А
Книжная полка
Искусство - это память, которая передается от поколения к поколению *
Е.В. Мурюкина, кандидат педагогических наук, доцент, Таганрогский институт имени А.П. Чехова, Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России
Аннотация. Рецензия на пособия-эссе В.В. Солдатова и О. А. Баранова, в котором в форме диалога изучается опыт Тверской школы кинообразования, степень применения его в современной педагогической среде. Использование этого приема придает мемуарам ценность, значимость, выявляет пути использования описываемого опыта в образовательных учреждениях РФ.
Ключевые слова. кинопедагогика, тверская школа медиаобразования, Баранов, эстетическое и нравственное образование, школьники, дети интернатные учреждений.
* Статья написана при финансовой поддержке гранта РГНФ «Трансформация развития эстетической концепции в российском медиаобразовании (1960-2011)», проект № 12-0600139.
Art is memory that is passed from generation to generation *
Dr. Elena Murukina, Anton Chekhov Taganrog Institute, Russian Association for Film and Media Education
Abstract. The article is devoted to reviewing benefits-essay of V.V.Soldatov and O.A. Baranov, which in the form of a dialogue studying the experience of Tver school film education, the extent of its application in modern educational environment. Using this technique gives the memoirs value, significance, identifies ways of using this experience in educational institutions of the Russian Federation.
Keywords. film education. school of media education, Baranov, Tver, aesthetic and moral education, school children, children in residential institutions.
В апреле 2014 года на научно-практической конференции в рамках Пятого Тверского межрегионального кинофестиваля «Детское кино - детям» О. А. Баранов и В.В. Солдатов презентовали участникам совместную работу -пособие-эссе «Искусство - это память, которая передается от поколения к поколению». Изучение накопленной переписки участников киноклуба с советскими кинематографистами не представляет собой самоцель для авторов:
в своей книге они обращаются к вопросам актуальности формулировки задач, результатов медиаобразовательной деятельности сегодня. В пособии [Солдатов..., 2014, с.9] есть две фотографии, изображающие авторов пособия-эссе. Они несут не только информативную нагрузку, но и символическую. О.А. Баранов объясняет ее следующим образом: он изображен с бабиной, на которую намотана уже вся кинопленка: то есть осталось время только на подведение итогов. На другой фотографии мы видим портрет В.В. Солдатова -молодого, энергичного, полного творческих сил медиапедагога. Взаимосвязь этих двух фотографий отражает преемственность поколений, будущего развития для Тверской школы медиаобразования.
В.В. Солдатов отмечает, что его как «директора школы и преподавателя вуза, постоянно волнуют вопросы, каким образом сделать так, чтобы дети интернатных учреждений, о которых сегодня с тревогой говорят все современные СМИ, смогли войти в жизнь полноценными её членами? Сегодня широко развито кинолюбительство, дети создают свои маленькие фильмы, в которых пытаются поставить сложные проблемы, волнующие подрастающее поколение. Одновременно современные школьники агрессивно не принимают фильмы профессионалов, где отсутствует «экшн», где в центре находятся герои с ярко выраженной нравственной проблематикой. Достаточно интересно посмотреть, как кинематографисты - старшие коллеги - подбрасывали те или иные идеи, а ребята реализовывали их в собственной деятельности, считая их своими. Насколько эти идеи актуальны сегодня?» [Солдатов., 2014, с. 7].
В.В. Солдатов и О.А. Баранов затрагивают важные проблемы медиапедагогики (на материале кинематографа), с которыми сталкиваются современные дети: «Сейчас на детей воздействует чрезмерное количество неестественно ярких образов и идёт постоянная стимуляция одной базовой потребности - потребности в новизне. При этом другие важные для человека потребности (в близости, понимании, позитивной оценки, поисковой активности) остаются за кадром. Это приводит к огромному «перекосу» в формировании личности. Наши дети находятся в зависимости, которая мало чем отличается от алкогольной («цифровой алкоголизм»). Цифровая зависимость грозит растущему организму не только психологическими и социальными проблемами: чрезмерной и неадекватной эмоциональностью и агрессивностью (или, наоборот, подавленностью), отказом от общения с друзьями, вообще пренебрежением к самореализации в жизни. Изменяется характер и поведение человека. Возникают и многочисленные физические проблемы» [Солдатов., 2014, с. 8].
