

Ключевые слова: общение, коммуникативная культура, искусство, художественное общение, интеграция искусств, дошкольный возраст.

Общение является одним из первых видов деятельности, которым овладевает ребенок в онтогенезе, выступает универсальным условием развития личности в период дошкольного детства. В процессе разнопланового общения ребенок познает окружающий его природный, предметный, социальный мир в его целостности и многообразии, формирует и раскрывает свой собственный мир, свой «образ Я», присваивает и созидает культурные ценности, обретает круг значимых других людей, выступая при этом активным субъектом взаимодействия.

Проблема художественной коммуникации как специфической эстетической деятельности и средства общения рассматривается в трудах М.М. Бахтина,

к В.С. Библера, Ю.Б. Борева, М.С. Кагана, Д.С. Лихачева, Б.Ф. Ломова, 11 А.А. Мелик-Пашаева, К.С. Станиславского, Л.Н. Столовича, А.У. Хараш |§ и других ученых. В психолого-педагогических исследованиях А.А. Леонтьева, | ™ А.В. Мудрика, М.И. Лисиной, В.А. Петровского отмечается, что искусство как о I форма общения является важным фактором психического развития ребенка, ^ условием формирования личности, сознания и самосознания, ее ценностных ° ориентаций.

Учеными Н.Н. Авдеевой, Л.Г. Выготским, П.Я. Гальпериным, Р.И. Деревянко, А.Н. Леонтьевым, М.И. Лисиной, Л.Ф. Обуховой, В.А. Петровским, А.Г. Рузской, Е.О. Смирновой, Р.Б. Стеркиной, Р.К. Терещук и др. разработан материал о генезисе форм и средств общения, о коммуникативных потребностях и мотивах общения детей раннего и дошкольного возраста.

Одним из важных средств формирования коммуникативной культуры, доступных и близких ребенку в дошкольном возрасте, является искусство (Н.Н. Андреева, Ш.А. Амонашвили, Н.А. Ветлугина, В.В. Ветрова, Н.Ф. Губанова, Р.И. Деревянко, М.Б. Зацепина, И.И. Иванец, Т.С. Комарова, И.Н. Кула-нина, Н.П. Саккулина, Р.М. Чумичева и др.).

Искусство (литература, изобразительное искусство, музыка, театр, хореография) - это процесс духовного общения. Духовное общение - это высший уровень общения (вспомним уровни общения: примитивный, манипулятивный, ролевой, игровой, духовный). В процессе духовного общения формируются у ребенка духовные ценности - отношение к миру, людям, к самому себе, представления о добре и зле, красоте и счастье. В процессе духовного общения, в отличие от передачи знаний о правилах поведения в готовом виде, приобретаемые духовные ценности имеют личностный характер и вырабатываются самостоятельно на основе переживаний. Информация, переданная на языке музыки, живописи, танца, декоративно-прикладного искусства, более понятна, доступна, нежели информация, переданная другим образом.

Значимость художественного общения (ребенок - искусство) заключается в следующем. Во-первых, цель композитора, художника, писателя - не сообщать какие-то истины читателю, слушателю, зрителю и не пытаться поучать его, а завязывать с ним воображаемое общение и тем самым приобщить его к своим ценностям - эстетическим переживаниям, нравственным ценностям, идеалам. М.С. Каган очень точно отметил, что художник распахивает перед людьми свою душу, как перед ближайшими друзьями, исповедуется перед ними, искренно и откровенно, и тем самым их воспитывает. Такое нравственно-эстетически-гражданское воспитание искусством и дополняет, и углубляет, и целенаправленно расширяет опыт личности ребенка.

Во-вторых, сила художественного общения-воспитания заключается в том, что герои произведений великих композиторов, поэтов, писателей, художников

достигают такой глубины и полноты самораскрытия, которая редко встречается или недостижима в реальном общении людей.

В-третьих, художественное общение дает возможность детям стать друзьями, собеседниками сильных, смелых, умных, тонких, духовно богатых героев художественных произведений. Общение с ними, пусть иллюзорное, способно сыграть в жизни человека подчас большую роль, чем общение с реальными партнерами.

