Научная статья на тему 'ИСКУССТВО КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА ЛИЧНОСТИ'

ИСКУССТВО КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культура / философия / эстетика / искусство / нравственность / красота / добро / истина / посткультура / эстетический вкус / culture / philosophy / aesthetics / art / morality / beauty / goodness / truth / post-culture / aesthetic taste

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — В.А. Волобуев, В.А. Есаков

В статье рассматривается искусство как фактор формирования эстетического вкуса. Так как искусство, эстетика, нравственность, красота являются культурными категориями, в статье проанализировано понятие культуры. Даны общепризнанные определения культуры, и приведена их классификация, при этом основное внимание уделяется историческому классу. Проведено исследование генезиса понятия «искусство». В статье приводятся научные данные о значении искусства в формировании мировоззрения личности. Рассматривается определение искусства с точки зрения формирования эстетического вкуса. В статье акцент делается на посткультурный период и современность с цифровыми особенностями развития общества. Выделена эстетика как направление философии вообще. Определено место искусства в эстетической науке. Затрагиваются вопросы псевдоискусства. В статье сделаны выводы и даны рекомендации для формирования эстетического вкуса у обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART AS A FACTOR TO FORM AN AESTHETIC TASTE OF A PERSON

The article considers art as a factor in development of an aesthetic taste. Since art, aesthetics, morality, and beauty are cultural categories, the article analyzes the concept of culture. Generally accepted definitions of culture are given and their classification is given, while the main attention is paid to the historical class. A study of the genesis of the concept of art has been conducted. The article provides scientific data on the importance of art in shaping a person’s worldview. The definition of art is considered from the point of view of the formation of aesthetic taste. The article focuses on the post-cultural period and modernity with digital features of the development of society. Aesthetics is highlighted as a branch of philosophy in general. The place of art in aesthetic science has been determined. The issues of pseudo-art are touched upon. The article draws conclusions and provides recommendations in forming an aesthetic taste among students.

Текст научной работы на тему «ИСКУССТВО КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА ЛИЧНОСТИ»

монофоническим инструментам, используется в переносном значении и описывает представление и наложение различных музыкальных характеров и расходящихся способов действия. К примеру, в «Секвенции I» Берио реализует идею квазивиртуальной полифонии, противопоставляя первичные и второстепенные ноты, шумовые звуки и тона, тембры, регистры и выразительные жесты, накладывая противоречивые действия, такие как крещендо звука клапана и декрещендо высоты звука.

Отчётливее всего тяга к виртуальной полифонии видна в композициях, которые Берио дополняет театральным действием [19]. Так, в «Секвенции III» композитор дополняет пение, доведённое до экзальтации, элементарными формами выражения, такими как шёпот, мычание, речь, дыхание и звуки рта, и предлагает множество ассоциативных инструкций по исполнению. Плотное чередование соответствующих оттенков придаёт спектаклю сценический характер, поскольку исполнителю для создания звуков требуется использовать мимику, движения рук и тела, создавая наложенное действие, которое воспринимается как воображаемый театр.

Цикл «Секвенции» Лучано Берио уникален для истории музыки. Он направлен на изучение потенциальных возможностей, тонов и тембров инструментов, для чего требует применения расширенных методов, заставляющих исполнителей играть на грани технических ограничений инструментов. «Секвенции» преследуют цель изучения ограничений мелодического письма, тематической абстракции и «горизонтального» прослушивания, при этом остаются идиоматическими по своей природе: Берио, предъявляя огромные технические требования к исполнению, отказывался от экспериментальных компонентов, не пытался менять генетическую структуру инструмента и историческое развитие техник.

В результате исследования была достигнута цель и поставленные задачи: были кратко проанализированы «Секвенции» Лучано Берио, выявлены ключе-

Библиографический список

вые особенности их формы, структуры и содержания, показаны новации, привнесённые композитором, и выделены общие характерные черты произведений цикла. Было показано, что благодаря исследованию новых технических аспектов инструментов «Секвенции» могут пониматься как музыкальные комментарии, в ходе которых новейшие инструментальные техники изолируются, а после подвергаются процессу трансформации, который придаёт им музыкальное выражение и позволяет интегрировать их в репертуар технической интерпретации. Вне зависимости от способа отображения технических возможностей инструментов Берио формирует определённую связь между исполнителем, его инструментом и историей. В более ранних композициях это достигается за счёт того, что от музыканта требуется играть на театральном уровне, что приводит к полной модификации форм традиционной интерпретации. Для более поздних произведений характерна напряжённость между исполнительскими традициями и современной композицией в расширенной исторической перспективе. В соответствии с отсрочкой имманентного театрального момента для рассмотрения исторических деталей «Секвенции» могут быть истолкованы как отражение постепенной трансформации эстетических представлений Берио.