По роду своей деятельности мы постоянно читаем большое количество литературы о кино/медиаобразовании, знакомимся с недавно опубликованными статьями и монографиями. Но это пособие заставило удивиться! Что же вызвало такое чувство, плавно переходящее в белую зависть? Мы для себя выделили целый ряд причин:
- Прекрасное оформление - с цветными иллюстрациями, на которых фотографии важных вех в истории развития киноклуба, известных кинематографистов с дарственными надписи для участников и т.д.;
- Интересная и новая форма подачи материала читателю, как справедливо заметил в предисловии к этому пособию А.В. Федоров. Диалог двух авторов В.В. Солдатова и О. А. Баранова умело и неразделимо вплел в себя несколько важных сторон жизни:
• профессиональную жизнь начинающего медиапедагога конца 1950-х - начала 1960-х - Олега Александровича Баранова, с его огромным стремлением познавать со своими ученикамикинематограф как искусство. Учителя не испугал факт, что он не может ответить на вопросы своих учеников. Наоборот, это стало отправной точкой для самообразования и совместного постижения истин и тайн, которые хранит в себе киноискусство. Он, отвечая на вопрос В.В. Солдатова: «С чего все началось?», говорит о том, что «решая проблему репертуара (а на нашем экране шли такие кинокартины как «Морской охотник», «Без вести пропавший», «Гуттаперчевый мальчик»), мне самому приходилось становиться киноведом и учить этому ребят» [Солдатов..., 2014, с. 10];
• педагогическую науку, которой «пропитаны» страницы этого пособия-эссе. Но академические знания о дидактических принципах, формах, методах работы и пр. заменены О.А. Барановым примерами, которые в красочной, доступной, но не менторской манере «учат» собеседника - В.В. Солдатова и читателей мастерству медиапедагога.
На протяжении всего чтения не перестаешь удивляться той теплоте чувств, которыми наполнены письма и открытки (переписка великих кинематографистов с участниками киноклуба). Прослеживается искреннее желание поддержать ребят, помочь им в освоении киноискусства как словом, советом, так и делами.
Если изучить содержание пособия-эссе, то можно констатировать, что оно представляет собой пример программы по основам киноискусства, поскольку представлено параграфами, где читатель знакомится с работой режиссера, назначением мультипликационных фильмов, ролью художника в большом кино и т.д. Так, в параграфе VII. «В мир живой природы вместе с оператором» аудитория узнает об особенностях работы оператора, в том числе, через изучение опыта тверской школы медиаобразования; следующий параграф знакомит с деятельностью художника по костюмам и гримера; далее изучается музыкальное сопровождение кинокартины и пр. !
Огромное количество литературы, доступное сегодня как в печатном, так и электронном формате, которое было прочитано о Тверской школе медиаобразования, позволяло нам думать, что мы очень многое знаем о деятельности О. А. Баранова. Но знакомство с пособием-эссе В.В.Солдатова и О.А. Баранова существенно расширило наше представление о тверской школе кино/медиаобразования.
Можно было бы написать рецензию, исходя из компановки пособия-эссе В.В. Солдатова и О.А.Баранова. Но мы решили опираться на формы и методы работы тверского киноклуба, которые ярко, последовательно и объемно представлены в рецензируемой работе. Выделим только некоторые из них, сохранив хронологию развития киноклубной деятельности в Твери:
1. После написания письма актеру В. Черняку (1958 год) и получения его ответа, изменились сами формы работы киноклуба. Вот как описывает этот период О.А. Баранов: «Сначала был лес рук! «Можно я? - я? - я? - я отвечу на это письмо?». Я начинаю осознавать, что в нашей работе появился новый подход, перед ребятами появляются люди, которым близка их жизнь, и они не одиноки. Получаю много вариантов ответа, нужно все идеи соединить в одно письмо. Появляется новая составляющая кинотеатра - отдел переписки, а на меня сваливается очередная забота - редактирование писем, работа с теми или иными выдвигаемыми идеями» [Солдатов..., 2014, с. 12].