Художественное общение предполагает участие троих «партнеров», собеседников, соучастников общего дела: искусство - педагог - дети. Связь между ними можно представить в виде треугольника, где стрелки сторон показывают взаимное влияние участников друг на друга (рис. 1).

Е °

О то

Искусство

и \

Педагог -Дети

Рис. 1

Рассмотрим взаимосвязи участников художественного общения.

Педагог - искусство. Во-первых, готовясь к занятию, педагог должен основательно познакомиться с произведением искусства (сюжетной линией, средствами художественной выразительности и т.д.), как бы вступая в диалог с его автором, вслушаться, всмотреться и на себе испытать эмоциональное воздействие данного произведения (искусство ^ педагог). После этого воспитатель проводит занятие, основываясь на своей собственной позиции, мыслях, чувствах по поводу произведения (педагог ^ искусство).

Педагог - дети. Воспитатель является как бы посредником на занятии между искусством и детьми. Педагог должен своим интересным, занимательным, эмоциональным исполнением, рассказом о том или ином произведении, авторе (художнике, композиторе, писателе) пробудить интерес у детей, желание самостоятельно обратиться к произведению, определить свою позицию в общении (педагог ^ дети). С другой стороны, педагог должен с уважением и пониманием относиться к мнению каждого ребенка в процессе художественного общения. В соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей использовать соответствующие методы и приемы работы (дети ^ учитель).

Искусство - дети. В процессе восприятия художественного произведения дети вступают в духовный контакт с его героями или автором. Надо отметить, что эту «коммуникативную» функцию Л.Н. Толстой считал одной из самых важных функций искусства. Искусство оказывает огромное воздействие на ребенка, вызывая определенные мысли, чувства, эмоции (искусство ^ дети). Ребенок, в силу эмоционально-чувственного восприятия мира, испытывает

к радость от общения с искусством. Эмоциональные переживания при этом при-11 обретают силу и служат движущим мотивом поведения дошкольников. Между | § детьми выстраивается диалог об услышанном, увиденном художественном про-| ™ изведении. Вырабатывается эстетическая оценка. Искусство побуждает ребенка о| к собственному художественному творчеству, появлению потребности к само-^ стоятельной эстетической деятельности; модель общения героев произведений ° искусств переносится детьми на общение со сверстниками (дети ^ искусство).

Таким образом, в процессе художественного общения происходит обмен эстетическими ценностями между ребенком и художником, педагогом и художником. При этом педагог и ребенок являются реальными субъектами, художник, писатель, музыкант выступает как квазисубъект, с которым педагог и ребенок ведут воображаемую беседу. Искусство создает для человека квазиобщение, расширяя тем самым границы реального общения. Ребенок (как слушатель, зритель) на основе переработанных в воображении художественных квазиобъектов строит свой образ. При этом педагог как эстетически развитая личность помогает ребенку выстроить художественный диалог, достигнуть с автором взаимопонимания через овладение языком искусства. При этом художественная коммуникация является свободным и активным сопереживанием, соразмышлением, которое лишь направляется художником в желаемое русло. Художественное общение в этом случае носит сотворческий характер. Следовательно, специфика и сложность художественного общения состоит в том, что воспринимающий произведение ребенок является «сотворцом», равноправным участником общения.

В качестве средств общения выступает речевая деятельность (тон, темп, тембр голоса, громкость, интонация, дыхание, произношение, гибкость, пластичность, согласованность), изобразительно-выразительные средства различных видов искусств (музыки, литературы, живописи, театра), кинестетические невербальные средства общения (мимика, пантомимика, жесты, взгляд и др.).

В процессе художественного общения формируется коммуникативная культура ребенка.

Понятие «коммуникативная культура» ребенка старшего дошкольного возраста как личностное качество должно включать: потребность в общении с другими на основе общих познавательных и игровых интересов; самостоятельность в выборе партнера по общению, ориентируясь на познавательные мотивы и эмоционально-положительное отношение; представления о ценностях коммуникации как средстве организации совместной деятельности и достижения цели; вербальные и невербальные способы донесения ценной информации собеседнику; эмоционально-позитивное отношение к себе и партнеру по коммуникации (принятие ценностей другого, умение слушать и слышать его); способность прийти к согласию в процессе коммуникации.