Результаты проведенного исследования могут быть использованы в области музыкознания при преподавании истории и теории музыки, современной музыки, полифонии и музыкальной формы. Работа представляет практическую значимость для любителей современной музыки, обучающихся учебных заведениях искусств среднего и высшего звена и профессиональных исполнителей.

Перспектива дальнейших исследований заключается в детальном анализе каждой «Секвенции», композиционном исследовании техник игры с точки зрения их эстетической значимости. Данные исследования будут полезны для профессиональных исполнителей, поскольку позволят лучше понять сущность произведений и облегчат их освоение.

1. Собакина О.В. Sequenza IV в контексте фортепианного творчества Лучано Берио. Современные проблемы музыкознания. 2022; № 3: 119-135.

2. Петров В.О. Первые «Секвенции» Лучано Берио: концепция и интерпретация. Philharmonica. International Music Journal. 2019; № 2: 28-34.

3. Sequenza I for flute (author's note). Available at: http://www.lucianoberio.org/sequenza-i-authors-note?508511026=1

4. Sequenza II for harp (author's note). Available at: http://www.lucianoberio.org/sequenza-ii-authors-note?131775360=1

5. Sequenza III for voice (author's note). Available at: http://www.lucianoberio.org/sequenza-iii-authors-note?1487325698=1

6. Sequenza IV for piano (author's note). Available at: http://www.lucianoberio.org/sequenza-iv-authors-note?1250096450=1

7. Sequenza V for trombone (author's note). Available at: http://www.lucianoberio.org/sequenza-v-authors-note?771092909=1

8. Sequenza VI for viola (author's note). Available at: http://www.lucianoberio.org/sequenza-vi-authors-note?766355971=1 (accessed 31.01.2024).

9. Sequenza VII for oboe (author's note). Available at: http://www.lucianoberio.org/sequenza-vii-authors-note?1634385075=1

10. Sequenza VIII for violin (author's note). Available at: http://www.lucianoberio.org/sequenza-viii-authors-note?177677955=1

11. Sequenza IX for clarinet (author's note). Available at: http://www.lucianoberio.org/sequenza-ix-authors-note?970138804=1

12. Sequenza X for C trumpet and piano resonance (author's note). Available at: http://www.lucianoberio.org/sequenza-x-authors-note?1519286814=1

13. Sequenza XI for guitar (author's note). Available at: http://www.lucianoberio.org/sequenza-xi-authors-note?289350689=1

14. Sequenza XII for bassoon (author's note). Available at: http://www.lucianoberio.org/sequenza-xii-authors-note?412371777=1

15. Sequenza XIII for accordion (author's note). Available at: http://www.lucianoberio.org/sequenza-xiii-nota-dellautore?282651845=1

16. Sequenza XIV for cello (author's note). Available at: http://www.lucianoberio.org/sequenza-xiv-nota-dellautore?361915791=1

17. Петров В.О. Уровни новаций в постмодернистских «Секвенциях» Лучано Берио. Проблемы современной науки и образования.2015; № 9 (39): 192-194.

18. Drees S. Experiment and discourse: Luciano Berio's «Sequenze». Available at: https://musiksalon.universaledition.com/en/article/experiment-und-diskurs-luciano-berios-sequenze-kopie

19. Петров В.О. Инструментальный театр Лучано Берио (к 90-летию со дня рождения композитора). Музыка. Искусство, наука, практика. 2015; № 4 (12): 24-32.

References

1. Sobakina O.V. Sequenza IV v kontekste fortepiannogo tvorchestva Luchano Berio. Sovremennye problemy muzykoznaniya. 2022; № 3: 119-135.

2. Petrov V.O. Pervye «Sekvencii» Luchano Berio: koncepciya i interpretaciya. Philharmonica. International Music Journal. 2019; № 2: 28-34.

3. Sequenza I for flute (author's note). Available at: http://www.lucianoberio.org/sequenza-i-authors-note?508511026=1

4. Sequenza II for harp (author's note). Available at: http://www.lucianoberio.org/sequenza-ii-authors-note?131775360=1

5. Sequenza III for voice (author's note). Available at: http://www.lucianoberio.org/sequenza-iii-authors-note?1487325698=1

6. Sequenza IV for piano (author's note). Available at: http://www.lucianoberio.org/sequenza-iv-authors-note?1250096450=1

7. Sequenza V for trombone (author's note). Available at: http://www.lucianoberio.org/sequenza-v-authors-note?771092909=1

8. Sequenza VI for viola (author's note). Available at: http://www.lucianoberio.org/sequenza-vi-authors-note?766355971=1 (accessed 31.01.2024).