Действительно, такая форма работы достаточно сложна и требует дополнительных временных затрат. Но нас поражает другое - готовность выдающихся кинематографистов СССР к такому виду сотрудничества, бескорыстному, открытому. Нами в конце 2007 - начале 2008 гг. было проведено анкетирование [Мурюкина, 2009], в котором приняли участие такие известные деятели как В.Ю.Абдрашитов, А.Б.Джигарханян, Н.В.Мордюкова, Ф.С.Хитрук и др. Его результаты позволили нам сделать выводы о целях кинематографа, ценностях, на которых базируется творчество респондентов. Но, к сожалению, особой заинтересованности в дальнейших совместных со студентами-киноклубовцами мероприятиях мы не отметили.
А вот Олег Александрович Баранов вспоминает, что переписка явила множество удивительных человеческих характеров, тонких, благородных, чутких душ. «С некоторыми мастерами киноискусства она заканчивалась через 2-3 письма, с другими длилась годами, иногда и десятилетиями. Очень важен был переход от одного поколения к другому, понимание динамики изменения интересов ребят, мотивации их деятельности, способности принять и понять внутренний мир малоизвестных школьников, как собственных детей. Кому-то это прекрасно удавалось и, несмотря на смену поколений киноклубовцев, переписка становилась более нравственно направленной, это было своеобразной эстафетой творческих поисков. Кроме того, менялись сами ребята, менялись их интересы, был создан киномузей, кинобиблиотека, т.е. информационный уровень заменялся конкретикой, интересующей небольшой круг ребят. Кроме того, сама система киноэстетического воспитания учащихся, сложившаяся в школе, ставила во главу угла Личность растущего человека. В переписке начал превалировать поиск обобщающих, интегрирующих знаний» [Солдатов..., 2014, с. 134].
2. Переписка со многими известными кинематографистами стала предпосылкой для развития новой формы киноклубного движения - поездок на киностудии (по приглашениям), на родину А.П. Довженко (в честь кого был назван киноклуб), на творческие встречи к режиссерам, актерам и т.д. О.А.
Баранов утверждает, что к таким путешествиям киноклубовцев подвели письма В. А. Черняка. Сначала он писал о красоте Киева, затем о студии, отвечал на вопросы ребят. Позже поступило приглашение посетить киностудию в Киеве.
Такие поездки не только обогащали эстетический мир школьников, но и формировали их нравственные качества. Олег Александрович Баранов приводит такой случай: «Посещение Киево-Печерской лавры.
Экскурсовод - молодой монах, и ему, и мне по 25 лет. Ребята двигаются в пещерах, горят только свечи, по бокам раки с мощами святых. Мальчишки остаются мальчишками, и кто-то из них ткнул в бока с двух сторон одной из девочек. Та дико закричала от испуга. Конец экскурсии, поднимаемся на поверхность, все молча отходят. Спрашиваю: «Кто это сделал?» Молчание. Долгое молчание. Обращаюсь к Мише Медведеву, который был главным кассиром (деньги на поездку ребята заработали сами), и прошу его поехать на вокзал и купить билеты на обратный путь (это был первый день пребывания в Киеве). Ребята в ужасе. Просят не делать этого. Тогда Генка Ильичёв сказал: «Это сделал я. Не надо из-за меня лишать ребят счастливых дней. Накажите меня». Тяжёлая ситуация. Это были ребята, которые только закончили 7 класс. Через 25 лет после окончания школы на встрече киноклубовцев найдётся всё-таки тот человек, который не смог сказать, что подлость сделал он» [Солдатов..., 2014, с. 63].
Такая форма работы как совместные поездки ребят-киноклубовцев влияла на определение системы нравственно-эстетического развития учеников.
