Научная статья на тему 'Учитель кино (к пятидесятилетию педагогической деятельности Олега Александровича Баранова)'

Учитель кино (к пятидесятилетию педагогической деятельности Олега Александровича Баранова) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
312
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / КИНООБРАЗОВАНИЕ / БАРАНОВ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пензин С. Н.

В любом деле требуется, чтобы кто-то выступил пионером, первооткрывателем. К примеру, изобрел и впервые применил колесо, весло и т.д. В отечественной истории медиаобразования педагогом-новатором в полном смысле слова стал учитель физики тверской школы-интерната № 1 Олег Александрович Баранов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учитель кино (к пятидесятилетию педагогической деятельности Олега Александровича Баранова)»

Медиаобразование в лицах Учитель кино

(к пятидесятилетию педагогической деятельности Олега Александровича Баранова)

С.Н.Пензин,

кандидат искусствоведения, доцент

Медиаобразование важно не само по себе, а ради того нового, что оно прибавляет к возможностям традиционной педагогики. Конечная цель любого образования - передать учащимся эстафету накопленного человечеством опыта, сделать их лучше. Надо ли говорить, как это трудно.

Великие открытия XIX века - фотография, звукозапись (фонограф), кино долго оставались невостребованными в средней и высшей школе. Для обучения и воспитания учитель использовал устную речь, а основными помощниками служили книга, школьная доска, карта. Вся передаваемая педагогом информация была связана с языком и оставалась знаковой, её надо уметь расшифровать (к примеру, ученик, незнающий языка, на котором говорит учитель или написана книга, ничего не поймёт). Фотография, звукозапись, кино открыли принципиально новые возможности. С их помощью информация о стране, человеке, событии и т. п. стала адекватна реальности, передавалась через изображение, в движении, в звуке, в цвете. Искусство этим сразу воспользовалось, но учебные заведения продолжали работать по старинке...

Конечно, многие педагоги понимали значение великих открытий для просвещения, идея объединения кино и школы носилась в воздухе. Кинематографисты тоже помнили о школе, снимали о ней фильмы, и у нас в стране была даже специализированная студия «Союздетфильм» (позже -киностудия детских и юношеских фильмов им. М.Горького). Для школ во времена, когда да не было еще ТВ и видео, выпускалась специальная аппаратура. Например, удобный узкопленочный проектор «Украина». Тем не менее, кинематограф оставался за стенами школы, дети шли в кино после уроков. Педагоги проявляли интерес к новинкам техники лишь как к подсобному инструменту, а к фильмам - как техническим средствам обучения.

Во второй половине XX века ситуация изменилась. После ужасов мировых войн, после Освенцима и Гулага цивилизованный мир осознал, что необходимо исключить возможность массовой вспышки агрессии. Стало ясно, что начинать надо с воспитания свободной личности. В силу известных причин у нас начало этого процесса запоздало, но после «оттепели» и наше общество было готово к обновлению школы.

Педагогика и кино двинулись навстречу друг другу. Напомню, что именно в это время в центре внимания кинематографистов наравне с другими проблемами оказался ребенок («400 ударов» Ф.Трюффо, «Иваново детство» А.Тарковского, «Голый остров» К.Синдо, «Я родом из детства» В.Турова и множество других первоклассных фильмов).

В любом деле требуется, чтобы кто-то выступил пионером, первооткрывателем. К примеру, изобрел и впервые применил колесо, весло и т.д. В отечественной истории медиаобразования педагогом-новатором в полном смысле слова стал учитель физики тверской школы-интерната № 1 Олег Александрович Баранов. Он открыл для своих воспитанников волшебный мир кинематографа, который стал для них не еще одним рядовым предметом, а частью их ребячьей жизни, причем важнейшей. Как это произошло, Олег Александрович подробно рассказал в книге «Киноклуб в Калинине», которая стала первой ласточкой, возвестившей начало кинообразования в нашей стране. В книге были не мечты, не планы, не пожелания на будущее, а подробный рассказ о конкретном, очень успешном эксперименте. Без преувеличения, на многие годы первый научный труд О.А.Баранова стал настольной книгой, важным пособием для нас, его коллег, - начинающих медиапедагогов.