9. Sequenza VII for oboe (author's note). Available at: http://www.lucianoberio.org/sequenza-vii-authors-note?1634385075=1

10. Sequenza VIII for violin (author's note). Available at: http://www.lucianoberio.org/sequenza-viii-authors-note?177677955=1

11. Sequenza IX for clarinet (author's note). Available at: http://www.lucianoberio.org/sequenza-ix-authors-note?970138804=1

12. Sequenza X for C trumpet and piano resonance (author's note). Available at: http://www.lucianoberio.org/sequenza-x-authors-note?1519286814=1

13. Sequenza XI for guitar (author's note). Available at: http://www.lucianoberio.org/sequenza-xi-authors-note?289350689=1

14. Sequenza XII for bassoon (author's note). Available at: http://www.lucianoberio.org/sequenza-xii-authors-note?412371777=1

15. Sequenza XIII for accordion (author's note). Available at: http://www.lucianoberio.org/sequenza-xiii-nota-dellautore?282651845=1

16. Sequenza XIV for cello (author's note). Available at: http://www.lucianoberio.org/sequenza-xiv-nota-dellautore?361915791=1

17. Petrov V.O. Urovni novacij v postmodernistskih «Sekvenciyah» Luchano Berio. Problemy sovremennoj nauki i obrazovaniya.2015; № 9 (39): 192-194.

18. Drees S. Experiment and discourse: Luciano Berio's «Sequenze». Available at: https://musiksalon.universaledition.com/en/article/experiment-und-diskurs-luciano-berios-sequenze-kopie

19. Petrov V.O. Instrumental^ teatr Luchano Berio (k 90-letiyu so dnya rozhdeniya kompozitora). Muzyka. Iskusstvo, nauka, prakiika. 2015; № 4 (12): 24-32.

Статья поступила в редакцию 23.02.24

УДК 37.013

Volobuev V.A., Doctor of Sciences (Philosophy), Professor, Department of History and Philosophy, Moscow State Institute of Culture (Russia, Moscow), E-mail: vva1943@yandex.ru

Esakov V.A., Doctor of Cultural Studies, Cand. of Sciences (Philosophy), Professor, Department of Musical Education, Moscow State Institute of Culture (Russia, Moscow), E-mail: esakov.va@yandex.ru

ART AS A FACTOR TO FORM AN AESTHETIC TASTE OF A PERSON. The article considers art as a factor in development of an aesthetic taste. Since art, aesthetics, morality, and beauty are cultural categories, the article analyzes the concept of culture. Generally accepted definitions of culture are given and their classification is given, while the main attention is paid to the historical class. A study of the genesis of the concept of art has been conducted. The article provides scientific

data on the importance of art in shaping a person's worldview. The definition of art is considered from the point of view of the formation of aesthetic taste. The article focuses on the post-cultural period and modernity with digital features of the development of society. Aesthetics is highlighted as a branch of philosophy in general. The place of art in aesthetic science has been determined. The issues of pseudo-art are touched upon. The article draws conclusions and provides recommendations in forming an aesthetic taste among students.

Key words: culture, philosophy, aesthetics, art, morality, beauty, goodness, truth, post-culture, aesthetic taste

В.А. Волобуев, д-р филос. наук, проф., Московский государственный институт культуры, г. Москва, E-mail: vva1943@yandex.ru

В.А. Есаков, д-р культурологии, канд. филос. наук, проф., Московский государственный институт культуры, г. Москва, E-mail: esakov.va@yandex.ru

ИСКУССТВО КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА ЛИЧНОСТИ

В статье рассматривается искусство как фактор формирования эстетического вкуса. Так как искусство, эстетика, нравственность, красота являются культурными категориями, в статье проанализировано понятие культуры. Даны общепризнанные определения культуры, и приведена их классификация, при этом основное внимание уделяется историческому классу Проведено исследование генезиса понятия «искусство». В статье приводятся научные данные о значении искусства в формировании мировоззрения личности. Рассматривается определение искусства с точки зрения формирования эстетического вкуса. В статье акцент делается на посткультурный период и современность с цифровыми особенностями развития общества. Выделена эстетика как направление философии вообще. Определено место искусства в эстетической науке. Затрагиваются вопросы псевдоискусства. В статье сделаны выводы и даны рекомендации для формирования эстетического вкуса у обучающихся.

Ключевые слова: культура, философия, эстетика, искусство, нравственность, красота, добро, истина, посткультура, эстетический вкус

Актуальность исследования заключается в том, что основой эстетического воспитания является искусство, приобщение к которому влияет на эстетическое развитие личности. Подлинное искусство способствует развитию индивидуального эстетического восприятия человека, оно учит его избирательности и формирует эстетический вкус.

В настоящее время не ослабевает интерес к таким понятиям, как культура, красота, искусство, нравственность. Более того, в связи с цифровизацией общества они приобретают новую окраску, и их сущность становится актуальной. Актуальность данных понятий усиливается тем, что мы живем в условиях современности, то есть в период, который называется посткультурой. Он включает в себя новейшее время - Х1Х-ХХ века - и современность - вторая половина XX -начало XXI века.