Коммуникативная культура формируется у детей благодаря тому, что к гч каждое музыкальное произведение (песня, танец, музыкальная игра), литера- § ^ турное произведение (стихотворение, сказка, рассказ) для детей дошкольно- | § го возраста всегда имеют социально-нравственную направленность (дружба, 5= | доброта, смелость, честность и др.). Любимые герои становятся образцами для | § подражания и отождествления. Чтобы помочь ребенку глубже прочувствовать 2 поступки героев, эмоции, чувства, которые возникли в процессе прослушива- ^ ° ния сказки, музыкального произведения, просмотра иллюстрации, картины, спектакля, необходимо дать этим эмоциям и чувствам продолжение и развитие в виде различных игр (с включением аналогичных ситуаций, бесед, театрализованных игр). Поэтому педагогу необходимо в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста тщательно подбирать художественные произведения, опираясь на следующие принципы: принцип этнокультурного соответствия (произведения привычные и понятные детям); принцип эмоционального комфорта; принцип духовности и нравственности; принцип контраста и новизны.

Общение с искусством вызывает у детей желание совместного творчества (участие в музыкальных представлениях, спектаклях, танцевальных композициях и др.). Дети в процессе подготовки коллективно, вместе с педагогом, планируют различные виды художественно-творческой деятельности (изготовление декораций, костюмов, выбирают предложенные педагогом музыкальные характеристики героев, работают над ролью, отрабатывают танцевальные номера и т.д.). В результате создается особый микроклимат, в основе которого доверительное и уважительное отношение между детьми и взрослыми, доброжелательность, взаимопомощь, согласованность действий, активность, самостоятельность. Коллективный характер художественно-творческой деятельности позволяет расширить и обогатить опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Действуя в той или иной роли, дети приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что также важно для развития коммуникативной культуры. Особое значение для ребенка имеет выступление на концерте, празднике в присутствии гостей, родителей. Это помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, преодолеть коммуникативные барьеры. В процессе общения с искусством развивается диалогическая и монологическая речь ребенка.

Ценностно-ориентированные технологии воспитания основ коммуникативной культуры ребенка средствами искусства могут быть представлены: - развивающими методами: диалоговыми (беседы, дискуссии по поводу того или иного услышанного, увиденного художественного произведения), моделированием (проекты ситуаций общения, прогнозы своего поведения в ситуации конфликта);

к - стимулирующими - игровыми методами (имитационные, символические, | | проблемно-игровые, дидактические, знаково-символические);

|§ - поддерживающими методами (положительная оценка, сочувствие, понима-

^ § \ I ™ ние и др.).

о При этом большую роль играет организация соответствующей художе-

^ ственно-эстетической, культурно-коммуникативной среды, ее периодической ° изменяемости, вариативности, эстетической насыщенностью (Т.С. Комарова, С.Л. Новоселова, Е.А. Пелих, В.А. Петровский, А.И. Савенков, В.А. Сухомлин-ский, О.Ю. Филлипс и др.).

Мотив художественной деятельности - мотив общения с искусством. Стихийно этот мотив не формируется. Для его появления нужен некоторый уровень развития межличностного общения у детей. Отсюда первая задача педагога - развивать общение детей друг с другом, их взаимный интерес, взаимное внимание.

Вторая задача - формировать у ребенка внутреннюю потребность в общении с искусством. Эта задача решается совместными усилиями воспитателя и родителей. Читать лучшую детскую литературу, слушать лучшую музыку, наслаждаться лучшими образцами изобразительного искусства, посещать детские театры и т.д. Этот процесс общения должен быть не формальным, а действительно интересным, радостным, увлекательным для ребенка, содержать что-то новое. Искусство выработает иммунитет против пошлости, «суррогата», который поступает через средства массовой коммуникации.

Третья задача - формировать активность восприятия произведения искусства.