«Книга О.А.Баранова - опыт для всех. Это - опыт активного творческого отношения к искусству», - писал в предисловии кинокритик Я.Варшавский. Он побывал в школе-интернате № 1 и сделал верный вывод: «Эти ребята вступают в более личные, если так можно выразиться, соавторские взаимоотношения с фильмом. В калининском клубе монтируют из кинопленки диафильмы, посвященные известным мастерам, лучшим их работам; склеивают из бракованных копий, полученных в конторе проката, киновикторины, альманахи. Вовсе не мечтая о поступлении во ВГИК, о карьере кинематографистов, ребята снимают, монтируют, показывают товарищам собственные небольшие фильмы. И эти, скажем по-старинному, экзерсисы помогают им постигать сложные фильмы больших мастеров, так же как детские уроки музыки, все эти нехитрые, разученные в детстве пьески и этюды, однажды сказываются при встрече с большой музыкой... »

Первая книга О.А.Баранова имеет ту особенность, что со временем ее ценность лишь возрастает. Она становится по очереди воспоминаниями, дневником, педагогическим трактатом, искусствоведческим исследованием - парадоксальное соединение перетекающих друг в друга слоев текста. Только при внимательном прочтении становится очевидной логика автора и появляется возможность присутствовать при всех интереснейших делах довженковцев. Начинаешь понимать, что учитель добился главного: благодаря волшебному воздействию искусства дети перестали ощущать себя изгоями, аутсайдерами. Фрагменты их

сочинений, писем поражают. Далеко не каждый взрослый способен так толково рассуждать о кино.

О.А.Баранов на собственном опыте познал, что подростки - самый трудный для воспитателя контингент - пубертатный возраст, отсутствие жизненного опыта, негативное влияние среды, сверстников и т.д. Одновременно они самые благодарные зрители, ибо полностью верят в правдивость происходящего на экране. Разумеется, с поправкой на жанр: они знают, что киносказка - выдумка, равно как и фантастический фильм. Критерий в их возрасте единственный: интересно или скучно. Молодой учитель сразу стал учитывать плюсы и минусы специфики детского восприятия фильма. Он понял, что ребятам надо помочь влюбиться в кинематограф, сделать его не развлекаловкой после уроков, а необходимой частью их жизни. Он предоставил им возможность войти в мир кино, побывать, образно выражаясь, по ту сторону экрана, познакомиться не только с готовой кинопродукцией, но и узнать (в том числе и на собственном опыте), как кино снимается.

В отличие от многих медиапедагогов, Олег Александрович избрал самый трудоемкий метод - универсальный, комплексный, включающий все возможные формы работы педагога с фильмом. Как оказалось - и самый результативный.

О.А.Баранов поставил перед собой труднейшую задачу: овладеть новой специальностью, стать не только учителем физики, но и учителем кино. Никто в то время не знал, как это сделать. Нигде, ни в одном вузе кинопедагогов не готовили. О.А.Баранов совершил прорыв в неизвестное, стал обобщать свой опыт, на основании конкретных единичных фактов разрабатывать методику. Другими словами, овладел еще одним новым делом - стал ученым, одним из первых теоретиков медиаобразования, защитил кандидатскую диссертацию во ВГИКе, выступал, со статьями и книгами о кинообразовании, вступил в Совет по кинообразованию при Союзе кинематографистов.

А с чего всё началось? Почему Олега Александровича привлекла профессия педагога? Дело случая или сознательный выбор? И почему учитель физики вдруг увлекся кино, распахнул для него школьные двери? Для ответа обратимся к его детским годам, ибо мы все «родом из детства». Он вырос в рабочей семье на окраине Твери в Пролетарском районе, где основные предприятия - ещё Морозовым построенные фабрики с казармами для рабочих. Семья жила в собственном доме, который в 1941 году сгорел во время оккупации города гитлеровцами. Отец всю войну был в блокадном Ленинграде, два брата и сестра - на фронте. Старший брат погиб под Сталинградом. После войны семья пережила еще одну трагедию: в 1946 году сестра попала под поезд... Второй брат - моряк, после войны закончил военно-политическую академию, был капитаном первого ранга.

- После возвращения отца, - вспоминает Олег Александрович, -стали строить новый дом, не имея средств. Это было ужасное время. Я всегда помню неразгибающуюся спину матери. Когда окончил 7 классов, то просил маму разрешить мне учиться дальше. Она сказала: «У нас нет денег. Хочешь учиться, зарабатывай на учебу сам». И я отправился вожатым в лагерь. Каждое лето десять лет проводил в пионерских лагерях.