Цель исследования - выявить влияние искусства на формирование эстетического вкуса. Исходя из поставленной цели исследования, необходимо обозначить следующие задачи: рассмотреть общепризнанные определения культуры и представить их классификацию, при этом основное внимание уделяется историческому классу; изучить генезис понятия «искусство»; рассмотреть определение искусства с точки зрения формирования эстетического вкуса; проанализировать эстетику как направление философии; определить место искусства в эстетической науке.

Говоря о культуре, определимся с этим понятием. Существует большое множество определений данного понятия. Их насчитывается более 350, и, чтобы разобраться в этом обилии взглядов, они были разделены на шесть классов определений. Нас больше интересует исторический класс, так как мы хотим разобраться в генезисе понятия «искусство». Исходя из такого понимания, мы можем утверждать, что культура - это все, что создано человечеством и наделено общим смыслом. Есть различные точки зрения, в которых понятие культуры противопоставляется понятию цивилизации, наряду с ними существуют другие точки зрения, в которых утверждается, что культура является частью цивилизации. Однако, мы придерживаемся такого мнения, что культура охватывает все то, что создано человечеством, это подтверждается в фундаментальных исследованиях американских антропологов, а именно - в трудах Мелвилла Херсковца, который утверждал, что культура представляет собой все, кроме природы. Следовательно, рассматриваемый нами феномен искусство также является культурным элементом. Обратимся к истории возникновения этого феномена.

Слово «искусство» имеет греческие корни и пришло к нам из античной философии и означало художественное творчество и умения, основанные на знаниях и опыте. Корнем данного слова является «техне», выражающим наименование искусства, но это слово означало еще и название ремесла и науки. О смысле слова «искусство» писал в свое время Аристотель, который указывал на его творческую основу, исходящую из разума человека. Эту точку зрения дополнил и развил греческий философ I в. до н.э. Дионисий Галикарнасский. В более позднее время в западноевропейской философии понятие «искусство» интерпретировалось в виде способа познания с помощью образных выражений.

В русской культуре искусство имело другое значение, в отличие от западноевропейского понимания, которое акцентировалось на художественной деятельности, здесь внимание обращалось на саму деятельность, при этом учитывались и результаты этой деятельности [2, с. 12]. Необходимым требованием к художественной деятельности являлась искусность мастера. Анализируя зарубежные интерпретации термина «искусство», а также сравнивая с русской лексемой, мы обнаруживаем, что данное понятие имело различную «цветовую гамму» в виде оттенков и различных смыслов. Здесь можно сказать о системе, элементами которой являются виды художеств - музыка, живопись, танец, литература и прочее. Эти элементы в данной художественной системе связывались между собой знаниями и умениями.

В XIX веке Л.Н. Толстой в своих произведениях писал о высоком значении искусства, способствующего объединению таких нравственных множеств, как

Красота, Добро, Истина, включающих в себя различные оттенки человеческих отношений. С течением времени философы, психологи и педагоги пришли к выводу, что искусство действует на бессознательное и управляет эмоциями человека, определяя образное восприятие миропонимания, создавая импульс переживаний происходящего с ним. Эти позиции Л.Н. Толстого, отраженные, с одной стороны, в его произведениях, и научные знания, с другой стороны, являются созвучными категориями в отношении искусства.

Во второй половине XX века научные знания пришли к определению искусства с точки зрения формирования эстетического вкуса, то есть вектор, определяющий искусство, был направлен в сторону эстетики как отрасли философского миропонимания. В этот период сложились определенные критерии общепринятого восприятия объектов жизнедеятельности человека. А формирование эстетического отношения к действительности в науке стало восприниматься как развитие чувственных способностей и других свойств человека, позволяющих сочетать различные оценки произведений искусства [6, с. 7]. Важность данного фактора определялась тем, что формирование эстетического вкуса служило не только для развития самой личности, но и общества.

Многие ученые пришли к мнению, что эстетическое отношение к действительности вырабатывается на основе активной жизненной позиции личности. Следовательно, эстетический вкус не является врожденным качеством человека - его надо формировать через культурное развитие человека. Формирование эстетики проходило в течение длительного периода истории и выделилось в самостоятельную отрасль знаний в виде философского учения о прекрасном в процессе художественного творчества в природе и жизни. Было обращено внимание на искусство как на особую форму общественного сознания. Феномен «искусство» занял особое место в системе философских знаний. Были выделены основные категории эстетики, такие как красота, прекрасное, возвышенное, низменное, трагическое и другие, а в постклассических тенденциях преобладают такие категории, как жестокое, гламурное, обыденное, и другие. Хотя понятие «эстетика» появилось давно, но идет осмысление его и в настоящее время. Впервые этот термин использовал Александр Баумгартен в 1950 г С одной стороны, он отмечал, что данное слово имеет греческие корни и в смысловом переводе означает чувствующий, ощущающий. Другая сторона понимания эстетики - это психологическая, ощущение чувствования. И третий аспект понимания термина «эстетика» относится к философскому, гносеологическому осмыслению в виде понимания познания. Другими словами, этот ученый включал в понятие «эстетика» лингвистическую, психологическую, философскую составляющие.