Четвертая задача - научить детей пользоваться специальной техникой в общении с искусством.

В общении с искусством присутствует специальная техника: знание языка различных видов искусств (музыки, живописи, литературы, театра), овладение соответствующими навыками восприятия, воображения. Эта техника общения средствами искусства должна постоянно совершенствоваться у детей под руководством педагога на всем протяжении дошкольного детства на занятиях, досуговой деятельности, праздниках.

Художественно-эстетическое восприятие искусства - это исходный и важный этап общения с искусством. От его полноты и яркости зависит сила и глубина эстетического переживания, формирование художественно-эстетических идеалов и вкусов. Подлинно художественное восприятие явления искусства - это душевное бытие воспринимающего в предлагаемых искусством обстоятельствах, которое активизирует внутренний духовный мир ребенка, его мысли, чувства, воображение.

Качественно новая роль восприятия искусства с позиции общения состоит в том, что эстетические ценности вырабатываются воспринимающим

самостоятельно на основе переживаний, а не принимаются готовыми. То есть восприятие произведений искусства предстает перед детьми не в виде пассивной передачи чувств и настроений, а в качестве активной деятельности воспринимающего субъекта по проверке своих прогностических представлений о должном, прекрасном и совершенном. Особо необходимо подчеркнуть важность установочной позиции и внутренней готовности ребенка при художественно-эстетическом восприятии. Процесс сложения образа у зрителя носит «сотворческий» характер. Художественный образ не просто «фотографируется» в сознании воспринимающего, но развивается в его воображении. Читатель, зритель, слушатель вносит в него недостающие стороны, добавляет свое видение, расширяет границы отражения (В.В. Ванслов, К. Горанов, А.Я. Зись, З.С. Паперный, С.М. Эйзенштейн и др.). Художественный образ предстает перед нами как своего рода «триединство»: как отражение, особый «слепок» действительности, как «выразитель» мироощущения художника и как «возбудитель» воображения воспринимающего.

Таким образом, художественно-эстетическое восприятие зависит от объективных характеристик самого произведения и субъективных индивидуально-эмоциональных особенностей ребенка.

Общение с искусством предполагает формирование у детей устойчивости художественно-эстетического восприятия; активности восприятия, которое связалось бы сразу с целевой установкой на последующее воспроизведение, на актуализацию полученного материала при выполнении какой-либо конкретной деятельности; глубины восприятия.

Качество художественного общения зависит от ключевых моментов при восприятии искусства:

- установка на восприятие художественного произведения; эмоции, впечатления;

- радость узнавания в нем ожидаемого образа, его развитии на основе ассоциаций со своими собственными представлениями;

- понимание содержания художественного произведения, сопереживание и сочувствие.

Показателем уровня восприятия, в значительной мере, служат ассоциативные представления. Поэтому при восприятии искусства у каждого ребенка по-разному представлена палитра образов воображения. Чем богаче способность к ассоциации, тем богаче и неожиданнее воображение. Ассоциации - это «механизм», благодаря которому в нашем воображении символика искусства обретает конкретное образное воплощение. Известно, что художественный образ для воспринимающего предстает сразу в нескольких чувственных модальностях, т.е., по сути дела, в сфере нескольких видов искусств. Ученые выделяют два уровня ассоциативных связей. Ассоциации, лежащие в области объективного восприятия реальности. Например, форма рондо в музыке и в поэзии; период,

Е °

О то

„ к предложения, фразы в музыке и в литературе; жанры в музыке, изобразитель-

11 ном искусстве, литературе. И уровень ассоциаций, в котором присутствуют

|| те субъективные черты, которые свойственны конкретно этому человеку как

| ™ личности и никому более (по своему образному наполнению, по мере «отлета»

о фантазии от действительности, по своей интенсивности, «картинности», поэ-

н- tu

ж тичности и пр.).

Необходимо отметить, что в механизме художественно-эстетического восприятия важным моментом является синестезия - взаимодействие зрения, слуха и других чувств в процессе рецепции искусства.