От себя добавлю: лучшее, что было в нашем трудном послевоенном детстве - летние лагеря. Их именовали пионерскими очень условно: там отдыхали и малышня, и старшеклассники с пробивающимися усиками. Вопреки названию они были свободны от идеологического прессинга: ни тебе, портретов усатого генералиссимуса, ни душеспасительных бесед о подвигах юных героев. Лагеря находились вне государственной образовательной системы и оставались ведомственными. В разгар сталинщины то были временными островками ребячьей свободы. Что-то от пионерской атрибутики сохранялось: отряды и звенья, линейки, рапорты, поднятие флага, праздники у костра. Но всё это носило формальный характер, доставшийся нам от бойскаутов. Судя по фильму С.Крамера «Благослови зверей и детей», по той же схеме организовывался загородный летний отдых подростков и в США. Летняя вольница хорошо показана в «Ста днях после детства» С.Соловьева. Там у ребят вожатым оказался студент художественного вуза, знакомил их с классикой живописи, ставил «Маскарад» Лермонтова. Кино отразило и иной вариант. В комедии Э.Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен!» высмеян начальник пионерлагеря, который пытается бюрократизировать отдых: отряды борются за цифровые показатели прибавок в весе.

У лагеря в то время была масса преимуществ перед городской школой с раздельным обучением. В младших отрядах вся детвора была вместе - и на линейке, и в спальне. В средних и старших мальчишки были изолированы от девчонок лишь в палатках; остальное время они были неразлучны. Олег не случайно для заработка выбрал летний лагерь: впервые в жизни он почувствовал себя ответственным за других. Юноша пожертвовал собственным отдыхом и «пас» целый отряд с утра до позднего вечера. А ведь самому было только пятнадцать. Но то было счастливейшее лето для него. Он внезапно, как бы с разбега, перестал быть ребёнком, ощутил себя взрослым, выполняющим настоящую работу. Ему понравилось быть наседкой, за которой неотступно бегают цыплята. Упивался самостоятельностыо, полной свободой действий. Требовалось лишь укладываться в распорядок дня: подъем, зарядка, завтрак, линейка, поход в лес и т.д.

В то далекое лето открылась ему поэзия педагогического поиска, его романтика. С тех пор минуло более полувека, а Олегу Александровичу по-прежнему доставляет удовольствие опекать тех, кто только-только

вступает в жизнь. Благодаря поездкам в лагеря он и полюбил профессию учителя.

- К окончанию школы мне была интересна работа с детьми, -подтверждает Олег Александрович, - и я решил поступать в педагогический институт. Оканчивал мужскую среднюю школу № 1 (одну на весь Пролетарский район). Нас было 30 парней, из них 18 были представлены к медалям. У нас были великолепные учителя, звезды! Они учили нас добру, умению мыслить. Аттестаты мы получили только 7 июля, хотя все остальные школы - 25 июня. Никто не мог поверить, что в МСШ № 1 может быть столько медалистов. Наши работы проверяли три комиссии. Итог - 13 медалистов, я среди них. Ребята спрашивают: «Олег, ты куда поступаешь?» Отвечаю: «В педагогический». А мне говорят: «Это же девичий институт, мы с тобой разговаривать не будем». Я перепугался и поступил в Московский энергетический институт на модный радиотехнический факультет. На каникулах продолжал ездить в лагеря. Получив институтский диплом понял, что инженером быть не могу. Поступаю на последний курс физико-математического факультета Калининского педагогического института. Принимая, ректор предупредил, что места при распределении мне не будет. По окончании все уехали на Карагандинскую железную дорогу, а меня направили в тверскую школу-интернат № 1»

Выпускника с двумя дипломами не случайно послали в школу-интернат. Нашу школу вечно лихорадит, идут бесконечные реформы. Во второй половине прошлого века наблюдалось повсеместное увлечение закрытыми учебными заведениями, где учащиеся и учились, и жили. Помню, что тогда в Воронеже переоборудовали несколько школ под интернаты, а в новом микрорайоне «Березовая роща» соорудили громадный комплекс из нескольких корпусов - показательную школу-интернат. Спустя время - поворот на 180 градусов, школы-интернаты стали закрывать, в опустевших учебных и спальных корпусах в «Березовой роще» разместился наш институт искусств. Закрылся потом и тверской интернат.