Западноевропейские ученые И. Кант, Й. Шеллинг ГВ. Гегель и другие выражали теоретические взгляды на понятие эстетики. Например, Гегель отмечал, что прекрасное в природе не является предметом эстетики, так как красота искусства имеет духовную основу. Русские философы отрицали теоретические взгляды на эстетику. Так, например, Н.Г Чернышевский говорил, что предметом эстетики является человек, обладающий чувствами. В советский период и после основным направлением исследования эстетики являлась теория и практика советского искусства, при этом внимание уделялось исследованию вопросов эстетики творчества. В постсоветский период феномен «эстетика» рассматривался как философское учение о прекрасном и об искусстве. Были работы таких авторов, как М.Н. Афасижев, поддерживающие идеи эстетики западноевропейского искусства. Е.Я. Басин, В.В. Бычков и др. занимались вопросами истории и теории эстетики, исследователь Т.Т. Сиднева изучала вопросы музыкальной эстетики.

Рассмотрим взгляды ученых на эстетику. Ю. Борев определяет эстетику как науку «... о сущности общечеловеческих ценностей, общих принципов освоения мира в процессе деятельности, и прежде всего в искусстве.» [4].

М. Афасижев, говоря об эстетике как о философской науке, отмечает, что именно исследование искусства является важнейшей задачей эстетики. Другие исследователи, например, Л.Т. Левчук, Д.Ю. Кучерюк, полагают, что эстетическая деятельность является главной задачей науки эстетики, и важным направлением

в этой деятельности они считают искусство. В.В. Бычков в своих трудах, говоря о творческом отношении человека к действительности, отмечает, что искусство является главным ее элементом. В.А. Волобуев подчеркивает, что в современном представлении эстетика занимается осмыслением природы, общества, человека и искусства с помощью своих категорий. В настоящее время в научном осмыслении эстетики сохраняется интерес к классическим и постклассическим моделям изучения данного феномена, художественной практики, нейроэстетики и другим. Также поддерживается категориальный аппарат эстетики, который расширяется и дополняется [3].

Научная новизна исследования заключается в том, что доказана связь философии и эстетики в процессе формирования эстетического вкуса личности, а искусство является доминирующим предметом эстетической науки. Следовательно, высока роль искусства в познании окружающей действительности, особенно в части теоретического осмысления. Существуют различные взгляды на феномен искусства, которые представляют его как самостоятельное явление, функционирующее в художественном пространстве общества. Если опуститься на уровень профессиональной деятельности, то многие специалисты не осознают своей связи с другими видами искусства и культуры в общем. Хотя существует взаимосвязь между элементами множества, называемого искусством, и оно, в свою очередь, сопряжено с культурой и наукой.

Специалисту в области культуры и искусства следует обратить внимание при изучении феномена «искусство» на следующие подходы к пониманию данного понятия: традиционный, философский и представление об искусстве как о важнейшей категории эстетики. Традиционный аспект понимания искусства представляет собой множество художественной деятельности, которое состоит из таких элементов, как литература, поэзия, архитектура, музыка и т. д. Данное множество является самостоятельным, то есть его элементы могут функционировать отдельно. Оно близко располагается с другим множеством, а иногда и пересекается с ним и состоит из таких элементов, как театр, балет, кино, дизайн и т. д. Данные элементы представляют собой другие виды искусства (жанры). Эти виды искусства составляют различные синтетические жанры искусства.

Философская наука трактует искусство как форму общественного сознания, отражающую действительность в художественных образах, а также является важным способом эстетического мировоззрения. Переходя на язык деятельности человека, отметим, что искусство имеет формотворческий вид, создавая образы и символы, содержащие познавательный и коммуникативный потенциалы. По мнению В.А. Волобуева, искусство представляет собой нейтральное художественное бытие между желаемым и возможным, заполняя эту нишу художественными средствами в виде стихов, слов, цвета, музыки и др. [5; 7].

С позиции научных знаний феномен «искусство» является философской категорией. А философия, как мы знаем, является наукой, имеющей длительную историю развития, прошедшую все научные кризисы и обретающую новую силу для дальнейшего развития и добывания новой научной информации. Философия имеет много разделов, среди них находится эстетика, а искусство является главной категорией эстетики, занимает центральное место в эстетическом познании научной картины мира [2, с. 17].