Опираясь на идею целостности организма, выдвинутую И.М. Сеченовым и И.П. Павловым, исследования Б.Г. Ананьева, С.В. Кравкова доказывают закономерность взаимодействия органов чувств у человека, из которой следует, что воздействие на один из них непременно вызывает функционирование другого. Работая во взаимодействии, органы чувств обеспечивают всестороннее восприятие действительности.

Исходя из этого, С.К. Семенина отмечает, что «интегрируя различные виды искусства, мы опираемся на синестетические способности детей и на уровне ассоциаций интегрируем их восприятие в процессе интегративного обучения» [5, с. 25].

Именно при таком восприятии искусства возникает яркий, оригинальный, синтезированный образ воображения, обладающий сложной, многоплановой структурой. Относительно к эстетическому воспитанию термин «интеграция» трактуется как взаимное проникновение видов художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, танцевальной, игровой) в едином занятии на основе их взаимопонимания и взаимодополняемости, при этом ядром интеграции является образ. При интеграции следует учитывать закон художественной доминанты, согласно которому доминирует базовый вид искусства, является стержневым. Именно вокруг этого стержня объединяются другие виды искусства, формы работы и художественной деятельности (Т.С. Комарова).

Для развития коммуникативной культуры средствами искусства необходимо определить: цель интегрирования, подбор объектов интеграции, системообразующий фактор. Здесь необходимо подчеркнуть, что интеграция различных видов искусств (литературы, изобразительного искусства, музыки, театра), художественно-творческой деятельности и игры (как ведущей деятельности в дошкольном возрасте) является наиболее естественной. Это объясняется тем, что, во-первых, все эти компоненты интеграции в процессе художественного общения естественным образом тяготеют к синтезу, во-вторых, основываются на общности цели, задач, методов педагогики искусства.

Интеграция различных видов искусств и художественно-творческой деятельности обеспечивает разностороннее воздействие на ребенка, способствует познанию предметов и явлений с разных сторон на основе восприятия

действительности различными органами чувств. Основанием для интеграции вышеназванных компонентов с целью формирования основ коммуникативной культуры, является также склонность детей данной возрастной группы к син-кретичности восприятия.

Интерес к проблеме комплексного использования различных видов искусств продиктован еще и тем, что стремление к синтезу заложено и в самом искусстве (генетические, морфологические и функциональные связи). Единство всех видов искусств обусловлено «кровным» родством их образно-художественной природы. Объединяет все виды искусств идея, выраженная в единстве переживания и мысли; художественный язык; единая структурная единица-образ; постижение мира в его целостности и единстве, утверждение нераздельности материи и духа.

Ш.А. Амоношвили подчеркивал, что общей основой всех видов искусств является действительность, и эту действительность разные виды искусства отражают своим языком - языком звуков, красок, пластики. «Если бы были изобретены такие весы, на которых можно было бы взвешивать виды искусства, то я уверен, ни один из видов искусства не оказался бы весомее другого. Все они составляют ветви одного дерева. И если я хочу дать детям полноценное художественное образование, то я обязан помочь увидеть это дерево с его кроной, помочь приблизиться к его высотам» [1, с. 69].

Сущность взаимодействия искусств совершается не только через сходное, а через противоположное. Это значит, что взаимодействие искусств основывается именно на том, что каждому виду искусства присущи такие специфические особенности, которых нет в других.

Прежде всего, виды искусств различаются способом материального воплощения художественного содержания (слово - для литературы, звук - для музыки, цвет - для живописи и т.д.). Каждый вид искусства имеет свои особенные средства воздействия на личность.

Соотношение непосредственности и опосредованности обусловливает особенности познавательного аспекта содержания каждого вида искусств. И если изобразительное искусство воспроизводит действительность, познавая материально-конкретное как носителя некоего духовного значения, то музыка склонна к переводу непосредственного знания духовной жизни человека опосредованно.

Различно соотношение рационального и эмоционального начала в каждом виде искусств. Если рациональный уровень осмысления доступен лишь словесному выражению, то эмоциональный органичен для музыки.

Но интересен тот факт, что эти гносеологические различия при их взаимодействии помогают познавать художественное содержание целостно. При этом, увеличивая силу эмоционального воздействия на ребенка, комплекс искусств образует качественно новый образ воображения.