Удивительным остается тот факт, что ребята встречали заботу, неподдельный живой интерес к своей деятельности со стороны кинематографического сообщества. Так, О. А. Баранов вспоминает, что сотрудники киностудии соорудили для ребят в яблоневом саду, посаженном руками А.П. Довженко, палатки, где разместились киноклубовцы. «Романтика необыкновенная! Экскурсии по студии, встречи с мастерами экрана, коллегами А.П. Довженко, просмотры фильмов. Всегда рядом актёр В. А. Черняк. Затем поездка на родину Александра Петровича в Сосницу Черниговской области. Сказочно, но это так: ребята размещаются для проживания в хате-музее А.П. Довженко. Вечерние сумерки. Перед сном киноклубовцы отправляются на берег Десны. Читается отрывок из повести Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница»: «Знаете ли вы украинскую ночь?..» Пауза. Затем директор музея А.П. Довженко читает рассказы писателя и режиссёра. Потрясённые глаза ребят!»[Солдатов..., 2014, с. 63-64].
3. В таких поездках сложилась еще одна составляющая работы киноклуба - проведение научных конференций на базе интерната и участие киноклубовцев во взрослых научных конференциях. Как утверждает О.А. Баранов, такая идея сформировалась после встречи с сестрой А.П. Довженко -П.П. Дудко и её мужем. «Вот с этого мгновения началась складываться уникальная система изучения творчества очень сложного режиссёра отечественного кинематографа: вечерние Довженковские чтения, просмотр его фильмов, научно-практические конференции, переписка с коллективами
киностудии, библиотекой в Чернигове, школой в Соснице, носящими имя Довженко, переписка и встречи с людьми, работавшими с режиссёром, организация комнаты-музея А.П. Довженко. Кинотеатр приобретает статус дискуссионного киноклуба и ему присуждается имя Довженко. Ребята будут принимать участие во взрослых научных конференциях» [Солдатов..., 2014, с. 64].
В пособии-эссе приведено много писем, которые передают характер и атмосферу общения актеров, режиссеров и др. с ребятами. Мы хотим привести в пример письмо известного киноведа М.П. Власова (1932-2004) относительно его участия в конференции. Нам хочется обратить внимание читателей на стилистику, уважительное отношение к школьникам, понимание и принятие значимости их деятельности: «Дорогие друзья! Вы совершенно правильно пишете, что не уловили в моём предыдущем письме отказа от участия в конференции. Отказа там, действительно, не было, а было лишь объяснение того обстоятельства, что я не был лично знаком с А.П. Довженко и поэтому, естественно, не могу выступать с воспоминаниями о нём. Однако я с большим удовольствием приму участие в разговоре о творчестве Александра Петровича, о своеобразии его творческого стиля и расскажу о тех двух выступлениях Довженко, которые мне посчастливилось в своё время слышать. Прошу считать это письмо моим «официальным» согласием принять участие в Вашей конференции. Итак, до скорой встречи в Калинине. С дружеским приветом, М. Власов. 29/1У 1964 г.» [Солдатов., 2014, с. 68].
Такие конференции, по мнению О.А. Баранова, интегрировали многие виды деятельности, обобщающие различные звенья системы работы по приобщению ребят к миру прекрасного. При этом, одним из важных условий было создание комфортной обстановки для участников в конференц-зале: перед ребятами журнальные столики, удобные кресла, на столиках цветы, праздничные выставки, газеты. Предусмотрены зоны отдыха, своеобразные мини-кинотеатры с чашечками кофе и чая, конфетами и пирожными, места индивидуальных творческих встреч. То есть эстетическое воспитание средствами кинематографа организовывалось не только на смысловом уровне, но и поддерживалось на «бытовом», создавая определенную атмосферу, настроение у участников научной конференции.