В постклассический период осмысление феномена «искусство» приобрело новую актуальность, но вместе с тем появилась проблема отделения настоящего искусства от неискусства. В этот период появились такие отклонения, как пристрастие к пошлости, которые мешали формированию вкуса и красоты [1, с. 135]. Многие ученые, изучающие феномен «искусство», отмечали высокую роль этого явления в моделировании и осмыслении картины мира, в определении его структурных принципов. Но в то же время язык искусства нельзя ставить в один ряд с понятием формы, хотя первое делает второе содержательным.

Большинство ученых отмечают, что искусство иногда тиражируется, имитируется, и в начале создается впечатление легкого понимания, хотя другие исследователи констатируют, что подлинное искусство не может легко восприниматься - для его понимания требуются определенные усилия, ведущие к внутренней работе личности, при котором происходит духовный рост человека. Настоящее искусство вызывает у человека высокие чувства, появляются положительные эмоции, вырабатывается вкус. Неискусство способствует принятию зла, низменных чувств, животных потребностей и т. д.

В XXI столетии возникла другая проблема, появились такие виды, как псевдоискусство и неискусство. Возникла задача отделения настоящего искусства от других и определения новых ценностей. В этой связи М.Ю. Лотман интерпретировал искусство, обозначив его системой, которая «обладает внутренней структурой, требует серьезной работы для своего вписывания в более объемную внешнюю среду» [8]. Действительно, настоящее искусство культивирует добро, истину и красоту в любом произведении, независимо от его тематики. При определении отличительных черт искусства от неискусства можно рассмотреть духовно-нравственную структуру личности самого исполнителя, так как даже высокая техника

Библиографический список

исполнения не может скрыть отсутствия духовности. Получается имитация высоких смыслов, но этого не подтверждают критерии красоты, отражающие значимые ценности социума и существующей культуры. Выражаясь другими словами, можно отметить, что псевдоискусство и пустота являются родственными понятиями, а искусство не может проявляться без содержания, и неодаренный человек не может демонстрировать его.

Т.В. Черниговская, продолжая идеи Ю.М. Лотмана, отмечает не только кодирующую способность искусства, его силу в понимании нового миропорядка, но и подтверждает стимулирующие действия деятельности мозга, повышающие память и усиливающие интеллектуальные творческие возможности человека. Она утверждает, что настоящее искусство способствует индивиду быть Человеком, превзойдя в некоторых направлениях машину, тем самым определяя свое место в новом мире с различными виртуальными возможностями [10].

В настоящее время размываются границы между искусством и псевдоискусством, и реальный мир замещается псевдомиром, то есть виртуальным миром. В данном случае уместно говорить о потере нравственных, этических и эстетических ценностей человеком, то есть человек теряет свою сущность, становится потребителем продуктов, любви, знаний. Теряются критерии красоты, размываются границы между добром и злом. Подобные процессы приводят к разрушению смыслов, ценностей и идеалов и, как следствие этого, - широкое распространение получает псевдоискусство.

Современная культура насыщается пороком и пошлостью людей, несущих противоречащие гармонии и нравственности выражения, способные удивить людей и вызвать эмоции, основная цель которых постараться занять место в сознании потребителя низкими формами искусства. Такие формы псевдоискусства не способствуют развитию человека и совершенствованию культуры, они приводят к ограничению чувственных способностей людей, уничтожают высокие моральные нормы и приводят к девальвации эстетических вкусов у молодых людей [9, с. 19].

Только подлинное искусство способно стать ресурсом формирования вкуса, для которого используется красота, в данном случае фундаментом развития вкуса на основе красоты может быть только настоящее искусство. Красоту не только можно увидеть, но, чтобы ее понять, необходимо развивать чувственные и интеллектуальные структуры человека [11]. И в этом случае красота в новых качествах открывается созерцающему человеку. В этом процессе взаимодействуют такая структура человека, как чувственное восприятие и другая структура - деятельность ума. Следовательно, изучение культуры требует от педагога приобщения обучающихся к настоящему искусству, то есть исключения всех видов псевдоискусства и последовательное создание условий для развития у обучающихся структурных внутренних изменений в соответствии с идеалом воспитания, заключающим в себе Добро, Истину и Красоту [12].

Для того чтобы сформировать эстетический вкус у обучающихся, необходимо знакомить их с произведениями искусства, для этого возможно применение таких форм организации учебных занятий, как посещение музеев, подготовка выставок, постановка спектаклей школьными или вузовскими театральными кружками. Другая форма внеурочной работы заключается в просмотрах слайдов, работа с иллюстрационным материалом, при этом можно использовать музыкальное сопровождение. Возможны онлайн-занятия, а также виртуальные посещения музеев и выставок. Художественную деятельность необходимо осмысливать, для этого нужно организовать различные виды семинарских занятий. Можно использовать показ видеофильмов об искусстве, предложить тексты, провести дискуссии с анализом художественного творчества. Эффективными могут быть беседы об искусстве, о русской культуре, роли искусства в жизни представителей различных профессий и прочее. Необходимо сосредотачивать внимание на художественных произведениях, имеющих эмоциональный потенциал, заряжающих обучающихся, развивающих эстетический вкус и в отношении к произведениям искусства, тем самым способствуя развитию гармоничной личности.