А жаль. Для многих учащихся подобные учебные заведения просто необходимы. О.А.Баранов в у помянутой выше книге цитирует одно из заявлений: «Прошу принять в школу-интернат мою дочь Таню Федорову из-за тяжелого материального положения и бытовых условий. Я мать-одиночка. Живем в сырой, холодной, тесной - 5 кв. метров - кухне, рядом с уборной. В зимнее время дочь готовит уроки на кровати, так как с пола дует, и на стенах иней. Родных у меня нет, во внешкольное время девочка предоставлена самой себе». Большинство воспитанников школы-интерната, подобно Тане Федоровой, из «трудных» семей. Лучезарным их детство не назовешь: беспросветная нужда, тяжелые жилищные условия, часто пьянство родителей. Чтобы их души оттаяли, и они перестали

напоминать запуганных зверьков, начинающему педагогу требовались мощные помощники. Он сделал ставку на прекрасное, на искусство, на коллективное творчество.

- Интернат - закрытое учебное заведение, - рассказывает О.А.Баранов. - Было положено по льготной цене демонстрировать ребятам на «Украине» четыре фильма в месяц: два художественных и два документальных. Директор поручил это мне как физику, тем более, что у меня были права киномеханика. Первый сеанс я сорвал, т.к. не знал, что и как делать с кинопроектором. Увидел глаза ребят: не умеешь - давай мы сделаем сами. И я поверил этим глазам, выиграл время. Организовал кружок киномехаников, затем - летний кинотеатр, потом киноклуб... Я учился вместе с ребятами. Как и они, я не знал, что такое кино, ничего в нем не смыслил. Я понимал только одно: мне надо сделать из моих оборванцев хороших людей. Единственное, что им доступно и понятно (конец 50-х годов, самые старшие в школе - шестиклассники) - это кино... Всё это заставило меня взять в руки книги по кино и быть впереди ребят, найти игровую форму работы. Мы играли. Играя, познавали жизнь, открывали ее для себя. Я жил жизнью ребят, а они - моей...

На мой взгляд, Олег Александрович немного лукавит: в кинематографе он всегда ориентировался, разумеется, лучше воспитанников. Но он прав в главном: чтобы использовать кино в учебно-воспитательном процессе, учитель обязан хорошо его знать, интересоваться его историей и теорией, самому смотреть как можно больше. Молодой учитель сразу же стал искать новые, необычные формы воспитательной работы. Начало положил его величество случай:

- Смотрели мы однажды фильм «Ласточка» (киностудия им. А.Довженко). Ребята ничего в нем не поняли и попросили меня помочь им разобраться. Я предложил: «Давайте напишем письмо актеру В.Черняку, исполнителю главной роли». И - о счастье! - судьба свела нас с великолепным человеком. Он ответил, стал писать ребятам прекрасные письма, подавал идеи, которые я реализовывал. Мы увлеклись перепиской. Ребята писали на студии режиссерам, операторам, актерам, а те отвечали, Затем стали приезжать к нам с подарками.

Подумать только, в гостях в киноклубе им. А. Довженко побывали Л.Кулешов, А.Хохлова, Л.Трауберг, М.Кузнецов, М.Булгакова, В.Строева, Э.Бочаров, Д.Фирсова и другие режиссеры и кинозвезды, а также композиторы Л.Шварц, Н.Богословский, художники Г.Мясников, Л.Ряшенцева, великий скульптор С.Коненков, киноведы И.Рачук, М.Власов, И.Долинский, Я Варшавский и другие. Слышали ли вы, чтобы в какую-то еще провинциальную школу приезжал режиссер-легенда, о котором С.Эйзенштейн, В.Пудовкин и другие новаторы Великого немого говорили: «Мы создаем фильмы, а Кулешов создал кинематограф»?

А еще состоялись многочисленные поездки членов киноклуба на «Мосфильм», киностудию им. М.Горького, в Киев на киностудию им. А.Довженко, в Кишинев на студию «Молдова-фильм». А еще - в Госфильмофонд, в столичный Дом кино. Деньги на многочисленные поездки ребята зарабатывали сами, разгружая вагоны с торфом, выращивая свиней, подрабатывая на очистке железнодорожных путей, в овощехранилищах. И это за сорок лет до массового внедрения у нас рыночных отношений! Юные киноклубники обогнали время.