4. Создание музея комнаты-музея А.П. Довженко стало следующей формой работы киноклубовцев. То есть накопление ими знаний и умений в области кинематографа потребовало творческого воплощения. По утверждению О.А. Баранова, экспонаты собирались по крупицам, продумывались как содержание экспозиции, так и форма подачи материала. Директор школы-интерната Е.К. Максимова выделила два больших помещения под экспозицию киномузея, которая затем была включена в экскурсионную программу по городу Калинину.
Шёл кропотливый процесс поиска экспонатов как во время поездок по киностудиями страны, так и через переписку. Приведем пример писем, в которых отражены попытки киноклубовцев собрать экспонаты для музея.
«Дорогие ребята! Посылаем Вам портрет режиссёра С.Д. Васильева. К сожалению, вторую просьбу мы выполнить не можем: скульптурные работы наша мастерская не выполняет. У нас изготовляют копии готовых скульптур, а не оригинальных произведений. Желаем успехов. Редактор И. Вольф».
«Дорогие товарищи - юные кинодеятели! Посылаем Вам для киномузея портрет С.М. Эйзенштейна, А.П. Довженко, В.И. Пудовкина, большое количество советских фильмов (4 пакета). Все фото лежат в конвертах с названием фильмов, но они не аннотированы. Поэтому, прежде всего, надо сделать на обороте каждого фото надпись - название фильма (по конверту). А потом уже по различным источникам устанавливать необходимые фильмографические сведения (год выхода, название киностудии, персонажи и фамилии актёров). О советских фильмах Вы сможете прочитать в «Очерках истории советского кино»: т. I и II вышли из печати, а т. III (период 1945— 1955) ещё в печати, а также в «Ежегоднике советского кино» за 1956—1959 гг. (за последние три года скоро выйдет). В этих изданиях помимо описания и анализа фильмов имеется фильмография художественных фильмов (в конце книг). Из этих фильмографий Вы сможете почерпнуть все интересующие Вас сведения о фильмах. Все эти книги Вы сможете найти в областной библиотеке г. Калинина. М. Сатаева, 1960 г.» [Солдатов..., 2014, с. 77 - 78].
Удивительно, как в достаточно непростых условиях ученики вместе с О.А. Барановым реализовывали такие разносторонние направленияработы киноклуба. Безусловно, без поддержки своих учеников со стороны медиапедагога, без его самоотверженности, готовности к инновациям не состоялся бы такой феномен российской кинопедагогики как Тверская школа медиаобразования.
5. Следующим направлением работы киноклуба, на котором нам хотелось бы остановиться, стали творческие вечера с деятелями киноискусства. О.А. Баранов отмечает, что «встречи по предварительной договорённости проходили либо по месту работы автора письма, и тогда небольшая группа ребят поездом отправлялась на встречу. При этом детально обговаривались этические проблемы, комплекс задаваемых вопросов и многое другое. Это были своеобразные «кодексы чести». Ребята очень быстро усваивали многие проблемы культуры общения, поведения за столом (обычно встречи проходили на квартире, ребята приглашались к столу, им подавали либо чай, либо обед; надо было уметь пользоваться вилкой, ножом; настольной книгой для ребят было пособие «Эстетика поведения»). Другой стиль организации встреч был при посещении гостями школы: встреча на вокзале у поезда, сопровождение гостя до школы, приглашение к столу, организация беседы за столом, а затем встреча в помещении либо музея, либо в пресс-центре, либо в зале кинотеатра» [Солдатов..., 2014, 107].
В пособии-эссе подробно описаны встречи с актерами, режиссерами и др. Но очень показательной была встреча с С.Ф. Бондарчуком. Приведем пример диалога В.В.Солдатова и О. А. Баранова:
«В.В. Почему С.Ф. Бондарчук извиняется перед ребятами? Что произошло?
О.А. Всегда важна атмосфера встречи, отсутствие менторского стиля разговора, понимание, что перед киномастером находится детская аудитория.