Таким образом, нами показана связь философии и эстетики. Эстетику мы представили как философскую область познания окружающей действительности. Искусство играет важную роль в формировании эстетического вкуса личности, позволяет расширить границы восприятия и развить способность к оценке и выбору в области эстетики.

Искусство представляет собой выражение идей, эмоций и чувств через различные художественные формы, такие как живопись, скульптура, музыка, литература и театр. С помощью художественных произведений искусства развивается вкус и аналитическое мышление, происходит формирование личности через развитие эмоциональной глубины и эмпатии.

Таким образом, искусство играет важную роль в формировании эстетического вкуса личности, расширяет горизонты восприятия и способствует развитию эмоциональной глубины, помогает личности находить источник вдохновения и красоты в жизни, а также раскрывать свой потенциал креативности и самовыражения.

1. Андреев И.Л., Есаков В.А., Качаева М.А., Назарова М.А. Виртуальная звуковая агрессия и психическое здоровье человека. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014; № 4 (60): 135-140.

2. Андреев И.Л., Есаков В.А., Назарова Л.Н. Философия сознания и культуры. Вестник Российской академии наук. 2014; Т. 84, № 12: 11-32.

3. Афасижев М.Н. Изображение и слово в эволюции художественной культуры. Первобытное общество. Москва: Государственный институт искусствознания, 2004.

4. Борев Ю.Б. Эстетика. Москва: Русь-Олимп: АСТ: Астрель, 2005.

5. Волобуев В.А. Эстетика как средство познания современного искусства. Искусство в системе эстетического познания и художественной практики: сборник научных статей межвузовской научно-практической конференции. Москва: МГПУ, 2015: 5-8.

6. Есаков В.А. Проблемы культурного взаимодействия в современном мире. Проблема культурного взаимодействия: история и современность: по материалам Международной научно-практической конференции «Проблемы культурного взаимодействия в современном мире». Москва: Московский государственный институт культуры, 2016: 5-7.

7. Каган М.С. Эстетика как философская наука. Санкт-Петербург: ТОО ТК «Петрополис», 1997.

8. Лотман Ю.М. Об искусстве. Санкт-Петербург: Искусство-СПб, 1998.

9. Семенов К.Б., Семенова А.С., Хлызова И.В. Проблемы нравственного воспитания в России: история, теория, практика. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2021; № 3: 19-26.

10. Черниговская Т.В. Творчество как предназначение мозга. Москва: ИИнтелл, 2015: 57-67.

11. Шишин М.Ю., Фотиева И.В. Критерии подлинного искусства: философский анализ. В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сборник статей по материалам XLV Международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2015; № 2 (45).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Gorlova N., Semyonov K., Yakovleva E. Quantum technologies of forming semantic reading strategies at students - Future teachers. E3S Web of Conferences: 8. Rostovon-Don, 2020: 18-19.

References

1. Andreev I.L., Esakov V.A., Kachaeva M.A., Nazarova M.A. Virtual'naya zvukovaya agressiya i psihicheskoe zdorov'e cheloveka. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2014; № 4 (60): 135-140.

2. Andreev I.L., Esakov V.A., Nazarova L.N. Filosofiya soznaniya i kul'tury. VestnikRossijskojakademiinauk. 2014; T. 84, № 12: 11-32.

3. Afasizhev M.N. Izobrazhenie i slovo v 'evolyucii hudozhestvennoj kul'tury. Pervobytnoe obschestvo. Moskva: Gosudarstvennyj institut iskusstvoznaniya, 2004.

4. Borev Yu.B. 'Estetika. Moskva: Rus'-Olimp: AST: Astrel', 2005.

5. Volobuev V.A. 'Estetika kak sredstvo poznaniya sovremennogo iskusstva. Iskusstvo v sisteme 'esteticheskogo poznaniya i hudozhestvennoj praktiki: sbornik nauchnyh statej mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: MGPU, 2015: 5-8.

6. Esakov V.A. Problemy kul'turnogo vzaimodejstviya v sovremennom mire. Problema kul'turnogo vzaimodejstviya: istoriya i sovremennost': po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Problemy kul'turnogo vzaimodejstviya v sovremennom mire». Moskva: Moskovskij gosudarstvennyj institut kul'tury, 2016: 5-7.