В 1967 году сотрудница «Советского экрана» Л.Пажитнова при поддержке Союза кинематографистов выпустила первый сборник по проблемам кинообразования «КДК - клубы друзей кино». На его страницах О. А. Баранов рассказал о новых формах киноклубной работы: киномузей, кинолекторий, кинопраздники.

Определить качество работы учителя очень трудно, ибо итоги педагогического воздействия сказываются не сегодня и не завтра, а в самостоятельной жизни воспитанника, вне стен школы. Олегу Александровичу повезло: о результатах его деятельности можно судить по высказываниям его питомцев. Совсем молодых и людей, умудренных жизненным опытом. Вот фрагмент письма бывшего киноклубника из армии: «Меня вызвали к комбату, мы спорили (!), он понял меня и сказал, что я думаю правильно. Когда мы беседовали, то вошел лейтенант -секретарь бюро дивизиона. Услышав, что я говорю о киноискусстве, лейтенант выругал меня, оскорбил это искусство. Меня всего затрясло, чуть было не заплакал. Хорошо, что комбат поддержал меня».

Молодой человек своими словами сформулировал одну из проблем медиаобразования: воинственное невежество наших противников. Кому из нас не приходилось сталкиваться (и страдать) с распространенным заблуждением, будто для наслаждения киноискусством не требуется никаких знаний, никаких усилий. Сошлюсь на воспоминания «Кинообразование в моей жизни» другого воспитанника школы-интерната № 1 офицера в отставке, инженера НИИ г.Дубна Геннадия Ильичева, опубликованные в нашем журнале («Медиаобразование, 2006, № 1, с.13-18):

«Недавно я встретил 60-летний юбилей... На юбилей ко мне приехал мой школьный учитель, наставник и друг Олег Александрович Баранов... В воспоминаниях, размышлениях и мечтах мы невольно обращаемся к началу общего пути, к 1957 году, году создания киноклуба им. Довженко. Тогда впервые к нам в шестой класс пришел молодой, высокий, красивый, элегантный учитель физики О.А.Баранов. Своей открытостью, очаровательной улыбкой, обаянием добрых глаз он сразу покорил наши детские сердца. Как все измелилось с ним! Мы, дети без отцов, «оторвыши» с дикими выходками и привычками, вдруг затихали, слушая его, подражали, уважали и... боялись. Олег Александрович не пропускал

ни одного момента нашей невоспитанности. Вспоминая об этом, мы с ним и сейчас удивляемся, как из таких «шарлатанов» получились довольно приличные люди, и приходим к выводу: киноклуб помог... Почти каждый выпускник киноклуба нашел свое достойное место в жизни, и я благодарен школе, киноклубу и особенно Олегу Александровичу Баранову за то, что они раскрыли перед нами двери в прекрасное будущее, помогли встать на ноги и разбудили в нас чувства неуспокоенности, неравнодушия к ближнему, чувства, которые выводят на светлый путь».

Вот, собственно, ради чего и Олег Александрович, и все мы, его коллеги, бьёмся, ради чего придумано само медиаобразование. Как изучение изящной словесности внедрялось в дореволюционные гимназии и лицеи не ради литературы (книги существовали сами по себе), точно так же и мы выкладываемся не ради киноискусства, и уж тем более - не ради других масс-медиа (ТВ, пресса, радио, другие СМИ прекрасно сами себя защитят: и у нас, и во всем мире для их функционирования создана надежная система), а ради самих учащихся. И хотя, конечно, серьезные авторские фильмы в выигрыше от наших занятий, ибо мы готовим грамотных, восприимчивых зрителей, наша главная цель в медиаобразовании другая - позитивное развитие юной личности.

Олег Александрович с поставленной задачей блестяще справился. Вчитайтесь в письмо Г.Ильичева. Что в нем главное? Он вспоминает далекие школьные годы, проведенные с Олегом Александровичем, как самые счастливые. Вот чем может гордиться учитель: трудное время, когда старшеклассник уже не ребенок, но еще не взрослый, стали не подготовкой к будущей жизни, а полнокровной жизнью с ее основным критерием - насколько ты счастлив. Воспитанники Олега Александровича инстинктивно это ощутили, оценили и ему доверяли. Молодой учитель стремился, чтобы его ученикам жилось хорошо не завтра, не после окончания школы, а сегодня, сейчас. Ему хотелось, чтобы ребята постоянно испытывали радость, чтобы и будни стали для них праздником. Он понимал, что для этого нужно какое-то общее дело, общее увлечение, которое дарило бы всем радость. Тут у него попадание в яблочко: он сделал ставку на кино, а нет ребенка, который не любил бы кино.