При встрече Сергей Фёдорович свою усталость после съёмок фильма перенёс на аудиторию и раздражался любому вопросу ребят. Перед юношеской аудиторией был «великий художник», и детские вопросы его раздражали. Ведущий, а это был директор киноклуба девятиклассник Николай Соколов, неожиданно прервал встречу словами: «Сергей Фёдорович, прошу извинить меня, но я вынужден прервать нашу встречу, так как Вы своими ответами на вопросы киноклубовцев унижаете нас, подчёркивая, что мы ещё малы для постановки задаваемых вопросов и не способны разбираться в сложных вопросах киноискусства».
В.В. Что же за этим последовало?
О.А. Съёмочная группа требовала от Н. Соколова извинения перед режиссёром за срыв встречи. Николай отказался: «Я защищал честь своих товарищей». Съёмочная группа негодовала.
В.В. Как Николай нашёл в себе душевные силы пойти на конфронтацию с художником ранга Бондарчука?
О.А. Вся система работы киноклуба была направлена на создание условий для самореализации возможностей растущей личности, самоуважения, умения соотнести свою точку зрения с точкой зрения оппонента. В диалоге стороны равны. Руководитель киноклуба занимал позицию методиста, побуждая ребят к тому, что каждый из них должен быть генератором идей, иначе исчезает перспектива движения. Кроме того, письма кинематографистов, творческие встречи с ними создали своеобразную этику общения людей разный поколений: самодостаточность каждого из участников диалога.
А через два дня пришла телеграмма с извинениями перед ребятами. С.Ф. Бондарчук признал свою вину, прислал для ребят автобус, но киноклубовцы, как их ни уговаривали, ехать в Москву отказались. Автобус уехал пустым -ребята не были готовы к новой встрече с режиссёром. Тем же вечером позвонила Ю.И. Солнцева и попросила к телефону Соколова. От резких интонаций Юлия Ипполитовна перешла к словам благодарности за занятую Николаем позицию. В нём актриса увидела проявление черт характера своего мужа, Александра Довженко, о чём она тотчас же мне сказала в последующем телефонном разговоре. Солнцева просила уладить конфликт и приехать на новую встречу с режиссёром на киностудию «Мосфильм». Снималась знаменитая сцена «Наташа Ростова в театре».
Позже, на очередном приёме в своей квартире по случаю дня рождения А.П. Довженко Юлия Ипполитовна подведёт меня к С.Ф. Бондарчуку и скажет: «Вот, Сергей Фёдорович, тот человек, который воспитывает в своих учениках достойное самоуважение!»[Солдатов..., 2014, с. 108-109].
6. Другим направлением, открывшимся в процессе работы киноклуба, стала международная переписка. «В орбиту деятельности киноклуба
включалось всё большее количество воспитанников интерната, и у каждого члена клуба своё поле деятельности, которые было составной частью общей системы киновоспитания учащихся. Успешно решались вопросы патриотизма, уважения к особенностям национальных традиций, снимались фильмы. А.П. Довженко был по сути своей националистом, а нам удалось на его творчестве формировать у воспитанников интернационалистские качества - знание культуры другого народа, её особенностей, определение своего места в системе общечеловеческих ценностей. Для этого не нужны классные часы - важно, чтобы к той или иной информации ученик подходил самостоятельно, определяя своё отношений к ней. А задача руководителя вовремя подбросить идею. Узнав многое о путях развития студий, ребята перешагнули границу своей страны. И это было интересно. Появилось желание знать иностранные языки. Менялась стилистика писем, как отражение культуры того или иного народа» [Солдатов..., 2014, с. 122 - 123].
То есть такая переписка создавала диалогичность общения не только в рамках своего киноклуба, но и выводила его участников на макродиалог в контекстах иных культур, традиций.