7. Kagan M.S. 'Estetika kak filosofskaya nauka. Sankt-Peterburg: TOO TK «Petropolis», 1997.

8. Lotman Yu.M. Ob iskusstve. Sankt-Peterburg: Iskusstvo-SPb, 1998.

9. Semenov K.B., Semenova A.S., Hlyzova I.V. Problemy nravstvennogo vospitaniya v Rossii: istoriya, teoriya, praktika. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika. 2021; № 3: 19-26.

10. Chernigovskaya T.V. Tvorchestvo kak prednaznachenie mozga. Moskva: IIntell, 2015: 57-67.

11. Shishin M.Yu., Fotieva I.V. Kriterii podlinnogo iskusstva: filosofskij analiz. V mire naukii iskusstva: voprosy filologii, iskusstvovedeniya i kul'turologii: sbornik statej po materialam XLV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Novosibirsk, 2015; № 2 (45).

12. Gorlova N., Semyonov K., Yakovleva E. Quantum technologies of forming semantic reading strategies at students - Future teachers. E3S Web of Conferences: 8. Rostovon-Don, 2020: 18-19.

Статья поступила в редакцию 20.02.24

УДК 378

Gabullina A.Sh., senior teacher, Saint-Petersburg State University of Aerospace Instrumentation (SUAI) (Saint Petersburg, Russia), E-mail: conlimon@yandex.ru

DEVELOPMENT OF SPONTANEOUS FOREIGN LANGUAGE SPEECH OF HIGH SCHOOL STUDENTS THROUGH GAMIFICATION: PSYCHOLOGICAL ASPECTS. The study represents an innovative approach to the development of spontaneous foreign language speech of higher school students through the use of gamification. The work analyzes definitions of gamification and its features, as well as methods of integration into the educational process. Gamification often involves psychological aspects that help to better understand the "cycle" that motivates students while learning. Particular attention is paid to the psychological aspects of learning, such as creativity, motivation, memory and attention. The author explores gamification as a way to develop not only language skills, but also to overcome the language barrier in the learning process. Learning using game elements contributed to the development of creativity and increased attention of students. Considering the possible psychological implications of gamification, experts in the field of educational gamification require great pedagogical caution when designing gamified learning environments. The conclusion of the study is that the interaction of all these psychological aspects through gamification promotes deep and successful acquisition and development of spontaneous foreign language speech, making learning more productive.

Key words: gamification, development of spontaneous foreign language speech, psychological aspects

А.Ш. Габдуллина, ст. преп., Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (ГУАП), г. Санкт-Петербург,

E-mail: conlimon@yandex.ru

РАЗВИТИЕ СПОНТАННОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ПОСРЕДСТВОМ ГЕЙМИФИКАЦИИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Исследование представляет собой инновационный подход к развитию спонтанной иноязычной речи студентов высшей школы через применение гейми-фикации. Проанализированы определения геймификации и ее особенности, а также способы интеграции в учебный процесс. Геймификация часто связана с психологическими аспектами, помогающими лучше понять мотивационный «цикл», в который погружаются студенты во время обучения. Особое внимание уделено психологическим аспектам обучения, таким как креативность, мотивация, память и внимание. Автор исследует геймификацию, как способ развития не только языковых навыков, но и преодоления языкового барьера в процессе обучения. Обучение с применением игровых элементов способствует развитию креативности и увеличению внимания учащихся. Учитывая многочисленные психологические возможности геймификации, эксперты в области образовательной геймификации выступают за большую педагогическую осторожность при разработке геймифицированной среды обучения. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу о том, что взаимодействие всех этих психологических аспектов посредством геймификации содействует глубокому и успешному развитию спонтанной иноязычной речи, делая обучение более продуктивным и увлекательным.

Ключевые слова: геймификация, развитие спонтанной иноязычной речи, психологические аспекты

В современном мире, где цифровые технологии становятся все более распространенными, геймификация получает признание и применяется в различных областях. Геймификация основана на принципах игрового дизайна, таких как установление целей, получение наград, соревнование, сотрудничество и прогресс. Ключевая идея геймификации заключается в том, чтобы сделать задачи более интересными, веселыми и вовлекающими в процесс. Это может быть достигнуто через использование игровых элементов.

В контексте развития спонтанной иноязычной речи геймификация выступает важным фактором, предоставляя игровые элементы, которые способствуют эффективному освоению иностранного языка. В данном исследовании рас-

смотрим ключевые психологические аспекты, связанные с развитием спонтанной иноязычной речи с применением геймификации.

Актуальность исследования заключается в эффективном подходе к обучению спонтанной иноязычной речи и мотивации студентов.

Цель данной работы заключается в исследовании влияния геймификации на основные психологические аспекты в обучении иностранному языку, такие как мотивация, языковой барьер, тревога по поводу иностранного языка, успеваемость в области свободного владения английским языком и отношение студентов к геймификации.

Задачи включают:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.