Е °

О то

к В основе образного начала взаимодействия искусств лежит взаимосвязь 11 «выразительности» и «изобразительности».

| § Художественный образ, созданный средствами разных видов искусств, | ™ будет более насыщенным и оригинальным. Объясняется это тем, что музыка, о | живопись, литература в единстве ярче и точнее выражают, например, чувства ж и настроение человека (радость, тревогу, гнев и др.), черты характера (неж-° ность, мужество и др.) и изображают различные состояния и картины природы (звуки и шумы, пение птиц, журчание ручья, раскаты грома, колокольный звон и др.), движение (шаг человека, топот копыт, стук колес и др.). Причем каждый вид искусства вносит в синтетическое целое свой вклад, обогащает его присущими данному искусству специфическими возможностями. Можно провести ряд аналогий, которые позволят найти пересечения между музыкой, литературой и изобразительным искусством. Например, изобразительные средства: музыка - мелодия, живопись - линия, литература - звуковая линия; выразительные средства: музыка - лад, живопись -колорит, литература - речевая мелодика; композиция развития: музыка - соотношение гармонических построений, живопись - соотношение цветовых пятен и т.д.

Выделяют три составляющие, объединяющие различные виды искусств и которые могли бы выступать базой при освоении любого искусства. Это ритм (звуков, слов, строк, пятен, движений и др.) - составляет орнамент произведения; мелодика, музыкальность (непрерывность линий, звуков, движений) -создает общий рисунок произведения; конструкция - структура произведения, пространственная композиция.

Умение воспринимать различные виды искусства (зная при этом специфику художественного языка) и создавать в воображении целостный художественный образ особенно важно на начальном этапе художественного общения (в дошкольном детстве), когда у детей только складываются общие средства и способы художественной деятельности.

Задача педагога заключается в раскрытии коммуникативных способностей детей в процессе художественного общения, на основе постепенного накопления у детей необходимых знаний и умений:

- знание художественного языка, специфических средств выразительности литературы, музыки (темп, динамика, регистр, мелодия, ритм, тональность), изобразительного искусства (цвет, свет, линия, форма, колорит, контраст), общих средств художественной выразительности (композиция, ритм, темп, тон, мелодия, цвет, свет, звук, художественные повторы, параллели);

- развитие у детей способности к ассоциативному восприятию средствами интеграции искусств, поиску аналогий визуального и звукового изображения действительности;

- умение понимать, отображать в художественно-творческой деятельности и переносить положительную модель общения героев художественных произведений на общение со сверстниками, взрослыми, родителями. Искусство как средство формирования основ коммуникативной культуры у детей дошкольного возраста имеет особый смысл. Единство красоты, добра, истины изначально заложено в эстетических нормах, вырабатываемых искусством. Информация и нормы общения, переданные на языке музыки, живописи, танца, литературы, более доступны, понятны детям, легче усваиваются. Следовательно, необходимо максимально использовать возможности детей дошкольного возраста для их общения с миром прекрасного.

Е °

О то

Библиографический список

1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя / Предисл. А.В. Петровского. М., 1983.

2. Зацепина М.Б. Культура - основа развития ребенка дошкольного возраста. М., 2011.

3. Куланина И.Н. Интеграция предметов эстетического цикла как средство развития творческого воображения младших школьников: Монография. М., 2008.

4. Куланина И.Н. Формирование коммуникативной культуры ребенка в процессе знакомства с искусством // Художественно-эстетическая деятельность как основа всестороннего воспитания ребенка: Коллективная монография / Под общ. ред. Т.С. Комаровой, М.Б. Зацепиной. М., 2011.

5. Семенина С.К. Интеграция как путь модернизации школы: Методологические основы. М., 2002.

Е.В. Максимова

Перспективы применения текстов с труднопроизносимым набором звуков как одного из основных педагогических средств формирования четкой дикции

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья посвящена анализу одного из основных педагогических средств формирования четкой, ясной дикции у детей младшего школьного возраста. В содержательной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.