Нужно отметить, что об опыте О.А. Баранова и успехах его киноклубовцев часто писали в советской прессе. Отсюда и стремление ребят из других регионов и стран познакомиться (пускай даже по переписке), освоить наработанный тверской школой медиаобразования опыт и т.д. Именно поэтому у собеседника О. А. Баранова - В.В. Солдатова возник вопрос: «Не было какого-то самодовольства, любования собой у ребят? Олег Александрович утверждает, что его киноклубовцы не страдали признаками «звездной болезни»: «Жизнь наша была так трудна, что на любование собой не оставалось времени. Перед нами всё время возникали какие-то проблемы, ибо ребята всё-таки были первыми в своих поисках, они делали то, что до них не делал никто, вот почему их письма никогда не оставались без ответа, точно также ни одно письмо из других школ, от своих сверстников, никогда не оставалось без ответа. Ребята с удовольствием делились своим опытом при ответе на письма, а также во время проведения экскурсий, когда киноклуб был включён в экскурсионную городскую программу» [Солдатов., 2014, с. 137].
На протяжении всего знакомства с пособием-эссе В.В. Солдатова и О. А. Баранова не покидает чувство удивительно трепетного отношения деятелей кинематографа к тверским школьникам. Мы хотим привести в пример письмо Л. Кулешова:
«24/1Х 1960. Коктебель. Дорогие друзья! Спасибо за письмо. Очень рад, что Вы хорошо отдохнули, попутешествовали, побывали на союзных киностудиях. Я с Александрой Сергеевной отдыхаю в Крыму, Коктебеле (теперь это Планерское). Погода здесь иногда тёплая, иногда очень холодная, с сильным ветром. Норд-ост! Но мы купаемся и собачка наша Агаша тоже, она очень любит плавать. Когда на море большие волны, тогда она их «перелетает», а кроме того, она умеет нырять и достаёт камни со дна моря. В начале октября мы будем в Москве, тогда напишу Вам ещё. Целую Вас всех, дорогие ребята.
Лев Кулешов.
Р.Б. Кто-то из Вас забыл у меня беленькую шапочку, я её оставил себе на память» [Солдатов..., 2014, с. 90].
Ребятам доверяли не только радостные вещи, но и хотели сочувствия. Вот такое письмо получили киноклубовцы 21/Х1 1959 г. из Москвы: «Дорогие ребята! Наш цех постигло большое несчастье 16 ноября. Не стало нашего любимого друга Ирины Александровны Кусковой. Она умерла за три дня от гриппа. Ваше письмо пришло тогда, когда её уже не было. Мы знаем, что вы разделите с нами это горе. Пусть светлый образ нашего с вами друга незримо сопутствует во всех наших добрых начинаниях. Если вы захотите дальше вести переписку с нами, то пишите декоративному цеху. Мы будем отвечать и чем можем помогать вам. С сердечным приветом ваши старшие товарищи. 9 подписей» [Солдатов., 2014, с. 33].
Мы согласны с мнением В.В. Солдатова, что взрослые старались научить детей достойно и в высшей степени интеллигентно встречаться с горем. Таким образом, можно утверждать, что эстетический компонент был неотъемлемой частью тверской модели медиаобразования О.А. Баранова (на материале кинематографа). Отрадно осознавать, что сегодня у известного медиапедагога Олега Александровича Баранова появилась достойная смена в лице В.В. Солдатова, который не только организует в школе интернатного типа медиаобразовательную деятельность, но и является продолжателем идей и традиций О. А. Баранова.
Безусловно, в своей рецензии мы не смогли охватить всего спектра вопросов, которые раскрыты в пособии-эссе. Но мы надеемся, но наша публикация послужит стимулом к прочтению совместной работы В.В. Солдатова и О.А. Баранова «Искусство - это память, которая передается от поколения к поколению».
Литература
Мурюкина Е.В. Кинематографическое сообщество: цели киноискусства и кинообразования в России // Медиаобразование. 2009/ № 1. С. 67-86.
Солдатов В.В., Баранов О.А. Искусство - это память, которая передается от поколения к поколению: пособие-эссе. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2014. 262 с.
References
Murukina E.V. Cinematographic community: the goals of cinema and film education in Russia // Media Education. 2009. No. 1, p.67-86.
Soldatov, V.V., Baranov, O.A. Art is memory that is passed from generation to generation: Handbook-essay. Tver: Tver University, 2014. 262 p.