Если приглядеться к детям любого возраста, то легко заметить, что они не переносят одиночества, любят проводить свободное время с приятелями. Это естественно и соответствует человеческой природе. Олег Александрович провел смелый эксперимент: он предложил интернатским в друзья киноискусство. Одна из его книг, изданных в столице, так и называется «Экран становится другом»» (М., 1979). Киноискусство выполняет много полезных функций: познавательную, воспитательную, эстетическую, гедонистическую, коммуникативную (средство общения). Все они одинаково важны, но для старта молодой учитель выделил коммуникативную функцию, сделал ее системообразующей. Дети должны

прежде всего подружиться с кино, а уж тогда общение с настоящим киноискусством начнет их развивать, воспитывать эстетический вкус, помогать овладевать полезной информацией и т.д.

В шестидесятые годы прошлого века тверской киноклуб им. А. Довженко стал символом нарождавшегося школьного медиаобразования, в полном смысле слова педагогическим образцом. В Питере о нем был снят фильм «Мы довженковцы», о киноклубе рассказывалось по Центральному телевидению, в журналах «Искусство кино», «Советский экран», других столичных изданиях. Фамилия его руководителя стала в отечественном медиаобразовании столь же легендарной/знаковой/нарицательной, как, скажем, не побоюсь громкого сравнения, - фамилия Чкалов для авиации. Очень точно сказал о нем мой коллега В.Л.Полевой: «Есть такое понятие - идеал. Считается, что он, подобно мечте о совершенстве, недостижим. Олег Александрович Баранов в моих глазах - идеальный учитель кино. Он создал не просто хороший ребячий клуб поклонников кино, а образцовую модель детского самодеятельного творческого коллектива». Из каскада его экспериментов остановлюсь чуть подробнее на одном уникальном проекте - создание школьного киномузея.

Молодой учитель понимал, что ребят надо не просто погрузить в мир кино, а наглядно показать, что это серьезное дело, достойное того, чтобы его изучать в школе наравне с другими предметами. Он добивался, чтобы довженковцы поняли: кино - часть культуры XX века и одновременно ее исторический первоисточник. Казалось бы, давным-давно известны школьные художественные музеи (т.е. экспонирующие произведения искусства), литературные, природные, исторические и т.д. Но лишь О.А.Баранову пришла в голову идея соединить музейную педагогику с медиаобразованием. Ни в одном другом учебном заведении киномузея нет, даже во ВГИКе; во всяком случае не было, когда я там учился в шестидесятые годы в аспирантуре, а потом бывал на стажировках в 70-80-е годы.

Сейчас в систему единого образовательного, научного и воспитательного процесса в школах и вузах все более органично включается работа музеев. Так Олег Александрович организовывает музей в Тверском государственном университете, где успешно продолжается его педагогическая деятельность. В ТГУ он оборудовал (пожертвовав летним отдыхом) кабинет медиаобразования. Когда Олег Александрович прислал мне цветные фотографии кабинета, я понял, что мечта о киномузее близка к осуществлению. Оформление кабинета напоминает музейную экспозицию: стенды с кадрами из фильмов, с портретами кинематографистов, а под ними - выставка аудиовизуальной аппаратуры. И той, что облегчала учителю труд в прошлом, и современной. Олег

Александрович вновь первопроходец: о подобных кабинетах медиаобразования в других вузах что-то не слышно.

Вот так, благодаря подобным энтузиастам, в нашей стране возникло, развивалось и крепло новое направление педагогики - медиаобразование. В Совете по кинообразованию Союза кинематографистов во время его выездных сессий Олег Александрович знакомился с опытом коллег из других городов, делился своим. С благодарностью вспоминает он тех, кто стоял у истоков организации системы медиаобразования, помогал ему и другим педагогам-новаторам, которые на свой страх и риск вводили кинофакультативы в школах и вузах, руководили киноклубами:

- Много в моей жизни сделал Р.Н.Юренев, мой научный руководитель. Все отказывались от меня. Я в трех московских вузах сдавал кандидатские экзамены по специальности, а потом мне говорили, что не могут принять диссертацию к защите, т.к. в Совете нет специалистов по проблеме. И тогда Ростислав Николаевич вывел меня на защиту во ВГИК. Он стал моим другом, бывал вместе с женой у меня в гостях; я останавливался у него на ночлег, когда приезжал в Москву. Много для меня сделал и Н.А.Лебедев. Он был моим официальным оппонентом на защите диссертации. Я часто бывал у него дома, встречи с ним незабываемы. Большой вклад в становление кинообразования внесла Ю. И. Рубина, заведующая сектором театра и кино НИИ художественного воспитания. Будучи театроведом, она всячески способствовала первым шагам по внедрению кинообразования в школы и вузы. В ее секторе работала Адель Самуиловна Строева (Карасик), защитившая диссертацию по кинообразованию уже в пенсионном возрасте. Она первая приехала в Калинин и, увидев работу киноклуба, вывела меня на тропу обобщений, заставила выступать на конференциях. В том же секторе трудился Виталий Рудалев, отдавший много сил организационной работе нашего Совета. Именно Ю.И.Рубина пригласила в НИИ выпускника ВГИКа Ю. Н. Усова, который, став, кандидатом наук, сменил ее на посту заведующего сектором.

История нашего движения порой преподносится в розовом свете: сплошь успехи энтузиастов-трудоголиков, бескорыстно думающих лишь об общем деле. Однако, как писал Стефан Цвейг в книге «Врачевание и психика», «...Происходит то, что всегда: чуть только где-либо открывается доступ к новому, как вместе с серьезными исследователями проникает туда же целая свора любопытных, мечтателей, дураков и шарлатанов». С особой наглядностью это проявилось в конце 80-х годов, когда мы объединились в ОДК - Общество друзей кино, на которое посыпались всевозможные льготы и привилегии вплоть до депутатского места в Верховном Совете СССР...

Олег Александрович на протяжении полувековой педагогической деятельности служил для нас образцом противовеса любым попыткам

использования благородной идеи в личных интересах. Он оставался учителем кино на самом передовом участке медиаобразования: шел в класс и университетскую аудиторию. Он всегда и вел себя так, что и школьники, и студенты полностью ему доверяли и, если хотите, старались подражать. Обожаемый наставник любит кино? Мы тоже его полюбим!

Вполне закономерно, что отличник просвещения РФ, Заслуженный учитель России О.А.Баранов стал одним из ведущих теоретиков медиапедагогики. Он выступал с докладами по кинообразованию более чем на сорока научных конференциях, опубликовал около 100 работ, в том числе книги «Кинофакультатив в школе» (Калинин, 1973), «Художественный кинематограф в работе средней школы» (Калинин, 1977), «Экран становится другом» (М., 1979), «Кино во внеклассной работе школы» (М., 1980), «Фильм в работе классного руководителя» (Калинин, 1982), «Медиаобразование в школе и вузе» (Тверь, 2002) и др. Он ученый с мировым именем, две его монографии изданы в Киеве и Праге. Об истории создания последней надо сказать особо, ибо это трудная, но славная страница в биографии Олега Александровича. Ему слово:

- В 1971 году, когда чуть улеглись страсти в связи с вводом советских войск в Чехословакию, меня в университете назначили на общественных началах крепить дружбу между чехами и русскими. Я отвечал за безвалютный обмен студенческими группами (по 10 человек). Занимался этим делом 15 лет. Ежегодно бывал в Чехословакии - в педагогических и других институтах, в университете. Самой страшной была первая поездка, а потом всё встало на место. Удалось установить великолепные отношения на уровне настоящего праздника. Проводили совместные конференции. Я приобрел хороших друзей, некоторые до сих пор ездят ко мне в гости. Успех сопутствовал нам в 1989 году, когда по распоряжению тогдашнего руководителя Союза кинематографистов, известного режиссера Э.Климова (1933-2003) я уехал в Прагу на месяц для совместной работы над монографией по кинообразованию на философский факультет пражского Карлова университета...

Здесь, как видите, проявились организаторские способности Олега Александровича. Эта очень важная грань его таланта позволила нам выпустить учебное пособие «Фильм в воспитательной работе с учащейся молодежью» (Тверь, 2005). Я говорю «нам», имея в виду свое соавторство. Весь тяжкий груз по изданию книги взвалил на свои плечи Олег Александрович; ему принадлежит и замысел, и претворение его в жизнь. Посмотрите на карту: где Тверь, а где Воронеж. Мы создавали общий труд по переписке, не встречаясь; но мой коллега организовал почтовый мост между нашими городами, и мы справились.

О.А.Баранову принадлежит крылатая фраза: «В начале шестидесятых годов педагоги становились искусствоведами, а

искусствоведы - педагогами». В ту пору и пересеклись наши пути. Мы пришли к общему делу с противоположных отправных пунктов, нас объединило ключевое прилагательное «трудный». Молодой учитель искал новые формы работы с «трудным» подростком. И сделал выбор: кино. Начинающему критику было больно наблюдать, что талантливые фильмы остаются невостребованными, т.к. публика их не понимала и не принимала. Появился даже термин «трудный» фильм. Вывод простой: зрителей (в первую очередь молодых) надо готовить к восприятию подобных произведений. Нас объединила идея воспитания «трудных» подростков с помощью «трудных» (читай: хороших) фильмов. Для этого мы должны были стать учителями кино, давать уроки киноискусства.

Мы начинали буквально с нулевого цикла - на пустом месте. В нашем распоряжении не было ни фильмотек (до видео еще было далеко), ни пособий, ни учебников. Одно из дополнительных препятствий -негативное отношение коллег-педагогов и руководства: учащиеся-де и так перегружены! Мы надеемся, что наше учебное пособие, в котором делимся своим опытом, поможет всем тем, кто рискнет пойти по нашим стопам, преодолевать эти (и множество иных!) трудностей. В сжатой форме книжица рассказывает будущим учителям кино, что такое фильм как произведение искусства, как средство воспитания, как помощник педагога.

Олега Александровича привлекают самые актуальные проблемы, «болевые точки» средней и высшей школы. В 2006 году он подготовил к публикации новое учебное пособие «Творческие работы студентов». Основные источники знаний для студентов - аудиторные занятия и их самостоятельная деятельность. Как добиться, чтобы наши питомцы не были пассивными? Ведь лекции и семинары, не подкрепленные творческой деятельностью самих студентов, их самообразованием и самовоспитанием, окажутся малорезультативными. Проблема осложняется тем, что творческая работа студентов опосредована профессионализмом педагога, а тот в свою очередь зависим от заинтересованности слушателей курса, их подготовки к обучению в вузе, интеллектуальных, эстетических потребностей и возможностей, от многих иных качеств личности. Особенно ощутима эта взаимозависимость в таком новом направлении педагогики как медиаобразование.

В этом отношении слушателям спецкурсов профессора О.А.Баранова (а он продолжает трудиться и в школе) повезло: у них идеальный преподаватель. Повезло и нам, медиапедагогам, что у нас есть коллега, на которого можно и нужно равняться. Именно про таких говорят: человек на своем месте.

В заключение - размышления О.А.Баранова о судьбе кинематографа в наше время, о его взаимоотношениях с подрастающие поколением:

- Кино играет огромную роль в жизни молодого человека, но рядом с ним должен встать учитель, который поможет ему увидеть, почувствовать киноискусство. Сейчас и студенты, и ученики школы (причем самых разных возрастов) с большим интересом воспринимают «старые» фильмы, многие из которых - подлинные произведения искусства. Их привлекает в киноклассике программа нравственного становления героя. С особым удовольствием ребята смотрят фильмы школьной тематики. Они узнают себя, понимают, что есть непреходящие ценности, которые не зависят от времени. Современные студенты и школьники более критичны. Телевидение выработало у них определенный стереотип восприятия, стереотип героя. Молодежь нечасто сталкивается с подлинным искусством, она зомбируется ТВ. Иногда у меня самого в голове длительное время звучат глупые рекламные фразы о пользе той или иной жвачки... Души современных ребят закрыты. Нужно найти ключ, чтобы открыть их. И знаете, хорошие фильмы мне помогают это сделать. Теперь студенты научились сами видеть и ставить проблемы. Я пытаюсь выстроить работу классного руководителя, его систему через факультатив «Кино и молодежь». Получается. В 60-е годы души ребят не были замусорены телеэкраном, воспитанники были готовы идти вместе с тобой на край света. У сегодняшних ребят надо сначала убрать попсовую шелуху. Это сложно, но, на мой взгляд, возможно за счет произведений высококлассного киноискусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.